Про заболевания ЖКТ

Тема «Путешествие в подводный мир».

Программное содержание:

Закрепить представления детей о многообразии обитателей подводного мира. Познакомить с возможностью использования разнообразного материала для создания художественного образа.

Формировать коммуникативные навыки, опыт сотрудничества и сотворчества.

Материал к занятию:

Ноутбук или мультимедийная установка,

Презентация «Подводный мир»;

Игрушка Лунтик; мультфильм про Лунтика
Аудиозапись Шум моря;

Декорация «подводная лодка»

Коробка для оформления морского дна, камушки, готовые водоросли, кораллы, веточки деревьев залепленные пластилином, картон залепленный желтым пластилином, расчески, кисти, салфетки, баночка с водой, гуашевые краски бумага, бусины, бисер, пайетки, соленое тесто, формочки для печенья, скалки, стеки, доски для лепки, клеенка, степлер.

Ход занятия.

Однажды, на Луне родился малыш.

Я родился!

Кто это говорит? Где он? Пойдемте, поищем.(Лунтик сидит возле магнитофона). Ах, вот он где. Давайте присядем и узнаем, зачем он к нам пожаловал этот лунный гость.

Говорю от лица Лунтика.

Здравствуйте ребята,

Меня зовут Лунтик

Я живу на луне и

знаю всех её жителей и обитателей

А ещё я часто бываю на земле

И знаком с её жителями

На земле у меня есть много друзей

Вы их знаете?

У меня и моих друзей есть мечта

Мы хотим познакомиться

С обитателями подводного мира

Вот для этого я к вам и прилетел.

Вы мне сможете помочь?

Конечно Лунтик, и расскажем, и покажем,

и даже сделаем поделки для твоих друзей

Ребята, а вы сами знаете подводных жителей?

Вы бывали на морском дне?

Вот это проблема!

Что тогда мы расскажем Лунтику о подводном мире?

Подумайте, как мы можем получить такие знания?

Ничего не придумали?

Ну, хорошо, у меня для вас есть подсказка

Посмотрите, на эту схему на ней вы увидите подсказку с помощью чего можно узнать о подводном мире.

Посмотрите на схемы, на них вы увидите подсказки.

С помощью чего можно узнать о море, о морских обитателях? (подумать самостоятельно, посмотреть и прочитать книги, спросить у взрослого, посмотреть в интернете или в телевизоре).

А я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира. Вы согласны?

Как вы думаете, на чем можно туда попасть?

Я хочу вам предложить поплыть на подводной лодке. Вот она уже пришвартована.

Ну, что Лунтик, а ты поплывешь с нами?

Занимайте места. Я капитан, а вы мои матросы. Улыбнитесь друг другу и пожелайте приятного путешествия! В нашей лодке мы можем только впереди увидеть, кто живет в подводном царстве. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её. На счет три – погружаемся. Закройте глаза и считайте громко до трех. (Дети считают до трех. Звучит шум моря).

Вот уже и слышен шум моря. Мы с вами погружаемся в подводное царство. Откройте глаза. Появляются первые обитатели.

Прямо по курсу

Через море океан,
Плывет чудо – великан.

Кто это? Правильно, это кит, как-будто большой пароход.

Видите, там, вдали подставляя людям спины

В море нас спасут… (Дельфины). Озорные, веселые рыбки. Вон как резвятся.

Держим курс на юг. Ребята, а вы видите, кто это там плывет навстречу? Узнали?

Да, это же злобная акула. Посмотрите, Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда. Вы её боитесь? А ты Лунтик? Что-то страшновато. Давайте - ка скорее отсюда уплывем, не хочется попасть ей в пасть.

Посмотрите, сколько разных красивых рыбок. Какого они цвета? Да морские рыбки бывают разной окраски: желтые, синие красные, полосатые пятнистые, серебристые…

Посмотрите, как красиво. Что это? Что вам напоминают? На что похоже? На кусты, на деревья, как будто лес только под водой. Ребята, это кораллы. Они бывают разные в разных морях и океанах.

А это что такое вы знаете? Правильно это водоросли. Водорослями питаются рыбы.

Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.

А вы помните конька горбунка из сказки, хвост и грива есть. Такие смешные

Ребятки, а это кто? Вы знаете? Осьминог. А почему его так назвали, кто-нибудь знает? Оказывается у него восемь ног.

Я кого –то вижу на дне, отгадайте загадку кто это?

Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.

Конечно это морская звезда. Сколько у неё лучей? Пять. Какого цвета? Правильно красного.

Мы с вами много увидели морских обитателей. Может быть, нам пора уже возвращаться? Ой, что это такое? Кажется пещера.

Поплывем в неё или вернемся в детский сад? Или вы боитесь? Нет. Тогда поплыли. Там так, наверное интересно.

Ой, куда мы попали, да это же сказочную пещеру. Ребята поплывем в пещеру? В чем можно погрузиться под воду?

Можно надеть костюмы аквалангистов. А Лунтик под водой, может и без акваланга находиться. А вы выходите ко мне, давайте мы с вами их оденем. Одеваем, тяжело натягиваются, на ноги, на руки, не забудьте надеть маски, ласты, акваланги за спину. Попробуем подышать. Легко дышится? Тогда поплыли. Посмотрите ребята, тут, что-то написано.

–Кто-нибудь из вас умеет читать? Да, здесь написано сказочная подводная мастерская. Письмо какое –то. В нем написано, что в пещеру мы можем попасть, как только совершится волшебство. Злая каракатица заколдовала вход в пещеру и хозяйку пещеры, а мы сможем войти, если узнаем в этой кляксе хозяйку мастерской.

Давайте думать, на кого похожа клякса? Кто бы мог быть хозяйкой мастерской?

Что же можно такое дорисовать и где, чтобы догадаться?

Как вы думаете, могла бы быть это золотая рыбка?

Подойдите к мольберту. Посовещайтесь друг с другом, кто из вас будет рисовать, можно вдвоем. Не стесняйтесь, возьмите кисти и краски и начинайте рисовать. Пофантазируйте, какая она золотая рыбка? А остальные могут советовать. Лунтик может быть ты, что-нибудь посоветуешь? Можно нарисовать корону.

Как вы думаете, мы справились с заданием? Попробуем зайти? Ворота открываются. Тогда идемте вперед в пещеру. Сколько здесь фотографий обитателей морского царства. Они вам знакомы? Да здесь есть и те, которые повстречались нам в пути.

Сколько здесь разных материалов. Мы же обещали с вами помочь Лунтику?

Давайте вспомним, что есть на морском дне? Песок, камни, ракушки, водоросли. Вот я и предлагаю вам оформить вот эту коробку, под морское дно. Дно неровное в море, Аня расческа сделает бороздки, а ты Коля, посыпь песок, остальные возьмите, камни, ракушки и разложите, там, где хотите по дну коробки. А вот это что такое? Что напоминает? Водоросли. А водоросли есть в подводном мире? Давайте их тоже сюда поместим. Не забывайте нам нужно все делать быстро, а то нам не хватит воздуха. Торопитесь.

Кого еще здесь не хватает? Рыбок, морских звезд. Пойдемте посмотрим, из чего мы можем их сделать.

Интересно, что это такое? Посмотрите, потрогайте. Похоже на пластилин. А вы знаете, что это? Мне кажется это цветное соленое тесто. Каких цветов тесто здесь есть? Таким оно получается, если сразу в него добавить такую краску, которая вам необходима. А простое соленое тесто вот такое, потому что там только мука, соль и вода. Мне нравиться из него различные поделки делать. А вы хотите попробовать сделать из теста рыбок, морских звезд? Так давайте сделаем для Лунтика морских обитателей.

Кого бы вы хотели сделать? (Спросить каждого ребенка). Морскую звезду можно сделать обычным способом, раскатать комочек теста в шар, сплющить между ладоней и вытянуть в стороны пять лучей. Но можно сделать по- другому, раскатать тесто скалкой и вырезать формочкой для печенья ил просто стекой. Таких звезд можно украсить по- разному. Посмотрите, что есть на столе. Чем бы вы хотели украсить? Можно бисером, крупами, семечками, а лучше посыпать манкой или песком.

Ребята, после того, как слепишь из теста поделку, её нужно просушить. Чем тоньше тесто, тем быстрее поделка высохнет. Вот поэтому я предлагаю сделать, сначала заготовку из фольги, а потом уже облепить её тестом. (Показываю и объясняю, как это делается).

Мы много их видели пока, плыли на лодке. Давайте вспомним, каких обитателей мы встречали в пути?

Кто хочет попробовать сделать морских звезд? Посмотрите, Лунтик загрустил. Неужели он одних звезд будет показывать друзьям. Давайте ты… будешь делать морскую звезду. А остальные будет делать различных рыбок?

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа.

Ну, а теперь можно заселить и наших обитателей. Ребята, мне кажется здесь ещё чего то не хватает? Что это вам напоминает? Кораллы. А давайте мы их украсим стеклярус, бисером, чтобы они были, как настоящие. Давайте и рыбку не забудем, которую расколдовали. Вот сюда её поместим. Лунтик посмотри, какая красота получилась.

Ребята, все получилось, что вы задумали? А что не получилось? Почему? Для кого мы делали морское дно и обитателей?

Нам пора уже возвращаться в детский сад. Ну, тогда занимайте места в подводной лодке. Приготовились к всплытию. Закрыли глаза и считаем до трех. Вот мы уже и вернулись. Давайте и нашим гостям покажем, какая красота у нас получилась.

Подписи к слайдам:

Через море океан Плывет чудо - великан

Подставляя людям спины В море нас спасут…

Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он - "морской бандит".

Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг …

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - …

Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет.


НОД Познание. Исследовательская деятельность.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»
(для детей подготовительной группы)
Автор: Жулина Любовь Васильевна, МБДОУ Детский сад № 35 г. Энгельса Саратовской области, воспитатель детского сада.


Цель:
1. Продолжать и расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении.
2. Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.
3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной посудой (стеклышки, пробирки).
4. Работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
5. Активизировать умственные способности детей через головоломки, рассказывание по схеме.
6. Воспитывать потребность детей в общении с живой природой,повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения.

Словарная работа: актиния, Мировой океан, кристаллы, выпаривание.
Активизация словаря: морские обитатели, кораллы, морская соль.
Материалы и оборудование: глобус, «подводные» маски для каждого ребенка, грамзапись (шум моря), схемы опытов, держатель, спиртовка, черный экран, пипетка, стекла, куриные яйца, морская соль, аквариум, рыбка из пенопласта, нефть, стеклянные трубочки, тазик, сочки, осьминожки - сувениры.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, карты, оборудования для проведения опытов с морской водой; обитателей подводного мира на иллюстрациях; чтение произведений: Коллин Пэйни «Приключения маленьких дельфинов», Б.Заходер «Отшельник и Роза», «Кто в домике живет?». Проведение опытов экспериментов с водой. Наблюдение за рыбками (как они дышат, питаются, плавают).
Ход занятия:
Дети входят в зал (занавес закрыт).
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода.
Воспитатель: А что это? (показываю на глобус) (Глобус)
А что он изображает? (Модель Земли)
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой). Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).
Воспитатель: Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера). Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т.д.). Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т.д.).
Воспитатель: Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир, для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте: «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие).
Воспитатель: А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами).
А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны). И так, надеваем маски, ласты, кислородные баллоны и погружаемся на морское дно (звучит музыка, открывается занавес и детей встречает царь – Нептун с осьминожками).
Нептун: «Я пучины повелитель
Грозный царь соленых вод.
И хотите, не хотите
Только дальше извините
Вы и шагу не сделаете вперед».
Воспитатель: Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство, чтобы познакомиться с твоими владениями.
Нептун: А что вы знаете о моем царстве? (дети рассказывают о 2-х рыбах: морском коньке и морском петухе; затем о водорослях, дельфине, а остальных обитателей просто называют: рыба-молот, рыба-пила, рыбы-прилипалы, скаты).
Нептун: А теперь разгадайте головоломку. Морской художник специально перепутал части тела у обитателей морского дна. (дети подходят к фланелеграфу, на котором находятся: морской конек, акула, креветка, рыба-молот). Вы должны это исправить. (дети исправляют ошибку).
Нептун: Вы исправили ошибку моего художника. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. (Нептун по схеме рассказывает, что на морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет).
Нептун: А вот мое следующее задание. Расскажите о том, что изображено на этих иллюстрациях? (дети рассказывают о морской звезде, что она любительница устриц. Передвигается на своих лучах с присосками. У нее 5 лучей, рот может быть расположен в центре тела с нижней стороны).
Нептун: А что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная).
Я вам, ребята, предлагаю пополоскать рот морской водой (поласкают). Действительно, морская вода соленая на вкус. В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая. (дети проходят в лабораторию, где на столах все необходимое для опыта).
Опыт: (проводит Нептун).
Разделение однородной смеси – соль + вода методом выпаривания.
Для эксперимента нам понадобится следующее оборудование: спиртовка, держатель, фарфоровая чашка для выпаривания, черный экран, лупа, стекла.
1 этап. – Выпаривание. Закрепляем держатель на чашке для выпаривания, наливаем немного морской воды, зажигаем спиртовку и начинаем нагревание. В процессе выпаривания, вода испаряется, а кристаллики соли остаются на дне чашки.

ВНИМАНИЕ! Чтобы погасить пламя горелки, ни в коем случае нельзя дуть на огонь.

Взяв специальный колпачок, накрываем пламя. Горение прекратилось.
Вывод: При выпаривании морской воды, вода испарилась, а осталась морская соль.
Нептун: Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы (дети рассматривают). На что они похожи? (на сахар, иней и т.д.).
Какого цвета? (белого)
Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т.д.)
Имеют ли запах (нет).
2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая стеклянной палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились).
Вывод: У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т.д.).
Нептун: а теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотел бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).
Эксперимент (по схеме).
1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т.к. яйцо тяжелое.
2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.
Нептун: какие вы молодцы, выполнили все мои задания.
Воспитатель: Морской царь, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Нептун: подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы. Сейчас я вам покажу, как это происходит.
Опыт с нефтью.
Нептун: Это модель моря (показывает на аквариум с прозрачной водой, на дне рыбка из пенопласта, придавленная грузом). Представьте себе, что в море попала нефть (при помощи стеклянной трубочки Нептун набирает нефть и капает несколько капель на поверхность «моря»).
Нептун: Посмотрите, образовалась пленка, покрывая всю поверхность «моря». Кислород теперь не поступает вглубь «моря». Нашей рыбке стало тяжело дышать на глубине и она стала всплывать на поверхность (убирают груз и пенопластовая рыбка всплывает, погибает).
Нептун: что можно сделать, чтобы очистить воду от нефти? (дети предлагают способы: можно промокнуть многослойной салфеткой, собрать сачком с фильтром или же стеклянной трубочкой. Затем дети берут стеклянные трубочки и собирают нефть с поверхности воды).
Нептун: мы на этом маленьком опыте предотвратили экологическую катастрофу.
Воспитатель: Дети, а если бы вы были волшебниками, чтобы вы сделали, чтобы не загрязнялись водные просторы, чтобы вода была в водоемах чистая, полезная? (не бросать мусор, не мыть машины около водоемов и т.д.).
Воспитатель: воду надо беречь. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Нептун: Спасибо вам друзья мои за все. Эти осьминожки вам, помните обо мне и моих обитателях (он дарит им «осьминожек» и макет морского дна с его обитателями). Дети благодарят Нептуна и отправляются в детский сад.

Познавательное занятие. Подготовительная группа.

«Путешествие в подводное царство».

Цель: формировать представление о воде, о том, что она – составная часть всех живых организмов.

Задачи:

Образовательные: учить различать по внешнему виду и правильно называть рыб, обитающих в океанах и реках. Закреплять особенности строения рыб, их названия.

Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, наблюдательность, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа:

Фильтр – прибор, устройство для очищения жидкостей.

Чешуя – мелкие пластинки, расположенные на поверхности так, что каждая тесно прикрывает край соседней.

Оборудование: 2 баночки (одна пустая, другая с водой и маслом); фильтр (салфетка, вставленная в воронку); карточки с изображением морских и речных рыб, животных; аудиозапись шума моря.

Ход занятия.

Организационный момент:

Детям предлагается отгадать загадки:

1.Кругом вода, а с питьём – беда? (море)

2.Крылья есть,а не летает, ног нет,а не догонишь? (рыба).

Входит Морской царь.

Беседа:

Здравствуйте! Я – владыка подводного царства. Посмотрите на глобус. Какой краски на нём больше всего?

Что голубым цветом изображено на глобусе?

Расскажите, кому и зачем нужна вода?

Какая вода в море? (солёная)

А в реках и озёрах вода какая? (пресная)

Как приспособлено тело рыбы к жизни под водой?

Дети рассказывают о строении рыб.

Чем покрыто тело рыбы?

Чешуя –это мелкие пластинки, расположенные на поверхности рыбы так, что каждая прикрывает край соседней.

Чем питаются рыбы? (другими рыбами, водорослями)

С помощью чего рыбы дышат? (жабр)

Каких вы знаете рыб? Назовите их.

Как называется детёныш рыб, из чего он выводится? (малёк, из икринок)

Правильно. В последнее время над водой нависла угроза загрязнения. Давайте наведём порядок в подводном мире.

Поправьте маски, акваланги. Погружаемся! Давайте очистим дно морское.

(дети собирают со «дна» пакеты, банки, бутылки).

Молодцы! Спасибо огромное! А теперь мы отправляемся в мою лабораторию. Здесь мы будем очищать воду. В последнее время корабли часто терпят крушения, на поверхность воды попадает нефть. Всё живое погибает в грязной воде. Надо спасать морских обитателей!

Опыт.

Рассмотрите ёмкость с водой. Что видите на поверхности?

Можно ли масло растворить в воде?

С помощью чего можно очистить воду от масла? Из чего можно сделать самый простой фильтр? (из бумаги или картона в виде воронки).

Дети выполняют опыт.

Получилось? Какой стала вода? Куда делось масло?

Вода в море стала чистой, теперь мы сможем рассмотреть обитателей морского дна. Отгадайте загадки о морских обитателях:

1 - Через море – океан плывет огромный великан

И с судна видит капитан: на великане бьет фонтан.(кит)

2. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок: рыбок друг – (морской конек)

3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я – (осьминог)

4. Не кузнец, а с клещами? (краб)

5. Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет. (морская звезда)

6. Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода.(медуза)

(по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением на мольберт) .

Физкультминутка: «Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три.

На месте морская фигура замри.

Ребята, подплывайте к камням, присаживайтесь. Что-то очень тихо. Где же мои рыбы? Может они спрятались под камни?

Дети достают карточки с изображением речных и морских рыб.

Мне кажется, что некоторые рыбы перепутали среду обитания. Давайте речных рыб поселим в водорослях зеленого цвета, а морских – синего. Каждый вид рыб может выжить только в своей среде.

Молодцы! Пора вам на берег. Что вам больше всего понравилось?

ЗАПОМНИТЕ: беречь воду – значит, беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы!


Марина Горохова
Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

тема «Путешествие в подводный мир »

для подготовительной к школе группе

Подготовила

Воспитатель подготовительной группы

Горохова Марина Михайловна

Интеграция : коммуникация, социализация, труд, физическая культура, музыка.

Программное содержание :

Обучающие задачи :

Продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностями, внешнем виде, питании, передвижении;

Ввести понятия «мировой океан» , «актиния» ;

Обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями : модель Земли, морские обитатели, кристаллы;

Познакомить детей со свойствами морской воды : отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.

Развивающие задачи :

Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Развивать познавательные процессы;

Развивать внимание и наблюдательность;

Формировать умение договариваться в процессе совместной деятельности.

Воспитательные задачи :

Воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения;

Воспитывать уважение к друг другу в процессе совместной деятельности.

Материалы и оборудование :

Магнитная доска, магниты;

Изображение морских обитателей;

Баночки с водой, крупная соль, 2 яйца, палочки;

- «мусор» и 2 корзины для эстафеты;

Магнитофон с записью шума моря;

Сладкие призы.

Предварительная работа.

Рассматривание глобуса, карты, создание выставки рисунков, поделок, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир » , беседы «Морские обитатели» , чтение художественной литературы Э. Танасийчук «Нефть в море» , «Отчего погибли киты» , Б. Сахарнов «Кто в море живет» .

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень интересно путешествовать по родной стране , но на свете есть и другие страны, где живут такие же мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Как она называется? (Земля) .

Какую форму имеет Земля? (шара)

Послушайте загадку :

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и мал и стар,

Что она – большущий шар. (Земля)

Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. А как вы думаете, почему Земля из космоса видна в голубом цвете? (Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода).

Отгадайте следующую загадку :

На ноге стоит одной,

Кружит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

Воспитатель : А что он изображает? (Модель Земли)

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой) . Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой) .

Воспитатель : Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера) . Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.

Воспитатель : Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т. д.) . Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т. д.) .

Воспитатель : Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты.

Воспитатель : Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир , для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте : «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие) .

Воспитатель : А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами) .

А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны) . И так, надеваем маски и погружаемся на морское дно.

Золотая Рыбка : «Я дочь повелителя

Грозного царя соленых вод

Вы и шагу не сделаете вперед».

Воспитатель : Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство , чтобы познакомиться с твоими владениями.

З. Р.: А что вы знаете о моем царстве ? (дети рассказывают) .

З. Р.: А теперь разгадайте мои загадки про обитателей морского дна, я вам буду показывать изображения, а вы называйте морских обитателей и расскажите, что вы о них знаете (показывает изображения морской конек, акула, рыба-молот, дельфин, рыба-еж, морской еж, рыба-дракон, осьминог).

Дети называют морских обитателей и рассказывают о них.

З. Р. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные. Кто знает, как они называются? (актинии) . «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет. Только одна рыбка может дружно жить с актинией, кто из вас знает какая?

Воспитатель : Ребята, давайте расскажем Золотой Рыбке, какие виды воды мы знаете?

Дети называют (дождевая, ключевая, пресная, морская, питьевая, чистая, родниковая, речная, колодезная, минеральная, газированная)

З. Р.: Молодцы, ребята!

Физ. минутка

Воспитатель : Предлагаю всем поиграть.

Игра «Капельки, ручеек, река, океан»

1,2,3 Ребята, повертитесь, покружитесь, в капелек превратитесь!

(Дети выходят на площадку) .

Воспитатель : Приготовились, капельки!

Из тучки на землю летите, играйте, прыгайте, веселитесь!

Надоело по одной капельке играть, возьмитесь за руки, теките ручейками быстрыми!

Собрались ручейки в одну большую полноводную реку, плывут, путешествуют Капельки в реке (ходят одной длиной цепочкой) .

Добралась река до океана могучего и растворилась в нем (дети ходят по кругу)

Согрелись Капельки под жаркими лучами Солнца, и поднялись вверх к Тучке (накрыть детей большим покрывалом) .

Подул ветерок, поплыла Тучка с капельками к земле, к лесу зеленому с соснами высокими (дети передвигаются под покрывалом) .

А тут и вечер наступил, опустилась Тучка вниз и в туман превратилась (дети приседают) . Присядьте, Капельки, отдохните, поспите и послушайте музыку моря.

Звучит музыка.

З. Р. Ребята, что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная) .

В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая (дети садятся за столы, где все необходимое для опыта) .

З. Р.: Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их (дети рассматривают) . На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) .

Какого цвета? (белого)

Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)

Имеют ли запах (нет) .

2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились) .

Вывод : У воды важное свойство : она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т. д.) .

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира : и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт.

1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т. к. яйцо тяжелое.

2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая, ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.

З. Р.: Какие вы молодцы, выполнили все мои задания.

Воспитатель : Золотая Рыбка, спасибо тебе, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

З. Р.: Подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Кто знает, что происходит в таком случае с морем? (Дети отвечают : Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы).

З. Р.: Много лет я в море живу, но терпеть я больше не могу.

Засорили, замутили всю водицу. Разве будет в море кто водиться?

На дне его бутылки и рваные ботинки,

Бумага, тряпки, склянки, консервные банки ,

Гибнут растения, раки, рыбешки,

Вы помогите, друзья, хоть немножко.

Воспитатель : Ребята, поможем Золотой Рыбке?

Дети отвечают.

Ребенок : Вода – это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Давайте же воду все будем беречь

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится, может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель : Золотая Рыбка, ребята, посмотрите, как же засорилось наше море! Сейчас мы очистим его от мусора. Ребята, выходите, море от грязи освободите!

Проводится игра-эстафета «Очисти море от мусора»

(на полу бумага двух цветов, дети по командам собирают «мусор» в корзину, выигрывает та команда, чей «мусор» будет быстрее собран).

З. Р.: Спасибо, ребята! Вы очень дружные, помогли моему морскому царству . Давайте дружно дадим обещанье, что будем беречь нашу планету от мусора.

Дети хором : Обещаем!

З. Р.: Ребята, мне пора домой, а вам за знания и помощь я отдаю морской клад, будьте дружными. До свидания (уходит) .

Воспитатель : Ну и нам пора подниматься с морского дна. Присели, оттолкнулись ножками от дна, плывем к поверхности, выплыли. Давайте посмотрим, что нам за клад Золотая Рыбка приготовила (открывает сундук и раздает детям сладости) .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: