Про заболевания ЖКТ

И правильно понимать читаемое, уметь читать и понимать небольшие тексты и уметь писать простейшие слова и предложения .

Появление букваря на восточно-славянских землях относится к XVI веку . Первое подобное издание «Наука ку читаню и розуменю писма словенскаго» было издано Лаврентием Зизанием в Вильно в 1596 году . А первая в мире книга под названием «Букварь» была издана 24 июля 1618 года в типографии виленского Свято-Духова православного братства в городе Евье в Великом княжестве Литовском .

    Votskij bukvar.jpg

    Удмуртский букварь. 1898 год. («Букварь для вотскихъ дѣтей»)

Напишите отзыв о статье "Букварь"

Литература

  • Букварь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Букварь // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • От азбуки Ивана Фёдорова до современного букваря: ( -) / Составители: В. П. Богданов, Г. В. Карпюк; Авторы текста: В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк; Художники: В. П. Богданов, Е. Е. Смирнов; Фотограф: Д. В. Белоус.. - М .: Просвещение , 1974. - 240 с. - 15 000 экз. (в пер., суперобл.)

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Букварь

– Спасибо вам... – прошелестел её тихий голос. – Спасибо за добро... и за свободу. Я буду помнить вас.
Она начала плавно подниматься по светящемуся каналу.
– Прощай Дамиана... Пусть твоя новая жизнь будет счастливой и светлой! Ты ещё найдёшь своё счастье, девочка... И найдёшь хороших людей. Прощай...
Её сердце тихо остановилось... А исстрадавшаяся душа свободно улетала туда, где никто уже не мог причинять ей боли. Милая, добрая девочка ушла, так и не узнав, какой чудесной и радостной могла быть её оборванная, непрожитая жизнь... скольких хороших людей мог осчастливить её Дар... какой высокой и светлой могла быть её непознанная любовь... и как звонко и счастливо могли звучать голоса её не родившихся в этой жизни детей...
Успокоившееся в смерти лицо Дамианы разгладилось, и она казалась просто спящей, такой чистой и красивой была теперь... Горько рыдая, я опустилась на грубое сидение рядом с её опустевшим телом... Сердце стыло от горечи и обиды за её невинную, оборванную жизнь... А где-то очень глубоко в душе поднималась лютая ненависть, грозясь вырваться наружу, и смести с лица Земли весь этот преступный, ужасающий мир...
Наконец, как-то собравшись, я ещё раз взглянула на храбрую девочку-ребёнка, мысленно желая ей покоя и счастья в её новом мире, и тихо вышла за дверь...
Увиденный ужас парализовал сознание, лишая желания исследовать папский подвал дальше... грозясь обрушить на меня чьё-то очередное страдание, которое могло оказаться ещё страшней. Собираясь уже уйти наверх, я вдруг неожиданно почувствовала слабый, но очень упорный зов. Удивлённо прислушиваясь, я, наконец, поняла, что меня зовут отсюда же, из этого же подвала. И тут же, забыв все прежние страхи, решила проверить.
Зов повторялся, пока я не подошла прямо к двери, из которой он шёл...
Келья была пустой и влажной, без какого-либо освещения. А в самом её углу, на соломе сидел человек. Подойдя к нему ближе, я неожиданно вскрикнула – это был мой старый знакомый, кардинал Мороне... Его гордое лицо, на сей раз, краснело ссадинами, и, было видно, что кардинал страдал.
– О, я очень рада, что вы живы!.. Здравствуйте монсеньёр! Вы ли пытались звать меня?
Он чуть приподнялся, поморщившись от боли, и очень серьёзно произнёс:
– Да мадонна. Я давно зову вас, но вы почему-то не слышали. Хотя находились совсем рядом.
– Я помогала хорошей девочке проститься с нашим жестоким миром... – печально ответила я. – Зачем я нужна вам, ваше преосвященство? Могу ли я помочь вам?..
– Речь не обо мне, мадонна. Скажите, вашу дочь зовут Анна, не так ли?
Стены комнаты закачались... Анна!!! Господи, только не Анна!.. Я схватилась за какой-то выступающий угол, чтобы не упасть.
– Говорите, монсеньёр... Вы правы, мою дочь зовут Анна.
Мой мир рушился, даже ещё не узнав причины случившегося... Достаточно было уже того, что Караффа упоминал о моей бедной девочке. Ожидать от этого чего-то доброго не было ни какой надежды.

БУКВАРЬ - учебник для первоначального обучения грамоте.

Воз-ник как по-со-бие для об-уче-ния русскому и цер-ков-но-славянскому язы-ку; позд-нее раз-ра-бо-тан для язы-ков на-ро-дов СССР и других.

Впер-вые сло-во «Букварь» поя-ви-лось в названии учеб-ни-ка для обу-че-ния гра-мо-те («Бу-к-варь язы-ка сла-вен-ска, пи-са-ний чте-ния учи-ти-ся хо-тя-щим в по-лез-ное ру-ко-во-же-ние», Евье, 1618). Основные струк-тур-ные зве-нья букваря - бу-к-вы, бу-к-во-со-че-та-ния, сло-ги, циф-ры, грам-ма-тические све-де-ния, тек-сто-вые и ил-лю-ст-ра-тив-ные ма-те-риа-лы, схе-мы, таб-ли-цы, а так-же об-ра-ще-ния к де-тям и на-став-ле-ния, фор-ми-рую-щие у уче-ни-ков нор-мы по-ве-де-ния и взаи-мо-от-но-ше-ний ме-ж-ду стар-ши-ми и млад-ши-ми.

Пер-во-пе-чат-ные буквари цер-ков-но-славянского языка поя-ви-лись у южных сла-вян, это бы-ли гла-го-ли-че-ские бу-к-ва-ри цер-ков-но-славянского языка в хорватской ре-дак-ции, пред-на-зна-чен-ные для ка-то-ли-ков. Пер-вый та-кой букварь был из-дан в 1527 году в Ве-не-ции. В от-ли-чие от других пер-во-пе-чат-ных букварей, в ко-то-рых ил-лю-ст-ра-ции прак-ти-че-ски не встре-ча-ют-ся, ве-не-ци-ан-ский букварь ук-ра-шен 35 гра-вю-ра-ми. В Рос-сии пред-ше-ст-вен-ни-ка-ми букваря бы-ли аз-буч-ные таб-лич-ки, бе-ре-стя-ные гра-мо-ты, учеб-ные аз-бу-ков-ни-ки.

Пер-вым пе-чат-ным букварем на цер-ков-но-славянском языке в русской ре-дак-ции ста-ла «Аз-бу-ка» Ива-на Фё-до-ро-ва, на-пе-ча-тан-ная в 1574 году во Льво-ве. По-стро-ен-ная на ос-но-ве бу-к-во-сла-га-тель-но-го спо-со-ба обу-че-ния гра-мо-те аз-бу-ка вклю-ча-ла об-ра-бо-тан-ные ав-то-ром тек-сты из Биб-лии (для чте-ния), адап-ти-ро-ван-ный аз-буч-ный ак-ро-стих, тек-сты мо-литв, от-рыв-ки из прит-чей - для за-кре-п-ле-ния на-вы-ков чте-ния и пись-ма, а так-же со-ве-ты по вос-пи-та-нию. Рас-по-ло-же-ние ал-фа-ви-та - в пря-мом и об-рат-ном по-ряд-ке, враз-бив-ку, по вер-ти-ка-ли - по-зво-ля-ло раз-ви-вать мо-тор-ную и зри-тель-ную па-мять уча-щих-ся. Идеи Ива-на Фё-до-ро-ва лег-ли в ос-но-ву «Аз-бу-ки» Л. Зи-за-ния (Виль-но, 1596). В ней об-ра-ща-лось вни-ма-ние на зву-ко-вой со-став сло-ва - фо-не-ти-ку, со-дер-жал-ся тол-ко-вый сло-варь «Лек-си-ка…», при-во-ди-лись на-чаль-ные све-де-ния по гео-гра-фии, ис-то-рии.

Пер-вым букварем, из-дан-ным в Мо-ск-ве, был «Бук-варь» В.Ф. Бур-цо-ва (Про-то-по-по-ва) (1634), ко-то-рый вклю-чал ма-те-ри-ал для обу-че-ния циф-рам и чис-ли-тель-ным, уде-лял боль-шое вни-ма-ние син-так-си-су, пунк-туа-ции, грам-ма-тическим све-де-ни-ям. В бук-ва-ре Си-ме-о-на По-лоц-ко-го (1679), стре-мив-ше-го-ся объ-е-ди-нить обу-че-ние гра-мо-те с при-ви-ти-ем уча-щим-ся по-чи-та-ния к хри-сти-ан-ско-му уче-нию, мо-ра-ли, го-во-ри-лось о поль-зе про-све-ще-ния.

В конце XVII века соз-да-ны пер-вые в Рос-сии ил-лю-ст-ри-ро-ван-ные буквари Ка-рио-на Ис-то-ми-на . Так называемый ма-лый букварь («Бу-к-варь в ли-цах», на-пи-саный в 1692 году, из-данный в 1694 году), оформ-лен-ный гра-вё-ром Л. Бу-ни-ным, опи-рал-ся на идею на-гляд-но-сти обу-че-ния. Вме-сто тра-диционных цер-ков-ных тек-стов он со-дер-жал «сти-хи нра-во-учи-тель-ны» о поль-зе зна-ния, уче-ния и тру-да. Ил-лю-ст-ра-ции (400) и тек-сты не-сли по-зна-вательную на-груз-ку, за-ни-ма-тель-ность из-ло-же-ния об-лег-ча-ла вос-при-ятие, ос-мыс-ле-ние и за-по-ми-на-ние учеб-но-го ма-те-риа-ла. Букварь со-дер-жал «Сло-во чи-та-те-лю», в ко-то-ром при-ве-де-ны све-де-ния о кни-ге, её на-зна-че-нии и свое-об-ра-зии, ре-ко-мен-да-ции по её ис-поль-зо-ва-нию. Букварь впер-вые был ад-ре-со-ван не толь-ко маль-чи-кам, но и де-воч-кам.

В 1701 году в Мо-ск-ве вы-шел букварь Фё-до-ра По-ли-кар-по-ва-Ор-ло-ва - один из по-след-них, зна-ко-мив-ших уча-щих-ся с ос-но-ва-ми ста-ро-славянского языка. В нём впер-вые вве-де-но со-пос-та-ви-тель-ное из-ло-же-ние учеб-но-го ма-те-риа-ла на славянском, греческом и латинском язы-ках. Но-вым бы-ло и вклю-че-ние в букварь трёхъ-я-зыч-но-го сла-вя-но-гре-ко-ла-тин-ско-го те-ма-тического сло-ва-ря, в ко-то-ром сис-те-ма-ти-зи-ро-ва-на спе-ци-аль-но ото-бран-ная лек-си-ка (сло-ва, даю-щие све-де-ния о зем-ле и лю-дях, их за-ня-ти-ях и по-треб-но-стях).

Бу-к-ва-ри второй половины XVII века со-дер-жа-ли по-го-вор-ки и по-сло-ви-цы, из-ре-че-ния фи-лосо-фов, об-раз-цы де-ло-вой пе-ре-пис-ки. В 1720 году вы-шел букварь Фео-фа-на Про-ко-по-ви-ча, на-пе-ча-тан-ный ки-рил-ли-цей (до 1724 года вы-дер-жал 12 из-да-ний).

Гра-ж-дан-ский шрифт впер-вые ис-поль-зо-ван в «Аз-бу-ке», вхо-див-шей со-став-ной ча-стью в «Юно-сти че-ст-ное зер-ца-ло» (1717). «Аз-бу-ка» А.А. Бар-со-ва (1768) со-дер-жа-ла, кро-ме мо-литв и за-по-ве-дей, об-ще-об-ра-зо-вательные све-де-ния о вре-ме-нах го-да, стра-нах све-та, го-су-дар-ст-вах и их сто-ли-цах, на-став-ле-ния. Аз-бу-ки и буквари XVII-XVIII веков со-став-ля-лись главным образом на ос-но-ве бу-к-во-сла-га-тель-но-го ме-то-да обу-че-ния гра-мо-те - толь-ко по-сле фор-ми-ро-ва-ния на-вы-ков чте-ния уча-щие-ся пе-ре-хо-ди-ли к пись-му.

В XIX веке зна-чи-тель-но из-ме-ни-лось ис-кус-ст-во дет-ской кни-ги. Поя-ви-лись до-ро-гие, кра-соч-но оформ-лен-ные буквари: «По-да-рок де-тям в па-мять 1812 года» (1814), «По-да-рок де-тям или но-вая Рос-сий-ская Аз-бу-ка…» (1815). По-ис-ки ра-цио-наль-ных приё-мов обу-че-ния от-ра-же-ны в «Аз-бу-ке» М. Гу-та (1820), в пер-вой час-ти ко-то-рой ав-тор да-вал ме-то-дические ре-ко-мен-да-ции, во вто-рой - тек-сты для уп-раж-не-ний. Ма-те-ри-ал из-ла-гал-ся по-уроч-но, пре-ду-смат-ри-ва-лось его по-вто-ре-ние и за-кре-п-ле-ние. Поя-ви-лись буквари, со-став-лен-ные по сло-го-во-му спо-со-бу обу-че-ния («Ве-ли-ко-леп-ная рус-ская аз-бу-ка. По-да-рок для до-б-рых де-тей», 1844; «Аз-бу-ка» А.М. Да-ра-ган, 1845); зву-ко-во-му ана-ли-тическому спо-со-бу («Рус-ская аз-бу-ка» В.А. Зо-ло-то-ва, 1860; «Аз-бу-ка для кре-сть-ян-ских де-тей» Ф.Д. Сту-дит-ско-го, 1860) и др.

Важ-ней-шее на-прав-ле-ние в раз-ви-тии русской бу-к-ва-ри-сти-ки второй половины XIX века свя-за-но с име-нем К.Д. Ушин-ско-го. Его учеб-ник «Род-ное сло-во» (1864; вы-дер-жал 147 из-да-ний) имел це-лью «…уп-раж-нять все спо-соб-но-сти ди-тя-ти вме-сте с учень-ем гра-мо-те, раз-ви-вать, ук-ре-п-лять, да-вать по-лез-ный на-вык, воз-бу-ж-дать са-мо-стоя-тель-ность и, как бы ми-мо-хо-дом, дос-ти-гать обу-че-ния чте-нию и пись-му». От-ли-чи-тель-ная осо-бен-ность кни-ги - вве-де-ние ма-те-риа-ла для раз-ви-тия ре-чи ре-бён-ка. Впер-вые сис-те-ма-ти-зи-ро-ва-ны и объ-е-ди-не-ны ма-те-риа-лы для чте-ния; со-от-вет-ст-вен-но те-мам при-ве-де-ны дос-туп-ные де-тям рас-ска-зы по-зна-вательного со-дер-жа-ния. Пре-ду-смот-ре-ны под-го-то-вительные уп-раж-не-ния (ри-сун-ки, эле-мен-ты букв, бу-к-вы, их со-еди-не-ния), на-пи-са-ние слов и пред-ло-же-ний и т.д.

Та-кая струк-ту-ра варь-и-ро-ва-лась и в по-сле-дую-щих букварях («Аз-бу-ка и уро-ки чте-ния и пись-ма» Н.Ф. Бу-на-кова, 1871; «Рус-ская аз-бу-ка для де-тей…» В.И. Во-до-во-зова, 1873; «Бу-к-варь для со-вме-ст-но-го обу-че-ния чте-нию и пись-му…» Д. и Е. Ти-хо-ми-ро-вых, 1873, вы-дер-жал 161 из-да-ние). В 1872 году вы-шла «Аз-бу-ка» Л.Н. Тол-сто-го, со-став-лен-ная по слу-хо-во-му спо-со-бу (за-учив бу-к-вы, школь-ни-ки пе-ре-хо-ди-ли к чте-нию сло-гов), но, по сло-вам ав-то-ра, при-год-ная для лю-бо-го спо-со-ба обу-че-ния гра-мо-те. Наи-бо-лее цен-ное в кни-ге - рас-ска-зы и сказ-ки, со-чи-нён-ные Тол-стым, из-ло-жен-ные им бас-ни Эзо-па, а так-же по-сло-ви-цы, по-го-вор-ки и за-гад-ки, тща-тель-но ото-бран-ные из русского фольк-ло-ра .

В пе-ри-од ли-к-ви-да-ции не-гра-мот-но-сти (1920-1930-е годы) из-да-ва-лись буквари раз-ных ти-пов: для городских и сель-ских школ, для под-ро-ст-ков и взрос-лых, для различных кур-сов и круж-ков.

Многие ав-то-ры букварей, из-да-вав-ших-ся по-сле 1920 года, ком-би-ни-ро-ва-ли различные ме-то-ды обу-че-ния гра-мо-те: ана-ли-ти-ко-син-те-ти-че-ский (бу-к-ва-ри Н.М. Го-ло-ви-на, 1937, и А.В. Ян-ков-ской, 1938, и др.), фо-не-ма-ти-че-ский (прак-тическое ус-вое-ние деть-ми зву-ков русской ре-чи; бу-к-варь С.П. Ре-до-зу-бо-ва, 1945; букварь, со-став-лен-ный ав-тор-ским кол-лек-ти-вом АПН РСФСР, 1953, и др.). В экс-пе-риментальном бу-к-ва-ре Д.Б. Эль-ко-ни-на (1961; ч. 1-2, 1969-1972) вве-де-нию букв пред-ше-ст-во-вал пе-ри-од зву-ко-во-го ана-ли-за.

В 1981 году вы-шел букварь (с 1982 года до середины 1990-х годов ста-биль-ный) В.Г. Го-рец-ко-го, В.А. Ки-рюш-ки-на, А.Ф. Шань-ко. Впер-вые букварь был из-дан в со-ста-ве учеб-но-ме-то-дического ком-плек-та, вклю-чав-ше-го так-же «Про-пи-си», ди-дак-тические ма-те-риа-лы, ме-то-дическое ру-ко-во-дство для учи-те-ля.

Пер-вым ком-му-ни-ка-тив-но-ори-ен-ти-ро-ван-ным учеб-ни-ком по обу-че-нию гра-мо-те ста-ла «АБВГДейка: Аз-бу-ка пер-во-класс-ни-ка» Л.Ф. Кли-ма-но-вой, С.Г. Ма-кее-вой (1995). Его со-дер-жа-ние опи-ра-ет-ся на по-след-ние дос-ти-же-ния в об-лас-ти лин-гвис-ти-ки и пси-хо-ло-гии об-ще-ния.

К концу 1990-х годов и в начале XXI века в Рос-сии поя-ви-лись буквари и аз-бу-ки с различным це-ле-вым на-зна-че-ни-ем: для под-го-тов-ки де-тей к шко-ле, для кор-рек-ци-он-ных об-ра-зо-вательных уч-ре-ж-де-ний. На ос-но-ве «Аз-бу-ки» Л.Н. Тол-сто-го, «Род-ной ре-чи» К.Д. Ушин-ско-го и бу-к-ва-ря Д. и Е. Ти-хо-ми-ро-вых из-дан «Бу-к-варь» под редакцией В. Бут-ро-мее-ва (1997). В 1997 году Спа-со-Пре-об-ра-жен-ским Ва-ла-ам-ским монастырём вы-пу-щен «Пра-во-слав-ный бу-к-варь» Н.В. Да-вы-до-вой. Ста-ли из-да-вать-ся ре-гио-наль-ные буквари: «Мо-с-ков-ский» и «Зем-ский» бук-ва-ри В.Г. Го-рец-ко-го (1995).

Бу-к-ва-ри на язы-ках на-ро-дов Рос-сии

В 1803 году император Алек-сандр I по пред-став-ле-нию Свя-тей-ше-го Си-но-да из-дал указ о пе-ре-во-де цер-ков-ных мо-литв, Сим-во-ла ве-ры, со-кра-щён-но-го ка-те-хи-зи-са на татарский, чу-вашский, мордовский, че-ре-мис-ский, во-тяц-кий и ка-рель-ский язы-ки. В пер-вый букварь на чу-вашском языке во-шёл «Крат-кий ка-те-хи-зис…», из-дан-ный в 1803 году в Ка-зан-ской ду-хов-ной ака-де-мии. Его ав-то-ром был Е. Ро-жан-ский - ие-рей Ни-же-го-род-ской епар-хии. Бы-ли из-да-ны буквари: на ос-но-ве арабской гра-фи-ки - ады-гей-ский У. Бер-сея (1855) и ка-ра-ча-ев-ский И. Ак-бае-ва (1916); на ос-но-ве русского ал-фа-ви-та - ка-бардинский бук-ва-рь К. Ажа-ту-ки-на (1865), букварь, со-став-лен-ный Л.Г. Ло-па-тин-ским (1891), и «Аба-зин-ская аз-бу-ка» У. Ми-ке-ро-ва и другие.

Пе-ре-во-дче-ская ко-мис-сия в Ка-за-ни под руководством Н.И. Иль-мин-ско-го из-да-ла та-тар-ский букварь (1862; третье издание, 1867); с 1890-х годах из-да-ва-лся букварь (на русском языке цер-ков-ным и гра-ж-дан-ским шриф-том) для не-рус-ских на-ро-дов По-вол-жья: на ма-рий-ском языке (1867; со-ста-ви-тель И. Кед-ров), на его лу-гов-ском на-ре-чии (1870; со-ста-ви-тель Г. Яков-лев), для гор-ных че-ре-ми-сов И. Удюр-мин-ско-го (1892) и др.; для мис-сио-нер-ских школ, ра-бо-тав-ших на Край-нем Се-ве-ре: для са-мо-едов, ло-па-рей, яку-тов (все в 1895 году), ос-тя-ков (1898), нен-цев (1890) и др. С пе-ре-хо-дом на-ро-дов Российской Фе-де-ра-ции на национальную пись-мен-ность (1930-е годы) букварь ста-л из-да-вать-ся на род-ном язы-ке.

Бук-ва-ри и ана-ло-гич-ные им по-со-бия для об-уче-ния гра-мо-те (раз-рез-ные аз-бу-ки, кар-точ-ки, кар-точ-ки для раз-ви-тия ре-чи и прочие), из-дан-ные цент-ра-ли-зо-ван-но или са-мо-стоя-тель-но из-го-тов-лен-ные учи-те-ля-ми, ис-поль-зу-ют-ся в боль-шин-ст-ве стран ми-ра. Их объ-еди-ня-ет на-ли-чие основных струк-тур-ных звень-ев - букв, сло-гов, сло-во-со-че-та-ний, схем и под-креп-ляю-щих их ил-лю-ст-ра-ций. Мно-го-об-ра-зие букварей за-ви-сит от внут-рен-не-го строя язы-ка, ме-то-да об-уче-ния гра-мо-те (бук-во-сла-га-тель-ный, слу-хо-вой, зву-ко-вой, ана-ли-ти-ко-син-те-ти-чес-кий и др.), куль-ту-ры на-ро-да, по-ли-гра-фических воз-мож-но-стей.

Иллюстрации:

«Бук-варь». Мос-ква. 1984. Об-лож-ка. Архив БРЭ.

«Аз-бу-ка» Ива-на Фё-до-ро-ва. Острог. 1578. За-став-ка и ини-ци-ал. Архив БРЭ.

История Букваря

По-древнерусски первая буква алфавита называется аз, вторая – буки. Вот и получилось аз-буки, или азбука. А слово букварь означает «собрание букв», ровно как словарь – «собрание слов».

Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся к IХ веку. Самая древняя русская учебная азбука относится к ХI веку и записана на берестовой грамоте. Азбука древнее Букваря.

Букварём стали называть печатные азбуки, в состав которых входили не только алфавит и слоги, но и материал для чтения.

Букварь – это учебник для обучения грамоте, пособие по развитию речи и логического мышления у детей.

В России первый славяно-русский букварь появился в 1574 году Ивана Федорова. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены орнаментами из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв. Причём алфавит приводится в прямом и обратном порядке. Такой приём повторения алфавита помогал лучшему запоминанию. В этом букваре есть и двух-, и трёхбуквенные слоги, и знаки препинания. В нём есть так же разделы по грамматике и по орфографии. В материал для чтения включены молитвы, притчи, наставления.

В современном алфавите 33 буквы. Каждая буква означает звук (исключение - мягкий знак и твёрдый знак). Бывают звуки согласные и гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка

Hо не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(Валентина Берестова о гласных и согласных)

Согласные звуки могут быть звонкими и глухими.

Я, Ё, Ю, И, Е будут мягкими.

Звуки в слогах перед гласными А, О, У, Ы, Э будут твёрдыми.

На каждый звук можно придумать слово.

Вывод: Звуки живут в словах вокруг нас.

Букварь - первая книга для обучения грамоте.

На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Если обратиться к энциклопедиям и словарям, то со статьи "Букварь" многие из них отсылают к статьям "Азбука" и "Алфавит", а со статьи "Азбука" обратно к букварю. Попробуем в этом разобраться.


Итак, азбука (по названию славянских букв аз , буки ) имеет два взаимосвязанных значения:

  1. Система расположения графических знаков - букв в порядке алфавита (по названию греческих букв альфа , бета [в другом произношении вита ]) с их полным названием.
  2. Начальное учебное пособие по обучению грамоте. Здесь название "азбука" указывает на сам прием обучения - заучивание букв в азбучном порядке.

Алфавит - совокупность букв, которыми пользуются при письме на том или другом языке.

Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся к IX в. Например, азбука, записанная глаголицей, на стене Круглой церкви в г. Преслав (Болгария), и кириллическая азбука XI в. на стене церкви Св. Софии в Киеве. Самая древняя русская учебная азбука относится к XI в. и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени относятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках.

К XVI в. на Руси появились рукописные учебные пособия (грамматики), в которых азбука уже была выделена в отдельный раздел. Эти азбуки предлагали несколько начертаний каждой буквы, давали их славянское название и греческий аналог, толкование слов, начинающихся на данную букву.



Постепенно содержание рукописных азбук стало расширяться. Тому, кто уже умел читать, срочно требовался материал для чтения, чтобы на деле применить свои навыки, а заодно почерпнуть любопытные сведения из разных сторон жизни общества. Ведь в XVII в. практически все печатные издания Московского государства были посвящены только религиозной тематике. Для этого и создан был Московский печатный двор. Рукописные же книги не подвергались никакому контролю со стороны государства, и пользовались особой популярностью. Читатели с удовольствием для себя находили в них рассказы, басни и сказки, а также большое количество познавательной информации. Так, например, рукописная азбука 1643 г. времен царя Михаила Федоровича включала образцы деловых бумаг и частных писем, притчи светского содержания (об Аристотеле, о царе индийском). А в другую азбуку (1667 г.) авторы поместили не только обширную повесть об Александре Македонском, но и изречения, вопросы и ответы, советы, поговорки.

Нельзя здесь не упомянуть о великолепных памятниках письменности русского средневековья азбуковниках . Азбуковники представляли собой анонимные рукописные сборники нравоучительного и энциклопедического характера. На Руси имели хождение с XIII в. Первый список толкуемых слов типа азбуковника составляет часть Новгородской Кормчей книги 1282 г. До XVI в. азбуковники представляли собой толковые словари "неудобопознаваемых речей" (непонятных слов), встречающихся в Священном Писании. Слова были расположены по алфавиту, указывалось их происхождение, перевод и разъяснение. К XVII в. распространились учебные азбуковники, как правило включающие азбуку со слогами и прописями, краткие сведения по русской, а иногда и греческой грамматике. Здесь можно было почерпнуть знания по всеобщей и русской истории, занимательные сведения по естествознанию (об экзотических животных и растениях, драгоценных камнях, явлениях природы), арифметике и многом другом. Известно более 200 списков азбуковников XIII-XVIII вв. Самую большую популярность такие издания имели преимущественно в купеческих и боярских семьях.

Теперь познакомимся с русскими печатными букварями. История их удивительна. Очевидно, что азбука древнее букваря. Букварем стали называть преимущественно печатные азбуки. Под азбукой же в составе букваря, по-видимому, понимали элементарное пособие объемом не свыше тетради (8 листов), которая включала только алфавит и слоги. Причем, к моменту появления первого печатного букваря форма его построения практически сложилась. Это было сочетание азбуки и материала для чтения. Сегодня ни одна библиотека не располагает сколько-нибудь полной коллекцией этих книг, рассеянных по разным странам мира. Использованные детьми буквари пачкались, приходили в негодность, а зачастую за ненадобностью выбрасывались. Чтобы они сохранились, нужны были особые обстоятельства. Так происходило, когда любознательные путешественники и дипломаты минуя детей, вывозили буквари в неславянские страны и хранили их как "восточную редкость". Только благодаря этому сохранились и дошли до нас бесценные сокровища - первые русские печатные буквари. Посмотрим, что же они из себя представляли.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.

Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.

заглавная, с алфавитом в разбивку 8-ю колонками и с образцами спряжения глаголов


Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - аз = бра). Здесь аз, буки, рцы - буквы кириллического алфавита.

В раздел "А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии " автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с "б". Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити .

Раздел "По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная" дает сведения об ударениях и "придыханиях" в словах. А раздел "По ортографии" содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно (под знаком "титло" - надстрочным значком, означающим пропуск букв).

Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. "край строки "), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г. Львова и издательский знак первопечатника.

Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. В послесловии о своей роли составителя он написал: "еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения ". Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе ". Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.

Второе издание букваря Ивана Федорова

"Книжка по-греческия "Алфа Вита", а по русскии "Аз Буки", перваго ради научения детьскаго" , выпущена в 1578 г. в г. Остроге.

Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник - выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. Азбуку так и называют - Острожская.

Она известна по двум сохранившимся экземплярам - в Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г. Готы (Германия).



Книга богаче украшена. Помимо заставок и концовок здесь уже появились заголовки, выполненные вязью , а также буквицы - первые буквы абзаца высотой в одну или несколько строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов включает и греческие. В то же время нумерация параграфов и кириллические числа в конце страницы убраны.

Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце ее Иван Федоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это "Сказание, како состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык ", созданное в IX в. Черноризцем Храбром.

Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена по его словам тому, чтобы "по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу". Острожская азбука еще раз подтверждает это - где бы Москвитин ни основывал типографию, везде издавал книги для обучения чтению и письму.

Первое московское пособие для обучения грамоте - Букварь Василия Бурцова



Василий Федорович Бурцов-Протопопов - известный русский издатель XVII в. - работал на Московском печатном дворе на особых условиях. В 1633 - 1642 гг. он ведал всей технической частью двора и имел свою "печатную избу".

Среди более 17-ти изданий книг его букварь отличается особым изяществом и простотой. По традиции книга небольшого размера. В отличие от Ивана Федорова Бурцов использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря. Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы четкое, продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук. Есть и алфавит в прямом и обратном порядках, а также в разбивку; есть и двух- и трехбуквенные слоги, числа и знаки препинания. Есть разделы по грамматике с формами спряжения глаголов, и по орфографии с примерами склонения имен существительных и прилагательных, и даже сказание Черноризца Храбра. В материал для чтения также включены молитвы, притчи, наставления. И все же это не простая перепечатка. Это творчески переработанное пособие с усовершенствованиями, уточнениями содержания и особой любовью к его внешнему виду. Букварь В. Бурцова имел большую популярность в России того времени.

Второе издание букваря Василия Бурцова

Московский печатный двор, 1637 г.

Совсем маленькая, "карманная" книжечка, напоминающая кошелек. Хотя принцип построения пока оставлен без изменений, это первая русская иллюстрированная азбука, причем сюжет иллюстрации вполне светский. Сразу после обращения к учащимся издатель на отдельной странице поместил гравированный на дереве фронтиспис, живо изображающий сцену в классной комнате училища - учитель наказывает розгами провинившегося ученика. Наставление понятно без слов. Гравюра выполнена очень тщательно и гармонично вписывается в общий стиль оформления книги с ее заставками и шрифтами.



В предисловии азбуки помещены вирши, обращенные к ученикам, повествующие о целях и методах учения. В стихах изложены наставления и рассказ о том, каким сокровищем является знание грамоты. Это самое ранее поэтическое произведение русского автора, напечатанное в Москве. В таком виде букварь неоднократно переиздавался. Издания букварей В. Бурцова можно назвать началом чудесного превращения учебника в светскую книгу.

"Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний " издан в Москве Симеоном Полоцким в 1679 г.

Семен Емельянович Петровский-Ситнианович (после пострижения в монахи Симеон Полоцкий) известен как выдающийся деятель русского просвещения. Более всего в истории остался его литературный и педагогический талант. После приезда в Москву из Полоцка в 1664 г. он был взят воспитателем детей царя Алексея Михайловича.



Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный - в нем 160 листов. Также как и у Бурцева, красный цвет использован в буквицах, инициалах, начальных слогах, названиях частей книги. При таком большом объеме выделение цветом помогало лучше ориентироваться. Украшен букварь своеобразными инициалами, заставками и концовками. Азбука предваряется предисловием в стихах о пользе просвещения "К юношам учитися хотящим ". При традиционном содержании из двух частей - азбуке и материале для чтения - новшеством явилось включение в букварь материалов по стихосложению, учения о просодии (правилах стихосложения) и сведений из синтаксиса. Отобрав лучшее из предыдущих образцов, С. Полоцкий усовершенствовал методику обучения.

20 августа 1634 года московский издатель Василий Бурцов напечатал первое отечественное издание «Букваря языка Словенска», а с 1872 по 1875 годы Лев Толстой «доводит до ума» свою «Азбуку», отложив работу над романом «Анна Каренина».

Первую славянскую «Азбуку» напечатал во Львове в 1574 году Иван Федоров . Но издание было настолько ограниченным, что так и не попало в широкие массы. Сегодня сохранился лишь один экземпляр этой книги, хранящийся в библиотеке Гарвардского университета.

Более доступный печатный Букварь славянских языков появился на свет в литовском Вильно (современный Вильнюс) в 1596 году под авторством Лаврентия Зизания . Но он так и не получил широкого распространения, как и последующее издание 1618 года. Причина банальна – Великое княжество Литовское входило в состав польской Речи Посполитой, где предпочитали использовать для чтения и письма латинский алфавит, а не славянскую кириллицу.

А вот издание Букваря 1634 года в Москве попало в самую точку. Во-первых, оно оказалось чрезвычайно востребованным русскоговорящим населением, а во-вторых, печатник Бурцов создал настоящий шедевр, который было интересно читать не только взрослым, но и детям.

Истории неизвестно, когда Василий Бурцов родился, а умер он после 1648 года. Но созданный этим человеком «Букварь» дал неимоверный толчок к развитию русской культуры и повышению грамотности населения.

Православная книга для всех

В книге можно было найти славянскую азбуку, цифры, знаки препинания и слоги, стихотворения для заучивания слов в порядке алфавита, а также важнейшие выдержки из Ветхого и Нового Заветов. Василий Бурцов лично написал предисловие для взрослых и учителей, а также стихотворное послание ученикам.

Он выделил заглавные буквы и разделы Букваря красным цветом, а на фронтисписе (рисунок, расположенный на одном развороте с титульным листом) поместил картинку, на которой учитель наказывает розгами недостаточно прилежного ученика.


В 1637 году второе издание Букваря Бурцова еще уменьшилось в размерах (87/139 мм), став на долгие годы эталоном учебника для «первоклашек».

Букварь для дворян Кариона Истомина

Следующим составителем букваря стал учитель детей царской фамилии Карион Истомин . Именно он подготовил и издал в 1694 году для обучения царевича Алексея (сына Петра I ) «Букварь славянороссийских писмен…»

Правда, это была не совсем книга, а комплект из 46 медных табличек, на каждой из которых выгравировали одну из букв алфавита, соответствующие картинки и нравоучительные пояснения. Картинки и тексты учили вести правильный образ жизни, не грешить, любить Бога и царя.


Всего было произведено 106 экземпляров такого Букваря, и они мгновенно разлетелись среди русского дворянского сословия.

Народная «Азбука» Льва Толстого

По одной из версий, в детстве будущего классика русской литературы Льва Толстого обучали по букварям Бурцова и Истомина, которые к тому времени несколько морально устарели.

Уже в зрелом возрасте известный писатель обратил внимание на всеобщую неграмотность населения и решил помочь «мужичкам» избавиться от нее. В 1872 году он на собственные средства издал четыре большие книги, объединенные общим названием «Азбука».


Ведущие педагоги того времени нещадно критиковали «примитивность» ее языка, не понимая, что учебник написан именно для простолюдинов. С 1872 по 1875 годы Лев Толстой «доводит до ума» свою «Азбуку», отложив работу над романом «Анна Каренина ». Писатель учит детей правильному поведению, религиозному смирению и отказу от революционных идей.

И это дало сногсшибательные результаты. Только до советской реформы алфавита 1918 года «Азбука» Толстого выдержала более 30 переизданий, а во многих сегодняшних учебниках можно найти выдержки из нее.

С приходом Советской власти с неграмотностью в стране решено было покончить навсегда. Но учить нужно было не столько детей, сколько взрослых, и учить в соответствии с новой идеологией.


В «Военном букваре» 1919 года и «Азбуке красноармейца» 1921 года картинки к буквам алфавита стали идейно грамотными и учили солдат вести беспощадную борьбу с белогвардейщиной.

В 1919 году в оформлении такой же пропагандистской «Советской азбуки» принял участие Владимир Маяковский , нещадно обличавший буржуев и их пособников.

«Букварь» Николая Головина (1937)

По нему в конце 1930-х – 1940-х годах учились читать и писать дети огромного Советского Союза. В книге Николая Головина уже не было послереволюционной агрессии, а ученикам вновь начали преподносить шаблоны правильного поведения.

Картинки стали яркими, простыми и позитивными, а тексты и стихи рассказывали о детстве Ленина и Сталина . После разоблачения культа личности Сталина рассказы и стихи о нем изъяли, но новые издания «Букварей» все равно выдерживались в духе советской идеологии.


«Букварь» Всеслава Горецкого (1971)

Представители старшего поколения называют это издание самым понятным и добрым. Автор в игровой форме учил школьников буквам, впервые начав подавать их с широко распространенных гласных А и О.


Школьники учились читать вместе со сказочными героями Буратино , Незнайкой и Мурзилкой , разгадывая веселые загадки и ребусы, а легко запоминающиеся стихи Александра Пушкина , Корнея Чуковского , Самуила Маршака и Агнии Барто помогали развивать память.

Букварь Горецкого выдержал более 30 переизданий. Ставшую настоящим бестселлером книгу продолжали печатать даже после распада СССР, пока ему на смену не пришли более современные, но далеко не такие интересные учебники.

В новых «Букварях» и «Азбуках» уже нет упоминаний о советской идеологии, зато присутствуют новые слова, прочно вошедшие в наш обиход из западной культуры.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: