Про заболевания ЖКТ

Гештальт-терапия и гештальтпсихология является особым направлением в психологии, которое берет свое начало в Германии. Главной идеей в гештальтпсихологии является способность саморегулирования человеческого организма, то есть человек обязан отвечать за свои действия, нести ответственность. Основатели гештальт подхода разработали методику работы с пациентами, что помогло целостно решать вопрос изучения ряда психологических аспектов, происходящих в человеческом организме.

Гештальтпсихология не делит сознание на его составные компоненты. Представители теории считают, что восприятие не может создаваться или формироваться исключительно через человеческие ощущения, а свойства различных фигур, характеризуя только ее отдельные компоненты, описывать нельзя. Сознание из частей своего рода мозаики формирует целостное, создавая гештальт.

Понятие гештальт

Первый вопрос, который интересует многих. Что такое гештальт? Термин гештальт произошел от нем. слова «gestalt», что означает «форма», «фигура». Гештальтом называют структурные формирования из различных частиц, составляющих единое целое. Именно это понятие лежит в основе практик гештальт-терапии.

Каждый человек должен понимать и осознавать, что же ему в действительности нужно, что он ощущает и чувствует. Гештальтпсихология не заостряет особое внимание на максимально быстром решении незначительных по ее меркам проблем. Простыми словами описать не так просто. Психологический подход подразумевает нечто большее. При работе с психологами, человек сможет совсем иначе взглянуть на свою жизнь, пересмотреть собственные жизненные позиции и полноценно погрузиться в условия реального мира.

Суть гештальт подхода состоит в том, чтобы человек правильно воспринимал окружающий его мир как подчиненную определенным принципам целостную структуру, а не как отдельные компоненты. Понятие гештальт, как и сама гештальтпсихология, является противником, так называемой, структурной психологии. Она не поддерживает принципы разделения, дробления человеческого сознания на отдельные компоненты и создания из них сложных психофеноменов.

Основные идеи

В гештальт-психологии самым главным объектом, с которым ведется работа, является сознание человека. Оно выступает единым динамическим целым, где каждый элемент вступает в тесное взаимодействие друг с другом.

Если говорить простыми словами, то подход в гештальт-психологии к основному объекту работы можно сравнить с человеческим организмом. Он является единым целым, хотя и состоит из разных компонентов. Но каждая система и орган четко и безотказно взаимодействуют между собой долгие годы, создавая единое целое.

Гештальтпсихология включает в себя ряд основных идей, объектов и инструментов, представляющих собой главные аспекты данного психологического направления:

  • Гештальт. Он представляет собой единицу сознания и целостную структуру образа.
  • Предмет данного направления психологии — это человеческое сознание. Построение понимания предмета осуществляется по принципу его целостности.
  • Познавательным методом в гештальт-психологии выступает описание, а также наблюдение собственных восприятий. Начало восприятия человек берет не от собственных ощущений, поскольку в реальном мире они отсутствуют, а от отражений воздушных колебаний и их давления.
  • Зрительное восприятие. Данное восприятие выступает как ведущий или основной психопроцесс, определяющий текущий уровень развития психики человека. К примеру, каждый из нас регулярно получает внушительное количество всевозможной информации, воспринимая и обрабатывая ее с помощью зрительных органов.
  • Мышление. Представляет собой не просто набор навыков, которые были сформированы в сознании человека, а это сложный процесс разрешения задач, который осуществляется с помощью структурирования особых полей — через так называемый инсайт в реальном мире.

Законы и принципы

В основе данного психологического подхода лежат основные законы гештальта.

Первым законом психологического учения является так называемый закон фона и фигур. Любой из нас воспринимает различные фигуры как своего рода замкнутые и целые объекты. Что же касается фона, то это нечто, что постоянно располагается сзади фигуры.

Вторым законом выступает транспозиция. Психика человека реагирует, то есть отвечает не на каждый отдельно взятый раздражитель, а на определенное их соотношение. Суть заключается в следующем — элементы можно объединить, если между ними присутствуют хоть какие-нибудь признаки схожести. Это может быть симметрия, близость, одинаковый цвет и пр.

Еще один важный закон — это закон прегнантности. Среди всевозможных перцептивных альтернатив имеется тенденция воспринимать наиболее простые и стабильные фигуры.

Закон константности или постоянства. Суть или смысл закона базируется на том, что все устремляется к константе.

Закон близости заключается в том, что мозг человека объединяет все окружающие структурные элементы в цельные образы, как в пространстве, так и во времени.

Последним, но не менее значимым законом в гештальтпсихологии является закон замыкания. Он предусматривает заполнение имеющихся в воспринимаемом человеком объекте пробелов. Иногда мы воспринимаем непонятные для нас вещи и образы, которые мозг пытается как-то изменить, трансформировать. То есть осуществляется определенный процесс преобразования непонятного объекта в такой объект, который вполне доступен нашему восприятию или пониманию. В некоторых случаях это представляет потенциальную угрозу. Мы видим то, чего нет.

Такие понятия, как качество, константа, а также фигура и фон, являются неотъемлемыми частями гештальта. Изучив их, вы сможете понять, что же такое гештальт-психология, и в чем заключаются ее главные особенности.

Основные положения и принципы гештальт-терапии

Свойства психологического восприятия, такие как константа, фигуры или фон, вступают во взаимодействие, принося новые определенные свойства воспринимаемым образам и объектам. Именно это и является гештальтом, то есть качеством формы. Чтобы достичь желаемой целостности, а также упорядоченности, используют несколько основные принципы гештальта:

  • Близость. Этот принцип заключается в том, что все располагаемое в непосредственной близости друг от друга воспринимается всегда как нечто единое целое.
  • Принцип схожести основан на понимании и восприятии вместе всего, что похоже по своему цвету, форме, а также размеру или иным признакам.
  • Целостность. У данного принципа восприятие склонно к стремлению упрощать и объединять в единое целое.
  • Смежность представляет собой близость между образами, возникающими в окружающем пространстве и данный момент времени. Примечательно, что смежности могут влиять на человеческие восприятия.
  • Речь идет о ситуациях, когда одно произошедшее событие повлекло за собой другое.
  • Общая зона. Данный принцип формирует повседневное восприятие человека, идущее совместно с ранее приобретенным человеком опытом.

Что такое гештальт терапия?

Широкое использование гештальтпсихологии во многом объясняется тем, что она способна решить ряд человеческих проблем. Задачей гештальтпсихологии является осознание собственных переживаний и выбор оптимального пути их решения.

Не удивительно, что ее активно применяют в практике психотерапевтической деятельности. На основе принципов гештальтпсихологии была разработана одна из самых популярных и эффективных методик современной психологии. Это направление получило вполне справедливое название гештальт терапия. Основы гештальт терапии были разработаны психологом Фридриком Перлзом, его женой Лаурой и Полом Гудменом.

Виды

Различают несколько видов терапии, среди которых:

  • групповая гештальт терапия;
  • семейная;
  • парная;
  • детская;
  • индивидуальная.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется групповая гештальт терапия, но специалисты также не исключают пользу гештальт самотерапии. Изучив техники гештальт самотерапии, человек с их помощью может разобраться в себе, собственных проблемах и найти пути их решения.

В семейной, парной, детской и групповой гештальт-терапии основным действующим лицом выступает терапевт. Он проводит сеансы гештальт-терапии с детьми и взрослыми, осуществляет семейную гештальт-терапию, помогает в подборе путей решения проблем зависти, паники, конкуренции, помогает при обиде и в борьбе со стыдом.

Семейные, а также парные занятия полезны для обоих пациентов. Причем один человек может иметь проблемы, а задача остальных участников занятий – помочь ему, оказать поддержку.

Ведь как мужская, так и женская половина пациентов могут оказывать сопротивления в гештальт-терапии, потому групповые сеансы порой лучше заменить на индивидуальные беседы или парные приемы. Так партнер или член семьи послужит стимулом для раскрытия проблемы и поиска ее решения.

Также семейные и парные занятия направлены на решение внутренних проблем, которые негативно влияют на взаимоотношения между мужем и женой, либо родителями и детьми.

Роль гештальт-терапевта

Гештальт консультанты — это специалисты, которые практикуют применение методов гештальт терапии. При работе со сновидениями в гештальт-терапии или других методах терапии с пациентами, терапевт позиционирует себя как часть терапевтического лечения, взаимодействия. В случае применения специалистом методов гештальт-терапии в психологическом консультировании, соблюдая основные положения гештальта, псхотерапевт обязан раскрываться настолько же полноценно перед пациентом, как и пациент раскрывается перед ним. Опираясь на принципы гештальт-терапии, в ходе сеансов индивидуальной или групповой гештальт терапии достигается решение проблем, с которыми столкнулся пациент.

Первое, что следует определить специалисту в области психологии, это суть проблемы. Без этого начинать работы с устранением проблем взрослого человека или ребенка невозможно. К примеру, при панических атаках гештальт терапия готова предложить эффективные и действенные методы борьбы с подобными явлениями.

Различные упражнения данной психотерапии основаны на принципах «здесь и сейчас», «я – ты».

Принцип гештальт терапии «здесь и сейчас» является основополагающей концепцией, ведь мы живем именно здесь и сейчас. И если изменить прошлое мы не может, зачем так много внимания и энергии уделять ему?! Человеку следует думать о настоящем, а также о том, как приступы зависти, необоснованная паника или конкуренция может отразиться на нем в будущем.

Принцип «я – ты» демонстрирует стремление к естественному и открытому контакту личности с окружающим его обществом, подавляя в себе чувства зависти и конкуренции, на принципе основаны занятия групповой гештальт терапии.

Подобные подходы и принципы при работе гештальт терапевта с пациентами и субличностями помогает им иначе взглянуть на происходящее, дать более объективную оценку собственным действиям, ощущениям, переживаниям и восприятиям. Собственно, это и является основной гештальттерапии, которую пациент постигает на приеме у терапевта.

Техника проведения сеансов

Цикл контакта является основным понятием гештальт терапии. Что такое цикл контакта? Это модель, которая описывает вполне естественный процесс удовлетворения человеческих потребностей, процесс формирования и деструкции фигуры. Об этом говорится в теории «Self» одного из сооснователей терапии — П. Гудмана. Появление self в гештальт терапии существенно повлияло на технику сеансов.

Осваивая технику гештальт терапии, терапевту важно выявить и узучить все механизмы прерывания контакта, причем каждый механизм требует определенного подхода. Прерыванием является нарушение естественных обменов человека с окружающей его средой, а также нарушения в процессах сознания.

Самые распространенные механизмы прерывания контакта в гештальт терапии: конфлюэнция (слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия и эготизм.

Каждый из данных механизмов возникает в конкретной фазе цикла контакта. Конфлуенция формируется на этапе преконтакта, и проявляется тем, что человек не может осознать свои чувства и ощущения. На этапе контактирования контакт терапевта с пациентом затрудняют интроекция или проекция. На завершающем этапе контактирования, в случае уклонения субличности от прямого способа удовлетворения потребности возникает дефлексия или ретрофлексия, и, как результат, происходит обращение возбуждения пациента на самого себя. Эготизм возникает уже на в фазе постконтакта, в том случае, если опыт, полученный на предшествующих эпапах цикла, не усваивается в self и отвергается пациентом.

Прерывание контакта может в том случае, если у терапевта не достаточно опыта работы с механизмами прерывания, и он сам непроизвольно поддерживает механизмы прерывания контакта клиента.

Индивидуальные сеансы гештальт терапии и занятия в группах являются экспериментальными, экзистециональными подходами в психологии и консультировании, которые, в первую очередь, опираются на опыт.

Цель методики состоит в том, чтобы расширить собственное человеческое сознание путем осмысления жизни, а также улучшить взаимосвязь с миром и окружающими людьми.

Психология — это сложная и многогранная наука, в которой в настоящее время широко используется принцип гештальт терапии. Нужно лишь грамотно подобрать технику терапии, которая эффективно подействует в конкретном случае при работе с пациентом, его проблемами, переживаниями.

Название: Практика Гештальт-терапии.

Фриц С.Перлз – основатель гештальттерапии, одного из ведущих направлений современной гуманистической психологии. Он родился в Берлине в 1893 г. Получив медицинское образование, он в 1926 г. стал ассистентом известного гештальтпсихолога Курта Гольдштейна. Одновременно Перлз присоединяется к психоаналитическому движению; его учителем и аналитиком был Вильгельм Райх, с ним работали также Карен Хорни, Отто Фенихель и др. В середине 30-х годов Перлз эмигрировал в Южную Африку (где основал психоаналитический институт), потом в Соединенные Штаты. В начале 40-х годов Перлз порывает с психоаналитическим движением. Его первая книга – "Эго, голод и агрессия" – в первом издании носила подзаголовок "Пересмотр теории и метода Фрейда", во втором – "Введение в гештальттерапию". Первому формулированию основ нового психотерапевтического подхода, переплавившего в себе задачи психоанализа, прозрения гештальтпсихологии, откровения философии экзистенциализма и феноменологии, посвящена книга "Гештальттерапия: возбуждение и рост в человеческой личности", первую часть которой мы предлагаем читателю.

Первоначально это была рукопись Фредерика С. Перлза. Рэлф Хефферлин разработал практическую, Пауль Гудман развил и дополнил теоретическую часть.
Так что в своем нынешнем виде это результат совместных усилий трех авторов, и каждый несет за нее равную ответственность.
У нас была одна общая цель – создать теорию и метод, которые позволили бы расширить возможности и применимость психотерапии. Мы не считали нужным вежливо скрывать друг от друга многочисленные расхождения во взглядах, и открытое их обсуждение не раз приводило нас к результатам, которых ни один из нас не мог предполагать заранее. Многие идеи первоначальной рукописи в этой книге сохранились, но многое, благодаря совместным усилиям, добавлено и, что еще более важно, многое приобрело новое значение в контексте получившегося целого.

Оглавление
От переводчика
Введение
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ
КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМ
Эксперимент 1: Ощущение наличной действительности
Эксперимент 2: Ощущение противоположных сил
Эксперимент 3: Внимание и сосредоточение
Эксперимент 4: Дифференцирование и объединение
МЕТОДИКА СОЗНАВАНИЯ
Эксперимент 5: Вспоминание
Эксперимент 6: Обострение ощущения тела
Эксперимент 7: Переживание непрерывности эмоций
Эксперимент 8: Вербализация
Эксперимент 9: Интегрирующее сознавание
НАПРАВЛЕННОЕ СОЗНАВАНИЕ
Эксперимент 10: Превращение слияния в контакт
Эксперимент 11: Превращение тревоги в возбуждение
МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОБОЙ
ИЗМЕНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
РЕТРОФЛЕКСИЯ
Эксперимент 12: Исследование ложнонаправленного поведения
Эксперимент 13: Мобилизация мышц
Эксперимент 14: Выполнение обращенного действия
ИНТРОЕКЦИЯ
Эксперимент 15: Интроецирование и еда
Эксперимент 16: Избавление от интроектов и их переваривание
ПРОЕКЦИИ
Эксперимент 17: Выявление проекций
Эксперимент 18: Присвоение проекций
ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД И СВИДЕТЕЛЬ ТЕРАПИИ
Предисловие
Введение
ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД
ОСНОВАНИЯ
Гештальтпсихология
Гомеостаз
Холистическая доктрина
Контактная граница
НЕВРОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Рождение невроза
Интроекции
Проекция
Слияние
Ретрофлексия
НЕВРОТИК И ТЕРАПЕВТ
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
ОЧИСТКА ЛУКОВИЦЫ
ЧЕЛНОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПСИХОДРАМА И ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО
КТО СЛУШАЕТ?
СВИДЕТЕЛЬ ТЕРАПИИ
От редактора
ГЕШТАЛЬТ В ДЕЙСТВИИ
Что такое гештальт
Сознавание
Брак
Гештальт-молитва
Пары № 1
Пары № 2
Философия очевидного
Сон Мейдлайн
Все есть процесс сознавания
Мир дураков
Фриц и Фрейд

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практика Гештальт-терапии. Перлз Ф. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

  • Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
  • Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.

Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.

Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.
Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.
Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.

Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.

Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.
Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты . Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты» .

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

Формирование и осознавание.

Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.

Удовлетворение потребности.

Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

1. Проекция

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.

Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

2. Интроекция

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.

Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

3. Конфлюэнция (слияние)

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться

Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

4. Ретрофлексия

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.


Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится

У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

***

Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.


Об эксперте

– психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .

Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия – не такая уж незнакомка. Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии. Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление. Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является. Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику – начальнику, другу, собственной лени.

Гештальт-терапия – самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц. Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее. И все это – только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе». Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу.

Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом.

Внучка за бабку

Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа. Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии. Для создания нового направления (впрочем, как и для личной жизни Перлза) важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой. Само слово gestalt (нем.) точного перевода не имеет. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов). Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все равно понимаем смысл. Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию. И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое?»

На постулаты нового направления сильно повлияла теория «поля», разработанная гештальт-психологом Куртом Левиным. По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля. Когда нам холодно – мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать.

Еще одна теория – «незавершенных действий» – экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. Пока работа не сделана, мы не свободны. Она нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим.

В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции. Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов. На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20–30-х годов.

Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.

Миссия выполнима

В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути – о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен – как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.

Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание – голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности. Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите (и можете себе позволить) именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»). А этот гештальт – в еще больший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи»). Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни.

Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока работа не выполнена, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась).

И здесь – один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку (вспоминаем теорию поля) в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет – ищет способы, а кто не хочет – причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.

Задача терапии – найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе.

Стерео-эффект

Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»). Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.

Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.

За все в ответе

Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Осознавание – чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.

Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным – со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается.

Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность (данная нам в ощущениях), но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?

Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!». Распространенная реакция на встречу с реальностью – сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. «Да, это была правда. Но какая-то вероломная правда», – призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает.

Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.

Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом – и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (в настоящий момент)?

Диалог в гештальт-терапии – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент (иногда впервые!) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я–Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними (происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится).

Это уникальный опыт, поскольку терапевт – человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.

Гештальт-терапия – вне морали и политики. Единственная ее задача – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.

Идущие вместе

В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.

Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку – и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир – и там ты обретешь себя.

Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром. Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, – на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире.

Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) наша уникальность обретает практический характер. Сталкиваются две реальности, рождая третью. Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека – неповторимость его функций, – и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других. Например: «Я авторитарный» – &ldauo;Ну, тогда руководи». «Я поэт» – «А сделай так, чтобы запела душа».

Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль. Значимым становится то, что в человеке представляет ценность для других. И что в других представляет ценность для этого человека. Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого. Это обусловливает нашу нуждаемость друг в друге и определяет наши отношения.

Глаз-алмаз

Помните молитву, которую приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!» У меня есть впечатление, что гештальт-терапия постепенно учит меня этой мудрости. Она сделала мою жизнь интересной, поскольку помогает быть очень избирательной, быстро отказываться от того, что мне не подходит, искать и находить то, что мне нужно. И все, что происходит в моей жизни: люди, дело, увлечения, книги, – это то, что мне нравится, интересно и нужно.

Еще гештальт-терапия подарила мне покой. Я могу доверять той реке, которой является моя жизнь. Она дает мне знать, когда и где я должна быть начеку, а когда и где я могу бросить весла и просто отдаться потоку и солнцу.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: