Про заболевания ЖКТ

ВСЕ ОТВЕТЫ ПРАВИЛЬНЫЕ!
*Внутри блоков вопросы расположены по алфавиту.*

Мод.1
В анимизме душа представлялась
Бессмертной, странствующей по разным телам
В рамках генетической психологии это понятие определялось как свойство живого организма, формирующееся в процессе материальных контактов с окружающей средой.
Интеллект
Демокрит считал, что душа, тело и макрокосмос состоят из атомов
Огня
К основным формам психики относятся
Процессы, свойства, состояния
Какое учение признавало в качестве единственного объекта психологического изучения поведение и поведенческие реакции?
Бихевиоризм
Картезианство как направление философии связано с именем
Рене Декарта
Кто из ученых выдвинул идею о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования?
Ж. Пиаже
Кто из ученых разработал учение о высших психических функциях?
Л. Выготский
Наука, изучающая особенности нарушений психики в связи с теми или иными недостатками в строении и функциях организма, называется
Патопсихология
Основание В. Вундтом первого психологического института в 1875 г. по праву можно назвать датой рождения
Психологии
Платон – родоначальник философии
Идеализма
Подход, согласно которому психика и тело существуют раздельно, называется
Дуализм
Понятие «инсайт» было введено в рамках
Гештальтпсихологии
Психика – это свойство
Любой живой высокоорганизованной материи
Психологическое направление, которое возникло благодаря развитию информационных технологий и которое использует компьютерную метафору при объяснении закономерностей функционирования человеческой психики, называется
Когнитивная психология
Психология как область знаний не соприкасается с такой наукой как
Спелеология
Самонаблюдение, объектом которого являются психические состояния субъекта, носит название
Интроспекция
Труд «По ту сторону принципа удовольствия» был написан
З. Фрейдом
Учение об абсолютном духе предложил
Гегель
Учеником автора сократического диалога был
Платон
Что из перечисленного не относится к познавательным процессам?
Темперамент
Что не относится к основным методам психологического исследования?
Анкетирование
Что является предметом психологии?
Психика
Эксперимент – это
Основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную
Энтелехия как философская категория была предложена
Аристотелем

Мод.2
В основе логотерапии лежит
Представление о том, что человеку свойственно стремление к поиску и реализации смысла своей жизни
Закон, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому он принадлежит, получил название
Закон рекапитуляции
Интериоризация – это
Нормирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности
Какие тенденции, согласно К. Хорни, управляют человеком?
Стремление к безопасности
Личность – это
Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих
На какие части, согласно теории У. Джеймса, можно разделить личность?
Физическое, социальное, духовное
По мнению. К. Юнга коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде
Архетипов
По мнению. К. Юнга типы личности (экстревертный, интровертный) являются
Врожденными, не связанными с условиями общественной жизни
Рассматривая проблему поведения, З. Фрейд выделяет два основных влечения, определяющие психическую деятельность человека: либидо и...
Мортидо
Самая низкая ступень в пирамиде А. Маслоу
Физиологические потребности
Сколько свойств сознания выделяет У. Джеймс?
4
Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт.
Теория Джорджа Олпорта
Теории, описывающие личность человека, исходя из его психологических или внутренних характеристик, носят название
Психодинамические
Термин «коллективное бессознательное» принадлежит
К. Юнгу
Термин «поток сознания» принадлежит
У. Джеймсу
Термин «самоактуализация» предложен
А. Маслоу
Человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих, – это
Личность
Что из перечисленного включается в структуру личности?
Все ответы верны
Что из перечисленного не является свойством сознания по У. Джеймсу?
Прерывность всякого личного сознания
Что из перечисленного является отличительной характеристикой сознания человека как высшей формы развития психики?
Все ответы верны
Что из перечисленного является постулатом социологических концепций психического развития человека?
Психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени исторического развития общества, прежде всего развития духовной жизни, культуры
Что рассматривается в качестве источника поведения в русле гуманистической психологии?
Врожденные альтруистические мотивы
Что у Г. Салливана выступает в качестве механизма, формирующего личность?
Межличностные отношения
Что является основной потребностью человека по А. Маслоу?
Самореализация
Что, согласно П. Жане, находится на высшем уровне поведения человека?
Созидательная трудовая деятельность человека

Мод.3
В каком возрасте, согласно Ж. Пиаже, коэффициент эгоцентрической речи достигает наибольшей величины?
3 года
В чем, по мнению Л. С. Выготского, заключается главное различие между натуральными и высшими психическими функциями?
Уровень произвольности
Врожденная высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов – это
Сознание
Для какого возраста характерна локомоторно-генитальная стадия психосоциального развития?
3-6
Ж.Пиаже создал...
Концепцию стадиального развития интеллекта
К чему может привести фиксация на одной из стадий развития психики согласно концепции З. Фрейда?
Возвращение человека в минуты тревоги и слабости в тот период детства, когда имел место травматический опыт, закрепившийся в бессознательной памяти
Какая деятельность является ведущей в период раннего детства?
Предметно-манипулятивная деятельность
Какая концепция базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий?
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Какая психическая функция соответствует культурной линии развития?
Воображение
Кризис «Я сам!» характерен для возраста
3 года
Кто из отечественных ученых в работе «Элементы мысли» утверждал необходимость разработки эволюционной психологии на основе учения Ч. Дарвина?
И. М. Сеченов
На какой стадии развития психики происходит формирование либидо?
Фаллическая
Обучение должно «вести за собой» развитие. Эта мысль вполне раскрывается в понятии
Зона ближайшего развития
Оральная стадия по З. Фрейду протекает
От рождения до 1,5 лет
Основное свойство живых организмов, представляющее собой способность реагировать на внешние воздействия внутренними изменениями, носит название
Раздражимость
При «застревании» на какой стадии развития психики происходит формирование типа личности, отличающегося преобладанием чувства зависимости, неуверенности в себе и испытывающего постоянную потребность в одобрении и поддержке?
Оральная
Проблема в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью и разрешение которой способствует переходу на новый более успешный уровень социализации, по Э. Эриксону, называется
Фазоспецифическая эволюционная задача
Р. Фабри выделял две стадии развития психики в филогенезе: 1) стадия сенсорной психики и 2) стадия…
Перцептивной психики
Сколько стадий психосексуального развития психики выделяет З. Фрейд?
4
Согласно концепции стадиального развития интеллекта период сенсомоторного интеллекта характерен для возраста
до 2 лет
Согласно культурно исторической концепции, онтогенез человека определяют две линии развития: 1)… и 2) культурная
Натуральная
У девочек аналогом Эдипова комплекса выступает
Комплекс Электры
Филогенез – это
Историческое развитие организмов
Что из перечисленного не относится к особенностям детской логики согласно Ж. Пиаже?
Нет верного ответа
Что, с точки зрения Л. С. Выготского, является механизмом, формирующим детскую психику?
Интериоризация знаков

Мод.4
Авторы стереохимической теории обоняния
Монкрифф и Эймур
Афазия – это
нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария.
В чем заключается закон забывания Германа Эббингауза?
Согласно закону забывания после первого безошибочного повторения забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60 % полученной информации, а через 6 дней – свыше 80 %.
В. Вундт работал в рамках
Ассоциативная теория восприятия
Внимание – это
Психический процесс, осуществляющий избирательную направленность восприятия на тот или иной объект
Восприятие – это
процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
За ощущение голода или жажды отвечают
Проприорецептивные рецепторы
К функциям языка относится
металингвистическая
Как называется наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний?
Психолингвистика
Кто предложил модификацию основного психофизического закона?
С. Стивенс
Минимальный размер едва ощутимого раздражителя –
это Пространственный порог
Образ – это
субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.
Письменная речь представляет собой разновидность
разновидность монологической речи
Порогами ощущений называют
качественные показатели чувствительности анализатора
Предметность – свойство восприятия, характеризующееся тем, что
объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
Согласно Б. В. Зейгарник, нарушение саморегуляции познавательной деятельности – это
невозможность организации мышления.
Согласно классификации воображения, творческое воображение – это
Создание новых образов в процессе целенаправленной деятельности человека
Теодюль Рибо – автор
Моторной теории внимания
Укажите неверный ответ. Мышление бывает
Аутопсическое
Устойчивость внимания – это
Возможность сосредоточения человека на одном объекте без переключений на другие.
Что из перечисленного не относится к концепции П. Я. Гальперина?
Нет верного ответа
Что из перечисленного не относится к процессам памяти?
Забывание
Что из перечисленного не относится к психическим познавательным процессам?
Темперамент
Что из перечисленного относится к функциям речи?
Все ответы верны
Шимпанзе была предложена задача: достать высоко подвешенный банан, до которого обезьяна лапой дотянуться не может. Решение состояло в том, что обезьяна должна использовать палку, которой она могла бы достать банан. В результате эксперимента был сделан вывод, что обезьяны оказываются неспособны решить задачу, пока банан и палка не окажутся в поле их зрения одновременно. Этот эксперимент провел:
В. Келлер

Мод.5
В рамках какой концепции используется понятие сублимации?
Психоанализ
В рамках этой концепции эмоции являются результатом конфликта бессознательного (влечение) и предсознательного (супер-эго)
Психоаналитическая теория эмоций
В рамках этой теории существуют два основных инстинкта: инстинкт жизни и смерти.
Нет верного ответа
В рамках этой теории считалось, что поясная извилина – источник осознанных эмоциональных переживаний.
Структурная теория эмоций
В чем заключается Закон Иеркса-Додсона?
С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, приближается к пороговой величине
Выберите ложный тезис теории дифференциальных эмоций И. Изарда
Десять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования
И. Уэйнбаум – автор
Сосудистой теории выражения эмоций
Какое название получила система, представляющая собой замкнутую цепь, включающую такие мозговые структуры, как гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса?
Круг Пейпеца
Квазипотребность – это
Социально обусловленная потребность, возникшая в данный момент
Кем из исследователей была составлена карта эмоций головного мозга?
Д. Олдзомом и П. Милнером
Кому принадлежит термин «самоактуализация»?
К. Гольдштейну
Превращение мотива деятельности в мотив – это
Сдвиг мотива на цель
Рудиментарная теория эмоций родилась из
Эволюционной теории эмоций
С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, приближается к пороговой величине. Так формулируется
Закон Йеркса-Додсона
Согласно К. Левину, внутри психологического поля человека находятся предметы, обладающие своей
Валентностью
Согласно этому исследователю, социум подавляет в человеке все его стремления, и поэтому каждый отдельный человек стремится реализовать себя, преодолевая «барьеры социального окружения». Так же этим психологом был предложен термин «коллективное бессознательное».
К. Юнг
Согласно этому психологу, чувство незащищенности порождает базовую тревожность прежде всего при отсутствии теплоты в отношении к ребенку со стороны родителей. При возникновении тревожности индивидом вырабатываются стратегии поведения, которые нужны для ее преодоления.
К Хорни
Чем, по мнению У. Джеймса и К. Ланге, обусловлено возникновение эмоций?
Вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности
Что из перечисленного не относится к базовым эмоциям по И. Изарду?
Нет верного ответа
Что из перечисленного не является признаком базовых эмоций?
Базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, не осознаваемым человеком
Что из перечисленного относится к характеристикам эмоций?
импрессия
Что такое мотив?
Все ответы верны
Что такое чувства?
Имеют предметный характер, находятся в тесной связи с объектом
Что является главной характеристикой потребностей?
Предметность
Этот психолог в своей теории утверждал, что человек появляется на свет слабым и ни на что не способным. Это является основой для переживания чувства собственной неполноценности. Вся жизнь человека представлялась ему, как путь преодоления комплекса беспомощности.
А. Адлер

Мод.6
Высокий уровень развития способностей, чаще специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности, достижение высоких результатов общего значения, в пределах уже известных идей и направлений носит название
Талант
Глубиной и длительностью переживаний отличается
Меланхолический темперамент
Какая теория темперамента является наиболее ранней?
Гуморальная
Какие компоненты можно выделить в структуре темперамента?
Все ответы верны
Карл Леонгард предложил теорию
Акцентуаций характера
Кто из ученых ввел термин «Характерология»?
Ю. Банзен
Немецкий психопатолог, предложивший теорию основных конституциональных типов телосложения, – это
Э. Кречмер
Особенностью настроения не является
Внешняя невыраженность психических состояний и настроения
По К. Леонгарду, этот тип личности имеет склонность к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений
Возбудимый тип личности
По К. Леонгарду, этот тип личности имеет склонность к фазным колебаниям настроения
Циклотимный тип личности
По степени активации организма психические состояния делятся на
Астенические и стенические
По уровню развития способности делятся на
Репродуктивные и творческие
По числу и характеру деятельностей способности делятся на
Общие и специальные
Психическое состояние – это
Сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации
Сильный, неуравновешенный тип нервной системы характеризует
Холерический темперамент
Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характеризует
Сангвинический темперамент
Состояние временного повышения критического отношения к действительности, временная активизация ассоциативного мышления, направленного на поиск разного рода критических обстоятельств, – это
Состояние сомнения
Состояние высокой настроенности человека, сочетающейся с высоким тонусом, готовностью совершать спонтанные поступки, – это:
Решительное состояние
Укажите неверный ответ. Виды психических состояний делятся по
Бинарному уровню
Ученый, выделивший три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов,
И. П. Павлов
Функциональное состояние человека, возникающее как следствие однообразной работы, характеризующееся снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к работе, – это
Монотония
Что включает в себя профессиональная ориентация?
Все ответы верны
Что из перечисленного не относится к основным свойствам нервной системы, выделенным И. П. Павловым?
Нет верного ответа
Что такое способности?
Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью
Эктоморфному типу У. Шелдона соответствует
Астенический тип

Итоги
В каком городе в 1875 г. был открыт первый психологический институт?
Лейпциг
В рамках какого учения все рассматривалось как порождение единой праматерии?
Гилозоизм
Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы, называется
Наглядно-образное
Действие какой сигнальной системы характерно для человека?
Совместное действие первой и второй сигнальных систем
Для представителей какого типа, согласно концепции психосексуального развития З. Фрейда, характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности, часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте
Анально-удерживающий
Какая теория существовала в рамках дуализма?
Интеракционизм
Какие компоненты не входят в структуру темперамента?
Нет верного ответа
Какой показатель К. Г. Юнг положил в основу классификации личностных типов?
Ориентацию человека на себя или на объект
Кто из ученых ввел понятие «Коэффициент интеллекта»?
Штерн
Кто из ученых впервые стал использовать понятие бессознательной психики?
Лейбниц
Мечта является видом
Воображения
Ощущения, возникающие в мышцах и сухожилиях и дающие мозгу информацию о движении и положении частей тела, носят название
Проприорецептивные
Процесс искажения воспоминаний носит название
Парамнезия
Процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, выделение какого-либо единичного признака называется
Абстракция
Психика – это
Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию
Психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, носит название
Фрустрация
Психология – это наука о
Закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности
Что из перечисленного не входит структуру поведенческого акта, предложенную П. Жане?
Нет верного ответа
Что из перечисленного не относится к основным методам психологического исследования?
Контент-анализ
Что из перечисленного не относится к основным функциям психики?
Нет верного ответа
Что из перечисленного не относится к принципам гуманистической психологии?
Нет верного ответа
Что из перечисленного не является характеристикой коллективного бессознательного?
Нет верного ответа
Что признавалось в качестве единственного объекта психологического изучения в рамках бихевиоризма?
Поведение
Эфферентная афазия – это
Разрушение структуры высказывания при сохранности отдельных слов

«Осуществление» выражается у Аристотеля древнегреческим словом «энтелехейа» (или «энтелехия»). Аристотелевское мировоззрение телеологично. В его мировоздании все процессы обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью. «Обусловленность через цель» существует, подчеркивает Аристотель, не только «среди поступков, определяемых мыслью», но и «среди вещей, возникающих естественным путем». При этом форму никто не создает, она вечна и вносится в соответствующую материю, которую форма определяет, выступая, таким образом, как цель, внутренне заданная той или иной последней материи, как программа ее дальнейшей структурализации. Цель – это также и благо: каждая стремящаяся реализоваться потенция стремится тем самым к своему благу. В понятии цели – «того, ради чего» – Аристотель находит третью, после материи и формы, причину всего сущего.

Движущая причина

Четвертую, и последнюю, причину Аристотель определяет как движущую. Он говорит, что «всякий раз изменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во что-нибудь». Говоря об источнике движения как движущей причине, Аристотель исходит при этом из догмы, согласно которой «движущееся вообще должно приводиться в движение чем-нибудь». Материя у Аристотеля пассивна. С другой стороны, философ допускает, что «сущность и форма, это – деятельность». Однако эта деятельность не самодовлеющая. Она имеет источник в высшей сущности и форме. Это некий перводвигатель: «Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме».

Четыре первых начала, или причины

Свое рассуждение о причинах, которые в качестве первоначальных являются предметом первой философии, Аристотель резюмирует так: «О причинах речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия… другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей – то, откуда идет начало движения; четвертой – причину, противолежащую только что названной, а именно «то, ради чего» существует вещь, и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)».

Подытоживая учение Аристотеля о четырех причинах, скажем, что таковыми являются:

    материальная причина;

    формальная причина;

    движущая причина;

    целевая причина.

Первая отвечает на вопрос «из чего?», вторая – «что это есть?», третья – «откуда начало движения?», четвертая – «ради чего?». При этом три последние причины Аристотель сводит в одну: ««что именно есть» и «ради чего» - одно и то же, а «откуда первое движение» – по виду одинаково с ними».

Теология

Такой единичной первопричиной в трех смыслах у Аристотеля оказывается Бог. Так «первая философия» Аристотеля оборачивается теологией. Этот термин известен Аристотелю, более того, он, по-видимому, и ввел его в философский словарь. Именно Бог – вместилище сверхприродных, обособленных от материи и неподвижных, то есть метафизических, сущностей. И сам Бог есть «некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей». В Боге, таким образом, сходятся формальная, целевая и движущая причины. Нет в нем только материи. поскольку материя – это возможность, то лишенный материи Бог – чистая действительность и осуществленность, энтелехия. Вместе с тем Аристотель говорит, что «Бог есть живое существо», что «жизнь, без сомнения, присуща ему». Но под жизнью Бога Аристотель понимает деятельность разума Бога. Это разум, который «мыслит сам себя… и мысль его есть мышление о мышлении». Бог Аристотеля отделен от чувственного мира, ибо это для него предмет недостойный: «Лучше не видеть иные вещи, нежели видеть их». Бог Аристотеля – идеальный философ. Он мыслит самое божественное и самое ценное. Бог мыслит формы бытия, и формы мысли. Он и онтолог и логик. Бог не подвергается изменению, ибо всякое изменение для Бога – к худшему. Божественное самомышление является также перводвигателем, который сам неподвижен. Бог также и высшая цель: «А что цель имеет место и в области неподвижного – это видно из анализа: цель бывает для кого-нибудь и состоит в чем-нибудь, и в последнем случае она находится в этой области, а в первом – нет. Так вот, движет она, как предмет любви, между тем все остальное движет, находясь в движении само». Таким образом, Бог побуждает все к движению как цель стремления и предмет мысли.

Форма и материя

Причинный, каузальный анализ бытия единичных физических вещей Аристотеля – субстанций по-латыни, – переводит нас на следующий, высший уровень аристотелевской онтологии. Так можно называть учение Аристотеля о том, что существует в возможности, потенциально, если воспользоваться латинским термином, и о том, что существует в действительности, в осуществленности, актуально.

Важнейшими причинами бытия единичных физических вещей являются два элемента: форма и материя, формальная и материальная причины. Форма и материя – это латинские термины. Тому, что мы называем «формой», в греческом тексте у Аристотеля как правило соответствует слово «μορφή» (морфэ́), т.е. форма вещи, формальная причина. «Материя» – также латинское слово, в греческом тексте этому латинскому термину соответствует термин «ὕλη» (гю́лэ); ὕλη – это, вообще говоря, лес, строительный лес.

Напомню, что Аристотель родился, и его детство-отрочество прошло в городе Стагира – это греческий город пограничный с Древней Македонией. Македония была знаменита своими поставками серебра, вина и корабельного строительного леса. Афины – морская держава, нуждавшаяся в кораблях. Но, беда в том, что Аттика – это территория очень каменистая, там мало что произрастало и произрастает в наши дни. Строительных и корабельных лесов мы там не находим, и лес завозился как раз из Македонии. Похоже, что эта особенность Македонии, хорошо знакомая с детства Аристотелю, спровоцировала его использовать слово «ὕλη» в значении материи. В школе Платона, для того, что мы называем «материей» как правило использовалось слово «ἄπειρον» (а́пейрон) – беспредельное, бесконечное. Похоже, что именно Аристотель ввел слово «ὕλη» в философское словоупотребление.

Форма и материя – это два фундаментальнейших элемента, через взаимодействие которых образуется физическое бытие единичных вещей. «Элемент» (elementum) – также слово латинского происхождения с очень неясной этимологией. В греческом языке этому термину соответствует слово «στοιχεῖον» (стойхе́йон), в позднейшем звучании – «стихия». Первое значение, словарное значение слова «στοιχεῖον» в греческом языке – это буква. В представлении древнегреческих атомистов мир устроен как книга, как некий текст из неких элементов, дробящихся, разумеется, не до бесконечности, на предложения, фразы, словосочетания, слова, и в конце концов все упирается в изначальные буквы – стихии. Что касается слова «elementum»: одна из господствующих этимологических версий такова – это есть результат этрусского искажения греческого слова «алфавит». Слово «алфавит» (ἀλφάβητος) представляет собой и по звучанию, и визуально последовательность первых букв ионийского древнегреческого алфавита. Отчасти сама структура слова «elementum» указывает на некую «алфавитность», строгую упорядоченность стихии букв между собой в латинском алфавите: L ([эл]), M ([эм]), N ([эн]) – строго следуют одна буква за другой закономерным образом, составляя некую логичную структуру. Взаимодействие этих букв-стихий между собой образуют законченную и логичную структуру мироздания как целого.

Так вот, из этих букв, стихий, элементов – формы и материи, – через их взаимодействие образуется бытие физических вещей. Здесь важное уточнение: с точки зрения Аристотеля, форма и материя в физическом мире неразрывно связаны между собой, т.е. разделить эти два элемента мы можем только в нашем очень несовершенном мышлении. Это учение о неразрывности материи и формы, гю́лэ и морфэ́ имело впоследствии долгую историю, и в нашей ученой отечественной литературе его принято называть принципом «гилеморфи́зма». Гилеморфизм: морфэ́ – форма, ги́ле – это искаженное ὕλη (гю́лэ). В этом искаженном виде слово «гю́лэ» – «гиль», – встречается в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума».

Энергия и потенция

Что касается материи. Аристотель, как он часто это делает в отношении многих других вещей, говорит о некоей «первой материи» и некоей «второй материи». Первая материя в аристотелизме определяется строго говоря так: первая материя – это чистая возможность, δύναμις (дю́намис – отсюда «динамика», «динамичность»). Δύναμις в переводе с греческого языка означает способность, возможность. В латинском языке эквивалентом этого греческого термина будет слово «potentia» (потенция) – способность, возможность, сила. Это есть чистая возможность, и ей онтологически и логически противопоставляется некая чистая реализованность или осуществленность, т.е. форма.

Аристотель использует в отношении формы в этом контексте следующие синонимы, два знаменитых термина: форма – это есть ἐνέργεια (энергия); форма – это есть ἐντελέχεια (энтеле́хия). «Ἐνέργεια» происходит от слова «ἐργάζομαι» (эрга́дзомай) – делать, изготовлять, – отсюда происходит слово «ἔργον» (э́ргон) – некий результат труда, продукт. Ἐν- (эн-) – это приставка в-, у-. Энергия – это некий процесс приведения к некоторому результату, деятельность по реализации чего-то.

«Энтелехия» – слово еще более сложной судьбы, оно, как правило, не переводится ни на какой другой язык. Существовала ренессансная легенда, что переводчик, писатель-гуманист Эрмолао Барбаро продал душу дьяволу для того, чтобы дьявол помог ему перевести слово «энтелехия». Чем закончилась история мы не знаем, поскольку надежного перевода этого слова так и не существует.

Скажем, Лейбниц использует это слово без перевода. Что же это слово может означать? Мы находим здесь два корня: τέλος (те́лос) – цель; и корень глагола ἔχειν (э́хейн), т.е. иметь, держать, находиться в состоянии. Плюс приставка ἐν-. Т.е. в данном случае подразумевается, что если энергия есть деятельность по реализации сущности, формы, чтойности, то энтелехия есть некое пребывание, нахождение у цели этой реализации, этого процесса осуществления.

Очень часто Аристотель использует слова «энергия» и «энтелехия» синонимично, но иногда различает. Когда он различает их, под энергией понимается процесс, а под энтелехией – результат. Его пример, который встречается неоднократно: строительство дома. Сама процедура постройки дома соответствует тому, что он называет «энергией», а дом приведенный к какому-то финалу, к некоей предуготовленной цели существования чего бы то ни было в качестве дома – это энтелехия. Оба термина используются в отношении формы.

Первая и вторая материя

Вернемся к материи. Итак, первая материя – это есть чистая способность чего бы то ни было принять ту или иную форму. Имеются классические мысленные эксперименты, которые встречаются в перипатетической традиции или зависят от нее: если мы возьмем какую бы то ни было физическую вещь, попытаемся перечислить все ее явные характеристики, т.е. чем эта вещь является, последовательно отбросим все эти определяющие индивидуальное бытие конкретной вещи характеристики – то, что останется до каких бы то ни было характеристик – качественных, любых других, – это и будет первая материя, т.е. чистое докачественное нечто, на которое эти характеристики нанизываются – это чистая возможность для вещи быть чем-то потенциально определенным.

Что касается второй материи. Для нее Аристотель использует специальное слово. Он не говорит «вторая материя», но использует слово «στέρησις» (стэ́рэсис). У нас в русской переводческой традиции принято переводить слово «στέρησις» словом «лишённость» – имеется в виду лишённость формы. Отсюда происходит слово «стерильность». У этого перевода есть недостаток. Дело в том, что слово «στέρησις» является отглагольным существительным, тогда как в русском слове «лишённость» этот элемент динамичности, который Аристотель усматривает в физических вещах, как-то нейтрализуется. Значит лишённость – это лишённость формы. С точки зрения Аристотеля, небытия в чистом виде, как и бытия в чистом виде, не существует; быть для вещи – это быть чем-то определенным, не быть – это быть чем-то недоопределенным. У Аристотеля есть следующее рассуждение: если все-таки пытаться что бы то ни было назвать «небытием», то στέρησις – это то, что может в первую очередь претендовать на звание небытия, т.е. «почти ничто», не совсем ничто, а «почти ничто».

Значит, первая материя – это чистая возможность вещи быть чем-то определенным; вторая материя отвечает за невозможность полной реализации соответствующей сущности в бытии той или иной физической субстанции. Одним из базовых положений аристотелизма является следующее: материя – это есть принцип индивидуации физических вещей. Если форма, чтойность вещи – это то, что связывает те или иные вещи между собой как представительница соответствующего класса объектов, т.е. отвечает за то, что и этот стол, и тот стол мы полагаем столами: единичные вещи мы вписываем в круг бытия класса определенных объектов – столов. Форма – принцип универсализации бытия единичных вещей. Материя – то, что обособляет, индивидуализирует физическую субстанцию, отвечает за отличие этого стола от того стола.

В чем смысл различения материи первого порядка и материи второго порядка? Материя, в понимании Аристотеля, выполняет двоякую функцию: с одной стороны, материя подразумевает некую способность вещи принять соответствующую форму – вот в этой вещи передо мной материи достаточно для того, чтобы принять форму стола, но недостаточно для того, чтобы это нечто могло принять форму реактивного самолета, – материя, с одной стороны, предоставляет возможность стать чем-то определенным, а с другой стороны, препятствует этому чему-то стать чем угодно вообще. Первая материя допускает для этой вещи принять соответствующую форму – это чистая способность, а στέρησις (стэ́рэсис), лишённость – это то, что препятствует чему-то стать самолетом, человеком и т.д.

Движение

Напоминаю, что, согласно принципу гилеморфизма, форма и материя неразрывно связаны между собой. Связь эта является динамической связью, и для этого динамического взаимоотношения между формой и материей существует специальное слово – «движение». О движение Аристотель говорит, в первую очередь, в сочинении «Физика», в лекциях по физике. Упрощенно говоря, движение – это переход из возможности в реализацию этой возможности для вещи, переход из потенциального состояния в актуальное. Напоминаю, что актуальность происходит от латинского слова «actualis», «actus» – акт, действие, деятельность. Движение, по-гречески κίνησις (ки́несис) – отсюда слово «кинематограф» и др.

Движение Аристотель понимает крайне широко, он говорит о четырех видах движения. Движением в собственном смысле слова, «первым движением», Аристотель называет перемещение. Четыре вида движения: 1) перемещение, 2) качественное изменение, по-гречески – ἀλλοίωσις, (алло́йосис) буквально – «инаковение», 3) количественное изменение – рост, убыль, 4) для этого вида движения не существует одного какого-то слова, Аристотель характеризует его с помощью двух слов – это возникновение и уничтожение. Так или иначе любой природный процесс есть κίνησις – движение. Обобщенно, движение – это процесс реализации, соответствующий сущности в бытии той или иной физической вещи, переход из потенциального состояния бытия в некое актуальное состояние. Движение – это актуализация соответствующей потенции.

По Аристотелю, этот тезис относительно движения применим и к области физического, и к области метафизического. В области физического этот тезис звучит так: все, что движется, движется потому, что приводится в движение чем-то другим, большим и лучшим, более реальным, более осуществившимся, более актуальным. В области метафизического, если воспользоваться языком средневековой схоластики, можно сформулировать этот тезис так: все потенциальное актуализуется благодаря чему-то уже актуализованному, все актуальное возникает из потенциального благодаря чему-то уже актуализованному. Иначе говоря, движение – это процесс осуществления сущности; реализация – это и есть движение и жизнь, – существует благодаря чему-то большему и лучшему, что приводит в движение, приводит к жизни нечто, что способно жить и двигаться.

Что первично?

Примеры из перипатетической традиции – что первично, а что вторично, в онтологическом смысле слова: все актуальное обладает онтологическим, бытийственным и ценностным приоритетом по отношению ко всему потенциальному; актуальное всегда первично, потенциальное всегда вторично. Почему? Потенциальное – это недобытие, это недостаточное существование чего бы то ни было, настолько недостаточное, настолько несовершенное и слабое, что само себя привести к чему-то лучшему и большему оно не в состоянии, нуждается во внешней силе, во внешнем источнике движения, во внешнем источнике своего существования. Я – вещь более актуальная, чем вот этот стол, потому что я могу привести в движение этот стол, а он меня нет. Актуальное обладает онтологическим и ценностным приоритетом в отношении всего потенциального.

На вопрос: «Что было в начале, курица или яйцо?», – Аристотель ответил бы: «Конечно же курица». Другие примеры: желудь и дуб – что первично? По Аристотелю, онтологически ценностное – дуб, потому что смысл бытия желудя в том, чтобы реализовать в себе потенцию, стать дубом. В отношении человеческого бытия: взрослый человек в расцвете сил онтологически первичнее, сущностнее, реальнее в отношении ребенка, который в строгом смысле слова является не вполне человеком, так же как и желудь не вполне является дубом, а яйцо – курицей.

В отношении политического, что первично: государство или семья? По Аристотелю – государство. Можно, конечно, задать вопрос Аристотелю: «Как же так? Мы же наблюдаем в опыте что-то другое: курица получается из яйца». Но здесь Аристотель напоминает нам, что времени нет, время не является физической константой этого вечного мира. Время – это акцидентальная случайная поверхностная необязательная характеристика каких бы то ни было процессов, происходящих в этом мире. К определению сущности вещи: время, пространство, количество, качество, отношение, состояние, нахождение, действие, претерпевание не имеют никакого отношения.

Энергия и энтелехия

Таким образом, можно ли говорить, согласно Аристотелю, что существует вещь вполне актуальная, актуальная в наивысшей степени? Напоминаю, что, по Аристотелю, актуальной бесконечности не существует. Все, что происходит в мире, может быть рассмотрено в перспективе двух характеристик: актуальное и потенциальное. Например, самое знаменитое определение того, что есть душа, в самом начале второй книги трактата «О душе»: душа – это энтелехия тела потенциально обладающего жизнью. Если существует некая вещь, в которой материи вполне достаточно, чтобы принять соответствующую форму – энтелехия и форма являются синонимами, – душу, это тело, потенциально обладающее жизнью, способно к тому, чтобы стать одушевленным телом.

Отсюда с необходимостью следует вывод, что душа не существует отдельно от тела – они могут быть разделены только в нашем мышлении. Аристотель, как мы знаем, отвергал отдельное индивидуальное бытие человеческих душ. Поздний комментатор Аристотеля Александр Афродисийский, он жил на рубеже II-III вв. н.э., объяснял соотношение души и тела таким образом: душа человека не существует отдельно от тела подобно тому, как границы вещи не существуют отдельно от объемлемого ими тела. Энтелехия – это осуществленность, т.е. форма, сущность. Можно сказать, что душа есть форма тела, можно сказать – сущность тела, можно сказать – энтелехия.

«Энергия» – это слово Аристотель часто использует как синоним для «энтелехии». Дело в том, что о какой-то окончательной реализации сущности в этом физическом мире говорить не приходится. В противном случае, можно было бы предполагать возможность постройки такого дома, в бытии которого его единичное существование совпадало бы с универсальным смыслом бытия такой вещи как дом. Т.е. есть единичная вещь, а есть формальная родовая причина, или сущность, которая делает ее (единичную вещь) чем-то познаваемым существующим. Понятно, что окончательность постройки является чем-то условным: есть дом недостроенный, плохо построенный – это степени реализации формы.

Энтелехия – это не окончательная финальная реализация чего бы то ни было – это невозможно в нашем мире, т.к. есть только одна вещь, которая равняется самой себе, есть сущность самой себя – это бог. В этой перспективе: энергия и энтелехия суть одно и то же. Но они различаются в том смысле, что можно говорить о некоей процедуре приведения к сущности: когда мы строим дом, мы рассчитываем построить именно дом, а не паровоз, ведь бог и природа ничего не делают напрасно – перед нами всегда есть некая цель. Повторяю, что Аристотель – один из самых радикальных представителей телеологизма: все существует ради какой-то цели. О случайности существования и возникновения чего бы то ни было можно говорить только по совпадению.

Т.е. Аристотель рассуждает о случайном, но случайное – это то, причины возникновения чего нам не вполне известны. В этом отношении, осуществление, реализация сущность – это и есть движение. Движение – это реализация некоей возможности вещи возникать и уничтожаться, качественно меняться, перемещаться с места на место, убывать и возрастать и т.д. Повторяю, что Аристотель трактует движение очень широко. То, благодаря чему движение осуществляется – это материя; а то, что направляет, и то, к чему направляется это движение как к своей цели – это форма, она же энергия и энтелехия. Но когда различается само это движение – это есть некая энергия, как процесс осуществления сущности в большей или меньшей степени, а энтелехия – это, условно говоря, финал реализации. Т.е. энергия есть элемент движения, подобно тому как форма является элементом существования природных вещей.

Природа и акмэ

Движение всегда подразумевает и возможность, и реализацию возможности: реализация – это энергия, возможность – это материя. Можно сказать, что в движении угадывается энергия. Движение есть то, в чем проявляется природа вещи. Здесь Аристотель отчасти повторяет сказанное до него. «Φύσις» (фю́сис), т.е. природа – это термин из врачебной медицинской практики, который встречается уже у Гомера в «Одиссее». Этот термин применялся в отношении некоторых растений, обладающих лекарственными свойствами. Что имеется в виду? Лекарственные растения не всегда имеют свои лекарственные свойства, они их приобретают в какой-то момент цветения, и в этот момент, когда эти растения вполне становятся тем, чем они должны быть, проявляется их природа – φύσις.

Точно так же и человек: он проявляет свою сущность не в младенчестве, а в некоем «цветении» – ἀκμή (акмэ́), как называли это греки. Т.е. природа вполне проявляется в вещи в какой-то момент становления реализации. Реализация, по-гречески – энергия. Применительно к процедурам возникновения, становления, рождения чего бы то ни было, речь у Аристотеля идет о трех вещах: первая материя, вторая материя и форма. Когда же Аристотель говорит об элементах бытия, т.е. о единичных вещах, то речь идет о лишённости и форме. А то, в отношении чего взаимодействие этой формы и материи осуществляется, и что приводится к существованию – это первая материя как чистая возможность. Материя не может быть предметом научного познания: только стадия реализации тех или иных потенций, т.е. только в отношении движущихся вещей, реализующих свою сущность, может быть научное познание.

Слова затираются в своих значениях. Сейчас слово «энергия» означает немножко другое. Для Паламы, например, если вспомнить XIV век, этот термин, конечно, связан с аристотелевской традицией – мы знаем, что Григорий Палама читал Аристотеля, даже сдавал экзамен, диспут, – хотя он был не вполне сведущ в этих вещах.

Михаил Гаспаров, когда переводил Диогена Лаэртского, пользовался помощью Татьяны Вадимовны Васильевой – переводчицы Аристотеля, Платона, Хайдеггера и др., – она предлагала переводить термин «энергия», как «осуществление», а «энтелехия», как «осуществленность» – это, пожалуй, наиболее удачный вариант перевода. Если брать латинскую традицию, то слово «actus» стало эквивалентом слова «энергия».

Литература

  1. Aristotle’s Metaphysics. A Revisited Text with Introduction and Commentary by W.D. Ross. Vols. I-II. Oxford: At the Clarendon Press, 1924 (repr. 1997).
  2. Aristotle’s Physics. A Revisited Text with Introduction and Commentary by W.D. Ross. Oxford: Oxford University Press, 1936 (repr. 2002).
  3. Beere J. Doing and Being: An Interpretation of Aristotle’s Metaphysics Theta. Oxford: Oxford University Press, 2009 (Oxford Aristotle Studies).
  4. Düring I. Aristoteles. Darstellung und Interpretation seines Denkens. Zweite Auflage. Unveränderter Nachdruck der Ausgabe von 1966. Heidelberg: Universitätsverlag Winter, 2005.
  5. Happ H. Hyle. Studien zum aristotelischen Materie-Begriff. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 1971 (Habil.-Schr. Univ. Tübingen).
  6. Jansen L. Tun und Können. Ein systematischer Kommentar zu Aristoteles’ Theorie der Vermögen im neunten Buch der Metaphysik. 2., durchgesehene und erweiterte Auflage. Wiesbaden: Springer VS, 2016.
  7. Witt Ch. Ways of Being: Potentiality and Actuality in Aristotle’s Metaphysics. Ithaca; NewYork: Cornell University Press, 2003.
  8. Аристотель. Метафизика. Пер. с древнегреч. А.В. Кубицкого (1934) // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Москва: «Мысль», 1976 (Философское наследие, т. 65).
  9. Аристотель. Физика. Пер. с древнегреч. В.П. Карпова (1936) // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Москва: «Мысль», 1981 (Философское наследие, т. 83).

1. Потенция, энергия и энтелехия.

Энтелехия, от греч. entelecheia, "осуществление", есть термин философии Аристотеля, обозначающий собою 1) переход от потенции к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития. Термин этот занимает Центральное место у Аристотеля; но именно по этому самому он получает у последнего разнообразные определения, не всегда сходные одно с другим и потому иной раз содержащие некоторую неясность. Дать полное и четкое определение энтелехии у Аристотеля можно только в результате сравнительного изучения всех относящихся сюда отдельных высказываний философа.

Ясно прежде всего, что с понятием энтелехии Аристотель связывал обязательный переход от потенции к энергии. Если материя для него является только возможностью или потенцией всевозможных оформлений, а форма указывает на принцип целостной организованности, то энтелехия ни в каком случае не могла быть у него ни только материей, ни только формой, но обязательно объединением того и другого, то есть действительно организованной материей и ее целостным осуществлением. Такова, например, душа, осуществляющая заложенные в теле возможности (De an. II 2, 414 а 25). О противоположности энтелехии и простой потенции читаем у Аристотеля не раз (Met. Vil, 1019 а 8; Phys. V 5, 213 а 7). Но энтелехия не есть просто энергия в противоположность потенции, хотя сам Аристотель несколько раз ограничивается характеристикой энтелехии просто как энергии.

2. Энтелехия и движение.

С другой стороны, и всякое движение, по Аристотелю, уже есть энергия; но движение, взятое само по себе, есть "незавершенная энтелехия способного к движению тела" (Phys. III 2, 201 b; VIII 5, 257 b 7). Если же мы спросим Аристотеля, в чем заключается завершенность энтелехии в сравнении с простым движением, то получим ответ, что обыкновенное движение стремится к цели, которая находится вне его самого, энтелехия же содержит свою собственную цель в себе самой. Кроме того, эту цель Аристотель не отличает от причины, а то и другое, цель и причину, отождествляет с формой, точнее же сказать, с эйдосом, поскольку форма-эйдос и есть, по Аристотелю, принцип и источник всякого оформления:

"Ведь душа есть причина, как источник движения, [во-вторых], как цель и, [в-третьих], как сущность одушевленных тел. Ясно, что душа есть причина в смысле сущности. У всякой вещи сущность является причиной бытия, у живых существ бытие заключается в жизни, причина же и начало этого – душа, ведь осуществление [энтелехия] есть смысл возможного бытия. Ясно также, что душа есть причина и в смысле цели. Ибо как ум действует ради чего-нибудь, подобным же образом также и природа, а это есть ее цель. Этой целью у живых существ является душа, притом в соответствии со [своей] природой. Ведь все природные тела являются орудиями души как у животных, так и у растений, и существуют они ради души" (De an. II 4, 415 b 5-15).

Поэтому энтелехийно движущееся или развивающееся тело только с внешнего вида демонстрирует для нас всякую вещь как проявляющую себя только по своим отдельным частям. На самом же деле, это частичное проявление и осуществление только и возможно потому, что в данной вещи ее энтелехия сразу дана в полном и цельном, хотя, может быть, и в неясном для нас виде (Met. VII 10, 1036 а; 13, 1039 а 5; VIII 3, 1043 а 35; IX 3, 1047 а 30; 8, 1050 а 23; XII 8, 1074 а 35; De an. II 1, 5; III 7; Phys. III 2, 202 а; VIII 1, 251 а 9).

3. Энтелехия и четыре причины.

Мы не ошибемся, если скажем, что энтелехия, по Аристотелю, есть диалектическое единство материальной, формальной, действующей и целевой причины. Понять же это для нас легче всего при восприятии художественного произведения, которое и обязательно воплощается в какой-нибудь материи, и обязательно смысловым образом точнейше оформлено, и выражает собою ту или иную внутреннюю жизнь (на обывательском языке мы обычно называем это настроением), и является самоцелью, то есть предметом нашего непосредственного и бескорыстного созерцания. Понятие энтелехии, таким образом, как и все прочие основные понятия философии Аристотеля, основано на весьма интенсивном использовании данных художественного опыта.

4. Малая популярность термина.

Такое синтетическое понятие, как энтелехия у Аристотеля, в терминологическом отношении не могло быть особенно популярным в новое время, в сравнении с такими более простыми категориями, как форма, материал, причина, цель, субстанция и т.д. Тем не менее Лейбниц (Monadol. 18-19) прямо называет свои монады энтелехиями из-за их совершенства и самодовления, причем это у Лейбница, как и у Аристотеля, не только души, но и все тела. Виталисты нового времени тоже почерпали для себя многое из этой теории Аристотеля. Таков, например, Г. Дриш. Правда, виталисты делали упор больше на силовую сторону энтелехии, чем на сторону смысловую, учили о так называемой "жизненной силе" организма, но меньше обращали внимания на структурно завершительные стороны этой жизненной силы. Поэтому если говорить здесь о влиянии Аристотеля, то ясно, что это влияние могло быть только односторонним. Ведь, как мы сейчас видели, у Аристотеля материально-смысловая сторона энтелехии вполне уравновешена со стороной формально-эйдетической, чего нельзя сказать о большинстве тех исследователей-биологов, которые называли себя виталистами.


Страница сгенерирована за 0.06 секунд!

Что такое энтелехия?

Энтелехия (греч. entelecheia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология (греч teleos -цель, logos - учение)- каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель)), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.

Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так. Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т.е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению.

А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.

Говоря иначе, энтелехия - это “программа” изменения. Если для тел, создаваемых искусством. цель и “программа” лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее мастером. то в природных вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь имеет в себе “начало движения”, т.е. способны к самодвижению.

АРИСТОТЕЛЬ

I. Биография

Аристотель родился в Стагире на севере Греции во второй половине 384 г. до н.э. в семье придворного врача македонского царя Никомаха и Фестиды.

Восемнадцатилетним юношей он отправился в Афины, чтобы стать учеником Академии Платона. Почти двадцать лет Аристотель совершенствовал свое образование в Академии.

По свидетельству историков, Платон называл его "умом" своей школы.

В 343 г. до н.э. он принял почетное приглашение македонского царя Филиппа стать воспитателем его четырнадцатилетнего сына, будущего полководца и императора Александра Македонского. Эти занятия продолжались три года до вступления Александра на престол.

Находясь под покровительством своего бывшего ученика, Аристотель в 335 г. до н.э. создал в Афинах школу - Ликей, в которой перед многочисленной аудиторией излагал свое учение, полемизируя с представителями других философских школ.

В течении тринадцати лет Аристотель руководил своей школой, ученики и последователи которой стали называться перипатетиками (перипатос - греч. блуждание; название связано, вероятно, с прогулками по аллеям Ликея, во время которых философ беседовал с учениками).

В 323 г. до н.э. умер покровитель Аристотеля Александр Македонский. Аристотеля обвиняют в нечестии, и он вынужден бежать на Евбею.

Умер Аристотель в 322 г. до н.э. в изгнании.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: