Про заболевания ЖКТ

Доброго времени суток, дорогие друзья! И это снова я, Евгения Климкович! Несмотря на то, что Дарвин настойчиво указывает нам на наше обезьянье происхождение, совсем не хочется нам, «человекам», топтаться на уровне мира животных. Будучи существами разумными, мы умеем многое. Я имею ввиду не столько наши физические способности, сколько в первую очередь умственные. Так вот, психологи считают, что одним из интереснейших природных феноменов, выделяющих нас среди разных зверюшек, является творческое мышление.

Созидательный процесс напрямую связан с яркими положительными эмоциями, поэтому он привлекает не только взрослых, а очень интересен детям – маленьким исследователям мира. Систематическая работа образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста использует разнообразные методы развития творческого мышления у детей, создавая благоприятные условия для формирования воображения и созидательных способностей. Предлагаю рассмотреть, что можно взять себе на заметку для домашней работы.

План урока:

Чтобы было креативненько

Такое нынче модное слово «креативность» – вещь изначально характерная для любого ребёнка. Эта стихийно формируемая у детей черта появляется при участии и в результате детского экспериментирования. Вот только обладая с рождения таким природным даром, развить и преумножить его ребёнок самостоятельно без помощи взрослых, к сожалению, не может.

Первое. Занимаемся сочинительством

Это может быть фантазийная сказка, в которой главными героями станут выбранные вами персонажи в виде картинок, предметов или просто озвученные по списку. Лучше, если инструментальным набором вы выберете не привычных куриц, лис и собак – такие сказки дети уже слышали, известный сценарий сам ползёт на язык.

А вот если вы возьмёте главными героями, например, предметы домашнего интерьера и бытовые принадлежности или ещё круче — придумаете тайно поселившегося в доме жителя — вот где можно сочинять несочинимое и неповторимое! А вообще рассказывать, мечтая и воображая, можно на любые темы, которые вдруг пришли в голову:

  • если бы я был волшебником,
  • что бы я делал, попав на другую планету,
  • если завтра в Африке начнётся зима,
  • поступки, которые я никогда не сделал бы в своей жизни,
  • что может рассказать слон,
  • какой он – самый скучный день…

Ну же, родители, давайте, включайте фантазию, предлагайте темы. Кстати, это упражнение поможет и .

Второе. Рисуем и складываем

Из геометрических заготовок (бумажных, пластиковых, деревянных и прочих треугольников, кругов, квадратов, ромбов) складываем крокозябр и даём им имена.

Из обрывков ярких иллюстрированных журналов и кусочков разноцветной ткани складываем коллажи: фигуры животных и растений, строения и предметы мебели. А может, это будет целый пейзаж или даже портрет?

Работаем архитектором и создаём свой строительный проект, для чего пишем на бумаге набор совершенно не связанных с архитектурой слов и предлагаем ребёнку нарисовать дом. Пусть крышей станет хвойный лес, а окнами — облака, лестница выстроится из мячей, а рядом с домом поселится озеро в виде персидского ковра. Интересно? Для меня очень даже!

Третье. Используем метод проб и ошибок

Он предполагает решение задач на практике путём подбора вариантов, первоначально не используя математические способы. В качестве таких примеров используют анаграммы, когда путём переставления местами букв шифруются различные слова и ребёнку предлагается их отгадать. Между прочим, анаграммы прекрасно подойдут для размещения на , сделают его интересным и необычным.

В интернете много старинных задач, решить которые можно исключительно методом подстановки. Возьмите их на вооружение. Вот, например:

«На столе три чашки (а может, вы возьмёте больше для усиления интереса), под одной из которых орех, его необходимо найти. После каждой ошибки чашки в отсутствии ребёнка меняются местами. Конечно, если повезёт, то орех найдётся в первые пару-тройку попыток. А ежели нет? Что в такой ситуации делает творчески развитый ребёнок? Метит уже проверенные чашки! Ведь по условиям задачи это не запрещено».

Вот интересно, а как при чтении этой задачи повела себя ваша взрослая творческая струнка?

Четвертое. Применяем метод ассоциаций: подбираем и сравниваем

При таком способе развития творческого мышления вдобавок тренируют и пополняют словарный запас. Основная задача состоит в подборе для написанных на листке бумаги слов подходящих к ним по смысловому значению прилагательных (может, глаголов, наречий – как вам больше нравится).

Усложнить задачу для деток возрастом постарше можно, предложив сначала написать ассоциации к одному слову, а потом к этим существительным уже подобрать пары. Например, на тему «дом» пишем «жилище, квартира, норка, скворечник», а потом уже к каждому подходящие части речи.

При сравнении предметов можно искать как общие черты и признаки (например, между словами «бревно» и «карандаш»), так и отличительные (к примеру, между «бумага» и «вода»).

Увлекательной игрой становится поиск образов, сюжетов, картинок в различных кляксах, облаках, лужах, которые можно делать самостоятельно при помощи красок и туши, а можно поискать в природной среде. Раньше мы часто пялились в небо и в облаках видели слонов, собак, ёжиков, рыб и прочую живность – почему-то быстрее всего на ум приходили ассоциации с силуэтами животных. Вернитесь в своё детство.

Пятое. Метод мозгового штурма

Предполагает коллективное решение проблемы путём выдвижения гипотез при запрете критики и поощрении самых разнообразных, пусть шуточных и нелепых, идей. Мозговой штурм выдвигает оригинальные выходы из проблемных ситуаций, которые для разбора вы можете представить своим младшим школьникам.

Вот, например, ставим задачу:

Если ты потерял ключ от дома, а родители приехать не могут. Что ты предпримешь? Идёшь к друзьям, чтобы скоротать время, к бабушкам и дедушкам, если они проживают рядом и находятся дома, сидишь в школе и заодно делаешь уроки, звонишь в спасательные службы или, как злой медвежатник, сам пытаешься взломать замок?

Свобода фантазии здесь не ограничена, и она даёт ребёнку возможность вырабатывать множество идей в рамках одной темы.

Получили домашнее задание? Предлагаю готовиться к проверке знаний, которая уже в скором времени покажет, насколько удивительно творчески развит ваш ребёнок. Может, в закромах у вас есть свои способы, не жалейте, делитесь, будем сообща мыслить созидательно.

И напоследок еще несколько необычных и простых упражнений для развития креативности, которые подойдут и детям, и взрослым. Смотрите видео и тренируйтесь)

Творческих вам успехов! А еще счастья! А еще здоровья! В общем, всего самого хорошего!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Гораздо чаще в жизни приходится решать задачи и проблемы, требующие нетривиального подхода, чем стандартного. Для этого нужно мыслить творчески, неординарно. Подобное умение следует тренировать с детства. Развитию творческого мышления дошкольников в настоящее время уделяют серьезное внимание, создавая специальные программы и подборки упражнений, а также приобщая детей к искусству.

Что подразумевают под творческим мышлением ребенка

Когда речь заходит о творческом мышлении взрослого человека, сразу представляются оригинальные идеи, необычные арт-объекты, какие-то сложные проекты. Готов ли детский мозг к придумыванию новых образов? Способен ли находить в окружающих предметах и явлениях нечто такое, чего не замечают другие?

В дошкольном детстве, когда активно развиваются все , у ребенка как раз часто проявляется способность видеть новое в том, что кажется обычным для взрослого. Например, четырехлетка, впервые увидев, как идет снег, спрашивает: «Мама, вот эти белые комарики и называются снежок?». Или 5-летняя девочка договаривается с родителями: «Можно, эта большая ракушка будет моей чашкой?».

В подобных случаях отмечают творческое или креативное мышление детей дошкольного возраста. Ребенок мыслит творчески, если он наделяет предметы и явления не присущими им свойствами, находит оригинальное применение, сочиняет фантастические истории, предлагает несколько вариантов решения предложенной задачи.

Стадии формирования творческого мышления в дошкольном возрасте

Творческое мышление дошкольников развивается постепенно, с опорой на доминирующие формы протекания мыслительных процессов.

Идеи следуют за действием

Если в младшем дошкольном возрасте преобладает мышление, то и творчество рождается на основе действия.

Старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем мыслительных операций, умеют анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать. Следовательно, их идеи могут опираться на выявленные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.

Чтобы грамотно подобрать методики для развития мышления дошкольника, важно знать, на какой способ фантазирования он опирается.

Творчество на основе наглядно действенного и образного мышления

Особенности мышления у детей младшего дошкольного возраста позволяют им фантазировать и придумывать, манипулируя конкретными предметами или их образами. Мальчик, взяв в руки любой круг или кольцо, представляет себя водителем автомобиля. А девочка, натянув игрушечному зайцу или медвежонку какую-либо одежку, легко представляет его малышом. Из таких первичных незамысловатых действий зарождается способность находить новые связи между процессами и видеть знакомый предмет в новом контексте, что особенно важно для развития творческого мышления у дошкольников.

К пяти годам дети научаются хорошо оперировать образами, получая богатый материал для творчества. Они выделяют отдельные компоненты предметов, находят сходство и различие при сравнении, мысленно сопоставляют и сравнивают объекты по цвету и форме.

Подключив , дошкольник способен из различных компонентов создать необычный образ и наделить его неожиданными свойствами и характеристиками. Тем более что детям кажется приемлемым любое сочетание этих свойств. Если в сказке ковер может превращаться в самолет, а царевна оборачиваться голубкой, то почему бы стулу не стать лошадкой, или ботинку не послужить корабликом?.. Сказочный контекст стимулирует творческое самовыражение в дошкольном возрасте.

Креативное мышление с опорой на причины и следствия

Более приближенным к реальности становится творчество ребенка к тому времени, когда он начинает осознавать взаимосвязи. Старший дошкольник мыслит творчески, заглядывая глубже и применяя определенную цепочку. Он фантазирует, как герой встречается с инопланетянами, как из яйца появляется далеко не цыпленок, а от серебряного дождя вырастают деревья с драгоценными листочками. Дети по-прежнему используют множество фантастических образов, но связывают события причинами и следствиями, учитывают закономерности.

С развитием творческого мышления у старших дошкольников появляется критичность, основанная на анализе и сравнении. К примеру, в более раннем возрасте на просьбу перечислить, что хотел бы ребенок положить в свой рюкзачок и повезти на выходные к бабушке, он может назвать и велосипед, и любимые качели.

Подобный ответ не встречается у 6-7 детей, так как они соотносят размеры предметов и учитывают их как условие решения задачи.

С одной стороны, критичность мышления ограничивает фантазию ребенка и сдерживает его креативность. Но есть и другая особенно ценная сторона данного качества. Талантливые дети не останавливаются на тривиальных решениях и применяют различные способы, чтобы найти новые идеи.

Особенности мыслительных процессов в творчестве

Рассмотрим, какие качества мыслительных процессов способствуют формированию креативного мышления у детей дошкольного возраста. В психологии активно исследуются особенности творческого мышления. При некоторых различиях в точках зрения, большинство психологов выделяют основных «помощников» творчества:

  • быстрота
  • гибкость
  • оригинальность

Быстрота мышления позволяет генерировать идеи одну за другой. И если первое, что приходит на ум ребенку, как правило, общепринято и банально (например, на основе круга можно дорисовать солнышко, рожицу, руль), то последующие идеи могут оказаться нестандартными (круг – это нос клоуна или помпон на шапочке).

Гибкость мысли подсказывает, как найти совершенно новое использование знакомому предмету. Данное качество можно назвать основой творческого мышления дошкольников. Они легко используют взаимозаменяемость предметов и понятий в ролевых играх. Листочек дерева может служить тарелкой, песочница – кузовом автомобиля, палочка играет роль денег.

Оригинальность мышления – особенность условная. Сложно установить четкие критерии, какую идею считать оригинальной. Поэтому, если прослеживается некоторая новизна в описании происходящего или в применении предметов, отмечают оригинальность мышления ребенка (снежинки – белые комарики, кружок – след пятки…). Неожиданное комбинирование деталей, в результате чего получается новое изображение или необычная конструкция, также свидетельствует об оригинальности мыслительной деятельности.

Важность развития творческого мышления дошкольников

Творчество обладает широкими возможностями в развитии ребенка, как в формировании познавательных процессов, так и для личностного становления.

Целенаправленное развитие творческого мышления дошкольников способствует расширению границ восприятия окружающей действительности.

У ребенка формируется навык замечать нечто особенное в том, что его окружает. Он, как копилка, наполняется новыми образами и понятиями. Дошкольник проявляет самостоятельность, придумывая, как этим багажом распорядится, и где применить. Его творческий потенциал может проявиться в различных направлениях – в изобразительной деятельности, в ролевых играх, в придумывании сюжетов, в восприятии музыки.

Методы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста

Творческое мышление ребенка нуждается в стимулировании. Занимаясь с детьми, практикуют различные методики, направленные на развитие движущих сил креативности – гибкости и оригинальности мысли.

Применяемые методы можно разделить на две подгруппы на основе их преобладающего назначения:

  • нацеленные на развитие наглядных образных представлений
  • стимулирующие мыслительные процессы

К первой подгруппе относятся задания на воспроизведение внешнего вида предмета, на узнавание образа, на воссоздание объекта по незначительной части. Вторую подгруппу составляют задания на выявление признаков, сравнение, упорядочивание по размерам и пр.

Популярные примеры с использованием зрительного образа: найти соответствующую фигуру заданных размеров и формы, дорисовать изображение на основе маленькой детали, выделить знакомые предметы в хаотичном рисунке, картинки-небылицы.

Также часто используют способ выявления отдельных признаков и узнавания предмета: назвать 3-4 объекта схожей формы определенного цвета, отгадать по описанию (загадки), определить сходство объектов, дать описательное понятие предмета (объясни жителю другой планеты, что такое тарелка или стол).

Многие несложные приемы легко могут применять родители во время обычной прогулки с детьми:

  • увидеть новый образ (на что похоже облачко или камушек, выложить из веточек фигуру);
  • использование гипотетических возможностей (что можно увидеть, став таким большим как дерево?);
  • завершение историй (взрослый начинает сочинять рассказ, а ребенок продолжает).

Золотым правилом для взрослого, заинтересованного в познавательном развитии дошкольника, должен стать личный творческий подход. Только увлеченный и изобретательный наставник обеспечит условия для развития творческого мышления ребенка.

). Бывает, что родители все условия развития творческого мышления соблюдают, но ребёнок всё равно пассивен.

Так бывает, когда у ребёнка слабо развито воображение. Чем лучше развито воображение, тем шире область неясных знаний.

Воображение и неясные знания

Например, вы рассказываете как по стебельку бежит водичка. Малыш со слабеньким воображением очень смутно представляет эту картинку и не может связать её с настоящим растением.

В результате получается картинка, лишённая деталей, новых объектов. Ничего ясного, за что ум его мог бы зацепиться, не появляется. И так во всех областях знаний.

Другое дело, когда у ребёнка богатое воображение. Читают ему или рассказывают неважно, он представляет себе яркую богатую картинку. Возникают вопросы: откуда в стебле вода. На прогулке находит его, ломает, выясняя действительно ли там вода, и так далее…

Воображение не надо путать с фантазией, когда ребёнок представляет нереальные предметы, витает в облаках.

Воображение – это умение представлять реальные объекты. Для творческого мышления надо активизировать наблюдательность и воображение именно в повседневной жизни. Облако неясных знаний здО рово расширяется за счёт воображения.

Умение создавать облако неясных знаний избавляет родителей от необходимости внешней мотивации. Ведь когда человек работает только ради награды, он не учится по-настоящему, не развивается. Он требует за учёбу конфету, мультик, компьютерную игру.

Так до школы мы начинаем экономить на дорогих репетиторах, кружках. Если думаете, что репетиры это далеко, то ошибаетесь.

Стратегия 2. Инерция мышления

Этот пункт касается не только дошколят, но в ещё большей степени школьников: учите подавлять инерцию и мыслить дальше. Психологическая инерция – свойство нашего мышления, склонность к шаблонным реакциям.

Например, если попросить человека представить тарелку, то большинство представит круглую, потому что большинство тарелок именно такой формы.

Часто мы думаем, что мышление – это первое, что пришло нам в голову в ответ на вопрос. Но это на самом деле не мышление, а инерция, распространённый стереотип. Только исчерпав первые банальные ответы, мы начинаем мыслить. И только тогда мышление начинает развиваться. Поэтому надо искать приёмы, снижающие психологическую инерцию.

Игра в небылицы

Игра в небылицы – хороший приём преодоления мыслительных стереотипов у детей.

  1. Предложим рисунок: на елке яблоки. Может ли такое быть? Первый ответ: такого не бывает. Это психологическая инерция. Предложим подумать, может быть бывают такие ситуации? Кто-то предполагает – это новогодняя ёлка, а яблоки украшение. Отлично!
  2. Белая река – утонула гуашь, опрокинулся молоковоз.
  3. Летающий кот – шарик в форме кота.
  4. Дерево в воде – гигантская водоросль или затопило лес тропическим дождём, наводнением.
  5. Летом мальчик в резиновых сапожках – собрался на рыбалку или собирать пиявок на болоте как Дуремар из «Золотого ключика», или в лес со змеями по грибы и ягоды (чтобы не укусили).

Сперва ответы просты, но по мере тренировки они становятся всё оригинальнее.

Небылицы может придумывать ребёнок лет с трёх. Для начала можно использовать идеи с картинок-небылиц из интернета. Пример.

Какие тут небылицы можно применять для развития творческого мышления?

  1. Ёжик бежит по снегу с яблоком на иголках. Вообще-то ёжик зимой спит в норке. Найди причины того, что он не спит. (Спать ещё не хочется, ежик проснулся зимой покушать, снег выпал рано и ёжик не успел заснуть)
  2. Лягушка на скакалке зимой скачет. (Тренируется для полёта в Космос, закаляется, водоём замёрз, а лягушка не успела в него запрыгнуть и теперь скачет, чтобы согреться)
  3. Бабочки зимой летают. (Это не бабочки, а такие снежинки, или воздушные шары в форме бабочек)
  4. Интересен дуб зелёный. Тут можно рассказать ребёнку, что листья на дубе долго остаются зелёными и не облетают. Так в игре ребёнок получает ещё и массу теоретических знаний.

Вот самые простые объяснения. Можно найти картинки с небылицами попроще для ребят помладше.

Как играть?

Ребёнок придумывает небылицы, а мама объясняет, как так может быть, а потом смена ролей. Стараться смотреть шире: солнце встаёт на западе, кошка лает (или собака мяукает), лампочка упала, но не разбилась.

Уже с 5-6 лет ребёнок может как-то интересно объяснять всё это. Всё это можно рисовать, лепить, в сюжетно-ролевые игры включать.

  1. Игра в куклы. На земле пропали все нитки и ткани. Что делать? Предложим бумагу. Как можно сделать юбку из бумаги? Какие свойства у такой одежды? Что будет, если попадёт в дождь? Можно ли гладить, стирать? Какими порошками? Чем хороша бумажная юбка (можно раскрасить, пышная получается)?
  2. Игра в древних людей. Отряд доисторических разведчиков отправился на поиски новых мест. Что древним людям нужно было прежде всего? Как им передать сообщения оставшимся соплеменникам? Для ребят постарше вполне подходящая игра.
  3. Игра в машинки. Строители строили дорогу по каменистой пустыне. На пути встретилась река. Как перебраться через неё? Из чего построить мост? Какие материалы потребуются для постройки?
  4. Игра в путешественников. Люди отправились в горы осенью. Неожиданно наступила зима, подморозило, выпал снег. Как выжить путешественникам до прихода спасателей?
  5. Космические темы – вообще бездонный кладезь игр-небылиц.

В таких играх разовьём не только творческое мышление, но и научим малыша простым теоретическим вещам.

Смотрите скучно ли вам играть? Если все ваши развивающие игры скучны ребёнку, а мама добавит к ним ещё и буквы, то интереснее не станет. Чтобы любые академические знания не вызывали отторжения надо работать на собственной взрослой инерцией мышления.

Предложенные стратегии позволят любое время сделать интересным и насыщенным. Но чтобы все это сделать в жизни, взрослым надо самим прокачать своё мышление.

Итог. Зачем развивать творческое мышление ребёнка?

  1. Чтобы он не скучал, требуя всё больше игрушек, сам стремился познавать мир.
  2. Чтобы не остался на обочине, когда вырастет. Творческое мышление позволит эффективно адаптироваться в меняющейся ситуации.
  3. Чтобы сейчас ваша жизнь не превращалась в муку, когда ребёнок целый день просит планшет, а вы целый день уговариваете его позаниматься. Занимаетесь кое-как из-под палки. Обоим тяжело.

Надо сейчас менять свое мышление, развивать своё воображение. Только надо помнить, что творческое мышление – это долгосрочная работа, с наскока проблему не решить.

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Дети, которые учатся в первых классах, получают основные умения, знания, навыки. От того, насколько профессионально подходит к своей работе педагог, а также от родительского внимания, старания зависит успех малыша в общем процесс . Немаловажно значение имеет творческое мышление. Оно не появится просто так. Даже, если ребенок ваш творческий, его навыки нужно постоянно развивать. Что нужно делать? Какие методы использовать?

Понятие творческого мышления

Стоит отметить, что процесс мышления является одним из видов психической деятельности. А вот творческое мышление считается умением не только познавать, но и решать нестандартный задачи. В течение длительного времени считалось: творчество не требует развития. Современные психологи еще спорят над этим вопросом.

Американский исследователь Д. П. Гилфорд уже давно изучает познавательную деятельность. Именно он смог определить черты, характерные для творческого мышления:

  • Беглость – ребенок способен быстро создавать разные интересные идеи, вносит предложения.
  • Гибкость – дитя использует разные подходы в конкретной ситуации.
  • Оригинальность – умение применять старое в новой ситуации.
  • Структуризация и точность. Дитя логично выстраивает будущее решение.

И. Лернер уверен, что кроме творчества, ребенок должен уметь комбинировать разные методы для выполнения конкретной задачи. Стоит отметить, творческое мышление – это необязательно написание произведений, картин, музыки. – высшая форма познавательной деятельности.

Основные свойства

Творчество в зависимости от возраста имеет свои свойства:

  • Интенсивность. Если школьник любознательный, он будет достигать отличных результатов.
  • Пространственно-временные характеристики. Дитя может распространить свои мысли на любой период.
  • Интермодальность – умение привычный объект переосмыслить по-другому.

Творческий процесс имеет свои этапы:

  • Собирается вся необходимая операция.
  • Нужно внутренне подготовиться, при этом ученик не должен рационально решать задачу, у него включается подсознание.
  • Появляются интересные решения, идеи.

Особенности творческого мыслительного процесса

В зависимости от конкретного вида выбирается метод, инструменты у школьников. Важно учитывать, маленькие дети:

  • Имеют недостаточно опыта.
  • Не овладевают специальными навыками мыслительного процесса.

К особенностям творческого мышления относится:

  • Бесконтрольность над разумом.
  • Бессознательность.
  • Связь с разными мыслительными видами.
  • Внезапность.

Если сравнивать с другими видами мышления, творчество – умение переносить одни умения, знания на вовсе другие аспекты жизни. Конечно, младшие школьники не сразу могут определить новую проблему в старом предмете, выстроить определенный алгоритм. Здесь нужна мотивация для достижения, чтобы ученик захотел добиться положительного результата.

Из чего состоит творческое мышление?

Для решения нестандартной проблемы необходимы определенные элементы. С помощью специальных упражнений можно организовать мыслительный процесс ученика. К основным элементам относятся:

  • Логическое выстраивание символов, чисел, объектов.
  • Выделение основных черт, описывающих предмет для переноса на другие.
  • Рациональное и ясное решение.
  • Отличная в первых классах.
  • Воображение, умение фантазировать – это характерно не для всех деток.

Младшие школьники имеют отличный творческий потенциал. К сожалению, он раскрывается не всегда. Потенциал имеет такие особенности:

  • Способности к творчеству, отлично развитый уровень интеллекта.
  • Личностный свойства ученика – эмоциональность, мотивация, терпение, сила воли.

Учителя и родители для развития творческого мышления должны обязательно брать во внимание:

  • Индивидуальное развитие каждого ребенка.
  • Психологические черты.
  • Насколько развиты способности.
  • Эмоциональную сферу всего класса.

Важно! Чтобы у школьников получилось развить творческие навыки, учитель должен сам иметь их.

Учителя и родители обязаны:

  • Все сделать, чтобы ребенок лучше рассуждал, находил выход из ситуации.
  • Настраивать, что ошибки при решении задач могут быть.
  • Создавать определенный алгоритм.
  • Развивается память, логическое мышление, фантазию, внимание.
  • Создать условия, чтобы ребенок лучше учился, умел слышать окружающих.
  • Постепенно усложнять задания.
  • Помогать ученику сделать правильный выбор.

Все занятия должны иметь нестандартный ход. Можно подключить разные формы, с помощью которых быстрее будет усваиваться материал. Младшие школьники должны проявлять интерес к экскурсии, олимпиаде. Наглядность помогает быстрее усвоить знания:

  • Развивает память.
  • Улучшает мозговую деятельность.
  • Помогает ускорить мыслительный процесс.
  • Развивает координацию.

Отмечаем, творческое мышление дает возможность быстрее развить успеваемость. Это ключ мотивации для проблемного ребенка.

Методические приемы для детей

Психологи и педагоги советуют использовать:

  • Мозговой штурм, особенно, когда изучают новую тему.
  • Мозговая атака может быть парной, индивидуальной и групповой.
  • Выстраивание логических цепочек.

Какие проблемы могут возникнуть?

Как правило, не все проходит гладко. Чаще всего возникают такие распространенные проблемы:

  • Потеря контакта между учениками и учителем.
  • Обучение по шаблону, которое развивает только механическую память.
  • Низкая оценка за творческие задания.
  • Мало практики, больше теории.
  • Использование стандартных методов обучения. Например, индивидуальные задания – рефераты.
  • Большое количество заданий – нельзя слишком перегружать дитя.

Таким образом, творческое мышление не должно быть в виде прямых указаний. Здесь нужно найти свое направление, не забывая учитывать возраст, особенности развития ребенка. Если вы поставите четкую для себя цель, у вас обязательно все получится!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: