Про заболевания ЖКТ

Игорь Северянин, настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв, (1887-1941) – русский поэт, творчество которого относится к Серебряному веку.

Детские и юные годы

Игорь появился на свет в городе Петербурге 16 мая 1887 года. Семья проживала на улице Гороховой в доме № 66. Его отец – Лотарёв Василий Петрович – капитан железнодорожного полка. Мама – Лотарёва Наталья Степановна – дочь дворянского предводителя из Курской губернии Шеншина Степана Сергеевича. Мать уже была один раз замужем, её первый супруг генерал-лейтенант Домонтович скончался. По материнской линии Игорь имел родственные связи с историком Карамзиным и поэтом Фетом.

Ранние детские годы будущего поэта прошли в Петербурге. Семья его была культурная, мать с отцом любили литературу и музыку, особенно оперную.

В 1896 году родители расстались, отец к тому времени вышел в отставку, и Игорь уехал с ним в Череповец. Там он в большей степени находился в имениях у тётушки Елизаветы Петровны или у дяди Михаила Петровича (это родные брат и сестра отца), потому что сам Василий Петрович Лотарёв уехал на Дальний Восток, ему предложили там работу в качестве коммерческого агента.

В Череповце Игорь отучился 4 класса в реальном училище. А в возрасте 16 лет поехал в Маньчжурию, где в городе Дальнем жил папа. Север оставил глубокий след в душе юноши, он был покорён его красотой и суровостью, вдохновлён на творчество и даже псевдоним свой потом взял – Северянин. Перед тем, как началась русско-японская война, скоропостижно скончался отец, и Игорь вернулся к матери в Петербург.

Творчество

Свои первые стихи Игорь написал, когда ему было 8 лет. В юности его вдохновляла на поэтические произведения Женечка Гуцан, он был безумно в неё влюблён, и поэзия этого периода в основном лирическая. Во время русско-японской войны в его стихах появились военно-патриотические нотки.

Вернувшись в Петербург в 1904 году, Игорь начал регулярно рассылать свои произведения в периодические издания, но всё время ему возвращали их обратно.

Пока в 1905 году всё-таки не напечатали одно стихотворение «Гибель Рюрика». Затем понемногу стали публиковать и другие его стихи. Поначалу он всё время подписывался разными псевдонимами:

  • Граф Евграф д’Аксанграф;
  • Игла;
  • Мимоза.

И лишь потом остановился на псевдониме Северянин.

В 1907 году он получил своё первое признание от поэта Фофанова, в 1911 году появление в мире российской поэзии Игоря Северянина приветствовал Брюсов.

С 1905 по 1912 годы вышло 35 поэтических сборников Игоря, издания в основном были провинциальными.

В 1913 году увидел свет его сборник «Громокипящий кубок», принёсший поэту славу. Игорь стал ездить по стране с поэтическими вечерами, которые пользовались невероятным успехом, ведь он, помимо таланта, обладал ещё непревзойдённым исполнительским даром. Борис Пастернак вспоминал, что в те времена на эстраде в декламации стихов могли соперничать между собою только два поэта – Маяковский и Северянин.

Игорь объездил пол-России – Минск и Кутаис, Вильно и Тифлис, Харьков и Баку, Екатеринослав и Ростов-на-Дону, Одессу, Екатеринодар и Симферополь. Он принял участие в 48 сборных поэтических концертах, 87 ещё дал лично.

«Король поэтов»

В 1912 году Игорь впервые побывал в эстонском посёлке Тойла, ему там очень понравилось, потом он проводил там почти каждое лето. В 1918 году тяжело заболела мама поэта, и он перевёз её в Тойлу. С поэтом уехала его гражданская жена Мария Волнянская (Домбровская).

Но через месяц Игорь был вынужден поехать в Москву на выборы «короля поэтов». В огромной аудитории политехнического института собралось много людей. Маяковский и Северянин читали свои стихи сами, между их поклонниками даже завязалась небольшая потасовка. Некоторые из поэтов не явились, их произведения исполняли артисты. «Королём поэтов» был избран Северянин, он обошёл ближайшего соперника Маяковского голосов на 30-40.

Эмиграция

Победителем среди всех российских поэтов он вернулся в Эстонию к жене и матери. Но вскоре заключили Брестский мир, и маленький прибалтийский посёлок Тойла был оккупирован немцами, Северянин оказался отрезанным от России.

Так началась для него вынужденная эмиграция, он больше никогда уже не смог побывать на родине. Поэт жил в Тойле безвыездно и продолжал писать.

Ему нравилось в этой маленькой деревеньке, тихо и уютно, он очень увлекался рыбалкой. Сам Игорь никогда не считал себя эмигрантом, он говорил о себе: «Я – дачник с 1918 года» . Он действительно был уверен, что Эстония и его проживание в ней, ─ всё это временно: закончатся революции и войны, он сможет спокойно вернуться в Петербург.

Со временем он смирился со своей участью, занялся переводами эстонской поэзии на русский язык и начал активно гастролировать по Европе.

Личная жизнь

Первой безумной любовью Игоря стала его кузина Лиза Лотарёва, она была старше мальчика на 5 лет. Каждое лето они проводили вместе на усадьбе в Череповце, были счастливыми, играли, беседовали, спорили. В возрасте 17 лет Елизавета вышла замуж, а Игорь был настолько травмирован этим событием, что в церкви на церемонии венчания ему даже стало плохо.

Настоящее, уже взрослое чувство, пришло к нему в 18 лет, когда Игорь познакомился с Гуцан Женечкой. Красивая, стройная с золотистыми кудрями девушка свела поэта с ума. Он придумал ей новое имя – Злата ─ и каждый день дарил стихи. Им не суждено было пожениться, но от этих отношений Женечка родила дочь Тамару, которую сам поэт впервые увидел лишь через 16 лет.

Мимолётных романов у Северянина было слишком много, так же, как и гражданских жён. С одной из них, Марией Волнянской, отношения были длительными, она уехала с ним в Эстонию, и первое время семья даже существовала там на её гонорары (Мария исполняла цыганские романсы). В 1921 году их гражданская семья распалась, Игорь официально обвенчался с Фелиссой Крутт, которая ради него поменяла веру с лютеранской на православную. В браке у них родился сын.

Однако даже официальный брак не стал поводом для того, чтобы Северянин перестал заводить любовниц. Жена знала прекрасно, что каждый его гастрольный тур заканчивался очередным бурным романом. Фелисса терпела до 1935 года и в конце концов выгнала Игоря из дома.

Последняя женщина, с которой жил поэт, была школьная учительница Вера Борисовна Коренди. С каждым годом Игорь всё сильнее болел, у него был туберкулёз. Скончался поэт 20 декабря 1941 года, его могила находится в Таллине.

(1941-12-20 ) (54 года) Место смерти: Гражданство:

Российская империя , Эстония

Род деятельности: Годы творчества: Направление: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

И́горь Северя́нин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин ; настоящее имя - И́горь Васи́льевич Лотарёв ; 4 мая (16 мая н.ст.) , Санкт-Петербург - 20 декабря , Таллин) - русский поэт «Серебряного века ».

Начало биографии и раннее творчество

На пике популярности

Успех пришёл к поэту после выхода сборника «Громокипящий кубок» ( , предисловие к которому было написано Ф. Сологубом). В течение 1913- гг. Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе критиков, скептически относившихся к футуризму . Для его лирики характерна смелая для тогдашнего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм» , условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию , диссонансные рифмы .

Северянин был основателем литературного движения эгофутуризма (начало ), однако, поссорившись с претендовавшим на главенство в движении Константином Олимповым (сыном Фофанова), осенью 1912 года покинул «академию Эго-поэзии» (о выходе из движения объявил знаменитой «поэзой», начинающейся словами «Я, гений Игорь-Северянин…»). Впоследствии ездил в турне по России в 1914 г. с кубофутуристами (Маяковским , Кручёных , Хлебниковым).

Вышедшие после «Громокипящего кубка» сборники 1914- гг. («Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском») воспринимались критикой более прохладно, чем «Кубок»: Северянин включал в них в большом количестве ранние, незрелые «поэзы», а новые тексты из этих книг во многом эксплуатировали образность «Кубка», не добавляя ничего нового. В 1915- гг. Северянин поддерживал (совместные выступления, турне, сборники) ряд молодых авторов, большинство из которых никакого следа в литературе не оставили; самым заметным учеником Северянина этого периода был Георгий Шенгели, который сохранил признательность учителю и после смерти Северянина посвятил его памяти несколько стихотворений. Поэтика Северянина этого периода оказала также определённое влияние на раннее творчество таких известных поэтов, как Георгий Иванов , Вадим Шершеневич , Рюрик Ивнев , впоследствии примкнувших к другим направлениям.

Поздняя лирика Северянина во многом отходит от его стиля 1910-х годов . Самые заметные его произведения этого периода - несколько получивших большую известность стихотворений («Соловьи монастырского сада», «Классические розы»), автобиографические романы в стихах «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» и сборник сонетов «Медальоны» (портреты писателей, художников, композиторов, как классиков, так и современников Северянина).

Могила Игоря Северянина в Таллине.

Произведения

  • «Зарницы мысли» (1908)
  • «А сад весной благоухает!..» (с откликом И. А. Гриневской). СПБ., типография И. Флейтмана, Спб., Казанская, 45 (1909).
  • «Весенний день» (1911)
  • «Качалка грёзэрки» (1912)
  • «Громокипящий кубок» (1913)
  • «С крестом сирени» (1913)
  • «Златолира» (1914)
  • «Ананасы в шампанском. Поэзы» (М.: Изд-во Наши дни, 1915. - 125 с.)
  • «Victoria regia» (1915)
  • «Поэзоантракт» (1915)
  • «Собрание поэз» (1916) (том 1, издание В. В. Пашуканиса, Москва, 1918)
  • «За струнной изгородью лиры» (1918)
  • «Поэзо-концерт» (1918)
  • «Собрание поэз» (1918)
  • «Creme de Violettes» (1919)
  • «Puhajogi» (1919)
  • «Вервэна» (1920)
  • «Менестрель» (1921)
  • «Миррэлия» (1922)
  • Роман в стихах «Падучая стремнина» (1922)
  • Комедия «Плимутрок» (1922)
  • «Фея Eiole» (1922)
  • «Соловей. Поэзы» (Берлин / Москва: Издание акц. о-ва Накануне, 1923. - 204 с.)
  • «Трагедия титана» (1923)
  • Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925)
  • «Роса оранжевого часа» (1925)
  • Роман в стихах «Рояль Леандра» (1925)
  • Классические розы. Белград, 1931.
  • «Адриатика» (1932)
  • «Медальоны» Белград, 1934.
  • Рукописный поэтический сборник «Литавры солнца» (1934, не был издан)

Изучение творчества

На изучении творчества Игоря-Северянина специализировался рано ушедший из жизни эстонский литературовед-русист Рейн Круус , опубликовавший 25 статей об эстонском периоде творчества поэта. Главным трудом Рейна Крууса стала увидевшая свет в 1988 году в Стокгольме публикация «Игорь Северянин. Письма к Августе Барановой. 1916-1938», в работе над которой участвовал шведский литературовед Бенгт Янгфельдт.

Издания

  • Венок поэту (Игорь-Северянин). - Таллин: Ээсти раамат, 1987.
  • Северянин И. Стихотворения. - Таллин: Ээсти раамат, 1987.
  • Северянин И. Стихотворения. - М.: Сов. Россия, 1988. - 464 с. (Поэтическая Россия)
  • Северянин И. Сочинения. - Таллинн: Ээсти раамат, 1990.
  • Северянин И. Ананасы в шампанском. - М.: Объединение «Глобус», (часть тиража - в сафьяне и коже), 1990.
  • Северянин И. Соловей. Поэзы. - М.: ТОМО, 1990. - 207 с. (Репринт 1923 г.)
  • Северянин И. Классические розы. Медальоны. - М.: Художественная литература, 1990. - 224 с. (Забытая книга)
  • Северянин И. Ананасы в шампанском. Поэзы. - М.: Книга, 1991. - 143 с. (Репринт 1915 г.)
  • Северянин И. Стихотворения и поэмы (1918-1941). - М.: Современник, 1990.
  • Северянин И. Тост безответный. - М.: Республика, 1999.
  • Северянин И. Я избран королем поэтов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Литература

  • Богомолов Н. А. , Петросов К. Г. Северянин Игорь // Русские писатели, 1800-1917. : биографический словарь. М., 2007. Т. 5. С. 533-539.

Любвеобильный Иван Васильевич Лотарев в стихосложениях воспевал человеческие чувства, отношения и красоту природы. поэта, взявшего псевдоним Игорь Северянин, состоит из осколков времени царской и советской эпохи. Революционная составляющая, смелые идеи литературного окружения помогли сформировать собственный стиль написания стиха.

Игорь Северянин: биография

Родился поэт в Санкт-Петербурге в 1887 году в семействе мещанина Василия Петровича Лотарева и урождённой дворянки Натальи Степановны. Позже, когда мальчику исполнилось 9 лет, семья распалась. Воспитывался будущий гений пера в семье родственников под Череповцом. В городе Игорь закончил 4 класса училища и переехал в Китай к отцу. К сожалению тот вскоре скончался, краткая биография на Востоке закончилась, юношу забрала мать в культурную столицу – Санкт-Петербург. Много раз влюблялся в жизни, но жена была одна – Фелисса Круут. От незарегистрированных отношений есть дети: две девочки и мальчик. Игорь Васильевич болел туберкулёзом. Умер в столице Эстонии в 1941 году от сердечной недостаточности.

Жизнь и литературное творчество

Стихи начали выходить из-под пера талантливого ребёнка, когда ему было всего семь-восемь лет. Официальным началом биографии своего творчества Игорь Северянин считает произведения, которые были опубликованы в 1905 году в прессе для народа «Досуг и дело». Знакомство с Феофановым повлияло на литературный путь поэта. Собственноручно оплатив издание 35 брошюр, Северянин планировал впоследствии объединить их в сборнике стихов. Одну стихотворную тетрадку увидел , а прочитав – раскритиковал.

Критика пошла Северянину на пользу, о его произведениях и о нём самом писала вся пресса. Создав поэтическое движение эгофутуризма («рафинированного» отношения к реальности), Северянин выходит из кружка, проникнувшись идеями символистов. В 26 лет Игорь Васильевич издаёт самый важный в литературной биографии сборник стихотворений – «Громокипящий кубок», за краткое время принёсший ему славу и признание. Стих «Ананасы в шампанском», изданные в сборнике стихотворений в 1915 году, часто цитируются до сих пор. Из-за смены правящей власти в стране Северянин уехал в Эстонию. Стихи и романы в стихах он продолжил печатать и за рубежом. Помимо стихотворного сложения слов, литератор занимался переводами.

Интересным фактом концертной жизни в биографии Игоря стало то, что на первых концертах в Грузии стихотворные произведения, декламируемые автором нараспев, зритель воспринял как комическое выступление. Зал взрывался от смеха, когда Северянин читал стихи. На следующих концертах, прочувствовав силу поэтического слова, зал аплодировал и забрасывал творца цветами.

Русский поэт (настоящие имя и фамилия — Игорь Васильевич Лотарев). Эстетизация салонно-городских мотивов, игра в романтический индивидуализм в сборниках "Громокипящий кубок" (1913), "Ананасы в шампанском" (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах "Колокола собора чувств" (1925) и сборник сонетов "Медальоны" (1934) проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутовти от нее.

Биография

Родился 4 мая (16 н.с.) в Петербурге в семье отставного штабс-капитана — культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). С девяти лет мальчик писал стихи.

Юношеские годы провел в усадьбе "Сойволе" недалеко от Череповца, Новгородской губернии, где окончил четыре класса реального училища. Затем уехал с отцом в Порт Дальний. Север пробудил в душе будущего поэта вдохновение (отсюда его псевдоним — Северянин).

Вернувшись в 1904 к матери, жил у нее в Гатчине. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 было опубликовано стихотворение "Гибель Рюрика", затем еще ряд отдельных стихотворений.

Первым поэтом, приветствовавшим появление Северянина в поэзии, был Фофанов (1907), вторым — Брюсов (1911). С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях). Настоящая слава пришла к нему после выхода в свет сборника "Громкокипящий кубок"(1913). В том же году стал давать собственные поэзоконцерты, совершил первое турне по России вместе с Сологубом.

Затем последовали другие сборники стихов Северянина — "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Вечера поэта проходили с огромным успехом, чему способствовал его исполнительский дар. Б. Пастернак вспоминал: "...на эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин..."

Связи семьи Лотаревых с эстонским краем были давние: здесь учился отец поэта, его братья. Впервые Северянин посетил эти места (поселок Тойла) в 1912, затем часто отдыхал там в летние месяцы.

В 1918 перевез туда больную мать. Ненадолго заехав в Москву, где на вечере в Политехническом музее был избран "Королем поэтов", вернулся в Тойлу. Оккупация немцами Эстонии (в марте 1918), образование самостоятельной республики (1920) отрезали его от России. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой — поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут.

Находясь в эмиграции, продолжал писать. Выпустил сборники стихов "Вервена"(1920), "Менестрель" (1921), роман в стихах "Падучая стремнина" и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство Эстонии помогло Северянину, назначив субсидию. Последние годы ему жилось тяжело, одиноко.

Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война.

Игорь Северянин (Лотарев), годы жизни – 1887-1941. Русский поэт, одна из выдающихся фигур Серебряного века, известен как основоположник школы эгофутуризма. Начал публиковаться в возрасте 17 лет. Псевдоним "Северянин" взял по совету старшего товарища, поэта Константина Фофанова.

Известность пришла к Северянину благодаря "черному пиару" Льва Толстого, едко раскритиковавшего его сборник "Интуитивные краски". Не получившее четкого и оригинального теоретического обоснования течение эгофутуризма просуществовало недолго: в 1913 г. Северянин покинул единомышленников и далее отказывался причислять себя к каким бы то ни было литературным объединениям. Выход сборника "Громокипящий кубок" принес автору не только шумную славу, но и репутацию "салонного поэта". Отношение к Северянину всегда было двойственным: им восхищались, как виртуозным мастером пера (помимо прочего, он владел 10-стопным ямбом, крайне редким и трудным для написания размером), его стихи ругали за "безыдейность" и "торжество формы над содержанием".

Во время Первой мировой войны давал концерты, где пел свои стихи, чему способствовала и музыкальность последних, и певческий дар своего автора. После революции 1917 г. эмигрировал в Эстонию и с весны 1918 г. в ставшую советской Россию больше не возвращался.

В эмиграции гастролировал по Европе и продолжал концертную деятельность. Открылся еще один талант Северянина – переводческий: в 20-х годах вышел ряд сборников – переложений эстонской поэзии на русский язык. Издавал автобиографии в стихах.

Умер зимой 1941 г. в Таллине, который уже оккупировали немцы, предположительная причина смерти – туберкулез.

Существует теория, что знаменитые строки Маяковского "Ешь ананасы, рябчиков жуй", относятся к Северянину, с которым Маяковский был в натянутых отношениях.

Биография Игоря Северянина о главном

Игорь Северянин, настоящее имя которого Игорь Васильевич Лотарев, родился 16 мая 1887 года в городе Санкт-Петербург. Отец Игоря – Василий Петрович Лотарев, военный офицер, мать – Наталья Степановна Шеншина.

Первые годы юный Северянин проводит в родном Санкт-Петербурге вместе с семьей. Вскоре, однако, родительский брак распался, и Игорь попеременно жил либо в имении своего дяди, либо в имении своей тети. Имение тети располагалось под Череповцом, соответственно, начальное образование Северянин получал именно там. Окончив 4 класса училища, Игорь Васильевич переезжает к своему отцу Василию, в Манчжурию. Этот переезд состоится как раз незадолго до начала войны. Именно по причине назревавшего конфликта возвращается в родной Санкт-Петербург и живет у матери.

Примерно со времени переезда начинаются первые публикации стихов, которые перерастают в публикации постоянные. Многие стихи в ту пору были посвящены самой актуальной теме на момент публикации – войне между Японией и Российской империей. Первое время издавался под отвлеченными псевдонимами, а так же своим настоящим именем. Псевдоним “Игорь-Северянин“ появляется приблизительно после 1907 года, и своим появлением обязан дружбе Игоря Васильевича с поэтом Феофановым. Всего за данный период автором было выпущено больше 30 брошюр.

Следующий период в жизни и творчестве Северянина начинается в 1911 году и ознаменован созданием концепции, которая переросла в полноценное литературное направление – эгофутуризм. В рядах эгофутуристов Игорь Васильевич проводит около года. Затем следует сольное творчество, в 1912 году Северянин впервые представляется публике, выступая у Сологуба, а затем и у Брюсова. Годом позже выходит первый сборник под названием ”Громокипящий кубок”. С Сологубом, Игоря Васильевича связывала крепкая дружба, предисловие для ”кубка” было написано именно им. Вместе они отправляются в турне по южной части Российской Империи. Дружба связывала Северянина с еще одним видным поэтом того времени – Владимиров Маяковским. После нескольких совместных выступлений, они так же отправляются в турне. В 1918 году Игорь Васильевич вместе с другими поэтами, среди которых есть и Маяковский, участвует в выборах ”Короля поэтов”, и становится победителем, Маяковский же получает почетное 2 место.

Еще до участия в ”выборах” Северянин с семьей посещает Эстонию и приобретает там дачу. По окончанию выступления в России, он вновь возвращается в Эстонию, на этот раз уже надолго, наступает внезапная для поэта, вынужденная эмиграция. Находясь в эмиграции, Северянин продолжает выступать и активно гастролирует по Европе. Здесь же он продолжает заниматься творчеством, выпуская новые сборники стихов. Начинает заниматься так же переводами с эстонского языка.

Последние несколько лет своей жизни поэт проводит в Пайде. В связи с войной, пытается перебраться в тыл, но все тщетно. Вере Коренди, последней жене Северянина, удается перевести его в Таллин, где вскоре тот и умирает от сердечного приступа, точная дата смерти – 20 декабря 1941 года.

Интересные факты и даты из жизни



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: