Про заболевания ЖКТ

Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.


И звестно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.
Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли. Современные пародии на дуэли в соцсетях (как не так давно устроил Маil) просто унижает это благородное действо и память погибших, ведь благодаря дуэлям Россия лишилась множества великих умов и достойных людей.

При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей и смотреть на жизнь совсем по-другому. Кроме того, благодаря дуэлям и откровенной швали и подецов в обществе было меньше. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни.

"Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому!" Человек с запятнанной честью уже не считался дворянином. Ему попросту не протягивали руки... он становился изгоем общества. По русскому дуэльному кодексу отказаться от дуэли было нельзя. Такой поступок расценивался как признание в собственной несостоятельности.

Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III (к ним позже ещё вернусь). Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило.

Был в России и комичный случай, когда два высокопоставленных офицера пожелали драться выстрелами из артиллерийских орудий. Самое удивительное то, что дуэль состоялась. К сожалению, не знаю её исхода.

Если в Европе дуэли были чем-то вроде показного баловства для завоевания женщин, в России это было узаконенное убийство... и хоть за дуэли ссылали на Кавказ, даже императоры очень часто были вынуждены закрывать на них глаза, обществу дуэли были необходимы.

Если сейчас у России, как известно, две главные беды - дураки и дороги... то в то тяжелое историческое время была ещё и третья беда - дуэли на пистолетах.
Дело в том, что на Руси не любили драться на саблях или шпагах. Это давало слишком большое преимущество военным и людям постоянно тренирующимся. А участвовать в дуэлях хотели все слои благородного общества. Именно поэтому у нас придумали стреляться из пистолетов. Причем самое главное правило абсурда - пистолеты перед дуэлью НЕ ПРИСТРЕЛИВАЛИСЬ ! Недаром говорят "пуля дура"... Пистолеты покупались перед дуэлью секундантами, по два с каждой стороны. Непосредственно перед дуэлью бросался жребий с чьей пары стрелять. Осечка считалась за выстрел.

Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты (у них очень низкая кучность боя), и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир.

Таким не пристрелянным оружием уравнивались шансы юнца впервые державшего пистолет и опытного стрелка. Можно было с 15 шагов целиться в ногу и попасть в грудь. Отказ от пристрелки пистолетов делал дуэль не соревнованием мастерства дуэлянтов, а скорее БОЖЕСТВЕННЫМ проведением. Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий: нигде в Европе такого не было.... дистанция между барьерами обычно составляла всего 10-20 шагов (примерно 7-10 метров!). Дуэлянты по команде сходились к барьеру. Выстреливший первым останавливался и если он промахивался... это означало практически стопроцентную смерть. Ведь его соперник мог спокойно подойти к барьеру и сделать свой выстрел с 4-7 шагов… практически в упор! Даже с не пристреленного оружия сложно промахнуться.
Возможно, именно поэтому, перед дуэлью многие пили. Дрожание руки не имело особого значения. Дуэли проводились разными способами. Существовало около пяти способов дуэлей на пистолетах. Самый распространенный описан выше, но был ещё со стрельбой по команде, со стрельбой без схождения по очереди до первого попадания, был даже вариант даже со стрельбой на звук с закрытыми глазами...

Офицеры друг с другом, как правило, дрались на своих условиях, которые заранее оговаривались, но с гражданскими лицами всегда по правилам дуэльного кодекса без малейших отступлений. Считалось дурным вкусом вызывать на дуэль своего армейского командира. Но и это часто случалось.

Кому-то история описанная ниже может показаться романтической сказкой, кому-то - пьесой абсурда, но ведь это было на самом деле. Лейтенант Гуниус и подполковник Горлов привезли в Петербург из Америки образцы ружей, сконструированных Хайремом Берданом (знаменитые впоследствии "берданки", принятые на вооружение в русской армии и прослужившие царю и Отечеству вплоть до 1891 года) и представлял их цесаревичу Александру, мнившему себя в военном деле экспертом.
Александру Александровичу ружья не понравились, о чем он не замедлил высказаться в довольно грубой форме. Гуниус, дельный специалист, знавший вопрос досконально, вполне обоснованно ему возразил. Завязался спор. Будущий Александр III Миротворец разозлился, не сдержался и позволил себе в запале разговора разразиться нецензурной бранью в адрес Гуниуса.

Человек с высоким понятием о чести, Гуниус молча закончил беседу и вышел не прощаясь, а позже прислал цесаревичу Александру Александровичу письмо с требованием извинений. Вызвать на дуэль цесаревича офицер не мог и в письме он поставил такое условие: если в течение суток он не получит от Александра Александровича извинений, то застрелится. Можно только догадываться, что испытал Гуниус за эти 24 часа…. но извинений он так и не дождался...

Когда все стало известно императору Александру II, он был сильно разгневан и заставил идти сына за гробом Гуниуса до самой могилы. Александр Александрович не посмел ослушаться отца, но, как говорили, во время похорон показательно страдал только от дождя и встречного ветра...

АлександрIII был прост и надежен, как берданка, но многие дворяне не простили ему этот эпизод до самой смерти.

На фото Александр III в кругу семьи. Став императором он почти узаконил дуэли. Император понял, что их все равно не избежать и решил возглавить процесс. Страх сурового наказания только усугублял ситуацию, заставлял стреляться в глухих лесах, далеко от медицинской помощи, а нередко и вовсе превращал данное действо в простое убийство благородных наследников или в сведение счетов.

В России был издан Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде ».

Он состоял из 6 пунктов:
Первый пункт устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров.
Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка. При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке — обязательный к исполнению.
Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка.
Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения.
Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части.

Если суд признавал возможность примирения без ущерба для чести оскорбленного, то так оно и происходило. В противоположном случае суд санкционировал проведение поединка.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались:
лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд);
- сумасшедшие;
- несовершеннолетние, т. е. лица не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих — вообще же четкой границы не было);
- лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т. е., как правило, представители простого народа);
- должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно);
- женщины.

Защищать честь женщины был ОБЯЗАН ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник), но что интересно, необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение — то есть за женщиной, известной легким поведением, НЕ признавалось право на защиту от оскорблений.
Особым шиком стало принять дуэль, но выстрелить в воздух. В выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал — в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности.
О дуэлях писали газеты, их обсасывали в романах, а подробности смаковали годами. Для девушек-актрис выступающих в театрах было просто неприличным, если из-за них не пострадал на дуэлях ни один мужчина. Чем больше за нее убитых и раненых, тем достойнее и интереснее прима.

Особенно часто дрались на дуэлях Кавалергарды (в основном это гусарские полки). Кавалергарды - сливки русского офицерства, люди с детства живущие в казармах, офицеры воспитанные на узах чести и братства... все они, как правило, молодые, дерзкие, прославленные в боях за отечество, хорошо знающие, что в России мир короткий, что скоро опять война, а значит нужно "взять свое". Это люди, для которых риск смерти был будничной работой и даже замужняя дама могла разрешить такому офицеру многие вольности (причем без осуждения общества). Кавалергарды всегда были для России чем-то вроде гладиаторов в Древнем Риме... им прощали все, им позволяли многое.

В Петербурге были случаи когда стрелялись таким образом, что это было похоже на самоубийство.
Такой была дуэль К. П. Чернова и В. Д. Новосильцева.
Оба дуэлянта — флигель-адъютант Владимир Новосильцев и поручик Измайловского полка Константин Чернов получили смертельные ранения. Все потому что стрелялись они в 8 шагов. Промахнуться было сложно...

Причиной дуэли стала женщина. Новосильцев обещал жениться и сумел совратить и обесчестить сестру Чернова. Но из-за давления матери жениться отказался. Чернов вызвал Новосильцева на дуэль с 8 шагов. Погибли оба.

Дуэль вызвала широкий резонанс в обществе. О ней писали даже в газетах. С тех пор на это место стали приезжать дуэлянты. Появилось поверье, что посещение этого места перед дуэлью гарантирует победу.

Теперь на том месте стоит па́мятный знак. Он был открыт 10 сентября 1988 года по инициативе Лесотехнической академии, и в первую очередь — директора библиотеки Т. А. Зуевой. Памятник установлен в С.-Петербурге, на проспекте Энгельса, через дорогу от входа в парк академии.

Дуэли языком статистики…
Как известно статистика знает все. По данным генерала Микулина "...с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы).

Начиная от правления Николая I дуэли не канули в историю, но постепенно прекращались… с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 — по решению судов чести, 47 — с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них).
Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем — 20). с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских.
Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 — легким ранением и 73 — бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 — легким ранением и 131 — бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков— 10—11% от общего числа.
Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 — на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 — по две, в 12 — по три, в одной — по четыре и в одной — по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до... трех лет(!), но чаще всего — от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести)..."

В XX веке человеческую жизнь стали больше ценить и цинизм уже вовсю шагал по России. Дворянин мог уклониться от дуэли и остаться дворянином. Честь стали подменять практичностью и финансовыми успехами… типичен случай с Бурениным.
Виктор Петрович Буренин, журналист и литературный критик, многие годы сотрудничал в популярной газете "Новое время" и был скандально известен. Люди, знавшие Буренина в частной жизни, считали его добрым и деликатным человеком, однако не было в Петербурге журналиста, которого бы так не любили в литературных кругах. Буренин писал зло и желчно, не затруднялся обидеть любого, авторитетов и моральных ограничений для него не существовало. Александр Блок называл Виктора Петровича "корифеем газетной брани".
Не все литераторы сносили ругань Буренина стоически, Всеволод Крестовский так обиделся на критику своего романа, что вызвал ядовитого журналиста на дуэль. Буренин от дуэли уклонился, чем вдохновил поэтов, писавших под именем Козьмы Пруткова:

"Не дерись на дуэли, если жизнь дорога,
Откажись, как Буренин, и ругай врага"…

И в наше время благородные некогда дуэли cтали объектом для анекдотов и смешков...
Но все равно дуэли встречаются. Когда я служил в Сковородино (Амурская область) у нас был случай... из-за женщины (не как Ржевский на картинке) на дуэли стрелялись два офицера из охотничьих ружей. Все как положено - один дуэлянт получил ранение. К счастью, остался в живых...

На охоте в нашем военном городке погибало в среднем 1 - 2 человека в год, так что никто в медсанбате самострелу на охоте не удивился… но это, к счастью, скорее исключение, чем правило…

Что век грядущий нам готовит...

Открытка, конец XIX века

Самый веский довод в споре иногда превращал этот спор в фарс. Иногда в комедию. Чаще же — в трагедию. «Моя Планета» рассказывает о самых известных спорах недавнего прошлого.

С давних времен дуэли использовались как наилучший способ доказать свою правоту — по праву сильного. Само понятие «дуэль» возникло примерно в XIV веке и происходит от латинского duo — «два». К XVI веку «поединки чести» превратились в настоящую головную боль для европейских монархов. Гибли тысячи людей, среди которых были и довольно известные и значимые личности. Ниже мы расскажем про десять самых знаменитых дуэлей в истории.

Четверная дуэль: Завадовский и Грибоедов против Шереметева и Якубовича

В 1817 году из-за очаровательной балерины Авдотьи Истоминой, царицы светского Петербурга, в схватку вступили сразу четверо мужчин.

К тому моменту Авдотья два года находилась в связи с кавалергардским штабс-ротмистром В.В. Шереметевым. Отношения были нестабильны, и после очередной ссоры Истомина покинула ухажера. Через пару дней один из ее приятелей — начинающий писатель А.С. Грибоедов — позвал расстроенную балерину к себе на чай. Однако в гостях ее ждал еще и новый ухажер — светский лев граф Завадовский, снимавший с Грибоедовым квартиру. Шереметев пришел в бешенство, узнав о связи Завадовского с Истоминой, и по совету друга Александра Якубовича вызвал графа на дуэль. А Грибоедова, невольно оказавшегося инициатором знакомства Истоминой с графом, вызвал сам Якубович.

12 ноября Шереметев погиб в результате дуэли. Якубович же с Грибоедовым сразились только через год, в ходе чего Якубович остался невредим, а писателю прострелили мизинец на руке. Много позже это увечье помогло опознать его труп среди убитых религиозными фанатиками в Тегеране.

Несостоявшаяся дуэль: Иван Тургенев против Льва Толстого

К счастью, дуэль так и не состоялась

В XIX веке на почве дуэлей отличился и Лев Толстой, имевший характер далеко не сахарный. Молодой писатель нередко конфликтовал со своим окружением, поучая всех, как надо жить. Тургенев являл собой полную противоположность: типичный интеллигент, творчество — в расцвете, уже написаны «Записки охотника», «Дворянское гнездо».

27 мая 1861 года, когда оба мэтра гостили у Афанасия Фета, Толстой в запале оскорбил дочь Тургенева — Полину: дескать, ее благотворительность в отношении бедняков носит неискренний и даже театральный оттенок. Разозленный Тургенев покинул дом Фета. Между писателями начались письменные выяснения отношений, в которых они вызывали друг друга на дуэль. Но поскольку письма приходили с опозданиями, Толстой и Тургенев по очереди успевали уже остыть к моменту получения сообщений.

К счастью, дуэль так и не состоялась, иначе бы, возможно, до нас так и не дошли бы «Анна Каренина», «Война и мир» и другие литературные шедевры. Однако дружбу писатели возобновили только спустя 17 лет бойкота.

Самая нелепая дуэль: Отто фон Бисмарк против Рудольфа Вирхова

Случай практически уникальный: рациональный человек науки Рудольф Вирхов перехитрил влиятельного министра Отто фон Бисмарка

Министр-председатель Пруссии Отто фон Бисмарк, как большинство политиков, имел и сторонников, и противников, главным из которых был Рудольф Вирхов, избранный лидером радикальной партии. Вирхов был сторонником революции, которую Бисмарк хотел, наоборот, подавить.

Разногласия достигли кульминации во время дебатов 30 мая 1865 года. Бисмарк почувствовал себя оскорбленным после высказываний Вирхова о том, что военный бюджет Пруссии непомерно раздут по вине министра, а страна погрузилась в нищету. Не дождавшись извинений, Бисмарк вызвал оппонента на дуэль.

Однако Вирхов был еще и ученым. Когда к нему явились секунданты Бисмарка, он отстоял свое право выбрать оружие для дуэли и предложил сразиться на сосисках. Одна из них должна была быть заражена токсинами и оказаться смертельной для того, кто ее съест. Бисмарк от подобной затеи отказался, остроумно ответив, что «герои не объедаются до смерти».

Дуэль человека с животным: Ришар де Макер против собаки

Хронист Оливье де ля Марш не преминул отметить: когда тело Макера перестало дергаться в петле, собака покойного де Мондидье сразу же успокоилась

В конце XIV века во Франции при дворе Карле V служили два рыцаря — Обри де Мондидье и Ришар де Макер. Обри был более успешным и частенько вызывал зависть у Макера. Как-то раз приятели отправились на охоту, но вернулся с нее только Ришар. Труп рыцаря был найден в лесу, спрятанный под листьями, собакой Обри. После похорон пес, нашедший кров у друга убитого хозяина, встретив Макера на улице, неожиданно набросился на него с диким лаем, что вызвало подозрение у присутствующих. Так случалось всякий раз, как собака видела рыцаря. Феномен дошел до самого короля, который решил лично провести расследование. По его приказу около 200 рыцарей, в числе которых был и Макера, выстроились перед дворцом. Затем во двор ввели собаку, которая тут же бросилась в сторону подозреваемого.

Во время допроса короля Макер отрицал все обвинения. Тогда Карл решил прибегнуть к практике Божьего суда, отведя роль обвинителя собаке. Так 8 октября 1371 года впервые в истории состоялась дуэль человека с животным. Макер был вооружен палкой и щитом, однако они ему не помогли. Едва собаку спустили с поводка, она атаковала противника. Пораженный Макер признался, что это он убил Обри, и начал просить пощады. Однако, по решению Его Величества, рыцарь был отправлен на виселицу, а псу, отомстившему за хозяина, воздвигли памятник в окрестностях Фонтенбло.

Самая известная дуэль: «дуэль миньонов»

Дуэль воспринялась большинством придворных как бессмысленная бойня

В этой схватке сразилось сразу шестеро: трое миньонов короля Генриха III и трое со стороны его противника герцога де Гиза. Однако причина крылась вовсе не в политике. Однажды один из миньонов, граф де Келюс, случайно застал барона д‘Антрага (сторонника герцога де Гиза) у своей возлюбленной. Через день граф намеренно пошутил о ней публично, сказав, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов от барона поступил мгновенно.

Дуэль прошла в парке Турнель в Париже 27 апреля 1578 года. В бой вступили сперва де Келюс и д’Антраг, но позже не выдержали и их секунданты (хотя по дуэльному кодексу не должны были вмешиваться в поединок). В итоге секунданты убили друга дуга, а вот зачинщики дуэли остались живы. Барон отделался царапиной на руке, а де Келюс получил около 19 ранений. Король выделил немалую сумму на лечение своего любимца, и неугомонный граф даже пошел на поправку, но вздумал прокатиться на лошади. Раны открылись, и миньон погиб.

Если все описанное кажется вам знакомым, немудрено — история этой дуэли вошла в сюжет романа Александра Дюма-отца «Графиня де Монсоро».

Самая необычная дуэль: месье де Грандпре против месье Ле Пика на воздушном шаре

При падении умерли и дуэлянт, и пилот, управлявший шаром

В 1808 году во Франции состоялась дуэль в воздухе. Два почтенных господина — де Грандпре и Ле Пик — влюбились в одну и ту же танцовщицу Парижской оперы, мадемуазель Тиреви. Соперники пришли к выводу, что нет лучшего способа выяснить, кто из них достоин сердца примадонны, кроме как стреляться. Поскольку в то время среди парижской знати была мода на воздушные шары, дуэлянты решили выяснить отношения прямо в небе.

Поднявшись каждый на своем шаре примерно на 900 м, мсье остановились на этой высоте и выстрелили друг в друга. Пуля де Грандпре попала в воздушный шар Ле Пика, после чего он загорелся и упал на землю вместе с дуэлянтом и пилотом.

Победитель заявил свои права на сердце мадемуазель Тиреви. Однако примадонна не оценила проявленного в поднебесье мужества, отдав предпочтение совершенно другому мужчине.

Самая известная дамская дуэль

Русские женщины знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений

Думаете, дуэли были исключительно мужской забавой? Отнюдь. В Европе в XVII веке мода на драки буквально охватила милых дам. Женские сражения были еще жестче мужских и чаще заканчивались смертью. Подробнее о самых известных дамских дуэлях и их истории можете прочитать в, а пока расскажем, откуда все это началось.

Июнь 1744-го. Немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт. Дуэлянткам по 15 лет! Не поделившие какую-то мелочь принцессы заперлись в спальне и дрались на шпагах. К счастью, обе вовремя остановились, иначе мировая история не узнала бы Екатерину Великую.

После восшествия на престол императрица буквально ввела в России моду на женские дуэли. Так, за 1765 год состоялось 20 поединков, на восьми из которых она даже выступала секундантом. Однако, будучи противницей летальных исходов, Екатерина ввела лозунг: «До первой крови!» Благодаря этому за время ее правления было всего три случая гибели женщин на дуэлях.

Самая курьезная дуэль: Сасаки Кодзиро против Миямото Мусаси

Мастеру хватило двух быстрых ударов по самураю, чтобы того убить

В японской культуре дуэли занимали особое место и проходили иначе, чем в Европе и России. Никаких пистолетов, никаких шпаг. На Востоке было другое оружие — мечи. Была другой и тактика: противники сперва замирали друг перед другом, затем кружили, выискивая момент для удара, который впоследствии решал всё. Подобные сцены часто можно увидеть в японских фильмах.

Одной из самых знаменитых дуэлей среди самураев называют сражение в 1612 году двух известных фехтовальщиков — Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки. Считается, что причиной поединка стали их разные взгляды на, собственно, искусство фехтования. В то время как Сасаки, который являлся настоящим мастером меча и автором коронного приема «выпад ласточки», был грозен и самоуверен, Мусаси представлял собой комическое зрелище, явившись на место с веслом, наскоро обструганным под меч. Сасаки заранее расслабился и посчитал дуэль выигранной, однако Мусаси удалось отклониться от удара и убить противника всего одним четким ударом веслом по голове. Остается лишь добавить: оружие — ничто, техника — всё!

Самая трагическая дуэль: Александр Пушкин против Жоржа де Геккерна (Дантеса)

Дантес стрелял первым и ранил Пушкина в живот. Упав в снег, поэт вскоре приподнялся и выстрелил, легко ранив обидчика в руку

Творчество Пушкина признано национальным достоянием. Культ поэта сложился еще при его жизни, но у популярности есть всегда и оборотная сторона.

В 1835 году молодой привлекательный офицер Дантес-Геккерн познакомился с Натальей Пушкиной, женой поэта, и влюбился. В светских кругах Петербурга сразу поползли слухи, в том числе и о взаимности чувств Натальи. Пушкин, несмотря на легкое волнение, сохранял доверие и нежность к супруге, пока в ноябре 1836 года не получил анонимное письмо, в котором его окрестили рогоносцем и намекнули на отношения его жены с Дантесом.

И быть бы дуэли уже тогда, но Дантес женился. И не на ком-нибудь, а на сестре Натальи — Екатерине Гончаровой. Впрочем, и после свадьбы Жорж продолжал ухаживать за Натальей, что дало обществу повод для новых острот. Потеряв терпение, в 1837 году поэт отправляет письмо приемному отцу Дантеса Луи Геккерну, где обоим отказывает от дома. Дуэль неизбежна.

8 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен в живот, а Дантес отделался небольшим ранением руки. Через два дня страна потеряла своего гения. Люди приходили толпами, чтобы проститься. Василий Жуковский, поразившись умиротворенному выражению лица умершего друга, вызвал скульптора, и тот снял посмертную маску. После она разошлась в копиях среди ближайших друзей, ну а теперь есть чуть ли не в каждом пушкинском музее. С кого еще снимали посмертные маски, читайте в .

Бескровные дуэли

Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола

В начале XX века наконец задумались о ценности человеческой жизни и придумали относительно безопасную альтернативу — бескровные дуэли. Соперники стреляли с 20 м из пистолетов с восковыми пулями. Столь оригинальное оружие придумал французский врач де Виллер в 1905 году. После он проводил учебные занятия в элитной парижской Школе поединка, а в числе их посетителей был даже экс-президент Франции — Казимир Перье.

Восковые пули были неспособны нанести смертельную травму, кроме того, для защиты использовались длинные холщовые плащи и стальные маски. Таким образом, бескровные дуэли больше походили на спорт, выглядели эффектными и быстро обрели популярность. Об одном из поединков в 1906 году писала New York Times: двое состоятельных американцев в кожаных плащах и защитных масках стреляли по команде в некоем мужском клубе. Закончилась дуэль ничьей, но свою порцию адреналина получили как участники, так и публика. Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола.

8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года произошла дуэль великого русского поэта и писателя Александра Пушкина с французским подданным Жоржем Дантесом в предместье Петербурга — на Черной речке. От раны, полученной на дуэли, 10 февраля (29 января по старому стилю) поэт скончался.

Поводом к дуэли послужил анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Пушкина Натальи (урожденной Гончаровой) и его самого.

16 ноября (4 ноября по старому стилю) 1836 года Пушкин получил три экземпляра анонимного послания , заносившего его в "орден рогоносцев" и намекавшего на настойчивые ухаживания за его женой кавалергардского поручика барона Жоржа Дантеса — иностранца, принятого в русскую службу и усыновленного голландским посланником бароном Геккерном.

Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, тот вначале принял вызов, но через барона Геккерна просил отсрочки на 15 дней. В продолжение этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение его свояченице Екатерине Гончаровой, и взял свой вызов назад. Свадьба состоялась 22 января (10 января по старому стилю) 1837 года.

Пушкин очень резко выражал свое презрение Дантесу, который продолжал встречаться с его женой Натальей и оказывать ей знаки внимания, и Геккерну, который усиленно интриговал против него — сплетни не прекращались. Выведенный окончательно из терпения, Пушкин послал Геккерну крайне оскорбительное письмо, на которое тот ответил вызовом от имени Дантеса.

8 февраля (27 января по старому стилю) в пятом часу вечера в предместье Петербурга на Черной речке произошла дуэль. Секундантами были секретарь французского посольства виконт Лоран д"Аршиак со стороны Дантеса и лицейский товарищ Пушкина подполковник Константин Данзас.

По настоянию поэта, были смертельными и не давали никому из противников шанса уцелеть: барьер отделял врагов на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.

Дантес выстрелил первым и смертельно ранил Пушкина в правую сторону живота. Поэт упал, но потом приподнялся на руку, подозвал Дантеса к барьеру.

Прицелившись, выстрелил и, увидев, что противник его упал, закричал: "Браво!". Рана Дантеса оказалась не опасной; пуля, направленная в грудь, попала в мякоть руки, которой Дантес прикрыл грудь.

Раненый Пушкин был доставлен к себе на квартиру. Поэт прилагал все усилия, чтобы не обеспокоить жену, скрывал свои страдания. Позже приглашенные доктора определили неизбежность трагической развязки — от Пушкина этого не скрыли.

К поэту был приглашен священник, который исповедовал его и причастил.

Александр Пушкин, стоически перенося в течение двух суток мучения, 10 февраля (29 января по старому стилю) скончался в окружении друзей в своей квартире в Петербурге на набережной реки Мойки.

Два дня гроб с телом поэта находился в квартире, которую в это время посещали толпы людей самых разных сословий. В ночь с 11 на 12 февраля (30 на 31 января по старому стилю) гроб был перенесен в церковь Придворно-Конюшенного ведомства. Утром 13 февраля (1 февраля по старому стилю) состоялось отпевание поэта, вечером его прах отвезли в Святогорский монастырь Псковской губернии, где находилось фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

18 февраля (6 февраля по старому стилю) 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора Святогорского монастыря у алтарной стены собора тело Александра Пушкина было предано земле . Позже на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы поэта.

Смерть Пушкина была воспринята многими как национальная трагедия, это нашло выражение в поэтических откликах Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Алексея Кольцова.

В 1937 году на месте дуэли Пушкина с Дантесом на Черной речке был установлен обелиск работы скульптора Матвея Манизера.

За участие в дуэли с Александром Пушкиным, имевшей смертельный исход, Дантес-Геккерн был приговорен формально к расстрелу , замененному высылкой из России. Поселившись во Франции, Жорж Шарль Дантес-Геккерн (1812-1895) сделал видную карьеру — он был одним из крупных деятелей переворота 2 декабря 1851 года, посредником в тайных переговорах Наполеона III с Николаем I. Впоследствии стал сенатором, мэром Сульца, коммерческим деятелем, был награжден степенью командора ордена Почетного легиона.

Жена Дантеса Екатерина, урожденная Гончарова, скончалась в 1843 году во Франции от послеродовой горячки.

За участие в дуэли поэта Константин Данзас (1800-1870) был предан суду и приговорен к двухмесячному аресту на гауптвахте. Пушкин, умирая, беспокоился о нем и передал на память кольцо с бирюзой. Позднее Данзас служил на Кавказе в Текинском пехотном полку, участвовал в экспедициях против горцев. В 1856 году вышел в отставку в звании генерал-майора. Со слов Данзаса Александром Аммосовым была составлена брошюра "Последние дни жизни и кончина А.С. Пушкина", изданная в 1863 году.

Жена Пушкина Наталья , урожденная Гончарова (1812-1863), не знала о дуэли, ставшей для ее первого мужа роковой. После смерти поэта она через семь лет — в 1846 году вторично вышла замуж за генерала Петра Ланского. Ей были посвящены стихотворения Александра Пушкина "На холмах Грузии", "Чистейшей прелести чистейший образец", "Мадонна" (1830); "Красавице" (1831); "Отрывок", "Нет, не дорожу я" (1832); "Пора мой друг, пора…" (1836).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: