Про заболевания ЖКТ

ЗАНЯТИЕ№12

ТЕМА: Профессиональная гигиена полости рта и её значение в профилактике ос­новных стоматологических заболеваний. Комплекс мероприятий профессио­нальной гигиены (удаление над- и поддесневых зубных отложений; профессиональная чистка зубов; полировка пломб; устра­нение факторов, способствующих скоплению зубного налета).

ЦЕЛЬ : Изучить комплекс мероприятий профессио­нальной гигиены.

ЗАДАЧИ:

    Обучить методике удаления зубных отложений.

    Обучить профессиональная чистка зубов, полировки пломб.

Структура практического занятия

ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства и инструменты

1. Демонстрация методики удаления зубного камня

Стоматологическая установка. Набор стома­тологических инстру­ментов, набор крючков

2. Демонстрация методики очищения и полирования зубов

3. Индивидуальное обуче­ние студентов методам про­фессиональной гигиены по­лости рта, и проведение профессиональной гигиены друг другу

4. Индивидуальный кон­троль знаний

5. Домашнее задание

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения данной темы.

    Гигиенические индексы

    Пародонтальные индексы.

Контрольные вопросы для определения исходных знаний.

    Роль профессиональной гигиены полости рта.

    Инструменты применяемые для удаления зубных отложений.

    Принципы проведения профессиональной гигиены полости рта.

    Абразивы для очищения и полирования зубов.

    Способы предупреждения образования зубных отложений.

Ожидаемые ответы.

Профессиональная гигиена полости рта

Среди множества профилактических мер первостепенной проблемой является контроль за зубным налетом, являющимся основной причиной, вызывающей кариес зубов и воспалительные заболевания тканей паро­донта.

Эффективность самостоятельного удаления зубного налета пациентом зависит от его мотивации, знаний и навыков по гигиене полости рта.

Существует огромное количество методов чистки зубов, которыми пользуются пациенты. Результаты стоматологического обследования по­казывают, что в среднем около 90% взрослых чистят зубы один или два раза в день.

Однако самостоятельной чистки, как правило, оказывается недостаточ­но для полного удаления налета из так называемых ретенционных зон (труд­нодоступных мест):

    межзубных промежутков;

    пришеечных областей;

    проксимальных поверхностей зубов;

    жевательной поверхности моляров;

    щечной поверхности моляров верхней челюсти;

    язычной поверхности нижних моляров.

Профессиональная чистка, проводимая специалистом (врачом-стома­тологом или гигиенистом стоматологическим), обеспечивает полное уда­ление зубного налета.

Профессиональная гигиена ~ комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний

пародонта путем механического удаления с поверхности зуба над- и поддесневых зубных отложений.

Профессиональная гигиена включаетв себя несколько этапов:

    мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта;

    удаление над- и поддесневых зубных отложений;

    полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

    устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям, подросткам и взрослым строго индивидуально и через определенные интервалы времени.

Длительность интервала между посещениями зависит от:

    гигиенического состояния полости рта;

    интенсивности кариеса зубов;

    присутствия гингивита;

    выраженности пародонтита;

    степени прорезывания зубов у детей.

Проведение профессиональной гигиены является необходимым условием и при плановом осмотре полости рта пациента, поскольку качество диагностики кариеса зубов значительно возрастает, если поверхность зуб очищена и высушена.

Кроме того, наличие здоровой, тщательно санированной полости является неотъемлемым условием качественного осуществления слоя методов лечения:

    эстетического пломбирования;

    микропротезирования;

    отбеливания зубов;

    хирургического пародонтологического лечения;

    имплантации;

    ортопедического лечения;

    ортодонтического лечения.

Перед профессиональной чисткой зубов проводят стоматологическое обследование с определением индексов CPITN, РМА, гигиенических индексов (по показаниям в зависимости от возраста пациента).

Результаты осмотра заносят в регистрационную карту пациента последующего динамического контроля за гигиеной полости рта.

Обзорный осмотр полости рта совместно с пациентом позволяет наглядно продемонстрировать различия между стоматологическим здоровьем и патологией.

Для проведения профессиональной гигиены применяют:

Резиновые колпачки - для удаления мягкого зубного налета с гладких поверхностей зубов, а также для полировки поверхности корня.

Резиновые колпачки предварительно заполняют полировочной профи­лактической пастой различной абразивности.

Вращающиеся щеточки - для удаления мягкого зубного налета с жева­тельных поверхностей зубов в области фиссур, ямок, естественных углубле­ний. Их применяют с подачей небольшого количества воды.

Профилактическая полировочная паста может быть мелко-, средне- или крупнодисперсной, содержать или не содержать соединения фтора.

Во время проведения профессиональной чистки зубов у взрослых мож­но использовать низкоабразивную отбеливающую и содержащую фторид пасту Rembrandt, которая позволяет увеличить резистентность эмали.

Зубные нити: применяют для удаления налета с апроксимальных по­верхностей зубов.

Удаление твердых зубных отложений (зубного камня) проводится ручными и/или ультразвуковыми инструментами, которые обычно взаимодо­полняют друг друга и позволяют работать эргономично.

Скейлеры ручные – применяют для удаления над- и поддесневых твердых зубных отложений.

Пародонтальный пуговчатый зонд – применяют определения состояния тканей пародонта, глубины и рельефа пародонтального кармана, для обнаружения поддесневых зубных отложений. А также для оценки гладкости поверхности корня после кюретажа.

Он не требует затрат времени врача и пациента, вместе с тем позволяет в случае низкой эффективности гигиенического комплекса внести коррективы самостоятельно либо с помощью врача. Такой контроль позволяет в конечном итоге избрать оптимальный комплекс для достижения гигиены полости рта.

Хорошего гигиенического состояния полости рта достигают следующими средствами и методами, характер которых зависит от целей и условий их проведения:

  1. Клиническими: а) индивидуальные, б) универсальные.
  2. Индивидуальными в домашних условиях: а) для лиц со здоровым пародонтом, б) для страдающих различными формами заболеваний пародонта, в) после хирургических вмешательств в полости рта, г) гигиена протезоносителей.

Соблюдение гигиены полости рта преследует цели:

1) предупреждение кариеса зубов;

2) предупреждение и лечение гингивитов и пародонтита;

3) стимуляцию репаративных процессов в тканях пародонта путем уменьшения интоксикации их, а также в послеоперационный период.

По характеру очищающего действия методы подразделяют на механические (инструментальные) и химические.

Независимо от приведенных категорий гигиенические средства должны отвечать следующим требованиям: индифферентностью к оболочке полости рта, способностью нейтрализовать среду рта, оказывать противомикробное действие, обладать приятным органолептическим свойством.

Пути предупреждения назубного налета:

  • рациональное питание (снижение в пище содержания сахаров и других легкосбраживаемых углеводов), исключение приема сладостей между приемами пищи, включение в рацион продуктов, механически очищающих зубы, - твердые виды пищи, сырые овощи и фрукты;
  • усиление противомикробных свойств слюны (стимуляция ферментовыделительной функции слюнных желез);
  • гигиенические меры: регулярная чистка зубов, целевое применение зубных Паст, порошков, эликсиров. 1

Гигиена полости рта предусматривает санацию полости рта и сама является неотъемлемым компонентом санации.

Наибольшая скорость образования назубного налета отмечается в течение первых суток (после тщательной очистки зубов) в первые 4 ч, во вторые 4 ч наблюдается снижение, затем она снова постепенно возрастает, но к концу суток достигает исходного уровня.

Индивидуальные особенности скорости образования назубного налета имеют практическое значение для установления режима гигиены полости рта.

Назубной налет и скопление его на языке взаимосвязаны. Удаление назубного налета и налета со спинки языка - взаимодополняющие операции в достижении гигиены полости рта.

Чистка зубной щеткой спинки языка, обильно покрытого белым налетом (наряду с другими гигиеническими процедурами - чистка зубов, полоскание), является эффективным средством предупреждения назубного налета.

У 60-90% детей школьного возраста и почти у 100% взрослых людей имеется кариес зубов. У 15-20% людей среднего возраста (35-44 года) обнаруживается тяжелый пародонтит (болезнь десен), который может приводить к выпадению зубов. Вопрос профилактики заболеваний полости рта имеет решающее значение.

Наиболее распространёнными и массово встречаемыми факторами риска развития заболеваний полости рта, являются наличие зубного налета, зубного камня, плохая гигиена полости рта.

Зубной налет или зубная бляшка - это организованные колонии бактерий, часть из которых вызывают развитие заболеваний десен, другая часть развитие кариеса.

Зубной камень - это отвердевший зубной налет, образующийся на поверхности зубов.

| Плохая гигиена полости рта часто связана с неправильно используемой методикой чистки зубов.

Профессиональная гигиена полости рта в нашей клинике - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и устранение факторов риска развития заболеваний полости рта. Данная процедура проводится индивидуально для каждого пациента, с учетом его особенностей и состоит из следующих этапов:

  • | Снятии зубного камня без повреждения эмали зуба при помощи ультразвука
  • | Снятие зубного налета без травмы мягких и твердых тканей полости рта путем обработки поверхности зуба содосодержащим раствором под давлением (Air-Flow)
  • | Полировка обработанной поверхности
  • | Глубокое фторирование - обработка поверхности зубов фтор-содержащими препаратами (для профессионального использования в стоматологии). В организме человека фтор, в основном, содержится в эмали зубов. При недостаточном его содержании происходит разрушение зубной эмали и как следствие развитие кариеса.
  • | Обучение и контроль гигиены полости рта. Выдается одноразовая зубная щетка, при помощи которой Вы чистите зубы по привычной для Вас методике под контролем врача. Далее проводится контроль оставшегося после чистки зубов налета при помощи окрашивающих налет таблеток. После этого врач проводит обучение индивидуальной методике чистки зубов актуальной для Вас с учетом Ваших особенностей, а также подбор индивидуальных средств гигиены полости рта.

Как правило зубной налет и зубной камень, покрывающие поверхность зубов, темного цвета, за счет чего зубы в целом темнеют. Поэтому, при снятии налета и камня, многие пациенты ошибочно считают, что провели процедуру отбеливания, хотя зубам лишь возвращен истинный цвет. Как правило образование зубного камня и налета продолжается от 4 до 6 месяцев. Поэтому важно как минимум раз в полгода посещать стоматолога.

| Важно знать , при неправильном, непрофессиональном использовании этих современных приборов процедура, направленная на снятие зубных отложений, может стать причиной микротравм десен и разрушения зубной эмали. И тогда регулярные профессиональные чистки зубов перестают быть профилактикой, переходя в разряд нарушителей целостности органов полости рта.

Тема. Гигиена полости рта.
Цель . Обучить студентов методам и средствам личной и профессиональной гигиены полости рта.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: диапроектор «Пеленг», стоматологическая установка, кресло, наборы инструментов для обследования полости рта, индикаторы зубного налета, зубные щетки , пасты, гели, эликсиры, зубочистки, флоссы.

Учебные пособия: слайды, таблицы, стенды, фантомы.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия. Состав, свойства слюны и ротовой жидкости (кафедра биохимии).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Средства и методы индивидуальной гигиены полости рта. Методы чистки зубов. Средства и методы профессиональной гигиены полости рта. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам . Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем методов чистки зубов на фантоме: стандартного, при заболеваниях пародонта, комбинированных и других. Демонстрация методики применения межзубных нитей (флоссов). Демонстрация на стенде средств индивидуальной гигиены полости рта.

4. Самостоятельная работа студентов. Обучение студентами пациентов правилам чистки зубов, проведение бесед по подбору щеток и зубных паст.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Первичная профилактика стоматологических заболеваний включает комплекс мероприятий. Ведущим мероприятием в этом комплексе является гигиена полости рта. Принято различать индивидуальную и профессиональную гигиену.

Под индивидуальной гигиеной понимают тщательное и регулярное удаление каждым человеком отложений с поверхности зубов и десен. Профессиональная гигиена полости рта проводится специалистом (стоматологом или врачом-гигиенистом) и обеспечивает удаление мягких и минерализованных зубных отложений, контроль за качеством индивидуальной гигиены, диагностику ранних стадий кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Средства индивидуальной гигиены полости рта – это зубные щетки, ирригаторы полости рта, зубные нити, зубные порошки и пасты, гели, зубные эликсиры, жевательная резинка.

Методами индивидуальной гигиены полости рта являются чистка зубов и полоскание полости рта.

Механическое удаление зубных отложений осуществляется с помощью зубной щетки. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части, представленной рядами пучков щетины. В качестве щетины в основном применяются искусственные волокна. По жесткости различают три вида щетинок: жесткие, средние, мягкие; по длине рабочей части и величине ручки – взрослые и детские. Существуют также электрические зубные щетки.

Зубная щетка должна быть индивидуальной для каждого человека. Срок эксплуатации в среднем от одного до трех месяцев, пока не наступит деформация пучков щетины.

Однако, даже тщательное соблюдение правил гигиены полости рта с использованием одних зубных щеток не позволяет добиться очищения межзубных промежутков. Для этого используют зубные нити (флоссы). Они изготавливаются из искусственных волокон. Нить длиной 30-40 см вводится в межзубные промежутки, прижимается к поверхности зуба и проводится вверх-вниз, совершая 6-7 движений. Также для этой цели применяют зубочистки – деревянные и пластмассовые; ирригаторы – используется струя воды под давлением 2-10 атм. через наконечник. Давление создается компрессорами, к воде добавляются лекарственные вещества.

Химическое очищение зубов от налета проводится с помощью зубной пасты. В настоящее время ведущие мировые производители зубных паст привлекают к созданию новых видов не только технологов, дизайнеров, инженеров, но и стоматологов с тем, чтобы пасты максимально соответствовали потребностям населения в зависимости от конкретных стоматологических ситуаций. Зубная паста – это сложносоставная система, в формировании которой участвуют много компонентов:

а) абразивы (мел, бикарбонат натрия, дикальций фосфат, полимерные соединения метилметакрилата и др.);

б) увлажняющие вещества (глицерол и сорбитол), препятствующие испарению воды и способствующие сохранению однородности пасты;

в) связывающее вещество (природные смолы);

г) пенообразующие вещества, или детергенты (лаурилсульфат), способствующие образованию пены и облегчающие процесс чистки зубов;

д) антимикробные препараты, или консерванты (спирты, бензоаты, формальдегиды);

е) вода 20-30%;

ж) лечебно-профилактические добавки, определяющие назначение пасты;

з) гелеобразующие вещества.

Зубные пасты можно распределять по принадлежности (детская, подростковая, взрослая), по консистенции, по назначению, по степени пенистости, по содержанию элементов и т.д.

Наиболее существенна градация зубных паст по назначению (табл. 1), в соответствии с ним все зубные пасты подразделяются на две основные группы: гигиенические и лечебно-профилактические.

Таблица 1

Классификация практической градации зубных паст


Зубные пасты

гигиенические

лечебно-профилактические

простые

сложносоставные

комбинированные

комплексные

1. Очищающие

2. Дезодорирующие



1. Противокариесные

2. Абразивные

3. Противовоспалительные


1. Противокариесные

2. Противовоспалительные

3. Десенситивные.


1. Противокариесные

2. Противокариесные и противовоспалительные

3. Противокариесные и десенситивные

Гигиенические зубные пасты предназначены для очищения зубов от налета и дезодорирования полости рта («Апельсиновая», «Семейная», «Мятная», «Московская», «С добрым утром», «Фосфориновая», «Ovenal», «Red-White»).

Лечебно-профилактические зубные пасты делятся на две подгруппы: простые и сложносоставные. Простые лечебно-профилактические зубные пасты обладают каким-либо одним воздействием: противокариесным или противовоспалительным, или абразивным. Сложносоставные лечебно-профилактические пасты подразделяются на комбинированные и комплексные. К комбинированным относятся пасты, в состав которых входят два или три лечебно-профилактических компонента, направленных на терапию и профилактику одного вида патологии. Комплексные зубные пасты включают несколько лечебно-профилактических компонентов, действующих на различные виды патологии.

В условиях появления все более сложных по составу зубных паст, имеющих целенаправленное действие, подбором зубной пасты должен заниматься стоматолог и рекомендовать ее в соответствии с конкретным стоматологическим и гигиеническим статусами пациента. Для этого необходимо знать основную направленность зубных паст:

а) для профилактики кариеса – содержат фтористые и фосфорно-кальциевые соединения;

б) для профилактики заболеваний десен – включают растительные и противоспалительные компоненты (экстракты ромашки, шалфея, эвкалипта и др., хлоргексидин, триклозан и т.д.);

в) для зубов с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, содержащие гидроксиапатит или трикальций фосфат и способствующие обтурации дентинных трубочек, или фторсодержащие с нитратом калия, обеспечивающие изоляцию нервных волокон.
Основные правила чистки зубов

Для чистки зубов применяются подметающие, скребущие, круговые и возвратно-поступательные движения.

Подметающие движения проводятся от десны к краю коронки, они необходимы для очистки щечных, небных, язычных и вестибулярных поверхностей зубов. Скребущие и возвратно-поступательные движения применяются для чистки жевательных поверхностей зубов. Круговые движения проводятся на всех поверхностях после скребущих движений. Зубную щетку располагают перпендикулярно очищаемой поверхности. Для создания стереотипизма вначале очищают зубо-десневую зону моляров с любой стороны, продвигаясь по вестибулярной поверхности к жевательной, а затем на небную поверхность. После переходят на премоляры и фронтальные зубы. Сначала чистят зубы верхней челюсти, потом нижней. Каждую поверхность сегмента необходимо очищать 8-10 движениями щетки, а на очистку всех зубов необходимо затратить 300-400 движений. Самой оптимальной схемой чистки зубов считается чистка два раза в сутки: утром и вечером после приема пищи.
Профессиональная гигиена полости рта

Под термином «профессиональная гигиена полости рта» понимается тщательное удаление мягких и твердых зубных отложений со всех поверхностей зубов и десен профилактическими средствами, под контролем индикаторов зубного налета. Профессиональная гигиена полости рта проводится стоматологом или врачом-гигиенистом и включает: обучение, учет, контроль за гигиеническим состоянием полости рта, коррекцию, регистрацию состояния зубов и тканей полости рта, систематическое удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

4. Зубные щетки, требования к ним, различия, подбор, сроки эксплуатации.

5. Очистители межзубных промежутков.

6. Зубные пасты, состав.

7. Зубные пасты, практическая градация.

8. Основные правила чистки зубов.

9. Понятие «профессиональная гигиена полости рта».

10. Этапы профессиональной гигиены полости рта.
Контрольные задачи

Задача 1. Соотнесите средства гигиены:

Задача 2. Какие средства обеспечивают механическое удаление зубного налета?

10. Во второе посещение по поводу профессиональной гигиены полости рта пациент перед зеркалом самостоятельно очистил поверхности зубов с помощью зубной щетки и пасты. Врач дал рекомендации по правильному использованию межзубных очистителей.

Все ли мероприятия, предусмотренные на данном этапе профессиональной гигиены, выполнены врачом?


Контрольные

1. При осмотре полости рта в пришеечной области зубов верхней и нижней челюстей значительное скопление мягкого зубного налета. При детальном опросе выяснилось, что пациент длительное время пользуется мягкой зубной щеткой.

Каковы причины данного гигиенического статуса в полости рта? Дайте рекомендации по уходу, хранению и срокам эксплуатации зубной щетки.

2. Пациент затрудняется подобрать себе зубную щетку и межзубные очистители. Проведите консультацию по подбору пациенту этих средств индивидуальной гигиены полости рта, укажите, на что нужно акцентировать внимание.

3. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость и болезненность десны в области 35, 34 и 33 зубов.

Объективно: межзубные сосочки и маргинальная десна в области указанных зубов отечны , гиперемированы, с раневой поверхностью. Из анамнеза выяснено, что пациент пользовался новой зубной щеткой.

Объясните и перечислите возможные причины острого воспаления десны.

4. Пациент К., 30 лет, обратился с жалобами на боль при приеме пищи, чистке зубов, самопроизвольную кровоточивость десен.

При объективном исследовании – маргинальная десна и зубодесневые сосочки отечны, гиперемированы, сосочки увеличены в размере, кровоточат при прикосновении. Обнаружены ложные десневые карманы без нарушения зубодесневого прикрепления.

Диагноз: обострение хронического катарального гингивита средней степени тяжести.

Какую зубную щетку и зубную пасту на период лечения необходимо рекомендовать пациенту? Дайте обоснование.

5. В ходе профессиональной гигиены полости рта при опросе выяснилось, что во время чистки зубов пациентка использует скребущие и возвратно-поступательные движения на всех поверхностях зубов, начиная с фронтальных зубов и заканчивая областью моляров.

Есть ли нарушение в методике чистки зубов ? Если да, то опишите основные правила очищения поверхности зубов.

6. В процессе проведения профессиональной гигиены полости рта врач обследовал полость рта, окрасил зубной налет с последующей демонстрацией пациенту, удалил зубные отложения, дал рекомендации по правильному выбору средств индивидуальной гигиены полости рта.

Перечислите этапы, предусмотренные профессиональной гигиеной полости рта.

7. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки и краевая десна отечны, гиперемированы, сосочки кровоточат при дотрагивании. Индекс гигиены составляет 1,6 балла. Поставлен диагноз – острый серозный гингивит.

8. При проведении профессиональной гигиены полости рта в третье посещение пациент очистил поверхность зубов с помощью зубной щетки и пасты самостоятельно. Врач проконтролировал качество чистки зубов.

Все ли манипуляции были выполнены на данном этапе? Перечислите сроки повторного контроля за соблюдением пациентом гигиены полости рта.

9. Пациент предъявляет жалобы на повышенную чувствительность зубов от внешних раздражителей.

В составе комплексного лечения пациенту была рекомендована зубная паста, содержащая гидроксиапатит или трикальций фосфат, а также фторсодержащая зубная паста с нитратом калия.

10. На прием к врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при употреблении жесткой пищи и при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки отечны, гиперемированы, имеют цианотичный оттенок, кровоточат при дотрагивании. Обильный мягкий зубной налет. Индекс гигиены 4 балла.

Какие методы и средства индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта могут быть рекомендованы пациенту? Дайте обоснование.


Тестовый контроль знаний

1. Какие средства гигиены полости рта относят к индивидуальным?

а) зубные щетки;

б) флоссы;

в) зубные пасты;

г) ирригаторы;

д) резиновые чашечки.

2. Какие компоненты входят в состав гигиенических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажняющие вещества;

в) природные смолы;

г) пенообразующие вещества;

д) анестезирующие вещества;

е) лечебно-профилактические добавки.

3. Как подразделяются лечебно-профилактические зубные пасты?

а) сочетанные;

б) комбинированные;

в) сложносоставные;

г) простые;

в) комплексные.

4. Что относят к межзубным очистителям?

а) зубочистки;

б) флоссы;

в) ирригаторы;

г) штрипсы.

5. Какие из перечисленных веществ относят к компонентам лечебно-профилактических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажнители;

в) консерванты;

г) детергенты;

д) лечебно-профилактические добавки;

е) антибиотики;

ж) прижигающие вещества.

6. Укажите методы индивидуальной профилактики полости рта:

а) чистка зубов;

б) удаление зубного камня;

в) ирригация полости рта;

г) удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

7. Перечислите основные движения, применяемые при чистке зубов:

а) подметающие;

б) трущие;

в) круговые;

г) возвратно-поступательные.

8. Какие вещества входят в состав противокариесных зубных паст?

а) фторид натрия;

б) противовоспалительные компоненты;

в) противомикробные препараты.

9. Какие вещества входят в состав зубных паст, применяемых для профилактики заболеваний пародонта?

а) фтористые соединения;

б) растительные экстракты;

в) фосфорно-кальциевые соединения.

10. Для чего предназначены гигиенические зубные пасты?

а) очищение от налета;

б) дезодорирование полости рта;

в) профилактика заболеваний десен;

г) профилактика повышенной чувствительности зубов.


Домашнее задание:

а) дать определение индивидуальной и профессиональной гигиене;

б) перечислить средства индивидуальной гигиены полости рта;

в) перечислить гигиенические пасты;

г) состав зубных паст;

д) классификация лечебно-профилактических зубных паст;

е) этапы профессиональной гигиены полости рта.
Литература

Основная

1. Боровский Е.В., Терапевтическая стоматология / Е.В. Боровский, В.С. Иванов, Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская. – М.: Медицина, 2001. – С. 212-219, 266-269, 718-727.

2. Зубные болезни: практическое руководство / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 1998. – С. 338-342.

3. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология / Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л.Ю. Орехова. – М.: Медицина, 2002. – С. 225-231.

Дополнительная

1. Терапевтическая стоматология: учебное пособие / под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М., 2003. – С. 580-585.

2. Тестовые задания для контроля уровня знаний по пропедевтике стоматологических заболеваний / под ред. проф. М.М. Пожарицкой. – М., 2000. – С. 48

3. Тестовые задания по пропедевтике стоматологических заболеваний. Часть I. Терапевтическая стоматология / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь, 2003. – 40 с.

4. Улитовский С.Б. Зубные пасты / С. Б. Улитовский. – СПб., 2000. – 272 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»

ТЕМА: «Средства, применяемые при проведении профессиональной гигиены полости рта»

Выполнила:

Швед Мария Юрьевна

Введение

Средства, применяемые при проведении профессиональной гигиены полости рта

Литература

Введение

Профессиональная гигиена полости рта - комплекс мероприятий, имеющий целью устранение (минимизацию) негативного влияния на периодонт микрофлоры микрофлоры зубных отложений.

Задачи профессиональной гигиены:

1. Выявление факторов риска развития патологии периодонта, планирование их устранения (минимизации).

2. Обеспечение удовлетворительного уровня домашней гигиены полости рта.

3. Удаление зубных отложений профессиональными средствами.

4. Устранение локальных травмирующих факторов (коррекция пломб, коронок, вредных привычек).

Соответственно задачам, проведение профессиональной гигиены включает следующие этапы:

1. Стоматологическое обследование с выявлением факторов риска развития патологи периодонта.

2. Контроль навыков индивидуальной гигиены полости рта, подбор зубной щетки, пасты, дополнительных средств гигиены; коррекция техники индивидуальной чистки зубов.

3. Удаление мягких и твердых зубных отложений.
Устранение дефектов пломб и коронок, полирование всех поверхностей каждого зуба и пломб.

4. Обработка поверхностей зубов реминерализующими профилактическими средствами.

Средства, применяемые при проведении профе ссиональной гигиены полости рта

В настоящее время используются следующие методы профессионального удаления зубных отложений:

· Ручной;

· Звуковой или ультразвуковой;

· Воздушно-абразивный;

· Химический.

Профессиональному удалению зубных отложений должна предшествовать подготовка полости рта, которая заключается в орошении слабым раствором антисептика.

Для приготовления дезинфицирующего раствора можно использовать специальные средства, например шипучие таблетки содержащие тимол и ментол, которые оказывают легкое антисептическое действие, благодаря уменьшению поверхностного натяжения очищают зубы от крови и инородных частиц, освежают полость рта.

Ручной (механический) метод удаления зубных отложений предусматривает использование для этой цели различных стоматологических инструментов.

Его преимуществами являются:

· Формирование максимально «гладкой» поверхности зуба и корня;

· Очищение большей площади поверхности зуба или корня за одно движение инструмента;

· Уменьшение риска инфицирования вследствие отсутствия водно-воздушной смеси;

· Возможность проведения профессиональной гигиены у пациентов с имплантатами и пришеечными реставрациями;

· Экономичность.

Затраты времени на обработку одного зуба ручным методом, в среднем, составляют 7-8 минут.

Для удаления минерализованных отложений в стоматологической практике используются широкая группа инструментов, называемых общим словом скейлеры. К ним относятся следующие группы инструментов:

1. Серповидные скейлеры: с изогнутым лезвием и с прямым лезвием;

2. Кюреты: универсальные и зоно-специфические (Грейси и др.);

3. Мотыги;

4. Долото;

5. Рашпили.

Ручные инструменты изготавливают из различных материалов: металла, металла с алмазным напылением; нержавеющей стали высокого качества; нержавеющей стали с нитрид-титановым покрытием; пластмасс; тефлона. Инструменты с алмазным напылением обычно используют в хирургической пародонтологии (например, при лоскутных операциях). Они имеют изогнутое плечо, закругленную рабочую часть и применяются для обработки области фуркации корней.

Мотыга (мотыгообразный скейлер) - служит для обнаружения и удаления над- и поддесневых зубных отложений.

Долото - предназначено для удаления зубных отложений с апроксимальных поверхностей фронтальных зубов.

Рашпиль (напильник, файл) - служит для удаления массивных минерализованных отложений путем их соскабливания с поверхности зубов.

Ультразвуковой и звуковой методы применяют для удаления плотного, пигментированного зубного налета, над- и поддесневого зубного камня.

Их основными преимуществами являются:

Существенно более высокая скорость обработки поверхности зубов по сравнению с ручным методом;

Меньшие усилия гигиениста во время работы;

Очищение операционного поля водой;

Больший комфорт для пациента.

Впервые использовать колебания ультразвуковой частоты для удаления зубных отложений предложил Циннер в 1955 г. Первые автоматические скейлеры были предназначены для пародонтологии. Современные системы подразделяют на звуковые и ультразвуковые.

Звуковые системы представлены пневматическими скейлерами. Чаще всего они выпускаются в виде наконечника для стоматологических установок и работают при помощи сжатого воздуха, который подается от турбины стоматологической установки. Кончик рабочей части инструмента совершает эллипсовидные колебательные движения с амплитудой до 1,5 мм и частотой от 2 до 6 кГц в секунду, при этом все поверхности насадки являются рабочими.

Ультразвуковые скейлеры преобразуют электрический ток в микроскопические вибрационные колебания ультразвуковой частоты - 16000 до 45000 циклов в секунду (16-45 КГц). При этом механический компонент дополняется ирригацией, кавитационным эффектом и акустической турбулентностью.

Эти системы могут выпускаться в виде наконечников для стоматологической установки или отдельных аппаратов. По принципу действия они подразделяются на магнитоконстрикционные и пьезоэлектрические. профессиональный гигиена зубной отложение

В магнитоконстрикционных аппаратах железный или никелевый сердечник в катушке переменного тока приводиться в продольное колебание со средней частотой 20-35 КГц. Рабочий кончик инструмента движется по эллипсовидной траектории, что позволяет использовать все поверхности насадки, которая быстро и значительно нагревается. Для ее охлаждения требуется большое количество водного аэрозоля, что может затруднить обзор рабочей области.

В пьезоэлектрических аппаратах в поле переменного тока происходит деформация кристаллов кварца. Возникающие при этом колебания передаются на рабочую часть прибора, обеспечивая линейные движения ее кончика с частотой от 25 до 45 КГц. При таком движении активируются только две стороны насадки. Это усложняет работу, однако, считается, что пьезоэлектрические скейлеры обладают меньшей повреждающей способностью по сравнению с магнитострикционными и звуковыми. Линейные возвратно-поступательные движения рабочего кончика наиболее эффективны и безопасны, в большинстве таких систем используется небольшое количество воды и производится ее сверхтонкое распыление на торце насадки.

Воздушно-абразивные системы применяются для удаления пигментированного налета (налета курильщика, пищевых красителей), качественного очищения фиссур жевательной поверхности (в том числе, перед герметизацией), очищения гладких поверхностей зубов перед фиксацией брекетов, полировки после удаления зубных отложений ручным и ультразвуковым методом.

Аппараты этого типа выпускают в виде отдельного блока, подключаемого к сети переменного тока и к сети сжатого воздуха от компрессора стоматологической установки, или в виде наконечника с резервуаром для абразивного вещества, подключаемого на место турбинного наконечника стоматологической установки.

Принцип их работы заключается в очищении поверхности смесью воды и порошка, приводимой в движение сжатым под большим давлением воздухом. В воздушно-абразивных аппаратах насадка имеет два канала: через один осуществляется подача воды, через второй - смеси воздуха и порошка. На кончике насадки эти два потока соединяются в один точно направленный спрей. Порошок чаще всего представляет собой мелкодисперсный бикарбонат натрия или оксид алюминия.

Химический метод используют для размягчения минерализованных, плотно фиксированных зубных отложений. С этой целью на поверхность зубного камня наносят растворы или гели, содержащие кислоты. Нередко для одновременного действия в подобные составы добавляют йод. Время воздействия таких препаратов обычно составляет 30-60 секунд (иногда дольше), после чего их смывают, и зубной камень удаляют обычным способом.

Химические средства для удаления зубных отложений используют при наличии большого количества зубного камня, особенно на подвижных зубах, и в случае выраженного психологического дискомфорта пациента во время проведения профессиональной гигиены.

Систематика удаления зубных отложений на нижней челюсти

Литература

1. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.;

2. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2012 - 416 с.

3. Интернет источник

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение индивидуальной гигиены. Алгоритм стандартного метода чистки зубов. Типы зубных щеток - основного инструмента для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Назначение зубочисток, флюсов и щетки-скребка, эликсиров. Качество зубных паст.

    презентация , добавлен 28.09.2015

    Основные предметы и вспомогательные средства индивидуальной гигиены полости рта. Сертификация зубных щеток, их виды и конструкция. Двухуровневая "стрижка" щетины. Использование флоссов и зубочисток. Ротовые ирригаторы и приспособления для очищения языка.

    реферат , добавлен 29.11.2009

    Теоретические аспекты значения гигиены полости рта. Методологические основы деятельности медицины в сфере профилактической стоматологии. Изучение распространенности и особенностей патологии пародонта. Значение профессиональной гигиены полости рта.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2015

    Понятие и значение средств гигиены полости рта как системы, в состав которой входят разнообразные натуральные и синтетические вещества, предназначенные как для профилактического, так и для терапевтического воздействия. Задачи индивидуальной гигиены.

    презентация , добавлен 24.04.2016

    Тщательное и регулярное удаление пациентом зубных отложений с поверхностей зубов и десен с помощью различных средств. Правильная и качественная самостоятельная либо индивидуальная чистка зубов. Предметы гигиены полости рта. Применение зубных паст.

    презентация , добавлен 24.09.2013

    Причины возникновения и развития заболеваний полости рта. Детальная характеристика методов профилактики основных стоматологических заболеваний. Особенности индивидуальной гигиены полости рта. Сущность этапов организации стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Общая характеристика основных методов удаления зубных отложений: механический (ручной, машинный), ультразвуковой и пневматический (звуковой), химический, комбинированный. Разновидности стоматологических зондов и кюреток. Виды ультразвуковых аппаратов.

    презентация , добавлен 09.06.2015

    Гигиена полости рта: влияние на состояние зубов и защита от распространенных и опасных болезней. Рекомендуемые органами здравоохранения зубные щетки. Правила чистки зубов. Особенности выбора зубной пасты. Вспомогательные средства гигиены полости рта.

    реферат , добавлен 07.11.2011

    Распространенность и патология пародонта среди пациентов, обратившихся в стоматологическую поликлинику. Социально-демографическая и клиническая характеристика пациентов, страдающих заболеваниями пародонта. Значение профессиональной гигиены полости рта.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2009

    Общее понятие и основные задачи гигиены. Методы санитарного обследования среды. Вклад Гиппократа, Аристотеля, Клавдия Галена, Авиценны, М. Ломоносова, Ф. Эрисмана в развитие гигиены как науки. Основополагающие законы гигиены, их сущность и содержание.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: