Про заболевания ЖКТ

Прочтите отрывок из работы российского социолога Р. В. РЫБКИНОЙ о преступности в России.

Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации-«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т. п.); 3) особые социальные роли, за которыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особые взаимоотношения между криминалом и властью.

Главный процесс, свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, - это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях - как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпоху либерализации экономики: первый процесс - теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень... и второй процесс - криминализация общества, т. е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.

Рывкина Р. Б. Драма перемен. - М., 2001. -С. 37-38.

Вопросы и задания к источнику. 1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества? 4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?

Глава 2.Язык социологического исследования

ЛИТЕРАТУРА

Вопросы

1. Как соотносятся мировоззренческий и научный компоненты в структуре социологической теории?

2. Почему для понимания социологической доктрины нужно знать творческую биографию мыслителя?

3. Какова роль метафоры в понятийном аппарате социологической теории?

4. Обязательно ли социологической науке должны быть присущи критическая функция и стремление изменить мир?

5. Какие задачи ставились в социальных обследованиях и почему массовые опросы развивались отдельно от академической социологии?

6. В чем причины популярности предвыборных социологических опросов в США в 1920-е и 1930-с гг.?

7. Почему методологические правила называют кодексом научной честности?

8. Как соотносятся научные и гражданские роли социолога?

9. Почему методологическая правильность может считаться критерием истинности научного вывода?


1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1993.

2. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

3. Маслова О.М. Исторический очерк становления метода опроса // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. С. 11 - 38.

4. Монсон П. Современная западная социология: Теория, традиции, перспективы / Пер. со швед. СПб.: Нотабене, 1992.

5. Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX веков: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994.

6. Тернер Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1985.

7. Хвостов В.И. Социология: Введение: Исторический очерк учений об обществе. М.: Издание Московского научного института, 1917.


Дисциплинарное содержание проблемы. Связь проблемы с теорией. Формулирование проблемы. Научная тема. «Этнологическое» происхождение тематизации. Исследовательские вопросы.

Прежде чем начать исследование, социолог должен решить для себя вопрос о вопросах, на которые он собирается ответить. Возможно, это самый трудный этап научной работы, поскольку не может существовать никаких правил и инструкций, предписывающих изучать именно этот, а не какой-либо иной фрагмент универсума социальных связей и отношений.

Иногда говорят, что научное открытие - дело внезапной догадки или озарения, позволяющего обнаружить в кажущемся хаосе фактов логически стройную картину, объяснить то, что до сих пор считалось непонятным, и поставить перед наукой новые вопросы. Однако ссылка на самые гениальные открытия не избавляет исследователя от необходимости знать и выполнять основные требования, предъявляемые к типу вопросов, которые он собирается решать в процессе исследования.


Итак, что мы хотим узнать? Для опытного исследователя, досконально знающего свою область, ответ на такой вопрос не вызывает затруднений. Он непосредственно вытекает из предшествующих результатов и, как правило, представляет собой последовательное развитие определенной исследовательской программы. Чем глубже и подробнее разработана проблема, чем больше знаний накоплено в рамках определенной отрасли науки, тем больше нерешенных вопросов стоит перед исследователем. В буквальном смысле: чем больше знаем, тем больше не знаем. И наоборот: для человека, малоосведомленного в своей дисциплинарной области, не существует проблем, у него на все имеются готовые ответы. Во всяком случае


корректная формулировка вопроса «Что мы хотим узнать?» оказывается в данном случае задачей непосильной.

Выход из затруднения прост: перед тем как браться за проведение исследования, надо тщательно изучить все, что написано по данной теме. Конечно, осуществить эту задачу практически невозможно, но в процессе работы с литературой достигается важнейший результат, определяющий итог предстоящей работы: многие вопросы, казавшиеся эпохальными, становятся малозначимыми или бессмысленными. Обнаруживается, что очень интересные и плодотворные идеи столь трудны, что их невозможно реализовать в процедуре, и, в конце концов, выясняется, что обо всем важном уже написаны книги и статьи.

Если эти трудности удается преодолеть, социолог получает возможность сформулировать проблему исследования. Выбор проблемы - почти всегда альтернатива: либо изучать что-то крупное и эпохальное, либо ограничить себя узкими рамками процедурных задач. В естественных и технических науках о выборе проблемы можно говорить с большой степенью условности, поскольку выбор зависит не столько от личных интересов исследователя, сколько от задач, решаемых организацией, имеющегося лабораторного оборудования и иных ресурсов. Иначе говоря, в нормальной науке проблемы не выбираются, а ставятся перед исследователем. Но и в социологии, где определяющую роль играет интерес исследователя, имеются существенные ограничения. Во всяком случае профессиональное сообщество располагает вполне определенными критериями актуальности тех или иных вопросов. Социологическая методология, создавая регламент производства знания, создает вместе с ним и «запретку» - линию, которую нельзя пересекать без серьезного риска.

У истоков любого исследования находится теоретическая идея, объясняющая некоторый фрагмент действительности. Эта идея должна быть развернута в исследовательском проекте, т. е. реализована в концептуальном аппарате и процедурах сбора и анализа данных, чтобы ответить в общем-то на один вопрос: соответствует ли теоретическая идея действительности? Предполагается, что ответ на этот вопрос может быть получен путем систематического изучения фактов.

Исследовательская проблема всегда формулируется в контексте проверки некоторой теории, даже если эта теория находится в неразвитом, «донаучном» виде. В противном случае решаемая проблема является не научной, а, к примеру, житейской, досужей, выдуманной. В науке такого рода проблемы получают холодное наименование неактуальных. Проблематизация означает, что какой-либо фрагмент теории или вся теория в целом могут быть опровергнуты новыми фактами. В социальных науках иногда бывает нелегко установить, насколько обоснованна постановка той или иной проблемы. Напри

мер, обсуждение вопроса о роли личных знакомств при приеме на работу имеет преимущественно житейский характер, если речь идет о судьбе научного сотрудника. Этот же вопрос становится научной проблемой при проверке теории о более существенном влиянии «партикуляристских» критериев (в том числе личных знакомств) при приеме на работу в социальных дисциплинах, чем в химии и биологии 1 .

Интерпретация проблемы в контексте теории - необходимое, но недостаточное условие ее научности. Сама теория должна быть более или менее научной. Далеко не каждая глубокая теоретическая идея признается научной. Соответственно поставленные в ее контексте вопросы не проблематизируются в нормальной науке. Во-первых, не считаются научными проблемы, поставленные в контексте неопровержимых идей, имеющих характер абсолютных истин. Например, просветительская идея о высших добродетелях угнетенных и освободительной миссии пролетариата не содержит решаемых научных проблем. Речь идет о проблемах, которые нельзя решать, а не о тех, которые пока невозможно решить. Таким образом, нерешаемые проблемы следует отличать от нерешенных проблем. Во-вторых, не проблематизируются противоречивые теоретические идеи. «Внутри земного шара находится еще один шар, размерами больше первого» - это предположение не подтверждается и не опровергается. В-третьих, не проблематизируются единичные суждения. В качестве научной проблемы могут рассматриваться только генерализации. Суждения о единичных событиях - не более, чем материал, из которого складываются обобщающие умозаключения. Например, в качестве одного из результатов исследования демократических движений в России фигурирует высказывание Марианны С.: «Демократическое движение у нас основано на нравственной позиции, но никак не на программе». Здесь содержится исключительно интересная гипотеза, однако позиция Марианны С., равно как и любые единичные факты, не может быть превращена в проблему. И сама Марианна не представляет никакого интереса, по крайней мере для специалиста по массовым движениям. Он мыслит в масштабах сотен и тысяч «Марианн», организованных в статистические таблицы.

Среди типичных ошибок при определении проблемы исследования чаще всего встречается указание на одну из сфер социальной жизни, которую автор предполагает изучить, либо апеллирует к грандиозным целям общественного прогресса. «Пути модернизации общества», «Факторы стабильности семьи», «Борьба с преступностью» -

1 Hargens L. Patterns of mobility of new PhD"samong American academic institutions // Sociology of education. 1969. Vol. 42. No.l. P. 18-37.


примеры некорректных формулировок, за которыми, возможно, кроется неподдельный интерес к процессам, происходящим в преступном мире, в семье, в обществе в целом. Распространена иллюзия, будто социологическая наука обладает возможностью постигнуть таинственные механизмы, управляющие человеческим поведением, и эту иллюзию легко распознать за метафорическими формулировками исследовательских проблем. Обычно непонятные «проблемы» украшаются риторическим орнаментом: десятками слов, каждое из которых само нуждается в пояснении. Проблема не может считаться сформулированной, если она не выражена одним предложением.

Комплекс проблем, решаемых исследователем, образует тему - более или менее отчетливо определенную область знания. Тематизация означает признание определенной области исследований значимой для научной дисциплины. Обычно признание выражается в публичном одобрении либо опровержении полученных результатов. Критика, в том числе отрицательное заключение, являет собой признание проблемы, заслуживающей экспертизы. Последующие этапы тематизации связаны с институциональной организацией исследований: утверждением темы в качестве предмета диссертационных работ, направлений деятельности лабораторий, журналов, институтов, научных школ.

Кроме институционального, научная тема обладает еще и «этнологическим» содержанием - она заключает в себе глубинные, часто невысказанные предубеждения ученого, порождающие «проблемное поле» науки. Дж. Холтон считает задачу идентификации и упорядочивания тематических элементов научных дискуссий, аналогичной подходим фольклориста или антрополога, выслушивающих эпические предания с целью выявления глубинных структур и повторов. Не исключено, что число «глубинных структур», порождающих темы социологических исследований, довольно ограничено. Выбор определенного способа построения и верификации теорий Холтон связывает с латентной переменной - тематическим понятием, обычно не выражаемым открыто, но объясняющим существо многих научных споров. Подход, методологическая установка, картины мира - корреляты тематического понятия. История науки воспроизводит лишь ограниченное число тем, причем некоторые из них-именно этим тема отличается от парадигмы - переживают научные революции. «Тематические решения в гораздо большей степени по сравнению с парадигмами или мировоззрениями обусловливаются прежде всего индивидуальностью ученого, а не только его социальным окружением или «сообществом», - пишет Холтон 2 .

2 Холтон Дж. Тематический анализ науки / Пер. с англ. А.Л. Великовича, B.C. Кирсанона, А.Е. Левина. М.: Прогресс, 1981. С. 41 - 42.


Тема исследования находит выражение в совокупности вопросов к изучаемому фрагменту действительности. Речь идет не о тех вопросах, которые социолог собирается задать респондентам, а о вопросах исследовательских. Поэтому, когда социологи задают многим людям вопросы, а потом подсчитывают «голоса», социологическое исследование еще не начиналось. Просто идет сбор сведений. Исследовательские вопросы - это гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем. Как влияет социальный статус родителей на социальное положение детей? Чем обусловлена дифференциация уровня самоубийств в европейских и азиатских странах? Кто из преподавателей социологии имеет большие шансы на успешную карьеру: тот, кто часто меняет места работы, или «сидящий» долгие годы на одной кафедре? Ответ на эти вопросы должен дать не респондент, а исследователь.

Некоторые исследовательские вопросы могут быть адресованы непосредственно респонденту. Это бывает в тех случаях, когда речь идет об элементарных признаках. Чаще всего исследовательский вопрос требует перевода на язык респондента. Например, для сбора данных по поводу исследовательского вопроса «Почему в Южной Германии сравнительно мало людей покупают телевизоры?» Институт демоскопии в Алленсбахе применяет 70 анкетных вопросов 3 .

Стратегия исследования. Постановка проблемы

Этот раздел социологии - как вопросы, связанные с методикой исследования, так и сами социологические теории - волнуют многих. Как можно объяснить массовый голод, существующий в странах третьего мира? Как влияет на нашу жизнь увеличивающийся поток информации? Почему семьи как социальный институт распадаются в современном обществе? Действительно ли телевизионные программы порождают насилие?

Социология пытается дать ответы на эти и многие другие проблемы. Она основана на объективных данных. Для проведения социологического исследования необходимо изучить наиболее верные методы его проведения и анализа социологической информации.

Социологические исследования включают несколько аспектов. Процедура исследования или стратегия включает план и методику его реализации. План предполагает выбор методов исследования и разработку того, как эти методы будут применяться на практике. Методология исследования должна дать логическую интерпретацию результатов и анализ полученных данных.

Методы исследования можно определить как технику исследования, применяемую для изучения социального мира. Они включают: анкетирование, интервью, наблюдение, полевое исследование, интерпретацию данных официальной статистики, изучение документов и некоторые другие методы, которые не столь широко используются в социологии.

Любое социологическое исследование начинается с постановки исследовательской проблемы. Ее постановки можно было бы избежать лишь в том случае, когда мы хотим сделать срез общественного мнения и этим самым только расширить уже имеющиеся знания о тех или иных социальных институтах, социальных процессах, происходящих в обществе, и т. д. В этом случае исследователь должен задавать вопросы типа: «Какая часть населения строго придерживается религиозных взглядов?», «Как долго в нашем обществе экономическое положение женщины будет хуже, чем у мужчины?» и т. п. Ответы на эти вопросы будут иметь

преимущественно описательный характер. Однако лучшие социологические исследования начинаются именно с постановки проблемы, которая является вопросом-загадкой. При неправильной постановке проблемы-загадки большая часть результатов работы социолога оказывается недоброкачественной. Описательное исследование ограничивается ответом на вопрос: «Какое событие происходит?». Исследование же с постановкой проблемы пытается дать ответ, почему то или иное событие имеет место, а не просто описание его. Если приведенные выше вопросы поставить проблемно, то они приобретут такой вид: «Почему меняются образцы религиозной веры?», «Почему женщины имеют меньшую заработную плату по сравнению с мужчинами и поэтому худшее экономическое положение?» и т. д.

Все эти исследования тесно взаимосвязаны друг с другом. Постановка проблемы является необходимой частью предварительной работы социолога-исследователя. Часто исследовательский проект может вывести и на другие проблемы, которые в данном исследовании не рассматривались. Проблема исследования может быть почерпнута из работ других социологов, а также из книг и профессиональных журналов.

Проведение исследования и интерпретация его результатов

Первым шагом в процессе исследования является обзор литературы по теме. Социолог должен изучить работы, имеющиеся по теме его исследования, так как эта тема или какие-либо ее аспекты могут быть уже исчерпаны другими специалистами социологами. Если оказывается, что проблема до него никем ранее не изучалась, то следует внимательно изучить материалы исследований, проводившихся на близкие темы, выяснив при этом, насколько такие материалы могут быть полезны для него. Использовали ли предыдущие исследователи данную проблему? Как они пытались ее решить? Какие аспекты проблемы остались нераскрытыми? Имеются ли в других работах и проектах новые идеи, которые помогут исследователю решить поставленную проблему? Какие методы могут быть применены в данном исследовании?

Следующим шагом в процессе исследования является четкая формулировка его проблемы. Если такая проблема уже разрабатывалась в исследовательской литературе, то социолог должен подобрать наиболее подходящее определение для ее формулировки. На этом этапе необходимо сформулировать и гипотезы исследования. Гипотеза - это

имеющиеся предположения об изучаемом явлении. Исследование будет эффективным лишь в том случае, если фактический материал обеспечивает возможность проверки такой гипотезы.

Для сбора информации существуют различные методы. Необходимо выбрать наиболее подходящие из них. Выбор метода исследования зависит от его объекта, а также от аспектов поведения индивида, взятых из анализа. В некоторых случаях более приемлемым является метод опроса, при других обстоятельствах - интервью или наблюдение. Но если мы изучаем историческую социологию, то, безусловно, ни один из этих методов не подходит. Здесь применяется метод анализа документов изучаемого периода.

Зачастую в начале исследования могут возникнуть непредвиденные сложности и неожиданности. Они обычно появляются при установлении контакта с людьми, отобранными для исследования, или же с деловыми фирмами-заказчиками и т. д.

Собранный материал должен быть тщательно проанализирован применительно к проблеме исследования. Процесс анализа собранных данных и соотнесение их с проблемой исследования нередко оказывается сложным. Не всегда итоги исследования подтверждают или опровергают имеющиеся гипотезы, бывает, что кажущийся верным, на первый взгляд, ответ на вопрос анкеты не всегда оказывается достаточным для формулировки выводов и обобщений.

Отчет об исследовании обычно оформляется в форме журнальных статей или книг, в которых подводятся его итоги и формулируются выводы. Это - «конечная стадия» исследования, но только в смысле индивидуального исследовательского процесса. Большинство же исследований рассматривают проблемы, на которые не могут быть даны ответы в рамках одного исследования. Такая ситуация предполагает дальнейшее изучение проблемы. Все частные исследования являются частью более общих, которые осуществляются уже в рамках социологической ассоциации.

В процессе исследования необходимо четкое согласование стадий его проведения. Однако на практике все эти стадии редко оказываются четко обозначенными. Это напоминает разницу между написанием рецепта приготовления пищи в поваренной книге и реальным процессом ее приготовления. Люди, которые учатся готовить, не должны строго следовать рецептам книги, тогда их работа будет творческой по сравнению

с теми, которые готовят строго по книге. Аналогично должен поступать и социолог. Большинство крупных социологических исследований не приобрели бы широкую известность, если бы они были проведены согласно последовательности описанных выше стадий.

Одна из главных проблем социологического исследования - его методология. Методология исследования - это логическое изучение его проблемы и анализ основных причинно-следственных связей. Причинные связи - отношения между двумя событиями или ситуациями, когда одно событие или ситуация порождает другое (другую). Подобно естественным наукам, в социологии имеется предположение, что у всех событий есть причины их возникновения. Социальная жизнь не состоит из случайностей, не имеющих на то причины. Одна из главных задач социологического исследования - используя теоретическое осмысление, выяснить причины и следствия процессов, событий и явлений социальной жизни.

Причинные связи нельзя выводить непосредственно из корреляции. Корреляция означает наличие постоянных отношений между двумя событиями или переменными. Переменными могут быть любые величины, относительно которых и происходят изменения. Возраст, пол, разница доходов и уровень преступности, социально-классовые различия - один из многих переменных в социологической науке. На первый взгляд, когда обнаруживаешь две переменных и коррелируешь их, то одна должна быть причиной другой. Но часто это не совпадает: между переменными существует несколько корреляций с причинными связями. Например, во время Второй мировой войны в Британии была обнаружена корреляция между снижением числа людей, курящих трубку, и уменьшением числа людей, регулярно посещающих кинотеатры. Ясно, что одно изменение здесь не является причиной второго, мы с трудом можем обнаружить, существует ли реальная причинная связь между ними.

Во многих случаях, однако, не наблюдается и корреляция, применяемая к причинной связи. Рассмотрим пример, в котором такая корреляция легко могла бы привести к ошибочному результату. В своей классической работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм обнаружил корреляцию между уровнем самоубийств и сезонами года. В обществе, которое он изучал, уровень самоубийств прогрессировал с января по июнь-июль и снижался к концу года. Э. Дюркгейм должен был бы предположить, что температура и климатические условия влияют на самоубийства. Возможно,

если температура повышается, то люди становятся более импульсивными. Однако на деле имеющаяся здесь причинная связь не имеет ничего общего с температурой или импульсами людей. Весной и летом большинство людей вовлечено в более интенсивную социальную жизнь, чем зимой. При этом среди изолированных, несчастных людей больше подверженных самоубийствам весной и летом, чем осенью и зимой, когда уровень социальной активности падает. Социолог всегда должен оценивать корреляцию, включающую причинную связь, и анализировать, в каком направлении она изменяется.

Стадии процесса исследования

Определение проблем. Выбор темы исследования.

Обзор литературы. Знакомство с существующими исследованиями по теме. Формулировка гипотез. Что следует проверить? Каковы соотношения между переменными?

Выбор плана исследования. Выбор метода исследования: опрос, интервью, наблюдение, анализ документов и т. д.

Проведение исследования. Сбор данных.

Интерпретация результатов: выводы и обобщения.

Отчет об итогах исследования. Каково его значение? Как оно соотносится с предыдущим?

Обсуждение итогов исследования в академических кругах. Возможность последующего исследования.

При обнаружении причины или ряда причин, объясняющих корреляцию, необходимо различать зависимые переменные. Независимая переменная - которая действует на другую, а переменная, подверженная этому действию - зависимая. В этом исследовании тот же самый фактор может быть зависимой переменной, а другой - независимой соответственно особенностям анализируемых процессов. Если обратить внимание на влияние профессионального дохода на стиль жизни, то этот доход в большей степени окажется независимой переменной, чем зависимой. Контроль за корреляциями означает постоянное присутствие в поле зрения анализируемых переменных и описания их взаимовлияния. Например, исследователь, изучающий развитие ребенка, обнаруживает, что существует причинная связь между изоляцией ребенка от матери в младенческом возрасте и серьезными проблемами, возникающими у него во взрослом состоянии. Как мы можем проверить, действительно ли существует такая причинная связь? Здесь применим контроль

(«экранирование»). Рассмотрим возможное влияние, которое должно объяснить корреляцию.

Одним из источников изоляции ребенка от родителей является помещение его в больницу на длительный период. Действительно ли здесь играет роль отрыв от матери? Если ребенок будет получать внимание и любовь от других людей в детстве, то он должен стать миролюбивой личностью. Открывая эту возможность обнаружения причинной связи, мы должны сравнить случаи, когда дети лишены постоянной заботы кого-либо из взрослых, с обстоятельствами, когда дети не имеют материнской заботы, но получают ее от кого-либо другого. В первом случае дети имеют сильные отклонения в поведении, а во втором - нет. Отсюда мы можем предположить, что постоянная забота в детстве кого-либо из взрослых, независимо от влияния матери, выступает главным фактором формирования миролюбивой личности.

Полевая работа, включенное наблюдение, эксперимент

Включенное наблюдение или полевая работа - исследование, при котором социолог-исследователь живет вместе с изучаемой группой или сообществом. Примером такой полевой работы является блестящее исследование, проведенное в психбольнице Э. Гофманом в 1961 году. Он провел несколько месяцев в психбольнице, работая помощником директора. Лишь один или двое служащих знали, что он является социологом-исследователем. Живя среди этих людей, он мог контактировать с тяжело больными пациентами, и детально изучил жизнь этой организации, а также отношение к ней. Материалы исследования включали его ежедневные наблюдения, диалоги с пациентами и обслуживающим персоналом.

Он обнаружил, что многие больные высказывают точку зрения, отличную от той, которую применяют к ним психиатры. Психбольница или приют имеют особые образцы дисциплины, одежды, поведения, что не позволяет пациентам вести себя подобно людям из внешнего мира. Все их поведение контролировалось персоналом, который обращается с ними так, будто бы пациенты являются детьми, формирует образцы поведения, непонятные для окружающих, но которые должны были копировать пациенты.

Исследователь должен постоянно находиться в группе, но не должен объяснять ей цели своего присутствия. Если он хочет добиться

положительного результата, то обязан установить контакт с членами группы. Здесь нужно преодолеть ряд трудностей при составлении дневника и записи воспоминаний. Часто, работая в группе, трудно узнать реальные мысли и чувства работающих и живущих рядом. По-разному ведут себя и члены группы: одни охотно говорят о себе, другие же отказываются от беседы и даже проявляют враждебность к наблюдателю. Некоторые виды включенного наблюдения могут быть даже опасны для жизни. Например, исследователь, изучающий преступную шайку, помимо изучения полицейских документов, должен лично внедриться в нее.

Отбор группы проводится исследователем. Члены группы крайне редко информируются о включении в нее исследователя. Но это не означает, что исследователь действует спонтанно.

Один из первых исследователей-антропологов Ф. Гамильтон-Ку-шинг, изучающий в 1880 году индейцев племени зуни в Нью-Мехико, писал, что по прибытии он встретил значительное число мексиканцев - индейцев-великанов и пытался внедриться в их сообщество. Зуни были дружелюбно настроены к нему, но отказали в изучении их религиозных церемониалов. Первоначально вождь просил его покинуть территорию, но затем разрешил остаться при условии, что тот примет ряд обычаев индейцев. Ф. Кушинг обещал носить одежду зуни, есть их пищу, спать на овечьей шкуре подобно зуни. Самая большая трудность эксперимента состояла в том, что ему было предложено выбрать жену, которая должна была жить с ним. Он пытался игнорировать ее внимание, но безуспешно. В итоге он отправил ее обратно, что принесло ей бесчестье в глазах зуни. С тех пор зуни, подобно другим группам американских индейцев, стали изучаться исследователями. Но отношение к ним часто было враждебным.

Качественно проведенное наблюдение обеспечивает больше информации о социальной жизни по сравнению с другими методами, т. к. мы как бы проникаем «внутрь» данной группы. Этот метод имеет преимущества, когда исследователь изучает группу, чья культура (быт, поведение) отличается от других и требует сравнительного анализа. По сравнению с другими методами включенное наблюдение часто приводит к неожиданным результатам.

Но этот метод имеет и недостатки: с помощью него изучается небольшая по размерам группа или сообщество, он в большей степени, чем другие методы, зависит от навыков исследователя.

Эксперимент можно определить как попытку создания искусственных условий с целью проверки влияния одной или нескольких переменных на другую. Эксперимент широко применяется в естественных науках. Однако поле деятельности эксперимента в социологии ограничено: во-первых, для эксперимента здесь берутся небольшие группы индивидов; во-вторых, люди знают о нем и могут вести себя неадекватно.

Примером гениального эксперимента является эксперимент, поставленный Филиппом Зимбардо (1972), который предложил студентам добровольно играть роли заключенных и надсмотрщиков. Цель его заключалась в выяснении того, как ролевая игра ведет к изменению отношений в поведении людей. Результат потряс исследователя, хотя он его в какой-то степени ожидал. Те, кто играли роль надсмотрщиков, быстро приобрели авторитарные манеры, действительно проявили враждебность по отношению к заключенным. Они стали приказывать «заключенным», третировать и оскорблять их. «Заключенные» же наоборот, выражали апатию и сопротивление, что реально существует в тюремной жизни. Исследователи заключили, что на поведение человека в тюрьме в большей степени оказывают влияние условия тюремной жизни, нежели личностная характеристика индивида, попавшего туда.

При полевой работе (наблюдение) социолог в процессе интерпретации результатов сталкивается с проблемой обобщения. Можно ли утверждать, что данные, обнаруженные в одной ситуации, применимы к другой? Обычно эту проблему решает специальное обследование, которое может проверить полученные результаты. В отличие от наблюдения, такой опрос можно применить и к большим группам людей.

При опросе используются два вида анкет. Первый вид - стандартные анкеты, в которых дан набор вопросов с фиксированием возможных вариантов ответов. Респондент отмечает определенный вариант ответа: «да», «нет», «не знаю» или «вполне вероятно», «вероятно», «невероятно». Фиксированный выбор варианта ответа удобен для исследователя, поскольку он позволяет сравнить данные и свести их в таблицу. С другой стороны, здесь не отражаются все мнения респондента, и не содержится устная информация от респондентов.

Другой вид анкеты - открыто-закрытые. Они дают возможность респонденту полнее выразить свою точку зрения. Здесь нет ограничений в выборе респондента. По сравнению со стандартной открыто-закрытая анкета дает больше информации.

Для получения надежных результатов вопросы должны быть тщательно сформулированы (например, вопрос типа: «Что вы думаете о правительстве?» слишком туманный и абстрактный). Исследователь должен избегать наводящих вопросов. Вопрос, начинающийся с «Согласны ли вы с тем, что...», является наводящим, т. е. рассчитан на согласие с ним респондента. Вопрос должен начинаться более естественно и просто: «Каково ваше мнение.».

Неверной постановкой вопроса является вопрос, в ответе на который у респондента есть двойной выбор, например: «Ваше здоровье лучше или хуже сейчас по сравнению с тем, что было год назад?». Здесь двойной выбор между «лучше-хуже». Правильнее этот вопрос сформулировать следующим образом: «Лучше ли ваше здоровье сейчас, чем было год назад?». Респондент отвечает «да» или «нет» на оба вопроса. Но в предыдущем случае исследователь не может верно интерпретировать его. Вопрос должен быть настолько прост, насколько это возможно.

Блоки анкеты должны быть сформулированы так, чтобы интервьюер мог задать вопросы по порядку. Вся информация должна быть понятна самому интервьюеру. Задача последних - качественно провести интервью для получения обобщенного результата.

Большинству опросов предшествуют пилотажные исследования с целью уточнения проблемы и доработки анкет. Пилотажное исследование проводится на небольшом массиве.

Часто социологов интересует мнение, присущее большинству индивидов, например, политическое отношение людей к выборам в Британии. Но, безусловно, изучить отношение к ним всего населения страны практически невозможно. В такой ситуации внимание концентрируется на относительно небольшой пропорции - выборочной совокупности. Однако было бы ошибкой полагать, что результаты любого опроса можно экстраполировать на все население. Для того чтобы получать точные данные, выборка должна быть репрезентативной, т. е. должна быть уверенность, что группа, взятая для исследования, типична для населения в целом. Выборка должна быть более комплексной, чем это кажется на первый взгляд. Статистика разработала ряд правил для определения размера выборки. Наиболее распространенным ее типом является случайная выборка, при которой каждый индивид имеет возможность быть включенным в нее. Наиболее легкий путь получения случайной выборки - присвоить каждому члену свой номер, а затем с помощью компьютера

рассЧитати случайные числа, из которых и берется выборка, например, выбирается каждый десятый номер в каждой случайной серии.

Одним из наиболее известных исследований, использующих метод опроса, стало исследование Поля Лазарсфельда «Выбор людей» (1948 г.). Исследования проводились в 1940 г. во время выборов президента США. Исследователи интервьюировали каждого члена согласно выборке. Целью исследования явилось изучение ожиданий избирателей. Исследование начиналось с выдвижения гипотез. Одна из них: отношение к событиям, которые близки избирателям данного сообщества, влияет на их ожидания больше, чем отдельные события, происходящие в мире. Эта гипотеза подтвердилась. Для анализа политических отношений применялся метод опроса. Работа Лазарсфельда внесла определенный вклад в развитие теоретической мысли: были сформулированы концепции «мнение лидера» и «двухступенчатый процесс коммуникаций». П. Лазарс-фельд и его коллеги показали, что политические лидеры влияют на формирования политического сознания их окружения. Мнение людей о политической системе не формируется непосредственно, ибо его формирование представляет собой двухступенчатый процесс.

Опрос продолжает использоваться в социологии в силу нескольких причин: во-первых, анкеты легко размножить в любом количестве, а информацию легко проанализировать, во-вторых, можно изучить большое число людей, в-третьих, имеется достаточно фондов для их финансирования.

Недостатком опроса является то, что он, как правило, ориентирован на эмпирический результат.

Документальные источники

Анализ документов - это использование печатных или письменных материалов. Документальные источники - один из широко применяемых методов сбора данных в социологии. Один из видов документальных источников - архивные источники. К архивным документам относятся, например, документы правительства, церкви, юридические акты и т. д. К личным документам относятся письма, дневники и т. д.

Примером изучения исторических документов стало исследование Э. Эшфорта по истории Первой мировой войны (1980 г.). Его интересовало состояние людей, находящихся под непрерывным огнем. В исследовании социальных отношений он использовал документальные источники:

официальную историю войны, включая описания битв, архивные материалы; записки и пленки солдат и т. д. Благодаря разнообразным материалам, Эшфорт изучил жизнь «окопов». Например, он обнаружил, что некоторые группы солдат установили свои нормы и порядки, нередко игнорируя порядки офицеров. Так, на Рождество в одном из мест солдаты обеих сторон устроили праздник и играли в футбол друг с другом.

Анализ документов часто проводится с целью проверки данных. Правительство и другие организации регулярно публикуют официальную статистику социальных явлений: демографии, преступности, браков и разводов, самоубийств, уровня безработицы и т. д. Первоначально социологи брали этот материал как основу. Все эти статистические источники важны для социологии и сегодня.

Однако документальные источники не однозначны по своей точности. Исследователь должен всегда помнить об этом. Газетные и журнальные статьи популярных газет и журналов зачастую грешат неточностью опубликованной в ней информации.

Более точная информация содержится в официальной статистике. Однако даже эта статистика должна быть тщательно проанализирована исследователем. Например, во всех странах имеется официальная статистика по отклоняющемуся поведению, об уровне преступности. Но эти данные гораздо ниже реально существующих, так как здесь дается только информация о преступлениях, зарегистрированных полицией.

Интервью, изучение биографии дневников, анализ документов

Нет четкого различия между интервью и анкетным опросом. Интервью тоже может проводиться с помощью анкеты. Такой вид интервью называется формализованным или контрольным. Он отличается от менее структурированного интервью, в котором интервьюеру разрешено вести свободную беседу с респондентом по различным аспектам темы. Интервью обеспечивает более богатый материал по сравнению с обычным анкетным опросом. Но его недостатком является то, что здесь на результат может оказать влияние сам интервьюер.

История жизни человека состоит из биографического материала, обычно данного им самим. Никакой другой метод исследования не может дать детализированного материала об ожиданиях и целях человека в разные периоды его жизни. Биография, или история жизни, особо важна

в исследованиях, в которых изучается связь между психологическими и социальными характеристиками личности. Для расширения информации в таких исследованиях используется и метод анализа документальных источников: отчеты, доклады, письма и т. д.

Изучение истории жизни как метод исследования был успешно применен У. Томасом и Ф. Знанецким. В 1918-1920 гг. они опубликовали пятитомник «Польский крестьянин в Европе и Америке». У. Томас и Ф. Знанецкий с помощью этого метода изучили опыт миграции крестьян из Европы в Америку. Более поздний труд С. Теркела «Работа» с подзаголовком «Люди говорят о том, что они ежедневно делают и что они при этом чувствуют», вышел в свет в 1977 г.

Когда социолог хочет изучить повседневную деятельность индивида в социальной сфере, он использует дневники. Полевая работа и опрос не дают достаточно информации о повседневной жизни человека, особенно если она изучается в различное время дня или года. Для сбора материала используются и другие методы.

В социологическом исследовании широко используются магнитофоны и видео. Они используются при анализе беседы. В последнее время проводится много исследований с использованием анализа беседы. Они позволяют проникнуть в природу человеческого общения и взаимодействия. Примером такого исследования является исследование В. Сандерса: анализ полицейского допроса.

Анализ диалога может проводиться лишь в малых группах и часто целью его является изучение тривиальных аспектов повседневной жизни. Однако значение этого метода гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд, т. к. диалог и беседа являются универсальными чертами социальной деятельности человека как в плане обмена информацией, так и в плане взаимодействия (общения).

Социологические исследования редко бывают интересны только для самого социолога. Их итоги публикуются и обсуждаются в обществе. Этим самым социология не только изучает общество, но и «продлевает его жизнь».

Четыре основных метода, используемых в социологических исследованиях

Метод исследования

Преимущества

Недостатки

Полевая работа или наблюдение

1. Обычно дает богатую по содержанию информацию.

2. Обеспечивает гибкость в проведении исследования

1. Применяется при изучении относительно

малых групп или сообществ.

2. Полученные данные могут быть применены только в этой группе или сообществе, а не для обобщений

Анкетный опрос

1. Можно проводить исследование на достаточно большом массиве.

2. Позволяет сделать сравнительный анализ между ответами респондентов

1. Собранный материал может быть поверхностным.

2. Если анкета стандартная, то она не дает разные мнения респондентов

Документальные источники

1. Обеспечивает глубину изучаемого материала; изучается большое число документов.

2. Особо ценен, если исследования проводятся по различным историческим вопросам

1. Исследователь зависит от имеющихся источников.

2. Источники бывает трудно интерпретировать

Эксперимент

1. Исследователь может контролировать влияние специальных переменных.

2. Эксперимент лучше провести как повторное исследование

1. Многие аспекты социальной жизни не поддаются эксперименту.

2. На результат может влиять экспериментальная ситуация

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определённой последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты. Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса; 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную... 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора…

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий...

Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – всё это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса… Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с её точностью.

(Ю. Волков и др.)

21. Почему, по мнению авторов, составление анкеты - сложное дело? Каким требованиям, по их мнению, должны соответствовать вопросы анкеты? Какие категории респондентов, согласно авторам, выделяются при построении расслоенной выборки?

23. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры использования результатов социологических опросов

1) в политике, 2) в бизнесе, 3) в образовательных организациях.

24. Успешное проведение социологических опросов возможно при наличии у социолога-исследователя определённых качеств. Укажите любые три необходимых качества и дайте краткие пояснения по каждому из них.

Социологическое исследование - это своеобразная система организационно-технических процедур, благодаря которым можно получить научные знания о социальных явлениях. Это система теоретических и эмпирических процедур, которые собраны в методы социологического исследования.

Виды исследований

Прежде чем приступить к рассмотрению основных методов социологического исследования, стоит изучить их разновидности. В делятся на три большие группы: по целям, по продолжительности и глубине анализа.

По целям социологические исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные определяют и изучают социальные тенденции и закономерности общественного развития. Результаты этих исследований помогают решать сложные проблемы. В свою очередь, прикладные изучают конкретные объекты и занимаются решением определенных проблем, что не носят глобального характера.

Все методы социологического исследования отличаются друг от друга своей продолжительностью. Так, существуют:

  • Долгосрочные исследования, которые длятся более 3 лет.
  • Среднесрочные сроком действия от полугода до 3 лет.
  • Краткосрочные длятся от 2 до 6 месяцев.
  • Экспресс-исследования проводятся очень быстро - от 1 недели до 2 месяцев максимум.

Также исследования отличаются своей глубиной, делясь при этом на поисковые, описательные и аналитические.

Поисковые исследования считаются самыми простыми, их применяют, когда предмет исследования еще не изучен. Они имеют упрощенный инструментарий и программу, чаще всего используются в предварительных этапах более масштабных исследований, чтобы поставить ориентиры, о чем и где именно собирать информацию.

Благодаря описательным исследованиям ученые получают целостное представление об изучаемых явлениях. Их проводят, основываясь на полной программе выбранного метода социологического исследования, используя детально разработанный инструментарий и большое количество людей для проведения опросов.

Аналитические исследования описывают социальные явления и причины их возникновения.

О методологии и методах

В справочниках часто встречается такое понятие, как методология и методы социологического исследования. Для тех, кто далек от науки, стоит объяснить одну принципиальную разницу между ними. Методами называют способы использования организационно-технических процедур, предназначенных для сбора социологической информации. Методология - это совокупность всех возможных методов исследований. Таким образом, методология и методы социологического исследования можно считать смежными понятиями, но никак не идентичными.

Все методы, которые известны в социологии, можно разделить на две большие группы: методы, которые предназначены для сбора дынных, и те, что отвечают за их обработку.

В свою очередь, методы социологических исследований, отвечающие за сбор данных, делятся на количественные и качественные. Качественные методы помогают ученому понять суть произошедшего явления, а количественные показывают, насколько массово оно распространилось.

К семейству количественных методов социологического исследования относят:

  • Соцопрос.
  • Контент-анализ документов.
  • Интервью.
  • Наблюдение.
  • Эксперимент.

Качественные методы социологического исследования - это фокус-группы, кейс-стади. Также сюда можно отнести неструктурированные интервью и этнографические исследования.

Что касается методов анализа социологических исследований, то к ним относятся всевозможные статистические методы, такие как ранжирование или шкалирование. Чтобы иметь возможность применять статистику, социологи используют специальное программное обеспечение, например ОСА или SPSS.

Соцопрос

Первым и основным методом социологического исследования считается социальный опрос. Опрос - это метод сбора информации об исследуемом объекте во время проведения анкетирования или интервью.

С помощью соцопроса можно получить информацию, которую не всегда отображают в документальных источниках или невозможно заметить во время эксперимента. К проведению опроса прибегают в том случае, когда нужным и единственным источником информации является человек. Вербальная информация, полученная благодаря этому методу, считается более надежной, чем любая другая. Ее легче анализировать и превращать в количественные показатели.

Еще одно достоинство этого метода состоит в том, что он универсален. Во время опроса интервьюер регистрирует мотивы и результаты деятельности индивида. Это позволяет получить ту информацию, которую не способен дать ни один из методов социологических исследований. В социологии большое значение имеет такое понятие, как надежность информации - это когда респондент дает одни и те же ответы на одинаковые вопросы. Однако при разных обстоятельствах человек может отвечать по-разному, поэтому большое значение имеет то, как интервьюер умеет учитывать все условия и влиять на них. Необходимо поддерживать в стабильном состоянии как можно больше факторов, влияющих на надежность.

Каждый начинается фазой адаптации, когда респондент получает определенную мотивацию к ответам. Эта фаза состоит из приветствия и нескольких первых вопросов. Предварительно респонденту объясняют содержание опросника, его цель и правила заполнения. Второй этап - достижение поставленной цели, то есть сбор основной информации. В процессе опроса, особенно если анкета очень длинная, интерес респондента к поставленному заданию может угаснуть. Поэтому в опроснике часто используют вопросы, содержание которых интересно для испытуемого, но может быть абсолютно бесполезным для исследования.

Последний этап соцопроса - завершение работы. В конце анкеты обычно пишут легкие вопросы, чаще всего эту роль играет демографическая карта. Такой способ помогает снять напряжение, и респондент более лояльно отнесется к интервьюеру. Ведь, как показывает практика, если не учитывать состояние испытуемого, то основная часть респондентов отказывается отвечать на вопросы уже на половине опросника.

Контент-анализ документов

Также к социологическим методам исследования относится анализ документов. По популярности эта техника уступает разве что соцопросам, но в отдельных направлениях исследования именно контент-анализ считается основным.

Контент-анализ документов широко распространен в социологии политики, права, гражданских движений и т.д. Очень часто, исследуя документы, ученые выводят новые гипотезы, которые позже проверяют методом опроса.

Документ - это средство, позволяющее заверить информацию относительно фактов, событий или явлений объективной реальности. При использовании документов стоит учитывать опыт и традиции конкретной области, а также сродных гуманитарных наук. Во время анализа стоит критически относиться к информации, это поможет правильно оценить ее объективность.

Документы классифицируют по разным признакам. В зависимости от способов фиксации информации их делят на письменные, фонетические, иконографические. Если брать во внимание авторство, то документы бывают официальными и личного происхождения. Также на создание документов влияют мотивы. Так, выделяют спровоцированные и неспровоцированные материалы.

Контент-анализ - это точное исследование содержания текстового массива с целью определения или измерения социальных тенденций, описанных в этих массивах. Это специфический метод научно-познавательной деятельности и социологического исследования. Его лучше всего использовать при наличии большого объема несистематизированного материала; если текст невозможно исследовать без суммарных оценок или когда нужен высокий уровень точности.

Например, литературоведы очень долго пытались установить, какой из финалов «Русалки» принадлежит Пушкину. При помощи контент-анализа и специальных вычислительных программ удалось установить, что только один из них принадлежит автору. Этот вывод ученые сделали, основывая свое мнение на том, что у каждого писателя есть свой стиль. Так называемый частотный словарь, то есть специфическое повторение различных слов. Составив словарь писателя и сравнив его с частотным словарем всех возможных вариантов окончания, выяснили, что именно первоначальный вариант «Русалки» является идентичным частотному словарю Пушкина.

Главное в контент-анализе - правильно определить семантические единицы. Ими могут выступать слова, словосочетания и предложения. Анализируя таким образом документы, социолог может легко понять основные тенденции, изменения и спрогнозировать дальнейшее развитие в определенном социальном сегменте.

Интервью

Еще одним методом социологического исследования является интервью. Под ним подразумевается личное общение социолога и респондента. Интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы. Интервью может быть прямым, то есть лицом к лицу, или опосредованным, например по телефону, почте, в режиме онлайн и т.д.

По степени свободы интервью бывают:

  • Формализованными. В этом случае социолог всегда четко следует программе исследования. В методах социологических исследований этот способ часто используют при опосредованных опросах.
  • Полуформализованными. Здесь порядок вопросов и их формулировка могут меняться в зависимости от того, как проходит беседа.
  • Неформализованными. Интервью можно проводить без опросников, в зависимости от хода разговора социолог сам выбирает вопросы. Этот метод используют при пилотажном или экспертном интервью, когда не нужно сравнивать результаты проведенной работы.

В зависимости от того, кто является носителем информации, опросы бывают:

  • Массовыми. Здесь основными источниками информации выступают представители различных социальных групп.
  • Специализированными. Когда опрашиваются только лица, сведущие в том или ином опросе, что позволяет получить вполне авторитетные ответы. Этот опрос очень часто носит название экспертного интервью.

Если говорить кратко, метод социологического исследования (в конкретном случае - интервью) - это очень гибкий инструмент сбора первичной информации. Интервью незаменимы, если нужно изучить явления, которые невозможно наблюдать со стороны.

Наблюдение в социологии

Это метод целенаправленного фиксирования информации об объекте восприятия. В социологии различают научное и обыденное наблюдение. Характерные черты научного исследования - целеустремленность и планомерность. Научное наблюдение подчинено определенным целям и проводится по заранее подготовленному плану. Исследователь регистрирует результаты наблюдения и контролирует их устойчивость. Существует три основных особенности наблюдения:

  1. Метод социологического исследования предполагает, что познание социальной действительности тесно связано с личностными предпочтениями ученого и его ценностными ориентациями.
  2. Социолог эмоционально воспринимает объект наблюдения.
  3. Сложно повторить наблюдение, так как объекты всегда подвержены воздействию различных факторов, которые их меняют.

Таким образом, при наблюдении социолог сталкивается с рядом трудностей субъективного характера, поскольку истолковывает увиденное через призму своих суждений. Что касается объективных проблем, то здесь можно сказать следующее: не все социальные факты можно наблюдать, все наблюдаемые процессы ограниченны во времени. Поэтому этот метод используют как дополнительный для сбора социологической информации. Наблюдение используют, если нужно углубить свои знания или когда другими методами невозможно получить необходимую информацию.

Программа наблюдения состоит из таких этапов:

  1. Определение цели и задач.
  2. Выбор вида наблюдения, который максимально точно отвечает поставленным задачам.
  3. Выявление объекта и предмета.
  4. Выбор способа фиксации данных.
  5. Интерпретация полученной информации.

Виды наблюдения

Каждый конкретный метод социологического наблюдения классифицируется по различным признакам. Метод наблюдения не является исключением. По степени формализации его делят на структуализированные и не структуализированные. То есть те, которые проводятся по заранее продуманному плану и спонтанно, когда известен только объект наблюдения.

По положению наблюдателя подобного рода эксперименты бывают включенными и не включенными. В первом случае социолог принимает непосредственное участие в изучаемом объекте. Например, контактирует с субъектом или участвует с исследуемыми субъектами в одной деятельности. При не включенном наблюдении ученый просто смотрит за тем, как развиваются события, и фиксирует их. По месту проведения и условиям наблюдения бывают полевыми и лабораторными. Для лабораторных специально подбирают кандидатов и разыгрывают какую-то ситуацию, а в полевых условиях социолог просто следит, как поступают индивиды в естественной для них среде. Также наблюдения бывают систематическими, когда проводятся неоднократно с целью измерения динамики изменений, и случайными (то есть одноразовыми).

Эксперимент

Для методов социологического исследования сбор первичной информации играет первостепенную роль. Но не всегда можно наблюдать определенное явление или найти респондентов, побывавших в конкретных социальных условиях. Поэтому социологи начинают проводить эксперименты. Этот специфический метод базируется на том, что исследователь и испытуемый взаимодействуют в искусственно созданной обстановке.

Эксперимент применяют, когда нужно проверить гипотезы относительно причин возникновения определенных социальных явлений. Исследователи сравнивают два явления, где в одном присутствует гипотетическая причина возникновения изменения, а во втором - отсутствует. Если под влиянием определенных факторов субъект исследования поступает так, как было ранее спрогнозировано, то гипотеза считается доказанной.

Эксперименты бывают исследовательскими и подтверждающими. Исследовательские помогают определить причину возникновения тех или иных явлений, а подтверждающие устанавливают, насколько эти причины истинные.

Прежде чем проводить эксперимент, социолог должен располагать всей необходимой информацией о проблеме исследования. Сначала нужно сформулировать проблему и определить ключевые понятия. Дальше обозначить переменные, в частности внешние, что могут существенно повлиять на ход эксперимента. Особое внимание нужно уделить отбору испытуемых. То есть учитывать характеристики генеральной совокупности, моделируя ее в уменьшенном формате. Экспериментальные и контрольные подгруппы должны быть эквивалентными.

В ходе проведения эксперимента исследователь оказывает непосредственное влияние на экспериментальную подгруппу, в то время как на контрольную не оказывается какое-либо воздействие. Полученные различия и являются независимыми переменными, из которых впоследствии выводятся новые гипотезы.

Фокус-группа

Среди качественных методов социологического исследования фокус-группы уже давно стоят на первом месте. Этот способ получения информации помогает получить достоверные данные, не требуя при этом длительной подготовки и существенных временных затрат.

Чтобы провести исследование, необходимо отобрать от 8 до 12 человек, что ранее не были знакомы друг с другом, и назначить модератора, того, кто будет вести диалог с присутствующими. Все участники исследования должны быть хорошо знакомы с проблемой изучения.

Фокус-группа представляет собой обсуждение конкретной социальной проблемы, товара, явления и т.д. Основная задача модератора - не дать беседе сойти на нет. Он должен стимулировать участников к высказыванию своего мнения. Для этого он задает наводящие вопросы, приводит цитаты или показывает видеоролики, прося их прокомментировать. При этом каждый из участников должен высказать свое мнение, не повторяя уже прозвучавшие реплики.

Вся процедура длится примерно 1-2 часа, фиксируется на видео, и уже после того, как участники уйдут, полученный материал пересматривают, собирают данные и интерпретируют их.

Кейс-стади

Метод №2 социологического исследования в современной науке - это кейсы, или частные случаи. Он возник в Чикагской школе в начале ХХ века. В дословном переводе с английского case study значит "анализ случая". Это разновидность исследования, где объектом выступает конкретное явление, случай или историческая личность. Исследователи уделяют им пристальное внимание, чтобы иметь возможность в будущем прогнозировать процессы, которые могут протекать в обществе.

В этом методе выделяют три основных подхода:

  1. Номотетический. Единичное явление сводится к общему, исследователь сравнивает случившееся с нормой и заключает, насколько вероятно массовое распространение этого явления.
  2. Идеографический. Единичное считается уникальным, так называемым исключением из правил, которое не может повториться ни в одной социальной среде.
  3. Интегрированный. Суть этого метода состоит в том, что во время анализа явление рассматривают как уникальное и как общее, это помогает найти черты закономерности.

Этнографические исследования

Немалую роль в изучении общества играют этнографические исследования. Основной принцип - естественность сбора данных. Суть метода простая: чем ближе к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем реальнее результаты получатся после сбора материалов.

Задача исследователей, которые работают с этнографическими данными, - детально описать поведение индивидов в определенных условиях и придать им смысловую нагрузку.

Этнографический метод представлен неким рефлексирующим подходом, в центре которого находится сам исследователь. Он изучает материалы, которые являются неформальными и контекстуальными. Это могут быть дневники, заметки, рассказы, газетные вырезки и т.д. На их основе социолог должен создать детальное описание жизненного мира изучаемой общественности. Такой способ социологических исследований позволяет получить из теоретических данных, ранее не принятых во внимание, новые идеи для исследований.

От проблемы изучения зависит, какой метод социологического исследования выберет ученый, но, если такого не найдется, можно создать новый. Социология - это молодая наука, что все еще продолжает развиваться. С каждым годом появляются все новые и новые методы изучения общества, которые позволяют прогнозировать его дальнейшее развитие и, как результат, предотвращать неизбежное.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: