Про заболевания ЖКТ

Башня Сююмбике расположена на территории комплекса Казанского Кремля и является одной из главных достопримечательностей Казани. Ее популярность объясняется интересной историей и легендами, а также и тем, что она является падающей. Интересные факты про историю создания башни Сююмбике в Казани.

Башня Сююмбике (Казань): история создания

Историки до настоящего времени спорят о времени ее возведения и речь идет не о точной дате, а об исторической эпохе. По одной из версий была построена в период расцвета Казанского ханства, к XII — XV векам, когда она была дозорной и называлась Казанским минаретом.

Если следовать этой версии, то она является единственным сохранившимся памятником татарской архитектуры тех времен в Казани.

Также есть мнение, что ее построили после взятия Казани Иваном Грозным, отдавшим приказ возвести сооружение за семь дней. Именно из-за спешки фундамент был выполнен неглубокий, чем объясняется и продолжающийся наклон.
Результаты последних раскопок показывают, что строительство проводилось в XVII веке. В тоже время некоторые факты свидетельствуют о ее возведении в XI – XV веках. Поэтому часть ученых выдвинула предположение, что на этом месте первоначально была построена деревянная башня, а позже ее перестроили в каменную. В том месте, где старый фундамент отсутствует, происходит наклон строения.

Большинство историков все же придерживается мнения, что башня Сююмбике была построена в XVII веке.

Башня Сююмбике: архитектура

Высота сооружения составляет 58 метров, а наклон — почти два метра. И хотя она наклонилась меньше, чем знаменитая Пизанская башня, по высоте она больше ее на два метра. В отличие от нее фундамент Сююмбике не укреплялся до тех пор, пока отклонение от вертикали не составило 1,5 метра.

Башня Сююмбике (Казань) имеет семь ярусов:

  • Первый является самым широким, это проездной ярус с аркой посередине.
  • Второй ярус имеет, как и первый, четырехугольную форму, но меньше по высоте и ширине.
  • Третий ярус построен аналогично второму, но имеет небольшие окна.
  • Четвертый и пятый ярусы – восьмиугольные.
  • Шестой и седьмой ярусы являются дозорной вышкой.

На вершине сооружения установлен шпиль зеленого цвета с полумесяцем.

Башня Сююмбике: легенда

Имя Сююмбике составное — Сююм по старотатарски означает любимая, а бике — владычица. Имя Сююмбике переводится «любимая царица» казанского народа в 16 веке. Действительно, Сююмбике была красавицей и благородной образованной женщиной, вдовой хана, погубленного в борьбе за престол.

Существует несколько легенд о названии:
Самая популярная легенда «башня Сююмбике» гласит о том, что царь Иван Грозный после взятия Казани хотел, чтобы царица Сююмбике вышла за него замуж. В случае ее отказа, царь мог наказать весь татарский народ. Чтобы спасти свой народ от бед, царица приняла предложение Ивана Грозного, но выдвинула условие, что за семь дней будет построена семиярусная башня. Когда ее желание было выполнено, она поднялась наверх и бросилась на землю. С тех пор башню называют ее именем.

13.09.2016 в 17:42, просмотров: 10721

В 2016 году празднуется 500-летие со дня рождения девушки, ставшей олицетворением духовности, чистоты и веры татарского народа

Фото с выставки «Художники Татарстана: образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения».

Ее имя и прекрасный образ целых пять веков вдохновляет художников и поэтов. А народная любовь окружила прекрасную царицу большим количеством легенд, иные из которых близки к историческим фактам, другие больше похожи на красивую сказку. Сююмбике - так зовут эту загадку, символ и реально жившую женщину, которая познала и великое счастье, и тяжкое горе.

Что вымысел в ее истории, а что правда, «МК-Поволжье» помогал разбираться главный научный сотрудник - советник директора ГМИИ РТ по национальному искусству Рамиль Сарчин.

«Вечная любовь, верны мы были ей...»

Как все было на самом деле, никто сегодня не скажет. Однако у каждого народа есть такая легендарная фигура, которая необходима для самоопределения, национальной самоидентификации. Для татарского народа одной из таких фигур стала Сююмбике, первая и единственная женщина-правитель Казанского ханства, - говорит Рамиль Сарчин.

Рамиль Сарчин. Фото Анны Тарлецкой

Известно, что родилась Сююмбике около 1520-х годов, она была дочерью ногайского хана Юсуфа и прапраправнучкой основателя династии Ногайской Орды Едигея. В Казань из родной Ногайской степи ее привезли в возрасте примерно 12 лет, чтобы выдать замуж за правителя ханства Джан-Али, только что достигшего совершеннолетия. Возможно, по юности супругов, а может быть, по каким-то другим причинам брак не сложился. Хан пренебрегал юной женой, детей у них не было. Хотя легенды утверждают, что царица была так прекрасна, что когда ночью она выходила на балкон, луна скрывала свой лик, ослепленная ее красотой.

Так или иначе, вскоре юная царица овдовела. Причиной тому, по свидетельствам историков, стал дворцовый переворот, который затеяла царица Ковгоршад. При малолетнем Джан-Али она была регентшей, но и после вступления его на престол сохраняла свое влияние. 25 сентября 1535 года он был убит при невыясненных обстоятельствах, и на трон вступил Сафа-Гирей, сын крымского царевича Фетих Герая, в 13 лет уже всходивший на казанский престол, но после дворцовых интриг вынужденный бежать к хану Мамаю.

Сююмбике стала его пятой женой, но, несмотря на это, их брак был счастливым: «красносолнечная ханум была любимее первых жен». Сююмбике отвечала взаимностью своему супругу и спустя положенное время родила хану наследника - сына Утямыш-Гирея.

Фото с выставки «Художники Татарстана: образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения».

Счастье супругов длилось 14 лет. В 1549 году Сафа-Гирей умирает. Историки расходятся во мнении о причине его гибели в расцвете сил - ему было не больше сорока лет. Возможно, он славно сложил свою голову в одном из многочисленных сражений. Однако Николай Карамзин пишет, что он «пьяный убился во дворце», на что другие историки утверждают, что хан умер в бане, во время купания ударившись «во умывальный теремец главою своею».

Так Сююмбике стала вдовой во второй раз.

Звездный час «красносолнечной ханум»

Прекрасная Сююмбике горько оплакивала смерть любимого мужа. Однако при помощи воеводы крымских гвардейцев Сафы-Гирея Улан Кучака она стала регентшей при трехлетнем царевиче Утямыше. Фактически - правительницей. Наверное, именно в эти годы просвещенная царевна стала для татарского народа символом преданности, чистоты и веры, а летописцы ее назвали «крестьянской царицей». Дело в том, что она провела ряд реформ, освобождающих крестьян, мелких ремесленников и торговцев от высоких налогов. Кроме того, царица передала личную библиотеку медресе при мечети «Кул Шариф», пользоваться книгами из которой можно было и преподавателям, и ученикам. Также царица взяла на себя содержание мечети, при которой был погребен ее супруг.

Чуть более двух лет продолжалось правление народной любимицы - с весны 1549 до середины 1551 года. Далее судьба ее до конца не изучена, но существующие факты доказывают, что счастливая звезда ее закатилась. По мнению большинства ученых, дальнейшая судьба ее и Утямыша была крайне трагичной.

Рождение легенды

Один из мифов гласит, что осадивший Казань Иван Грозный хотел жениться на Сююмбике. Ей ничего не оставалось, как согласиться, но царица поставила условие: за семь дней царь должен построить для нее башню. Иван IV настолько горел желанием поскорее взять красавицу в жены, что, собрав строителей, поставил перед ними задачу - соорудить башню в назначенный срок. Так в каждый из семи дней появлялись в Казанском Кремле один за другим семь ярусов башни. Когда работа была закончена, Сююмбике поднялась на вершину, с именем любимого на устах бросилась вниз и разбилась об острые камни.

По другой легенде, более близкой к реальной истории, во время осады ее выдали местные правители. В Патриаршей летописи об этом говорится, что мурзы послали к воеводам «бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею»...

Плененной царице дали десять дней на сборы. Она смогла попрощаться с могилой Сафа-Гирея, со своим народом, после чего вместе с сыном и всей казанской казной отправлена в Москву в распоряжение Ивана Грозного. Известно, что увез ее по распоряжению царя князь Серебряный, так тонко и трагично описанный Алексеем Толстым.

Третий муж оказался домашним тираном

В Москве бывшую царицу Сююмбике спешно выдали замуж - за московского ставленника, касимовского хана Шаха Али. Единственного сына Утямыша забрали от матери, чтобы воспитать его в соответствии с требованиями московских правителей. Его крестили в Чудовом монастыре и дали новое имя - Александр Сафагиреевич, после чего он остался жить при царском дворе.

Сююмбике же последовала в город Касимов (Рязанская область) за новым мужем. Там она окончила свои дни в горькой печали и муках. Дело в том, что брак был более чем неудачным. Некоторые историки характеризуют Шаха Али как «урода-правителя и урода-человека». О ее страданиях можно судить по тому, что отец Сююмбике князь Юсуф пошел на отчаянный шаг и неоднократно писал письма Ивану Грозному с просьбами вмешаться в жизнь супругов. С гневом и обидой в этих посланиях говорится, что «Шах Али замучил ее до смерти».

Едва достигнув сорокалетия, Сююмбике скончалась. Детей в новом браке не было. Утямыш-Гирей пережил мать на девять лет и умер в 1566 году в двадцатилетнем возрасте. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Как, когда именно и где похоронена сама Сююмбике, неизвестно. Однако в последнее время историки склоняются к мысли, что могила ее находится в Касимове. При раскопках в мавзолее, который выстроил для себя Шах Али и там же был похоронен, найден безымянный могильный камень. Вполне возможно, что это и есть последнее пристанище прекрасной казанской царицы...

Птица по имени Сююмбике

Знаменитая башня Сююмбике, ставшая символом Казани, также окутана тайнами и легендами. По данным историков и археологов, дата ее постройки до сих пор не определена. Причем временной разрыв в догадках разделяется веками - от середины XVI до XVIII века.

Фото Анастасии Шагабутдиновой

Современная башня, скорее всего, построена на основании древней башни или мечети, где могли покоиться останки Сафа-Гирея, отсюда ее историческое название. Есть источники, которые утверждают, что строили ее архитекторы Барма и Постник (авторы собора Василия Блаженного в Москве) по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. Однако ее изображения нет на известных исторических зарисовках Казани саксонского ученого и путешественника Адамам Олеария, датированных 1638 годом. Также башня отсутствует и в работах голландского картографа Николааса Витсена 1692 года.

В любом случае сегодня Казань, башня и Сююмбике связаны в единое целое. И самое время рассказать об еще одной легенде. Царица, кинувшись с башни, не разбилась о камни. Любовь и вера ее были настолько сильны, что Аллах смилостивился и превратил ее в прекрасную птицу, которая облетела кремль и с печальным плачем улетела вдаль...

В феврале мы были в командировке в Рязанской области. Ночь застала нас на трассе у города Касимова, похожего на богатое село с большим количеством деревянных одно- и двухэтажных домов.

Татарская улица в Рязанской губернии. Эти дома представляли собой шедевры деревянного зодчества. Особенно хороши были белые наличники на окнах, воздушно-ажурные, со сказочными узорами. Второй приятной неожиданностью было то, что эта улица называлась Татарской. Кругом чистота и порядок! Нам показалось, что мы попали в уникальные татарские деревни Балтасинского, Арского или Сабинского районов. Но чем ближе подъезжали к центру Касимова, тем больше преображался город. Старинные каменные жилые и исторические постройки, мечети и православные храмы...

Чувствовалось, что местные власти сумели максимально сохранить старые и исторические постройки. (В Казани бы так заботились об исторических памятниках, вздохнули мы.) Мы словно вернулись на несколько веков назад. В историю, тесно связанную с Казанью. И несмотря на усталость от дороги, поспешили в местный музей этнографии касимовских татар, расположенный в бывшей ханской мечети.

Историческая справка . После завоевания в 1552 году Казани Иваном Грозным последнюю правительницу Казанского ханства царицу Сююмбике сослали в город Касимов, где она скончалась через несколько лет.

Экскурс в века. Перед нами предстал великолепный вид на башню-минарет из отесанных белых камней, почти как в нашем Болгаре. Нас радушно встретила и с большим интересом рассказала о городе завмузеем этнографии Татьяна Пронина.

По ее словам, Касимов - один из древних российских городов. Основан в 1152 году князем суздальским Юрием Долгоруким как опорный пункт для защиты юго-восточных границ своего княжества. Свое название город получил по имени живущего здесь финно-угорского племени мещера - Городец-Мещерский. В конце 14-го века город был уничтожен монголо-татарами и восстановлен выше по течению реки Оки. Там, где он сейчас находится. В середине 15-го века великий князь московский Василий пожаловал город казанскому царевичу Касиму, сыну хана Улуг-Мухаммада. Так образовалось удельное Касимовское ханство. Оно находилось в прямой зависимости от великого князя и простиралось на 200 верст вокруг Городца-Мещерского.

После смерти Касима его сын Данияр назвал город в честь своего отца - Городом Касима (впоследствии просто Касимов). Касимовское ханство почти не отличалось от других татарских ханств. Во главе его находился хан (царь) или султан (царевич). Но им мог быть только мусульманин. Татарская знать (беки, мурзы) составляла окружение правителя. Хан имел войско, в основном из татар. Религией татарского населения Касимовского ханства был ислам. Глава мусульманского духовенства избирался из числа сеитов, считавшихся потомками пророка Мухаммада. В подчинении у сеита находился полк служилых татар. В городе уделом касимовских царей был Старый Посад и Татарская слобода. Последняя представляла собой деревянную крепость с каменным двором правителя, мечетью, минаретом, дворами придворных, ремесленников, служивых мурз.

Параллельно здесь существовал и русский городок, управлявшийся воеводой. 229 лет просуществовало Касимовское ханство. За эти годы на его троне побывало 14 правителей. Некоторые из них оставили заметный след в истории Российского государства. Например, с именем Шах-Али-хана (1505 - 1567 гг.), происходившего из рода сарайского хана Тимур-Кутлуга, связано падение Казани. Он участвовал в походе Ивана Грозного на Казань. В то время жители Казани предложили политический компромисс. В качестве правителя, ставленника Москвы, они согласились принять касимовского хана Шах-Али. Но с условием, что тот женится на их царице Сююмбике. Но это не входило в планы самой царицы, стремившейся сохранить казанский престол для своего маленького сына Утямыш-Гирея.

История непокорной царицы . Экскурсовод напомнила нам историю царицы. В 1535 году Сююмбике, дочь ногайского мурзы Юсуфа, стала в Казани женой младшего брата Шах-Али Джан-Али, который по соглашению с горожанами правил в их городе.

Вообще-то казанскую царицу звали Сююн, а Сююмбике - «любимой госпожой» - ее прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть во все тяготы жизни. И по возможности ослабить их, - рассказывала Татьяна Алексеевна. - Сююн выросла в ногайской степи на просторе и воле. Но в те годы у казанских ханов появилась мода искать жен в степях у знатных мурз и беков. Так она попала в Казань и стала женой местного хана. Однако вскоре вельможи убили ее мужа Джан-Али ночью в его спальне. А казанский престол занял крымский хан Сафа-Гирей.

Как предполагают историки, все это произошло не без ведома и участия царицы. Ведь затем она стала любимой супругой Сафа-Гирея и родила ему долгожданного наследника. А после смерти хана оказалась полновластной правительницей Казани. Однако правила Сююмбике недолго, всего два года. При своем трехлетнем сыне Утямыше была регентшей. Успела провести некоторые реформы, например освободила крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов.

По преданию, Сююмбике пыталась избавиться от нежеланного жениха Шах-Али. Во время приготовления к свадебным торжествам она согласно обычаю отправила жениху подарки: приготовленное самой кушанье и расшитую шелками одежду. Но Шах-Али был осторожен. Угощение царицы сначала предложил собаке, а роскошную одежду велел надеть на приговоренного к смерти раба. Собака и раб тут же погибли в страшных мучениях на глазах господина: и еда, и одежда оказались пропитанными сильнодействующим ядом. После этого по требованию Москвы казанцы против ее воли выдали строптивую царицу русским воеводам. «И хотела царица убить себя, но не смогла, ибо крепко берег ее блюститель».

После того как Иван Грозный в 1552 году взял Казань, решилась и судьба Сююмбике (ни с какой башни она не прыгала!). В это время она жила при царском дворце в Москве. Упорно отказывалась принять христианство и надеялась на помощь своего отца Юсуфа, который вел с царем переговоры, прося вернуть ему дочь. Однако Иван Грозный приказал Шах-Али взять в жены непокорную царицу. Тот и увез ее в город Касимов, хотя «не любил ее, несмотря на ее красоту, и жила она у него запертая, в отдельной и несветлой комнате, словно в темнице, и не сходился он с нею спать…» Ее малолетнего сына царь оставил при дворе, дав ему имя Александр. Велел обучить русскому языку и русским обычаям. Но в 17 лет росший сиротой царевич умер.

Тайна могильной плиты.

Посмотрите в окно, - попросила Татьяна Алексеевна, указав на гробницу Шах-Али, которая располагалась к юго-западу от мечети, где мы находились.

Вдали среди деревьев, запорошенное снегом, виднелось небольшое по нынешним временам строение-гробница (текие). Гробница представляла собой каменное строение в форме небольшого прямоугольника. Над дверью, которая ведет в усыпальницу, вмазана каменная доска с надписью на арабском языке. Исследователь Вельяминов-Зернов, изучавший в 19-м веке надписи на остатках надгробий мавзолея, установил, что в нем захоронены сам Шах-Али, его любимая жена Булак-Шад и шесть родственников. Девятая же могильная плита оказалась безымянной… Может, она случайно попала в мавзолей?

Экскурсовод несколько минут молчала. А потом загадочно продолжила в напряженной тишине:

Существует предание, будто хан, похоронив не выдержавшую домашнего заточения Сююмбике, не велел писать на надгробии ее имени, чтобы оно окончательно стерлось из памяти потомков...

Кстати . Насчет того, где и когда умерла Сююмбике, существуют разные версии. Профессор Урманчеев систематизировал их и пришел к выводу, что наиболее вероятной датой смерти царицы был 1557 год. Пленнице тогда было 38 лет. И возможно, она действительно захоронена в мавзолее Шах-Али в Касимове под безымянным камнем.

С волнением слушавшие рассказ нашего гида, мы переглянулись. Значит, это место захоронения нашей легендарной царицы? И хотя на той плите нет ее имени, казанцы и жители республики помнят и будут помнить свою Сююмбике. Вот что главное!..

Древний город Касимов мы покидали с грустью и надеждой побывать здесь еще раз. В снежной мгле скрылось место последнего пристанища легендарной казанской царицы.

Впереди нас ждала нелегкая дорога домой и к башне нашей непокорной Сююмбике.

Только факты . Население Касимова - 33494 человека. Около тысячи из них татары. Язык касимовских татар на слух отличается от говора казанских - он испытал определенное влияние западного (мишарского) диалекта. В Касимове несколько предприятий: Приокский завод цветных металлов, который в год перерабатывает до 30 т золота и 117 т серебра, швейная фабрика, лесокомбинат, кирпичный завод, завод холодильников, механический завод. В городе развит туризм, в основном за счет автобусных маршрутов из Москвы, до которой 262 км. В городе есть что посмотреть - соборы, церкви, мечети, музеи и новый музей «Русский самовар», где собрано более 400 редких экспонатов.

Раис Миннуллин

Задать вопрос Пенсионному фонду РТ

Задайте любой вопрос специалисту Пенсионного фонда РТ, укажите свой обратный адрес и получите развернутый ответ на свой email.

Сююмбике (родилась около 1516 г.) была правительницей Казанского ханства в 1549-51 гг. при малолетнем сыне Утямыш-Гирее. Дочь хана Юсуфа. Жена казанских ханов Джан-Али (1533-35 гг.), Сафа-Гирея и Шах-Али (с 1553 г.). В 1551 г. Отправлена вместе с сыном в Москву.

Существует несколько версий в написании имени легендарной ханым: Сююмбике, Сююмбика, Сююмбеки, Сююнбека. Будем приерживаться имени, под которым она значится в Татарском энциклопедическом словаре - Сююмбике.

На самом деле, казанскую царицу звали Сююн, а «Сююмбике» - «любимой госпожой» - её прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть в его тяготы и, по возможности, ослабить их. Сююн была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа и выросла в степи. В те годы у казанских ханов появилась мода - искать жён в ногайских юртах.

Вся степь от Кубани до Казахстана была заселена родственниками: знатные вельможи заключали между собой династические браки. Молодые девушки с большой неохотой покидали родные степи. Жизнь в каменных ханских палатах казалась им скучной, к тому же она была полна придворных интриг. Не все справлялись с такими психологическими нагрузками. Но Сююн с детства росла смышленым ребёнком, со своенравным «мужским» характером.

Ханы на казанском престоле долго не задерживались, своей смертью практически никто не умирал: каждый из них, рано или поздно, становился жертвой политических интриг. Во второй трети XVI века и позднее за власть в Казанском ханстве боролись две группировки - московская и крымская.

В 1549 г. Умер хан Сафа-Гирей. У него было три сына: старшие Мубарак и Булюк жили в Крыму, а трёхлетний Утямыш с матерью Сююн - в Казани. Ханская гвардия во главе с крымским полководцем Кучаком (Кощаком) поставили на Утямыша.

О Кучаке, кстати, сохранились весьма противоречивые сведения. «Муж зело величав и свиреп», по данным русской летописи, состоял якобы в «… любви блудной со царицею…». Исследователи предположение о том, что крымский улан был фаворитом Сююн, отметают вчистую. Это всё-таки не парижский двор, а казанский, где царили совсем иные нравы. К тому же известно, что царица безумно любила своего мужа Сафу-Гирея и после его смерти не переставала печалиться о нём

Но помочь Кучака она приняла. Так трёхлетний Утямыш стал ханом, а Сююн - регентшей при нём. Политика продолжалась такая же, как и при Сафе, - ориентация на Крым с опорой на иноземное войско. Однако регентша успела провести некоторые реформы, освободив крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов, за что народ её и прозвал «Сююмбике», а историки «крестьянской царицей».

Правила Сююмбике недолго. Политические ветры сменились, и верх стала одерживать московская партия. Кучак пытался бежать в Крым, но был пойман. Арестовали и царицу с малолетним сыном, отправив в «почётный плен» в Москву. Народная молва интерпретировала эти события по-своему. До сих пор живёт легенда о том, как после взятия Казани русскими войсками, чтобы не сдаваться завоевателям, она якобы бросилась с башни, которая сегодня носит её имя. На самом деле её увезли в Москву ещё в 1551 году, за несколько месяцев до падения столицы Казанского ханства, а башня появилась много позднее. 5 сентября царица Сююмбике была насильственно отдана в жёны касимовскому хану Шах-Али, ярому стороннику Москвы. Но легенда все равно живёт.

Источники говорят, что перед отправкой в Москву царице разрешили побывать на могиле второго мужа - Сафы-Гирея и попрощаться с народом. Какие слова говорила Сююн над надгробным камнем и какую речь держала перед казанцами, неизвестно. Однако существует фольклор, в котором представлены и «Плач Сююмбике», и её «Прощальное слово». Слушать их без внутреннего содрогания невозможно - с таким эмоциональным надрывом они звучат…

Как протекала жизнь пленницы в «почётной ссылке»? Понятно, что она не бедствовала, но морально была сильно подавлена. Сююн молила лишь об одном - отпустить её к отцу в ногайские степи, но получила отказ. Как ни сопротивлялась и ни отбивалась, её всё же сосватали за старого и безобразного касимовского хана Шаха-Али, который благодаря поддержке Москвы воцарился на казанском престоле. Сын царицы Утямыш был крещён и получил новое имя - Александр Сафакириевич, прожил он всего 20 лет.

Годы её жизни: около 1516 - после 1554 гг. Когда и где умерла Сююмбике? На этот счёт существуют разные версии. Профессор Урманчеев их систематизировал и пришёл к выводу, что наиболее вероятная дата её смерти - 1557 год. Пленнице тогда было 38 лет. В Касимове, в мавзолее Шаха-Али, обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена «крестьянская царица».

По данным краеведа Мидхата Ижбулатова, царица Сююмбике умерла в городе Касимове в возрасте 37 лет, в 1557 году. Он попытался найти сведения и о судьбе её сына - Утямыш - Гирея. В 1553 году, 8 января, состоялось насильственное крещение пятилетнего мальчика. Он получил воспитание при дворе Ивана Грозного. Звали его Александр - такое имя знатный пленник из Казани получил при крещении. Умер Александр Гиреевич Юсупов в 1556 году, в возрасте 19 лет, при загадочных обстоятельствах. Похоронен в Архангельском собор Московского Кремля вместе с русскими царями. Ведь он имел титул Великого русского князя и занимал второе место в иерархии аристократов после русского царя, так как принадлежал к ханскому роду.

500 лет назад в Ногайской Орде родилась девочка, которой предстояло стать царицей Казанского ханства. Точная дата ее рождения неизвестна, как и дата смерти. Ее судьба тесно связана с падением Казанского ханства, взятого войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года. Одна из самых популярных легенд гласит, что во владычицу был страстно влюблен сам Иван IV. Что в истории Сююмбике правда, а что - вымысел, рассказывает «АиФ-Казань».

Легенда о башне

Башня Сююмбике. Фото: АиФ/ Юлия Шигарева

Каждому, кто приезжает в Казань, показывают башню Сююмбике, которую с недавних пор венчает мусульманский полумесяц. И рассказывают красивую легенду о том, что влюбившийся в казанскую правительницу царь Иван Грозный взял город, а после задумал насильно взять ее в жены, но та поставила ему условие: мол, построй за семь дней высокую башню. «Легко!» - якобы ответил царь, и через неделю башня была готова, а казанская правительница под предлогом осмотреть строение забралась на самый верх и, дабы не доставаться нелюбимому, прыгнула вниз…

Сказка, конечно, красивая, но в реальности Сююмбике была вывезена на территорию Московского государства в качестве почетной заложницы за год до взятия Казани, на тот момент государю Ивану Васильевичу было чуть больше 20, в то время как регентше казанского престола - 35. По тем временам это была серьезная разница в возрасте, посему никаких пылких чувств у вчерашнего юноши к столь зрелой женщине возникнуть, скорее всего, не могло. Да и сама башня была построена предположительно конце XVI - начале XVII века, то есть спустя сто лет после покорения Казанского ханства, и на знаменитом рисунке Адама Олеария, посетившего Казань в 1638 году, она отсутствует. Историки до сих пор спорят, когда она была возведена и чем изначально служило это сооружение: ханской мечетью, минаретом или дозорной башней. Кстати, это - одна из немногих в мире «падающих» башен - отклонение от оси составляет 1,98 м.

Ее звали Сююмбике

Так представляет себе Сююмбике художник Ильдар Зарипов. Фото: ГМИИ РТ

На самом деле ханшу звали Сююн. «Бике» в переводе означает госпожа. Эту почетную добавку к имени к себе регентша заслужила благодаря тому, что никогда не забывала о простом народе, в частности о крестьянах, всегда пыталась вникнуть в их проблемы и существенно снизила, выражаясь современным языком, их «налоговое бремя». Вплоть до ХХ века ее называли по-разному: Сююмбика, Сумбеки, Сююнбека. Утвердившееся в ХХ веке написание - Сююмбике.

«Хороша лицом и умна»

Знаменитый «Казанский летописец» (историческая повесть, созданная, по разным данным, в 1564—1566 или между 1626 и 1640 годами и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году - прим.ред.) внешность регентши казанского престола описывает следующим образом: «…была та царица очень хороша лицом и умна, так что не было ей равной в Казани по красоте среди женщин и девиц, да и в Москве среди русских — дочерей и жен боярских и княжеских». Однако можно предположить, что красота Сююмбике имела несколько экзотический характер - даже для казанцев. Достаточно посмотреть архивные или современные фотографии ногайцев - потомков обитателей некогда грозной кочевой Ногайской Орды, праправнучкой основателя которой Едигея и дочкой могущественного бека Юсуфа и была Сююмбике. Не сохранилось точного описания роста и комплекции казанской царицы, но предположительно она была стройна и имела царственную осанку. А вот у ее кожи, как и у всех ногайцев, наверняка был более смуглый, чем у волжан, оттенок, а разрез глаз был более восточным, чем у уроженцев казанского края.

Трижды замужем

Сююмбике трижды была замужем и все три раза мужа ей выбирали. В первый раз она была выдана замуж за казанского хана Джана-Али в 12 лет. Это был династический брак, заключенный ради политического противовеса между Ногайской Ордой, Казанским и Крымским ханствами. Через два года Джана-Али убили, а девушку выдали замуж за хана Сафа-Гирея, который, как повествуют летописи, был ей любимым мужем. При этом она была ему пятой женой. Именно после смерти Сафа-Гирея Сююмбике и взошла на ханский престол, став регентшей при несовершеннолетнем сыне. Третий раз ее выдали замуж насильно уже после падения ханства - за каимовского хана Шаха-Али, (брата Джана-Али), чему, кстати, был не рад и сам супруг.

Безропотная жертва

Легенды зачастую представляют Сююмбике как «даму печального образа», стоически переносящую все удары и превратности судьбы. На самом деле, по дошедшим до нас данным, будущая правительница с детских лет обладала сильным характером и была своенравна. В частности, известен следующий случай: когда регентша получила известие о том, что в самом центре ее государства русские построили город-крепость Свияжск, то, по словам «Казанского летописца», «словно свирепая львица» начала призывать своих подданных на войну, пообещав заручиться помощью у своих родственников в Ногайской Орде, а также у Крымского и Астраханского ханств. Однако тогда подданные ее не послушали, решив, что на вооруженное сопротивление Москве у них просто не хватит сил, и впоследствии выдали Русскому государству правительницу. В плен попал и ее фаворит - крымский оглан Кощак. Некоторые источники заявляют о том, что он, некогда соратник ее второго мужа - хана Сафа-Гирея - состоял в романтических отношениях с правительницей, другие, что был ее единственным союзником.

Картина «Прощание с Сююмбике» (2001) Ф. Халикова. Фото: Государственный музей ИЗО РТ

Сохранилось предание: когда Сююмбике для заключения мира с Москвой решили выдать за русского ставленника, хана Шаха-Али, та отправила ему в подарок кушанье и рубашку. Однако, заподозрив подвох, хитрый хан прежде накормил этой едой свою собаку, а рубаху повелел надеть впавшему в немилость слуге, после чего и животное, и человек скончались.

Прежние же мужья Сююмбике, к слову, скончались при довольно странных обстоятельствах: первый нелюбимый муж Джан-Али был убит после низложения, причем, деталей гибели история не сохранила, а любимый - Сафа-Гирей - в расцвете лет: он якобы поскользнулся и ударился головой, когда мылся в бане.

Портрет с сыном

Всем интересующимся судьбой Сююмбике известен ее старинный портрет, на котором она якобы изображена вместе с сыном - Утямыш-Гиреем. Иногда к названию работы приписывают: «в русской тюрьме», хотя, как известно, ни в какой тюрьме не саму плененную регентшу, ни ее отпрыска никогда не держали.

Эту живописную композицию мы знаем благодаря кисти художника Дементьева, который вроде бы переписал работу с более раннего, чуть ли не прижизненного оригинала. Однако некоторые историки серьезно сомневаются, что на портрете рядом с казанской правительницей изображен именно ее сын. И для этого есть серьезные основания - на ребенке женская одежда, женские же украшения. Существуют предположения, что на полотне изображена дочка первого мужа Сююмбике - хана Джана-Али, которую та воспитывала после гибели отца.

Известно, что с этим ханом у легендарной правительницы любви не было, равно как и детей.

Единственная женщина на ханском престоле

Довольно часто в заслугу Сююмбике ставят то, что она была единственной женщиной средневекового мусульманского мира, в руках которой была сосредоточена высшая государственная власть. Что серьезно отличает Казанское ханство и в целом казанских татар от других восточных народов, где подобное было просто невозможно. На самом же деле, об относительно либеральных нравах Казани в гендерных вопросах может свидетельствовать то, что Сююмбике была как раз не единственной женщиной, занимавшей ханский престол. И если наша героиня находилась у власти в качестве регентши около трех лет (с 1549 по 1551 годы), то практически столько же правила регентша ее первого мужа Джана-Али (тот вступил на казанский престол подростком) - ханбике Ковгоршад, дочь хана Ибрагима и не менее известной ханши Нур-Солтан.

Замучена тираном-мужем

Портрет Сююмбике работы скульптора Баки Урманче. Фото: ГМИИ ИЗО РТ

Рассказывая о печальной судьбе казанской правительницы, нередко говорят и о том, что замужем за нелюбимым Шахом-Али ей было крайне нелегко, и что третий супруг чуть ли не вверг ее в ад домашнего насилия. Интересно, что аналогичные слухи распускались и при жизни Сююмбике, когда ее отцу, ногайскому беку Юсуфу, сообщили о том, что новый муж отрезал его дочери нос и уши. Возмущенный бек написал соответствующего содержания письмо Ивану Грозному, а тот - Шах-Али. В итоге из Ногайской орды в русские земли прибыла целая делегация, чтобы узнать о состоянии Сююмбике, и послы лично убедились, что женщина жива и здорова.

Конечно, лишенная власти и поселенная в глуши, казанская царица просила отца забрать ее к себе, об этом просили Ивана Грозного и ее братья, но царь был непреклонен. В письме одному из братьев он так обосновывал свое решение: «И тебе самому ведомо, дочь его Сююнбек сколько нам в Казани грубости учинила, и как нам ее Бог в руки дал, и мы лихое позабыли отца для вашего дружбы, и вас для».

При этом союзник Москвы касимовский хан Шах-Али, как уже говорилось выше, был и сам не рад браку с низложенной регентшей, согласившись на него исключительно под давлением Москвы. Русское же государство пошло на подобные меры для того, чтобы держать под контролем властные амбиции казанской царицы, тем более что в Первопрестольной уже порядком устали от того, что политика в Казани на протяжении десятилетий строилась по следующему алгоритму: заключался мир с Москвой, в результате переворота к власти приходила прокрымская партия, устраивалось избиение русских купцов и послов, а далее - поход на русские земли за добычей и невольниками.

Как только Сююмбике привезли к новоиспеченному мужу, тот сразу же велел отослать ее подальше. Согласно гипотезе краеведа Анатолия Шекина, последние годы казанской владычицы прошли в местечке в окрестностях современного поселка Виля (Нижегородская область), где ханша жила под опекой своего «личного телохранителя» Чурай-Батыра. Впоследствии на этом месте появилась деревушка Чураевка, ныне не существующая. Характерно, что в мавзолее Шаха-Али места для праха жены не нашлось. Но ученые обнаружили в нём неизвестный надгробный камень, так что историки не исключают, что Сююмбике всё же похоронена там.

Конечно, последние годы Сююмбике нельзя назвать счастливыми. Царственная особа жила в откровенной глуши, вдали как от своей второй родины - Казани, где она взошла на вершину политического олимпа, так и исторической - степей Ногайской Орды. Помимо власти ее лишили и единственного сына, которого отобрали, чтобы воспитывать при царском дворе в Москве. Мальчик был крещен под именем Александр и прожил всего двадцать лет, на девять лет пережив мать, скончавшуюся от тоски, всеми брошенную и забытую. Всеми, кроме ее народа, который сложил о ней красивые легенды.

До конца года в галерее «Хазине» в Казанском кремле проходит выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике…» из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и произведений живописи художников Татарстана. Она впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: