Знакомство,
предоставление общей информации по
теме тренинга, принятие правил тренинга
(20-25 минут).
Социальный
интеллект
- способность человека правильно
понимать свое поведение и поведение других
людей в обществе.
Данная
способность необходима человеку для
эффективного межличностного взаимодействия
и успешной социальной адаптации. Социальный
интеллект реализует познавательные процессы,
связанные с отображением человека как
партнера по общению и деятельности.
Особую
актуальность проблема социального
интеллекта и повышения уровня его
развития приобретает у руководителей- профессионалов,
осуществляющих руководство людьми и
коллективом. Уровень развития социального
интеллекта руководителя во многом определяет
особенности взаимодействия человека
в группе и формирования коллектива (команды).
По мнению многих исследователей от личности
руководителя во многом зависит принятие
успешных управленческих решений, эффективность
управления, успех деятельности организации.
Термин
"социальный интеллект" впервые
использовал в психологии Э. Торндайк
в 1920 году. Он понимал социальный интеллект
как способность понимать людей, действовать
или поступать мудро в отношении других.
Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект
как специфическую познавательную способность,
которая обеспечивает успешное взаимодействие
с людьми и считал социальный интеллект
видом общего интеллекта, не определив
отношения между ним и другими видами
интеллекта. Основная функция социального
интеллекта у него - прогнозирование поведения.
Г.
Оллпорт полагал, что социальный
интеллект
- это "социальный дар, необходимый
для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего
гладкость в отношениях с людьми. Для того,
чтобы тактично говорить и поступать,
необходимо прогнозировать наиболее вероятные
реакции другого человека. Поэтому социальный
интеллект связан со способностью высказывать
быстрые, почти автоматические, суждения
о людях. Вместе с тем социальный интеллект
имеет отношение скорее к поведению, чем
к оперированию понятиями: его продукт
- социальное приспособление, а не глубина
понимания".
В
данном определении социальный интеллект
рассматривается как свойство, необходимое
для успешного взаимодействия с людьми,
которое проявляется в умении прогнозировать
поведение другого человека.
У
Дж. Гилфорда в его концепции
социальный интеллект
- это интегральная
интеллектуальная способность, определяющая
успешность общения и социальной адаптации.
Социальный интеллект объединяет и регулирует
познавательные процессы, связанные с
отражением социальных объектов (человека
как партнера по общению, группы людей).
К процессам, его образующим, относятся
социальная сензитивность, социальная
перцепция, социальная память и социальное
мышление.
Сформировавшийся
социальный интеллект
выступает показательной
характеристикой конкретной цивилизации,
конкретного типа культуры и в этом качестве
может быть охарактеризован как субъективный
фактор исторических процессов применительно
к коллективному субъекту истории.
Среди
основных функций
социального интеллекта
необходимо
выделить:
2.
Упражнение, направленное
на формирование адекватных
реакций в различных
ситуациях:
проигрывание ситуации безоценочных
высказываний. 20-25минут, обр. связь
15 минут.
Каждому
члену группы предлагается продемонстрировать
в заданной ситуации неуверенный, уверенный
и агрессивный тип ответов. Для каждого
участника используется только одна ситуация.
Ситуации можно предложить следующие:
3.
Упражнение, направленное
на умение организовать
деловую дискуссию,
развитие умений и навыков
активного слушания,
развитие умения высказывать
сущность своей аргументации
– «
поменяйся
ролями»: 20-25 минут, обр связь 20 минут.
Этап
1. Выбирается тема для дискуссии, значимая
в данной группе. Участники делятся
на две микрогруппы, занимающие противоположные
позиции по выбранному вопросу. Начинается
дискуссия.
Этап
2. На высшей точке накала ведущий
просит участников поменять свои позиции
на противоположные. Дискуссия продолжается.
Возможные
темы для дискуссии:
4.
Упражнение на выработку
навыков быстрого реагирования
на конфликтную ситуацию
– «Если бы…, я стал бы…»: 20 минут, обратная
связь 15 минут.
Упражнение
происходит по кругу: один участник ставит
условие, в котором оговорена
некоторая конфликтная ситуация.
К примеру: «Если бы меня обсчитали
в магазине…». Следующий, рядом сидящий,
продолжает (заканчивает) предложение.
К примеру: «…я стал бы требовать жалобную
книгу».
Целесообразно
проводить это упражнение в несколько
этапов, в каждом из которых принимают
участие все присутствующие, после
чего следует обсуждение.
Ведущий
отмечает, что как конфликтные
ситуации, так и выходы из них, могут
повторяться.
Обратная
связь, строится на обсуждении следующих
вопросов: «Как часто подобные ситуации
встречаются в вашей реальной жизни?»,
«Какими способами вы выходите из них?»,
«Что вы при этом чувствуете?», «Узнали
ли вы более эффективные способы выхода
из конфликтной ситуации?», «Будете ли
вы применять их в реальной жизни?».
5.
Упражнение на развитие
ассертивного поведения
(под ассертивностью
понимается естественность
и независимость от внешних влияний и
оценок, способность самостоятельно регулировать
собственное поведение и отвечать за него)
– «Техника вежливого отказа»: 15 минут,
обратная связь 15 минут.
Участники
разбиваются на пары. Один в паре
– рекламный агент, цель которого –
навязать какой либо товар. Другой – его
потенциальный клиент, в задачу которого
входит не позволить собой манипулировать
и не выйти за рамки вежливой интеллигентности.
Обратная
связь строится на обсуждении особенностей
ассертивного поведения.
Перерыв 20 минут.
6.
Упражнение на
развитие наблюдательности
– «Сыщики»:
5 минут, обратная связь 15 минут.
Все
участники группы вовлекаются в
какую–либо деятельность, которая
организована так, что бы каждый был
чем-то занят. У каждого есть карточка
с индивидуальным заданием, в рамках которой
участник может импровизировать. При этом
каждый должен выбрать себе объект для
незаметного наблюдения. В процессе выполнения
деятельности каждый участник выполняет
три задания: 1) внимательно, но незаметно
следит за тем, что делает выбранный им
объект, 2) пытается понять, кто следит
за ним, 3)определяет, за кем следит его
объект.
Обратная
связь строится на обсуждении по вопросам:
«Каждый участник удовлетворен ли тем,
как выполнил задачу?», «Что было легче,
что труднее, что помогло и что мешало
в работе?».
Перерыв 15 минут.
Список использованной литературы:
Также как мы совершенствуем свои деловые навыки, мы можем тренировать и свой интеллект. Тренинг интеллекта позволяет развить умственные способности и мышление сотрудников и руководителей для более эффективной рабочей деятельности. Мы предлагаем Вашему вниманию корпоративный тренинг по развитию интеллекта, который мы каждый раз адаптируем под интеллектуальные задачи сотрудников Вашей компании.
Каким бывает интеллект? Интеллект человека представляет собой сложный набор врожденных и приобретенных компонентов, и в итоге делает каждого из нас обладателями уникальных талантов. Но последним данным ученых комплексный интеллект человека состоит из 10 составляющих.
Комплексный интеллект человека и его составляющие:
1. Лингвистический интеллект
2. Логико-математический интеллект
3. Социальный интеллект
4. Музыкальный интеллект
5. Физический интеллект
6. Творческий интеллект
7. Пространственный интеллект
9. Натуралистический интеллект
10. Экзистенциальный интеллект
На тренинге интеллекта мы предлагаем участникам например, такое задание: «Оцените себя по каждому виду интеллекта по шкале от 1 до 10 и вы получите представление о своих талантах и о своей индивидуальности».
При работе над развитием интеллекта для сотрудников какой-либо конкретной компании, мы делаем упор на развитие выборочных компонентов интеллекта, которые позволяют получать более высокие результаты в бизнесе. Имея опыт работы с ведущими западными и российскими компаниями, мы создали модель компетенций по применению интеллекта в бизнесе, в соответствии с которой мы проводим тренинг интеллекта и осуществляем после тренинговую поддержку.
Краткая программа тренинга интеллекта:
1. Понятие интеллекта
2. Логико-математический интеллект
3. Абстрактное мышление
4. Развитие памяти
5. Креативность
6. Развитие базовых навыков скорочтения
7. Основы системного мышления
8. Образное мышление
9. Вербальный интеллект
10. Работа с информацией
Татьяна Гукк
Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой,- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.
Интеллектуальный тренинг - система заданий, преимущественно игрового характера и способы интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому - либо признаку и пр.) сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, составление сознания; развитие воображение и творческой активности. (ФГОС ДО)
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Обучение, в занимательной форме усваиваются детьми быстрее, прочнее. Игра, помогает мотивировать детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления, (создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать.)
Немаловажное значение в развитии элементарных математических представлений имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. В группе оформлены: центр занимательной математики, центр речевого развития, центр экспериментирования, которые стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка.
Система заданий, игр и упражнений на развитие познавательной деятельности детей которые могут применяться, как часть занятия НОД по рисованию «Лети, наша ракета», сначала дети конструируют ракету из блоков Дьенеша. Так же как НОД, занятие «Лабиринт» где совместно с детьми помогаем зайчику выручить друзей, все задания выполняются с помощью блоков Дьенеша.
Картотека игровых заданий позволяет работать с детьми индивидуально как с низким темпом развития, так и более с высоким. У детей формируется внимание, память, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды. (Позволяют определить индивидуальные задания, по способности детей, «Зона ближайшего развития»).
В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
Развивающие игры разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.
1. «Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания, таких развивающих игр, как:
«Сложи узор» - можно складывать узоры по образцу или придумывать комбинации кубиков самостоятельно,
(Игра развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию.)
«Уникуб» сначала с детьми можно сложить кубики в коробку по цвету, кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Забор вверх красный, а стороны синии.
«Сложи квадрат» Все составные части квадратов нужно перемешать, чтобы ребенок мог рассортировать их по цветам. После этого из каждой кучки деталей одного цвета требуется постепенно сложить небольшие квадратики, которые, в свою очередь, могут составить один большой квадрат. Благодаря этой игре у ребенка развивается пространственное мышление, цветоощущение и сообразительность.
Играть с этими играми лучше индивидуально или (4-5 ребенка).Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
2. Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей. «Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. (короче – длиннее).Накладывают на образец в альбомах.
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. Соотносят цвет и число, состав числа.
3. Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора». Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.
4. В своей работе по развитию логико-математических способностей детей я использую логические блоки Дьенеша. Почему я взяла блоки? Потому что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез, дети учатся доказывать и догадываться, кодирование и декодирование.
Игры с блоками Дьенеша вызывают у детей интерес. Так дети в игре получают знания элементарных математических представлений.
1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.
2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.
3. Развитие способности к логическим действиям и операциям.
Сначала предлагаются самые простые игры:
«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)
«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)
Работу с логическими блоками Дьенеша можно включать во все виды деятельности:
1. Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
2. Настольно-печатные игры (изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).
3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар – кодовыми карточками).
Вариативность игр с блоками Дьенеша обеспечивают возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет упрощения или усложнения заданий. (Кодировать геометрические фигуры через отрицание)
5. Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.
Таким образом, использование культурных практик у дошкольников формируются и развиваются познавательные процессы (Память, мышление, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку).
«Сенсорный и интеллектуальный тренинг
«Академия смышленых ребят»
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.
Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе «Детство» происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности . В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
«Культурная практика» - это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры , логические упражнения, занимательные задачи.
В нашем ДОУ в подготовительных группах регулярно проводится сенсорный и интеллектуальный тренинг в рамках проекта « Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий» реализуемого с сентября 2014 года на базе нашего детского сада. Мы назвали этот тренинг «Академия смышленых ребят». Планируется всегда во второй половине дня, один раз в неделю.
Проводятся тренинги в виде командной игры, которая активизирует у дошколят познавательные процессы, сообразительность, эрудицию, мышление и выносливость. Дети, перемещаясь по точкам, выполняют самые разнообразные задания. Задания подбираются так, чтобы они были интересными, подходящими под выбранный сюжет и не требующими каких-то специальных знаний и умений от самих дошкольников. В конце года дети получают дипломы об окончании «Академии смышленых ребят».
Игровые комплексы, имеющие различную направленность, выполняют стимулирующую, развивающую функции и проводятся в форме тренингов. Каждый вид тренингов ориентирован, с одной стороны, на развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение, мышление), с другой стороны – на развитие конкретных психических функций (сенсомоторный, интеллектуальный, мнемонический, психомоторный тренинги).
Сенсомоторный тренинг способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение. Результатом является:
Повышение уровня сформированности сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности
Овладение системой перцептивных действий (сравнение, различение, соотнесение, расчленение) в процессе восприятия таких понятий, как пространство, время, движение
Формирование навыков восприятия формы, величины, взаимного расположения предметов, обобщенные ориентировочные действия, глазомер
Стимулировать основные виды чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную, кинестетическую, тактильную)
Развитие творческого воображения, коммуникативных способностей
Результативность сенсомоторного тренинга заключается в том, что приобретенные умения и навыки ребенок сможет использовать на практике в различных видах деятельности в повседневной жизни. Комплекс игр составляется таким образом, чтобы в него входили дидактические игры манипулятивно-инструментального характера (отработка навыков), использовались проблемные ситуации творческого характера в процессе лепки, конструирования. Тренинг может иметь сюжетный характер или состоять из нескольких самостоятельных частей.
Тренинг Общая дидактическая цель: развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности, творческого воображения.
1. «Назови как можно больше»
Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности, зрительной чувствительности.
Детям предлагают назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате. (разной формы: треугольной, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной. Назови как можно больше тяжелых и легких, узких и широких, длинных и коротких предметов. Назови как можно больше предметов красного цвета (любого другого).
2. «Волшебный мешочек»
Цель: формирование навыков обследования формы и величины, развитие тактильной чувствительности.
Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в него, а только ощупывая их пальцами.
3. «Выложи фигуру»
Цель: развитие действия соотнесения, расчленения, аналитико-синтетической деятельности.
Психолог предлагает детям рассмотреть образец (рис. 4), выделить в нем составные части, сложить из палочек или зарисовать.
4. «Найди отличия» (прил., рис.38.)
Цель: развитие произвольного внимания и перцептивных действий (идентификация, различение).
Психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти в них как можно больше отличий. Вместе с детьми он обыгрывает рисунки. Например, «Бременские музыканты», «Два друга-музыканта», «Цирковые артисты».
5. «На что это похоже»
Детям раздают карточки с изображением темных силуэтов предметов Нужно определить, на что они похожи. Дети могут переворачивать карточки.
6. «Составим все вместе»
Цель: формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности, целостности восприятия.
Дети коллективно складывают сюжетные картинки из кубиков.
«Обведи и раскрась»
Цель: развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.
Детям раздают контурные изображения животных или трафареты. Нужно по контуру обвести животное, затем дорисовать и закрасить. Упражнение может быть выполнено коллективно на одном большом листе. Если упражнение выполняется коллективно, можно предложить детям составить рассказ, сочинить сказку.
Танграм»
Цель: развитие воображения, перцептивных действий расчленения, соотнесения.
В продолжение темы детям предлагают составить «корабль» из геометрических фигур. Образцом является их силуэтное изображение. Если детям трудно, можно дать контурное изображение предмета.
Психомоторный тренинг направлен на
Развитие координации и соразмерности движений кисти руки, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации
Развитие пространственной ориентации, внимания, памяти
Комплекс игр и заданий состоит из трех компонентов:
Упражнения манипулятивного тренировочного характера:
Пальчиковая гимнастика и другие (перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание, наматывание, разматывание, вязание)
Упражнения, связанные с элементами графики, письма (штриховка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых элементов письма: точек, палочек, кружочков, волнистых линий и др.)
Упражнения, связанные с традиционными видами деятельности (рисование, аппликация , лепка), но используемые как часть тренинга и имеющие развивающий характер)
Тренинг 1. Общая дидактическая цель: развитие моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.
1. Пальчиковая гимнастика
Психолог предлагает детям размять пальцы:
а) пальцы здороваются (пальцы правой руки поочередно соприкасаются с пальцами левой, при этом нужно говорить: «Здравствуй, пальчик!»);
б) пальцы сжимаются в «замок» и поочередно выпрямляются;
в) «Гуси» (большой, указательный и средний пальцы сжимаются в щепоть, остальные прижимаются к ладони. «Гусь» правой руки сильно пощипывает пальцы левой руки и «шипит»).
2. «Разгладим платочки»
Цель: развитие координации кисти руки и мелкой моторики пальцев.
Каждый ребенок должен в два-три приема сложить по диагонали квадратный лист бумаги.
3. «Узор из палочек»
Детям предлагают сложить из спичек заборчик, лестницу, колодец, рельсы и т. д.
4. «Составь квадрат»
Цель: развитие зрительно-моторной координации кисти руки.
Каждому ребенку дают пакетик с частями разрезанного квадрата, который нужно сложить по образцу.
5. Обвести и заштриховать фигурку какого-нибудь животного.
Дорисовать рисунок.
6. «Кто больше завяжет узелков?»
7. «Разложи на ощупь»
Каждому ребенку раздают мелкие геометрические фигуры и по две тарелочки. Нужно с завязанными глазами разложить фигурки по тарелочкам. Дети стараются сделать это как можно быстрее; начинают и заканчивают по сигналу психолога.
8. «Нанизывание пуговиц»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев.
Каждому ребенку дают леску с закрепленной на конце пуговицей и тарелочку с пуговицами. Задание заключается в том, чтобы как можно скорее нанизать их на леску (чем больше, тем лучше).
9. «Штриховка»
Цель: развитие гибкости кистей рук, умения регулировать нажим карандаша, ручки.
Чтобы научиться красиво писать, рука и пальцы должны быть ловкими, гибкими, послушными. Дети выполняют упражнения, которые способствуют этому. Например, нужно в одном направлении заштриховать воздушный шар .
1. Штрих, когда ручка чуть касается бумаги, - «воздушный шар». Здесь нужно показать детям, как необходимо держать ручку, чтобы штрихи были легкими, в одном направлении, не выходили за пределы контура.
2. Штрих с усилением нажима - «забор».
3. Короткий и длинный штрих - «червячок», «гусеница».
4. Косой штрих - «ежик», «лепестки цветка».
10. «Рисунок с завязанными глазами»
Цель: расслабление, создание хорошего настроения у детей.
К доске выходят несколько детей и одновременно начинают рисовать геометрическую фигуру, например, треугольник. Затем то же рисуют другие дети.
11. «Рисование по клеточкам» (прил., рис.41.)
Дети рассматривают рисунки. Психолог говорит, что зверей, животных, человечков можно рисовать по клеточкам. Это несложно, нужно только внимательно рассмотреть рисунок и сосчитать клеточки. Дети самостоятельно выполняют задание.
12«Учусь писать»
Детям дают задание нарисовать на листке в клеточку как можно больше огурцов или яблок так, чтобы они не касались друг друга. Дети сами определяют победителя и считают, у кого больше огурцов на «грядке» или яблок на «яблоне».
13. «Пластилиновый рисунок»
На картоне нужно нарисовать какой-нибудь предмет или образ, а затем оформить его пластилином разного цвета.
Паутинка для паучка»
На листе бумаги дети ручкой рисуют паутину, дождик.
. «Кто больше завяжет узелков?»
На куске веревки (мягкой проволоки) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их.
Мнемонический тренинг - это комплекс игровых упражнений, которые в большей степени ориентированы на развитие у детей различных видов памяти (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная, эмоциональная), а также процессов запоминания и воспроизведения на основе мыслительных действий и операций.
Научить детей использовать рациональные приёмы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности)
В связи с этим предлагаемый тренинг необходим для развития образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти для того, чтобы дети научились использовать рациональные приемы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности). Такие тренинги полезны всем детям, в особенности тем, у которых есть показания для коррекции выявленных симптомов.
Тренинг Общая дидактическая цель: развитие устойчивости внимания, двигательной памяти, опосредствованной зрительной памяти, рациональных приемов запоминания.
1. «Сделай так же»
Цель: развитие двигательной памяти.
Дети внимательно следят за движениями педагога, запоминают очередность (например, два хлопка, три подскока, круговое движение руками, покачивание головой), а затем воспроизводят последовательность действий.
2. «Запоминание картинок»
Цель: развитие образной памяти на основе приема запоминания по функциональным связям.
Детям предлагают запомнить слова, используя картинки («Врач», «Повар», «Машинист», «Строитель», «Ребенок»). Опорные слова: «скорая помощь», «кастрюля», «поезд», «дом», «юла». Психолог называет опорные слова и просит их запомнить. Затем показывает картинки, а дети подбирают к ним слова. Затем психолог убирает картинки. Детям необходимо назвать все десять слов.
3. “Что изменилось в расположении фигур”
Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.
Дети рассматривают на наборном полотне расположение геометрических фигур разного цвета, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет фигуры местами. Детям нужно восстановить порядок расположения фигур.
4. «Запоминание слов»
Цель: развитие опосредствованной памяти с использованием смысловых связей.
Дети должны воспроизвести парные слова. Слова для запоминания: «удочка», «кошка», «курица», «рыбка», «яйцо», «мед», «пчела», «молоко».
5. «Запомни, что нарисовано, и сложи сам»
Цель: развитие образной памяти, произвольного внимания.
Психолог показывает картинку, дети должны запомнить узор и составить его из палочек (рис. 2). Для начала дети составляют узор из пяти палочек, затем увеличивают их количество.
6. Предложить вспомнить слова и картинки из приведенных выше игровых упражнений.
Цель: стимулирование долговременной памяти.
5. «Пиктограмма»
Цель: развитие образной памяти, обучение приему запоминания (шифровка).
Психолог объясняет детям, что такое код, шифр (код в подъезде, сейфе , азбука Морзе, шифр в военной игре, разведке и т. д.), и говорит: «Сегодня мы тоже будем учиться шифровать, кодировать. Представьте себе, что вы разведчики и вам нужно зашифровать важное секретное сообщение. Используем для этого словосочетание «дождливая погода». Вы должны запомнить его в виде символа, например, косых коротких черточек или капелек. Слушайте слова, запоминайте и «шифруйте»: веселый праздник, ракета, салют, детский сад, огород, зоопарк. По окончании игры можно предложить детям назвать слова, глядя на рисунки, а также обсудить, как зашифровано одно и то же слово у каждого из детей.
Интеллектуальный тренинг - это игровой комплекс, включающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование познавательной активности, развитие мыслительных действий и операций у детей с различным уровнем умственных способностей, а также развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения.
Интеллектуальные игры следует использовать в порядке возрастания сложности. Они должны быть тематически связаны друг с другом; количество игр в тренинге колеблется от 5 до 8 и зависит от уровня психического развития детей , входящих в группу.
Психолог (педагог) может использовать как коллективный способ решения заданий, так и индивидуальный. Детям предоставляется возможность договариваться о способе решения, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Психолог стимулирует их мыслительную деятельность, подбадривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет должной активности. Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию мыслительных действий и операций, речевых способностей старших дошкольников.
Предлагаемые игры, упражнения, проблемные ситуации, задания с алгоритмами активизируют речь детей, если психолог (педагог) представляет им возможность формулировать правила игры, объяснять способы решения, составлять в парной и групповой работе небольшие рассказы, истории, сказки, отгадывать загадки.
Тренинг 1. Общая дидактическая цель: развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности, воображения.
1. «Будь внимательным»
Цель: развитие произвольного внимания, сосредоточенности.
Детям предлагают небольшой текст (из газеты, книги), в котором нужно зачеркнуть, например, букву «о».
2. «Не ошибись»
Цель: развитие способности быстрого реагирования на сигнал, совершенствование понятийного аппарата.
Дети встают в круг. Психолог бросает кому-то мяч и называет слово, например, «капуста». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово - «овощи». Обращаясь к другому ребенку, психолог каждый раз называет новое слово. Возможен и другой вариант: психолог называет обобщающее понятие, а дети подбирают к нему необходимые слова.
3. «Четвертый лишний»
Цель: развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация).
Из четырех предметов нужно исключить лишний:
1) стол, стул, кровать, кукла;
2) кот, собака, корова, теленок;
3) клубника, черника, клюква, вишня ;
4) морковь, помидор, редис, свекла.
4. «Недостающая фигура» (прил., рис.20.)
Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, наглядно-образного мышления.
Психолог предлагает детям рассмотреть пуговицы на своей одежде, считают их количество. Затем внимательно рассматривают рисунок, объясняют, чем различаются фигуры, похожие на пуговицы. В последнем ряду нет третьей фигуры. Дети должны отыскать ее среди шести предложенных вариантов и нарисовать, объяснить способ решения. Правильный ответ - 4.
5. «На что это похоже?»
Цель: развитие творческого воображения.
Психолог показывает карточки с рисунками (например: и т. д.) и предлагает придумать как можно больше вариантов того, на что это может быть похоже. Картинку он поворачивает в разном направлении.
В нашем ДОУ в подготовительных к школе группах регулярно проводится сенсорный и интеллектуальный тренинг в рамках проекта « Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий» реализуемого с сентября 2014 года на базе нашего детского сада. Мы назвали этот тренинг «Академия смышленых ребят». Планируется всегда во второй половине дня, один раз в неделю.
Все занятия в рамках данного тренинга объединены единым смысловым сюжетом – путешествие по стране Знаний. На протяжении нашего с детьми путешествия встречаются нам разные герои, но главными являются – Глупиус и Знайка. Глупиус мешает ребятам решать задачки, подстраивает им всякие козни, а Знайка дает задания и помогает нашим ребятам.
Во время путешествия по стране Знаний наши «будущие академики» могут очутиться и в Волшебном лесу, и на Острове загадок, и в городе Мастеров, в Подводном мире и т. д.
В своих тренингах я сочетаю игры и упражнения из вышеперечисленных мною тренингов (сенсомоторный, психомоторный и т. д.)
Алгоритм построения таких тренингов может быть следующим:
1. Ритуал приветствия
2. Графические диктанты
Выполняя задания, дети приобретали нужные графические навыки, учились ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление.
Кроме этого, нам в нашем тренинге графические диктанты помогают определить место нашего путешествия. («Ключ», «Ракета», «Рыбка» и т. д.)
3. блок игр, активизирующих мыслительные операции в сочетании с мнемоническими действиями, развивающих процессы памяти
4. Завершающим компонентом таких тренингов являются игровые упражнения продуктивного характера. («Придумать и построить разрушенный Глупиусом город», «Нарисовать друзей жителям Волшебного леса», «Построить новую ракету на Космодроме» и т. д.)
По окончании тренинга Знайка выдает детям значок того места, где они были, который они приклеивают на карту. Конечной точкой должна быть Академия смышленых ребят, где дети получают дипломы об окончании Академии.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня познавательного развития детей;
Овладение детьми навыков сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в командных видах игровой деятельности;
Самостоятельная организация детьми интеллектуальных игр;
Умение детей давать объективную оценку своей деятельности и деятельности партнеров по игре, радоваться своим и общим успехам;
Активное участие родителей в делах детского сада;
Разработка системы игр, способствующих развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.
Использованная литература
1. Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, А. Г. Карабанова. М., 19
2. Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
3. Зак А. В. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-ти лет. М., 1996.
4. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
5. Ковалева Е. Готовность ребенка к школе / Е. Ковалева, Е. Синицина. М., 2000.
6. Кушнир Н. Я. Детский сад - школа: проблемы преемственности. Мн., 2000.
7. Кушнир Н. Я. Введение в школьную жизнь / Н. Я. Кушнир, Н. Н. Максимук. Мн., 1998.
8. Кушнир Н. Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни. Мозырь, 2002.
9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
10. Тихомирова Л. В. Развитие логического мышления детей / Л. В. Тихомирова, А. В. Басов. Ярославль, 1997.