Про заболевания ЖКТ


Цель курса: развитие и совершенствование социального интеллекта руководителя.
Задачи курса:
    Обучение умениям и навыков установления контактов.
    Обучение этике делового взаимодействия.
    Обучение методам прогнозирования реакции людей в заданных обстоятельствах.
    Обучение методам для развития дальновидности в отношениях с клиентами.
    Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию.
    Помочь участникам максимально развить организаторские способности.
    Помочь участникам в анализе и выборе путей решения социальных проблем.
Категория участников и состав группы: руководители среднего звена (их средний возраст – 40 лет; опыт прохождения психологических тренингов, скорее всего, отсутствует); примерное количество участников – 12-15 человек.
Место проведения: зал для проведения тренингов – большое свободное помещение.
Тренинг рассчитан на 1 рабочий день, продолжительностью 8 часов.

Знакомство, предоставление общей информации по теме тренинга, принятие правил тренинга (20-25 минут).
Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе.
Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Особую актуальность проблема социального интеллекта и повышения уровня его развития приобретает у руководителей- профессионалов, осуществляющих руководство людьми и коллективом. Уровень развития социального интеллекта руководителя во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и формирования коллектива (команды). По мнению многих исследователей от личности руководителя во многом зависит принятие успешных управленческих решений, эффективность управления, успех деятельности организации.
Термин "социальный интеллект" впервые использовал в психологии Э. Торндайк в 1920 году. Он понимал социальный интеллект как способность понимать людей, действовать или поступать мудро в отношении других. Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми и считал социальный интеллект видом общего интеллекта, не определив отношения между ним и другими видами интеллекта. Основная функция социального интеллекта у него - прогнозирование поведения.
Г. Оллпорт полагал, что социальный интеллект - это "социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания".
В данном определении социальный интеллект рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека.
У Дж. Гилфорда в его концепции социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Сформировавшийся социальный интеллект выступает показательной характеристикой конкретной цивилизации, конкретного типа культуры и в этом качестве может быть охарактеризован как субъективный фактор исторических процессов применительно к коллективному субъекту истории.
Среди основных функций социального интеллекта необходимо выделить:

    гносеологическую (познавательную) - здесь социальный интеллект выступает в качестве инструмента познания реальности, как природной, так и социальной;
    аккумулятивную - реализуемую в механизмах социальной памяти;
    коммуникативную - это одна из важнейших функций социального интеллекта, обеспечивающая взаимопонимание как внутри коллективного интеллекта, так и между "мыслительными коллективами";
    управленческую - в этой ипостаси социальный интеллект выступает в качестве важнейшего компонента механизма социального управления;
    регулятивно-координирующую - посредством этой функции осуществляется регуляция и координация усилий социальных групп и коллективов в процессе достижения целей (в том числе координация интегральных мыслительных процессов): экономических, политических, социальных и др.;
    нормативно-ценностную - посредством этой функции реализуется представление социальным группам (и индивидам) социально значимых норм и ценностей, с которыми соотносится их деятельность;
    прогностическую - цель этой функции эффективное социальное прогнозирование и предвидение;
    эвристическую - ее реализация обеспечивает внедрение инноваций в жизнь общества;
    проблемно-конструктивную - в этом случае социальный интеллект представляется как средство анализа и выбора путей решения социальных проблем;
    социально-рефлексивную (идентификационную) , посредством которой реализуется саморефлексия конкретной социальной общности, ее самоидентификация, рациональное понимание (интеллектуальное освоение) ее интересов;
    функцию рационализации , задача которой - выявление (и отделение друг от друга) рационального и иррационального в сознании, деятельности, обществе, окружающей среде и др. на основе типа рациональности, характерного для данной социальной общности.
    функцию социального наследования , обеспечивающую интеллектуальную преемственность в духовной жизни поколений.
Правила тренинга :
Умейте слушать друг друга – это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу – иногда участники отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не могли бы вы пояснить, что имеется в виду?»
Проявляйте уважение – открытость в высказываниях появляется лишь тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей. Соблюдению безопасности содействует следование правилам: не критикуй, не осуждай, не перебивай; обратная связь должна даваться только в доброжелательной манере.
Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности) – все участники должны собираться до установленного времени.
Конфиденциальность – то, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило «стоп» - если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».
Каждый говорит от себя, от своего имени – высказывания должны выражаться в персонифицированной форме. Стоит говорить не «Все считают, что…», а «Я считаю, что…» и т.п.
    Упражнения, направленные на знакомство участников, сплочение группы и снятие напряжения
    «Снежный ком» : 10 мин, обр. связь 10 мин.
Цель упражнения: знакомство участников друг с другом.
Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

    «Три вопроса» : 20-25 мин, обр. связь 15 мин.
Оборудование: листы чистой бумаги и ручки.
Этап 1. Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Выбирайте из круга наиболее интересного для вас человека. Подумайте, что вы хотели бы о нем узнать. Напишите для него три вопроса. Постарайтесь, чтобы они были яркими и интересными».
Этап 2. Инструкция: «Есть предположение, что на эти вопросы будет интересно ответить и их авторам. Представьтесь, ориентируясь на них как на план рассказа».
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»
    «Звезда»: 10-15 мин, обр. связь 15 мин.
Этап 1. Группа делится на пары, и в течении 10-15 минут внутри пар происходит общение, направленное на узнавание друг друга.
Этап 2. По истечении времени все участники собираются в общий круг и представляют своих напарников как «звезд», акцентируя внимание на самых ярких положительных качествах.
Обратная связь строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда тебя представляли?», «Какие испытывал трудности в процессе выполнения упражнения?».
    "Приветствие на сегодняшний день": 15 мин, обр. связь 20 мин.
Оборудование: ручной мяч.
Участники, сидя в общем кругу, высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»
    «Наши качества»: 15-20 мин, обр. связь 15 мин.
Оборудование: ручной мяч.
Участники сидят в общем кругу и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий называет качество (положительное или отрицательное) того, к кому летит мяч. Ловящий бросает его следующему, если он согласен с тем, что это качество ему присуще, или возвращает его обратно, если не знает у себя такого качества.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Кому чаще всего бросали мяч и почему?», «Какие качества называли чаще: положительные или отрицательные?», «С чем связаны случаи возврата мяча?», «Узнали о себе и других что-нибудь новое?».
    «Общий рассказ»: 10-15 минут, обр.связь 15 минут.
Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сейчас мы будем сочинять историю. Одну на всех. Для этого один из участников начнет рассказ и передаст эстафету сидящему рядом. Каждый имеет право на одну фразу. Будет здорово, если вы станете реагировать быстро и спонтанно. Но если какому-то участнику потребуется время на разбег, не торопите его и не спешите подсказывать идеи».
Игра может продолжаться не один круг, а заканчивается она на заторе мыслей или логическом завершении истории.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Вам понравился получившийся рассказ?», «Можно ли сказать, что он про нашу группу?», «Кто из участников определял основные повороты сюжета?», «Как оцениваете свой вклад в создание истории (и в развитие группы?)».
    «Пусть встанут те…»: 10 минут, обр. связь 10 минут.
Участники сидят в общем кругу. Тренер убирает свой стул и, стоя, дает инструкцию: «Сейчас я скажу: «пусть встанут те…» и добавлю какой-нибудь признак (кому нравится тренинг, кто любит себя, у кого красивые глаза и т.д.). Те из вас, к кому это имеет отношение, должны быстро встать и перебежать на новое место. Поскольку я тоже попытаюсь сесть на чей-то стул, одному из вас места не хватит. Он то и будет следующим ведущим. Итак, пусть…»
Обратная связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»

2. Упражнение, направленное на формирование адекватных реакций в различных ситуациях: проигрывание ситуации безоценочных высказываний. 20-25минут, обр. связь 15 минут.
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный тип ответов. Для каждого участника используется только одна ситуация. Ситуации можно предложить следующие:

    Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
    Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
    Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
    Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые на ваш взгляд, вопросы.
    Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
    Друг просит одолжить вас ему какую-то дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Каким типом ответа вам проще всего было пользоваться в заданной ситуации, каким тяжелее?», «Что вы при этом испытывали?», «Какой тип ответа может считаться наиболее эффективным в заданной ситуации?».

3. Упражнение, направленное на умение организовать деловую дискуссию, развитие умений и навыков активного слушания, развитие умения высказывать сущность своей аргументации – « поменяйся ролями»: 20-25 минут, обр связь 20 минут.
Этап 1. Выбирается тема для дискуссии, значимая в данной группе. Участники делятся на две микрогруппы, занимающие противоположные позиции по выбранному вопросу. Начинается дискуссия.
Этап 2. На высшей точке накала ведущий просит участников поменять свои позиции на противоположные. Дискуссия продолжается.
Возможные темы для дискуссии:

    Манипуляция другими – за и против.
    Ложь во спасение.
    Все, что с нами случается, происходит не с нами, а для нас.
    Деньги – залог счастливой жизни.
    Альтруизм – сила или слабость.
    Любовь к себе и эгоизм.
Обратная связь, строится на обсуждении следующих вопросов: «Удалось ли прийти к согласию?», «Изменилась ли ваша модель поведения в споре во второй части игры?», «Насколько подобные паттерны характерны для вас в реальной жизни?», «Эффективны ли они?», «Как изменилась атмосфера в группе?».

4. Упражнение на выработку навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию – «Если бы…, я стал бы…»: 20 минут, обратная связь 15 минут.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «…я стал бы требовать жалобную книгу».
Целесообразно проводить это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них, могут повторяться.
Обратная связь, строится на обсуждении следующих вопросов: «Как часто подобные ситуации встречаются в вашей реальной жизни?», «Какими способами вы выходите из них?», «Что вы при этом чувствуете?», «Узнали ли вы более эффективные способы выхода из конфликтной ситуации?», «Будете ли вы применять их в реальной жизни?».

5. Упражнение на развитие ассертивного поведения (под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него) – «Техника вежливого отказа»: 15 минут, обратная связь 15 минут.
Участники разбиваются на пары. Один в паре – рекламный агент, цель которого – навязать какой либо товар. Другой – его потенциальный клиент, в задачу которого входит не позволить собой манипулировать и не выйти за рамки вежливой интеллигентности.
Обратная связь строится на обсуждении особенностей ассертивного поведения.

Перерыв 20 минут.

6. Упражнение на развитие наблюдательности – «Сыщики»: 5 минут, обратная связь 15 минут.
Все участники группы вовлекаются в какую–либо деятельность, которая организована так, что бы каждый был чем-то занят. У каждого есть карточка с индивидуальным заданием, в рамках которой участник может импровизировать. При этом каждый должен выбрать себе объект для незаметного наблюдения. В процессе выполнения деятельности каждый участник выполняет три задания: 1) внимательно, но незаметно следит за тем, что делает выбранный им объект, 2) пытается понять, кто следит за ним, 3)определяет, за кем следит его объект.
Обратная связь строится на обсуждении по вопросам: «Каждый участник удовлетворен ли тем, как выполнил задачу?», «Что было легче, что труднее, что помогло и что мешало в работе?».

    Упражнение на развитие умений интерпретировать выразительные эмоции – «Прочитай эмоцию»: 5 минут, обратная связь 15 минут.
Перед участниками выкладываются фотографии, на которых изображены лица в разном эмоциональном состоянии. Все участники разбиваются на пары, рассматривают фотографии и пишут на листах: 1) какие эмоции изображены, 2) какие эмоции, по их мнению, видят их напарники, 3) какие слова подходят к данным выражениям лиц. Затем участники меняются своими листами.
При обратной связи обсуждаются способы чтения выразительных движений и влияние стереотипов на способность рефлексивного рассуждения за других.
    Упражнение на приобретение навыков прочтения невербального языка – «Угадай смысл диалога»: 7-10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники просматривают отрывки из фильма без звука. После этого они пытаются угадать смысл диалога по выражению лиц, позам жестам.
Обратная связь: обсуждается анализ ситуации.
    Упражнение на приобретение навыков прочтения невербального языка – «Эстафета»: 5-7 минут, обратная связь 10 минут.
Играющие образуют круг и закрывают глаза. Один из игроков задумывает какое-нибудь чувство, после чего открывает глаза и передает соседу свои чувства через телесные проявления. Следующий игрок пытается понять, что ему было передано, и отдает это чувство дальше по кругу, но уже своим способом выражения.
Обратная связь: обсуждается анализ ситуации и чувства участников.
    Упражнение на усиление чувствования связи между эмоциями и их невербальным проявлением – «Чего на свете не бывает»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники разбиваются по парам и общаются, используя позы, жесты, мимику, не свойственные им в обычной жизни.
Обратная связь: обсуждение чувств участников.
    Упражнение на выработку умения более точно выражать свое эмоциональное состояние – «Изобрази эмоцию»: 10 минут, обратная связь 10 минут.
Участники пишут на листах названия каких-либо чувств. Листы собираются, перемешиваются и раздаются снова. Каждый участник должен с помощью мимики, пантомимики и через вокализацию, но без слов изобразить то чувство, название которого написано на его листе. Остальные пытаются отгадать, что было изображено.
При обсуждении обратной связи разбираются вопросы: «Что помогло в работе над упражнением?», «Что препятствовало его выполнению?».
    – «Прошлое, настоящее и будущее»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Участники распределяются по парам. Один в паре сначала внимательно разглядывает партнера, всматривается, изучает, ловит впечатления, возникающие при этом; затем сообщает партнеру свои догадки и предположения по поводу того, каким этот человек был в детстве, каков он сегодня вне работы и каким он желает быть через 10 лет. После чего участники меняются ролями.
Обратная связь: обсуждаются вопросы достижения цели.
    Упражнение на повышении способности к интуиции – «Кто как поведет себя»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Все участники сидят в кругу, один – выходит. Затем выбирается человек из сидящих и на него составляется характеристика в заданных условиях (например, в трамвае ему наступили на ногу). Ушедший возвращается и пытается отгадать, что это за человек.
Обратная связь строится на обсуждении по вопросам: «Что облегчило задачу?», «Что ее осложнило?».
    Упражнение на развитие интуиции – «Мои портрет»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его видят окружающие люди. В случае расхождения группа поправляет его.
Обратная связь: обсуждаются способы, которые помогали выполнить задачу, и аспекты, которые мешали достижению цели.
    Упражнение на повышение чувствительности, развитие интуиции – «Пространство»: 10 минут, обратная связь 15 минут.
Один из участников отворачивается и закрывает глаза. Остальные становятся за его спиной и на том расстоянии, которое соответствует степени их близости к этому человеку. Основной игрок должен почувствовать, где кто стоит.
Обратная связь: обсуждение чувств и мыслей участников.

Перерыв 15 минут.

Список использованной литературы:

    Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.
    Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
    Практикум по социально-психологическому тренингу. Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.
    и т.д.................

Также как мы совершенствуем свои деловые навыки, мы можем тренировать и свой интеллект. Тренинг интеллекта позволяет развить умственные способности и мышление сотрудников и руководителей для более эффективной рабочей деятельности. Мы предлагаем Вашему вниманию корпоративный тренинг по развитию интеллекта, который мы каждый раз адаптируем под интеллектуальные задачи сотрудников Вашей компании.

Каким бывает интеллект? Интеллект человека представляет собой сложный набор врожденных и приобретенных компонентов, и в итоге делает каждого из нас обладателями уникальных талантов. Но последним данным ученых комплексный интеллект человека состоит из 10 составляющих.

Комплексный интеллект человека и его составляющие:

1. Лингвистический интеллект

2. Логико-математический интеллект

3. Социальный интеллект

4. Музыкальный интеллект

5. Физический интеллект

6. Творческий интеллект

7. Пространственный интеллект

9. Натуралистический интеллект

10. Экзистенциальный интеллект

На тренинге интеллекта мы предлагаем участникам например, такое задание: «Оцените себя по каждому виду интеллекта по шкале от 1 до 10 и вы получите представление о своих талантах и о своей индивидуальности».

При работе над развитием интеллекта для сотрудников какой-либо конкретной компании, мы делаем упор на развитие выборочных компонентов интеллекта, которые позволяют получать более высокие результаты в бизнесе. Имея опыт работы с ведущими западными и российскими компаниями, мы создали модель компетенций по применению интеллекта в бизнесе, в соответствии с которой мы проводим тренинг интеллекта и осуществляем после тренинговую поддержку.

Краткая программа тренинга интеллекта:

1. Понятие интеллекта

  • Терминология и подходы
  • Виды интеллекта
  • Самоанализ своего потенциала

2. Логико-математический интеллект

  • Основы логики
  • Умение ставить задачу
  • Развитие навыка поиска решения

3. Абстрактное мышление

  • Категории абстрактного мышления
  • Способы взгляда на одно и тоже явление
  • Развитие навыка видеть неочевидные взаимосвязи

4. Развитие памяти

  • Особенности работы памяти
  • Способы запоминания информации
  • Развитие навыка быстрого доступа к нужным данным

5. Креативность

  • Понятие креативности
  • Креативное решение задач

6. Развитие базовых навыков скорочтения

  • Заблуждения и стереотипы относительно чтения
  • Виде чтения
  • Техники быстрого восприятия текста
  • Тренировка навыка быстрого поиска информации
  • Тренировка различных видов чтения

7. Основы системного мышления

  • Понятие системного мышления
  • Основные методики
  • Тренировка навыка системного решения задач

8. Образное мышление

  • Визуальное восприятие
  • Особенности мышления с помощью образов
  • Развитие навыка работы с визуальной информацией

9. Вербальный интеллект

  • Особенности вербального интеллекта
  • Методики использования
  • Практикум по развитию вербального интеллекта

10. Работа с информацией

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах. Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта. Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие. Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления. Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли. Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память. Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на раскрытие интеллектуальных способностей. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают различные позы. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают иероглифы, записывают ими свои мысли. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей. Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания! Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации. Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей. Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами. Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории. Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления. Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей. Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности. Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы. Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы. Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности. Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова. Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях. Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу. Упражнение направлено на развитие беглости мышления. Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно". Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами. Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Интеллектуальное раскрепощение. Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания. Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов. Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания. Развитие воображения, фантазии. Развитие аналитико-комбинаторных способностей. Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности. Несколько игр на развитие зрительной памяти. Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию. Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения. Несколько игр на развитие тактильной памяти. Несколько словесных игр. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия. Развитие вербального интеллекта. Освоение мнемотехнического приема. Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга. Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта. Развитие интеллекта в групповом тренинге. Развитие вербальной беглости. Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли. Вербальная беглость. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие понятийного мышления. Развитие ассоциативного мышления. Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей. Развитие вербального интеллекта: восстановление порядка слов в пословицах. Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра. Развитие концентрации внимания, воображения. Развитие вербального интеллекта, воображения. Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости. Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка. Развитие понятийного мышления. Развитие внимания, чувства языка. Развитие внимания. Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение. Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Развитие вербальной беглости.

Татьяна Гукк

Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой,- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.

Интеллектуальный тренинг - система заданий, преимущественно игрового характера и способы интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому - либо признаку и пр.) сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, составление сознания; развитие воображение и творческой активности. (ФГОС ДО)

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Обучение, в занимательной форме усваиваются детьми быстрее, прочнее. Игра, помогает мотивировать детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления, (создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать.)

Немаловажное значение в развитии элементарных математических представлений имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. В группе оформлены: центр занимательной математики, центр речевого развития, центр экспериментирования, которые стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка.

Система заданий, игр и упражнений на развитие познавательной деятельности детей которые могут применяться, как часть занятия НОД по рисованию «Лети, наша ракета», сначала дети конструируют ракету из блоков Дьенеша. Так же как НОД, занятие «Лабиринт» где совместно с детьми помогаем зайчику выручить друзей, все задания выполняются с помощью блоков Дьенеша.

Картотека игровых заданий позволяет работать с детьми индивидуально как с низким темпом развития, так и более с высоким. У детей формируется внимание, память, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды. (Позволяют определить индивидуальные задания, по способности детей, «Зона ближайшего развития»).

В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Развивающие игры разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

1. «Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания, таких развивающих игр, как:

«Сложи узор» - можно складывать узоры по образцу или придумывать комбинации кубиков самостоятельно,

(Игра развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию.)

«Уникуб» сначала с детьми можно сложить кубики в коробку по цвету, кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Забор вверх красный, а стороны синии.

«Сложи квадрат» Все составные части квадратов нужно перемешать, чтобы ребенок мог рассортировать их по цветам. После этого из каждой кучки деталей одного цвета требуется постепенно сложить небольшие квадратики, которые, в свою очередь, могут составить один большой квадрат. Благодаря этой игре у ребенка развивается пространственное мышление, цветоощущение и сообразительность.

Играть с этими играми лучше индивидуально или (4-5 ребенка).Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

2. Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей. «Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. (короче – длиннее).Накладывают на образец в альбомах.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. Соотносят цвет и число, состав числа.

3. Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора». Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.

4. В своей работе по развитию логико-математических способностей детей я использую логические блоки Дьенеша. Почему я взяла блоки? Потому что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез, дети учатся доказывать и догадываться, кодирование и декодирование.

Игры с блоками Дьенеша вызывают у детей интерес. Так дети в игре получают знания элементарных математических представлений.

1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.

2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.

3. Развитие способности к логическим действиям и операциям.

Сначала предлагаются самые простые игры:

«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

Работу с логическими блоками Дьенеша можно включать во все виды деятельности:

1. Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2. Настольно-печатные игры (изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).

3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар – кодовыми карточками).

Вариативность игр с блоками Дьенеша обеспечивают возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет упрощения или усложнения заданий. (Кодировать геометрические фигуры через отрицание)

5. Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.

Таким образом, использование культурных практик у дошкольников формируются и развиваются познавательные процессы (Память, мышление, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку).

«Сенсорный и интеллектуальный тренинг

«Академия смышленых ребят»

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.

Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе «Детство» происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности . В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

«Культурная практика» - это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры , логические упражнения, занимательные задачи.

В нашем ДОУ в подготовительных группах регулярно проводится сенсорный и интеллектуальный тренинг в рамках проекта « Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий» реализуемого с сентября 2014 года на базе нашего детского сада. Мы назвали этот тренинг «Академия смышленых ребят». Планируется всегда во второй половине дня, один раз в неделю.

Проводятся тренинги в виде командной игры, которая активизирует у дошколят познавательные процессы, сообразительность, эрудицию, мышление и выносливость. Дети, перемещаясь по точкам, выполняют самые разнообразные задания. Задания подбираются так, чтобы они были интересными, подходящими под выбранный сюжет и не требующими каких-то специальных знаний и умений от самих дошкольников. В конце года дети получают дипломы об окончании «Академии смышленых ребят».

Игровые комплексы, имеющие различную направленность, выполняют стимулирующую, развивающую функции и проводятся в форме тренингов. Каждый вид тренингов ориентирован, с одной стороны, на развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение, мышление), с другой стороны – на развитие конкретных психических функций (сенсомоторный, интеллектуальный, мнемонический, психомоторный тренинги).

Сенсомоторный тренинг способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение. Результатом является:

Повышение уровня сформированности сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности

Овладение системой перцептивных действий (сравнение, различение, соотнесение, расчленение) в процессе восприятия таких понятий, как пространство, время, движение

Формирование навыков восприятия формы, величины, взаимного расположения предметов, обобщенные ориентировочные действия, глазомер

Стимулировать основные виды чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную, кинестетическую, тактильную)

Развитие творческого воображения, коммуникативных способностей

Результативность сенсомоторного тренинга заключается в том, что приобретенные умения и навыки ребенок сможет использовать на практике в различных видах деятельности в повседневной жизни. Комплекс игр составляется таким образом, чтобы в него входили дидактические игры манипулятивно-инструментального характера (отработка навыков), использовались проблемные ситуации творческого характера в процессе лепки, конструирования. Тренинг может иметь сюжетный характер или состоять из нескольких самостоятельных частей.

Тренинг Общая дидактическая цель: развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности, творческого воображения.

1. «Назови как можно больше»

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности, зрительной чувствительности.

Детям предлагают назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате. (разной формы: треугольной, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной. Назови как можно больше тяжелых и легких, узких и широких, длинных и коротких предметов. Назови как можно больше предметов красного цвета (любого другого).

2. «Волшебный мешочек»

Цель: формирование навыков обследования формы и величины, развитие тактильной чувствительности.

Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в него, а только ощупывая их пальцами.

3. «Выложи фигуру»

Цель: развитие действия соотнесения, расчленения, аналитико-синтетической деятельности.

Психолог предлагает детям рассмотреть образец (рис. 4), выделить в нем составные части, сложить из палочек или зарисовать.

4. «Найди отличия» (прил., рис.38.)

Цель: развитие произвольного внимания и перцептивных действий (идентификация, различение).

Психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти в них как можно больше отличий. Вместе с детьми он обыгрывает рисунки. Например, «Бременские музыканты», «Два друга-музыканта», «Цирковые артисты».

5. «На что это похоже»

Детям раздают карточки с изображением темных силуэтов предметов Нужно определить, на что они похожи. Дети могут переворачивать карточки.

6. «Составим все вместе»

Цель: формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности, целостности восприятия.

Дети коллективно складывают сюжетные картинки из кубиков.

«Обведи и раскрась»

Цель: развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.

Детям раздают контурные изображения животных или трафареты. Нужно по контуру обвести животное, затем дорисовать и закрасить. Упражнение может быть выполнено коллективно на одном большом листе. Если упражнение выполняется коллективно, можно предложить детям составить рассказ, сочинить сказку.

Танграм»

Цель: развитие воображения, перцептивных действий расчленения, соотнесения.

В продолжение темы детям предлагают составить «корабль» из геометрических фигур. Образцом является их силуэтное изображение. Если детям трудно, можно дать контурное изображение предмета.

Психомоторный тренинг направлен на

Развитие координации и соразмерности движений кисти руки, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации

Развитие пространственной ориентации, внимания, памяти

Комплекс игр и заданий состоит из трех компонентов:

Упражнения манипулятивного тренировочного характера:

Пальчиковая гимнастика и другие (перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание, наматывание, разматывание, вязание)

Упражнения, связанные с элементами графики, письма (штриховка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых элементов письма: точек, палочек, кружочков, волнистых линий и др.)

Упражнения, связанные с традиционными видами деятельности (рисование, аппликация , лепка), но используемые как часть тренинга и имеющие развивающий характер)

Тренинг 1. Общая дидактическая цель: развитие моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.

1. Пальчиковая гимнастика

Психолог предлагает детям размять пальцы:

а) пальцы здороваются (пальцы правой руки поочередно соприкасаются с пальцами левой, при этом нужно говорить: «Здравствуй, пальчик!»);

б) пальцы сжимаются в «замок» и поочередно выпрямляются;

в) «Гуси» (большой, указательный и средний пальцы сжимаются в щепоть, остальные прижимаются к ладони. «Гусь» правой руки сильно пощипывает пальцы левой руки и «шипит»).

2. «Разгладим платочки»

Цель: развитие координации кисти руки и мелкой моторики пальцев.

Каждый ребенок должен в два-три приема сложить по диагонали квадратный лист бумаги.

3. «Узор из палочек»

Детям предлагают сложить из спичек заборчик, лестницу, колодец, рельсы и т. д.

4. «Составь квадрат»

Цель: развитие зрительно-моторной координации кисти руки.

Каждому ребенку дают пакетик с частями разрезанного квадрата, который нужно сложить по образцу.

5. Обвести и заштриховать фигурку какого-нибудь животного.

Дорисовать рисунок.

6. «Кто больше завяжет узелков?»

7. «Разложи на ощупь»

Каждому ребенку раздают мелкие геометрические фигуры и по две тарелочки. Нужно с завязанными глазами разложить фигурки по тарелочкам. Дети стараются сделать это как можно быстрее; начинают и заканчивают по сигналу психолога.

8. «Нанизывание пуговиц»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев.

Каждому ребенку дают леску с закрепленной на конце пуговицей и тарелочку с пуговицами. Задание заключается в том, чтобы как можно скорее нанизать их на леску (чем больше, тем лучше).

9. «Штриховка»

Цель: развитие гибкости кистей рук, умения регулировать нажим карандаша, ручки.

Чтобы научиться красиво писать, рука и пальцы должны быть ловкими, гибкими, послушными. Дети выполняют упражнения, которые способствуют этому. Например, нужно в одном направлении заштриховать воздушный шар .

1. Штрих, когда ручка чуть касается бумаги, - «воздушный шар». Здесь нужно показать детям, как необходимо держать ручку, чтобы штрихи были легкими, в одном направлении, не выходили за пределы контура.

2. Штрих с усилением нажима - «забор».

3. Короткий и длинный штрих - «червячок», «гусеница».

4. Косой штрих - «ежик», «лепестки цветка».

10. «Рисунок с завязанными глазами»

Цель: расслабление, создание хорошего настроения у детей.

К доске выходят несколько детей и одновременно начинают рисовать геометрическую фигуру, например, треугольник. Затем то же рисуют другие дети.

11. «Рисование по клеточкам» (прил., рис.41.)

Дети рассматривают рисунки. Психолог говорит, что зверей, животных, человечков можно рисовать по клеточкам. Это несложно, нужно только внимательно рассмотреть рисунок и сосчитать клеточки. Дети самостоятельно выполняют задание.

12«Учусь писать»

Детям дают задание нарисовать на листке в клеточку как можно больше огурцов или яблок так, чтобы они не касались друг друга. Дети сами определяют победителя и считают, у кого больше огурцов на «грядке» или яблок на «яблоне».

13. «Пластилиновый рисунок»

На картоне нужно нарисовать какой-нибудь предмет или образ, а затем оформить его пластилином разного цвета.

Паутинка для паучка»

На листе бумаги дети ручкой рисуют паутину, дождик.

. «Кто больше завяжет узелков?»

На куске веревки (мягкой проволоки) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их.

Мнемонический тренинг - это комплекс игровых упражнений, которые в большей степени ориентированы на развитие у детей различных видов памяти (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная, эмоциональная), а также процессов запоминания и воспроизведения на основе мыслительных действий и операций.

Научить детей использовать рациональные приёмы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности)

В связи с этим предлагаемый тренинг необходим для развития образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти для того, чтобы дети научились использовать рациональные приемы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности). Такие тренинги полезны всем детям, в особенности тем, у которых есть показания для коррекции выявленных симптомов.

Тренинг Общая дидактическая цель: развитие устойчивости внимания, двигательной памяти, опосредствованной зрительной памяти, рациональных приемов запоминания.

1. «Сделай так же»

Цель: развитие двигательной памяти.

Дети внимательно следят за движениями педагога, запоминают очередность (например, два хлопка, три подскока, круговое движение руками, покачивание головой), а затем воспроизводят последовательность действий.

2. «Запоминание картинок»

Цель: развитие образной памяти на основе приема запоминания по функциональным связям.

Детям предлагают запомнить слова, используя картинки («Врач», «Повар», «Машинист», «Строитель», «Ребенок»). Опорные слова: «скорая помощь», «кастрюля», «поезд», «дом», «юла». Психолог называет опорные слова и просит их запомнить. Затем показывает картинки, а дети подбирают к ним слова. Затем психолог убирает картинки. Детям необходимо назвать все десять слов.

3. “Что изменилось в расположении фигур”

Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.

Дети рассматривают на наборном полотне расположение геометрических фигур разного цвета, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет фигуры местами. Детям нужно восстановить порядок расположения фигур.

4. «Запоминание слов»

Цель: развитие опосредствованной памяти с использованием смысловых связей.

Дети должны воспроизвести парные слова. Слова для запоминания: «удочка», «кошка», «курица», «рыбка», «яйцо», «мед», «пчела», «молоко».

5. «Запомни, что нарисовано, и сложи сам»

Цель: развитие образной памяти, произвольного внимания.

Психолог показывает картинку, дети должны запомнить узор и составить его из палочек (рис. 2). Для начала дети составляют узор из пяти палочек, затем увеличивают их количество.

6. Предложить вспомнить слова и картинки из приведенных выше игровых упражнений.

Цель: стимулирование долговременной памяти.

5. «Пиктограмма»

Цель: развитие образной памяти, обучение приему запоминания (шифровка).

Психолог объясняет детям, что такое код, шифр (код в подъезде, сейфе , азбука Морзе, шифр в военной игре, разведке и т. д.), и говорит: «Сегодня мы тоже будем учиться шифровать, кодировать. Представьте себе, что вы разведчики и вам нужно зашифровать важное секретное сообщение. Используем для этого словосочетание «дождливая погода». Вы должны запомнить его в виде символа, например, косых коротких черточек или капелек. Слушайте слова, запоминайте и «шифруйте»: веселый праздник, ракета, салют, детский сад, огород, зоопарк. По окончании игры можно предложить детям назвать слова, глядя на рисунки, а также обсудить, как зашифровано одно и то же слово у каждого из детей.

Интеллектуальный тренинг - это игровой комплекс, включающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование познавательной активности, развитие мыслительных действий и операций у детей с различным уровнем умственных способностей, а также развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения.

Интеллектуальные игры следует использовать в порядке возрастания сложности. Они должны быть тематически связаны друг с другом; количество игр в тренинге колеблется от 5 до 8 и зависит от уровня психического развития детей , входящих в группу.

Психолог (педагог) может использовать как коллективный способ решения заданий, так и индивидуальный. Детям предоставляется возможность договариваться о способе решения, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Психолог стимулирует их мыслительную деятельность, подбадривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет должной активности. Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию мыслительных действий и операций, речевых способностей старших дошкольников.

Предлагаемые игры, упражнения, проблемные ситуации, задания с алгоритмами активизируют речь детей, если психолог (педагог) представляет им возможность формулировать правила игры, объяснять способы решения, составлять в парной и групповой работе небольшие рассказы, истории, сказки, отгадывать загадки.

Тренинг 1. Общая дидактическая цель: развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности, воображения.

1. «Будь внимательным»

Цель: развитие произвольного внимания, сосредоточенности.

Детям предлагают небольшой текст (из газеты, книги), в котором нужно зачеркнуть, например, букву «о».

2. «Не ошибись»

Цель: развитие способности быстрого реагирования на сигнал, совершенствование понятийного аппарата.

Дети встают в круг. Психолог бросает кому-то мяч и называет слово, например, «капуста». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово - «овощи». Обращаясь к другому ребенку, психолог каждый раз называет новое слово. Возможен и другой вариант: психолог называет обобщающее понятие, а дети подбирают к нему необходимые слова.

3. «Четвертый лишний»

Цель: развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация).

Из четырех предметов нужно исключить лишний:

1) стол, стул, кровать, кукла;

2) кот, собака, корова, теленок;

3) клубника, черника, клюква, вишня ;

4) морковь, помидор, редис, свекла.

4. «Недостающая фигура» (прил., рис.20.)

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, наглядно-образного мышления.

Психолог предлагает детям рассмотреть пуговицы на своей одежде, считают их количество. Затем внимательно рассматривают рисунок, объясняют, чем различаются фигуры, похожие на пуговицы. В последнем ряду нет третьей фигуры. Дети должны отыскать ее среди шести предложенных вариантов и нарисовать, объяснить способ решения. Правильный ответ - 4.

5. «На что это похоже?»

Цель: развитие творческого воображения.

Психолог показывает карточки с рисунками (например: и т. д.) и предлагает придумать как можно больше вариантов того, на что это может быть похоже. Картинку он поворачивает в разном направлении.

В нашем ДОУ в подготовительных к школе группах регулярно проводится сенсорный и интеллектуальный тренинг в рамках проекта « Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий» реализуемого с сентября 2014 года на базе нашего детского сада. Мы назвали этот тренинг «Академия смышленых ребят». Планируется всегда во второй половине дня, один раз в неделю.

Все занятия в рамках данного тренинга объединены единым смысловым сюжетом – путешествие по стране Знаний. На протяжении нашего с детьми путешествия встречаются нам разные герои, но главными являются – Глупиус и Знайка. Глупиус мешает ребятам решать задачки, подстраивает им всякие козни, а Знайка дает задания и помогает нашим ребятам.

Во время путешествия по стране Знаний наши «будущие академики» могут очутиться и в Волшебном лесу, и на Острове загадок, и в городе Мастеров, в Подводном мире и т. д.

В своих тренингах я сочетаю игры и упражнения из вышеперечисленных мною тренингов (сенсомоторный, психомоторный и т. д.)

Алгоритм построения таких тренингов может быть следующим:

1. Ритуал приветствия

2. Графические диктанты

Выполняя задания, дети приобретали нужные графические навыки, учились ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление.

Кроме этого, нам в нашем тренинге графические диктанты помогают определить место нашего путешествия. («Ключ», «Ракета», «Рыбка» и т. д.)

3. блок игр, активизирующих мыслительные операции в сочетании с мнемоническими действиями, развивающих процессы памяти

4. Завершающим компонентом таких тренингов являются игровые упражнения продуктивного характера. («Придумать и построить разрушенный Глупиусом город», «Нарисовать друзей жителям Волшебного леса», «Построить новую ракету на Космодроме» и т. д.)

По окончании тренинга Знайка выдает детям значок того места, где они были, который они приклеивают на карту. Конечной точкой должна быть Академия смышленых ребят, где дети получают дипломы об окончании Академии.

Предполагаемый результат:

Повышение уровня познавательного развития детей;

Овладение детьми навыков сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в командных видах игровой деятельности;

Самостоятельная организация детьми интеллектуальных игр;

Умение детей давать объективную оценку своей деятельности и деятельности партнеров по игре, радоваться своим и общим успехам;

Активное участие родителей в делах детского сада;

Разработка системы игр, способствующих развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.

Использованная литература

1. Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, А. Г. Карабанова. М., 19

2. Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.

3. Зак А. В. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-ти лет. М., 1996.

4. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.

5. Ковалева Е. Готовность ребенка к школе / Е. Ковалева, Е. Синицина. М., 2000.

6. Кушнир Н. Я. Детский сад - школа: проблемы преемственности. Мн., 2000.

7. Кушнир Н. Я. Введение в школьную жизнь / Н. Я. Кушнир, Н. Н. Максимук. Мн., 1998.

8. Кушнир Н. Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни. Мозырь, 2002.

9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.

10. Тихомирова Л. В. Развитие логического мышления детей / Л. В. Тихомирова, А. В. Басов. Ярославль, 1997.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: