Про заболевания ЖКТ

18 октября решением Священного Синода Украинской Православной Церкви по состоянию здоровья был отправлен на покой митрополит Волынский и Луцкий Нифонт. На Волынской кафедре владыка прослужил 24 года. Публикуем его интервью от 8 августа 2012 года, чтобы напомнить о длинном и сложном пути митрополита в деле служения Церкви.

« Человеческое терпение увенчалось большой духовной радостью!»


В августе 1992 года на Волыни произошли события, которые ужаснули весь христианский мир. Что здесь происходило и почему – в воспоминаниях митрополита Луцкого и Волынского Нифонта.

«Куда же вы, владыка, едете? Там огонь горит»

«В связи со сложной межконфессиональной ситуацией в Луцке переведен на Волынскую кафедру» – так писалось в решении Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 августа 1992 года по тогда еще епископу Хмельницкому и Каменец-Подольскому Нифонту. На Подолье он прослужил всего два года и пять месяцев, а провожали его верующие слезами, так же, как раньше слезами и устланной цветами дорожкой провожали из сельского прихода в Рудке-Козинской на Волыни, куда послушать проповеди «руденского батюшки» (как называли его) приезжали со всей Украины, Москвы, Урала и Беларуси.

Уже были захвачены Свято-Троицкий собор в Луцке, все помещения епархиального управления и духовной семинарии. Были забраны не только сооружения, но и имущество в них. Хотя, как вспоминал тогдашний ректор семинарии отец Петр Влодек, даже большевики и безбожники, когда в 60-х годах прошлого века закрывали семинарию, то давали два месяца на вывоз имущества...

– В августе 1992 года на Волыни произошли события, которые ужаснули весь христианский мир. Владыку Варфоломея, епископа Волынского и Луцкого, фактически выгнали из епархиального управления, и он обратился к Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, Предстоятелю нашей Церкви, чтобы Священный Синод направил на Волынскую кафедру меня. Мол, мой предыдущий авторитет у верующих людей и государственных мужей Волыни будет способствовать решению межконфессионального конфликта, приостановит безобразия, которые начались на Волыни, – вспоминает владыка Нифонт.

Для него близкой стала и Хмельнитчина, родина Блаженнейшего Митрополита Владимира, где также были проявления раскола. По новому закону, 10 человек могли группироваться и регистрировать свою религиозную общину. А поскольку храмов на всех не хватало, то шел раскол... Но решение Священного Синода владыка Нифонт принял смиренно, ибо оно касалось родной Волыни. С хмельнитчанами он прощался 28 августа, на праздник Успения Божией Матери. Это была пятница, в город уже прибыл владыка Питирим, назначенный на его место. После Литургии сделали совместное фото с прихожанами. Люди плакали и спрашивали: «Куда же вы, владыка, едете? Там огонь горит!»

– А я сказал, что горит моя родная Волынь, и я готов своей кровью затушить тот огонь, который разожгли люди, непонимающие единства Церкви.

За осень сменил 12 квартир

В Луцке владыка Нифонт вместе с тогдашним архидиаконом Алипием (Сапигой) остановились у Галины Гутовской, его бывшей руденской псаломщицы. Люди знали о его приезде и ждали в Покровском храме. Были там священники Петр Влодек, Адам Бровчук и его сын Владимир, регент церковного хора отец Владимир Ганжук и священники Петр Муляр и Георгий Шевчук, нынешний настоятель храма. Люди от радости, что прибыл архиерей, плакали. Началась Всенощная.

На следующий день, 30 августа 1992 года, была отслужена первая Литургия на Волыни владыки Нифонта в сане епископа местной кафедры.

– Был полный храм и полный двор людей, за церковной оградой они не помещались. Раскольники забирали по очереди наши храмы: Феодосиевский на Владимирской, когда избили священников, Пантелеимонов на Гнидаве... И Покровский храм стал едва ли не последним рубежом нашей Церкви в Луцке. Противостояния были большие. Наши люди хотели идти в собор, забирать его обратно также силой. Но я этого не допускал, потому что боялся, что тогда произойдет кровопролитие... Мы обратились в суд, и судебные заседания тянулись, тянулись вплоть до 1994 года.

Были попытки забрать и последнюю, Покровскую церковь. Ее, в конце концов, и опечатали. Но этому предшествовали такие события.

24 сентября 1992 года на площади перед зданием Волынской областной госадминистрации собралось более семи тысяч верующих УПЦ со всей области. Владыка Нифонт подготовил доклад, с которым хотел выступить перед «власть имущими», сказать, что Церковь, против которой войной пошли раскольники, имеет в области более 400 храмов, что ее прихожане являются гражданами Украины. Но это все было бесполезным...

– Нас оттеснили с площади, и началось побоище. Приехал «уазик», из которого достали резиновые палки с металлическими наконечниками, и наших людей начали бить, как скот. Меня тогда защищал отец Василий, тогдашний благочинный Киверцовского округа. Нам просто плевали в лицо, бросали яйцами, помидорами... Некоторым удалось выйти из разъяренной толпы, и меня, от греха подальше, завезли аж в Киверцы, – говорит владыка.

Той осенью владыка Нифонт поменял в Луцке целых 12 квартир. Потому что, как только раскольники узнавали, где он живет, тут же, пока квартирант был в храме, начинали терроризировать хозяев. Говорили, что дом сожгут, что детей похитят... Люди боялись, плакали, но не хотели отказывать в проживании владыке в их доме.

– Но я понимал, что происходит. При себе всегда имел сумочку, в которой находились лишь епархиальная печать и мой паспорт. Понимал, что через меня подставляется невинная семья. И хотя это были мои хорошие знакомые, мои духовные дети, чтобы ими не рисковать, переходил в другое помещение. Не раз за мной следили из автомобиля, круглосуточно ездили следом. Не боялся смерти, а боялся за людей, которые поддерживали меня и нашу Церковь.

Когда прибыл в Луцк, то через недели две пошел в облгосадминистрацию на встречу с работниками отдела по делам религий Маслошем В.З. и Гулько Г.Я. В кабинете представился как епископ, которого на Волынскую кафедру благословили Священный Синод и Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир. Во время разговора в кабинет ворвалась группа разъяренных людей во главе с депутатом Александром Гудымой, который кричал: «Чтобы за 24 часа твоего духу здесь не было. Ты – персона нон-грата на Волыни». Сопровождающие депутата люди, вроде бы и интеллигентные, начали шуметь, что нам московских попов здесь не надо, стали дергать за рукава, угрожать. Но работники отдела по делам религий не допустили насилия.

Озлобленность никогда не была проявлением христианской любви, тем более гражданской толерантности.

«Покровушки не отдадим!»

25 сентября 1992 года владыка Нифонт должен был, наконец, выступить на сессии областного совета. Рано утром с отцом Адамом Бровчуком он подошел к зданию облсовета с тыльной стороны, потому что на центральных дверях их уже поджидали с плакатами «Геть московского попа!» Но и с тыльной стороны тоже была «засада»... Одну из женщин по имени Люба владыка даже знал, потому что она приезжала в свое время в храм в Рудку-Козинскую, чтобы избавиться от бесноватости. Увидела, начала кричать, что идут «московские попы». Из-за угла выбежала группа мужчин старшего возраста. С налитыми кровью глазами, с криками: «Режь ему вены, сейчас втопчем москаля в землю». Тут же выскочили из «Беркута» ребята, которые, по сути, и спасли священнослужителей от самосуда разъяренной толпы. Но в той потасовке владыку Нифонта все же резанули по венам правой руки, шрам остался по сей день. Один из депутатов заметил, что у владыки вся рука в крови. Его отправили в коридор, где работницы облсовета оказали помощь.

– Зажило! Но та минута, те страшные лица людей, которых я такими никогда не видел, которые ужаснули... И минута стоила мне добрых 15 лет жизни.

Покровскую церковь опечатали, хотя это было, считает владыка, и противозаконно, в угоду горстке людей. Поэтому собирались для служб на подворье. Священники на улице и исповедовали, и причащали. Люди приходили тысячами. Не раз и милицию приходилось звать на подмогу, чтобы верующие Украинской Православной Церкви могли помолиться около (!) своего храма.

– Мы молимся, а за забором стоит толпа и скандирует: «Нифонта четвертовать! Нифонта четвертовать!» А мы молимся... Я говорил людям: «Мы поем “Господи, помилуй”, а наши братья за оградой молятся словами “Геть московских попов!” И мы обращаемся к Богу, и они, как думают, обращаются к Богу. Так кого же Господь слышит?» – «Нас, владыка!» – «Так давайте и дальше петь “Господи, помилуй!”» Из милиции нам говорили, что храм – опечатан, что он уже не наш... Приказывали уходить с подворья, потому что может случиться кровопролитие. Старые наши прихожанки, которых сегодня среди нас уже нет, потому что уже отошли в вечность, заявляли: «Мы Покровушку не покинем! Берите автоматы, берите лопаты, копайте здесь, возле Покровушки, ямы и закапывайте нас, но мы церковь не отдадим!»

Я это помню, как сейчас, потому что это было очень трогательно и трепетно. Такое исповедничество, такая глубокая вера простых людей уберегла наш храм и Церковь как общину УПЦ. Церковь была закрыта, служили и в сторожке. В том маленьком низком домике, что на подворье. Однажды был такой ливень, двор так залило, что люди стояли по щиколотки в воде, но не покинули богослужение. А еще во время одного из дождей с бумажных печатей на дверях храма смыло все надписи. Поэтому и решили, что в таком случае будем открывать дверь и служить в храме.

Люди грабили церкви, потому что их опустошили духовно

В Покровской церкви в те времена служили лишь одну Литургию в воскресный день. Сразу после службы забирали на сохранение к кому-то из священников всю утварь: Евангелие, антиминс, чаши. Боялись, что захватят и осквернят. В октябре того же 1992 года была зарегистрирована и религиозная община... Покровской церкви «Киевского патриархата», хотя ни одного человека из ее числа здесь не было и ни одной службы не служилось.

– Мы имели свыше 80 семинаристов. 73 остались у нас, а остальные ушли в раскол. Поскольку раскольники забрали не только помещения семинарии, но и все имущество, личные вещи, даже подрясники семинаристов, огромную библиотеку, компьютеры и т. п., а обучение хотели продолжить, то учились в... той же тесной сторожке. Учились в три смены, писали и ели на коленке. Мы добивались помещения, и, по милости Божией, нам дали помещение бывшего доминиканского монастыря по улице Драгоманова. Оно было полуразрушено, но сделали ремонт, обустроили храм, общежитие. Этот домик возле Покровского храма, где сейчас епархия, принадлежал аж трем организациям, был отгорожен от храма проволочной сеткой. Внизу размещалась мастерская по ремонту автомобилей и мотоциклов. Когда нам его в 1993 году, наконец, передали, мы сделали ремонт и по сей день здесь живем. Я же еще год не имел в Луцке прописки. Все отказывали, потому что боялись, что придут раскольники с угрозами. Прописали тогда, когда я пообещал написать жалобу в ООН...

– Владыка, почему люди, которые были крещены в так называемой Московской Церкви, ходили годами в эти храмы, а потом... разрушали эти храмы, грабили церковное имущество, избивали священников и прихожан, которые оставались верными Православной Канонической Церкви?

– 70 лет была антирелигиозная пропаганда, людей опустошали духовно. Один из идеологов захвата храмов – сын священника! Почему он выступал против Церкви, которой так преданно служил его отец?.. А все остальные были в ней крещены и исповедовали ее веру. Но это, считаю, была политика, и принимали участие в тех страшных событиях люди, которые не имели глубокой веры в Бога, исповедовали якобы национальное. Но кто может не любить свое родное, национальное? Где бы я ни был, в армии служил в Великом Новгороде, я везде молился за свою родную Волынь. Когда же потом поездил по святым местам, то везде в своем сердце возил свою Украину, свою Волынь. Перед Голгофой на Святой Земле я на коленях молился за нашу Украину, просил: «Господи, воззри милосердным оком на мою земную родину! У меня за нее сердце болит». Но люди, которые затеяли раскол, грабежи, не имели в сердце веры, а только одно озлобление. В Святом Писании сказано, что придет такое время, когда всякий, кто будет убивать вас, будет думать, что тем он служит Богу... Что делает богоугодные дела... Но с нашей стороны была только молитва и терпение. Мы даже согласились на то, чтобы служить поочередно в храмах с так называемым «Киевским патриархатом». Но в Иваничах и Горохове это закончилось одинаково: через несколько служб наших священников избивали и выгоняли, а храмы себе забирали.

Однако уже в январе 1994 года состоялся первый благотворительный концерт Волынской епархии УПЦ, и хотя было собрано не так много денег для сирот, но это было начало большого социального и благотворительного служения Церкви людям. Сейчас на таких концертах собирают деньги нуждающимся сотнями тысяч. Очень подняли дух верных Церкви крестные ходы с чудотворным Почаевским образом Богоматери. Десятки тысяч людей тогда поднялись духовно, утвердились в вере. И когда чудотворный образ – национальную реликвию – проносили мимо Свято-Троицкого собора, то участников крестного хода встретили закрытые врата...

Ни служители, ни их прихожане не вышли к святыне, не московской, а святыне, которая является национальным достоянием украинцев. Поклониться ей вышли и из католического костела, и из автокефальной церкви епископ со своей паствой. В несколько районов области Почаевскую Богоматерь... не пустили. Были оговорки, что участников крестного хода будут... снова бить, и местная власть побоялась брать на себя такую ответственность.

Тогда владыка Нифонт за одну ночь изменил маршрут крестного хода. Люди же стремились к встрече со святыней, в Нововолынске, например, крестный ход через город к Низкиницкому монастырю шел целых 6 часов! Столько было желающих склонить головы и сердца перед чудотворным образом. А в тогдашних газетах как только не называли Почаевскую чудотворную икону, даже «московской аферисткой»...

А несколько месяцев спустя Волынская епархия получила слезные просьбы из Иваничевского, Гороховского и Локачинского районов, в которые не пустили Почаевскую Богоматерь: провести крестные ходы с чудотворным образом и сюда, потому что после того, как образ в эти районы не пустили, у них начался мор скота и колхозного, и в частных домохозяйствах. И крестные ходы-таки состоялись, и снова Божия Матерь являла десятки чудес.

Сейчас в Луцке в воскресенье служится более двадцати Литургий, вместо одной, как 20 лет назад, в Покровской церкви. Епархия имеет 372 церковные общины. Бывало, что за год владыка Нифонт освящал и по 20 новопостроенных храмов. Новые православные общины, слава Богу, регистрируются и по сей день, а некоторые возвращаются из раскола. Это свидетельствует о том, считает митрополит Нифонт, что человеческое терпение увенчалось большой духовной радостью.

Дата рождения: 5 октября 1948 г. Страна: Украина Биография:

Родился 5 октября 1948 г. в с. Галина Воля Старовыжевского р-на Волынской обл. Украины в крестьянской семье. После окончания в 1963 г. восьмилетней школы работал в колхозе. В 1967-1969 гг. служил в рядах Советской армии, затем работал в железнодорожном депо г. Бреста.

С 1971 г. исполнял послушание иподиакона .

18 марта 1977 г. назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка Козинская Рожищенского р-на Волынской обл.

В 1985 г. возведен в сан игумена, в 1988 г. — в сан архимандрита.

В 1989 г. назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии.

Решением Синода УПЦ от 20 марта 1990 г. избран епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. Хиротонисан 31 марта за Божественной литургией во Владимирском кафедральном соборе г. Киева.

С — Волынский и Луцкий.

Решением Синода УПЦ от 18 октября 2016 г. (журнал № 42) от управления Волынской епархией по состоянию здоровья. Местом пребывания определен г. Луцк. Назначен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Луцка.

Образование:

1974 г. — Московская духовная семинария.

1979 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Нифонта (Солодухи) при наречении во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского.

Награды:

Церковные:

  • 1998 г. — орден прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских II ст. (УПЦ);
  • 1998 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 1999 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст. (УПЦ);
  • 2000 г. — орден «Рождество Христово — 2000» I ст. (УПЦ);
  • 2003 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2003 г. — орден св. равноап. кн. Владимира I-II ст. (УПЦ);
  • 2006 г. — орден прп. Нестора Летописца II ст. (УПЦ);
  • 2008 г. — орден св. равноап. Марии Магдалины II ст. Польской Православной Церкви;
  • 2008 г. — орден свв. Кирилла и Мефодия I ст. Православной Церкви Чешских земель и Словакии;
  • 2008 г. — орден свт. Алексия Московского III ст.;
  • 2008 г. — орден св. ап. Иоанна Богослова I ст.;
  • 2013 г. — прп. Серафима Саровского II ст.

Светские:

  • 1999, 2003, 2008 гг. — государственные ордена Украины «За заслуги» I-III ст.

На Западной Украине жизнь православных людей складывается непросто. Когда 20 лет назад сторонники «Киевского патриархата» в Луцке силой захватывали храмы, калечили и порой до смерти избивали священников, злословили на церковную иерархию, призывали народ к ликвидации «московской церкви», а Волынская епархия потеряла почти всё имущество, на эту кафедру был назначен молодой епископ Нифонт. Православные верующие сплотились вокруг правящего архиерея, который своими проповедями и молитвой поддерживал их дух, организовывал крестные ходы, благословлял основывать новые общины, строить и реставрировать храмы, возрождать монастыри. Сегодня митрополит Нифонт авторитетный и влиятельный архиерей Украинской Православной Церкви. Что значит исповедовать Христа, как научиться радоваться, несмотря на невзгоды и несчастья, о проблемах и успехах своей епархии, он рассказал ЖМП.

Живая вера

— Ваше Высокопреосвященство, вы служите Церкви уже 35 лет. На ваших глазах сменились исторические эпохи, постоянные изменения претерпевает жизнь людей и сегодня, но очевидно, что, как и тысячу лет назад, главные духовные проблемы человека остаются прежними. Что для современного человека означает быть со Христом, что значит исполнять евангельские заповеди?

— Да, более чем за 35 лет много изменилось. Но Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (ср.: Евр. 13, 8). И Христова Церковь остается той же: Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Меняются исторические эпохи, и человеческая жизнь на земле подлежит изменениям. Враг рода человеческого имеет многовековой опыт, не ест и не спит, а всё время изощряется и выискивает разные способы, как погубить душу человека.
В минувшие времена были одни испытания веры, сегодня совсем другие. Раньше верующие люди свято хранили правила и традиции Церкви, терпеливо перенося посланные испытания, в радости прославляли Господа. У людей всегда была живая надежда на благодатную помощь Божию. И главное, в простоте сердец они любили друг друга по заповеди Иисуса Христа. Тогда сохранялось единство духа и веры. Даже среди атеистической пропаганды и богоборческих пятилеток Церковь Христова жила, верующие люди не забывали Своего Господа и созданную Им Церковь. Епископы и пресвитеры тогда как могли, так и совершали свое служение Церкви. Люди церковные тайно хранили православную веру и передавали ее из поколения в поколение.

Помню, когда я был настоятелем приходского храма села Рудка Козинская (Волынская область, Украина), в наш храм несколько лет подряд почти каждое воскресенье и в большие праздники (даже если это был рабочий день) приезжали два директора общеобразовательных школ из Тернопольской области (они жили и работали в 150 км от нас, в городе Кременце). Исповедовались и причащались вместе со своими семьями. Они всегда были жизнерадостны и глубоко сосредоточены во время богослужений. Однажды я спросил: «Почему вы ездите так далеко, ведь Почаевская лавра намного ближе к вам?» «О нет, батюшка, нас там очень быстро вычислят, — ответил один. — А здесь нас никто не знает, мы как дома: всё родное, по душе, мы будем держаться этого храма». Я крестил их детей, венчал родственников, заочно отпевал их близких и родных. Для меня они были ярким примером деятельной веры в те времена, а их работа в школе с детьми — это момент передачи живой веры своим поведением и жизнью школьникам.

Еще пример. В Ровно жила учительница, звали ее Валентина. Дети ее выросли и завели свои семьи. Она жила в однокомнатной квартире и вела монашеский образ жизни. Молилась, исполняя монашеское правило, соблюдала церковные посты, одевалась чисто, аккуратно и скромно. Спала на полу на подстилке из рогожи. Своим кротким словом и жизненным примером она привела ко Христу в Его Святую Церковь несколько десятков молодых преподавателей и сотни школьников. Светская наука и православная живая вера находили в этой учительнице единство цели — познание Творца и служение Ему образом своей собственной деятельной веры.

Сейчас совсем другое время, время свободы выбора. Открыты все возможности для изучения Священного Писания, в особенности главной евангельской истины: один Бог, одна вера, одно крещение и одна Церковь! Благодаря этому многие люди пришли в Церковь, и неважно в каком возрасте. Они нашли свой путь к Богу и стараются идти, принося плоды покаяния и добрых дел. Построены тысячи храмов и монастырей. Слово Евангелия открыто могут слышать школьники и студенты, заключенные и военные, врачи и ученые. Но враг нашел новые способы, как отвлечь людей от Бога.

Сегодняшние средства массовой информации настолько заполнены «свободомыслием», что простым людям тяжело разобраться, где истина. Многие «свободные проповедники» сбивают простодушных с истинного пути. Даже внутри Церкви, где должны царить мир и согласие, сегодня, к сожалению, есть разногласия и противостояние. Святой апостол Павел не просто просит, а умоляет нас: Братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16, 17-18). Смотрите, — говорит апостол, — братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием… безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2, 8; 18-19). Слово Божие говорит четко и ясно: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их (Мф. 7, 15-16). Таковыми сегодня являются сектанты — агитаторы из-за рубежа, которые лукаво обольщают простых людей, навязывая им свою «истину» вероучения.

Грех непослушания наполняет сердца некоторых «церковных верующих» людей, которые, начитавшись таких «проповедников», отвергают многолетний православный опыт церковной жизни: сохранение единства и соборности Церкви Христовой, апостольскую преемственность, таинства Церкви, посты и монашество и т.д.

Сам Христос, придя на землю, смирил Себя, быв послушлив даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Своеволие среди верующих людей приводит многих мало воцерковленных людей к охлаждению ревности в вере. На приходах не всегда верующие слушают своего батюшку. Например, у нас есть приходы, где люди хотят, чтобы священник служил на украинском языке, а не на церковнославянском. И винят священника, что он молится на «московском» языке. И в монастырях тоже иногда проявляется свободоволие, когда каждый хочет жить по своей воле. И переходят из одного монастыря в другой, желая жить по своему персональному уставу. Даже священнослужители не всегда проявляют послушание к своим епископам. Епископ делает замечание священнику в отношении того или иного проступка, а тот не исправляется, а говорит: «Не надо меня грузить, а то я вместе с приходом перейду к автокефалистам или раскольникам (“Киевский патриархат”), и там меня всегда примут».

Непослушание и своеволие в церковной среде — это большая рана к погибели многих сердец. Утрачена духовная бдительность, ослабевают пост и молитва, угасает христианская любовь, гордость обуяла сердца многих. Каждый из нас является кузнецом своей вечной жизни. А ведь Христос не многого требует от нас: любить Бога больше всего и ближнего как самого себя. Эта заповедь на протяжении всей христианской эпохи не теряет своей актуальности. Кто искренне любит Бога, у того пост и молитва не ослабевают, и любовь не исчерпывается, ведь душа ищет постоянного и непрерывного общения с Творцом. Такое общение может быть только в мире и любви.

Поэтому жить по-евангельски — это значит любить и делать добрые дела. Любящий человек никому не причинит зла, он видит свои грехи, а поэтому прощает и молится за обидящих. И, конечно, поститься и молиться, каяться и причащаться святых таин Тела и Крови Христовых. Творить милостыню и проводить свою жизнь в трезвомыслии и благочестии. Это и означает быть со Христом и исполнять евангельские заповеди.
Верующий человек обязан всегда доверять Богу

— Апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16-18). Но как обрести в жизни настоящую непреходящую радость, которая жила бы в сердце, даже несмотря на житейские трудности, проблемы и несчастья? Что для этого нам нужно знать, понимать и делать?

— Апостол Павел всем христианам оставил свой мудрый совет. Только тот, кто имеет мир в своем сердце, тот всегда радуется, молится и за всё благодарит Бога. Многовековой опыт Церкви Христовой устами многих учителей и наставников всегда говорил и говорит, чтобы верующий человек стремился всеми силами стяжать мир в душе своей, а где мир — там и радость. Духовный мир стяжается глубокой сердечной молитвой к Подателю всех благ — Богу.
В современном мире верующему человеку трудно сохранить в своем сердце постоянный мир. Много различных факторов опустошают душу и разум. Враг — завистник человеческого спасения — вселяет в сердце множество суетных лжепроблем. Диавол всё делает, чтобы увести мысли человека в непроходимые лабиринты греховных страстей. Но Господь для этой борьбы дал человечеству два крыла — это пост и молитва. История Церкви показывает нам множество примеров богоугодной жизни подвижников благочестия, которые, не жалея своего тела, титаническими трудами и подвигами совершенствовали свои души, тем самым обретая радость о Господе. Господь говорит: Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66, 2).

Одно время в Троице-Сергиевой лавре жил игумен Адриан. Человек глубочайшего смирения и беспрекословного послушания. У него было послушание в 1974-1976 годах отчитывать одержимых злым духом. Под Успенским собором в нижнем храме Всех русских святых батюшка смиренно совершал молебен и читал чин на изгнание бесов, на который собиралось более 300 человек. Отец Адриан был невысокий и худенький, но гигант смиренного духа. Когда его спрашивали, как он живет, он в детской простоте отвечал: «Потихонечку, бесов изгоняю, такое у меня послушание». Десятки людей, приходя к этому простодушному монаху, получали исцеление. Вот воистину сила Божия в немощи человеческой совершается. Многим известный архимандрит Кирилл, лаврский духовник, — воплощение милосердия и любви к страждущим во грехах людям. Батюшка не многословит, не лицемерит, а воистину любит всех во Христе Иисусе и милосердствует о всех.

Верующий человек не просто должен верить Богу — он обязан всегда доверять Ему, отдавать всего себя в волю Божию. Как младенец доверяется матери, так верующий человек должен полностью отдать себя Христу Спасителю. После этого все житейские трудности, проблемы и несчастья не станут поводом для потери душевного мира, а с ним и радости во Христе. Ведь тогда человек будет видеть и понимать, что действительно печалиться нужно о грехах, и в покаянии находить радость. Радость не покидает человека, в сердце которого царят мир и любовь.

— Но можно ли совместить радость с покаянием, сокрушение и внутренний мир? То и другое неизбежно присутствует в стремящемся к спасению человеке, но бывает так, что они вызывают внутренний конфликт и от одного люди отказываются в пользу другого. Чаще всего, акцентируя покаяние, забывают о радости.

— Господь нам говорит, что на небе бывает великая радость, когда на земле один грешник кается. Покаяние — это очищение, это снятие греха с души человека, просвещение разума. Покаяние — это баня, омывающая совесть. Освобождение души от греховной тяжести — это всегда радость. Человек, который совершил грех — преступление, после покаяния на исповеди обретает облегчение души, радуется о Господе. Постоянное сокрушение о грехах — это хождение пред Богом в страхе Божием. Ходящий во тьме греха не видит радости — света, а живущий во свете имеет мир внутри себя и радость о Господе, Который желает всем спастись и в разум истины прийти. Сокрушаясь о содеянных и покаянием очищенных грехах, надо помнить, что они уже прощены, и больше не совершать их. Радость — это следствие чистого, искреннего и настоящего покаяния. Сокрушение — это смиренная молитва о даровании нам памяти о грехах наших, чтобы не возгордиться и не дать места греху возвращаться в чистую душу. Чтобы не случилось внутреннего конфликта и не потерялась радость, нужно всегда помнить о неизреченном милосердии и любви Божией к Своему творению — человеку.

— Какие евангельские слова наиболее значимы для вас и какие из них вы чаще всего вспоминаете?

— Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф. 7, 12-13). Эти слова запомнились мне с юности, и я вспоминал их во многих жизненных обстоятельствах. Например, когда в 1967-1969 годах служил в Советской армии. В нашей части был парторгом некий Николаев. Он очень жестоко относился ко мне. Ему не нравилось, что я верующий и посещаю иногда храм Божий. Конечно, как солдат я старался изо всех сил исполнять все его приказания и в любом случае, если такое случалось, старался сделать для него что-то полезное. Осенью наш взвод собирал картофель на колхозном поле для части. В первую очередь мы хотели обеспечить картофелем своих командиров, в том числе и Николаева. Руководить сбором урожая поручили мне, и я старался выполнить поставленную задачу как можно лучше, вспоминая слова Христа Спасителя.
Но его придирки продолжались. Даже перед демобилизацией, когда я по приказу командира готовил все склады (продовольственный, обмундирования, хозяйственный) к передаче новому завскладом, Николаев объявил мне незаслуженно наказание — наряд вне очереди. Об этом узнал командир роты капитан Сараян и распорядился, чтобы Николаев снял с рядового Солодухи несправедливое наказание и извинился, что тот и сделал. Конечно, было немного досадно, но в такие моменты евангельские слова всегда были поддержкой и опорой.

В другом случае один из солдат несколько раз видел, как я после отбоя молился Богу, он кидал мне в спину свой сапог. После этого я быстро ложился в постель и продолжал дальше молиться. Однажды ночью, когда мой сослуживец крепко спал, я взял его сапоги, пришел в бытовую комнату, начистил их там до блеска и тихонько поставил к его койке. Утром он был потрясен и удивлен, как и кто почистил?! Так было несколько раз. Однажды он сказал мне: «Да, Вася, а ты и правда верующий. Удивительно, я тебе зло, а ты мне добро. Как это бывает?» Я ответил ему, что как видит, так и бывает. Впоследствии мы стали хорошими товарищами.

Исповедники веры

— Вы были знакомы с протоиереем Всеволодом Шпиллером и архиепископом Василием (Кривошеиным). Какие ваши личные впечатления об этих людях? Чем они запомнились вам?

— Да, с 1970 по 1974 год, будучи иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена, я служил во многих храмах Москвы, в частности в храме Святителя Николая в Кузнецах. Протоиерей Всеволод был очень любезен, умел общаться со всеми, кто к нему обращался, с самыми разными людьми. Он запомнился мне своей добротой и снисходительностью. У владыки Василия Брюссельского я был несколько раз иподиаконом, когда он приезжал в Москву. Именно в Свято-Никольском храме в Кузнецах он подарил мне Новый Завет с симфонией (брюссельское издание), который прошел со мной все студенческие, священнические годы. Я пользуюсь и сейчас этой книгой. Архиепископ Василий запомнился кротким и сильным духом, благоговейно и трепетно совершал Божественную литургию.

— Кто оказал особое влияние на ваше становление как христианина и архипастыря и почему?

— Первым примером христианской жизни для меня была моя бабушка Евфросиния, которую я называл мамой. Ее терпение, глубокая вера и искренняя молитва всегда окрыляли меня. Доброе отношение со всеми соседями, простота, чистота и искренность были ее украшением. А еще ее особое отношение к бедным старичкам и калекам, бескорыстная помощь людям в беде. Весной 1955 года, когда сгорел наш маленький деревянный домик, покрытый соломой, бабушка Евфросиния говорила: «Не будем плакать и обвинять виновного. Бог нас не оставит. Пережили войну, переживем и эту беду». Односельчане помогли, и бабушка вскоре купила такой же скудный домик, где мы и жили. Сама была бедной-пребедной, но всегда принимала в свой дом инвалидов, калек, слепых, которые ходили по селам и собирали подаяние. У бабушки эти нищие всегда могли отдохнуть, привести себя в порядок и идти дальше.

А образцом пастырского служения стали для меня протоиереи Стефан Герасимов, Евгений Червинский и Иоанн Хильчук. 1960-1970-е годы, когда закрывались храмы, детей не пускали в церковь, священство притесняли. Священник как воин хранил то, что было в его силах. Главное — это его богоугодная жизнь как пример другим для подражания. Вот такую благочестивую жизнь не на словах, а на деле, и самоотверженное служение я увидел тогда в этих священниках. Протоиерей Стефан Герасимов служил в Преображенском храме поселка Старая Выжва. С большой любовью он относился к храму и богослужению. По-отечески относился к стареньким людям, сиротам, слепым и калекам, всегда подавал милостыню. А за советом к батюшке приходили все: учителя, врачи, работники государственных учреждений, многодетные и одинокие матери. Он дал мне рекомендацию для поступления в Московскую духовную семинарию.

Протоиерей Евгений Червинский, настоятель Крестовоздвиженского храма в поселке Заболотья Ратновского района на Волыни, нес тяжелый жизненный крест, но терпеливо служил Богу и людям. Очень часто сельский председатель Березнюк беспокоил священника — то не крести, то не венчай, то не отпевай… Один раз Березнюк вызвал отца Евгения в сельсовет и спросил: «Вы вечером венчали кого-то в храме?» «Нет». «А тогда почему в церкви горел свет?» Священник объяснил, что просто зашел в храм взять огарков, чтобы дома читать при свечах правило. Начальник упрекнул протоиерея, что не хорошо батюшке врать, а надо говорить правду. «Если я скажу правду, — ответил отец Евгений, — от этой правды пострадают невинные люди, чего я, как священник, допустить не могу».

В другой раз отец Евгений случайно встретился в парикмахерской с председателем сельсовета, который тоже зашел постричься. «О, батюшка, а ведь Христос имел бороду и волосы, а вы постригаетесь»,— усмехнулся Березнюк. Отец Евгений после короткой паузы ответил: «Да, Христос имел бороду и волосы, и я имею. А вот вы, господин председатель, совсем ничего не имеете, а ваши учителя Карл Маркс и Фридрих Энгельс имели вот такие бороды!»

Через некоторое время у председателя сельсовета умерла мать, которая завещала, чтобы ее похоронили по церковному чину. Она была благочестивой христианкой и часто посещала храм, но сын-начальник не выполнил просьбу матери. В день похорон гроб с телом усопшей везли на грузовой машине. За двадцать метров от храма, посреди дороги, вдруг заглох мотор. Оказалось, кончился бензин. Вся похоронная процессия также остановилась. Прошло более двух часов, пока доставили бензин. За всем этим наблюдал отец Евгений возле церковного дома. После этого как-то председатель сказал батюшке, что, вот видите, я похоронил маму и без вашей помощи, и без церкви. Священник ответил: «Два часа стояла машина с гробом вашей матери возле церкви, как вы думаете почему? Разве водитель не знал, сколько нужно бензина, чтобы доехать до кладбища? Сотни людей, которые провожали вашу маму, сегодня говорят, что в тот момент ангелы взяли ее душу в храм и совершили отпевание, а потом только машина поехала дальше».

Протоиерей Иоанн Хильчук, настоятель Свято-Михайловского храма в селе Хотешове Камень-Каширского района на Волыни. Тогда еще молодой священник, но весьма ревностный к проповеди и служению. Пять часов утра, а в храме уже полно людей, как говорят, негде яблоку упасть. Очень требователен и строг в хранении благочестивой христианской жизни. Постник и молитвенник. Живое слово его проповеди проникало в сердце каждого слушателя. Сотни людей ехали со всех сторон к этому батюшке, чтобы духовно укрепить свою веру и очистить в покаянии свое сердце и душу. Ни один раз его вдохновенная проповедь зажигала в сердцах верующих жертвенную любовь к окружающим. Дух его веры жив до сих пор на приходе, где батюшка служил в молодые годы. Он еще жив и служит, вознося искренние молитвы обо всех.

— Кто из святых служит для вас ориентиром и авторитетом в духовной жизни и почему?

— Весной 1967 года я впервые прочитал житие преподобного Алексия, человека Божия. Это было потрясением моей юной души (мне было 19 лет). Второй раз подобное пережил, когда впервые посетил Почаевскую лавру и не мог отойти от раки с мощами преподобного Иова Почаевского. С этого момента появились мысли о монашестве. И когда в 1970 году поступил в Московскую духовную семинарию, уже там прочитал житие Преподобного Сергия Радонежского. Их богоугодная, подвижническая, терпеливая жизнь и до сих пор служит мне примером и вдохновением.

Ревность не по силам

— Какие ошибки, на ваш взгляд, чаще всего совершают молодые священники в окормлении своей паствы? И как этого избежать?

— Для священнослужителя руководством в житии и служении должны быть слова Христа Спасителя, которые Он завещал Своим ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20). Кроме того, пресвитер церковный должен внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20, 28). Апостол Павел пишет к Тимофею: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Нарушая эти наставления, молодые священники совершают грубейшие ошибки в своей пресвитерской жизни. Когда священник слишком увлекается себялюбием и, не имея никакого опыта, хочет показать себя мудрее своих собратий, он впадает в грех слепой гордости. Гордость воспаляет зависть, а зависть убивает живую веру.

Был молодой священник, который по своей простоте начал молиться о бесноватых. Стали приезжать к нему больные, страждущие, а он, думая, что имеет силу изгонять нечистых духов, продолжал восхищаться «своими» успехами. В Почаевской лавре опытные старцы посоветовали ему бросить это дело: «Это не по твоим силам, у тебя жена, дети, брось отчитки и молись сокрушенным сердцем». Его собратья священники говорили то же самое, но он никого не слушал. После того как появилась у него болезнь головы, тогдашний архиепископ Дамиан запретил его в священнослужении. Когда он подлечился, ему снова разрешили служить, но батюшка уже слишком высоко думал о себе. Болезнь прогрессировала, и в итоге нежданная смерть (после простуды отказали почки) положила конец всему, что имел этот молодой иерей. Чтобы этого избежать, надо со смирением повиноваться евангельским заповедям, церковным правилам и своему правящему архиерею. Но главное, на мой взгляд, нужно совершать свое служение смиренно и ревностно, отдавая всего себя с любовью Богу и людям.

— В одной из бесед вы сказали, что активно стараетесь поднять авторитет Церкви благотворительными акциями. А что такое авторитет Церкви применительно к вашим условиям? На чем он основан и как его можно укрепить?

— Авторитет Церкви — это ее жертвенное служение обществу. После периода атеистического разгула для Церкви настало благодатное время благовествовать миру евангельское слово. Проповеди Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов подкреплялись добрыми делами, а евангельское благовестите имело большой успех. Слово Божие говорит, что вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Сейчас люди ожидают от Церкви деятельной любви. И поэтому нам, православным христианам, надо все силы направлять, чтобы Церковь имела живой пример жертвенной любви ко всем людям.
Слава Господу, тяжелое время уже немного уходит, когда прихожан Украинской Православной Церкви гнали, били, забирали храмы, постоянно клеветали и злословили как на церковную иерархию, так и на простых мирян на всех митингах и собраниях, когда призывали народ к ликвидации «московской церкви». Но верующие не переставали молиться, основывать новые общины, строить храмы, реставрировать старые, возрождать монастыри. Вместе с тем потихоньку удается налаживать сотрудничество с разными государственными и общественными организациями, проповедовать через СМИ. Православным волынянам не только удалось сберечь единство веры и Церкви, но и регулярно проводить разные благотворительные акции для поддержки сирот, одиноких престарелых людей, инвалидов, слепых, многодетных семей. Кроме того, много добрых дел простых мирян остается скрытыми для общества. Это был и есть действенный шаг православных волынян, которые не только знают, но и стараются исполнять слова Христа Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

Справка

На 1 января 2013 г. Волынская епархия (это половина Волынской области — восемь районов: Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский) насчитывает 374 общины и 264 храма (168 построенных после 1990 г.). В г. Луцке 19 действующих храмов, шесть из которых строится. Строительство собора Всех святых земли Волынской находится в стадии возведения арочных перекрытий. Волынская епархия до сих пор не имеет епархиального помещения, а размещается в небольшом церковном домике. Все средства уходят на строительство кафедрального собора. В августе 1992 г. сотрудники епархиального управления оказались практически на улице, когда раскольниками были отняты и кафедральный собор, и помещения епархиального управления, и все здания Волынской духовной семинарии. Волынская епархия остро нуждается в молитвенной и финансовой помощи.

В понедельник 3 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил строящийся храм Всех Святых Земли Волынской в городе Луцке - центре Волынской области на западе Украины, где, вопреки протестам националистов, его горячо приветствовал митрополит Луцкий и Волынский Нифонт (Солодуха) со своей многотысячной восторженной паствой.

На следующий день, во время торжеств в Почаевской Лавре митрополит Нифонт рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Андрею Золотову о непростой жизни канонической Православной Церкви на Волыни и его взгляде на будущее Православия на Украине.

Ваше Высокопреосвященство, наши читатели в России плохо представляют себе, через что пришлось пройти верным чадам Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в западных областях Украины. Если Вы молитесь в ангаре и строите новый кафедральный собор, можно предположить, что из исторического собора в центре города вас выгнали автокефалисты?

В 1992 году, когда Филарет отпал от единой Церкви Русской и учредил иной алтарь, он учинил раскол по всей Украине. В частности, это очень сильно повлияло на Западную Украину. Я сам родом из Волынской области. В 1990м году меня посвятили в епископы и направили в город Хмельницкий. Там я пробыл два года и пять месяцев. В 1992м году националисты, Руховцы и другие националистические партии, которые требовали себе своей церкви, выгнали из кафедрального Свято-Троицкого собора города Луцка тогдашнего владыку Варфоломея. Они захватили не только собор, но и епархиальное управление, и все шесть зданий Волынской духовной семинарии. Тогда по совету владыки Варфоломея наш синод переместил меня, непутевого, из града Хмельницка в град Луцк.

С одной стороны, для меня это было очень радостно, потому что я возвращался на родную землю, а с другой стороны было очень страшно, потому что в Луцке уже было все захвачено раскольниками. Прибыл я в конце августа 1992 года в Луцк. Кафедральный собор был уже захвачен, другие храмы были захвачены, оставалась только одна Покровская церковь, в которой я и служу до сих пор как в кафедральном соборе. Мне негде было жить, я жил на частных квартирах. Прописывать меня не хотели, потому что называли «московским попом». И потом только в конце 1993 года, когда я пожаловался областному начальству, что буду жаловаться в Организацию Объединенных Наций, что меня, украинца, волынянина по рождению, не прописывают в городе Луцке, куда я не самоправно приехал, а меня прислали как архиерея правящего, - тогда двухэтажный приходской дом при Покровском храме отдали под епархиальное управление, а древнее здание католического доминиканского монастыря по улице Драгоманова отдали под семинарию. 24 января 1994 года я прописался уже как житель города Луцка.

Филаретовцы захватывали храмы брутально - побоями. Два священника умерли, многим попереламывали руки, выбивали пальцы, зубы, травмировали людей железными палками по голове, многие тогда попадали в реанимацию. Это было страшно. Но люди как исповедники хранили единство Православной Церкви и веры. Осенью 1992 года и Покровскую церковь опечатали. Мы молились на улице, но люди не отступали. Было время, когда мы молились во дворе храма, оцепленные милицией, а вокруг забора была толпа разъяренная, которая все время скандировала: «Нифонта четвертувати, Нифонта четвертувати!», «Геть московських попив, геть московських попив!» Мы с верою молились у храма, и я иногда так подшучивал: «Вот, братья и сестры, за забором братья молятся и мы молимся. Как вы думаете, кого Господь больше слышит?»

Был такой момент осенью 1992 года, когда пришли представители городской власти и потребовали, чтобы мы оставили двор Покровского храма. Тогда выступили несколько десятков пожилых женщин и сказали: Берите автоматы и стреляйте нас, берите лопаты и закапывайте нас возле Покровской церкви». Это было самое настоящее исповедничество. По епархии большое количество храмов насилием, подкупом, шантажом забрали храмы, но люди выстояли. Во многих селах люди стали строить свои временные храмы, потом построили хорошие, типовые храмы. Мы подали в суд, чтобы нам возвратили кафедральный Троицкий собор. Украинский республиканский суд, который заседал в городе Хмельницком, вынес постановление 4 февраля 1994 года, что распоряжение областной администрации и города Луцка (о передаче собора филаретовцам) недействительно - нарушены все законы государственные и архитектурные, и нужно все возвратить законному владельцу. Конечно, там была все время толпа возле собора, где служил филаретовский архиерей, митрополит Иоанн Боднарчук, который в значительной степени и учинил раскол на Украине. И я помню, как в феврале 1994 года было вече на ступенях Троицкого собора - был этот «митрополит» в белом клобуке, были так называемые священники, и была толпа людей с налитыми кровью, озлобленными глазами. Среди них был один человек, Янцукевич Петр Николаевич, сын священника, который, в переводе на русский язык, сказал со страшной злобой примерно так: «Мы слышали, что Хмельницкий суд решил отдать наш собор москалям. Пусть только они сюда сунутся - мы их мозги разотрем по всем столбам. Они умоются собственной кровью и соплями своими утрутся».

Очень трудно это все проходило - потом, кровью, в слезах, исповедничеством и титаническим терпением духовенства и верующего народа. Сегодня у нас есть одна проблема: наш мэр не дает уже четыре года подряд двум нашим общинам строить храмы. Можно было бы, конечно, предпринимать какие-то шаги - забастовки, крестные ходы, стояния какие-то. Но это нам бы не помогло. Мы только терпим и молимся, молимся и терпим. И я призываю верующих людей только терпением и молитвой созидать то, что остается.
На сегодняшний день Волынская область разделена в 1996 году на две епархии: имеется Луцкая епархия - 8 районов области, и Владимир-Волынская епархия - тоже 8 районов области. У меня сейчас 359 общин и 308 священников. У владыки Никодима, епископа Владимир-Волынского и Ковельского около 260 общин. То есть всего в области более 600 общин. В моей епархии имеется также три монастыря - два женских и один мужской, и Волынская духовная семинария, где в прошлом году училось 120 человек - 90 мальчиков и 30 девочек на регентских курсах. У владыки Никодима 4 монастыря. Благодарение Богу, что люди у нас хорошие верующие, мы хороший народ имеем, и на нем держится Святое Православие.

В эти дни, когда Его Святейшество посетил Украину и, Божьим Промыслом, он не обошел и нашу Волынскую землю, западные регионы. Вчера, будучи у нас возле строящегося собора и во временном храме нашем, Святейший увидел и верующий народ, и духовенство, и молодежь, которые с искренней и неподдельной верой, по-детски встречали своего патриарха. И скандировали «Наш патриарх Кирилл!», и молились со слезами, и спели Святейшему волынское многолетие, и настолько искренне сказали Святейшему «Спаси Вас Господи», что он даже вздрогнул - я это заметил. Когда Святейший ушел, наши люди стояли и приветствовали друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!». Такой подъем духа у нас был только 1993 году, когда у нас была Почаевская икона Божией Матери, когда привозили чудотворные иконы из Оренбургской области и из Киева, и вот сейчас, когда Святейший прибыл. Я очень благодарен Богу за такой его промысел и очень благодарен Святейшему за его отцовское посещение, за его глубоко содержательные слова и за его святые молитвы.

- А сколько общин Киевского Патриархата в области?

Они дают на бумаге 200-240 общин. Но фактически действующих у них 120-140 общин, больше нету. Те районы, которые прилегают к Белоруссии - более спокойные. Те, которые прилегают к Галиции - менее спокойные. Вот несколько лет назад было, видимо, распоряжение у них из Киева, и они пооткрывали храмы во всех районных центрах, даже в тех, где их не было.

- Владыка, а как Вам видится будущее Православия на Украине?

Сынок, если бы не мешались политиканы, различные партии и государственные управители и депутаты, раскол уже сам давно сам собою заглох. А так их подогревают. Вот, например, мэр подписал разрешение на пикет на том месте, куда приедет Святейший Патриарх, за четыре дня до этого события. Но, слава Богу, все у нас прошло хорошо.

Сейчас, путешествуя по Западной Украине, я обратил внимание, что почти в каждом городе и большом селе возвышаются заметные недавно построенные протестантские дома молитвы. Связан ли, на Ваш взгляд, этот рост протестантизма на Украине, с разделением среди православных?

Протестантские общины на Волыни появились уже после 1945 года. Они поддерживали Советский Союз. Баптисты, пятидесятники и адвентисты седьмого дня. Но как все религии, так и их притесняли. А теперь, когда дали свободу, они развились. При этом их финансирует Америка. Везде, где у них есть человек пятьдесят, они уже строят молитвенный дом. Они деньги не собирают здесь - ни по благодетелям, ни по меценатам. А верующим нашей церкви очень трудно.

Конечно же, раскол содействует росту протестантских течений. Верующие люди видят это безобразие, когда священники против священников воюют, когда проливается кровь. А протестантские проповедники не упускают случая сказать: «Видите, а такие же самые священники распяли Христа, да еще они и неправильно в детстве крестят». Есть люди, которые не знают толкование Священного Писания, и которые принимают это лжеучение. Но уже сейчас на многих моих приходах священники, окончившие даже Волынскую духовную семинарию, рукоположенные мной, организуют почти в каждом селе воскресную школу. И есть дети, которые идут в протестантские молитвенные дома, но это в основном дети протестантов. Наши дети туда не идут, как было раньше.

Конечно, если все наши священники будут на высоте, если будет живая проповедь, глубокая вера и жизнь у священников будет по Евангелию, то протестантизм будет умаляться. Если же священники погонятся за мамоной, за роскошью, за выгодой, то христианство Церкви Православной будет умаляться, потому что протестанты не спят ни секунды.

Владыка, среди лозунгов протестующих были требования молитвы на родном украинском языке. Насколько перевод богослужения на украинский язык решил бы проблему раскола?

Здесь, сынок, не столько язык важен, сколько чувство национального достоинства. Ведь те, кто ходят в церковь, не понимают, ни на церковно-славянском, ни на украинском языке, если поется слишком концертная музыка. Среди моих 360 приходов есть приходов 60, которые служат, как у нас говорят, на украинском языке. Но переведена только Литургия, а когда доходит до других богослужений, то они служатся по-церковнославянски. Да и в Литургии многое переведено неправильно. Потому что нет таких слов украинских, которые могли бы выразить всю глубину христианского православного учения, которая есть в церковно-славянском языке. Я бывал в храмах, где служат на украинском языке. Казалось бы, там должно быть много народу. Но это не так. Люди ходят туда, где есть благодать, где есть благодатный священник. А те, кто агитируют за Киевский патриархат, они на этой струночке национализма играют - дескать, это наше, украинское, не московское. Как будто церковно-славянский язык - это московский язык! Ведь на нем в Москве не разговаривают! На нем вообще нигде не разговаривают, а только в церкви, да и то не говорят, и читают и поют, глядя в книги. Это язык Кирилла и Мефодия, это корень наш. Но людям, у которых разум закрыт, этого не объяснишь.

- Есть такое мнение, что если бы каноническая Православная Церковь стала бы автокефальной - то есть полностью отделилась от Московского Патриархата каноническим образом, то и раскол потерял бы почву под ногами. Что Вы на это скажете?

Трудно об этом говорить. Если бы это раньше было сделано - еще в 1988 году, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси и когда покойный владыка Митрополит Полтавский Феодосий советовал синодалам преподнести Украине презент такой в виде патриаршего звания для правящего архиерея в граде Киеве - тогда это было бы, наверное, своевременно. А теперь с этим словом «автокефалия» оказывается связан этот раскол, все то беззаконие, которое делалось в 1992 году и которое делается теперь.

Вот Вы были в Луцке и слышали, как там горсточка людей кричали среди десятитысячной толпы. О чем они кричали? Об автокефалии. Это же стыд и позор для украинской нации, это невоспитанность, это говорит об отсутствии церковной морали, это говорит о такой злости, которая готова порвать нас всех на части. Сегодня вопрос об автокефалии уже не воспринимается так, как раньше - даже у нас на Волыни. Вот приехал Святейший и вы слышали: даже здесь народ скандировал «Наш патриарх - Кирилл!» Десять лет назад этого бы не было! Лет пять назад у нас на Волыни принесла бы автокефалия пользу. Сейчас, если даже автокефалия будет законна, она все равно породит раскол. Половина приходов, даже у меня, уйдут к Патриарху Российскому (в прямое подчинение). Это будет канонический раскол, но все же раскол.

Поэтому если только политики не вмешивались в жизнь Церкви, то тот раскол, который есть, он бы сам собой ликвидировался.

С 1992 года в течение 24 лет владыка Нифонт был правящим архиереем , с 22 октября 2016 года по состоянию здоровья находился на покое.

О месте отпевания и погребения митрополита Нифонта будет сообщено дополнительно. Распоряжением священникам епархии благословляется совершение заупокойных богослужений о новопреставленном владыке.

Митрополит Нифонт (в миру Василий Андреевич Солодуха) родился 5 октября 1948 г. в с. Галина Воля Старовыжевского р-на Волынской обл. Украины в крестьянской семье. После окончания в 1963 г. восьмилетней школы работал в колхозе. В 1967-1969 гг. служил в рядах Советской армии, затем работал в железнодорожном депо г. Бреста.

С 1971 г. исполнял послушание иподиакона .

18 марта 1977 г. назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка Козинская Рожищенского р-на Волынской обл.

В 1985 г. возведен в сан игумена, в 1988 г. — в сан архимандрита.

В 1989 г. назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии.

Решением Синода Украинской Православной Церкви от 20 марта 1990 г. избран епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. Хиротонисан 31 марта за Божественной литургией во Владимирском кафедральном соборе г. Киева.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про заболевания ЖКТ