Хорошее публичное выступление влияет на многое в нашей жизни – успешное заключение контракта, привлечение клиентов, общественное признание и прочее. Сильное, уверенное выступление заставляет публику прислушиваться к каждому слову оратора, ловить его жесты и интонации. Как же этому научиться? Подробное руководство в нашей статье.
Публичные выступления проводятся не только на стадионах и крупных площадках, но и, к примеру, на телевидении – везде, где необходимо донести информацию широкой аудитории. Также публичное выступление может быть ориентировано на общение с руководством, новым работодателем. Грамотно подготовленное публичное выступление открывает возможности преподнести себя, развивая навыки самореализации.
Сложно переоценить важность навыков публичных выступлений, хотя многие не спешат осваивать ораторское искусство . При такой невнимательности в результате приходится удивляться, почему их не слушают. Если хотите научиться общению с аудиторией, если хотите лучше освоить ораторское искусство и публичное выступление, нужно понять, что включает ораторское искусство:
1. Подготовка.
2. Вступление.
Главное на данном этапе запомниться приглашенным, привлечь внимание аудитории. В начале выступления нужно предпринять что-то необычное, удивить собравшихся.
Чему нужно уделить внимание во время выступления? Прежде всего, необходимо представиться. Многие решают сразу говорить о деле, это распространенная ошибка. Нужно немного рассказать о себе, но коротко. Своей аудитории нужно объяснить, почему именно вы лидер в своей отрасли, чем заслуживаете их внимания и доверия.
Затем выступление может иметь несколько вариантов:
3. Основная часть.
На данном этапе ярко раскрывается тема. Сложно говорить об общих рекомендациях. Старайтесь налаживать взаимодействие со своей аудиторией. Важно учитывать – лекция является устаревшим форматом. Опросы, голосования и игры для взаимодействия с аудиторией способны придать для выступления особый шарм, вызвать интерес собравшихся. Важное условие – грамотное разделение своего выступления на части. Каждая часть должна быть логически завершенным фрагментом, чтобы запомниться собравшимся.
4. Заключение.
В нем повторяются основные моменты, которые были представлены в начале выступления. Уместно показать дальнейшее направление работы – книги, ссылки, нерешенные проблемы. Далее прощаемся. Если ваше публичное выступление предполагает продолжение, об этом следует сообщить. Поблагодарите организаторов, слушателей, дополните заключение чем-то оригинальным.
Заключение должно быть лаконичным, не затягивайте его. Обычно аудитория осознает, что выступление подходит к концу, внимание становится не столь сильным, особенно, если за выступлением следуют обед или кофе-брейк.
Книга Джеймса Хьюмса – известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов – раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приемы, предлагаемые в обзоре по материалам этой книги, вы обретете уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.
Александр Яныхбаш ,
бизнес-тренер компании «Ораторика Групп», Москва
Каждой аудитории присущи своя манера поведения и другие типичные особенности. Рассмотрим основные типы слушателей и способы взаимодействия с ними.
Интеллектуальный . Озвучивает сложные вопросы, уточняя детали и комментируя ваши предложения. Следует признать авторитет такого оппонента, его осведомленность, не прибегая к лести, интересуйтесь его мнением – делайте такого слушателя своим помощником.
Если вы не знаете ответа на вопрос, отложите его рассмотрение до перерыва либо договоритесь продолжить данную дискуссию по электронной почте – не забывайте сдержать свое обещание.
Агрессивный. Отличается напористым поведением с презрением к происходящему. Дает оценки, громко говорит. Не нужно поддаваться на провокации с его стороны, сохраняйте спокойствие и благосклонность. Не забывайте сохранять дистанцию, не нужно начинать с ним разбирательство. Не забывайте благодарить за вопросы и комментарии, отвечая кратко, с юмором, переадресовав его вопросы аудитории.
Властный. Его выдает внешность – такая категория слушателей предпочитает классические костюмы. Людям этого типа нравится находиться на передних либо задних рядах. Проявляется фразами и «Ну, посмотрим, что тут нам расскажут», «Кто может вас порекомендовать?» и прочее.
Разговорчивый. Такие слушатели позитивно относятся к происходящему. Располагаются в первых рядах с готовностью к сотрудничеству. Им не нужно грубить, лучше мягко намекнуть на регламент мероприятия. Можно давать короткие ответы либо пообещать продолжить общение в перерыве.
Творческий. Располагается сзади либо сбоку, где ему спокойно и безопасно. Он любит сидеть возле окна, рисует на бумаге узоры, смотрит по сторонам, а вопросы задает причудливые и даже на отвлеченные темы. Складывается ощущение, что он вовсе не слушает, а думает о своем. Включите внимание такого собеседника, в том числе за счет примеров или интересных слайдов. Желательно обращаться к слушателю по имени, если его знаете.
В ролях: Робин Уильямс, Робен Шон Леонард, Итан Хоук, Джош Чарльз, Гейл Хэнсен.
Жанр: драма.
О чем фильм: Джон Китинг стал новым преподавателем английской словесности. Он отличается от большинства преподавателей легкостью общения, пренебрежением к действующей программе обучения, эксцентричным поведением. Однажды он рассказывает подопечным про Общество мёртвых поэтов. Каждый ученик стремится обрести свой голос в окружающем безликом мире, выходя за рамки скучной школьной ограды.
В ролях: Киану Ривз, Аль Пачино, Шарлиз Терон, Джеффри Джонс, Джудит Айви.
Жанр: триллер, драма, детектив.
О чем фильм: Один из фильмов, после которых обязательно остается неизгладимое впечатление. Фильм знакомит с обилием достойных речей, ярких выступлений. Главное оружие героев картины – искусное ораторское мастерство.
В ролях: Барбра Стрейзн, Джефф Бриджес, Лоран Бэкол, Лдордж Сигал, Мими Роджерс.
Жанр: драма, мелодрама, комедия.
О чем фильм: Один из настоящих шедевров Голливуда. Практически каждое выражение этого шедевра стало крылатой фразой. В главной роли – скучный преподаватель математики, у которого никогда не складывались отношения с дамами. Вскоре его знакомство со скромной коллегой переходит к браку. Женщина не удовлетворена своей личной жизнью и начинает эксперимент – когда муж отправляется на лекцию, супруга начинает активно ухаживать за собой, становясь роскошной красавицей.
В ролях: Дензел Вашингтон, Дензел Уитакер, Нейт Паркер, Джерни Смоллетт, Форест Уитакер.
Жанр: драма, биография.
О чем фильм: Фильм посвящен ораторскому искусству с мощным психологическим уклоном. По сценарию рассматриваются многочисленные приемы, стратегии, факты – каждый оратор почерпнет из картины множество нового и интересного. Главный герой картины – упорный учитель, который из небольшой группы учеников подготовил элитную команду для студенческих дебатов, конкурируя в в красноречии с лучшими спорщиками из Гарварда.
В ролях: Колин Ферт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер, Гай Пирс, Тимоти Сполл.
Жанр: драма, биография, история.
О чем фильм: Каждому известно выражение – «слово может убить, унизить и оскорбить». Но на самом деле слово способно и воскрешать, и побеждать. Этот фильм лишний раз напоминает о силе могучего слова, рассказывая о многочисленных примерах публичных выступлений, как познать себя и обрести уверенность.
Елена Вос ,
бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу Success, Неймеген (Нидерланды)
Важное значение во время публичного выступления отводится мышцам ног. Опирайтесь на полную ступню для создания подходящей осанки, чтобы наладить четкое дыхание и эффективную работу сердца.
Выпрямьтесь во весь рост, немного откиньте голову для лучшего контроля голосового аппарата. Во время выступления избегайте зажатого дыхания, напряженной нижней челюсти, вытянутой шеи, прочих телесных перегрузок – всё это мешает голосу. Постарайтесь набрать в легкие побольше воздуха для эффективного контроля голоса.
Если перед выступлением волнуетесь, можно походить. Известно, что ходьба способствует успокоению, поддержанию работы головного аппарата, сердца.
Также необходимо учитывать, что громкость издаваемых звуков зависит от объема воздуха в легких. При выступлении перед публикой с помощью микрофона не говорите громко. В противном случае нарушится качество передачи звука. Также необходимо учитывать – чем голос ниже, тем меньше будет искажаться из-за влияния усилительных приборов.
Чтобы привлечь внимание, подобно выражению искренней симпатии, нужно говорить немного тише, а слова, на которые приходится акцент, произносить нужно на полдецибела выше.
1-й прием – открытые вопросы. Закрытые и альтернативные вопросы имеют серьезное ограничение – высока вероятность ответа, не соответствующего вашим ожиданиям. Поэтому открытые вопросы являются более безопасными, ведь противоположная сторона должна сама раскрывать суть позиции, найти доказательства и аргументова. При открытом вопросе предполагается развернутый ответ, что может привести к раздражению аудитории относительно вашего «оппонента».
2-й прием – фокусированное перефразирование. Возможность продемонстрировать – вопрос услышали и поняли, управлять разговором, фиксировать внимание на необходимых акцентах и расставлять необходимые акценты. Спикер в этом случае излагает высказывание оппонента своими словами, с некоторой выгодной для себя, задавая вопрос для подтверждения.
3-й прием – формулировки начала ответа на вопрос. Воспользоваться можно фразами
4-й прием – формулировки на сложные вопросы. Можно воспользоваться фразами:
5-й прием – формулировки завершения ответа на вопрос. Основываться можно на таких фразах:
Главная причина страха - недостаток информации. Мы боимся непонятного или незнакомого. Проявляться страх может в неожиданных формах. Например, изобретатель Никола Тесла боялся микробов, поэтому предпочитал не касаться людей, предметов и постоянно мыл руки. Подобные страхи мешают общаться с людьми, жить полноценной жизнью.
В статье электронного журнале «Коммерческий директор» шесть ваших коллег поделились своим опытом борьбы со страхом.
Евгений Димитко ,
заместитель генерального директора по продажам и маркетингу, ГК «Алкой», Москва
Публичное выступление характеризуется негативной психологической окраской, из-за чего постоянно откладывается необходимая подготовка. Что предпринять для исправления ситуации?
Несомненно, можно думать о худшем развитии ситуации, возможном невыполнении плана продаж и прочем, но сложно считать негатив достойным значительных переживаний. Лучше представлять позитив – после выступления «заключили контракт», «решили еще одну профессиональную задачу». Любые позитивные мотивы способствуют борьбе со страхом, эмоционально приближая событие.
Тон. Для большинства людей неприятен высокий голос, больше нравится низкий.
Слышимость. Задача оратора – равномерное распространение голоса обычной громкости.
Первая ошибка – несоответствие настроя и речи. Если содержание выступления не соответствует тону речи, языку тела и осанке, публика обязательно это заметит.
Вторая ошибка – чрезмерные оправдания. Публике без разницы, волнуетесь ли вы, как долго готовили доклад, имеется ли опыт выступлений. Поэтому не нужно оправдывать себя перед слушателями. На первое место нужно сразу ставить мысли, чувства аудитории и желания слушателей – информируя, развлекая и мотивируя собравшихся.
Третья ошибка – чрезмерные извинения. Начинающим ораторам нравится постоянно извиняться, пытаясь себя оправдать за плохое качество доклада. Извиняться нужно только за одно – за свои постоянные извинения. Поэтому лучше от них отказаться.
Четвертая ошибка – выступающий не следит за бровями и глазами. Большинству новичков только кажется, что способны полностью управлять своей мимикой. Сложно управлять лицевыми мышцами без тренировки,
Пятая ошибка – неправильный подбор слов. Отдельные слова мы понимаем раньше, чем предложение целиком. Поэтому быстрее реагируем на отдельные слова, чем на предложения.
Шестая ошибка – отсутствие юмора в речи. Не будьте занудой с монотонным выступлением, дополните речь оригинальностью.
Седьмая ошибка – демонстрация всезнайства.
Восьмая ошибка – суетливость. Чтобы избежать излишней суетливости, найдите себе подходящее место для выступления, займите позицию, «пустите корни». Главное – наличие зрительного контакта со всеми слушателями. Но не «окапывайтесь» на одном месте. Если оратор постоянно прячется за кафедрой, выходя лишь в конце выступления – это тоже плохой вариант. Поэтому перемещаться нужно, но осознанно, с контролем пространства.
Девятая ошибка – монотонность выступления, всегда скучный и однотипный голос.
Десятая ошибка – тараторить без пауз.
Леонид Смехов , преподаватель в ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, автор курса «Коммуникации бизнес-лидера» на очно-дистанционной программе Integrated MBA (iMBA), телеведущий, управляющий партнер тренинг-центра «Коммуникатор». Автор и ведущий тренингов по ораторскому искусству, публичной речи и бизнес-коммуникации, автор книги «Популярная риторика», а также ряда научных и публицистических статей по различным аспектам коммуникации.
Евгений Димитко, заместитель генерального директора по продажам и маркетингу, ГК «Алкой», Москва. Окончил Уральскую государственную медицинскую академию и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, получил дополнительное образование по программе Нидерландского института маркетинга (NIMA). Имеет 18‑летний опыт работы в сфере продаж и маркетинга. Ведущий эксперт-преподаватель программ МВА в НИУ ВШЭ и Европейской сертификации маркетологов Нидерландского института маркетинга.
«Алкой» - производственная группа компаний. Создана в 1997 году. Выпускает продукцию по более чем 80 позициям: лекарственные средства, нутрицевтики, лечебную и детскую косметику. Среди клиентов: «Ашан», «Детский мир», «Кораблик», «Магнит», аптечные сети «А5», «АСНА», «Имплозия», «Ригла». Подписчик журнала «Коммерческий директор» с 2010 года. Официальный сайт - www.alkoy.ru
Александр Яныхбаш , бизнес-тренер компании «Ораторика Групп», Москва. Окончил Государственный академический университет гуманитарных наук (по специальности «психология»). Проводит мастер-классы и тренинги, посвященные публичным выступлениям и созданию слайдовых презентаций; автор книги «101 совет по тайм-менеджменту» (М.: Альпина Паблишер, 2012).
ООО «Ораторика Групп».
Сфера деятельности: организация и проведение тренингов по развитию навыков коммуникации (публичные выступления, деловые переговоры и др.), управлению проектами и формированию лидерской стратегии. Основные клиенты: Сбербанк России, компании «Вымпелком», «Рольф», Adobe, Apple, Autodesk, Castorama, Graphisoft, Ipsen, Merck, Qiwi, Tele2
Количество тренингов: более 200 (свыше 3,5 тыс. слушателей; в 2012 году).
Елена Вос, бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу Success, Неймеген (Нидерланды). В 1995 году окончила Московский экономико-статистический институт, в 2004-м – Университет Гронингена (Нидерланды) по специальности «менеджмент, экономика и право». 12 лет профессионально занимается этикетом и имиджмейкингом. Проводит индивидуальные консультации по созданию корпоративного и личного имиджа, семинары по бизнес-этикету, организует протокольные банкеты. Участвовала в разработке корпоративного стиля представительств зарубежных компаний (в том числе в России). Как бизнес-тренер организовала тематический курс и мастер-класс «Первое впечатление на миллион».
Success
. Сфера деятельности: корпоративное обучение, проведение бизнес-тренингов, семинаров, консалтинговые услуги (разработка фирменного стиля, консультации по вопросам современного делового этикета и др.).
Форма организации: международная компания.
Образовательная: развитие понятия “публичное выступление”, формирование умения строить устное публичное выступление;
Развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;
Воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
II. Словарный диктант с последующей самопроверкой.
Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное (самопроверка).
Ди скусс ия, а уди тория, о ратор, красноречие, э мо циональность, публи цистика.
Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме “Общение”, “Выступление”?
Подберите однокоренные слова к слову “публицистика” (публичный, публика).
III. Беседа по вопросам. Анализ текста (проверка домашнего задания).
Какова цель оратора (выступающего)? (Воздействовать на слушателя).
О милосердии.
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
(По Д.А. Гранину. Из очерка “О милосердии”)
Вопросы к тексту:
1) Назовите тему и основную мысль текста.
Закончить запись темы урока: “Устное публичное выступление на морально-нравственную тему”.
IV. Сообщение ученика о значении слов “мораль”, “нравственный”.
В.И. Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” так объясняет слова “мораль” и “нравственный”:
Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека.
Нрав - характер, постоянные стремления воли человека.
Нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека; духовный.
Мораль и нравственность - это этические категории.
Этика - это раздел философии, который определяет границу между добром и злом, хорошими и дурными поступками.
V. Дифференцированные задания (работа в группах). Задания различаются степенью сложности. Учитель, зная подготовку учащихся, может сам определить, какая группа будет выполнять то или иное задание.
Задание для первой группы
B. Прочитайте текст.
Про зависть
Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.
Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
Завидуете - значит, не нашли себя.
Д.С. Лихачев.
Выполните следующие задания к прочитанному тексту:
Задания для второй группы
A. Выполните следующие задания.
- (красным цветом) совет, который дал Д.С. Лихачев;
- (синим цветом) причину.
Если вы хотите быть культурным и образованным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Следите за временем. Это важно, чтобы вас поняли.
Выступление должно быть интересным. Если выступающий увлеченно рассказывает, то и аудитория это почувствует.
Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении была одна главная мысль. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить.
B. Прочитайте текст (Д. Гранин “О милосердии”). Выполните следующие задания к прочитанному тексту:
Задание для третьей группы.
A. Выполните следующие задания.
Темы для публичного выступления
1. Доброта делает человека красивым.
2. О любви к "братьям нашим меньшим".
3. Быть порядочным хорошо или плохо?
4. Умеем ли мы дружить?
5. Чем опасен равнодушный человек?
6. О человеческой жадности.
7. О необходимости уважительного отношения к людям.
8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!"
9. Хорошо ли быть богатым?
10. Качества, которые я ценю в человеке.
Варианты вступления
б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?..
в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что …
VI. Обсуждение результатов работы (анализ выступления групп), критерии оценки выступления.
1. Соответствует ли содержание теме выступления?
2. Логично ли высказывание?
4. Поддерживает ли выступающий внимание публики?
5. Соответствует ли речь оратора литературным нормам языка?
6. Общая оценка выступления.
VII. Домашняя работа (каждый ученик получает задание).
Внимательно прочитай советы. Подчеркни те из них, которые ты хотел бы запомнить.
Выбери одну из предложенных тем публичного выступления или придумай свою.
Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?).
Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать.
Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное?
Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым.
Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее.
Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу.
Помни, что сегодня ты выступаешь перед одноклассниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе.
А теперь можешь приступать к работе. Успехов!
Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.
Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.
Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.
Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:
Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.
Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.
Различают следующие виды публичной речи:
Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:
Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.
Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.
Речь оратора имеет ряд особенностей:
Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.
Общие приемы и требования к публичному выступлению:
Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.
Технология публичного выступления:
Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.
Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.
Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.
Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:
Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:
Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.
Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.
В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.
Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.
Раз мы рассказали, как подготовиться к публичному выступлению, чтобы вам ничего не мешало «держать» аудиторию. Сегодня обратим внимание на поведение выступающего, использование возможностей его голоса, а также правила обращения с презентацией.
Смотрите на аудиторию , медленно обводите взглядом всех присутствующих, пока говорите, чтобы вовлечь в процесс всех. Не стоит фиксировать взгляд где-то на заднем плане помещения или на одном человеке. Неторопливо переводите взгляд по аудитории, чтобы никого не оставить без внимания.
Язык тела ваших слушателей. Обращайте внимание на мимику и жестикуляцию присутствующих. Это поможет вам понять, когда они заинтересованно слушают, когда поняли вашу мысль и готовы двигаться дальше.
Что надеть? То, в чем будете чувствовать себя удобно. Желательно, чтобы ваша одежда была многослойной и вы могли при необходимости что-то снять или надеть.
В среднем период концентрации внимания у человека не слишком продолжителен. После примерно 10 минут слушания мы начинаем отвлекаться, так что приблизительно на 8-10-й минуте лучше сменить вид занятий. Самое время рассказать анекдот, начать какую-то активную деятельность или демонстрацию иллюстративного материала.
Используйте жесты, чтобы оживить речь и подчеркнуть какую-то мысль , однако следите за тем, чтобы ваша жестикуляция не была слишком активной или постоянной.
Расположение на сцене. Убедитесь, что стоите в центре, вас хорошо видно со всех мест и никакое оборудование не заслоняет вас от слушателей.
По возможности не стойте на одном месте. Если вы ходите во время выступления, это выглядит более непринужденно и интересно как для вас, так и для слушателей. Однако не ведите себя при этом как тигр в клетке!
Ошибки/неуклюжесть. Даже самые опытные спикеры допускают ошибки или, например, случайно что-то роняют. Если вы всем своим видом начнете показывать, что расстроились или растерялись из-за этого, то ваша нервозность передастся аудитории и слушатели будут чувствовать себя неудобно. Самый лучший выход из такой ситуации — просто признать свой промах и, если получится, пошутить по данному поводу. Это поможет аудитории расслабиться, а значит, и вы почувствуете себя комфортнее. Помогают быстрые комментарии типа: «Для меня это еще раннее утро...» или «Мне явно пора подкрепиться...»
Памятки. Не забывайте, что люди не могут воспринять или запомнить в деталях все, что слышат, и часто теряют нить повествования. Поэтому периодически резюмируйте сказанное, а также подготовьте заметки, которые раздадите слушателям, если хотите, чтобы после вашего выступления у них в руках осталось что-то более материальное.
Юмор — также весьма действенный инструмент, если пользоваться им уверенно и в тему. Однако лучше оставить его, если нет уверенности, что вы достаточно остроумны.
Начало выступления. Используйте простой разговорный язык. Обратите внимание на то, чтобы не говорить слишком быстро, особенно в начале выступления, когда еще сохраняется волнение. Произнесите несколько общих приветственных фраз, это поможет аудитории настроиться на ваш голос. Заранее отрепетируйте несколько первых предложений, чтобы не забыть их, даже если волнение даст о себе знать.
Темп речи. Меняйте темп речи, но не говорите слишком быстро. В обычном повседневном разговоре темп нашей речи то замедляется, то ускоряется, и вы делайте то же самое. В первой сцене фильма The Social Network («Социальная сеть», 2010 год), в котором рассказывается об изобретении и развитии социальной сети Facebook, мы видим, как Марк Цукерберг говорит со своей девушкой монотонной скороговоркой, которую трудно выносить. Все заканчивается тем, что девушка его бросает.
Давайте аудитории время на обдумывание. Нам всем нужно какое-то время, чтобы «переварить» услышанное. Поэтому говорите достаточно медленно, четко формулируйте основные положения и оставляйте небольшие паузы, чтобы сказанное прочно закрепилось в памяти слушателей.
Усиление голоса . Для выступления перед многочисленной аудиторией вам, скорее всего, предложат какую-нибудь систему звукоусиления. Когда приходится говорить перед небольшой группой, необходимости в такой системе нет. Сложности могут возникнуть, когда вы выступаете перед группой средней численности, а система звукоусиления не предусмотрена. Хорошо, если у вас сильный голос. Но что если голос тихий (как у меня), а выступать приходится перед группой из 20 человек, или в зале с плохой акустикой и шумной системой кондиционирования, или когда за стеной помещения располагаются детские ясли (как однажды случилось со мной)? В этом случае даже слабый голос можно заставить зазвучать громче, если представить, что вы разго-вариваете с кем-то через дорогу. Можно приносить систему звукоусиления с собой, как поступают инструкторы по аэробике или по танцам.
Не теряйте своей индивидуальности . Конечно, все уже сказанное важно, но не забывайте, что в основе восприятия вас как спикера лежит ваш индивидуальный стиль. Практика помогает собрать все компоненты в единое целое. При этом вы никогда не должны терять своей «изюминки».
К наглядным пособиям можно отнести практически любые средства, которые выступающий использует в дополнение к своей речи. Чаще всего это компьютерная презентация. Хотя вы можете считать, что наглядные пособия служат больше для развлечения, наиболее важная их функция в том, чтобы лучше донести до аудитории суть выступления. Это происходит в силу пяти следующих причин:
Убедитесь, что ваша презентация выводится на большой экран и хорошо сфокусирована . Потратьте несколько минут на то, чтобы это проверить еще до начала мероприятия.
Избегайте хаотичности, излишнего украшательства и мелкого шрифта. Не пытайтесь разместить слишком много пунктов на одном слайде: трех-четырех будет достаточно. Не углубляйтесь в детали. Используйте достаточно крупный шрифт. Не поддавайтесь соблазну сделать слайд слишком ярким, с движущимися графическими элементами — на деле это только отвлекает внимание.
Давайте слушателям время. Не забывайте, что людям нужно время, чтобы рассмотреть ваш слайд, ведь они видят его в первый раз и на усвоение содержащейся в нем информации требуется больше времени, чем вам кажется. Сколько докладчиков и лекторов наступили на эти грабли и поплатились интересом своей аудитории!
Направляйте внимание слушателей. Резюмируйте части своего выступления и периодически выделяйте те части слайда, которые обсуждаете, это поможет аудитории не терять концентрации.
Резервное копирование. Всегда имейте при себе резервные копии презентации на случай, если оборудование выйдет из строя.
Будьте готовы ко всему! Всегда заранее узнавайте о техническом оснащении площадки, на которой предстоит выступать, чтобы ваши наглядные пособия ей соответствовали. Площадка может быть оборудована по последнему слову техники или там может стоять обычная белая доска с маркерами. Всегда проверяйте, что будет в наличии. Однажды из-за того, что все подходящие площадки были уже забронированы, мне пришлось проводить тренинговую сессию в отеле, в люксе для новобрачных, где в моем распоряжении были только флипчарт и несколько фломастеров.
Навыки ораторского мастерства полезны человеку любой профессии, ведь умение общаться с публикой делает его уверенным в себе и повышает ценность сотрудника в глазах работодателя. Именно поэтому так важна ораторская речь — примеры выступлений особенно. Ведь они помогут вам правильно подобрать стиль речи для определенного случая.
Ораторское выступление всегда имеет определенную цель, а именно убеждение публики при помощи тех или иных ораторских методов. Целью может быть информирование аудитории о тех или иных событиях или результатах, мотивация для достижения улучшения каких-либо показателей, призыв к определенным действиям, убеждение в правоте своих мыслей или идей и т.д.
Риторика предлагает разные методики для достижения вышеописанных целей. Следовательно, в зависимости от цели или характера выступления разные виды имеет и ораторская речь примеры которой будут рассмотрены в данной статье.
Согласно современной классификации, выделяют 5 типов ораторской речи, каждый из которых включает еще несколько видов.
Примеры публичных выступлений помогут более детально рассмотреть каждый из предложенных видов красноречия.
Рассмотрим три жанра социально-политического красноречия.
Пример: «Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.
Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.
Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».
Пример:«Современное мироустройство постепенно переходит от системы однополярности к многополярности, так как гегемония одного сильного государства не может обеспечивать безопасность населения планеты.
Мы стоим на том, что в складывающихся условиях нового миропорядка все вопросы могут решаться только путем мирных переговоров и поиска консенсуса. Только так мы сможем сохранить этот мир для наших потомков».
Пример: «Мы собрались здесь для того, чтобы выразить свое несогласие с закрытием предприятия. Мы не отдадим родной завод тем, кто хочет нажиться на его сносе.
Если сейчас мы остановим этот беспредел, мы сможем обеспечить рабочими местами своих детей и внуков. Сохраним производство! Пусть руководство услышит нас!».
Жанры академического красноречия в основном работают в рамках науки и образования, однако в некоторых случаях академическое красноречие носит популистский и пропагандистский характер.
Пример: «Сегодняшняя лекция посвящена развитию науки. План лекции следующий: этапы развития науки, модели развития науки, типы научных революций и феномен псевдонауки.
Итак, начнем с того, что любая наука развивается в процессе познания окружающего мира. Выделяют 5 этапов развития науки: донаучный, античный, средневековый, этап классической науки и, наконец, современная наука. Разберем подробнее каждый этап».
Пример:«Целью доклада на тему «Концепт «Дружба» в немецкой и русской лингвокультурах» является изучение особенностей восприятия концепта «дружба» носителями немецкой и русской лингвокультур, а также выявление сходств и различий.
После проведения социологических опросов и свободного ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод, что немцы и русские воспринимают дружбу практически одинаково».
Пример:«Современное состояние Тихого океана вызывает опасения. Мусорное пятно, образовавшееся в северной части океана, является серьезной угрозой не только для обитателей самого океана, но и для человека. На повестку дня вынесено несколько предложений по решению данной проблемы».
Ораторская речь судебного характера включает в себя практически все выступления, которые проводятся в зале судебных заседаний.
Пример:«Сегодня нам предстоит стать участниками в слушании по делу серийного убийцы. Сторона обвинения хотела бы уделить особое внимание наиболее значимым обстоятельствам дела, а также представить неопровержимые доказательства совершения серии преступлений обвиняемым».
Пример:«Да, вы правы, товарищ прокурор, мой подзащитный состоял в неоднозначных отношениях с убитой. Однако стоит отметить, что мотив был не только у моего подзащитного, но и у сестры убитой. Более того, найденные улики доказывают, что на орудии преступления были найдены элементы искусственной кожи. Именно той кожи, из которой сделаны перчатки сестры убитой».
Ораторские выступления в рамках социально-бытового красноречия являют собой проявление общественных отношений.
Пример:«Дамы и Господа! Мы собрались здесь сегодня, чтобы отметить прекрасное событие – десятилетие нашей компании. Я хочу поздравить каждого, кто вложил свой вклад в развитие нашего общего дела, а также пожелать нашей фирме дальнейшего процветания и преданных клиентов!».
Пример:«Он был замечательным человеком. Хотя я знаю его только как коллегу и могу сказать, что это был человек слова и невероятной любви к своему делу, могу также добавить, что он всегда оставался, прежде всего, любящим отцом и мужем».
Церковное красноречие оказывает сильное воздействие на народные массы. Религия является одним из регуляторов поведения за счет моральных устоев.
Пример: «Дух Святой был на Земле тогда, когда человека еще и в помине не было. Именно Дух Святой устроил жизнь человеческую. Именно Дух Божий чрез Моисея освободил сынов Израилевых от египетского ига и привел их к земле обетованной».
Пример: «Люди привыкли жить по юридическим законам и по законам природы. В первом случае, скажем, украл человек небольшую сумму денег, пошел в церковь и поставил свечку – все, душа спокойна. Во втором случае – прыгай из окна, никто тебя не накажет, но будет больно – в этом действие закона природы. Однако есть еще одна категория законов – законы духовной жизни, которые помогают человеку быть собой и принимать себя».
Теперь, когда примеры помогли понять, что такое ораторская стезя, работать над своей речью в зависимости от цели выступления будет гораздо проще. Основным правилом при подготовке любой речи всегда является сонастройка с аудиторией.