Про заболевания ЖКТ

Географическое положение

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Географическое разделение труда
  • Географическое общество Союза ССР

Смотреть что такое "Географическое положение" в других словарях:

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение - Характеристика расположения объекта на земной поверхности относительно других географических объектов и стран света … Словарь по географии

    географическое положение - положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    географическое положение - положение географического объекта на поверхности Земли в рамках заданной системы координат и по отношению к любым вне его расположенным данностям, оказывающим прямое или косвенное воздействие на данный объект. При конкретном изучении… … Географическая энциклопедия

    Географическое положение - положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… … Большая советская энциклопедия

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - положение к. л. пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к др. терр. или объектам; относительно поверхности Земли Г. п. определяется с помощью координат. Различают Г. п. по отношению к природным объектам и к экон. геогр.… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Географическое положение России - … Википедия

    - (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия

    ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Экономико-географическое положение - положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

Книги

  • Немецкий язык. Германия. Географическое положение, население, политика. Учебное пособие. Уровень В 2 , Яковлева Т.А.. Данное пособие включает такие страноведческие темы как географическое положение Германии, население, демографические проблемы, языковое многообразие, религии и т. д. Также учебное пособие… Купить за 1697 грн (только Украина)
  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…

Российская Федерация – самая большая по площади страна земного шара. Территория России занимает площадь около 17,1 миллиона квадратных километров. Расположена Россия на материке Евразия. Она занимает и восточную, и западную части континента. Преимущественно территория нашей страны находится на северной и северо-восточной области материка. Около 30% территории Российской Федерации располагается в Европе, а около 70% – в Азии. На севере крайней материковой точкой страны является мыс Челюскина, расположенный на полуострове Таймыр. Крайней островной точкой является мыс Флигели, находящийся на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа. Южным рубежом материка является точка, расположенная на гребне главного Кавказского хребта (41°12` северной широты) Этот участок является границей Дагестана и Азербайджана. Географическое положение России, размеры территории, государственные границы. Особенности географического положения России Физико-географическое положение России Экономико-географическое положение России Размеры территории России Транспортно-географическое положение России в мире На западе рубежной точкой является конечность на Песчаной косе, расположенная в водах Балтийского моря, недалеко от Калининграда. На востоке крайней точкой, относящейся к материку, является мыс Дежнева. Данный мыс находится на Чукотке. Самая крайняя точка, относящаяся к островам, расположена на острове Ротманова. Этот остров находится в Беринговом море, недалеко от границы с Америкой. Территория России имеет большую протяженность с запада на восток. Вследствие этого наблюдается большая разница во времени. В России выделяется 10 часовых поясов. Деление на часовые пояса происходит по-разному в зависимости от численности населенного пункта. Границы часовых поясов морей и районов с небольшой плотностью населения определяют по меридианам. В районах с большой плотностью населения эти границы определяются по административным субъектам федерации.

Границы Российской Федерации простираются на 60 тысяч км, из которых 40 тысяч принадлежат морским границам. Водная граница расположена на расстоянии 22,7 км от суши. В морских водах, простирающихся на 370 км от побережья, находится морская экономическая зона России. Здесь разрешается присутствие судов всех государств, но право на добычу различных природных ресурсов есть только у нашей страны. Российская Федерация принадлежит к ряду мировых морских держав. Морские границы нашей страны проходят по водным бассейнам трех океанов. На севере морские границы Российской Федерации расположены по морям, принадлежащим Северному Ледовитому океану. Всего на севере находятся пять морей: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Передвижение судов по просторам этих морей затруднено, в связи с дрейфующими льдами, которые присутствуют в арктических морях весь год. Территория, расположенная от северного побережья нашей страны до Северного полюса, является нашим сектором Арктики. В пределах этого пространства все острова (за исключением немногих островов архипелага Шпицберген) относятся к Российской Федерации. В восточной части России границы располагаются по водам Тихого океана и морей тихоокеанского бассейна. Япония и США – два государства, расположенные очень близко к морской дальневосточной границе России. От территорий Японии Россию отделяет пролив Лаперуза. Он расположен в Японском море между островом Сахалин и островом Хоккайдо. На западе морская граница расположена в водах Балтийского моря. Через эти водные просторы Россия связана с рядом европейских стран: Швецией, Польшей, Германией и государствами Прибалтики. Способствует установлению прочных экономических отношений тот факт, что хорошо развит морской транспорт в Балтийском море. Юго-западная морская граница России расположена в водах Азовского, Каспийского и Черного морей. Эти водные границы отделяют Россию от Украины, Грузии, Болгарии, Турции и Румынии. Благодаря Черному морю, Россия имеет выход в Средиземное море. Наряду с протяженными морскими границами Россия имеет достаточно большую сухопутную границу. Сухопутная граница отделяет Россию от 14 стран и простирается на 1605 км. 990 км границы приходится на страны Балтии, а 615 км – на Азербайджан и Грузию. Россия имеет сухопутные границы с Китаем, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей, Финляндией, Норвегией и Корейской Народной Демократической Республикой. Вдоль пограничной линии расположены заставы и таможни. После распада СССР уменьшилась протяженность границы с Польшей. В настоящее время только Калининградская область связана с этой западноевропейской страной. Произошли изменения и в границе с Китаем, она уменьшилась в два раза. Границы с Норвегией и Финляндией оговорены в международном соглашении. Специальные таможни следят за тем, чтобы эти границы не нарушались. Переход границы здесь осуществляется при предъявлении специальных документов. Границы со странами СНГ (Союзом независимых государств) в большей или меньшей мере условны. В настоящее время нет специальных договоров, где были бы четко оговорены эти границы. Российские пограничные войска следят за безопасностью границ многих стран бывшего СССР. В настоящее время ряд стран высказывает различные претензии по изменению российских границ. Претендуют на земли нашей страны Япония, Эстония, Латвия и Финляндия. Япония желает присоединить к территории своей страны несколько Курильских островов (Кунашир, Шикотан, Хабошан, и Итуруп). Эстония претендует на Печорский район, Латвия – на Пыталовский район. Финляндию интересуют земли Карелии. Вышеперечисленные страны высказывают свои претензии как на официальном, так и на неофициальном уровнях.

Положение любой точки на земном шаре может быть определено с помощью географических координат - для этого они и созданы. Но даже сами координаты различны: широта, хотя и весьма приблизительно, говорит о температурном режиме места (можно с уверенностью утверждать, что на 10-15° широты теплее, чем на 75-80°); но и на одной широте природные условия могут быть весьма различны. Долгота же сама по себе не несет никакой информации, если мы не знаем, что расположено вокруг рассматриваемого нами места, тем более, что для отсчета долготы в принципе можно принять в качестве начального любой меридиан. Поэтому понятие географического положения выходит далеко за пределы характеристики положения объекта по координатам.

Географическое положение - это положение любого географического объекта на земной

поверхности по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Географическое положение - важная характеристика объекта, так как в значительной мере дает представление о его природных и социально-экономических особенностях.

Чтобы определить географическое положение любого географического объекта, нужно, прежде всего, решить вопрос - для чего это делается?

Мы характеризуем географическое положение Москвы, чтобы определить, чем обусловлен климат города. В этом случае важно, прежде всего, то, на какой широте расположена Москва. 56° широты - это умеренный пояс освещенности, почти на всем земном шаре также умеренные тепловой и климатический пояса. На этих широтах преобладают западные ветры. Город находится посреди обширной равнины на довольно большом (1000-1500 км) расстоянии от морей, но равнина открыта ветрам всех направлений - преобладающим западным, влажным, со стороны сравнительно теплого Атлантического океана, холодным северным, со стороны Северного Ледовитого океана, менее частым, сухим из Средней Азии. Положение Москвы среди большого массива суши делает климат континентальным, но свободный доступ воздуха с Атлантики эту континентальность смягчает.

Чтобы охарактеризовать географическое положение Москвы как столицы России, крупного промышленного и культурного центра, нужно также обратить внимание на ее положение в центре равнины, но здесь на первое место выходит гидрографическая сеть - судоходные реки и места, где в старину можно было волоком переправиться из одного речного бассейна в другой. Благоприятным было в старину и положение в лесной зоне, менее доступное для кочевников с юга, чем, например, у Киева. Москва стала центром, вокруг которого сформировалось Русское государство в конце ордынского владычества и после его свержения. Дороги соединили Москву со многими городами, Москва стала крупным транспортным узлом. В дальнейшем уже сама дорожная сеть стала важным фактором географического положения, способствовавшим развитию города. Она особенно важна потому, что вблизи города нет существенных сырьевых и энергетических природных ресурсов, многое приходится доставлять из дальних мест.

В первом случае мы рассмотрели физико-географическое положение города (при этом с узкой целью - только для объяснения его климата), во втором - экономико-географическое.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это все пространственные отношения предприятия, населенного пункта, района, страны, группы стран к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение. ЭГП любого объекта может оцениваться как благоприятное, способствующее экономическому развитию объекта, и неблагоприятное - препятствующее ему. ЭГП - понятие историческое, в ходе изменения самого экономического объекта и объектов, связанных с ним, оно может стать более благоприятным, чем было раньше, или менее благоприятным.

ЭГП города может улучшиться, если к нему провели дорогу; оно может ухудшиться, если проводят дорогу в обход этого города, и пути, ранее проходившие через него, теперь идут стороной.

ЭГП улучшится, если возле города открыли месторождение полезного ископаемого, ухудшится, если всё месторождение выработали, а никаких других существенных производств в городе нет.

ЭГП страны может ухудшиться, если ее границу, через которую прежде был свободный проход, по каким-то политическим причинам закрывают.

Рассмотрим в качестве примеров экономико-географичсекое положение нескольких государств и городов.

Великобритания , островное государство в Западной Европе. Страна расположена на острове Великобритания и занимает также север острова Ирландия, поэтому полное название государства – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Остров Великобритания отделен от континентальной Европы проливом Ла-Манш, имеющим в самой узкой части (пролив Па-де-Кале) ширину 32 км. Близость к континенту вначале была причиной того, что сюда распространились римские завоевания (I в. до н.э), а затем завоевания норманнов (1066 г.). Но затем, с укреплением государства, островное положение стало выгодным: с XI в. ни одна попытка иностранного вторжения на территорию Великобритании не была успешной. В то же время, обладая множеством хороших естественных гаваней, Великобритания стала мореходной державой, имеет мощный флот, вела и ведет морскую торговлю со всем миром. Британский военный флот долгое время считался лучшим в мире. Островное положение помогает стране сохранять известную самобытность даже в условиях глобализации, в то же время небольшое расстояние, отделяющее ее от континентальной Европы позволяет поддерживать с ней очень тесные связи; сейчас под проливом Па-де-Кале между Великобританией и Францией создан тоннель, по нему проходит сухопутный транспорт.

Панама , государство в Центральной Америке, в самой узкой части перешейка, соединяющего Северную Америку с Южной. Казалось бы, положение очень выгодное: контроль над перешейком, контролирующим связь между материками. Но горный рельеф Центральной Америки и густая тропическая растительность препятствовали развитию здесь наземного транспорта, и никакого контроля над ним не получилось. Более важным для Панамы оказалось не то, какие географические объекты соединяет Панамский перешеек, на котором она расположена, а то, какие объекты он разделяет, - Тихий и Атлантический океаны. В 1914 г. был построен, а в 1920 г. официально открыт Панамский канал длиной несколько более 80 км, соединивший Карибское море Атлантического океана с Тихим океаном. Таким образом, Панама стала контролировать не еле заметный грузопоток по суше между континентами, а весьма мощный - между океанами, так как путь по каналу намного короче пути в обход Южной Америки с юга, и ЭГП Панамы сразу значительно улучшилось.

Сингапур , город-государство в Юго-Восточной Азии, близ крайней южной точки материка Евразии. Сингапур находится на одноименном острове близ южного окончания полуострова Малакка. Большинство судов на пути из Индийского океана в Тихий проходит по Малаккскому проливу (между о. Суматра и п-овом Малакка) и огибает Малакку с юга, так что миновать Сингапур очень трудно. Поэтому ЭГП острова и города следует считать исключительно выгодным. Почти вся торговля между Европой, Индией, странами Персидского залива, некоторыми странами Африки, с одной стороны, и Китаем, Японией, Южной Кореей, Дальним Востоком России, с другой, проходит этим путем. Поэтому Сингапур за последние десятилетия вышел на первое место среди портов всего мира по грузообороту. От материка Сингапур отделен узким проливом, через который переброшены мосты, так что возможна хорошая наземная связь с континентальной частью Малайзии и с Таиландом, но сухопутные связи Сингапура с другими материковыми странами невелики, так как дорожная сеть в Мьянме, Лаосе и Камбодже плохая.

Хабаровск, Владивосток, Магадан - в чем сходно и в чем различно их экономико-географическое положение? Все три города находятся на Дальнем Востоке России. Все три города - центры субъектов Российской Федерации (Владивосток и Хабаровск - краевые центры, Магадан - областной). Владивосток и Магадан - морские порты: Владивосток на Японском море, Магадан на Охотском.

Владивосток значительно (на 17° широты) южнее, поэтому может использоваться круглый год. Преимущество Владивостока состоит и в том, что к нему подходит железная дорога - он является конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. Окружающие Владивосток населенные пункты неплохо обеспечены наземным транспортом, а также расположены в пределах района с природными условиями, благоприятными для сельского хозяйства, а потому не нуждаются в том, чтобы морской порт их обслуживал. Владивосток в связи с этим ориентирован на внешнюю торговлю - экспорт и импорт.

Магаданская область имеет транспортную связь с остальной территорией России практически только через свой областной центр и в такой связи очень нуждается, потому что обеспечить себя продовольственными и многими другими ресурсами не может. Железных дорог в области нет, но от Магадана идет автомобильная дорога (Колымский тракт), на которой или вблизи которой расположено большинство населенных пунктов области. Поэтому Магаданский порт обслуживает, в основном, свою область, обеспечивая ее всем привозимым из других регионов России. Правда, от Колымского тракта идет автомобильная дорога на Якутск, но до самого Якутска железная дорога не доходит, поэтому возить что-либо в Магаданскую область через Якутск нет никакого резона.

Хабаровск, в отличие от Владивостока и Магадана, не стоит на морском побережье и, следовательно, морским портом не является. Он расположен на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали и большой реки Амур близ впадения в него Уссури. Хабаровск – важный речной порт, а фактически и железнодорожный узел: не в самом городе, но всего в 50 километрах от него от Транссиба отходит линия на Комсомольск-на-Амуре – Ванино –Советскую Гавань. Все это делает транспортное положение Хабаровска очень выгодным, так как Комсомольск - конечный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а Ванино и Советская Гавань - морские порты.

В военном отношении Владивосток и Хабаровск более уязвимы, так как находятся близ государственной границы, Магадан же - на Охотском море, берега которого полностью контролируются Россией.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Экономическая и социальная география зарубежных стран. Методика преподавания курса в средней школе»

По теме:

«Виды географического положения»

Исполнитель:

Сартакова Надежда Владимировна

Москва 2016 год

Введение

    1. Физико – географическое положение

      Экономико – географическое положение

      Эколого – географическое положение

      Математико – географическое положение

      Военно – географическое положение

Заключение

Список литературы

Введение

Географическое положение является характеристикой географического объекта и представляет собой описания его положения на поверхности Земли и по отношению к другим географическим объектам , с которыми он, так или иначе, взаимодействует. У любого географического объекта есть его географическое положение. То есть географическое положение может быть описано для страны, региона, природного комплекса, материка, парка и др.

У каждой страны есть границы с другими странами. Количество соседних стран, протяженность границ с ними, вид границы (сухопутная, морская, речная) являются важной составляющей описания географического положения страны. Кроме того рассматриваются не только непосредственно граничащие страны-соседи, но и страны, находящиеся через одно и более государств. Поэтому выделяют соседей 1-го порядка, 2-го порядка, 3-го порядка.

Так, например, Россия непосредственно граничит с 16-ю государствами. Самая протяженная граница у нас с Казахстаном. Далее идут Китай, Монголия, Украина, Финляндия, Белоруссия и другие. С Японией и США у России только морские границы.

Чем больше у страны соседей, тем лучше для ее развития, т. к. это позволяет устанавливать разнообразные социально-экономические связи.

С течением времени географическое положение может изменяться. Оценка географического положения рассматривается учеными как оценка важнейшего фактора развития хозяйства региона, а иногда оно рассматривается и как самостоятельный ресурс. К.П. Космачев считал возможным рассматривать географическое положение в качестве одного из видов ресурсов и даже говорил о запасах ресурсов географического положения: «Их запасы при прочих равных условиях обратно пропорциональны экономической удаленности осваиваемой территории по отношению к освоенной и прямо пропорциональны размерам хозяйственного потенциала последней».

Географическое положение - это достаточно емкая характеристика. Поэтому выделяют различные виды географического положения . В каждом виде дается акцент на конкретной особенности. .

Цель: Разобрать и описать виды географического положения.

    Физико-географическое положение.

Физико-географическое положение описывает положение страны относительно природных объектов (материков, океанов, гор и др.). Так, например, Россия находится на территории Евразии, имеет выходы к океанам. Это характеристика местоположения рассматриваемого объекта в ряду природных объектов, например, по отношению к материкам и океанам, к формам рельефа, к островам и полуостровам, к рекам и озерами т. д.

Соответственно физико-географическое положение определяется географическими координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.

С точки зрения экономической географии физико-географическое положение местности (как и отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать как условие (предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил.

Любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна .

    Экономико-географическое положение

Экономико-географическое положение описывает хозяйственные связи с другими странами, оценивает их уровень и перспективы развития. Также определяет положение объекта среди разных антропогенных объектов, выполняющих определенные экономические функции. Например, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мест добычи полезных ископаемых и промышленных районов, а также по отношению к экономическим группировкам стран (ОПЕК, АСЕАН, НАФТА).

Экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Это не только место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), но и пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п. Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.

Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.

Экономико-географическое положение также является общественно-историческим и экономическим понятием, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.

Все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.

Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, которое описывает особенности транспортных связей с другими странами, а также внутри страны. Оно оценивает обеспеченность объекта транспортными и коммуникационными возможностями хозяйственных связей (автомобильные и железные дороги, морские и речные пути, авиатрассы, нефте– и газопроводы, оптико-волоконные линии связи и ЛЭП, аэропорты, морские и речные порты и т. д.).

Особенности положения экономико-географических объектов определяются

характеромтерриториального охвата (выделяют макроположение, мезоположение и микроположение). Измеряется топологическими и функциональны-

ми показателями, доступностью. Определяется близостью или удалённость от важнейших соседних транспортных узлов и магистралей.

Транспортно-географическое положение морских портов, напр., выгодно,

если они расположены вблизи крупнейших центров потребленияи производства товаров, поступающих в порт или убывающих из него. Основные виды

транспортно-географического положения: центральное, периферийное,

внутреннее, магистральное, транзитное,выгодное и невыгодное, тыловое (вдали от транспортных путей), тупиковое, прибрежное (приморское), предгорное.

Как совершенствование техники (средств сообщения) сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных, технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы, суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов - пшеницы, угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и районе мира. В настоящее время Австралия - один из крупнейших производителей и экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры, сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.). Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники (транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.

Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.

Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья - своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет.

Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому - прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.

Эколого-географическое положение страны определяет экологическую опасность и ее уровень со стороны соседних стран. Так, например, вредные выбросы производств одних стран могут попадать на территорию других стран. Эколого-географическое характеризует фон экологической безопасности местоположения объекта к местам, имеющим экологические проблемы (например, к пунктам выброса загрязняющих веществ, к районам радиоактивного загрязнения (Чернобыль), а также к потенциально опасным объектам, создающим экологическую угрозу).

Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России.

Большая протяженность России с запада на восток и с севера на юг, особенности рельефа предопределяют разнообразие природных ландшафтов (арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни).

Тундра. Суровые, холодные климатические условия (низкие среднегодовые температуры воздуха), продолжительная зима – снежный покров держится 7-9 месяцев, короткий летний период (2 месяца) и соответственно короткий вегетационный период. Наличие многолетней мерзлоты, избыточное увлажнение – высокая заболоченность территории, неплодородные тундрово-глеевые почвы. Большие открытые пространства с сильными ветрами. Существующие природно-климатические условия неблагоприятны для человека. В результате районы характеризуются низкой плотностью населения, относительным преобладанием городского населения. Сложился особый тип хозяйства, главная специализация которого – эксплуатация природных ресурсов Крайнего Севера (добыча газа, меди, никеля и т. д.) и оленеводство.

Степь – основной земледельческий район России в силу благоприятных для сельского хозяйства природно-климатических условий (плодородная почва – черноземы, длительный вегетационный период). Это зона наиболее развитого животноводства (крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, птицеводство). Развита пищевая промышленность. Преобладает сельское население. Значительно высокая плотность населения.

4. Математико-географическое положение позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к полюсам Земли, к крайним географическим точкам.

5. Военно-географическое положение устанавливает степень отношения к объектам, имеющим военно-стратегическое значение (военные базы, группировки войск, ядерные объекты, шахты баллистических ракет, предприятия, производящие ядерное оружие), к предприятиям ВПК, а также по отношению к военно-политическим группировкам стран (НАТО).

Заключение

Географическое положение можно рассматривать как основной ресурс региона, оказывающее большое влияние на формирование хозяйства, как во времени, так и в пространстве. Оценка географического положения важна для правильного определения, как возможного потенциала, так и усложняющихся условий формирования хозяйства региона.

При описании определенного вида географического положения частично может описываться и другой, так как они могут оказывать влияние друг на друга. Например, физико-географическое положение непосредственно влияет на экономико-географическое. Поэтому при описании экономико-географического положения частично описывается и физико-географическое.

Оценка ряда видов географического положения стран не является постоянной. Страны изменяются, развиваются. Следовательно, меняется их географическое положение.

ЛИТЕРАТУРА

    География, 9 класс. Особенности географического положения России

    Географическая энциклопедия

Географическое положение

Географи́ческое положе́ние

положение географического объекта на поверхности Земли в рамках заданной системы координат и по отношению к любым вне его расположенным данностям, оказывающим прямое или косвенное воздействие на данный объект. При конкретном изучении географических таксонов выделяют микро-, мезо– и макрогеографические положения. Первое описывает географическое положение объекта в небольшом ареале, где существенны локальные взаимодействия с компонентами географической среды, и применяется при исследовании малых таксонов, напр. городов. Второе (в более широких масштабах) используют при изучении крупного региона и страны, третье – в масштабах частей света и Земли в целом (напр., макроположение России относительно стран Зап. Европы и Вост. Азии). Социально-экономическая география изучает географическое положение для разных уровней пространственной иерархии и изменение его во времени, что непосредственно связано с различными стадиями социально-экономического развития, техническим прогрессом в средствах сообщения и сменой приоритетов в мировой торговле. Поэтому особое внимание всегда уделялось транспортно-географическому положению, что особенно отражалось на возникновении и росте столичных городов, в т. ч. Москвы и Санкт-Петербурга. Не менее важным было и остаётся географическое положение в политической географии, где оно повлияло на формирование потенциальных и реальных театров военных действий во все исторические эпохи.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "географическое положение" в других словарях:

    Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение - Характеристика расположения объекта на земной поверхности относительно других географических объектов и стран света … Словарь по географии

    Положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… … Большая советская энциклопедия

    Положение к. л. пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к др. терр. или объектам; относительно поверхности Земли Г. п. определяется с помощью координат. Различают Г. п. по отношению к природным объектам и к экон. геогр.… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

    - (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия

    Положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

Книги

  • Немецкий язык. Германия. Географическое положение, население, политика. Учебное пособие. Уровень В 2 , Яковлева Т.А.. Данное пособие включает такие страноведческие темы как географическое положение Германии, население, демографические проблемы, языковое многообразие, религии и т. д. Также учебное пособие…
  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: