Предлоги выражают всевозможные отношения между знаменательными словами. Основными типами выражаемых отношениями являются:
1)пространственные: "вернуться в Москву", "приехать с юга", "отдыхать в деревне", "жить под Москвой", "снег над городом", "вода под домом" и т.д.;
2)временные: "проспать до утра", "работать в течение месяца", "встретиться через несколько дней", "выяснить в ходе сессии" и т.д.;
3)объектные: "рассказ о себе", "знать про себя", "тоска по родине", "влюбиться в незнакомку";
4)целевые: "обратиться с претензиями", "жить для карьеры", "подарить на память";
5)сравнения, уподобления: "проживи с мое", "кулак величиной с голову", "дочь вся в мать";
6)значение орудия действия: "привинтить с помощью отвертки"; "установить в ходе экспериментов";
7)значение образа действия: "произнести без всякого выражения", "пообедать с аппетитом";
8)определительные отношения: "яблони в цвету", "пальто на ватине".
Значения предлогов реализуются только в сочетании с формами косвенных падежей.
Предлоги могут быть однозначными: вследствие, благодаря, за исключением и др. и многозначными. При этом следует различать собственно лексическую многозначность и многозначность, обусловленную сочетаемостью с разными падежами.
Собственно лексическая многозначность проявляется у предлога тогда, когда, сочетаясь с одним и тем же падежом, предлог выражает различные типы отношений между словами. Так, предлог для, сочетаясь только с родительным падежом, может выражать и значения целевые: "жить для любви", "работать для блага общего дела", и значения объектные: "одежда для полярников", "важно для тебя". Предлог из-за, употребляющийся только с родительным падежом, согласно данным 4-томного "Словаря русского языка", может выражать пять значений, предлог от в сочетании опять-таки с родительным падежом - 13 значений и т.д. Лексическая многозначность предлогов отображается в толковых словарях русского языка.
Грамматически обусловленная многозначность отмечается в тех случаях, когда предлог, сочетаясь с разными падежами, выражает разные значения. Так, в предложении: "Не спеша (зачем ему было торопиться?) побросал он дрова в сарай, выпряг лошадь, сани оставил в сарае, а лошадь отвел в пустующую рядом выхоложенную конюшню" (Паст.) предлог в в первом и третьем случаях, употребленный с винительным падежом, имеет значение направления, а во втором случае, в сочетании с предложным падежом, - значение места. Предлог с, употребляясь с родительным падежом, обозначает пространственные отношения: "приехать с вокзала", с винительным - меру, уподобление: "проработай с мое", с творительным - отношения совместности: "мы с тобой одной крови".
Большинство предлогов сочетается только с одним падежом: для (р.п.), от (р.п.), перед (тв.п.), над (тв.п.), в отношении (р.п.), в продолжении (р.п.) и т.д. Однако есть и такие предлоги (все они являются непроизводными), которые употребляются с разными падежами: в (вин. и пр. падеж): "Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса" (Тютч.); "Вода в реке журчит прохладна, и тень от гор ложится в поле" (Хармс); с (р., вин. и тв. падеж): "Госпиталь, в котором лежал, а потом служил и который собирался теперь покинуть доктор, помещался в особняке графини Жабринской, с начала войны пожертвованном владелицей в пользу раненых... Он стоял на скрещении главной улицы с центральной площадью города" (Паст.); "Мальчик с пальчик", "мужичок с ноготок".
Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.
Тема:
Класс: 7.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с предлогом как частью речи, с разрядами предлогов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Наглядно – демонстрационный материал: , карта для ученика. Основные понятия: предлог,разряды предлогов, производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
Ход урока
Мотивация.
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то??? у каждого из нас будет по две идеи». Так давайте же сегодня обмениваться идеями и извлекать из них пользу.
2. Актуализация.
Работаем в карте. Подписываем.
Записываем число Посмотрите на эту телеграмму
Двадцать седьмого отправлен Сталинград эшелон два вагона стройматериалами оборудованием такие 125 строительных рабочих тчк Готовится отправка второго эшелона
Супкарев
Что необычного вы заметили в тексте телеграммы? (Предлоги пропущены
Почему? (Чтобы меньше платить)
Предположите, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О предлогах)
Что вы знаете о них?(Нужны для связи слов в предложениях и сл/соч)
Приходя на урок, мы обязательно учимся чему-то. Как вы думаете, есть ещё что-то неизведанное в изучении данной темы?
Пробное учебное действие.
Запишите предложения. Найдите предлоги.
Второе февраля – день разгрома немецких войск советской армией в Сталинградской битве.
Благодаря героизму русских солдат город не был сдан врагу.
Выявление места и причины затруднения.
Что мы сделали?
Можно сказать, что мы знаем не всё о предлоге, так? (записали, разобрали, нашли предлог В, мы его знаем; столкнулись со словом благодаря и выявили затруднение – не знаем, что это за часть речи или сомневаемся предлог ли это, так как нам не хватает знаний.)
Целеполагание.
Какие будут цели?
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРЕДЛОГОМ КАК С ЧАСТЬЮ РЕЧИ.
Наводящие вопросы:
2. Есть предлоги в, на, за а есть такие как против. Как это называется? Разные виды, то есть разряды.
3. Может быть выступали против, а может выступали против грубости. Чему нужно научиться?
4. Деепричастия и причастия образуются от глаголов.
Выяснить, является ли предлогом слово благодаря.
Познакомиться с разрядами предлогов. Узнать, какие бывают.
Отличать предлоги от других частей речи.
От каких слов образуется предлоги.
Записываем. Зачем нам это нужно? (разбираться в языке, не допускать ошибок, знания нужны на экзамене)
Исходя из сформулированных целей, уточним тему урока . Записываем . Предлог как часть речи. Разряды предлогов.
Построение проекта выхода из затруднения.
Как нам реализовать цель? Что для этого нужно?
5. Реализация построенного проекта.
Я думаю, что мы с вами сможем ответить на эти вопросы без помощи учебника. Я дам вам материал, а вы, работая в группах, заполните таблицу и представьте её.
Составить определение предлогаПредлоги, между словами в словосочетании и предложении, служебные слова, грамматические отношения, которые, выражают.
Образование предлогов
Проанализировав словосочетания, сделайте вывод, от какой части речи образованы предлоги.
Сл/соч: 1)посмотреть вокруг , посмотреть вокруг себя, 2) уходил, благодаря за помощь, благодаря помощи друга, 3) выступает в новой роли , выступать в роли союза.
Разряды по происхождению
Даны предлоги. Распределите их в две группы.
Производные Непроизводные
В, вдоль, от, несмотря на, для, путём, вследствие, без.
Разряды по строению
Простые Составные
За, несмотря на, в течение, в роли, после, с.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Попробуем употребить предлоги в речи
Работа в паре.Устно. Выберите из предложенных предлогов подходящие и вставьте их в текст.
Слова для справок: в, накануне, в продолжение, вследствие, из, насчёт, от, в ходе, за, в течение, несмотря на, по.
Дом Павлова
Неприметный дом довоенного Сталинграда, которому суждено было стать одним из символов стойкости, героизма, воинского подвига - дом Павлова. Накануне войны это был 4-этажный жилой дом. Он считался одним из престижных домов Сталинграда вследствие того, что его окружали элитные Дом связистов, Дом работников НКВД. В середине сентября 1942, в ходе боёв, дом Павлова стал одним из двух четырехэтажных домов, которые решено было превратить в опорные пункты, так как отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города. Именно за этот дом разворачивались самые ожесточённые бои. Дом получил свое название по имени младшего командира, который первый со своим отделением закрепился в нем. Гвардейцы в течение 58 дней удерживали "Дом Павлова" и не отдали его врагу
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выпишите из текста предлоги, распределите их по группам
Царицын – Сталинград - Волгоград…. На протяжении веков этот город помимо экономической и политической выгод привлекал людей своим фантастическим очарованием. В годы Великой Отечественной войны на город обрушилось несчастье - он был избран мишенью Гитлеровских войск при наступлении на Дон и Волгу. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. Но благодаря сильным духом непобедимым жителям Сталинграда, город не только выстоял в этой битве, но и сумел победить фашистов, обозначив тем самым переломный момент в ходе всей войны. После героической победы сталинградцев над южной группировкой гитлеровских войск и пленения фельдмаршала Паулюса, жители Сталинграда вновь проявили непоколебимую самоотверженность и отстроили новый город из руин. Волгоград по окончании войны получил звание города-героя.
Сколько предлогов нашли?
8 . Включение в систему знаний и повторение.
Спишите, указывая, какой частью речи являются выделенные слова. Выполнив задание, сделайте выводы
Идти на встречу с ветеранами – навстречу победе; в следствие включилась целая бригада – вследствие непогоды операцию отложили, вдали появился Мамаев курган – в дали голубой хорошо можно было разглядеть «Родину-мать» - жить вдали от Сталинграда.
Вывод о правописании слов.
Предположите, о чём будем говорить на следующем уроке? (Учащиеся записывают предложения, подписывают сверху часть речи и делают вывод, что на следующем уроке будут говорить о правописании предлогов)
Рефлексия.
Вернёмся к цели, к задачам. Как они решены? Что мы делали, чтобы достичь цели?
Почему важно помнить и знать дни воинской славы России? (Нужно, чтобы быть патриотом, не забывать историю, не повторять её ошибок. А в этом нам помогают исторические памятники и памятные места, например, скульптура «Родина – мать зовёт!»).
10. Домашнее задание
Выполнить работу по карточке (по вариантам)
По образованию предлоги делятся на 2 группы:
1) непроизводные (первообразные):в, на, к, за, по, под, при, над, о (об), с, от, для и др. К непроизводным относятся также парные, или двойные, предлоги:по-над, из-под, по-за. Первообразные предлоги – наиболее древние, они появились еще в общеславянскую эпоху и состоят обычно из одного, двух, трех звуков;
2) производные предлоги, соотносительные с другими частями речи. В зависимости от того, от какой части речи они образованы, выделяются:
- н а р е ч н ы е предлоги:вблизи, вдоль, внутри, мимо, напротив, впереди, около, позади ;
- о т ы м е н н ы е предлоги, образованные от имен существительных:в течение, путем, посредством, наподобие, вследствие, в силу и др.;
- о т а д ъ е к т и в н ы е , образованные от имен прилагательных:касательно, сравнительно с, соразмерно, согласно, независимо от, подобно, относительно, соответственно и др.
- о т г л а г о л ь н ы е: благодаря, включая, исключая, спустя, несмотря на, невзирая на, смотря по, не считая.
По структуре выделяются предлоги простые, составные и сложносоставные. К п р о с т ы м относятся предлоги, состоящие:из одного слова:к, над, путем, благодаря, касательно и др.С о с т а в н ы е предлоги - непервообразные, включают предлог и следующее за ним имя:в течение, в продолжение, по линии, на основе, в вопросе, со стороны, по части, по причине, в целях и т. д.С л о ж н о с о с т а в н ы е предлоги состоят из косвенного падежа существительного и предлогов перед ним и после него:по направлению к, в отличие от, в отношении к, в ответ на, в связи с и др., а также из краткого прилагательногo, наречия или деепричастия с последующим первичным предлогом:невзирая на, наравне с, вместе с, независимо от, вслед за, вплоть до, смотря по и др.
В семантике предлогов отмечается неразрывная связь лексических и грамматических значений.
Значения, выражаемые с помощью предлогов, весьма многообразны и описаны в лингвистической литературе далеко не полностью. Назовем часть из них:
1) п р о с т р а н с т в е н н ы е (или локальные):в, на, к, у, около, между, вокруг, возле и др.:в доме, перед домом, вокруг дома, возле дома и т.д.;
2) в р е м е н н ы е (или темпоральные):в, после, в течение, в продолжение, через, после: после обеда, в течение часа, через полчаса;
3) п р и ч и н н ы е (или каузальные):ради, из-за, благодаря, в силу, ввиду, вследствие, от, по причине: покраснеть от стыда, из-за плохой погоды, по причине несчастья, ввиду предстоящего экзамена, благодаря хорошим условиям и т.д.;
4) ц е л е в ы е: для, за, по, на, к, в целях, с целью: сделать для брата, обратиться за помощью, в целях сохранности, с целью добиться успехов и др.;
5) г е н е т и ч е с к и е: из, от: по происхождению из дворян, человек от земли;
6) о п р е д е л и т е л ь н ы е: из, в, с, без, под: платье в горошек, стены из мрамора, глаза без блеска, сумка под кожу;
7) с р а в н и т е л ь н ы е: с, подобно, наподобие, против: небо с овчинку кажется, лучшие показатели против прошлого года;
8) у с т у п и т е л ь н ы е: вопреки, несмотря на, невзирая на: вопреки сложившимся условиям, невзирая на трудности;
9) о т н о ш е н и я с о в м е с т н о с т и: с, вместе с, вкупе с: мы с тобой, работали вместе с товapищем;
10) д и с т р и б у т и в н ы е (распределительные):по, на: раздать по яблоку, распределить на двоих;
11) о т н о ш е н и я у д а л е н и я, п р о т и в о п о с т а в л е н и я (аблятивные, или каритивные):без, вне, за: остаться без родителей, находился вне института;
12) т р а н с г р е с с и в н ы е (переход из одного состояния в другое):из, в, на: разорвать на кусочки, превратить в пыль, :из кулька в рогожку;
13) о т н о ш е н и я о б р а з а и с п о с о б а д е й с т в и я: по, в, на, сквозь, под, с, при, до: играть на деньги, поговорить по душам, сказать в шутку;
14) о г р а н и ч и т е л ь н ы е (лимитативные):по, по отношению к, в области, в отношении: заместитель по кадрам, принять решения в области образования, решить проблемы в отношении брата;
15) у с л о в н ы е: при, в случае, при условии: действовать при (в случае) необходимости, при условии принятия решения;
16) ф и н и т и в н ы е: по, до: сыт по горло, надоело до чертиков;
17) д е л и б е р а т и в н ы е (указание на содержание, повод суждения, предмет речи, мысли): о (об), про, насчет, по поводу, над: думать о матери, разговор по поводу собрания, размышлять над задачей;
18) о т н о ш е н и я з а м е с т и т е л ь с т в а, пребывания в роли кого-либо: за, вместо: остался за (вместо) директора.
Значения предлогов, особенно многозначных, реализуются в контексте. Минимальный контекст - управляющее и управляемое слово, от лексических значений которых зависит выражаемое с помощью предлога отношение. Так, например, предлог в в сочетaниииду в институт имеет пространственное значение, в сочетанииприду в пять часов - временное, а в сочетаниираздолбить в мелкий песок - трансгрессивное. Контекст создает условия для реализации значений предлога. Есть контексты, в которых предлог значим сам по себе, и эти значения выявляются в одном и том же контексте:на столе - в столе, под столом - над столом, перед столом - за столом.
1. Признаки прилагательного и глагола у причастий.
Причастие объединяет в себе значение и признаки глагола и прилагательного.
Обозначая признак предмета по действию, причастие легко соотносится с глаголом.
Пример: летящий шарик .
Летящий - тот, который летит.
Признаки глагола присутствуют у причастий потому, что причастия образованы от глаголов.
1) Причастия, как и глаголы, могут быть невозвратными и возвратными :
умывающий - умывающийся.
2) Причастия, как и глаголы, имеют вид, бывают совершенного и несовершенного вида : читающий (несов. в.) - прочитавший (сов. в.).
^ Причастия сохраняют вид того глагола, от которого образовались :
3) Причастия, как и глаголы, имеют время - настоящее и прошедшее:
толкающий (наст. вр.) - толкавший (прош. вр.).
^ В отличие от глаголов, причастия не имеют формы будущего времени.
Признаки прилагательного.
Признаки глагола
1) переходность и непереходность действия
2) совершенный и несовершенный вид
3) настоящее и прошедшее время
^ 2. Понятие о предлоге. Разряды по значению и происхождению.
По своему происхождению предлоги делятся на непроизводные и производные .
Непроизводные предлоги возникли очень давно, поэтому в настоящее время не соотносятся с какими-либо знаменательными словами: из, от, с, у, к, для, в, на, за, о, через, при, над и т. д.
Большинство непроизводных предлогов многозначны и омонимичны приставкам: за ехать - за лесом, в ъехать - в лес, от ъехать - от леса, с ъехать - с горы, на ехать - на стол.
Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и разделяются на наречные , отымённые и глагольные .
Наречные предлоги в основном выражают пространственные и временные отношения, например: возле дома, около реки, вокруг города, впереди отряда, после обеда.
Отымённые предлоги образовались из различных падежных форм имён существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения, например: насчёт работы, по поводу заявления, посредством приставки, ввиду обвала, по случаю праздника, в течение урока и т. д.
Глагольные предлоги произошли от деепричастий и выражают различные обстоятельственные отношения (причинные, уступительные, временные и др.), например: благодаря заботам, несмотря на болезнь, спустя неделю.
Производные предлоги следует отличать от омонимичных им самостоятельных частей речи: благодаря (предлог
) усилиям – благодаря (деепричастие
) за поддержку; наперекор (предлог
) врагам – поступить наперекор (наречие
).
^ 3. Понятие о тексте. Основные признаки текста.
В лингвистике изучаются не только словосочетания и предложения, но и различные объединения законченных предложений в единицы большего объёма. Наиболее крупной из таких единиц является текст .
^ Текст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение , состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств .
Тема - это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии). То, о чём говорится в тексте.
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
^ Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность , которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность , проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность ); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство , которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность , которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.