Про заболевания ЖКТ

В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. Ряд проблем начального, общего и профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления креативной личности. Это позволяет сформулировать главную концепцию и основные концептуальные положения современного креативного образования. Целью современного креативного образования является обеспечение становления, т. е. формирования и развития, креативной личности обучаемого.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов не столько на передачу знаний, сколько на умение использовать эти знания, то есть на формирование универсальных учебных действий. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера .

В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера в обучении учащихся начальной школы на этапе обучения грамоте.

Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления.

Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Креативные уроки строятся на основе инновационной структуры, предложенной М. М. Зиновкиной :

1 блок - Мотивация (удивление).

3 блок - Психологическая разгрузка.

Физкультминутка.

4 блок - Интеллектуальная разминка.

5 блок - Перерыв.

6 блок - Интеллектуальная разминка.

8 блок - Компьютерная интеллектуальная поддержка.

9 блок - Резюме.

Мотивационная аранжировка уроков состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы.

Система работы в данном направлении позволяет развивать критическое мышление, творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; активизировать креативность, мотивацию и силу воли.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие творческого мышления, которое позволит детям логически рассуждать и строить умозаключения, приводить доказательства и делать выводы, фантазировать, и, в конечном итоге, расти не просто носителем определённой суммы энциклопедических знаний, а настоящим решателем проблем в любой области человеческой деятельности.

Технологии системы НФТМ-ТРИЗ очень хорошо сочетаются с групповыми формами работы.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах - там им комфортнее. Учащийся первого класса пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Цели организации совместной учебной работы:

1. Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
2. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
3. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе - это функция контроля и оценки, позже - целеполагания и планирования.
4. Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

А. Б. Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе :

1. позитивная взаимозависимость, т. е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
2. личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
3. индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
4. навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
5. совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.

На уроке обучения грамоте приведенном в статье, первоклассники, работая в группе, через игру и фантазирование представляют изученные на уроках письма буквы разными необычными способами. После этого урока в классе стартует долгосрочный проект (ноябрь - март) «Весёлая азбука», цель которого создать и представить свою «необычную» букву.

Тема: Секреты письма букв О, А, У, Э, ы необычными способами.

Цель: познакомить обучающихся с разными способами написания букв А, О, У, Э, ы через развитие творческого воображения и фантазии.

Задачи:

Развитие любознательности;

Формирование системного мышления и развитие творческих способностей;

Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении написания букв А, О, У, Э, ы разными способами.

Оборудование: листы с буквами, написанными воском для 5 групп, на столах - акварельные краски, кисточки, баночки с водой, рисунки с буквами - изографы, листы для конструирования букв, пластилин, разные материалы - макаронные изделия, пуговицы, крупа гречневая, рис, бусинки, плакат «Правила работы в группе».
Срок проведения: начало ноября.

Таблица 1

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

Детям предлагается прочитать изученные буквы с листа на доске. Письменные буквы а,о,у,ы,э написаны воском, их не видно на строке.
- Что здесь написано?
- Хотите узнать?
Учитель проводит красками по листу и буквы «оживают» на глазах у детей.
- А теперь можете прочитать?

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты.
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

А) Актуализация знаний и постановка учебной цели, правила работы в группе.

1. Беседа.
- Все ли секреты написания этих букв вы знаете?
- Как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня?
На доске появляется запись: Секреты букв.
2. Работа в группах.
- Работать вы будете в группах. Выберите организатора группы.

Давайте вспомним правила работы в группе.На доске плакат «Правила работы в группе.
- У вас на столах тоже есть листы с буквами - это название вашей группы. С помощью красок и кисточки «оживите» ваши буквы.

Ребята отвечают.

Ребята совещаются и выбирают: организатора группы, который руководит деятельностью в группе.
Ребята называют.
Каждая группа красками «оживляет» буквы и называет «имя» своей группы: группы «А», «О». «У», «Э», «ы».

Познавательные УУД

2. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу

Б) Пропедевтика ТРИЗ.

1-е задание группам
Каждой группе раздаются листы с изографами.
- Какие буквы спрятались в рисунках?

2-е задание группам.
- А теперь сами попробуйте спрятать изученные письменные буквы в рисунках.

Посмотрите, что получилось у первой группы. Какие буквы здесь спрятались?

Ребята обсуждают и называют найденные буквы.

Ребята обсуждают задание и на листах А3 каждая группа оформляет свои рисунки.

После выполнения рисунков ребята предлагают отгадать другим группам, какие буквы спрятались на их рисунках.
Аплодисментами ребята отмечают работу групп.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из рисунков.
2. Представлять информацию в виде рисунка.

4. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Умение работать в группе.
Личностные результаты


Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (для развития межполушарного взаимодействия)

Упражнение «Качание головой» (упражнение для стимуляции мыслительных процессов)
Упражнение «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

Ребята поочередно сначала правой рукой ставят кисть кулачком на стол, потом ребром, потом ладонью. Повторяют с левой рукой, затем двумя руками одновременно.

Ребята медленно качают головой влево и вправо.
Ребята «рисуют» головой восьмерки.

Личностные УУД:
1.Формируем саморегуляцию.

Блок 4. Головоломки.

Танграм
Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции.
Можно предложить ребятам сложить букву - имя своей группы из деталей танграма.

Ребята собирают в группе фигуры танграма по схеме.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Блок 5.
Интеллектуальная разминка: нахождение закономерностей, необычное использование объектов.

1-е задание. Найди «лишнюю» букву.
Группам выдаются карточки с буквами:
а, о, ы, Э , у
О, А, У, ы , Э
а, у, н , ы, э, о
Письменные буквы написаны по строчкам, выделений другим шрифтом букв нет.
- Найдите в каждой группе «лишнюю» букву.

2-е задание. Работа с цепочкой.
- Какие инструменты для письма вам известны?

А что еще вы могли бы использовать для написания букв?
- Интересно, а могут ли вам пригодиться цепочки, которые у вас на столах?

Попробуйте сконструировать изученные письменные буквы с помощью цепочки.

Ребята выполняют задания и проверяют, как их выполнили другие группы. Объясняют свой выбор, называют закономерности в каждой строке.

Ребята отвечают на вопросы.

Высказывают предположение о письме букв цепочкой.

Ребята конструируют буквы в группе.

Познавательные УУД


3. Развиваем в ребенке способность уходить от тривиальных ответов. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 6.
Содержательная часть

Задание «Необычные буквы»
- Создайте в группах буквы из разных материалов.

Ребята выполняют задание в группах:
1-я группа «пишет» макаронными изделиями,
2-я группа - пуговицами,
3-я группа - гречкой,
4-я группа - рисом,
5-я группа - бусинками.
Каждая группа «пишет» свою букву - имя своей группы.
Ребята представляют свои работы, создавая выставку на доске.

Познавательные УУД
1. Представлять информацию в виде рисунка необычными материалами.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы об их использовании.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.

Медиаресурс «Учимся вместе с гномом»
http://pedsovet.su/load/238-1-0-39450
Задания:
«Мозаика». Собери мозаику из мультфильма.
«Подбери слово». Чистоговорка. Слово «гном» и картинка появляются по щелчку, после того как чистоговорку составят дети.
«Найди гласные и согласные». Распределение букв на два столбика по щелчку.
«Найди букве картинку». После выполнения задания по щелчку каждая картинку перемещается к своей букве.

Ребята выполняют задания на iPad.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
3. Развиваем в ребенке воображение
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 8. Резюме

1. Итог урока
- Какие секреты письма букв вы узнали сегодня?2. Рефлексия работы групп
- Удалось ли вашей группе работать по правилам?
- Если «Да», поднимите карточку - «Молодцы», если что-то не получалось - карточку «Задумчивый человечек».
- Почему не получилось работать по правилам?
3. Рефлексия работы каждого на уроке.
- Закройте глаза. Поднимите руки те, кому урок понравился. Теперь поднимите руки те, кому урок не понравился.
Все это делается с закрытыми глазами.

Ребята отвечают на вопросы.

Ребята анализируют работу группы.

Ребята оценивают свое эмоциональное и качественное ощущения от урока.

Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ссылки на источники
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
2. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. - 109 с. [Дата обращения 14.11.2016]
3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X [Дата обращения 14.11.2016].
4. А. Б. Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М., 2000.

ПЛАН

ГРАМОТЕ.

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Цель. Познакомить студентов с особенностями речевого развития первоклассников и с основными направлениями работы по развитию связной речи, усвоить приемы работы по развитию речи

1. Особенности развития речи и мышления первоклассников в период обучения грамоте.

2. Обогащение и уточнение словаря детей.

3. Словарно-лексические упражнения как средство развития речи и мышления школьников.

4. Работа над предложением.

5. Работа над связной речью в период обучения грамоте.

6. Логопедическая работа в первом классе.

Литература

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах; М.: "Просвещение", 1987.

2. Методика русского языка В.А. Кустарёва и др. - Москва: "Просвещение", 1982.

3. Львов М.Р. "Речь младших школьников и пути её развития, М.: Просвещение, 1975.

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объём его словаря составляет от 3 до 7 тысячи слов, он использует в своей устной речевой


практике предложения - как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является её ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника - игровой деятельностью.

Какие же изменения происходят в речевом развитии ребенка после его поступления в школу? Изменения очень существенны. Во-первых резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: если в ситуативной речи главный мотив - общение, то ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед товарищами, перед учителем. Удивительно ли, что дети, свободно говорившие до школы дома, на улице, в детском саду, в школе иногда на первых порах теряются, смущаются, говорят хуже, чем до школы.

Учитель заботится о создании мотивов речи, мотивов естественных и близких детям - создается непринужденная обстановка беседы, детский рассказ предваряется словами учителя: «Расскажи, нам всем интересно, мы тебя послушаем» и т.д. Однако все эти средства лишь смягчают резкость перехода; в остальном же речь в учебном процессе неизбежно теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую. В роли ее мотивов выступают учебные задачи, поскольку основной, ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.



Во-вторых, в жизни ребенка появляется письменная речь. Конечно, первые письменные тексты, с которыми сталкивается ребенок, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи, какой он пользовался до школы. Как же происходит включение элементов письменно-книжной речи в обиход учащегося 1 класса?

Такие элементы содержит речь учителя - литературная речь, подчиненная норме и, безусловно, испытывающая на себе влияние письменно-книжных стилей; школьное требование отвечать на вопрос учителя полным ответом приводит к тому, что эллиптические конструкции (один из типичнейших элементов разговорно-бытовой ситуативной речи) исчезают, как бы объявляются «вне закона»; беседа по вопросам учителя нередко требует построения сложноподчиненных предложений: «Почему вы думаете, что это лиса?»- «Это лиса, (потому что) у нее рыжая шерсть, длинный пушистый хвост». Даже тексты «Азбуки» содержат немало типичных «книжных» конструкций. С первых дней обучения грамоте начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начинают понимать, что нелюбое выражение мысли будет правильным, что мысль следует выражать ясно, четко, понятно для других; приучаются к самоконтролю и к наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочеты чужой речи. Современные первоклассники уже понимают, что в школе нельзя пользоваться теми детскими оборотами, которые они употребляют дома и с друзьями. Третья особенность речевого развития первоклассника состоит в том, что в его речевой деятельности все большее место начинает занимать монологическая речь, т.е. тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не


развивался, либо не занимал господствующего положения. (Нельзя забывать в т о же время, что дети, воспитывавшиеся в детском саду, прошли определенную систему развития связной речи).

Монолог в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного, рассказ по восприятию (наблюдению), рассказывание по памяти (что было), по воображению (главным образом по картинкам). Высказывания монологического типа имеют место и в процессе фонетической работы, например, школьник говорит: »В слове земляника четыре слога, ударный - ни, всего 9 звуков, сколько же букв: з-е м-л-я-н-и-к-а».

Наконец, четвертая особенность речевого развития первоклассника - это то, что в школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. Но в школе он узнает, что речь складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, т.д.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов: путем показа картинки или предмета, называния этого предмета; в словарных играх - с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок; в беседах, рассказах, в декламации стихотворений, скандировании слов и пр. Дети 6 лет не всегда могут сразу выговорить новое слово, следовательно, работать следует не только над значением, но и над звуковым составом слова, над ударением, орфоэпическим произношением, а также над буквенным составом слова и его написанием.

Ежедневно дети усваивают новые слова, уточняют, углубляют понимание значения тех слов, которые им встречались ранее, используют слова в своей речи (активизируют их).

Сама школьная жизнь, учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов, обозначающих название учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и в других пособиях. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказах учителя и т.п.

Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в систему лексических и логических упражнений.

Наибольшее значение для развития речи, естественно, имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений, их оттенков.

С первых дней пребывания ребенка в школе его нужно приучать к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов. Эта задача доступна первоклассникам: дети обычно тонко чувствуют выразительность речи, они любят экспрессивную речь, сами охотно употребляют слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами.

Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речи (речевого потока), чтение, это ответы на вопросы (и вопрос и ответ представляют собой предложения).

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

а) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение
предложений в устной речи, составление их, чтение по букварю;

б) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым,
от неполных предложений - к полным, относительно большим предложениям,
имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

в) установление простейших связей между словами в предложении, в основном в предикативной группе, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций, но коль скоро они появляются в их речи, то задача школы не в том, чтобы искусственными мерами, запрещениями сдержать речевое развитие детей, а в том, чтобы поддержать это новое и обеспечить его правильность.

Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю.

Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, речь учителя, а также вопросы.

В период обучения грамоте роль вопросов очень велика; вопрос дает основу для составления предложения. Так, к картинке задается вопрос: «Что случилось с детьми в лесу?» Возможные ответы: «Дети заблудились в лесу»: «Дети пошли в лес за грибами и заблудились»; «Мальчик и девочка собирали в лесу грибы и ягоды. Они не заметили, как наступил вечер. Они заблудились - не знают дороги домой».

Так от предложения школьники переходят к связной речи.

Связная речь в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказа - по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, работа с пословицами, поговорками, чтение скороговорок, рассказывание сказок и инсценирование их. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начинают развиваться и поэтому для детей существенные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке обучения грамоте как обязательное звено урока.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в «Азбуке» помещены серии картинок к сказкам «Волк и Лиса» и «Курочка

Ряба». Составляя к каждой картинке предложение, дети получают последовательные рассказы.

В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности персонаж получает имя, определяется время года, может быть добавлено предложение о погоде и т.п. Рассказ


озаглавливается - так дети начинают работу над темой.

В дальнейшем дети получают задания рассказать на тему, например: «Расскажите о белочке» (по непосредственному наблюдению). «Расскажите о том, как играли в...» (по воспоминанию) и т.п.

Обычной опорой детских рассказов в 1 классе служат вопросы учителя или вопросный план (собственного плана в 1 классе дети еще не составляют).

Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражая синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.

Составляемый рассказ или пересказ постоянно


исправляется, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, вводятся детали, подробности, улучшается последовательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.

Огромную роль в развитии связной речи играет занимательный элемент: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет решительных событий, развязки, восторженно передает героическое, а также меткое, остроумное слово. Поэтому в системе упражнений по развитию связной речи должны быть представлены и инсценирование сказки (исполнение ее в ролях и другие формы драматизации и импровизации, т.е. придумывание собственных сказок), и конкурсы на лучшего чтеца стихотворений, и соревнование в отгадывании загадок, в объяснении пословиц.

Например, в 1 классе инсценируют народную сказку «Репка». Сказка проста по сюжету, не требует сложных декораций - ее исполняют в классной комнате; но она лишена диалога, и слова персонажей с увлечением придумывают сами дети.

Первоклассники знают огромное количество загадок. Загадка всегда остроумна, поэтична, легко запоминается. Выше уже было сказано, что загадки используются для введения исходного слова, из которого выделяется новый звук, например: «Стоит дед во сто шуб одет; кто его раздевает - слезы проливает» (лук), для выделения звука [к]. Однако загадки полезны и сами по себе, как средство речевого развития детей. Работа над загадками всегда превращается в веселую, оживительную беседу, в ходе которой обогащается словарь, раскрываются метафоры и перифразы, идет работа над словами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Нередко первоклассники и сами пытаются составлять загадки.


Нельзя забывать, что развитие речи учащихся - это в конечном счете главная, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания.

В период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе значительный материал по грамматике и орфографии. Но характер усвоения этого материала особый: детям не объясняется, как правило, тема, не сообщаются теоретические сведения. В практической устной или письменной речевой работе дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных тем на более поздних ступенях обучения.

Так, в первые месяцы обучения дети сопоставляют слова простейшего типа: дома-дом, леса-лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях родственных слов.

Изменяя слова ёж-ежи, уж-ужи, ёрш-ерши, дети не только усваивают правописание жи, ши (еще до изучения соответствующего правила), но и практически подготавливаются к усвоению орфографического действия -проверке согласных на конце слова, где в результате действия закона абсолютного конца слова происходит позиционное чередование согласных; в грамматическом же плане они готовятся к усвоению темы «Изменение имен существительных по числам».

Сопоставляя слова ехал, отъехал, дети практически подготавливаются к темам «Состав слова». Приставки», «Родственные слова».. Дети образуют слова осень - осенний (ветер) и тем самым подготавливаются к усвоению законов словообразования, к усвоению темы «Имя прилагательное» и, наконец, к темам «Родственные слова», «Состав слова».

На уроках в период обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, следовательно, изменяют и прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже; изменяют формы глагола и таким образом готовятся к усвоению материала по теме «Глагол».

Система пропедевтических упражнений находится в соответствии со ступенчатым построением современных программ по грамматике и правописанию: у детей постепенно, в результате практических работ, накапливается и определенный речевой опыт, и «чувство» языка, и наблюдения над явлениями языка 0- над словами, их составом и образованием, над их изменением и сочетанием с другими словами. Лишь на этой основе в дальнейшем школьник приступает к усвоению теоретических обобщений, на нее опирается в формировании грамматических понятий и орфографических действий.

Таким образом, период, обучения грамоте нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в школе, хотя на этом отрезке решаются действительно очень своеобразные задачи. Надо помнить, что процесс обучения непрерывен, и в пропедевтических упражнениях по языку.

Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каждом этапе урока и на уроке любого типа.

«Внимательные покупатели»

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы.

Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска; матрешка, мышка.

Задание: Из всех игрушек вы можете взять только те, названия которых начинается со звука [к], затем отобрать игрушки, названия которых начинается со звука [м’].

«Рассеянный поэт и доверчивый художник»

Подготовить иллюстрации и стихотворения.

Задание: Посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника (показывает иллюстрацию).

Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова перепутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«Рыбалка»

Задание: Поймайте слова со звуком [л] (или любыми другими звуками).

Ученик берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» он показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Задание: «Вылови местоимение – рыбку, определи лицо и число, положи в нужное ведерко».

«Телевизор»

На доске или наборном полотне учитель вывешивает картинки на каждую букву спрятанного на экране телевизора слова по порядку.

Задание: Ученики должны из первых звуков слов сложить это слово. Если ученики правильно назвали слово, то экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Речевое лото»

Ученикам раздаются большие карты с изображением шести картинок (под картинками написаны соответствующие названия предметов).

Задание: Нужно определить, какой звук есть во всех словах. Затем учитель показывает картинки, называет слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

«Узнай букву»

Учитель называет буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ученики завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее.

После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак (можно использовать любые другие буквы).

Игра помогает не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

«Угадай слово»

Задание: Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово. Какое слово получилось?

“Речь – это прежде всего процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием” - (Н.И.Жинкин).

Овладевая богатствами языка, человек совершенствует свою речь всю жизнь. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Основы речевого развития закладываются в начальной школе, т.к. именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка и необходимостью совершенствовать речь. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Традиционные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.

Условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность высказываний и владения средствами языка.

Развитие речи - это обратная сторона процесса развития мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Нет речи без мысли. Поэтому необходимым условием высокой эффективности развития речи на уроках русского языка является организация мыслительной деятельности детей. Важно, чтобы ученик с самого начала урока включился в умственную деятельность.

Я работаю по букварю под редакцией В.В.Репкина, Е.В.Восторгова, В.А.Левина (по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Материал учебника способствует достижению больших результатов в общем развитии школьников. Авторы учебника включили в него такие упражнения, которые вызывают у детей большой интерес к языку, помогают осмысливать связи между отдельными знаниями, систематизировать их. Это и странички совместного чтения, которые создают атмосферу литературного чтения с самых первых уроков, задолго до того, как дети начинают изучать первые буквы; скороговорки, загадки, способствующие дальнейшему развитию речевого слуха и закреплению навыков четкой, правильной и выразительной речи; пословицы, поговорки, развивающие образную речь и др.

К некоторым урокам я подобрала дополнительные упражнения, занимательный материал, дидактические игры, которые развивают фонематический слух, обогащают, уточняют и активизируют словарь, формируют грамматический строй речи.

I. Упражнения, для развития фонематического слуха.

Скороговорки и чистоговорки на каждый звук.

Вот некоторые из них.

[б] Белый баран бьёт в барабан.
Баран буян залез в бурьян.

[п] Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

[з] Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

[с] Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.

[д] Дятел дерево долбит,
День деньской кору дробит.

[т] У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика торчат.

[р] Приготовила Лариса для Бориса
Вкусный суп из риса.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-бу - сидит ворон на дубу.

Бо-бу-бы - в лесу растут дубы.

Бы-бо-ба - вот какая жаба.

Са-са-са - по лесу бежит лиса.

Ас-ас-ас - лиса боится нас.

Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.

Су-су-су - как красиво в лесу.

Су-сю-су - тихо осенью в лесу.

Ус-ус-ус - лису я не боюсь.

Ша-ша-ша - моя сестрёнка Маша.

Шо-шо-шо - у меня всё хорошо.

Шу-шу-шу - не люблю я кашу.

Щи-ши-ши - веселимся от души.

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ры-ри-ры - подарили нам шары.

Ры-ри-ры - летят комары.

Ру-рю-ру - коза грызёт кору.

Ри-ры-ри - купили сухари.

Рю-ру-рю - я картошку варю.

Да-да-да - сладкая ягода.

До-до-до - у орла гнездо.

Ду-ду-ду - растут яблони в саду.

Та-та-та - хвост пушистый у кота.

Та-та-та - Ах, какая красота!

Ты-ты-ты - на лугу растут цветы.

От-от-от - я люблю компот.

Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

II. Дидактические игры.

Известный русский лингвист и методист писал: “Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике и поэтому ничто так непригодно для начального обучения, как она. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой легкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике”. (А.М.Пешковский “Методическое приложение к книге “Наш язык”.) Современная дидактика оставляет за ребёнком право на игру в школе и рассматривает её как один из показателей соответствия обучения возрастным особенностям учащихся.

Особенно уместны и даже необходимы игровые моменты в обучении шестилеток, т. к. становление учебной деятельности происходит при слаборазвитых произвольных процессах восприятия, памяти, внимания. Игровые моменты вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке.

Для закрепления умений различать словоразличительные качества согласных использую разнообразные игры со звуками. Вот некоторые из них.

“Найди пару”. Игровой материал: парные картинки (мышка- мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза- коса).

“Поймай звук”. Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль).

“Цветочный магазин” или “Собери букет”. Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика).

“Внимательные покупатели”. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка. Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь.

“Зоопарк” Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно “расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка).

“Хоккей” (любимая игра первоклассников). Руки согнутые в локтях - “ворота”, “шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, “шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - “ вратари”, другая - “судьи”, третья - “болельщики”. Они кричат: “Гол!” - если “шайба” попадает в ворота.

“Подбери слово”. Например, дана модель:

Учащиеся подбирают по ней слова. “Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку.

“Проверь работу Авосика”. Три схемы и три слова: репка, дыня, тыква (слова могут быть заданы картинками). Учащиеся определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, обнаруживают ошибку и исправляют.

“Узнай и назови звук”, “Подбери слово со звуком”….;

После прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания:

Найдите и прочитайте слова, называющие действия;

Слова - имена

Найдите и прочитайте слово, соответствующее звуковой модели;

Отгадай загадку (отгадку дети находят среди прочитанных слов);

Измени слово по числу;

Назови признаки предмета;

Назовите лишнее слово в столбике (выбор уч-ся обосновывают связным высказыванием);

Например, тема: “Буквы Д-Т”. Дети прочитали слова.

1) Прочитайте слова, состоящие из одного слога.

2) Прочитайте слова третьего столбика, найдите “лишнее”. Объясните.

3) Что называют слова “где”, “когда”? (Предмет? Признак? Действие?)

Придумайте высказывания к заданной схеме.

4) Измени слова по числу: друг - (друзья), год - (года), радуга - ?; дни - (день), кудри - ?;

5) Образуйте слова-действия от слов: дрёма - (дремать), дума - (думать), друг - (дружить), дым - (дымить);

6) Найди слово-предмет к словам-признакам: верный - (друг), дальняя -(дорога), песчаное - (дно), семицветная - …

При изучении темы “Буквы З - С”.

Игра “Большой-маленький”. Учитель называет слово, а дети его “уменьшают”” куст - (кустик), мост -…, костюм -…, самолет…:

Подбери к следующим словам признаки: сестра (какая?) (родная, двоюродная, заботливая), струна - (какая?) (тонкая, стальная, гитарная), костюм - (какой?) (нарядный, спортивный, вечерний, шерстяной), мост -…., самолёт-…,

Подбери к словам слова- действия: (что делает?).

Самолёт (что делает?) летит, гудит,…

Плакса….(плачет)

Костёр …

Подбери слово к заданной схеме

Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов. Вот некоторые из них.

1. “Рассыпанные буквы”. Из букв составить слова: С, В, О, О, Л; И, Н, К, Г, А; С, С, О, М, К, О; А, Т, Р, Е, К, А; О, Л, К, Ш, А; В, У, Р, Ь, К, А, Б;

2. Составь слова и придумай сам.

3. Впиши слова в пустые клетки.

4. Игра “Отними слог”.

5. “Буквы- невидимки”. Напиши гласные вместо точек, прочитай слова.

6. Сочини слово.

Напишите согласную, прочитайте слова.

7. “Словесная мозаика”.

Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.

8. “Слог за слогом”. Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например:

Занимательный материал для уроков я нахожу в книгах:

Ундзенкова А. Русский язык с увлечением.- Екатеринбург. 1977.

Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.- 1983.

Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. - Ярославль “Академия, К” 1999.

Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль “Академия развития” 1998.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. 1981.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: