Про заболевания ЖКТ

Самоанализ деятельности

учителя-логопеда за учебный год

«Родной язык является

средством общения, выражения

и формирования мыслей и,

таким образом, служит

активным могучим средством

всестороннего развития

личности ребёнка»

А.И.Сорокина

Полноценное гармоничное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако, в настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями и усложнением структуры речевого дефекта. Органические нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, или аномальным анатомическим строением органов артикуляции, стали преобладать над функциональными, когда при нормальном строении и сохранной иннервации нарушена только деятельность речевого аппарата. Это серьёзно осложняет коррекционный процесс в условиях детского сада и удлиняет сроки коррекции, снижая показатели динамики. В связи с этим чрезвычайно актуальна высокая профессиональная компетентность учителя-логопеда.

Основное направление в моей логопедической работе – коррекция речи старших дошкольников и подготовка их к обучению в школе.

В основе работы лежат программы Г.В. Чиркиной и Т.Б.Филичевой: «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» и «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

На базе этих программ мною систематизирован и обобщён научно-теоретический и личный практический опыт и составлено учебно-методическое пособие для логопедов – «Коррекция общего недоразвития речи старших дошкольников», которое успешно апробировано и используется в практике.

За время работы в МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок» создала прочную учебно-методическую базу. Логопедический пункт оформлен в соответствии с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями, отмечен председателем городской ПМП комиссии, как один из лучших в городе; оснащён современной методической литературой, разработаны и систематизированы по разделам серии дидактических игр для работы над всеми компонентами речи: фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью. В соответствии с задачами моего учебно-методического пособия, выделены два больших блока:

1 блок – фонетико-фонематические игры;

2 блок – лексико-грамматические игры.

Это создаёт удобство в подборе и вариативности использования дидактических игр при реализации разных разделов программы. Их многообразие помогает поддерживать мотивацию к учению, осуществляя многократное повторение на разном дидактическом материале.

При выработке тех или иных речевых навыков придерживаюсь последовательности в реализации основных этапов коррекционно-развивающих технологических процессов:

создание чувственной основы ассоциативные связи → усвоение понятий → приобретение знаний → умений → навыков.

Для оптимизации учебного процесса использую в практике современные и инновационные коррекционно-образовательные технологии:

    прогнозирование сроков коррекции;

    целенаправленное создание условий;

    опытно-экспериментальные технологии;

    технологические приёмы наглядного моделирования при коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников;

    использую модели артикуляции гласных и согласных звуков, жестовые символы при коррекции звукопроизношения любого генеза;

    применяю приёмы зондового логопедического массажа органов артикуляции для коррекции грубых органических расстройств (все формы дизартрии, алалия, ринолалия), а так же для постановки звуков при функциональных речевых расстройствах;

    приёмы комплексной дыхательной гимнастики, в том числе использую нетрадиционные приёмы парадоксальной гимнастики по

А.Н. Стрельниковой, адаптированные для детей дошкольного возраста;

    приёмы музыкотерапии использую для релаксации при работе с детьми-дизартриками;

    приёмы сказкотерапии – на зтапе автоматизации звуков и для развития связной речи;

    технологические приёмы использования на занятиях клавишных музыкальных инструментов – для пропевания звукоряда и попевок с изучаемым звуком и упражнений по логоритмике;

    нетрадиционные игровые приёмы с использованием массажного шарика Су-Джок – для массажа ладоней и пальцев рук;

    информационно-коммуникационные – компьютерные технологии, предоставляя возможность самому ребёнку работать за компьютером – это развивает моторику пальцев рук, координацию движений, сосредотачивает внимание, воспитывает быстроту реакции, вырабатывает самоконтроль;

Являюсь пользователем персонального компьютера с 2004 года. Использование современных компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность детей, помогает проводить занятия в занимательной игровой форме, ускоряет и облегчает процесс речевой коррекции; в целом, оказывает положительное влияние на результат.

Умение владеть компьютерными технологиями даёт возможность мне самой печатать и распространять среди логопедов и воспитателей научно-методические публикации и памятки для профилактики и коррекции речевых расстройств.

В своей логопедической практике при диагностике и коррекции нарушений речи у детей большое внимание уделяю индивидуальному подходу. Это позволяет глубже исследовать структуру речевого дефекта и степень его выраженности, поставить точный диагноз, определить зону ближайшего развития обучающегося воспитанника и сделать правильный выбор коррекционных методик.

В основе планирования коррекционно-логопедической работы лежат принципы «Педагогики Успеха», составленные мной на базе общедидактических и специальных принципов логопедии, сформированных Р.Е.Левиной, которые рассчитанны на эмоциональный контакт между логопедом и ребёнком и на успех в конечном результате. Это помогает при составлении плана делать правильный выбор технологических приёмов, максимально используя резервные возможности ребёнка.

Одним из основных критериев успеха считаю взаимодействие в работе логопеда, воспитателей и родителей, которое осуществляю через индивидуальные беседы, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, выступления на педсоветах, родительских собраниях (по организационным, информационным и тематическим вопросам).

Провожу открытые занятия, анкетирование, индивидуальную работу по тетрадям для домашних заданий, оформление в группах речевых уголков и папок-передвижек на тему: «Учим детей говорить правильно», беседы за «Круглым столом» в форме вопросов и ответов. Это даёт высокую продуктивность, показателем которой является хорошая динамика в развитии речи детей, высокий процент выпуска детей школу с чистой исправленной речью (свыше 85%) и отсутствие детей без динамики в развитии речи.

Являюсь ведущим специалистом ПМП консилиума МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок».

На заседаниях ПМПк отработали вопросы организации взаимодействия между всеми педагогами и специалистами ДОУ на примере модели единого коррекционно-речевого пространства.

С воспитателями провела семинар-практикум на тему: «Организация коррекционно-речевой среды», дала консультацию по оформлению речевых центров во всех возрастных группах, раздала памятки, намечен конкурс «Лучший речевой центр группы»

С целью правильного оформления документации переработала материалы Кемеровского выездного семинара по организации работы ПМПк, адаптировала их под свой детский сад и составила пакет нормативных документов с конкретными образцами правильного заполнения на примере одного ребёнка.

Свой опыт в данном направлении распространила и в другие детские сады.

Все документы согласованы с председателем ПМПК и утверждены

начальником УО Мариинского района.

В начале учебного года мы заключаем договор с родителями (законными представителями) на детей с отклонением в развитии и договор с городской ПМП комиссией. После диагностики все специалисты на каждого ребёнка пишут представление, составляют программу индивидуального сопровождения и согласовывают комплексную программу образовательного маршрута. В течение учебного года проводим 3 плановых заседания ПМПк ежеквартально, где уточняем вопросы диагностики, проводим мониторинг, выявляем резервные возможности ребёнка, обсуждаем и согласовываем выбор путей индивидуального маршрута коррекционного сопровождения. В конце учебного года делаем анализ динамики развития и движения обучающихся воспитанников, заполняем документ «Заключение ПМПк» и даём рекомендации.

Эффективность работы консилиума заключается в следующем:

    ПМПк позволяет наладить взаимосвязь в работе всех специалистов и педагогов ДОУ, повышает их ответственность и отчётность;

    делает диагностико-коррекционный процесс прозрачным и результативным;

    консилиум активизирует и повышает ответственность родителей (законных представителей), заключая с ними договор;

    договор с ПМП комиссией даёт возможность своевременно направлять ребёнка в лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения;

    повышается ответственность и воспитателя: он координирует, продолжает и закрепляет работу всех специалистов во взаимосвязи с родителями, осуществляя индивидуальный подход к проблемному ребёнку во всех видах деятельности. В целом, согласованная диагностико-коррекционная работа консилиума позволяет улучшить качество и ускорить сроки коррекции.

С 1998 года по настоящее время являюсь руководителем МО логопедов Мариинского муниципального района. Организовываю и контролирую деятельность логопедов города и района. Активизирую обобщение опыта логопедов по диагностике и коррекции речевых расстройств. Обсуждение вопросов дифференциальной диагностики и специальных методов коррекции провожу в форме докладов, содокладов, семинаров-практикумов, дискуссий, диспутов, тренингов, беседы за «Круглым столом», через просмотр и анализ открытых занятий и разбор трудных случаев. Знакомлю с новинками в области логопедии посредством изучения материалов новых пособий и статей периодической литературы: журналов «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Развитие и коррекция» и др.

Это побуждает логопедов привнести что-то новое в профессиональную деятельность и помогает проявить собственное творчество

Свой опыт работы распространяю и передаю молодым начинающим логопедам, являясь для них наставником. Оказываю им методическую помощь в форме индивидуальных консультаций, помогаю в оформлении логопунктов согласно нормативным требованиям, в ведении документации, в изготовлении дидактических игр в соответствии с внедрением новых технологий, готовиться к открытым занятиям и выступлениям на МО с докладами, даю рекомендации при подготовке к лицензированию ДОУ и аттестации. Так же провожу обмен опытом в сети Интернет

При просмотре и анализе открытых занятий оказываю методическую помощь на рабочем месте, что является эффективным средством в исправлении собственных недочётов и пробелов в логопедической практике учителей- логопедов.

Это помогает логопедам повышать их педагогическое мастерство.

Отслеживание результатов динамики развития речи детей провожу

2 раза в год: в декабре – промежуточный мониторинг, в мае – итоговый,

по результатам годовых отчётов логопедов составляю сводную «Аналитическую таблицу динамики развития речи детей за учебный год».

Считаю, что МО – это эффективная форма повышения квалификации логопедов, действенное средство обмена опытом, разрешения профессиональных проблем, методической помощи на рабочем месте.

Коррекционно-логопедическая работа с ребёнком строится с учётом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определённый прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

Учёт образовательных потребностей детей реализую в рамках следующих направлений:

    работа по развитию понимания речи;

    создание мотивации для развития речевых коммуникаций;

    формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;

    развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

    уточнение и расширение словарного запаса;

    усвоение грамматических категорий;

    развитие психологической базы речи;

    воспитание осознанной и активной мотивации к учению;

    подготовка к обучению в школе.

Вся работа идёт с опорой на сохранные анализаторы, с учётом компенсаторных возможностей ребёнка, его творческих способностей и синзитивных периодов развития.

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путём участия в семинарах различного уровня, вебинарах и методобъединениях.

Список использованной литературы

1.Программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. Коррекция нарушений речи. М., 2010.

2. Авторская рабочая программа учителя-логопеда 2016, составленная в соответствии с ФГОС и основными нормативными документами, имеющая экспертное заключение на региональном уровне: рекомендовать «Рабочую программу учителя-логопеда» к использованию в образовательной практике.

Самоанализ деятельности учителя-логопеда МКДОУ№90

Паршиной Елены Анатольевны

« Организация коррекционно-развивающей

работы на логопункте ДОУ»

В 1998 году я закончила НГПУ по специализации «Логопедия», в 2000 году в НГПУ получила специальность « учитель-логопед». Имею педагогический стаж 20 лет. Все эти годы я работаю учителем- логопедом в МКДОУ № 90 детский сад «Калинка». Имею первую квалификационную категорию. В своей деятельности опираюсь на следующие нормативные документы:

    Конституцией Российской Федерации;
    Законом РФ от 10.07.1992 №3266 – I “Об образовании”;

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 27 октября 2011г.).

    Конвенцией о правах ребенка;

    Инструктивным письмом Минобразования РФ “Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения” от 14.12.00 г. № 2;

    Инструктивным письмом Минобразования РФ от 18.07.79г. №345-М “Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах”;

    Письмом Минобразования РФ “О Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения от 27.03.00 №27/906-6;

    Положение о логопедическом пункте ДОУ;

    Уставом дошкольного образовательного учреждения;

    Тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ № 463/1268 от 31.12.95 г. “Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования”;

    Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 –10 от 22.07.2010г. №91 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях”.

    Инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;

    Настоящей должностной инструкцией;

При планировании своей работы использую следующее программное обеспечение:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей – издание 2009 г.;

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи –издание 2009г.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). – 1978 г.;

Каше Г.А.. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФНР (седьмой год жизни). -1986г.

Отслеживая контингент детей, получавших коррекционную помощь, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей со стертой дизартрией. В 2008 году из общего количества детей с речевыми нарушениями у 62% была стертая дизартрия. К 2011 году процент детей увеличился до 92%. Неврологический статус этих детей характеризуется наличием остаточных явлений ППЦНС, ММД, гипотонического синдрома, СДВГ. Современные школы при поступлении предъявляют к ребенку очень высокие требования. Процесс обучения предполагает, что ребенок может себя контролировать, внимательно слушать разъяснения учителя, выполнять его просьбы и указания. От ребенка требуется умение читать, писать, понимать содержание прочитанного. При этом материал, который предлагается на уроках, очень насыщен информацией; ребенок должен быть готов быстро её воспринимать и перерабатывать. Нарушение нервно-психической функции, задержка темпа психического развития наиболее типична для стертой дизартрии. Речевой дефект сопровождается слабостью процессов запоминания, нарушением зрительно-пространственной ориентировки. К этому добавляется трудность переработки зрительной и слуховой информации. С другой стороны, у детей в большинстве не сформирована произвольность поведения, снижено внимание и регуляция своих действий, отсутствует самоконтроль за своей речью.

Опираясь на все вышесказанное, я поставила перед собой цель:

Создание специальных условий для формирования у детей школьной успешности.

Для реализации этой цели я поставила следующие задачи :

Социализация воспитанников посредством формирование у них полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка;

Создание предметно-развивающей среды;

Использование в коррекционном процессе здоровьесберегающих технологий;

Применение инновационных компьютерных технологий;

Взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Развивающая среда логопедического кабинета представлена следующими зонами:

    Зона активного обучения. Эта зона представлена интерактивной доской, магнитной доской и пространством для взаимодействия с детьми во время организованной деятельности. Так же её элементами являются столы и стулья с регулируемой высотой. В необходимом количестве имеются цветные карандаши, наглядные пособия и игры используемые во время занятий (в зависимости от поставленной цели) .

    Зона индивидуальной коррекции. Широкое, хорошо освещенное зеркало, стулья, регулируемые по высоте и большой выбор дидактических пособий и игр, позволяет полноценно проводить коррекцию звукопроизношения у детей. В наличии индивидуальные шпатели и зонды для постановки звуков. Достаточно имеется дидактического материала для автоматизации звуков, развития дыхания и диагностического обследования.

    Зона формирования графо-моторных навыков. Разнообразные пособия направлены на развитие и подготовку мышц руки к письму. Фасолевый бассейн, трафареты, варианты шершавых алфавитов, наборы для вышивки, игры с прищепками и т.п. являются ярким, занимающим материалом для детей.

    Зона активизации речевой активности и ручной умелости. Красочное панно помогает ребенку на положительном эмоциональном фоне составлять высказывания, придумывать сюжеты и параллельно их обыгрывать, используя весь арсенал пособия.

    Зона релаксации. Мягкое кресло позволяет ребенку расслабиться и успокоиться, восстановить эмоциональный дисбаланс, настроиться на занятие. Так же использую эту зону для проведения расслабляющего массажа.

    Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она содержит следующие разделы: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; научная и методическая литература, материалы по обследованию речи детей; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами); пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса; занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры, лото, игрушки).

Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Логопед в детском саду», « Дефектология». Библиотека кабинета постоянно пополняется новинками специализированной литературы, а так же по каталогам издательств «Сфера», «Гном и Д». Логопедический кабинет оборудован специальными пособиями, направленными на:

    формирование психологической базы речи («Почтовый ящик», разборные игрушки, доски Сегена, кубики Кооса, игры типа «исключение 4-го лишнего» и др);

    развитие мелкой моторики (бусы, шнуровки, трафареты, мозаика, пирамидки, веревочки, счётные палочки, мячи разного диаметра, пальчиковый, перчаточный театр, принадлежности для вышивания, плетения, картотека игр для развития тонких движений пальцев и кистей рук, материалы для развития графических навыков детей);

    формирование правильного звукопроизношения (игры и пособия на развитие речевого дыхания, альбом упражнений артикуляционной гимнастики, наборы предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах, предложениях и рассказах и др.);

    развитие фонематического слуха и восприятия (звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд , счета звуков, определения их последовательности; карточки «Определи место звука»; карточки– символы гласных и согласных звуков; дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Поезд», «Звуковые часы» и др.);

    развитие лексико - грамматического строя речи (наборы предметных картинок для упражнений в словоизменении и словообразовании, в употреблении предлогов, в согласовании, наборы сюжетных картинок для составления простых предложений; настольно - печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений и др.);

    развитие связной речи: сюжетные картины и серии сюжетных картинок для составления рассказов; настольные игры, требующие объяснительной речи; книжки – малютки с текстами для пересказов и др.

При реализации задачи по формированию полноценной фонетической и лексико - грамматической системы языка, я в своей работе расширяю и углубляю логопедическое воздействие, направленное с одной стороны, на коррекцию звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя, языкового анализа и синтеза, формирование графо-моторных навыков, с другой стороны на формирование активной произвольной деятельности, процессов самоконтроля и самооценки. О.А. Степанова считает, что несформированность школьно-значимых функций и определяет впоследствии проблемы в обучении ребенка. Поэтому считаю необходимым развитие школьно-значимых функций, которые в значительной мере определяют полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения. Такие функции как развитие зрительного восприятия и памяти, анализа и синтеза; пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза; слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха; сенсорно-двигательной координации наиболее важны, так как являются базовыми для успешного школьного обучения.

Что бы точнее понять механизмы речевого нарушения, определение коррекционной программы для ребенка и прогнозирования динамики ребенка, необходимо провести базовую диагностику. Тщательно изучаю медицинские заключения узких специалистов. Обязательно провожу функциональные пробы на дизартрию, обследование и последующий мониторинг формирования школьно-значимых функций по следующим параметрам: слуховая память, слуховой гнозис, слухо-речевое внимание, зрительный гнозис, оптико-пространственный гнозис, зрительная память. Характеристику, предоставленную воспитателем, сравниваю с показателями своей диагностики. В своей практике в последние годы для определения уровня речевого развития использую речевую карту, предложенную Н.В. Нищевой. Она предоставляет возможность качественно глубоко анализировать результат обследования; задания подобраны в соответствии с речевой нормой; эта карта позволяет отслеживать динамику речевого развития и коррекционной помощи; предлагает большое количество примеров детской речи. Так же использую для обследования альбом О.Б. Иншаковой, материалы С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, О.Е.Грибовой. Обследование проводится по следующим параметрам:

    анамнестические данные;

    особенности артикуляционного аппарата;

    моторная сфера;

    импрессивная речь;

    общее звучание речи;

    звукопроизношение;

    слоговая структура слова;

    фонематический слух;

    лексика;

    грамматический строй;

    словообразование;

    связная речь.

Обследование проводится дробно, в первой половине дня. В процессе обследования стараюсь разнообразить приемы: применяю игры с мячом, действия с предметами, сюрпризные моменты. После окончания обследования составляю индивидуальный график состояния психо-речевого развития на каждого ребенка. Итогом диагностики является составление плана индивидуальной работы, перспективный план подгрупповой работы. На протяжении всего обучения отслеживается динамика речевого развития каждого ребенка; данные так же фиксируются в речевой карте.

Чтобы помочь детям в подготовке к полноценной учебной деятельности необходимо начинать работу уже в дошкольном возрасте и, прежде всего, в старшем дошкольном возрасте. По мнению нейрофизиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Хорошо себя зарекомендовали упражнения на межполушарное взаимодействие или кинезиологическая гимнастика. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Применение этого метода позволяет выявить скрытые способности ребенка . Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;

Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;

От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Методы и приемы :

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

При планировании и организации деятельности я использую разработки А.Н.Сиротюк. О.А. Степановой. Работа по этим направлениям проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Связующим звеном является тематическая организация материала. Основной принцип организации содержания занятий – системное воздействие на психическую сферу ребенка. Для формирования у детей произвольности организующим моментом является четкая структура деятельности, желательно со зрительной опорой. Для этого я использую маркеры анализаторов, которые позволяют ребенку составить временной план для ребенка, либо вариант пирамидки. Это помогает ребенку контролировать себя во времени.

На каждом логопедическом занятии попадает целая группа В П Ф:

1)слухоречевая и зрительно-предметная память;
2)восприятие разной модальности;
3)пространственные представления и схема тела;
4)мышление.

В связи с этим, структура моего занятия включает в себя задания на все вышеперечисленные направления, будь это занятие по формированию лексико-грамматических средств, формирование звукопроизношения, либо подготовка к обучению грамоте. На начальном этапе коррекционного воздействия в деятельность включаются упражнения и игры на развитие слухо-речевого внимания и памяти. Эти задания начинают занятие, что является организационным моментом и, как следствие, введением ребенка в деятельность. Задания типа « Послушай, сосчитай», «Сколько яблочек упало?» «Кто пришел- мишка или мышка?», « Запомни, кто первый» и т.п. формируют у ребенка умение сосредотачиваться на речи взрослого и активизируют внимание. В процесс подготовки также уделяю большое внимание расширению объема зрительной памяти и внимания детей «Чей силуэт?», «Путаница?», «Узнай что это?», « Сравни картинки», «Найди отличия». Долговременную зрительную и речевую память тренирует прием предъявления в начале деятельности предмета или картинки или слова, связанного с темой деятельности. К концу дети должны вспомнить названное слово, либо выбрать из других предметов или картинок. Постепенно количество объектов увеличивается, приветствуется воспроизведение последовательности ряда. К концу подготовительной группы дети могут удерживать в памяти и воспроизводить ряд до 6-8 элементов.

Для формирования речевого внимания я использую задания на развитие слухо-речевой памяти, дифференциации и запоминанию звучащего ряда. На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети учатся слышать и различать звуки (различные шумы, музыкальные инструменты, хлопки в ладоши, стук по столу, предметы с разным наполнением), запоминать последовательность звуков. Такие игры как: «Какой музыкальный инструмент звучал?» «Найди одинаковые погремушки», «Покажи, что звучало сначала, что потом» формируют у ребенка понятие о звучащем ряде и позволяют перенести в последствие на звуковой ряд. Игры, в которых требуется определить направление звука, принадлежность голоса «Где звенит колокольчик?» «Где звенит погремушка?» « Где пищит цыпленок?» «Кто тебя позвал?», «У кого игрушка?» «Кто сегодня разбойник?», формируют у ребенка умение ориентироваться в окружающем пространстве, различать направление и тембр голоса. Параллельно учимся осваивать предметный ряд, который является прототипом звуко-буквенного анализа. Знакомясь с пространственными предлогами « за, перед» , наречиями « после, впереди, позади в начале, в конце» , ребенок на плоскостном уровне осваивает процесс взаиморасположения предметов. В работе по подготовке к обучению грамоте первостепенной задачей становится научить ребенка ориентироваться в собственном теле. Для детей с нарушением речи бывает очень сложно освоить этот процесс, так как он основывается только на собственном ощущении, не подкрепленным никаким анализатором. Поэтому в своей работе с детьми при дифференциации схемы собственного тела, я подключаю тактильный анализатор. Всю работу по ориентировке в пространстве мы начинаем с определения левой стороны тела по одной причине - возможности прослушать биение сердца. Усвоить схему своего тела ребенку помогают такие игры и упражнения как «Дотронься левой рукой до правого уха», «Возьми левой рукой», «Топни правою ногой» « Собери левой рукой» и т.п. последовательно усложняя задания, я учу детей определению направления в пространстве «Что слева? Что справа? Что спереди? Что сзади?» и т.п. Параллельно ведется работа по усвоению детьми пространственных взаимоотношений и линейной последовательности предметов. Эти упражнения включаются в организационные моменты деятельности и в индивидуальной деятельности. Сначала мы отрабатываем все приемы на собственном теле, затем переходим на плоскость. Полноценное понимание пространственных отношений невозможно без ориентации во времени, позволяющей человеку осознавать длительность происходящего, последовательность событий. Ребенок "путающийся" в элементарных понятиях раньше - позже, быстро – медленно и т.д. испытывает трудности с прогнозированием последовательностей тех или иных своих поступков, с планированием их очередности. Иными словами ориентация в пространстве и времени – есть важнейшее условие не только для успешного обучения в школе, но и для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям. При знакомстве ребенка с буквой важным является уточнение пространственного расположения элементов. Детям предлагаются упражнения в конструировании и реконструировании букв алфавита с помощью счетных палочек. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе печатных букв. Для закрепления графического образа буквы дети знакомятся с ней, используя большинство анализаторов:

    определение буквы на песчаном алфавите

    узнавание букв в усложненных условиях

    выкладывание буквы из счетных палочек, фасоли

    вышивание буквы на перфорированном картоне

    вырезание, обрывание буквы по контуру

    узнавание буквы, написанной пунктиром

    определение буквы с недописанным элементом

    поиск зашумленного изображения буквы

    показ правильно написанной буквы среди зеркально изображенных

    рисование буквы в воздухе двумя руками

    рисование на муке

    рисование буквы на ладошке, отгадывание

    использование пособия « Найди букву»

Большое внимание уделяю формированию у детей процессов звуко-буквенного анализа и синтеза, так как не достаточная сформированность этих процессов приводит к проявлениям дисграфии в школьном обучении. Определение первого, последнего звука в слове, определение количества звуков, слогов в слове, их последовательность, умение составлять схему слога, слова, предложения - этим навыкам дети успешно обучаются на моих занятиях. Несмотря на большое количество пособий по обучению грамоте, я разработала свой материал по этой теме, для того, что бы дети смогли закреплять полученные навыки в домашних условиях.

Большое внимание уделяю развитию зрительно-моторной координации. Неумение использовать ресурс собственного тела и, как следствие, мышечные зажимы, отсутствие точности в движении распространяется как на весь мышечный комплекс, так и на речевую моторику. Используя игры на координацию движения, совершенствую у детей зрительное и слуховое восприятие, формирую чувство ритма и пространства. Регулярно на занятиях использую упражнения на релаксацию, они помогают восстановить мышечное равновесие у ребенка, успокаивают и позволяют лучше концентрироваться на материале. Так же используем с детьми элементы самомассажа:

    активизирующий массаж кистей рук сосновыми шишками

    активизирующий массаж кистей рук с использованием игольчатых гантелей

    активизирующий массаж ушных раковин

    релаксационный фасолевый массаж

    релаксационный массаж кистей рук

Речевой материал, сопровождающий массаж, всегда сопряжен с лексической темой, что позволяет накапливать пассивный и активизировать словарь, полученный на занятиях. В начале коррекционного процесса многие дети, в силу своего речевого дефекта и психологических особенностей плохо идут на контакт, не проявляют речевую активность, либо совсем отрицают речевую деятельность. Поэтому в своей практике я широко использую игры с мячом. Работа с мячом позволяет ребенку опосредованно включаться в совместную деятельность, побуждает к общению и получению положительных эмоций. В дальнейшем игры с мячом помогают развивать глазо-двигательную координацию, способствуют установлению связи «рука-глаз». Опираясь на знания уровневой теории организации движений, описанной физиологом Н.А. Бернштейном, можно целенаправленно регулировать тот или иной уровень движений с помощью упражнений и игр с мячом. За основу я взяла разработки Т.А. Воробьевой, О.И.Крупенчук, которые предлагают как один из приемов формирования предпосылок для овладения чтением и письмом посредством игры с мячом. В моем арсенале имеются мячи разного размера и фактуры. Я использую следующие игры с мячом:

    направленные на развитие мелкой моторики (захват мяча пальцем, ладонью; удержание пальцем; прокатывание в указанном направлении)

    направленные на развитие ориентировке в пространстве (броски с указанием направления, перекатывания, отстукивания мяча о поверхность)

    направленные на формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематических процессов (прокатывание мяча; броски, отстукивание мяча; передача мяча; подбрасывание мяча; подбрасывание одновременно с хлопками)

    направленные на обогащение и расширение словарного запаса (прокатывание мяча; броски, отстукивание мяча; передача мяча; подбрасывание мяча; подбрасывание одновременно с хлопками)

Для развития произвольности очень важны задания, которые выполняются по словесной инструкции. Многоступенчатая инструкция учит ребенка составлять внутренний план действий и реализовать его, используя самоконтроль. Параллельно у детей расширяется объем речевой памяти и слухового внимания. Речевое сопровождение инструкции словами «Внимательно послушай и запомни» помогает ребенку сконцентрироваться на задании. На подгрупповых занятиях дети выполняют многоступенчатые инструкции типа: «Мишку положи в коробку, зайку спрячь под стол, лисичку положи на кресло», «Катя, раздай мальчикам оранжевые шары, а девочкам шишки; себе возьми желтый мяч», « Поднимите правую руку вверх, левой рукой возьмитесь за левое ухо, присядьте два раза» и т.п. На индивидуальных занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики очень часто предлагаю ребенку самостоятельно выполнять упражнения, указывая их название и количество, дублируя свои слова наглядностью, например: «Сделай десять раз «Лошадку», собери пять «Грибочков», пять раз задуй «Мяч в ворота». Этот прием развивает в ребенке самостоятельность, концентрирует внимание и сосредоточение на своих действиях.

Для формирования произвольности и самоконтроля хорошим приемом является использование ритуалов. Осознание того, что в данный момент будет происходить знакомый процесс, помогает ребенку успокоиться и спланировать свои действия. Каждая организованная деятельность начинается определенным ритуалом: я предлагаю выполнить определенное задание, при этом обращая внимание на тот анализатор, который нам надо использовать. « Вам надо внимательно посмотреть глазками и назвать того ребенка, у которого зеленая майка, полосатые носочки, светлые волосы и в кармашке платок», «Сядет тот ребенок, который посчитает количество и прохлопает в ладоши столько раз, сколько носов в нашем кабинете». Это организовывает детей, позволяет концентрировать внимание, активизировать мышление и лучше выполнить задание. В конце занятия дети с удовольствием ждут момента, когда мы совместно проговариваем успехи каждого. Я хвалю детей и предлагаю им построится для возвращения в группу в том порядке, в котором я их хвалила. Этот прием я использую, во-первых- для поднятия самооценки ребенка, для осуществления самоконтроля и для развития умения объективно оценивать свою и чужую деятельность; во-вторых- для развития слуховой памяти и умения ориентироваться в пространстве. Я хвалю каждого ребенка, говорю: «Я хвалю тебя, ты молодец! Ты старался сегодня!» а кто отвлекался - тоже получает свою «порцию», но в самом конце. Но авансом для этого ребенка служит то, что хоть он и в конце строя, но должен проследить, что бы все дети дошли до своей группы и никто не потерялся. При знакомстве с новым материалом стараюсь избегать предъявления. Предлагаю детям найти в окружении предмет, о котором будет идти речь или услышать в потоке слов или догадаться о теме занятия с помощью загадки или наводящих вопросов. Все эти приемы помогают поддерживать высокий уровень концентрации внимания и активизации мышления в деятельности. Для успеха в коррекционной работе немаловажным аспектом является мотивация ребенка на деятельность. Считаю, что очень важно ребенку давать аванс на успех, оглашать его достоинства, поддерживать его индивидуальность, высоко оценивать успех.

На каждом занятии обязательно включаются упражнения на развитие дыхания, т.к. умение произвольно контролировать дыхание, управлять своим организмом помогает развивать контроль и над поведением. Для этого в своей практике я использую инновационную технологию биологической обратной связи «БОС-Здоровье». Электронное пособие дает возможность наглядно подстраивать ребенку свое дыхание под определенный ритм. Благодаря этой методике у детей формируется диафрагмально-релаксационное дыхание, которое позволяет в дальнейшем сформировать речевое дыхание. Использование этого метода положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, рекомендовано авторами для применения в обучении детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Неизменным является то, что для успешного обучения в школе наибольшее значение имеет сформированность наглядно-образного мышления. На своих занятиях я большое внимание уделяю формированию образов-представлений. Применяя прием «подружились»- «поссорились», активизирую называние частей предмета. Он проводится с опорой на разрезные картинки. С самого начала начинается работа по формированию обобщающих понятий. Игры «Четвертый лишний», «Дружат - не дружат» проводятся на занятиях, добавляются в рекомендации родителям. Формирование операций сравнения и обобщения, активизация словаря существительных, глаголов, прилагательных проходит при сравнении двух объектов. Для формирования мыслительных процессов широко применяются игры и упражнения:

    «Так бывает или нет?»

    Задания на установление причинно-следственных связей

    Задание на исключении лишнего «Назови предмет, который не….»

    Задания на пространственно-временные отношения

    Игры с загадками

На протяжении всего времени работы с детьми я пытаюсь находить средства, которые помогли бы повысить эффективность логопедической работы. Результативность коррекционной работы напрямую зависит от личностного включения ребенка в педагогический процесс и осознанности выполняемых им действий. На помощь приходят инновационные компьютерные технологии. Я начала осваивать этот интересный мир, создавая с помощью программы Power Point яркие пособия, увлекательные дидактические игры. Большим подспорьем в последний год стало появление в моем кабинете интерактивной доски QOMO HITE VISION . С ее помощью появилась возможность еще более разнообразить и сделать более эффективным коррекционный процесс. Использование в деятельности интерактивное обучение позволяет стимулировать познавательную активность детей, повышает интерес к логопедическим занятиям, участвовать в освоении новых знаний, что эффективно сказывается на результатах деятельности. В настоящее время я разрабатываю обучающие презентации к каждому занятию, игровые задания по теме занятия. Очень удобно проецировать на экран нужные картинки, фотографии, иллюстрации. Иногда используем с детьми для пальчиковых игр проектор доски как теневой экран. Для занятий по обучению грамоте подготавливаю слайды для ознакомления с буквой, чтения слогов и слов. Дети самостоятельно могут работать на доске, как с помощью интерактивного маркера, так и с помощью пальчика. Они знакомы с панелью инструментов на доске и самостоятельно могут выбирать нужные им позиции. Детям предлагаются следующие задания:

    Обозначение звука символом

    Составление схемы слога, слова, предложения

    Написание буквы

    Выделение предмета в зависимости от условия задания

    Штриховка, обведение предмета

    Рисование буквы по точкам

    Конструирование буквы

    Выделение нужного элемента в сопровождении с речью

Занятия проводятся с учетом требований СанПиН и инструкции по работе с компьютером:

    не более одного раза в день и не более трех раз в неделю

    непрерывная продолжительность работы составляет не более 10 минут для детей 5 лет, и не более 15 минут для детей 6-7 лет

    для релаксации глазной мышцы в конце занятия провожу гимнастику для глаз

Всегда хотела иметь многофункциональное пособие, которое помогало бы закреплять различные навыки. Мною было изготовлено пособие «Звуковые истории», которое помогает детям закреплять изолированный звук, развивать фонематический слух, формировать речевой выдох, закреплять в речи употребление предлогов и …глаголов, закреплять навык образования относительных и притяжательных прилагательных, практическое употребление существительных в В.П. и Р.П и т.п. Для профилактики появления у детей ошибок на письме я разработала пособие « Познакомимся, буква!», с помощью которого в домашних условиях дети могли закреплять полученные на занятиях навыки звукового анализа, письма, чтения слов и слогов. Широко использую ИКТ в своей профессиональной подготовке. Интернет-ресурс позволяет более точно подбирать иллюстративный материал, использовать в коррекционном процессе готовые игры и упражнения, расширять и обновлять свой багаж знания, делится профессиональным опытом между коллегами посредством интернет-сайтов. Большое количество важной информации я нахожу на таких сайтах как «Логопед.ру», «Болтушка», «Веселые уроки», «Логомаг», «Логопортал» и др. Как стратегия повышения своего профессионального мастерства, я планирую начать посещение вебинаров, размещении своих методических разработок на профессиональных сайтах, создание персонального сайта. Использование ИКТ помогает в подготовке и проведении открытых занятий, досуговых мероприятий. Компьютерные технологии позволяют сделать эти мероприятия более насыщенными, красочными и занимательными. Проведение семинаров внутри учреждения, мастер-классов, консультаций для родителей и воспитателей позволяет сопроводить речевой материал хорошей наглядностью и более точно и подробно разобраться в информации.

Контингент детей с речевой патологией составляют в массе своей дети с остаточным поражением ЦНС, что и является причиной стойкого речевого дефекта в сочетании с отклонениями в психологической деятельности. Как основная задача коррекционного процесса - максимальное коррекционное воздействие на речевую и психическую сферу ребенка. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к её преодолению. В системе комплексного подхода происходит интеграция между специалистами ДОУ. Стойкость результатов достигается лишь при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ с сетью интегративных связей.

Интеграция специалистов ДОУ в коррекционном процессе

-Развитие музыкального и речевого слуха

Формирование правильного фразового дыхания

Развитие умения воспроизводить несложный ритмический рисунок

-Развитие координации движений

Формирование оптико-пространственных представлений
-Развитие артикуляционной моторики

Укрепление общего физического здоровья дошкольников

Проведение ЛФК

Развитием мелкой и общей моторики

Формирование правильного дыхания

Проведение коррекционной гимнастики по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат,

координации движений

Формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализации мышечного тонуса.
- Учет лексической темы при проведении занятий в течение всей недели

Систематический контроль за произношением правильно поставленных звуков у детей

Создание среды психологической поддержки для детей с речевыми нарушениями

Развитие ВПФ

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Снятие тревожности у детей

Активизация отработанной лексики

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Проведение лечебно-профилактических мероприятий: массаж, вакцинация, физиопроцедуры

В начале учебного года специалисты нашего ДОУ составляют план совместных мероприятий (см. приложение).

Необходимым звеном своей работы я считаю консультативную помощь педагогам ДОУ. В межаттестационный период мною были проведены семинары для воспитателей по темам: « Пространственное ориентирование» «Рекомендации по коррекции речевого развития младшего и среднего возраста», «Работа воспитателя по нормализации речевого дыхания» и подготовлены методические пособия по этим темам. Логопедическая работа может оказаться малопродуктивной без их помощи, так как они имеют возможность прослеживать речь ребенка, помогать ему в закреплении навыков полученных на занятиях. Для воспитателей формируется специальный лист, в котором указаны разделы индивидуальной помощи детям, которые занимаются с логопедом. Это звукопроизношение, лексико-грамматические игры и упражнения, формирование графо-моторных навыков. Опираясь на данную таблицу, воспитатель может выстраивать свою деятельность с учетом речевых проблем каждого ребенка. Зная, что у ребенка звук находится на этапе автоматизации, воспитатель выбирает для ребенка задания, которые максимально будут наполнены этим звуком. Воспитатель помогает в закреплении навыка полученного у логопеда на занятиях. Речевые игры на словообразование, словоизменение, дидактические игры, различные лото используются в совместно-организованной деятельности во вторую половину дня.

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком является установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. Первое знакомство с родителями происходит при подготовке документации к ПМПК. В начале учебного года провожу первое организационное собрание со всеми родителями, подготавливаю их к серьезной и кропотливой работе, объясняю, что самый большой авторитет для ребенка-это его семья, его родные. Настраиваю родителей на то, что их помощь просто необходима. Стараюсь находить правильные подходы к семье. Последнее время ввела практику вручать благодарности тем мамам, которые очень ответственно относятся к нашей совместной работе. В последние годы число заинтересованных в речевом успехе родителей возросло. Некоторые мамы хорошо информированы в вопросах нарушений речи и это очень приятно. На первом собрании разъясняю порядок и задачи, которые будут решаться в процессе обучения. Далее я провожу индивидуальные беседы с родителями, где подробно выясняю речевое развитие ребенка, его психологические особенности, определяем возможную причину речевого расстройства.

В течении года провожу групповые и индивидуальные консультации для родителей. Наиболее важными являются темы:

- “Правила выполнения артикуляционной гимнастики”;

-«Самомассаж и упражнения на дыхание»

- “Развиваем пальчики- готовим руку к письму” ;

- “Как правильно выполнять рекомендации на дом ” ;

- “Развитие внимания и мышления” ;

- “Речевые игры дома”;

- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;

- “Как научить ребёнка читать” ;

- “Как учить звукобуквенному анализу” .

В целях профилактики речевых нарушений выступаю на родительских собраниях младших групп, где обговариваю возрастные нормы развития речи, возможные способы развития речи в младшем возрасте. Возле логопедического кабинета размещен информационный стенд для родителей, где они могут отследить динамику своего ребенка, почерпнуть много важной и полезной информации. Практикую совместные с детьми тренинги для родителей, которые проходят в игровой форме. Участвуя в совместном коррекционном процессе, родители постепенно становятся более активными, ответственно относятся к заданиям логопеда.

Немаловажен в моей профессии педагога и обмен личным опытом, участие в общественной жизни. В 2009 году я принимала участие в II Международной встрече Колорадо-Сибирь по проблемам подготовки учителей, посвященной актуальной теме преемственности между начальным и дошкольным звеном образования. В 2010 году посетила авторский семинар Нищевой Н.В., посвященный дифференциальной диагностике речевых нарушений и организации работы в логопедической группе. В 2011 году принимала участие в районном профессиональном конкурсе «Педагог года», на котором заняла 2 место. Регулярно посещаю городские семинары и методические объединения актуальной тематики. Для учащихся педагогического колледжа имени Макаренко, проходящих педагогическую практику в нашем ДОУ, провожу открытые занятия и консультации на тему: «Формы организации и проведения коррекционного процесса в ДОУ».

Результатами своей профессиональной деятельности считаю:

    достаточно высокий уровень готовности к школе выпускников;

    сформированность фонетической стороны речи;

    сформированность лексико-грамматических категорий;

    сформированность процессов звуко-буквенного анализа и синтеза;

    стабильно высокие показатели выпуска детей с нормой речевого развития по окончанию коррекционного обучения.

С большим волнением смотрю в будущее своей профессии. Неуклонный рост детей с проблемами в речевом развитии обязывает искать наиболее эффективные методы и способы коррекционного воздействия. Моя стратегия на ближайшие годы - наиболее глубокое изучение и внедрение в педагогический процесс элементов нейропсихологической коррекции.

Главное в профессии педагога- это любовь к детям. « Мы с тобой наравне»- мое первое внушение детям при знакомстве. Я уважаю их и учу уважать друг друга, что бы они знали и ценили все доброе и светлое, что будет в их дальнейшей жизни.

Предлагаемый самоанализ представляет не только опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытку сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

На основании положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений (приказ Минобразования РФ от 26.06.2000г. №1908), тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 17.08.95г. №4б) и утвержденной приказом Минобразования РФ от 31.08.95г. №463/1268, решения Главной аттестационной комиссии (приказ №2521 Минобразования РО от 06.12.04г.), мне, Бесединой Светлане Федоровне, учителю-логопеду МДОУ ЦРР - д\с №9 «8 марта» г.Зернограда была присвоена высшая квалификационная категория по должности «Учитель-логопед».

Аттестация проходила в форме «Экспертное заключение профессиональной деятельности».

Основная часть

Проблема, над которой я работаю вот уже несколько лет и считаю наиболее актуальной на сегодняшний день: формирование фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Повышение эффективности и качества коррекционной работы с дошкольниками предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у таких детей недостатков речи. Согласно положению «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», принятому Министерством образования Российской Федерации 14 декабря 2000 года в первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети с фонетико-фонематическими нарушениями и общим недоразвитием речи. Под указанными видами нарушений понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие связной речи, грамматического строя, лексических средств и фонетической стороны речи, включая фонематические процессы. Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми.

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонем родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение навыков письма и чтения.

В течение ряда лет неуклонен рост числа школьников, имеющих частичные нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия), проявляющиеся специфическими ошибками стойкого характера не может не вызывать недоумения. Ведь многие из этих детей вообще не попадали в поле зрения логопедов, заметных речевых нарушений у них не было выявлено. Подобное возможно потому, что чтение и письмо представляют собой многоуровневые психофизиологические процессы, а их расстройства обусловлены недостаточностью психических функций и, в большей степени, несформированностью фонематических процессов.

В настоящее время велика потребность начальной школы в детях, подготовленных к овладению чтением и письмом, но ощутим недостаток научно-практических разработок, программ, методик по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей с нарушением речи, а также формированию фонетико-фонематических процессов у детей, не имеющих выраженных нарушений звукопроизношения.

Таким образом, широкая распространенность и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

В специальной педагогике особенности развития фонетико-фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями изучали: Р.Е.Левина, Л. Ф. Спирова, Г.А. Каше, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Е.Ф.Соботович, В.К.Орфинская, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова и многие другие.

Анализ логопедической практики показывает, что современная коррекционная педагогика нуждается в систематизации ценных положений соответствующих теорий и формировании на их основе новых идей, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению проблемы формирования у детей дошкольного возраста фонетико-фонематической системы речи.

Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили цель моей работы: разработать систему коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей, выявить оптимальные для этого условия.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике и обосновать понятийный аппарат исследования.

2. Выявить условия эффективного формирования фонетико-фонематической системы речи у детей дошкольного возраста.

3. Разработать систему коррекционных мероприятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенной системы работы.

Обследование детей с речевой патологией осуществлялось в два этапа. На первом этапе обследования использовался ряд приемов, которые являются наиболее эффективными для определения специфических признаков фонетико-фонематического и общего недоразвития речи

На втором этапе проводилось более углубленное индивидуальное обследование c использованием принципа динамического изучения. Было произведено комплексное изучение личности ребенка, определен уровень речевого развития и выявлен уровень сформированности фонематических процессов. (см. Приложение 1)

Определение степени фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Проведенный анализ результатов обследования показал, что в среднем 50% детей имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов.

Таким образом, было определены следующие направления:

  1. Усовершенствование системы коррекционной работы по развитию фонематической стороны речи.
  2. Адаптация предложенной системы к условиям ДОУ.
  3. Вовлечение в коррекционный процесс специалистов, педагогов, родителей.

В связи с этим, опираясь на опыт М.Ф. Фомичевой, Л.В.Лопатиной, Г.А.Каше, В.К.Орфинской и др. и используя собственный практический опыт, разработала систему коррекционной работы по развитию фонематических процессов см Приложение 2).

Из данной схемы видно, что основным содержанием коррекционной работы с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие, является компенсация нарушенных фонематических процессов, т е формирование полноценных фонематических обобщений. На логопедических занятиях в процессе работы с дошкольниками использовались различные виды коррекционной работы по формированию недостатков речевого развития в комплексе. Кроме того, на занятиях уделялось много внимания развитию зрительного восприятия, мелкой моторики кисти руки, развитию ориентировки во времени и в пространстве, развитию психических процессов. Одновременно с работой над формированием фонематических процессов проводилась работа над артикуляцией и правильным произнесением звука в речи, уточнением, активизацией и обогащением словарного запаса, над развитием и совершенствованием грамматического строя путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций и над связной речью в целом. Всю работу можно представить в таблице «Виды коррекционной работы по развитию фонематических процессов» (см. Приложение 3).

Для достижения поставленной цели были использованы разнообразные формы и приемы обучения, такие как занятия-игры, занятия-путешествия, логопедические досуги, логопедические КВНы, занятия-развлечения, логопедические праздники, физкультурно-речевые и музыкально-речевые занятия. К каждому занятию подобраны упражнения, задания, сюжеты, сюрпризные моменты, необычные приемы подачи материала, продумана оптимальная смена деятельности. Все это делало занятия интересными, увлекательными для детей.

Так как у детей, имеющих речевую патологию, наблюдается недостаточность развития психических функций, недостаточно развито абстрактно-логическое мышление, немаловажной задачей считаю повышение интереса к занятиям, развитие внимания и речевой активности. Целенаправленно работая над проблемой внедрения комплексно-игрового метода в процесс коррекционного обучения, убеждена, что учебно-игровая ситуация создает максимально благоприятные условия для развития детей и решения задач коррекционной направленности. С этой целью изготовлены и успешно апробировались наглядно-дидактические пособия, игры, демонстрационные и индивидуальные материалы.

  1. Наглядно-игровое средство «Город правильной речи» способствует формированию навыка звукобуквенного анализа и синтеза, является зрительной опорой и игровой ситуацией на занятиях по формированию фонематического восприятия, звукопроизношения. «Город» оснащен многочисленными съемными деталями, нагрудными знаками, буквами, слоговыми рядами.
  2. Дидактическая игра «Логопедические бусы» - способствует развитию фонематического восприятия, формирует навык звукобуквенного анализа, развивает мелкую моторику.
  3. «Световое табло» - способствует дифференциации звуков, создает дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности.
  4. «Цветик-семицветик» - многофункциональное пособие, на его основе проводится более 11 видов игр и упражнений как для развития фонетической стороны речи, так для формирования лексико-грамматических категорий, связной речи.
  5. «Игровизор» - способствует развитию связной монологической речи, а также основных психических процессов, действует на основе приемов мнемотехники.
  6. Панно «Поезд» - содействует обогащению словаря, грамматического строя речи, развивает тонкую моторику и координацию движений.
  7. «Аквариум» - направлен на формирование звукопроизношения, формирование предложно-падежных конструкций, развитие словаря.
  8. «Сказочное путешествие» - настольно-дидактическая игра, направленная на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Результат логопедической работы во многом зависит от слаженной работы педагогического коллектива, а особенно от взаимодействия, преемственности в работе воспитателей и специалистов. На протяжении ряда лет успешно разрабатывается и используется перспективное интегрированное тематическое планирование, которое отражает всю систему коррекционно-образовательного процесса. Такое планирование позволяет всем участникам коррекционно-образовательного процесса четко ставить перед собой цели, задачи, и методы реализации, определять содержание, видеть систему работы и ее этапы, намечать результаты, которых следует достигнуть к концу года.

В целях обеспечения комплексного воздействия была создана картотека «Веселая разминка» для педагогов ДОУ, содержащая комплексы пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, физкультурных разминок для детей с речевой патологией. Многие упражнения самомассажа кистей рук и пальцев рук апробировались на физкультурных и логоритмических занятиях, элементы дыхательной гимнастики использовали воспитатели.

На сегодняшний день проблема сотрудничества учителя-логопеда с родителями становится более актуальной и имеет приоритетное направление. Считаю, что эффективность коррекционного процесса обеспечивается при наличии следующих условий:

  1. Установление партнерских отношений с родителями каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов эмоциональной взаимоподдержки;
  2. Осуществление информационно-просветительской работы, пробуждение в родителях интереса и желания участвовать в коррекционном процессе;
  3. Обучение родителей конкретным приемам домашней коррекции речи.
  4. Разработка новых форм взаимодействия с родителями.

С целью оптимизации работы в этом направлении была разработана стратегия взаимодействия с родителями, разработан план работы с семьей. (см. Приложение 4)

Практически все родители всегда заинтересовано относятся к логопедическим занятиям. Они принимают активное участие на собраниях, консультациях, посещают открытые просмотры логопедических занятий. Такой принцип открытости обучения всегда увеличивает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка, повышает роль педагогов ДОУ. Вовлекаясь в коррекционную работу, родители получают возможность развиваться вместе с детьми, повышать свою педагогическую компетентность.

О результатах проведенной работы свидетельствуют и результаты анкетирования родителей: 89% родителей полностью удовлетворены работой учителя-логопеда, у 65% родителей изменилось отношение к обучению в логопедической группе.

Выводы:

Итак, проводимая на протяжении ряда лет коррекционная работа дает положительные результаты. Разработанная и используемая система коррекционной работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию основных компонентов фонетической стороны речи, фонематического восприятия, преодолению нарушений слоговой структуры слова, формированию дифференцированной общей и тонкой моторики, развитию артикуляционного праксиса, а тем самым является основой для обеспечения одинаковых стартовых возможностей дошкольников, их дальнейшего успешного обучения в школе. В результате целенаправленной и систематической работы:

У детей развивается интерес к языку, внимание к слову;

Развивается фонематическое восприятие, т. е умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики;

Формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным);

Автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;

Совершенствуются просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений;

Стимулируется развитие психических функций и операций.

Сравнительный анализ уровня развития фонетико-фонематических процессов в период с 2004 по 2009г. показал качественный рост сформированности фонематических представлений в среднем на 27%. Причем с высоким уровнем увеличилось количество детей на 12%, со средним уровнем на 15%.

О положительных результатах проводимой коррекционной работы свидетельствуют заключения ПМПК г.Зернограда. За последние пять лет мною было выпущено две подготовительные группы, всем детям рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Анализируя качественные и количественные показатели работы по проблеме развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, намечены следующие перспективы:

  1. С целью повышения эффективности и качества логопедической работы продолжать совершенствование работы над развитием фонематических процессов, пополняя ее практическим и теоретическим материалом.
  2. Поднять на более качественную ступень взаимодействие с родителями за счет повышения их педагогической культуры, определения новых точек взаимодействия, использования новых форм работы с родителями.
  3. Продолжая работу по совершенствованию фонематических процессов, совершенствовать просодические характеристики речи, используя различные формы работы по развитию у детей интонационной выразительности.

Наталья Скворцова
Самоанализ деятельности учителя-логопеда

Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда

Скворцовой Натальи Ивановны

(Фамилия, имя, отчество)

учитель -логопед _МБДОУ ЦРР д\с № 7 «Город Детства»

(место работы, должность)

Информация об учителе-логопеде :

Стаж (общий, в должности учителя-логопеда ) 12, 3; в должности учителя логопеда -9 лет .

Нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам :

1. Динамика результатов развития обучающихся (воспитанников) за период с предыдущей аттестации

1.1. Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программ,

реализуемых (составленных) учителем-логопедом

Год Общее количество

обучаемых (воспитанников, зачисленных в логопедические группы Количество детей, освоивших

программу (или выпущенных из логопедической группы/ пункта)

2011-2012 26 26 100

2012-2013 31 30 96.7

Комментарии (описание до 3 тыс. знаков, включающее названия программ, цель использования, авторское методическое обеспечение и результат, в том числе в виде рисунков

В работе используется программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей, автор : Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Целью работы является, реализация коррекционной программы по развитию речи, преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников 5-6 лет, на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода, оказание своевременной квалифицированной систематической логопедической помощи.

В своей работе реализую следующие задачи :

Развитие сенсомоторных функций.

Формирование кинетических и кинестетических основ артикуляционных движений.

Развитие фонетического и фонематического слуха.

Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Развитие просодических компонентов речи.

Обеспечение взаимосвязи коррекционного и общеразвивающего процессов.

Развитие познавательных процессов.

Развитие мелкой моторики и координации движения.

Развитие общей речевой коммуникации.

Осуществление личностно- ориентированного подхода.

Обеспечение взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.

Привлечение родителей к работе по преодолению речевых дефектов у воспитанников.

Непосредственно коррекционная деятельность с детьми осуществляется в двух формах : индивидуальная и фронтальная. Дети зачислены после обследования и по итогам заседания ПМПК района. На каждого ребенка составляется личное дело, в которое входит : свидетельство о рождении, заявление родителей, согласие родителей на обследование и работу логопеда, речевая карта, направление на ПМПК, протокол на зачисление, индивидуальная программа.

Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю, индивидуальные- по циклограмме деятельности .

Коррекционный процесс строится на основе нормативно- правовых документов организации логопедической работы ДОУ : конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании» , Концепции специального (коррекционного) образования МО Ростовской области, Типового положения ДОУ, Типового положения о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.

Создана единая коррекционно- развивающая среда, максимально направленная на преодоление речевых нарушений у детей.

Помимо этой работы проводится кружковая работа, которую посещают дети по запросу родителей раз в неделю. На эту работу также составлен план, ведется журнал посещаемости.

1.2. Результативность коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками) .

Результаты работы учителя -логопеда по коррекции (развитию)

устной речи обучающихся (воспитанников)

год Показатели позитивной динамики речевого развития обучающихся (воспитанников)

Развитие звукопроизно-шения Развитие словаря Развитие грамматичес-кого строя языка Развитие связной речи Развитие коммуникатив-ных умений и навыков

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

2011-1012 24 92.3 26 100 26 100 26 100 26 100

2012-2013 28 90.3 29 93.5 31 100 31 100 31 100

Результативность работы по коррекции речи за два учебных года (2011-2012, 2012-2013) отражена в годовых отчетах, протоколах на выпуск ПМПК, диагностических картах.

К концу каждого учебного года развитие грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений и навыков выходит на 100% уровень, развитие словаря воспитанников в 2011-2012 уч. году пришло к норме, а в 2012-2013 году у одного воспитанника не соответствовало возрастной норме, что обусловлено индивидуальным развитием данного ребенка и его наследственными факторами.

К конце учебных годов звукопроизношение не соответствовало норме в 2011-2012- у двух человек; в 2012-2013 –у 3 человек. Несмотря на систематическую коррекцию, у этих воспитанников остались искажены некоторые звуки, что обусловлено тяжестью речевого дефекта именно этих воспитанников.

2. Результаты деятельности учителя -логопеда с педагогами, узкими специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников)

2.1. Информация о консультациях для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей)

обращений

Год Педагогов и специалистов ОУ Родителей или законных представителей

2011 9 64.3 28 100

2011-2-12 10 71.4 26 100

2012-2013 10 62.5 31 100

2011 год указан в таблице отдельно, так как в данном детском саду я работаю с марта 2011г. На 2011 год количество педагогов в саду составляло 14 человек. В 2011-2012 учебном году, педагогов и специалистов в саду -14 человек. В 2012-2013 уч. году пед. состав увеличен до 16 человек.

Консультации для специалистов и воспитателе й проходили как в групповой форме (на педсоветов и педчасах, так и в индивидуальном порядке, по запросу воспитателя или специалиста.

Темы консультаций :

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей с ОНР.

Работа с родителями консультативного характера проводилась в 100% объеме. Это и групповые консультации, и индивидуальные консультации, в форме буклетов, выступления на родительских собраниях.

Темы :

Этапы формирования детской речи.

Речевая азбука для родителей младших дошкольников.

Игры на кухне.

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми.

Когда следует идти к логопеду.

Четвертый год жизни. Развитие речи.

2.2. Разнообразие направлений и форм просвещения и профилактической работы учителя -логопеда со взрослыми (педагогами, студентами, родителями)

Направление

деятельности 2011-2012 2012-2013

Просвещение в области речевого развития детей Выступления на МО района Выступление на педсовете на начало года. Доклады МО в течении года.

Просвещение в области обучения и воспитания детей с нарушениями речи Выступления на педсовете в начале года Консультация, и рекомендации воспитателям логопедической группы по индивидуальному подходу к воспитанником и единству используемых методик.

Взаимодействие с другими специалистами ОУ (например, консилиумы, ШПМПК и др.) Участие в ПМПк ДОУ. Составление пакета документов. Индивидуальных программ. Участие в работе ПМПк ДОУ. Составление индивидуальных программ развития.

Другие направления профилактической работы и просвещения (в том числе, работа со студентами) Консультации для детей не посещающих ДОУ Сопровождение практики студента 4 курса ЮФУ логопедического факультета Марковой Е. С. С составлением программы практики и рекомендаций по её проведению, на базе нашего ДОУ.

В основе коррекционной коррекционной работы лежит понимание прямой зависимости эффективности диагностической, корреционной и профилактической работы с детьми от уровня профессионального мастерства, специальных знаний и умений всех участников коррекционно образовательного процесса. Поэтому этой работе уделено достаточное внимание.

3. Результат деятельности учителя -логопеда по созданию и апробации программно-методических, дидактических, учебных и других материалов.

В 2013 году разместила свое электронное портфолио на образовательном проекте сайт. о чем есть свидетельство (приложение) .

Там же участвовала в ежемесячном конкурсе «Лучший конспект занятия» , где представила конспект занятия логопедического кружка «Чудо- дерево» , за октябрь (сертификат в приложении) . «Лучший сценарий праздника» Конспект комбинированного развлечения к Дню матери «Рядом с мамой –хорошо!» , за ноябрь (сертификат в приложении) .

Также участвовала в интерактивном конкурсе «Магист» - «Лучший конспект занятия» .

Являюсь членом творческой группы ДОУ. Участвовала в работе адаптационной группы ДОУ. Разработаны и проведены занятия в этой группе в период с февраля по май 2013 года. (конспекты в приложении)

4. Обеспечение качества организации коррекционно-образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (логопедических методик, в том числе информационных технологий

В своей работе использую современные образовательные технологии :

Информационные компьютерные технологии.

Результаты использования Информационные компьютерные технологии- положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованно повышает мотивацию к обучению, увеличивает концентрацию внимания, развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля , умение самостоятельно приобретать новые знания.

Технология проблемного обучения.

Помогает усвоить способы самостоятельного приобретения знаний , умений, навыков, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка способствует овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных и творческих способностей детей.

Игровые технологии Овладеть ролевой игрой, формировать готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения . Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: