Про заболевания ЖКТ

Проявления героизма

Героизм - это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. За многовековую героическую историю Россия имеет такое количество подвигов, которого нет ни у одного другого государства в мире, не было и не будет такого количества Героев Отечества.

В разные годы Герои Отечества именовались по- разному: Народные герои, Кавалеры высших орденов, Георгиевские кавалеры, Герои Советского Союза, Кавалеры ордена Славы и трудовой Славы Герои Социалистического труда, Кавалеры орденов Советского Союза, Герои Российской Федерации. Кавалеры орденов современной России.

Всех их объединяет, наряду с общей Родиной, важнейший фактор - истоки их героизма и мужества, истоки их подвигов. Героизм и подвиги, как высшее проявление патриотических чувств, всегда были и остаются национальным достоянием нашего Отечества.

Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто бросаетесь в помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Однако в реальности опора только на храбрость, самоотверженность и мужество окажется напрасной тратой сил, если в единстве с этими человеческими факторами не выступит мысль. Утрата мысли, и жертвы напрасны. Деяние тогда, становится реальным воплощением героизма, когда под ним находится широкое плато смысла жизни. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

«Быть всегда героями» этот лозунг нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г. Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,-- с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А. Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины. Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. За время Великой Отечественной войны подвиг Матросова повторили свыше 200 советских солдат и офицеров! Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни.

Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет - он будет уничтожен».

Любой человек может быть героем, имеющий такие чувства как: сострадание, любовь, взаимовыручку, понимание и терпение. И поэтому героем можно стать не только на войне, но и в повседневной жизни: спасая утопающего, предотвращая пожар или террористический акт, заступаясь за слабого.

Можно стать героем и для себя тогда, когда ты не поддашься на уговоры попробовать наркотики, курение, спиртное -это тоже подвиг, не поддаться на повод «слабо», но при этом ты выиграешь свою жизнь, своё будущие и сделаешь собственный выбор в свою пользу. А когда ты сам можешь ответить « нет злу», то можно попробовать подсказать об этом и друзьям - это тоже подвиг высказать своё мнение.

И если так будет, то всё в этой жизни измениться к лучшему!

В любом случае, каждый для себя должен стать героем, почувствовать себя героем, стараться быть героем. Тогда и окружающие люди, возможно, станут восхищаться вами. Главное - хорошо стараться! Главное - захотеть!

Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. От работы сотрудников полиции зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан. По числу обеспечиваемых социально значимых государственных функций, по степени проникновения во все слои общества с Министерством внутренних дел могут сравниться разве что Министерство здравоохранения и социального развития или Министерство образования и науки.

Сегодня от работы МВД зависят многие аспекты повседневной жизни граждан. Органы внутренних дел занимаются обеспечением порядка на улицах, предотвращением и раскрытием преступлений, защитой и охраной частной собственности, государственных и коммерческих объектов. Подразделения МВД борются за безопасность на дорогах страны, обеспечивают проведение массовых мероприятий, днем и ночью приходят на помощь гражданам в чрезвычайных ситуациях. От министра до участкового Министерство внутренних дел - на страже интересов гражданина, закона и общества.

Как известно, человек не рождается патриотом, наделенным патриотическим сознанием, мужеством, героизмом и отвагой, чувством верности, традициям государства, гражданином которого он является.

Героизм сотрудников органов внутренних дел представляет собой органическое единство, сплав трудового и воинского героизма, так как условия службы таковы, что трудно провести четкую грань между трудовым подвигом и проявлением героизма, мужества, отваги личного состава ибо наведение конституционного порядка, разоружение бандформирований, задержание вооруженного преступника, утихомиривание хулиганствующей толпы, пресечение движения автотранспорта с пьяным водителем за рулем является, с одной стороны, обычной служебной деятельностью для спецподразделений милиции, оперативного состава, работников ГИБДД, а с другой -- это совершение подвига, героического поступка.

Основа героизма у сотрудников органов внутренних дел - это верность Присяге, гордость за службу во славу Отечества, готовность личного состава выполнять служебные задачи в точном соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, следовать славным традициям предшествующих поколений сотрудников органов внутренних дел.

В современных условиях мы называем патриотами и героями службы тех сотрудников, кто не уходит от активной созидательной деятельности, направленной на служение народу, обществу, Родине и, которая реализуется в безукоризненном выполнении задач по защите конституционных прав граждан, надлежащей охране общественного порядка и безопасности, активной наступательной борьбе с преступностью.

личный подвиг храбрость героизм

Героизм – это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто бросаетесь в помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Однако в реальности опора только на храбрость, самоотверженность и мужество окажется напрасной тратой сил, если в единстве с этими человеческими факторами не выступит мысль. Утрата мысли, и жертвы напрасны. Деяние тогда, становится реальным воплощением героизма, когда под ним находится широкое плато смысла жизни. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

«Быть всегда героями» этот лозунг нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,— с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины. Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. За время Великой Отечественной войны подвиг Матросова повторили свыше 200 советских солдат и офицеров! Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Массовый трудовой героизм советских людей — также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.
Здесь уместно вспомнить слова Юрия Алексеевича Гагарина о героике, сказанные им в июне 1967 года в Комсомольске-на-Амуре:
" Время от времени приходится и теперь еще сталкиваться с так называемой теорией дегероизации, с теми, кто считает, что вроде бы миновали времена героики трудовых будней.
… Очевидно люди, которые рассуждают так, неправильно понимают, что такое героизм, что такое героика. Они считают, что героизм – это какой-то порыв, момент, когда человек выкладывает все свои силы.
По-моему, героизм – совершенно другое. Это повседневный героический труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг. Разве думали первые люди, когда пришли на строительство Комсомольска, что они станут героями, что о них будут говорить в течение многих десятилетий, что их свершение будет расцениваться нашим народом как героический подвиг?"
А вот пример героического подвига и в наше время. В постперестроечное время, уже на закате Союзной империи, в «Комсомолке» был очерк об одном лейтенанте, который ушел в отставку и работал в школе, преподавал НВП. Как-то на урок у десятиклассников он принес учебный муляж гранаты. Объясняет ученикам, чем отличается учебная граната от боевой: если выдернуть чеку, то у учебной раздастся щелчок, а у боевой – хлопок и пойдет дымок – и через 4 секунды – взрыв. И вот он, демонстрируя, как пользоваться гранатой, выдергивает чеку. В этот момент кто-то из учеников пошутил: «А вдруг пойдет дымок?..», учитель улыбнулся, – такого не может быть! Раздался хлопок и пошел дымок. Учитель профессиональный военный – сразу понял, что граната – боевая, что делать?! Метнулся к окну, – там вышагивают первоклашки. В коридоре тоже шли уроки (за неимением места). Тогда он прижал гранату к животу и бросился под учительский стол. Через 4 секунды, как положено, прогремел взрыв. Учитель погиб мгновенно. Мелкими осколками посекло потолок, но из детей никто не пострадал. Потрясенные ученики получили живой урок мужества и героизма, они запомнили его на всю жизнь! Принято считать, что место героизму и подвигам – сугубо на войне, и наша современная размеренная жизнь, лишённая опасностей, отвела героическим поступкам людей уголок лишь на поле брани. Но что есть война? Масса людей в экстремальных, опасных для жизни обстоятельствах, где каждый может повести себя по-разному, и отнюдь не обязательно героическим образом! Хотя, как говорит ещё одно общеизвестное высказывание – на войне нет героев, человек просто должен делать то, что должен.
Подводя итоги можно сказать, что это лишь некоторые из героических поступков, которые совершают простые люди в непростых обстоятельствах. Причём, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса – спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
А. Н. Толстой

Мы встречаемся в 7.50 утра в кофейне около его офиса. Раннее утро – единственная возможность выкроить у Михаила час для интервью. Все остальное время он распределяет между основной работой и личными делами, режимом активных тренировок, выездами на старты в разные уголки мира и своими социальными проектами. Когда я вхожу, Михаил уже заказывает себе кофе у стойки. Высокий, стройный, приветливый, - без привычных очков или велосипедного шлема узнать его можно только по располагающей улыбке.
Девушка по ту сторону прилавка, кажется, не догадывается, что подает кофе человеку, который собирает в Москве тысячи людей во имя общей цели: доказать, преодолеть, выиграть у самого себя.

Почему гремит гром: спорт как социальный стартап

Это благодаря ему вот уже третий год подряд весной и осенью тысячи любителей и профессиональных спортсменов выходят на дистанцию 5, 10 или 21 км. А в 2010 году это был абсолютный стартап: вместе с единомышленниками Михаил организовал первый «Весенний Гром», в котором приняли участие всего 157 чел.

«Тогда, в 2010, я вложил в организацию свои собственные деньги, 80 тыс рублей по тем временам. Друзья поддержали, пошли волонтерами. Ни разу не пожалел: это был маленький взрыв в наших головах. Переосознание значения спорта в обществе, изменение отношения к бегу и спорту в целом – вот наш главный результат», - Вспоминает Михаил.

Теперь, через 3 года, его «социальный стартап» вырос более чем в 20 раз: на забеге 4 августа 2013 г на старт вышли уже более 2000 чел. Мероприятия серии «Гром» получили свое название с легкой руки друзей Михаила благодаря его фамилии - Громов - и стали визитной карточкой спортивной афиши Москвы. Теперь они привлекают постоянных партнеров и спонсоров (VestaBank, Oakley, Newton, Издательство Манн, Иванов и Фербер и др). В этом году мероприятие впервые помогло собрать средства на благотворительные цели, как это давно происходит за рубежом.

Каких усилий Громову стоит этот результат, знает только его команда 3sport, которая занимается организацией забегов, партнер Михаила Максим Буслаев и близкие друзья. Например, за несколько дней до “Осеннего Грома”, который прошел 4 августа, стало понятно, что пластиковые конусы для разметки трассы не успевают привезти в срок. Тогда Михаил сам сел за руль своего автомобиля и поехал к производителю, который пообещал изготовить конусы за один день. Для этого ему пришлось проехать 300 км туда-обратно – в Переславль-Залесский, - откуда он вернулся на машине, до верху заполненной шестьюстами конусами.

Все как в стартапе: нет разделений на черную и белую работу – если ресурсов не хватает, подключаешься сам. Будучи опытным атлетом, Громов не понаслышке знает, что значит безупречная организация на месте старта. Он прекрасно понимает, как это, “когда участники нужны своим организаторам”.

Сами участники забегов тем временем привыкли к четкой организации, вниманию к деталям и европейскому уровню сопровождения серии «Гром». Те, кто участвовал в зарубежных марафонах, знают, что нагрудные номера с автоматическими кодами, бананы на пунктах питания и организованные болельщики – это слаженная работа команды и тщательная подготовка соревнований. Все это влияет на результат: как спортивный, так и эмоциональный. Благодаря Михаилу и его команде теперь опыт участия в массовых и зрелищных забегах могут получить тысячи людей в России. До этого никто не брался организовывать в стране любительские забеги такого уровня.

«Полумарафон – самая популярная дистанция, - Объясняет Михаил, - Обычно люди с радостью на него регистрируются. Мы ожидаем, что количество желающих будет увеличиваться год за годом. При этом нельзя сразу перепрыгнуть с 2 тыс человек на цифру 30 тыс [среднее число участников в Топ-6 мировых марафонов – прим.ред]. Для нас стало откровением в этом году обеспечить условия для забега двух тысяч спортсменов: как правильно расставить столы, как разместить шатры для переодевания…”.

Масштабироваться Громов планирует постепенно: сначала нужно, чтобы устоялась традиция серии “Гром”, затем можно думать о введении дополнительных дисциплин. «Скорее всего, добавим зимние лыжные забеги. Мы с командой 3sport считаем, что в Москве должно быть как минимум 3 массовых зрелищных мероприятия в год», - Говорит Громов.

Дважды железный

В профессиональный спорт Михаил пришел 6 лет назад. При режиме тренировок 6 дней в неделю, в среднем по 2 часа в день, за год он проезжает до 5 тыс км на велосипеде, 3 тыс км пробегает ногами и до 400 км делает вплавь. А вот, чего стоил ему его первый IRONMAN Challenge Roth, 2011 (09:20:57): за 4 года с 2008 по 2011 Громов
проехал на велосипеде и лыжах 12 168 км,
пробежал 10 688 км,
проплыл 1291 км.

[Такая точность цифр объясняется тем, что при тренировке триатлеты используют различные хронометры и часы, позволяющие учитывать каждый пройденный километр, - прим.ред.]

В юношестве он занимался на любительском уровне: защищал первенство военного института по офицерскому многоборью (стрельба, плавание, бег). В 2008 году начал тренироваться самостоятельно и пробежал свой первый марафон.

“Где пробежал? Да на тренировке. Я тренируюсь в Тимирязевском парке, там два круга по 15 км. С утра почувствовал, что в хорошей форме, пробежал оба круга, усталости нет, решил пробежать еще один – получилось 45 км. Потом МММ [Московский международный марафон – прим.ред.] бежал уже на зачетное время: 3:15, еще через две недели в Королеве уложился ровно в 3:03”.

В том же году Громов сделал самый первый триатлон в Башкине вблизи Киевского шоссе. Сейчас его уже не проводят, а тогда, по отзывам, это былое популярное мероприятие. Сейчас Михаил вспоминает с улыбкой, что в тот раз не закончил свой первый триатлон – проколол колесо, нагрудный номер одевал несколько раз и всегда неправильно: «Надеваю, снимаю – потом смотрю, а он снова неправильно, снова беру – опять номер перевернутый. Вижу, на меня уже люди косо смотрят. А я стою, шатаюсь, одной рукой держу велосипед, другой пытаюсь надеть номер. В общем, это было шоу для окружающих…»

Через 6 лет Михаил Громов устраивает шоу другого уровня: в июле этого года он финишировал в абсолютном зачете 75ым атлетом мира с результатом 09:16 на своем втором IRONMAN (Austria). Перед стартом он ставил цель на 09:30. [У профессиональных триатлетов считается большим достижением выбежать из 10 ч – прим.ред.]

Когда я спрашиваю, как прошел старт в Австрии, Михаил тут же безапелляционно отвечает: “С самого начала все пошло не так”.

Сначала ему выдали не ту шапочку для плавания: для участников профессиональной группы организаторы приготовили серебряные шапочки, а у Михаила оказалась золотая – и ему пришлось стартовать через 15 мин в любительской группе. Традиционно среди любителей много хороших пловцов (в любительском триатлоне много завершивших спортивную карьеру в плавании), поэтому плыть в своем режиме практически не возможно. Сразу после завершения этапа заплыва первый стресс сменился новым: полукилометровая транзитная зона, в то время как обычно зона ограничена 100-200 м.

На любой триатлонской дистанции транзитная зона встречается дважды: она отделяет один этап соревнования от другого (плавание от вело, вело от бега), однако ее прохождение включается в общее время результата, поэтому спортсмены стремятся пройти эту зону как можно скорее и в буквальном смысле “выйти сухим из воды”.

Михаил считает своей сильной стороной минимальные затраты времени в транзитной зоне, однако на австрийском старте сэкономленное время тут же обрушилось ноожиданным ЧП: лопнуло колесо велосипеда. Накануне он накачал клинчера 9 атм [клинчер – узкая покрышка для спортивного велосипеда – прим.ред], пожертвовав давлением из-за холодного воздуха, хотя прекрасно понимал, что чем жестче колесо, тем лучше накат, и идеальным было бы давление в 12 атм. На замену колеса ушло 5 мин 30 сек, что совсем не много, учитывая сложность ситуации и отдаленность пунктов помощи. В итоге велоэтап Михаил завершил за 04:58 ч.

Когда вышел на беговую трассу, “все уже было не важно – и так много времени потерял”. Второе дыхание открылось после 30ого километра, когда Михаил начал понимать, что наверстывает упущенное время у соперников. Примерно в то же время он поравнялся с Андреасом Рэлертом, немецким триатлетом, мировым рекордсменом дистанции IRONMAN (2011, Challenge Roth, 07:41:33), участником олимпийских игр, и бежал с ним вровень около километра. Этот километр запечатлели все камеры мира, сопровождавшие лидера гонки.

«Какие эмоции испытал, когда пришел к финишу? Да никаких особенных. Ну прошел – и прошел, теперь готовлюсь к следующим стартам», - Спокойно он отвечает на мои восторги. У Громова вообще многое так: “просто сделал, просто попробовал, просто получилось”. За этой скромностью стоят реальные дела, это и впечатляет больше всего.

(Не) без секретов

На соревнованиях у него есть излюбленные приемы для оптимизации времени гонки, особенно, в зоне транзита. Для того чтобы пройти ее максимально быстро и эффективно, то есть отыграть минуту-другую у самого себя, Михаил перед стартом несколько раз прокручивает в голове все мельчайшие детали. За одну-две минуту до входа, еще только приближаясь к транзитной зоне, он представляет всю последовательность движений, чтобы добиться полного автоматизма. Забежав в транзит, повторяет про себя: номер-шлем-очки-велосипед... До старта продумывает все до самых мелочей: вывернуть язычок у кроссовок, протереть вазелином кромку кроссовки, чтобы уменьшить трение из-за влажности, предусмотреть заворот стельки в ботинке.

На успех старта может повлиять все, и амуниция имеет первостепенное значение. Так, например, Михаил внес свои дизайнерские коррективы в подготовку костюма для соревнований. Модернизация коснулась нижней части триатлетского комбинезона: он отрезал часть нижней резинки, чтобы уменьшить давление на мышцы бедра, а легкоатлетическую майку ушил по бокам и отрезал нижнюю часть, чтобы увеличить вентиляцию тела во время бега.

За 6 лет постоянных тренировок Михаил научился идеально чувствовать и понимать свой организм: когда нужен отдых, когда можно дать нагрузку посильнее.

“Все просто: когда усталости не чувствуешь, а на тренировках все делаю то же самое, что и вчера, а при этом пульс ниже и скорость выше, - я понимаю, что форма хорошая. Такая форма держится у спортсмена 2 – максимум 3 недели в год, обычно перед важным соревнованием. Нет никаких специальных измерителей “лучшей формы” – ни вес, ни пульс не гарантия. Ты просто сам чувствуешь по отдаче организма. Отличный показатель: 5-10 минут отдохнул – и можешь еще тренироваться”.

К вопросу травм и перегрузок относится очень спокойно, считая, что нужно внимательнее слушать свое тело и корректировать режим нагрузок в зависимости от самочувствия: “Для меня будет травмой, если я прекращу тренироваться. А так называемые травмы - это лишь сигнал, что организму необходимо восстановиться”.

Когда Михаил готовится к IRONMAN, в багажнике он с собой возит по два комплекта тренировочной формы и несколько больших бутылок воды. День назвать днем очень сложно, режим тренировок вклинивается и в рабочие часы. В обед он отскакивает из офиса, чтобы поплавать в ближайшем бассейне, вечером вне зависимости от сезона у него тренировка с 7 до 9. По выходным во время подготовки к соревнованиям тренируется дважды в день. При этом Михаил никогда не брал личного тренера – все планы тренировок он ставит себе сам, планируя сезон «от обратного»: ставит точку важного соревнования и далее рассчитывает режим для подготовки. Все записи о тренировках он хранит в небольших ежедневниках, которые помнят каждый пройденный километр за эти 6 лет.

«Вне сезона, - Рассказывает Михаил, - Плавание я не тренирую. 45 минут 2-3 раза в неделю мне достаточно, чтобы поддерживать себя в форме. Основная проблема для триатлетов: выпадание из режима зимой, когда ездить на велосипеде проблематично из-за нашей погоды. Я для себя нашел выход: беговые лыжи. Коньковый ход отлично имитирует велосипед – это стало для меня открытием. Обычно когда после зимы садишься на велосипед – получается полный разброд и шатание. А после лыжного сезона я спокойно могу проехать 70 км, и это очень радует».

Первые лыжи Михаилу подарили друзья на один из стартов. Это была пара хороших лыж 2007 года, доставшиеся от профессионального спортсмена. Оставалось только купить к ним палки и одежду – у Михаила был только набор легкоатлета.

«Первый год, это был 2011, я прямо намучался. Все надо мной смеялись, я вообще не мог ездить, без всякой техники старался научиться ездить по кругу. Потом смотрел видео с того времени: на меня странно смотрели даже любители, потом мало-помалу научился коньковому ходу».

- Зачем это все?

- Для меня это маячок, который все время выдергивает из будничности.

В триатлон люди приходят по-разному, как правило, из какой-то одной дисциплины. Среди триатлетов много бывших профессиональных пловцов, бегунов, реже велосипедистов. Триатлон универсален именно тем, что позволяет проработать все тело, бросить себе сразу несколько вызовов.

Михаил считает, что к триатлону люди приходят, потому что им в какой-то момент становится не интересно жить и они ищут новые впечатления как новый образ жизни. Им и становится триатлон. Громов говорит, что вообще не может без спорта. Он называет спорт «средством, которое помогает жить».

«В триатлоне много красок, - Поясняет Громов. - Триатлон – это постоянный мыслительный процесс, постоянная тактика: обгонять вот этого или нет, выходить вперед или остаться, в плавании – что там дальше, есть буек или нет буйка. Бегунов обычно больше, чем триатлетов. Бег – самый доступный вид спорта, в нем просто давишь, не думая. В триатлоне включается голова».

В спортивной карьере что для любителей, что для профессионалов неизбежно встает вопрос: а что дальше? Когда покорены все вершины, когда побиты все рекорды… остается ставить новые цели.

«Вопрос мотивации для каждого уникален. Не интересно повторять то, что уже делал. У меня, например, после второго IRONMAN наступило разочарование: когда пришел к финишу, не испытал никаких эмоций. Я анализировал это – ведь результат был хорошим, почему… И понял, что интересен теперь уже не длинный триатлон, не скоростной марафон, а необычные, интересные трассы».

Под необычными трассами Михаил имеет в виду, например, половинку IRONMAN - так называемую дистанцию 70.3 – в Альп-де-Эсс, горе, которая принимает на своем хребте в том числе всемирно известную велогонку Тур-де-Франс. Градиент составляет 18 градусов – то есть помимо общей сложности маршрута, к нему добавляется практически невыносимый уклон, а в завершение – беговой этап на высоте 2 тысячи метров. «И тут ты борешься сам с собой, нет никаких соперников – только ты и твоя воля», - поясняет Громов.

У Михаила уже есть значительный опыт борьбы не только с самим собой, но и борьбы с реально тяжелыми спортивными условиями. Он участвовал в Трансальпе, многодневной велогонке, которая состоит из 7 этапов и идет 7 дней подряд, каждый день по 5 часов без перерыва на отдых или обед. По признанию Громова, эта гонка стала для него самой запоминающейся и насыщенной событиями.

В спортивном мире она славится не только красочными альпийскими пейзажами, многонациональным составом участников и сложными испытаниями. Гонка командная, участвуют в ней парами, и результат замеряется по спине второго участника. Такие понятия, как взаимовыручка, коммуникация, поддержка приобретают новые значения. Можно уехать вперед и оставить напарника позади, однако лидером это тебя не сделает. «Едешь и постоянно думаешь: как бы не умереть. Но я не мог позволить себе умереть: надо ехать, нельзя вылезти из группы», - вспоминает об этом испытании Михаил.

Принцип движения на велосипедном отрезке всегда одинаков: участник примыкает к группе велосипедистов, движущихся в одном темпе. Профессионалы называют это «движением в пачке». В зависимости от темпа можно выбирать разные "пачки", однако на практике ты должен подстраиваться под задающих темп и ни в коем случае не нарушать общего движения, иначе вся конструкция может рассыпаться, что чревато травмами и столкновениями. Как поясняет Громов, «как только отстаешь от группы, сразу теряешь темп, на таких перегрузках не понимаешь, быстро ты едешь или медленно».

В реальности это выглядит так: «Крутой подъем, 10 км ты едешь со скоростью 30 км/час. Сначала ты думаешь: лишь бы этот подъем скорее закончился. А когда начинается спуск, думаешь: лучше бы я поднимался… В Австрии нормальный серпантин, позволяет вовремя повернуть, а в Италии он узкий, все время петляет, постоянно кого-то увозят на вертолете после падения. Летишь вниз со скоростью 89 км/час, все время отжимаешься на руках, пальцы немеют, ног не чувствуешь, глаза слезятся, а остановиться не можешь: это командная гонка, тут все в связке».

В Трансальпе Громов участвовал в команде со своим другом Денисом Крестиным (IRONMAN 09:10). Он рассказывает, как перед гонкой они с партнером планировали трассу, мысленно представляли, как начнут с запасом, а потом к третьему дню будут постепенно прибавлять скорость.

«В итоге получилось так, что на первом же этапе были горы. Когда мы проехали в первый день 109 км, из которых 40 км спускались с горы, и увидели, как вокруг по бокам от спуска валяются люди, мы порадовались, что вообще спустились, и истерически рассмеялись, что вот и гонка закончилась. Смотрим – а там еще собирается пачка [группа велосипедистов собирается ехать дальше – прим.ред.]. Сошел с велосипеда, руки дрожат, ходить не могу и понимаю, что так еще 6 дней… И так каждый день после финиша. Приехал - и начинается агония”.

Когда участники заканчивают этап в многодневке, они тут же попадают в зону питания, где накрыты столы. Еще какое-то время уходит на обслуживание велосипеда и гигиену. Вечером наступает время делиться впечатлениями и вместе переживать самые волнительные моменты прошедшего дня. Михаил с партнером выбрали проживание в Трансальпкэмпе: передвижном кэмпинге, который следует по маршруту гонки и перевозит вещи вслед за участниками, спать предлагается прямо на матрасе на полу, однако к моменту сна на это уже никто не обращает внимания.

«Едешь по трассе и постоянно видишь, как кто-то в скалу въехал, кто-то лежит на траве… В какой-то момент я упал с велосипеда. Денис оглядывается – а я ему говорю: все нормально, нормально, цепь слетела, не волнуйся, едем дальше. Сказал, что упал, уже после того, как завершили гонку».

В следующем году Михаил с партнером планирует пройти Трансальп не на шоссейном велосипеде, а на велокроссовом байке. Байк – это промежуточный тип велосипеда между шоссейниками и гибридами и используется для гонок по пересеченной местности. От гонщиков в этом случае требуется умение мгновенно спрыгивать с велосипеда, преодолевать препятствие и двигаться дальше без снижения скорости.

А что дальше?

Дальше – длительные интересные гонки, гарантирующие массу ярких впечатлений и новые знакомства. Больше всего Громова привлекают командные старты. Михаил признается, что ему порядком надоели марафоны и даже IRONMAN не приводит в состояние восторга: интересны эпические многодневки, когда соревнование идет несколько дней. Вот его план-минимум:
The Comrades (старейший легкоатлетический забег на дистанция 90 км в ЮАР)
Marathone des Sables (ультрамарафон протяженностью 251 км, 6 дней, Марокко)
Transapline Run (ультрамарафон 250 км на высоте, 8 дней, командный зачет)

Сейчас он готовится к марафону в Амстердаме 20 октября. Все тренировки настроены на новую цель, которую он озвучил BeFit: выбежать за 2:45. Это время он еще ни разу не выбегал. Как говорят IRONMAN’ы со стажем: «Первый шаг для того чтобы сделать IRONMAN – это зарегистрироваться на него. Обратного хода уже не будет».

Так и Громов: сказал нам – подтвердит личным примером. Это его обычная практика: меньше слов, больше дел.

август 2013

Екатерина Иноземцева для BeFit

________________________________

К моменту публикации второй части интервью сезон триатлона в Москве завершился прошедшим 25 августа стартом VestaBank 3sport Sprint, организованном Громовым и командой 3sport. Спринт собрал более полутысячи участников, и это несмотря на 12 градусов, которыми порадовало воскресное утро и шквалистый ветер накануне.

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

В чем заключается сущность христианского подвига?

    Св. Марк Подвижник говорит: «Подвиги - это не суть что-либо особое от заповедей».

    Подвиги - это и есть заповеди. Мы с вами исполняем каждый день заповеди Божии? Да, пытаемся что-то делать, хотя бы - молимся. А на самом деле заповеди - это целый духовный механизм, который не только нужно отправлять каждый день, но над которым нужно и много размышлять.

    Св. Макарий Египетский говорит о сущности подвига: «Это противление лукавому и лукавым помыслам» . Он выразил общий принцип, которым характеризуется подвиг.

    Святые отцы говорят, что подвиг должен быть везде: где бы ты ни находился, ты всегда должен быть в подвиге. У каждого человека, как мы дальше увидим, подвиг происходит по-разному в зависимости от духовной жизни. Но общее - противление лукавому (т.е. дьяволу) и противление лукавым помыслам - должно быть у нас всегда. В чем это заключается? Когда ты просто идешь, нужно внимать своему внутреннему миру - что там происходит. У нас постоянно там разные помыслы - грязные, нечистые, в любом случае там происходят искушения. И также происходят от лукавого многие искушения и в деле, и разные предложения приходят нам в жизни - сделать какую-то подлость, грех и т. д. Как раз об этом говорит святой Макарий, что всё это нужно отвергать и бороться. Это есть одна из сущностей подвига.

    Борьба, война против всего худого и грешного, что находится в этом мире , потому что подвиг - это есть не только духовное делание, но оно обязательно распространяется и на общественную жизнь.

    «Очищение ума и соединение с Богом», - говорит преподобный Петр Дамаскин. И преподобный Симеон Новый Богослов называет это обожением, то есть соединением с Богом, когда человек достигает обожения посредством исполнения заповедей Христовых. Это есть цель подвига - соединение с Богом.

Виды подвигов

Подвиги, разнообразны и многочисленны, у каждого из нас есть свой духовный уровень, есть какие-то определенные предрасположения к определенным моментам в подвигах, есть согласование с духовником, и из-за этого у каждого человека, конечно же, всё проходит индивидуально. Также подвиги делятся по добродетелям: подвиг молитвы, подвиг поста и т. д. К каждой добродетели человек может употреблять добродетель подвига, то есть понуждение, для того чтобы эту добродетель развить.

1. Первый подвиг, который доступен издревле, это подвиг ратный, или подвиг на поле сражения

Этот подвиг заключается в том, что человек за Родину, за Отчизну полагает свою жизнь. Для многих из тех, кто сражается и сегодня, и раньше этот подвиг заканчивается смертью. С одной стороны, есть подвиг, когда человек воюет конкретно, а с другой - наемная армия. Можно ли наемника считать подвижником? Он трудится профессионально, за деньги, и у него есть семья, которую надо кормить. Сегодня наши военные - они подвижники или нет? Они сидят без зарплаты, и ничего у них нет. Здесь складывается такая ситуация, что раньше военные служили 25 лет, и они не имели права заводить семью (римские легионеры, и затем при царе то же самое было), мужчина женился только после военной службы.

Конечно, они получали определенную плату, но всё четко подразделялось: когда-то это был бескорыстный подвиг за Родину, а когда-то это было исполнение профессиональных обязанностей. Но эти обязанности тоже связаны с риском для жизни. И ратные подвиги как таковые всегда очень прославлялись. И они должны прославляться. Допустим, сегодня в нашей стране они фактически не прославляются. Идти в армию сегодня, по правде говоря, не то что унизительно, а просто грех: чистить туалеты, железные дороги править и ещё не пойми чем заниматься. То есть сегодня этот подвиг в сознании людей полностью деформировался. Подвижников много в армии, да, это правда. Но общее мнение людей таково, что сегодня никто не хочет этим подвигом заниматься, потому что он от самого государства, правительства находится в некотором пренебрежении и поношении. В каких условиях находятся сегодня наши военные, какую они получают заработную плату, в нищете живут их семьи - это всё, конечно, является недопустимым.

2. Второй вид подвига - бытовой, или повседневный

Он заключается в жизни каждого из нас, когда, как я уже сказал, мы занимаемся противлением лукавому и всем лукавым помыслам. Проявляется в разных жизненных ситуациях, например, когда приходишь куда-то и надо кому-то дать взятку; если ты работаешь судьей - кого-то засудить за деньги и т.д. Когда мы должны отказываться от греха и жертвовать какими-то своими выгодами или ещё чем-то ради того, чтобы не связываться с этим грехом, - это есть подвиг, которым должен обладать не только каждый христианин, но вообще всякий человек, потому что это достойно и благородно для каждого человека - отрекаться от греха, отрекаться от подлых и плохих поступков.

Сегодня как принято говорить, особенно в молодежной среде: «Ты считаешь, что это правильно? Ну и хорошо», «Делаешь подлый поступок? - ну тебя же совесть не смущает? Не смущает. Ну, значит, это нормальный вообще поступок». Т.е. нет одной шкалы цельности, всё разваливается, получается, что сам подвиг теперь соотносится с выгодой, что подвижничать можно сегодня ради выгоды, можно кого-то обмануть, что-то отобрать - и это считается подвигом, который принесет человеку пользу. А настоящий подвиг - когда человек отказывается от греха и противится греху. Помню, ехал в детстве в автобусе, был ещё маленький. Рейсовый автобус желтый, еле едет. Зашла молодежь, начали курить в автобусе. Весь автобус молчит. Один дядька встал многодетный, трое или четверо детей было с ним, маленького росточка, и начал их понукать. Они стали с ним драться - никто не вступился. Так они потом и вышли вместе с ним и с детьми. Это человек, который сделал подвиг, самый настоящий подвиг, и никто его не поддержал. Или приснопоминаемый протоиерей Александр, который зашел в свой подъезд, видит - мочится человек в подъезде. Он ему сказал, получил пулю за это в сердце. Что, это не подвиг? Конечно, это подвиг! А мы-то как сегодня рассуждаем: «Ну, зачем говорить? Какой смысл? Что с отмороженными разговаривать?!». Да, есть больные люди, я всё понимаю, но, тем не менее, если бы эти люди знали: ты зайдешь в подъезд - и тебе не только скажут, а ещё и сверху дадут по голове, то никто бы этого не делал. Сегодня в Москве, если где-то открывается метро - люди из близлежащих домов квартиры продают, потому что это будет туалет: из метро выбежал и сразу в подъезд.

Итак, повседневный (бытовой) подвиг тоже реально существует и должен быть всегда у нас на виду.

3. Подвиг супружества

Некоторые может быть сомневаются, но действительно супружество - это подвиг , потому что настоящая семья, настоящий брак - это самоограничение во многих отношениях, это жизнь для другого, это действительно изменение своей природы. Это не просто так, где муж сидит, лежит, читает, занимается своим делом. Недавно одному говорю: «Что ж ты детей запустил, занимаются не пойми чем?!», - он отвечает: «Да что, они там ногти красят, лишь бы деньги у меня не просили - и ладно». То есть чем бы они ни занимались - лишь бы деньги не просили, лишь бы его не трогали. Но это разве семья? Разве так может говорить настоящий отец, когда дети твои занимаются греховным бизнесом? А тебе без разницы, лишь бы денег у тебя не просили. Нормально?

Так вот: семья - это большой подвиг, большой труд, особенно если семья многодетная.

Потому что многодетная и малодетная семьи - отличаются. Например, один или двое детей, и трое-четверо - это уже две большие разницы. У кого один-два - говоришь им: «Надо родить третьего, четвертого», - «У-у-у… Это очень тяжело!». Это же надо себя ограничить. А так - дети в садике, потом в школе, ты свободен, на работе, занимаешься делами, всё спокойно. А тут - ещё целая орава, ватага такая, никуда не съездить - ни на Канары, никуда, всё это очень обременяет человека. И действительно, многодетность - это большой подвиг, когда человек свою жизнь просто приносит в жертву ради того, чтобы родить других людей, чтобы дать им воспитание, образование. Потому что подвиг семейный заключается не в том, чтоб только родить, а потом - куда кривая выведет. Надо всё-таки заниматься детьми. Несмотря на то, что они самоорганизуются, всё равно детьми надо заниматься, вкладывать и держать их в строгости.

4. Подвиг монашества. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, это самый

возвышеннейший подвиг, потому что монашество - это подвиг молитвы

У монаха нет ничего в жизни больше, кроме молитвы. А молитва - это самый возвышеннейший подвиг и всё нужно делать ради молитвы. Я вообще в принципе могу сказать, что, несмотря на то, что мы, миряне, мы живем в миру, у нас суета, но всё равно мы должны понимать, что для нас тоже молитва - самое главное. Да, конечно, нам тяжело, молитвенное правило большое, тем более, если читать его по-настоящему, со вниманием, вдумываться в каждое слово, с паузами, чтобы это доходило прямо до сердца, в самую глубину. Без молитвы никто не находит Бога, ни один! Без молитвы никто Бога не нашел. И молитва тоже нам должна быть прилична, и мы должны тоже о ней радеть больше всего другого. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Молитва научит нас всему». Стяжая молитву, приближаясь к ней, пытаясь её заполучить, пытаясь ею овладеть, человек начинает со всех сторон себя ограничивать, искать причины, моменты, чтоб как-то почву такую подвести, чтобы молитва строилась. Потому что сама молитва просто так тоже не будет: пришел с поля, взял правило, начинаешь читать… А мысли-то ведь не на молитве! Молитва же складывается не просто из того: пришел, лоб перекрестил, встал сразу за книжку. Такой молитвы нет, она не пойдет, такая молитва. Её и не бывает у нас, почему мы бубним стоим, и тарабаним, и пребываем во время таких молитв неизвестно где. Молитва - это целый комплекс, который в человеке помогает возгревать этот дар: и чтение Священного Писания, и много разных других занятий. Подробно об этом говорится в наших лекциях «Как правильно молиться» и «О подготовке к молитве».

5. Подвиг священнический, или пастырство, когда человек, имея благодать от Бога, служит людям, спасает их семьи, занимается спасением людей даже в ущерб своей семье

Как мы знаем, у многих священников получается так, что матушка с многодетной семьей одна до вечера сидит, а батюшка - всё по чадам, всё по чадам. До своих очень редко доходит, и бывают такие случаи, что у некоторых священников дети остаются духовно не окормленными, бывает даже, что вырастают неверующими. Всё бывает. Конечно, здесь ещё от тайного выбора ребенка зависит. У благочестивых людей тоже вырастали дети безбожники. Тайна выбора ребенка, ничего не сделаешь. Он выбрал свою жизнь не Богу, а миру, мирским наслаждениям, тогда всё, за него остается только молиться. Знаю одну многодетную семью, двенадцать детей: десять верующих, два - нет. Говорит: «Мы всех воспитывали одинаково, всё вкладывали одно и то же. И те двое нормальные выросли, не курят, не пьют, не матерятся, благочестивые люди, хорошие, но в Храм не ходят. Говорят: «А смысл?». А десять ходят». Это как раз есть тайна выбора ребенка.

6. Самый славный подвиг - подвиг мучеников, мученичество. Когда человек отдает свою жизнь за Бога, за веру, за Святую Церковь

Это сонм древних мучеников, сонм новомучеников и исповедников Российских. Недавние примеры - протоиерей Александр, о котором я сказал, иеромонах Григорий Яковлев, которому кришнаит отрезал голову и обнес её вокруг престола.

Все эти люди, которые умерли за Христа, восприняли на себя самый великий подвиг - отдать жизнь за Бога, за веру. Выше этого, конечно, ничего нет.

Также ещё есть виды подвига по составу человеческой природы:

    Телесный подвиг. Он заключается в посте, умеренности в пище, в самоограничениях, в труде, в поклонах, в веригах и прочем , что бывает у человека, когда он для себя употребляет какой-то подвиг. Например, авва Макарий Египетский говорил так: «Господи, подвиги совершать я не могу, пойду на болото посижу, пусть меня комары покусают». Пошел, посидел, огромные комары его закусали, но он всё претерпел, пришел весь опухший.

    Серафим Саровский тоже терпел укусы комаров. Одному отцу как-то наскучили подвиги, и он решил пойти и повиснуть на отвесной скале и висеть всю ночь, чтобы не засыпать и молиться. Я так представил: если меня повесь, хоть где, - я засну. Если я спать хочу, мне без разницы, где я буду висеть, всё равно усну. А он - чтобы не уснуть. Он ходил в Петру - это такое место, где отвесные скалы, раньше там был город. О нем Господь изрек пророчество, что за возношение, гордость его жителей там будут жить только шакалы. А сначала город находился в этих скалах и там проходил торговый путь. Чтобы не проходить через лощину, все шли через Петру, поэтому там находились гостиницы и т.п., одним словом - был древний бизнес. Соответственно, город процветал. А потом Господь сделал другую дорогу, которая шла мимо, и Петра умерла. Там никого нет, эти отвесные скалы, дома в горных пещерах - всё до сих пор стоит пустое. И туда святой отец ходил молиться.

    Душевный подвиг. Он заключается в обуздании и в умерении страстей, обновлении характера и менталитета , когда человек направляет подвиг на свое душевное состояние.

    Духовный подвиг, который заключается в трезвлении , в борьбе с помыслами, когда человек стоит на страже и не подпускает никакие лукавые помыслы к себе.

    Подвиг по месту пребывания :

    • подвижнический (пустынножительство). Как говорит один из Святых отцов, в пустыне без подвига вообще делать нечего. Ну что, просто сидеть в келье, грызть сухари? Там же надо заниматься молитвой, рукоделием, отсечением помыслов, плачем, - подвигом нужно заниматься, у Святых отцов там было много разных духовных систем для достижения благодати. А просто лежать на лавке там никак не пойдет. Это же пустыня, там бесы сразу придут и тебя выгонят.
    • подвиг в миру, он называется умеренный подвиг. О нем Антоний Великий говорит следующее: «Те, кто проводит жизнь в малых и невысоких подвигах, и опасностей избавляются, и не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же во всем пожелания, они удобно обретают путь к Богу». Это когда у нас с вами умеренный подвиг, без каких-то особых возвышенностей - как на скалах висеть, питаться сухарями - без этого. Но наш подвиг, как я уже сказал выше, в бытовом, в супружеском отношении, где мы работаем, и ещё какие есть у нас места - везде нужно стараться быть благочестивым, чтобы человек на нас посмотрел и сказал: «Вот это настоящий христианин». Допустим, приходит человек на работу устраиваться, ему сразу водочку подносят: «Сейчас мы его проверим, какой он - нормальный верующий или нет?». Сразу наливают. Если верующий отказался - его начинают уважать, а если нет: «А, ты такой же, как мы».
  1. Также я хотел бы отметить подвиг по времени. У Святых отцов есть учение, о том, что в последние времена не будет особых подвигов, таких серьезных подвижников, кто подвизался бы так, как древние. На скалах сегодня действительно никто не висит, столпников нет, как раньше было. И как говорят отцы, последний подвиг - это подвиг терпения скорбей. Один ученик подошел к авве и спрашивает: «Авва, а каких подвигов достигнут те, кто будет после нас?». Авва ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших». В древности люди хотели узнать, кто как ведет подвижническую жизнь, чтобы обогатиться духовным опытом и понять, как человек приближается к Богу. Даже подсматривали за кельей подвижника, что понять, как он достигает благодатных даров.

    Помните, как авва Дорофей к одному отцу подошел и спрашивает: «Как ты, брат, достигаешь такого смирения? Кто бы тебя ни оскорблял - ты ровно относишься, даже не смущаешься». Тот говорит: «А что на собак внимания обращать?». И он сразу понял, в чем заключается подвиг. То есть когда человек видит, что другой адекватно реагирует на что-то, ему становится очень интересно: а как он достиг такого бесстрастия? Какую бы ему ни говорили хулу - вообще не реагирует. А что на собак внимания обращать — смысл?

Подвиг обязательно должен быть тайным.

Ты приходишь и всем рассказываешь, что ты ешь горох. Если ты хочешь есть горох и не нарушать принятый свой обычай - тогда не выходи никуда, сиди у себя в келье. А если ты выходишь куда-то - тогда не умничай и ешь, что дают. Ты можешь съесть мало, умеренно, чтобы не пресытиться, но доставать свою снедь и показывать, какой ты подвижник и что ты ешь - это недопустимо. Это сразу расхищает подвиг и делает его совершенно бесполезным.

О внешнем подвиге

Внешний подвиг - это когда человек всё свое усилие, рвение заключает во внешнем делании. Это бдения, посты, поклоны (что касается подвижничества). Что до нас с вами - это борьба с антихристом, с ИНН и т. д. Я не за ИНН, я просто говорю о том, что люди занимаются внешним. С правительством начинают бороться, а реально - молитва далека от них. Т.е. когда весь подвиг заключается только во внешнем. Даже один из таких людей признавался: «Когда я против антихриста воюю, мне легче, я так хорошо себя чувствую от того, что я что-то значу». Хотя там не только молитвы, там даже веры нет у человека. Но он воюет против антихриста и комфортно себя чувствует. Этот подвиг внешний, конечно же, приводит к заблуждению.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что если у человека выстраивается такой внешний подвиг, который не соединен с подвигом молитвы, чтением, настоящим плачем, покаянием, смирением, то он очень вреден ему, расстраивает природу человека и просто погубляет его душу. И сам он говорит о том, что он видел старцев, кто в своей жизни уже достиг многих духовных подвигов, но все они были внешние. Он видел, когда они были поражены лукавством, поражены гордостью, надмением. В 70-то лет! Знаете, есть такой известный проповедник, на Тибете что ли, к нему люди приезжают, и он им сразу всё говорит: что у тебя есть, чего у тебя нет и т.д. И вот один православный журналист к нему приехал, посмотрел на него, что это вообще за чудо такое, выходит и другому говорит: «Слушай, вообще… это злобный, ехидный, мерзкий старикашка!».

Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что если не будет подвиг связан с внутренними делами, будут только одни внешние дела, то это не даст нам плода. Как сегодня мы - проповедуем, строим храмы, но если внутреннего делания не будет, это нам вообще никакой пользы не принесет. В плане подвига точно. Да, за это Господь может что-то простить, конечно, помиловать за это Господь может, безусловно. Но в плане подвига, в плане своего внутреннего совершенства - это не дает ничего, полный ноль.

Подвиг состоит из некоторых добродетелей, которые помогают ему постоянно находиться в бодрости:

    Первая из добродетелей - ревность. Здесь это не когда муж с женой ревнуют друг друга. Это старание, прилежание, горение духа человеческого. Когда человек ревнует о Боге, ревнует о духовном. Но ревнует об этом, как о своем. Ревновать - это один и тот же глагол, но он употребляется как в отношении к Богу, так и в том смысле, когда человек ревнует своего согрешившего близкого. Это как раз говорит о том, что ревновать - это гореть за Божие, как за свое.

    Ревность - это горение сердца к Богу, к заповедям, к добродетели, правде, чистоте и всему святому.

    В Ветхом Завете мы неоднократно встречаем примеры, когда израильтяне выходили из египетского рабства, что среди них были такие подвижники, как Финеес и другие, которые видя, что народ начал хулить Бога, брали меч и посекали согрешающих, чтобы эта зараза не распространялась по народу, и Господь потом этих людей благословлял за ревность. Их ревность о чистоте, о святости дома Господня была такова, что даже доходило до кровопролития. Т.е. в Ветхом Завете не церемонились особо: согрешил - получи. Как сказано у пророка Давида: «Ревность о доме Божием съедает меня». И мы с вами тоже должны ревновать о Божием.

    Авва Исаия говорит: «Ревность - это естественная способность природы человека», т.е. само ревнование и горение. Единственный момент, о котором указывает св. Иоанн Златоуст, что ревность эта может быть и на худое дело. Ревновать человек может и о худом, с тем же горением делать дела не во славу Божию, а наоборот - делать их для греха, для соблазна.

    Как сегодня ревнуют там, где кто-то на Первом канале постоянно выступает, - они же ревнуют для того, чтобы соблазнить людей, чтобы создать себе аудиторию. Ведь они так стараются не для того, чтобы только деньги получать. Они стараются для того, чтобы их получать постоянно. Как говорят сапожники: «Клиентов надо насиживать». Вот они их и насиживают у телевизора, постоянно кривляются, а мы с вами смотрим. А им за это платят деньги.

    Возгревание ревности. Чтобы ревность не потухала, её нужно возгревать с помощью следующего:

    1. 1) Память о смерти, о Суде, о вечных муках. Как человеку вспоминать о смерти? Как говорит премудрый Иисус, сын Сирахов: «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» . Потому что человек сразу вспоминает, как умрет, какой он отчет даст Богу за эти дела. И как ты вообще пойдешь туда со всем этим? Эти благочестивые размышления человеку очень помогают, он начинает сразу приходить в бодрость, начинает искоренять в себе какие-то согрешения, немощи, ссоры с кем-то, потому что нехорошо, если у тебя будут претензии к кому-то на Страшном Суде. Ведь они будут разбираться, эти претензии! Если ты не отпустил человека здесь, то Господь будет отпускать это там. А очень часто так бывает, что мы не всегда правы. Мы правы здесь, когда говорим людям, объясняем ситуацию, какие мы были правильные. Но у Бога-то другие весы. Господь зрит на сердце, Он знает, кто из нас как поступил, где-то что-то недоговорил, где-то что-то недосказал, и там чаша весов может повернуть совсем в другую сторону. Тот человек может быть оправдан, а мы за то, что не отпустили, можем быть осуждены. И эти размышления человеку помогают возгревать ревность, потому что муки будут вечные, нескончаемые, и не дай Бог кому-то их претерпеть.
    2. 2) И говорит св. Феофан Затворник: «Ревность возгревается молитвой». Ревность - это огонь, а дрова этого костра - молитва. Т.е. без молитвы никуда. Молитва - это вообще смысл жизни человека потому, что смысл Царствия Божия - в молитве. Человек будет молиться там Богу, общаться с Богом будет всегда. Это есть молитва, и мы ей должны научиться здесь для того чтобы быть способными пребывать в Царстве Божием.
  1. Добродетель терпения . «Терпением вашим спасайте души ваши», - говорит Господь в Евангелии от Луки. Апостол Павел говорит: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5, 3-5). Т.е. само терпение человеку очень сильно помогает, потому что оно дает человеку пройти какой-то отрезок времени или какой-то отрезок подвига от начала и до конца: встал человек на подвиг - закончил его, пришло искушение - претерпел его - получил результат. Почему один из отцов сказал следующее: «Я не помню в своей жизни такого случая, чтоб сатана меня обманул дважды». Нас на день по сотне раз обманывают, а там представляете какое терпение, какое внимание, какой анализ внутренний! Видит демонский заход - посмотрел, как это всё выглядит, запомнил, до конца претерпел, посмотрел, чем это закончится. И потом, когда это искушение опять приближается, он уже знает, чем оно начнется, как оно будет продолжаться и чем закончится, и употребляет меры для того чтобы этого не было. Это, конечно, великий подвиг.

    Постоянство - оно в подвиге, конечно, очень важно. Вот утреннее правило ещё многие могут постоянно делать. Хотя примерно пополам: кто-то вечернее постоянно может соблюдать, а утреннее - нет, еле встает на раскачку, бежит в трапезную или на автобус, запрыгивает на ступеньку, на последнем ходу. А другой вечером приходит с работы, устал, объелся, - всё, сил на молитву просто нет, все силы отдал на работе. И складывается такая ситуация, что молитвенное правило, сам молитвенный подвиг у нас прерывается из-за того что нет постоянства. И постоянства нет ни в чем. За что бы мы ни взялись, нам всё время не хватает этого постоянства. А постоянство помогает человеку приобрести плоды , достигнуть конца тех трудов, к которым ты идешь. «Кто чередует подвиг с нерадением, тот ничего не делает и никогда не достигнет совершенства жизни, за недостатком ревности, постоянства и терпения» - говорит Антоний Великий. Кто чередует: поподвизался - расслабился, поподвизался - расслабился, - тот не достигнет совершенства. Философия сегодня такая: нам хочется отдохнуть. Ну, сколько можно молиться? Надо отдохнуть. Всё, расслабился, отдохнул ты, - потом неделю не можешь встать на молитву. Есть правило: мы раскаялись, взбодрились, вступили в пост, первую недельку держимся бодро, всё читаем, как-то движемся, потом - ни с того, ни с сего - пустота в душе такая… Ну, это конечно уныние с печалью пришло, всё у нас забрало сразу, и мы расслабились. И после этого что начинается: впадение в грубый вещизм. Мы начинаем сразу послаблять пост, как-то ослабевать, и молитва у нас начинает пропадать и т.д. Это происходит от отсутствия постоянства.

Причины желания подвига

Почему мы с вами должны желать его? Откуда рождается желание, чтобы родился у нас подвиг?

Кто хочет быть подвижником? Подвижником очень трудно быть. Всем нам хочется, чтоб как-то без трудов было, без пота, без подвигов. Чтобы без особых трудов, чуть-чуть, не напрягаясь, полегче чтоб было…

    Подвиг рождается от любви к Богу и совершенству, когда человек хочет достигнуть в жизни совершенства. Помните, из жития того же Антония Великого: пришел в Храм, было желание достигнуть совершенства, неопределенное ещё, он был христианином, но как-то не до конца понимал, как бы это всё сделать. Слышит слова Божии: «Продай всё имение, раздай нищим, и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Мы с вами знаем, что Евангелие, которое читается в церкви, имеет особую силу, потому что оно соединено молитвой верующих, поэтому оно имеет очень проникновенную силу. И он эти слова понимает, а так как была в нем любовь к совершенству, любовь к Богу, - он всё бросает, продает, что-то оставляет сестре, и уходит.

    Награда, венцы в Царствии Божием, которые подстегивают в нас желание подвига, потому что награда бывает только за подвиги. Ну а за что ещё давать венцы? Их не за что больше давать, как только за подвиги, за труды ради Бога. И если мы делаем эти труды, если у нас есть подвиг, то мы получим обязательно награду. Как говорит апостол Павел: «Теперь готовится мне венец славы». И дальше сказано: «Не только мне, но и всем возлюбившим явление славы Его». Все, кто подвижничает ради Бога, - все получают от Бога награду.

    Остальные, как сказано: «Кто призовет имя Господне - спасется». Спасены, может быть, будут, но без венцов. Святые отцы говорят, что память о венцах, славе, и в этом случае даже тщеславие помогает молодым подвижникам, потому что в начале подвигов не только положительные ресурсы, но и отрицательные используют для того, чтобы достичь этой славы: соревнования, кто больше и т.п. Помните истории из житий подвижников: «Господи! - говорит Антоний Великий, - открой мне, кто совершенней меня!» - «Иди к сапожнику, и смирись там», «сходи к блуднице» или ещё к кому-нибудь. И подвижники шли и реально видели, что и как живут эти люди: конечно, подвигов меньше, но скромность-то какая! Хотя просто люди живут и не думают о подвигах. А отцы-то, конечно, думали, они достигали, они ревновали, трудились, ощущали себя настоящими спортсменами на ристалище. Они очень много приводят этих примеров борцов, спортсменов, потому что они так себя ощущали на поприще Христова подвига.

    Из внешних причин: слава в Отечестве, когда многие воины, солдаты становились героями, воевали, рисковали своей жизнью и получали награды императорской семьи, государственные награды, которые имели определенную значимость в то время. Всё это так называемое геройство.

    Бывает, конечно, желание дурного подвига - это тщеславие и дурная слава, когда человеку хочется прославиться, он не делает особого разбора, ему всё равно - что сделать, лишь бы прославиться. И многие таких людей сегодня поддерживают: не важно - какой человек, надо только, чтобы он был известный. Вот по телевизору выступает - всё! - это умный человек, он всё очень правильно говорит. Даже нисколько не отфильтровываем то, что они там несут.

    Лишь бы только был известный. А на самом деле сегодня известных людей умных по пальцам одной руки можно сосчитать. А благочестивых ещё меньше. Одни пошляки и тому подобные.

    И ещё на подвиги подвигают людей бесы. В чем это заключается? Когда, допустим, человек не может подвижничать, а бесы ему всё время на ухо нашептывают: «Надо делать подвиг! Штангу повесить себе и носи!». Выше я рассказывал про подвижника на скалах. Вот, он повис, висит, бодрствует, ангел Господень к нему подлетает и говорит: «Надо спускаться на землю!», тот говорит: «А почему?», - «А сейчас другие увидят и соблазняться начнут, будут так же делать, потом снимай их отсюда всех». Эти подвиги бывают неполезны для других, потому что они имеют некоторый исключительный момент. Есть правило, некоторые нормы, а есть исключения. Данный случай относится к этим исключениям.

    Или же когда человек берет на себя подвиг неподъемный. Например, ничего не есть и не пить сорок дней как Спаситель. Да, такие люди есть, подвижники, кто весь Великий пост ничего не ест, но они редкие. А бывает так, что человек болеет язвой желудка, а хочет поститься как Господь. Но желудок уже не тот, организм не тот, ты надорвешь себя совсем, и желудок вырежут тебе оставшийся, и будешь потом обременять всех окружающих в округе - и толку-то от тебя будет. В этом случае, когда человек болеет, надо беречь себя. Подвиг всё-таки должен быть умеренным. В подвиге нужно быть, конечно, благоразумным и осторожным, потому что подвиг, как говорит Антоний Великий, дело опасное.

Воздействие подвига на тело человека

    Притеснение плоти и физические страдания. Когда человек начинает подвижничать, кто первый кричит против? Плоть! Потому что ей надо сытно поесть, сладко поспать, и, соответственно, плоть первая начинает скорбеть, первая начинает бунтовать. И св. Феофан Затворник говорит: «Пока не смирится - кричит, а потом привыкает и всё нормально».

    Первое время действительно тяжело. Потому, когда человек начинает подвиг, первое время ему страшно. Но потом ничего, всё пройдет. Надо просто терпеть и пребывать в постоянстве. Выбрал себе, допустим, какой-то небольшой подвиг, умеренный, и его нужно нести и ни за что от него не отступать. И можно за самую малость получить венец от Господа. Как сказано: «Кто даст воду во имя ученика, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 40-42). Поэтому, хоть небольшой подвиг, но должен быть у нас. Хотя бы маленький обязательно должен быть.

    Также для тела подвиг приносит следующие положительные качества: бодрость, легкость, подвижность для добродетелей. Т.е. когда человек занимается духовным подвигом, его плоть более послушна. Если он не переедает, постится. Очень важно в воздержании не переедать. Понять, что сытая жизнь, пресыщение - это смертный грех. Вот мы всё время едим досыта, а потом ещё догоняемся десертами и ещё чем-то. А когда вываливаемся из-за стола - ну, конечно, какая там может быть молитва, и вообще что может быть доброго на сытый желудок? И вот эти переедания как раз являются причиной многих болезней. А когда желудок бодр, то и плоть бодра. И действительно, кто это знает, так говорят: «Если я сейчас поем, я даже не помолюсь». Человек отказывается от пищи, попьет чай, - и молится. А поест лучше после молитвы. Когда уже помолился, силы потратил - тогда покрепился и спать лег. Бывает и так.

Влияние подвига на душу человека

    Приобретение умиления, благости, чистоты, мужества, терпения, стойкости, силы. Подвиг сильно закаляет душу человека в скорбях, и душа человеческая становится очень крепкой.

    Человек, который несет этот подвиг, уже крепок душой. Какие-то соблазны, искушения - а он тверд. Он, может быть, и колеблется, но всё равно не так сильно, как человек, который вообще живет без подвига, просто расслабленной жизнью. Кто живет без подвига - его вообще любой помысел увлекает, любой. Особенно грубый вещественный помысел - о материальных благах и т.п. очень сильно человека закруживает, и он этому сразу поддается, без всякого сопротивления.

    Также польза заключается в угасании страстей. Подвиг угашает в человеке страсти, ослабляет их, как говорят отцы - умеряет, делает их пассивными, вялыми. Откуда страсти питаются? Многие страсти берут соки от чрева и имеют большую силу. А подвигом, воздержанием всё умеряется. Человек находится в воздержании, терпит, следит за собой, не распускает себя и со временем он получает большую пользу, душа его успокаивается, уже так не терзается страстями, как в начале христианского пути.

Влияние подвига на дух человека

  1. Первое, что мы получаем, - это внимание Бога. Что это значит? Бог что, не смотрит на нас каждый час? Да у нас «и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30). То есть Господь о каждом из нас печется. Так что такое внимание Бога? Отцы говорят конкретно, что когда подвижник встает на путь подвига, то он к себе привлекает внимание Бога, Господь начинает к нему проявлять не только чудный промысел, но и особое внимание, как к воину. Допустим, у правителя, у царя есть много подданных, но телохранители, его подвижники, его армия, которая его содержит, у него на особом счету и особое попечение у царя о тех, кто находится рядом с ним. Так же и подвижники - Бог проявляет к ним особое попечение и внимание.
  2. И также, конечно, подвиг дает нашему духу благодать Святого Духа. Она заключается в умилении, радости, ощущении будущих благ. То есть это то, что не передается словами, это нужно переживать. У нас в христианстве, мы знаем, есть очень много таких духовных вещей, которые нельзя передать ни словами, ни жестами, ни эмоциями, ни образами - ничем. Ни художник, ни кто-то другой не может это всё выразить. Потому что это не поддающиеся описанию чувства, которые переживает человек благодаря благодати Святого Духа.
  3. И также человеческий ум и дух получают ясность, бодрость и горение к Богу, то есть просветляются. И благодаря этому человек имеет возможность соединения с Богом и обожения.

Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами.

Например, очень известен древнегреческий герой Геракл, который совершил двенадцать героических поступков, на которые не были способны обычные люди.

Однако, на мой взгляд, подвиг может совершить каждый человек, но для этого потребуется огромная сила воли. В годы Отечественных войн, и Отечественной войны 1812 года, и в годы Великой Отечественной войны, многие русские солдаты становились на защиту своей Родины, рисковали своей жизнью, готовы были ею пожертвовать ради общего дела. Эти люди, русские солдаты, совершали подвиги, потому что их дело было делом чести и долга, потому что они становились на защиту людей и их жизней.

Я считаю, что подвиг связан с преодолением огромных трудностей, а также с проблемой выбора. Кто-то может, к примеру, совершить подвиг, рискнуть своей жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, оказавшийся перед этим выбором, струсит. Поэтому, мне кажется, мы сами решаем, совершать нам подвиги или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершение благого дела, достоин восхищения. Потому что очень мало людей задумывается о чем-то, кроме собственного благополучия.

В книге Бориса Васильева описывается подвиг Алексея Мересьева. Это был русский летчик в годы Великой Отечественной войны. Однажды его самолет сбили немцы, а самого Алексея выкинуло в зимний лес, который находился далеко от поселков и деревень. Алексей, у которого почти отняло ноги, в течение нескольких недель добирался пешком до людских поселений. А когда он, превозмогая самого себя, добрался до людей, его положили в госпиталь. А потом ему ампутировали ноги.

Но Алексей, который не мог представить свою жизнь без полетов, без самолета, тренировался каждый день по многу часов, чтобы снова драться против немцев. Наконец, после долгих месяцев изнурительных тренировок, после преодоления внутренних трудностей и сомнений, Алексей смог воплотить свою мечту в реальность. Позже он получил звание Героя Советского Союза.

Этот человек совершил настоящий подвиг. И таких людей в нашей истории, а также в истории всех других народов, очень много. Все они вдохновляют людей на совершение благих дел и на совершение подвигов. Подвиги необходимы, потому что они развивают в людях самые лучшие человеческие качества.

(4 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Когда мы размышляем о Великой Отечественной Войне, то вспоминаем умерших солдат, их подвиги, героизм. Но стоит задуматься, что иногда оставшимся...
  2. История каждого народа и государства – это героические поступки людей прошлого. Кто-то входит в историю, а кто-то так и остается...


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: