Про заболевания ЖКТ

АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС ДО

Кузьминых Ю.И.

ЛПИ - филиал СФУ

Задачей нашего исследования является анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО. Для анализа мы выбрали следующие программы: «Детство» (Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова), «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Дошколка.ру» (Автор С. Н. Циновская), «Истоки» (Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н.¸ Иванкова Р.А., Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н., Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунта- ева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В) , «Золотой ключик» под редакцией Г.Г. Кравцова.

Таблица

Анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО

ФГОС

« От рождения до школы»

« Детство»

« Истоки»

«Золотой ключик»

« Дошколка.ру»

Цель воспитания образовательной программы

Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, для их эмоционального благополучия и, одновременно, обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Таким образом, проанализировав ФГОС, можно сделать вывод, о том, что основной целью является социальная ситуация развития дошкольника. Изучив программы, мы видим, что по поставленной цели ФГОС совпадают такие образовательные программы, как « Детство» и «Дошколка.ру».

У остальных программ другая цель. Цель программы « Золотой ключик» направлена на психическое развитие ребенка, у программы « Истоки» направлена на всестороннее развитие личности и у программы « От рождения до школы» цель направлена на культуру личности.

Задачи воспитания образовательной программы

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия образовательной работы различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей разных возрастов и национальностей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного раз- вития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, этнической принадлежности, языка, социального статуса, религии, психофизиологических и других особенностей;

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования;

4) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, когнитивного и эмоционального развития ребенка, раскрытия и реализации его творческого потенциала;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных национальных и общечеловеческих ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, их способности к межкультурной коммуникации, привитие здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, предпосылок учебной деятельности;

7) формирование целостной образовательной и воспитательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, основан- ной на духовно-нравственных и социокультурных ценностях;

8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей детей (или их законных представителей) в вопросах их развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия образовательной работы различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Таким образом, можно сделать вывод по задачам образовательных программ. У таких программ, как «Золотой ключик», «Дошколка.ру», « Детство», «Детство» и ФГОС абсолютно совпадают задачи. Они направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. На создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. А также, на формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и т.д.

Что касается программы «От рождения до школы», то здесь задача направлена на создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Принципы воспитания образовательной программы

4. Организация образовательного процесса с учетом этнокультурной ситуации развития детей, на основе уважения к различным национальным культурам. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 5. Гуманистический характер взаимодействия взрослых – родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации – и детей; уважение личности ребенка. Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; поддержка детской инициативы в различных видах деятельности. 6. Ориентация образования на развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка, развитие и гармонизацию эмоциональной сферы, формирование нравственных качеств личности и социализацию ребенка

Программа «От рождения до школы»:

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической примени- мости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Принцип сотрудничества с семьей.

6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах:

1. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости.

2. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой - существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей.

3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска.

4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.

5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемо- го условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие - на слуховое (аудиальное), а третьи - на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях со- держания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики - на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики - более выносливы и др.

10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий.

1. Личностно ориентированные принципы:
Принцип адаптивности.
Принцип развития.
Принцип психологической комфортности.

2. Культурно ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания образования.
Принцип смыслового отношения к миру
Принцип систематичности.
Принцип ориентировочной функции знаний.
Принцип овладения культурой.

3. Деятельностно- ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности.
Креативный принцип.

1. Понимание детства как уникального самоценного периода в общем развитии человека. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческий, ранний и дошкольный возраст), амплификация детства, недопустимость искусственного ускорения или замедления темпов развития ребенка.

2. Возрастная адекватность дошкольного образования: соответствие условий, методов, требований возрасту и особенностям развития ребенка. Реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и совместная деятельность с другими детьми и взрослыми.

3. Поддержка разнообразия детства. Учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (в том числе ограниченными возможностями здоровья), определяющих особые условия получения им образования; направленность на создание условий и развивающей среды, подходящих для детей с разными образовательными потребностями.

4. Организация образовательного процесса с учетом этнокультурной ситуации развития детей, на основе уважения к различным национальным культурам. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

5. Гуманистический характер взаимодействия взрослых – родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации – и детей; уважение личности ребенка. Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; поддержка детской инициативы в различных видах деятельности. 6. Ориентация образования на развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка, развитие и гармонизацию эмоциональной сферы, формирование нравственных качеств личности и социализацию ребенка.

Анализируя принципы содержания ФГОС, мы выделяем такие принципы, как понимание детства как уникального самоценного периода в общем развитии человека, полноценное проживание ребенком всех этапов детства и ориентация образования на развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка, развитие и гармонизация эмоциональной сферы, формирование нравственных качеств личности и социализацию ребенка. Данные принципы совпадают с образовательными программами, такими как «Детство», «Истоки», «Золотой ключик» и «Дошколка.ру.».
Принципы образовательной программы «От рождения до школы» направлены на построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Таким образом, все представленные программы в целом соответствуют ФГОС ДО.

Ирина Морозова
Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ)

«Вариативность примерных программ дошкольного образования »

1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьёвой и «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2 слайд. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных образовательных учреждений , подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования .

Программа написана в соответствии с ФГОС ДО. Издательство Мозаика- синтез Москва, 2014 год

3 слайд. К преимуществам программы «От рождения до школы» , безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей : младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года : младенческая группа) ; ранний возраст (от 1 года до 3 лет : первая и вторая группы раннего возраста) ; дошкольный возраст (от 3 лет до школы : младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы) .

4 слайд. Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие личности ребенка : физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками

5 слайд. Работа по программе «Радуга» осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Поставленные в программе задачи реализуются и в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей.

7 слайд. Ведущие цели Программы «От рождения до школы» - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства , формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника .

8 слайд. Задачи программы «От рождения до школы» . Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

9. Воспитание патриотизма, активной жизненной позиции, уважения к традиционным ценностям.

9 слайд. Основные разделы программ .

Программа «Радуга»

Целевой раздел (Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения ООП)

Содержательный раздел (Содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям ; технологии реализации содержания ООП в соответствии с образовательными областями ; Технологии создания создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства ; Поддержка детской инициативы; Взаимодействие с семьей, Педагогическая диагностика; Коррекционная работа и /инклюзивное образование )

Организационный раздел (распорядок дня, Организация жизни группы; Формы реализации дошкольного образования ; Дополнительные платные образовательные услуги ; методическое обеспечение; Кадровая политика; праздники, мероприятия; развивающая предметно-пространственная образовательная среда ; примерные расчеты нормативных затрат по оказанию государственных услуг для реализации программы )

10 слайд. Планируемые результаты освоения Программы .

Планируемые результаты освоения Программы . Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования , также полностью совпадают :

12 слайд. Особенности содержания программы «От рождения до школы» :

Направленность на развитие личности ребенка

Патриотическая направленность Программы

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

Нацеленность на дальнейшее образование

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

13 слайд : Особенности содержания программы «Радуга»

Программа «Радуга» задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования.

14 слайд : Цели и задачи взаимодействия с семьями воспитанников

В программе «От рождения до школы» Цель-создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей.

15 слайд. Формы взаимодействия с семьей («От рождения до школы» )

16 слайд. Особенности организации предметно-пространственной среды по программе «От рождения до школы»

Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например , в программе Монтессори , помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации , главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе .

17 слайд. Особенности организации предметно-пространственной среды по программе «Радуга»

Образовательная организация в соответствии с поставленными целями создает развивающую предметно-пространственную среду по ФГОС ДО. В зависимости от материальных и кадровых условий которыми располагает организация, и характера запроса, которые предъявляют к ней родители, возможна организация материально-технического обеспечения трех уровней. Минимальный уровень- мат. тех. обеспечения позволяет успешно реализовать ФГОС ДО в массовом детском саду, с любыми, сколь угодно скромными материальными возможностями. Он подразумевает сотворчество педагогов и родителей в создании РППС, многие элементы которой создаются их руками с посильным участием детей. Если организация располагает некоторыми дополнительными возможностями (бассейн, театральный зал, дополнительные специалисты, то у организации есть ресурс создать базовый уровень. Если организация ориентирована на работу с семьями, имеющими более высокие запросы к образованию ребенка и готовыми финансово поддержать развитие МТБ ДОУ, организует дополнительные платные образовательные услуги , можно обеспечить расширенный уровень материально-технического обеспечения.

18 слайд. Стиль «радужной» группы

Развивающую предметно-пространственную среду «радужных» дошкольных групп отличает обилие детских работ, для каждой из которых характерны яркая индивидуальность замысла и средств его реализации. Богата зона познавательного развития, зона математики и грамоты. В свободном доступе для детей всегда должны быть разнообразные изобразительные материалы . Обязательно наличие «Полочки красоты» .

19 слайд. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования , обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания » (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства .

Программа «Радуга» Личность воспитывается Личностью. Поэтому мы знаем, что : детям важно, что воспитателя действительно интересует то, о чём он рассказывает;

дети хотят знать о жизни и переживаниях взрослых;

ребёнка хорошо можно научить только тому, что любишь делать;

ребёнка хорошо может научить только тот взрослый, которого он любит;

в «радужных» группах у детей не бывает одинаковых работ;

в «радужных» детских садах не бывает одинаковых групп;

каждый воспитатель создаёт свой день, месяц, год жизни и работы с детьми как авторское произведение.

Анализ современных образовательных программ для ДОУ.

В настоящее время имеется целый ряд программ для работы с детьми дошкольного возраста. Среди них выделяются комплексные (общеразвивающие) и специализированные (парциальные, локальные).

Комплексные программы – программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.[стр. 13]

Специализированные программы – программы по одному или нескольким направлениям, реализующиеся в рамках основной образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.[стр.13]

Основные и дополнительные программы ДОУ.

Целостность образовательного процесса достигается не только путём использования одной основной программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных программ.

Одной из главных требований к основным программ (комплексная, набор парциальных) – соблюдение преемственности с программами начального образования.[стр.13]

Комплексные программы .

В1989 году по заказу Министерства просвещения РСФСР начинает разрабатываться программа «Радуга» . Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из 5 разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от 2 до 7 лет.

    Красный цвет – физическая культура.

    Оранжевый цвет – игра.

    Желтый цвет – изобразительная деятельность и ручной труд.

    Зелёный цвет – конструирование.

    Голубой цвет – занятия музыкальным и пластическим искусством.

    Синий цвет – занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

    Фиолетовый цвет – математика.

Целью программы является формирование таких качеств личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения.

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований. Поэтому перед воспитателем стоят следующие задачи:

1. создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

2. обеспечить охрану и укрепление его здоровья;

3. способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

4. формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

5. приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Плюсом этой программы является то, что в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а так же их методическое содержание, цель и средства.

В 1995году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И. Герцена была разработана программа «Детство» .

Целью программы является обеспечение целостно развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально- нравственного, волевого, социально-личностного.

Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел – «Отношение к самому себе».

Программа состоит из трёх частей: младший, средний и старший дошкольный возраст. Содержание конкретизировано по разделам:

    Характеристика возрастного периода.

    Особенности сферы деятельности.

    Общие задачи воспитания.

    Представления (ориентации).

    Практические умения.

    Уровни усвоения умений.

    Заключение.

Плюсом этой программы является то, что предполагается творческое отношение педагога к планированию: педагог самостоятельно выбирает из предложенного содержания то, что может быть реализовано.

Программа «Из детства в отрочество» разработана авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Дороновой. В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования – его непрерывность. Это и отражает название программы, которое характеризует непрывную связь дошкольного и младшего школьного возраста.

В программе указываются характерные особенности различных периодов детства и определяются задачи по двум основным направлениям – «Здоровье» и «Развитие».

Плюсом этой программы является то, что программа ориентирует взрослых на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, в детском саду, а затем в школе.

Программа «Воспитания и обучения в детском саду» является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду»(М.: Просвещение, 1985, отв. Ред. М.А. Васильевой). Программа доработана с учётом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Целью программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастные периода развития детей: ранний возраст, младший дошкольный возраст, средний возраст, старший дошкольный возраст и имеет определённую структуру:

    Возрастные особенности.

    Задачи, которые решаются в каждом разделе.

    Примерный режим дня.

    Разделы программы:

Физическое воспитание.

Умственное воспитание.

Нравственное воспитание.

Трудовое воспитание.

Художественная литература.

Художественно-эстетическое воспитание

Музыкальное воспитание.

Культурно-досуговая деятельность.

Примерный перечень основные занятия на пятидневную неделю.

Цель программы – обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития воспитанников.

Программа семейно-общественного воспитания «Золотой ключик» имеет структуру:

Пояснительная записка.

Задачи обучения и воспитания.

Организация работы в семейно-общественном детском центре «Золотой ключик».

Принципы организации жизни в группе.

Учебный план начальной школы – детского сада.

Темы занятий на семь лет обучения.

Плюсом этой программы является то, что программа рассчитана для работы с детьми от3 до 10 лет. Начальная школа работает непосредственно в детском центре. Школьники приходят по утрам в свою группу, завтракают, идут на уроки, а затем возвращаются в свои группы.

Специализированные программы.

Программа по физическому воспитанию дошкольников «Физическая культура – дошкольникам». Автор Л.Д. Глазырина.

Программа предназначена для работы с детьми от 1 до 6.

Цель программы – оптимальное реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка.

Задачи программы:

    оздоровительное направление – обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей.

    воспитательное направление - обеспечение социального формирования личности ребёнка, развитие его творческих сил и способностей.

    образовательное направление - обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков.

Плюсом этой программы является то, что для каждой возрастной группы выделены различные развивающие упражнения и их дозировка, а так же разнообразные формы работы с детьми по физическому воспитанию и их продолжительность.

Программа эстетического воспитания детей 2-7лет «Красота. Радость. Творчество» разработана авторским коллективом Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной.

Программа содержит разделы: «Искусство в жизни ребёнка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество».

Программа нацелена на приобщение детей к здоровому образу жизни в результате всестороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц т.д.)

Плюсом программы является то, что программа эстетического воспитания, образования и развития детей является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства, осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности.

Программа художественно-эстетического цикла «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы Н.Э. Басина, О.А. Суслова. Программа предназначена для работы с детьми 3-7лет.

Структура курса «Введение в мир искусства» содержит разделы:

    Материал. Природный и неприродный материал и его свойства.

    Цвет. Цвет как признак материального мира и цвет как средство искусства.

    Эмоции. Как переживаемые человеком чувства и как эстетическое переживание мира.

    Движение.

  1. Симметрия. Ритм.

    Взаимодействие как способ осуществления внутренних и внешних связей.

Плюсом этой программы является то, что все темы находятся во взаимосвязи друг с другом и представлен подробный маршрут путешествия по содержанию курса.

Программа «Рисование и лепка» О.В. Григорьевой.

Цель программы: развитие творческих способностей дошкольников.

Программа предназначена для работы с детьми 3-9 лет по изобразительной деятельности. В программе представлен календарно-тематический план по изобразительной деятельности в 4 вариантах, что даёт педагогу возможность варьировать темп, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей. Планирование работы осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей.

Плюс программы в том, что к программе представлены 28 конспектов занятий с детьми младшей, средней, подготовительной группы по изодеятельности.

Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В центре программы – развитие творческого слушанья музыки, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для детей «эталонами красоты». Основной принцип построения программы – тематический. В программу включены 6 тем, которые изучаются в течении одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.

Плюсом программы является то, что она представляет собой методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей, включающую принципы, содержание, методы и формы работы.

Программа экологической направленности «Планета – наш дом».

Цель программы: развивать через эмоциональную сферу интерес к природе.

В программе используются уникальные методики:

Рассказывание сказок с использованием «живых картинок»

Обучение приёмам образной пластики, дыхательной гимнастики, самомассажа

Рисование индивидуальной экологической книги.

Плюсом этой программы является то, что знакомит детей с миром природы, используя разные средства от пантомимы и загадок до слайдов и химических опытов, а в конце каждой изучаемой темы проходит Праздник Книги.

Список литературы:

    Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.:Владос,1999.

    Доронова Т.Н. и др. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей пятого года жизни. М.,1997.

    Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: метод.пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.

    Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: под. ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия,2000.

    Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.:Акцидент, 1996.

    Радуга: программа и руководство для воспитателя / сост.Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1999.

Оренбургский Государственный

Педагогический Университет

Реферат на тему:

Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений

Выполнила: студентка 3 курса ОЗО

факультета ДиНО, отделения ПиМДО

Белкова Галина.

образовательные программы для дошкольных учреждений ...
  • Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского садика Центра развития ре

    Реферат >> Государство и право

    ... Современные образовательные программы для дошкольных учреждений . Под редакцией Ерофеевой Т.И. М., 2008. Арапова-Пискарева Н. «О российских программах дошкольного образования» Ж// Дошкольное ... 0,5 0,5 Анализ современного состояния гражданской культуры...

  • Влияние экологической сказки на формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отн

    Реферат >> Педагогика

    Исходя из анализа сказочных произведений, предлагаемых современными программами по экологическому образованию... в детском саду. М.: Просвещение, 1992. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. М., Академия...

  • Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология

    Анкеты для воспитателей и родителей, предусмотрен анализ предметно-развивающей среды и анализ ... беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. 2006. – № 4. – С. 65 – 69. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. ...

  • Задание . Анализ целей и задач, концептуальных положений, структур 3-х комплексных программ и 3-х специализированных программ с занесением результатов в таблицу.

    Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка

    Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.

    Формирование основ базовой культуры личности.

    Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечению безопасности жизнедеятельности.

    Цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровье формирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях .

    Задачи программы: .Совершенствовать систему здоровье сберегающей и здоровье формирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

    Задачи программы: Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта. Целью программы «Детство» ставится обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

    Цель программы: Формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи программы: Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов.

    Цель: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познать красоты окружающего мира и отображение её в разнообразной художественно- творческой деятельности.

    Цель: приобщение детей к общественной мировой культуре как части духовной культуры и формирования представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность детей.

    В программе на первом месте уделяется внимание развивающей функцией образования, которая обеспечивает становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания», о признании самоценности дошкольного периода детства. Принцип программы- культурообразность. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно- нравственного и эмоционального воспитания

    Педагогический процесс строится на двух взаимосвязанных направлениях - забота о полноценном детстве и подготовка ребенка к будущей жизни

    Девиз программы «Детство»: «Чувствовать - Познавать- Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.

    Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности.

    Программа эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающего на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного как классического, так и народного, театрального)

    В основу Программы положен принцип « от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой общественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально- целостное отношение к миру, а также собственные творческие навыки и умения.

    Организация жизни и воспитания детей (общие принципы построения режима дня, создание предметно- развивающей образовательной среды)

    Разделы программы:

    Итоговые результаты освоения Программы

    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

    Работа с родителями

    Коррекционная работа (отражена проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве)

    Программа состоит из двух частей.

    Первая часть включает в себя пояснительную записку, «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

    «Возрастные особенности детей»,

    «Планируемые результаты освоения Программы».

    Вторая часть - «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

    В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

    Пояснительная записка, образовательные области: Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература»

    «Музыка »

    Пояснительная записка, программа "Цветные ладошки" содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп.

    Теоретические основы программы

    Задачи художественно- творческого развития и планирование занятий по всем возрастным категориям.

    Приложение:

    Педагогическая диагностика

    Перечень репродукций

    Примерный список детских книг

    Библиография

    Искусство в жизни ребёнка

    Эстетическая развивающая среда

    Красота природы

    Знакомство с архитектурой

    Литература

    Изобразительная деятельность

    Музыкальная деятельность

    Досуг и творчество

    Разделы разбиты на части по возрасту

    Приложения

    Структурная особенность Программы- блочно- тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы Программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждой ступени основываются на четырёх тематических блоках: « Мир природы», « Мир животных», «Мир искусства», « Мир человека». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам определяет порядок их рассмотрения.

    Вывод

    Программа « От рождения до школы» разработана в соответствии с действующими государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребёнку и направлена на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль в программе отводится игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. По результатам мониторинга образовательных областей. Дети показывают высокие результаты.

    Программа «Успех» Игре в программе отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная или предметная) – ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников. Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей. Программа направлена на то, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным.

    Программа «Красота. Радость. Творчество» Плюсом программы является то, что программа эстетического воспитания, образования и развития детей является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства, осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно- творческой деятельности.

    Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки» комплексно направлена на практическое воплощение творческих идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп на основ амплификации содержания художественно- эстетической деятельности детей, придания ей развивающего и творческого характера.

    Содержательная основа программы « Природы и художник» экологична по своей сути. Основная смысловая установка этой программы заключается в том, что экология природы и экология культуры – грани одной проблемы: сохранение в человеке человечности. Ребёнок –художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребёнку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы- одухотворений природных явлений.

    Программа «Детство» основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определённое время становится объединяющей («Наши игрушки», « Детский сад»…). Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития воспитания, текущие явления или яркие события. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нём, знания о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищённости дошкольника. Математический раздел программы труднодоступен детям. Математика в программе ориентирована на развитие логического мышления. Но дети национальных республик, осваивающие русский язык, не всегда справляются с логическими заданиями. Особый акцент в программе сделан на приобщении детей к миру природы, воспитании бережного отношения к природным объектам. В целом программа позволяет варьировать, вносить изменения в представленный материал, делая воспитательно- образовательный процесс интересным и доступным для ребёнка.

    Раздел №2 Санитарно –гигиенические условия реализации ФГОС в ДОУ (при реализации задач художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста).

    1.Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.

    2.Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

    3. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей.

    4.Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

    5. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие.

    6.При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

    7.Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением

    8. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки.

    8.1. . Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа, соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

    9.При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение. 10..Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений. Размещение светильников осуществляется в соответствии с требованиями к размещению источников искусственного освещения помещений дошкольных образовательных организаций.


    Практическая работа №

    Тема: Сравнительный анализ образовательных программ учреждений дополнительного образования детей

    Ознакомьтесь с двумя образовательными программами дополнительного образования детей: «Основы изобразительного искусства» и «Готовимся к школе»;

    Проведите сравнительный анализ программ по предложенным вопросам, результаты анализа представьте в таблице.

    Вопросы темы

    «Основы изобразительного искусства»

    Дополнительная образовательная программа

    «Готовимся к школе»

    1. Титульный лист программы соответствует требованиям (да/нет), какие замечания

    Титульный лист соответствует требованиям, есть печать, подпись, программа утверждена.

    Не соответствует требованиям, нет подписи и печати. Нет утверждения программы

    художественно-эстетическую направленность

    социально-педагогическая направленность

    3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

    ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО,

    основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как

    живопись, рисунок, графика. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определѐнные знания

    по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические

    умения и навыки в данной сфере.

    Актуальность данного метода обучения выражается в психологической готовности детей

    к школе, как к следующей ступени его развития, жизненного пути.

    Новизна раскрывается в основных видах: мотивационная готовность, интеллектуальная

    готовность, психологическая и коммуникативная готовность.

    4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

    Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное

    творческое развитие с учѐтом индивидуальности каждого ребѐнка посредством занятий

    изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной

    культуры.

    Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной

    деятельности):

     знакомство с жанрами изобразительного искусства;

    Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и

    приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение

      развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,фантазии, воображения;

    Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих

    другим людям, самому себе):

      формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям

    художественным творчеством;

    Развитие языкового мышления, речевых механизмов,

    коммуникативных умений и познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

    В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006- 2010

    годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803) в структуру общего

    образования вводится «предшкольная ступень», в рамках которой обучение осуществляется с

    шести (шести с половиной) лет. В связи с более ранним началом систематического образования

    особого внимания требует решение нескольких задач.

    организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного

    образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

    обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования

    Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе,

    желания учиться;

    Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для

    благополучной адаптации к школе.

    5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

    данная программа рассчитана на детей возраста от 6 до 14 лет,

    6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

    7. Формы и режим занятий

    Для реализации программы используются несколько форм занятий:

    Вводное занятие

    На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года

    обучения).

    Ознакомительное занятие

    Занятие с натуры

    Занятие по памяти

    Тематическое занятие

    Занятие-импровизация

    Занятие проверочное

    Конкурсное игровое занятие

    Занятие-экскурсия

    Комбинированное занятие.

    Итоговое занятие

    подготовки к отчетным выставкам.

    Продолжительность занятий согласно требованиям СанПиН

    1 год обучения – 72 часа (2 раза в неделю по 1часу) и 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

    2 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

    3 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

    Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий,

    обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие, регламентируется

    учебным планом, расписанием непосредственно образовательной деятельности, составленными

    в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2731-10.

    8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

    В результате реализации программы предполагается достижение определѐнного

    уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную

    терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными

    художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

    В конце учебного года проводится итоговое собеседование. Как и в середине года, оно состоит из двух этапов: 1 - фронтальное обследование выполняется письменно в малых группах по 5-6 человек; 2 - устное собеседование проводится индивидуально с каждым ребенком. Ответ ребенка оценивается по пятибалльной шкале.

    Проводится письменно в малых группах. Целесообразно объединять в одну группу детей,

    владеющих в одинаковой мере читательскими навыками.

    Во время обследования обучение не применяется, фиксируется результат выполнения

    задания и его способ. Выполнение каждого задания оценивается по 5 балльной системе. За

    правильное выполнение третьих столбцов во втором и третьем задании добавляется еще по 1

    9.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

    В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины,

    ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

    не выставляются работы

    10. Учебно-тематический план дополнительной образовательной про­граммы содержать:

    Перечень разделов, тем (да/нет)

    Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретиче­ские и практические виды занятий (да/нет)

    Перечень разделов, тем: да

    Перечень разделов, тем: да

    Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретиче­ские и практические виды занятий: да

    12. Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конферен­ций и т. д.) Перечислить имеющиеся.

    Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребѐнку

    быстрее освоить основы изобразительного творчества.

    13. Представлены: дидактический и лекционный материалы, методики по иссле­довательской работе, тематика опытнической или исследователь­ской работы и т. д. Перечислить имеющиеся

    «Природные

    «Азбука рисования»

    «Техника и характер

    штриховки»

    «Линия и образ»

    «Цветовая гамма.

    Теплые и холодные

    «Цветовой круг»

    «Основные и

    дополнительные

    «Ахроматические и

    хроматические

    «Азы композиции»

    «Композиционный

    «Статика, движение

    в композиции» и т.д.

    Модернизированная

    Модернизированная

    15. Классификация программы по уровню освоения

    углубленная

    учебно-познавательной

    16.Классификация программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности

    обогащѐнная современными игровыми приѐмами

    по форме организации – подгрупповой

    17. Список литературы содержит:

    Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы; (да/нет)

    Перечень нормативных документов, регламентирующих обра­зовательную деятельность педагога; (да/нет)

    18. Наличие приложения к программе, (да/нет) Перечислить какие.

    Рассматривая и делая сравнительный анализ образовательных программ учреждений дополнительного образования детей, делаем вывод, что программа художественной направленности в отличии от социально-педагогической направленности соответствует всем требованиям.

    Минусы по программе «Готовимся к школе»:

      Титульный лист не соответствует теме.

      Не обеспечена методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конферен­ций и т. д.)

      Не предоставлены дидактический и лекционный материалы, методики по иссле­довательской работе, тематика опытнической или исследователь­ской работы и т. д.

      Не предоставлены перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога;

      Приложения не имеются

    Минусы по программе Художественной направленности:

      Не имеется приложении

    Результаты анализа позволили определить, что предусматривает каждая программа. Мы считаем, что программа «Готовимся к школе» не качественно разработана.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: