Про заболевания ЖКТ

представляет уникальный проект для учителей 1-х классов

ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ

Педагогическая диагностика стартовой готовности
к успешному обучению в начальной школе

Т.В. Беглова, М.Р. Битянова,

Т.В. Меркулова,

А.Г. Теплицкая

Под ред. М.Р. Битяновой


П
едагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению – это принципиально новый подход к организации первых недель и месяцев обучения детей
в школе. Учитель получает возможность выявить у первоклассников уровень сформированности тех базовых умений, которые обеспечивают понимание ими материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, организовать свою познавательную деятельность и др. Анализ результатов диагностики позволит учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Предлагаемый УМК включает рабочую тетрадь для первоклассников и методические рекомендации к ней.

Формат: 200х285; 143х200

Объем: 24 с., 64 стр

Диагностика проводится на 3–4 неделе обучения первоклассника на основе заданий рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения направлены на выявление тех умений, которые помогают детям справляться с основными видами учебных заданий начала 1 класса. Частично они и разработаны на базе таких реальных заданий. Все упражнения выполняются под руководством учителя на основании инструкций, представленных в методических рекомендациях. Кроме того, слова учителя дублируются в рабочей тетради. Задания выполнены в виде рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Подробное описание процедуры проведения диагностики, оценки и анализа результатов представлены в методических рекомендациях для учителя.

Подробнее о том, что такое диагностика готовности к обучению, какова методика проведения диагностики, читайте здесь: http://www.zankov.ru/news/new/article=2407

По вопросам приобретения учебно-методической литературы обращайтесь:

● розница и мелкий опт – в книжные магазины вашего региона (список торгующих организаций см. на сайте www . zankov . ru ); ● Интернет-магазин: www.zankov.ru/ catalog /


ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

И ДРУГИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШАГИ ПЕДАГОГА

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли это его самочувствию, психическому здоровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается и педагог. Для него это - и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения детей (смогут ли они научиться всему, чему нужно?).

И в качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика. Почему так? И правильно ли это? На первый вопрос ответить несложно. Термин «готовность» по отношению к первоклассникам традиционно дополняется прилагательным «психологическая». Психологическая готовность - это взгляд на перспективы обучения ребенка - успешность или неуспешность - с точки зрения различных аспектов психического развития. По результатам диагностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологической готовности. Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, а в ряде случаев - психолога или дефектолога. Как правило, нужны специальные развивающие занятия, которые позволяют развить те или иные психические процессы.

«ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ

К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Школьные годы - долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе.

Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.

На этом пути значим каждый шаг. Особенно - первые шаги.

Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Он позволяет:
- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создать основу для развития универсальных учебных действий;
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
- помогают организовать деятельность на уроке и др.
- своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.

Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.

Обработка результатов диагностики

Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

Что дает учителю диагностика

«Школьный старт» - это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.


Как научиться проводить диагностику

Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.
- Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.
- Информацию о семинарах можно получить на сайтах

В работе представлены задания педагогической диагностики "Школьный старт", указано время проведения и полученные результаты 1 класса. Эта диагностика входит в УМК развивающая система Занкова Л.В, но её можно использовать и в других образовательных программах первого класса.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Диагностика "Школьный старт" проводится в сентябре 1 класса, в течение третьей или четвёртой недели обучения детей в школе. Задания можно предъявлять ежедневно, в начале второго и третьего уроков, в течение 5 - 10 минут. Желательно не проводить диагностику в пятницу, а так же на первых и последних уроках любых рабочих дней. Для их проведения желательно выбирать дни со вторника по четверг. Нельзя проводить диагностику после уроков физкультуры или иных активных, эмоционально насыщенных занятий.

Результаты диагностики должны быть получены педагогом не позднее начала октября, иначе их ценность будет снижена.

Диагностическая тетрадь для выявления уровня стартовой готовности учащихся первого класса к систематическому обучению предназначена для письменной работы в ней ребенка. На тетради должны быть написаны имя и фамилия ребенка. Тетрадь выдаётся ребенку только на период проведения диагностики, в каждый раз для выполнения определенного задания. Задания выполняются по присмотром учителя. Перед выполнением заданий ребенка необходимо ознакомить с тетрадью и принципами работы в ней. Все задания выполняются под руководством учителя, на основании его инструкций, опубликованных в методических рекомендациях к педагогической диагностике "Школьный старт".

Если ребенок раньше других выполнил задание, он не переворачивает страницу, а проверяет выполненное. Исправленные самостоятельно ошибки не считаются за ошибку, за это не нужно снижать баллы.

Задания в тетради даны последовательно направленные на диагностику умений. Изменять порядок предоставленных заданий крайне не желательно.

Стартовая готовность к школьному обучению в развивающей системе Занкова Л.В. складывается из 17 показателей (умений). Пятнадцать из них относится к компоненту "Инструментальная готовность", два характеризуют личностную готовность.

Инструментальный компонент характеризует сформированность умений в дошкольном детстве, позволяющей ребенку:

Осуществлять учебное наблюдение в рамках задачи, поставленной учителем;

Осуществлять мыслительную деятельность на наглядно - образном уровне;

Осуществлять оперативный контроль собственных действий на основе образца и инструкции, данной учителем;

Вступать в учебное общение со взрослым и сверстниками, удерживая тему и основные направления её развития.

Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношения к школе.

В целом уровень личностной готовности к обучению позволяет понять:

Сформировано ли у ребенка ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности;

Сформировано ли у ребенка эмоционально - положительное отношение к школе;

Является ли для ребенка ценностью преодоление познавательной трудности, поиск истины, учебное достижение высокого уровня сложности.

Личностная готовность в определенной мере представляет собой источник дополнительной "энергии" , которую ребенок, помимо послушания, желания быть хорошим в глазах взрослого, готов вкладывать в непростой, не всегда эмоционально - привлекательный и физически затратный процесс обучения. Если этот источник полноценно не задействовать, ребенок понесет большие эмоциональные и физические затраты.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

Создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога

Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества.

К самому себе.

Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает.

На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.

Наша программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

Он позволяет:

Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

Создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Уникальность диагностики

Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:

Обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,

Позволяют включиться в учебный диалог на уроке,

Помогают организовать деятельность на уроке и др.

Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.

С первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:

В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:

Мы выделили 17 умений, входящих в структуру педагогической готовности:

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ: Умение РЕБЕНКА

  1. выделять из потока информации отдельные детали, исходя из поставленной задачи.
  2. воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления.
  3. видеть существенные признаки (понятия) в образе воспринимаемого объекта.
  4. придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения.
  5. опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: Умение РЕБЕНКА

  1. устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями.
  2. устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями.
  3. устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями.
  4. выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей. оперировать одной и той же информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при решении учебной задачи.
  5. находить закономерность в изучаемой информации.
  6. анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.

КОНТРОЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) УМЕНИЯ:

  1. соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия.
  2. следовать инструкции при выполнении учебных действий

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ:

  1. использовать речь взрослого, как источник информации при решении учебной задачи.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ:

16)мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности.

17)положительное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности

Основная процедура, которую мы предлагаем для определения уровня педагогической готовности ребенка, - это письменное диагностическое задание. Для каждого показателя разработано свое задание, вместе они составляют индивидуальную диагностическую тетрадь, в которой работает ученик.

Как устроена диагностика

Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.

Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.

Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Как проводится диагностика

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.

Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.

Обработка результатов диагностики

Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

Что дает учителю диагностика

«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.

Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка

Как научиться проводить диагностику

Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.

Можно пройти обучение на однодневном семинаре, который проводят Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.

Информацию о семинарах можно получить на сайтах

www.tochkapsy.ru и www.zankov.ru

Успешный старт – хорошее начало обучения в школе!

Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических заданий и проводится в феврале-марте каждого года обучения в начальной школе.

В настоящее время готовится к изданию программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и 2 классов

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающейся из комплекса показателей. Владение учащимся основами умения учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоидентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности ребенка и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД и является продолжением УМК «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе).

Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.

Данная программа – это только начало системы диагностической работы учителя. Без систематического отслеживания качества работы в условиях внедрения новых образовательных стандартов педагогу не обойтись. Универсальные учебные действия формируются на протяжении всех 4-х лет обучения, формируются поэтапно и на каждом этапе своего развития нуждаются во внимании со стороны педагога. В настоящее время разрабатывается программа мониторинга метапредметных универсальных учебных действий для 1 и 2 класса. Уже в середине будущего учебного года этот мониторинг будет необходим всем педагогам, обучающим первоклассников по Федеральным образовательным стандартам нового поколения.

Какие пособия использовать для проведения диагностики?

В УМК «Школьный старт» входят:

Рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.)

Какие пособия использовать для проведения

мониторинга развития УУД учащихся?


В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
- рабочая тетрадь для 1 класса (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая);
- рабочая тетрадь для 2 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова).
Слайд 2

Учебно – методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Назначение данной программы: получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; создать основу для развития универсальных учебных действий; обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Назначение данной программы - получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса. В дальнейшем данная информация может быть использована учителем для того, чтобы: Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений Спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов)

Уникальность диагностики Базовые умения первоклассника: - обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, - позволяют включиться в учебный диалог на уроке, - помогают организовать деятельность на уроке и др.

17 умений сгруппированы в 5 блоков

Как устроена диагностика?

Как проводится диагностика? на 3-4 неделе обучения первоклассника все упражнения выполняются под руководством учителя ежедневно, в начале 2 и 3 уроков в течение 5 – 10 минут или выделить несколько специальных диагностических уроков со вторника по четверг

Обработка результатов диагностики

Учебно – методический комплект «УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ»: ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Какие пособия использовать для проведения диагностики? В УМК «Школьный старт» входят: - рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.) - методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.).

Какие пособия использовать для проведения диагностики? Какие пособия использовать для проведения мониторинга развития УУД учащихся? В УМК «Учимся учиться и действовать» входят: - рабочая тетрадь для 1 класса (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая); - рабочая тетрадь для 2 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова). - рабочая тетрадь для 3 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова,Т.В. Беглова); - методические рекомендации к рабочей тетради для 3 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова) Подробная аннотация к пособиям для 1 класса, для 2 класса.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: