Про заболевания ЖКТ

Рада вас снова видеть, дорогие читательницы! Совсем недавно мы говорили с вами о у детишек и взрослых. Сегодняшняя тема будет отчасти перекликаться с ним. О чём вам говорит тревожная аббревиатура из трёх букв «ЗПР»? Уверена, больше половины из вас считают, что это диагноз детей с умственной отсталостью. Именно поэтому все мы так боимся психолого-педагогической комиссии, которая проверяет малышей перед поступлением в школу, и якобы многих детишек «списывает» с диагнозом ЗПР в классы коррекции.

Но стоит ли так бояться этого неоднозначного по сути диагноза? Ведь задержка психического развития - это не тяжёлая патология речи, органов чувств или физическая инвалидность. О том, что же такое ЗПР, как она проявляется у деток, чем грозит и как отличить её от умственной отсталости, сегодня и поговорим. Хочу развенчать мифы и заодно развеять все ваши страхи.

Нелюдимость, тревога, агрессия

Простыми словами, ЗПР - это замедление темпа развития психики и связанные с этим проблемы с адаптацией в коллективе и обучением ребёнка в школе. В психологии этой проблеме уделено много трудов, и сейчас можно точно сказать, что факторов, влияющих на задержку множество, начиная от среды, в которой растёт малыш и заканчивая патологиями ЦНС.

Вернёмся к причинам чуть позже, а пока рассмотрим когда и как проявляется этот диагноз. Чаще всего мамочки слышат о замедленном психическом развитии, когда крохе исполняется 5-6 лет, то есть перед поступлением в школу. Строгая тётя-психолог приходит в садик, где каждого ребёнка тестируют на уровень психологической и интеллектуальной подготовки к школе.

Вот она вызывает Анечку из пятой группы и спрашивает: «А скажи-ка, как можно назвать предметы «платье», «носки», «кофточка», «свитер», «пальто»? Анечка долго вертится, теребит краешек сарафана от волнения и молчит…Потом всё-таки решается ответить: «Это то, что лежит на полке в шкафу». Психолог делает вывод, что у ребёнка проблемы с обобщением и анализом, да ещё и внимание рассеянно.

Многие мамы у дошкольников сейчас понимают, о чём речь, ведь современные дети через одного гиперактивны, неусидчивы и не готовы воспринимать и анализировать информацию. Куда уж там до того, чтобы вырастить юного гения? Тут бы по основной школьной программе всё успеть!

Задержка психического развития - это

Можно ли распознать ЗПР раньше, чем нагрянет комиссия и поставит это «клеймо» напротив фамилии вашего ребёнка? Доктора утверждают, что можно, и вот каковы основные симптомы начала задержки развития:

  • В грудном возрасте такие малыши позже начинают держать головку, топать ножками, говорить;
  • Ребёнок тревожен и иногда даже агрессивен, при этом во многих ситуациях нерешителен и боязлив;
  • Кроха замкнут, не любит находиться в коллективе, играть со всеми, сторонится даже родственников. (это может быть и симптомом );
  • Малыш не умеет делать элементарных вещей в своём возрасте: чистить зубки, мыть руки, обуваться, либо делает всё гораздо медленнее.

Другие признаки ЗПР выражаются в неразвитой эмоционально-волевой сфере. Такие детки долго «раскачиваются», не могут сосредоточиться и заставить себя делать что-либо, много двигаются и без умолку говорят, громко перебивают.

Таким образом, у малышей с ЗПР страдают как развитие речи, так и мышление и сфера эмоций. Могут встречаться как сочетание этих нарушений, так и только одно из них.

Виноваты ли гены в развитии

Специалисты говорят, что бывает и так, что замедленное психическое развитие почти себя не проявляет, и ребёнок не отличается от сверстников, но чаще диагностика определяет не только саму патологию, но и виды ЗПР:

  1. Психогенная (особенности этого вида: неблагоприятная среда жизни и воспитания ребёнка, обделённость вниманием и маминой любовью, безэмоционально общение близких родственников с малышом, либо его игнорирование).
  2. Конституциональная (генетический фактор; многие психологи утверждают, что ЗПР довольно часто передаётся по наследству);
  3. Соматогенная (многие перенесённые болезни негативно воздействуют на мозг и вызывают задержку развития: астения, инфекции, дизентерия, )
  4. Церебрально-органическая (связана с внутриутробными нарушениями и осложнениями: алкоголизм матери, токсикоз, родовые травмы и т.д.)

Как видим, на замедление психического развития могут повлиять как незначительные, так и более серьёзные факторы. Условно они подразделяются на биологические (недоношенность, гипоксия плода, травмы при родах, асфиксия в результате слабой родовой деятельности, поражения ЦНС) и социальные (неблагоприятная среда, педагогическое попустительство, травмы психики).

Чем внимательнее вы относитесь к своим малышам, чем больше времени им уделяете, играете, учитесь, тем быстрее вы распознаете ЗПР, тем легче вы с ним справитесь. Главное - не опускать руки и не причитать, что ваш ребёнок умственно отсталый! Это уже более серьёзная патология, которая отличается от ЗПР.

Если у школьников к 4-му классу сохраняются симптомы задержки развития, то врачей это очень настораживает. Однако если ребёнок проявляет интерес, откликается на вашу помощь, то доктор настаивает на том, что это не умственная отсталость, и коррекция может помочь выровнять темпы речи и мышления маленького пациента.

В школу, как на «каторгу»

Слово «школа» обычно страшит мам детишек с ЗПР, ведь занятия и уроки лягут непосильной ношей, педагоги будут стыдить и ругать малыша, а это ещё больше отвернёт его от учёбы. Сейчас в каждой общеобразовательной школе есть специальные классы коррекции для детей с отклонениями. Как правило, после начального звена ученики уже переходят в обычный класс.

Педагоги вместе с родителями и психологами работают с ребёнком, чтобы он смог догнать и перегнать сверстников. Специальная адаптированная программа позволяет вникать в школьный курс, лучше запоминать, привыкать выполнять задания самостоятельно. Постепенно малыш выздоравливает, и уже через год, а то и раньше, диагноз ЗПР полностью снимается неврологом или психологом.

Медикаментозное лечение применяется в тяжёлых случаях, и очень редко. Как правило, маленькие пациенты сами справляются с патологией, без таблеток и физиотерапевтических процедур.

Поэтому, дорогие мамы, никогда не отчаивайтесь. Задержка психического развития - это не самое страшное отклонение и легко преодолевается. Не забывайте ласкать своих крох, больше беседуйте, гуляйте вместе, играйте в развивающие игры дома и на улице, а уже потом в процесс воспитания «вмешается» школа. Известный психолог Лев Выготский говорил: «Обучение влечёт за собой развитие». Так подготовьте ребёнка к обучению, ведь вы - его главный и самый лучший педагог!

Надеюсь, я сумела развеять ваши страхи. Не так страшна ЗПР, как её малюют. И не с таким справлялись.
Прощаюсь с вами до следующей публикации, ну а вы оставляйте свои отзывы и комментарии и не забывайте делиться статьёй в соцсетях.

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Причины возникновения зпр можно разделить на две большие группы:

1. причины биологического характера;

2. причины социально–психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации,

резус-конфликт и т.д.);

2) недоношенность ребенка;

3) родовые травмы;

4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;

2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.

Классификация.

По систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:

1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально–астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:

    ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

    ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.

    ЗПР психогенного происхождения (причина–неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.

    ЗПР церебрально-астенического генеза (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического развития.

Память:

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети

запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности . В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило,зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

    Снижение объема памяти и скорости запоминания,

    Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

    Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

    Преобладание наглядной памяти над словесной,

    Снижение произвольной памяти.

    Нарушение механической памяти.

Каждый малыш индивидуален. С этим известным высказыванием трудно не согласиться. На самом деле психическое и физическое развитие каждого малыша может протекать по-разному. Однако, когда процесс формирования и развития крохи существенно не соответствует установленным стандартам, это может беспокоить родителей. В таких случаях некоторые родители решают обратиться за помощью к специалисту.

При тщательном и подробном исследовании ребёнку может быть поставлен диагноз "задержка психического развития". Что подразумевается под этим диагнозом и каковые его главные особенности?

Что такое зпр?

Задержка психического развития - это видимые отставания в развитии маленького человека. Другими словами, несоответствие определённым, общепринятым нормам. Задержке психического развития наблюдается у детей школьного и дошкольного возраста. Существуют способы, помогающие откорректировать и в некоторой степени привести в норму психическое развитие ребёнка. О них речь пойдёт немного позже . Сейчас давайте познакомимся с основными причинами возникновения зпр у детей.

Почему может возникать задержка психического развития?

На сегодняшний день известно несколько основных причин, способствующих возникновению зпр у детей школьного и дошкольного возраста. Условно эти причины делят на две группы: биологические и социальные.

Вначале узнаем биологические факторы появления задержки развития. Итак, таковыми факторами являются:

Первая группа причин тесно связана с внутриутробным развитием ребёнка, когда проблемы со здоровьем появляются ещё при формировании маленького человека.

К социальным причинам появления детей с зпр:

Большинство социальных причин появления проблем в развитии у детей с зпр связаны с воспитательным процессом. На психическое благополучие также влияют отношение чада с родителями. Если педагогическое влияние оказывается без учёта индивидуальных особенностей развития ребёнка, это увеличивает риск возникновения и дальнейшего развития такой патологии, как задержка психического развития. В некоторых случаях задержку психического развития одновременно вызывают два фактора как биологический, так и социальный. Важно отметить, что социальный при таких обстоятельствах оказывает дополнительное негативное воздействия. Он способствует дальнейшему развитию биологических нарушений, с которыми, безусловно, стоит активно бороться.

Чтобы вести борьбу с зпр правильно , необходимо определить основные симптомы патологии. Поэтому далее речь пойдёт об основных симптомах задержки психического развития у детей.

Задержка психического развития у детей: симптомы

Далее мы обсудим какие возникают при зпр у детей симптомы. Специалисты выделяют несколько основных симптомов, показывающих на наличие зпр у детей. Все они, так или иначе затрагивают действие психических функций:

Определить наличие этой патологии помогут не только симптомы, но и знание видов зпр. Всего выделяют четыре основных вида задержки психического развития. Обратим пристальное внимание на каждый существующий вид.

ЗПР с церебрально- органическим генезом . Первый вид психических нарушений связан с поражением жизнедеятельности центральной нервной системы организма. Во время такого поражения частично нарушаются некоторые функции организма. Само поражение носит органический характер. В то же время такая задержка психического развития не способствует появлению умственной неполноценности. Вот главные симптомы зпр с церебрально- органическим генезом:

  • Замедленное формирование мышления.
  • Замедленное созревание эмоционально-волевого уровня.
  • Ярко выражены проблемы с познавательной деятельностью.

ЗПР с конституционным генезом . Следующий вид носит наследственный характер (наследственный инфантилизм). Одновременно затрагиваются разные функции организма ребёнка, а именно психологическую, физическую и психическую. Волевая сфера развития в этом случае соответствует уровню развития малыша дошкольного возраста. Хотя биологический возраст ребёнка может быть на порядок выше. У детей с таким видом задержки психического развития наблюдается повышенное эмоциональное поведение. Пребывая в хорошем настроении, ребёнок легко поддаётся переживаниям. Но все переживания носят поверхностный характер и довольно неустойчивы.

Задержка психического развития с психогенным генезом .

Этот вид в отличие от предыдущих носит больше социальный характер. Развитию психогенного генеза способствуют постоянны стрессы, а также удручающие и травмирующие психику ребёнка ситуации. Вначале страдают вегетативные функции, а затем патология оказывает негативное воздействие и на эмоционально- психическое развитие ребёнка. Дети с подобными проблемами полностью зависимы от внешней среды и её положения.

Задержка психического развития с соматогенным генезом. А вот данный вид зпр возникает по биологической причине. Таковыми причинами являются инфекционные заболевания и соматические патологии. Нередко проблемы с развитием обусловлены заболеваниями матери малыша. Основными симптомами или особенностями этого вида зпр считают:

Как снижение психического тонуса, так и появление страхов негативно сказываются на отношениях малыша с окружающими людьми и миром в целом.

Профилактика и лечение зпр

С задержкой психического развития необходимо бороться в обязательном порядке. Зачастую такой диагноз ставится ребятам дошкольного возраста (примерно в 5– 6 лет). В некоторых случаях зпр возникает уже в процессе школьного обучения. Во время возникновения подобных проблем следует как можно быстрее определиться с использованием методов борьбы. Обычно провидится ряд педагогических и психологических процедур, помогающим справиться с задержкой психического развития. Все процедуры должны проводиться своевременно (важно не упустить момент) и что не менее важно - грамотно.

Где получить такую помощь?

В большинстве случаев работа с этими детками проводится в специальных санаториях и учреждениях. Лечением одновременно занимается несколько опытных специалистов. В этом случае не обойтись без помощи логопеда, психолога и психиатра. Чтобы лечение принесло желаемый результат, специалисты должны вместе с родителями стать единой командой, каждый член которой вносит максимальный вклад для скорейшего достижения поставленной цели. Цель лечения и помощи докторов - помочь дошколёнку приспособиться к окружающему миру и научится ладить с людьми.

Из каких этапов будет состоять подобная реабилитация? Вот два главных этапа лечения задержки психического развития у детей школьного и дошкольного возраста:

Лечебная терапия

В первую очередь проводятся лечебные процедуры . Такие процедуры зачастую включают в себя:

Корекционно - педагогическая помощь . Заключается в мероприятиях, направленных на коррекцию процесса развития. Главным фактором, определяющим методы реабилитации, является возраст и другие индивидуальные особенности малыша. На данный момент известно несколько способов устранения задержки психического развития. Обратим на них внимание:

Оздоровительная методика . Такая методика позволяет улучшить и поддержать физические и психологические процессы формирования малыша на определённом возрастном этапе. Оздоровительная методика включает в себя одновременное выполнение нескольких важных задач, а именно:

Сенсорно - моторная сфера. Эта методика чаще используется при работе с детьми школьного возраста, у которых наблюдаются отклонения в сенсорных процессах, а также имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Основная задача этого лечения - это формирование сенсорно-моторной сферы. Благодаря этой методике возможно выявить и постепенно развить творческие способности у детей с задержкой психического развития.

Работа с эмоциональной осведомлённостью. Основная задача - повысить эмоциональную осведомлённость у ребёнка с подобными умственными патологиями. Повышая осведомлённость малыша, специалисты помогают ему воспринимать и понимать чувства окружающих людей (в том числе и своих сверстников). Детей обучают правильно реагировать на посторонние эмоции, а также помогают научиться самостоятельно контролировать собственные чувства. Этой методикой принято пользоваться при разных степенях и видах задержки психического развития.

Корекционно-компенсаторный способ. Этот вид лечения одновременно может включать в себя несколько нейропсихологических методик. Используемые нейропсихологические методики позволяют выровнять и успешно отточить такие жизненно необходимые навыки, как умение писать, читать и выполнять арифметические действия. Без этих навыков школьнику , как известно, трудно усвоить школьную программу. Кроме того, эти методики улучшают познавательные навыки детей, страдающих задержкой психического развития. Корекционно-компенсаторная работа позволяет ребёнку развить в себе такое необходимое качество, как целенаправленность.

Работа с познавательной деятельностью ребёнка. На сегодняшний день наиболее действенной в этом виде лечения считают систему психологического воздействия, которая сочетается с педагогической помощью. Цель обсуждаемой методики - выровнять и устранить имеющиеся дефекты психических процессов.

Каждая методика используется с индивидуальными особенностями развития ребёнка. В лечении должны принимать активное участие не только специалисты, но и сами родители. Только в таком случае можно достичь максимально высоких результатов. Если лечение получает ребёнок школьного возраста, то по истечении всех процедур, методико- психологическо-педагогический консилиум должен принять решение, может ли ребёнок после полученного лечения учиться в обычной общеобразовательной школе или ребёнку будет лучше получать образование на дому или в специальном учреждении.

Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.

Что такое задержка психического развития?

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

Причины отставания в развитии

ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
  • недоношенность, симптомы желтухи;
  • гидроцефалия;
  • пороки развития и новообразования головного мозга;
  • эпилепсия;
  • врожденные эндокринные патологии;
  • наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
  • тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
  • заболевания сердца, почек;
  • рахит;
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).

К социальным причинам можно отнести:

  • ограничение жизнедеятельности малыша;
  • неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
  • частые психотравмы в жизни ребенка.

Симптомы и признаки отставания в развитии

Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:

  1. Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
  2. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
  3. Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
  4. Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
  5. Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.

Психология детей с задержкой психического развития

  1. Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
  2. Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.


В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.

Виды ЗПР

Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

  1. Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
  2. ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
  3. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
  4. ЗПР церебрально-органической этиологии.

Осложнения и последствия ЗПР

Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

Диагностика ЗПР

Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.

Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

Психическое развитие включает оценку следующих критериев:

  • речевое и предречевое развитие;
  • память и мышление;
  • восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
  • внимание;
  • игровая и изобразительная деятельность;
  • уровень навыков самообслуживания;
  • коммуникабельность и самосознание;
  • школьные навыки.

Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.

Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:

  • КТ и МРТ головного мозга.

Как вылечить ЗПР

Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.

Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.

Основные препараты для медикаментозной коррекции:

  • Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин;
  • Глицин;
  • гомеопатические препараты – Церебрум композитум;
  • витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6;
  • антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин;
  • общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.

Профилактика проблем с развитием

Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:

  • создать благоприятные условия течения беременности и родов;
  • создать дружественную обстановку в семье;
  • пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
  • своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
  • заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.

Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.

Доктор обращает внимание

  1. Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
  2. Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.

Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.

В первые месяцы и даже годы жизни крохи диагностировать задержку развития невозможно. Для определения проблем необходимо дождаться той стадии, когда ребенок уже проявляет какие-либо навыки, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Следует насторожиться, если малыш, например, обладает скудным словарным запасом по сравнению со сверстниками, позже всех начинает сидеть, держать ложечку.

Зачастую родители редко замечают ЗПР у своих детей, и данное заболевание легче определяется воспитателями в детском саду.

Как правило, ребенок с ЗПР страдает от недостаточно накопленного объема знаний, отсутствия способности анализировать мир вокруг, нарушения памяти, незрелости мышления и нарушения механизма приема и обработки полученной информации.

На более глубоком уровне диагностирования у ребенка с задержкой психологического развития наблюдается частая смена настроения. Он часто бывает неактивен в играх, инфантилен, по-своему задумчив. Однако в периоды подъема настроения такие дети становятся неугомонными, переносят в жизнь все свои выдумки и идеи во время игр, но занятия с элементами интеллектуального развития им совершенно не интересны.

В других случаях ЗПР у детей проявляется абсолютно противоположно вышеописанной ситуации. У некоторых малышей, наоборот, преобладает интеллектуальное развитие, однако задерживается личностное, отсутствует самостоятельность и способность привыкания к смене обстановки. Такие дети застенчивы и молчаливы.

Причины ЗПР

Если вдруг у малыша явно отмечаются признаки ЗПР, настоятельно не рекомендуется вымещать на него агрессию, вынуждая обрести те или иные навыки насильственным путем. Объяснить такой запрет несложно: на самом деле, причины ЗПР кроются не в лени или нежелании ребенка как-либо развиваться, а в патологии дисфункции головного мозга. Также задержка психического развития ребенка может выступать в качестве последствия сложной беременности матери, тяжелых родов, лечения токсикозов сильнодействующими медицинскими препаратами, недоношенности младенца . Очень часто ЗПР атакует карапуза в связи с наследственной предрасположенностью в первом поколении через мать.

Социальной предрасположенности также стоить отдать должное — часто недостаточность развития возникает у детей, которые растут в неблагополучных семьях, где не уделяется должного внимания воспитанию и развитию младшего члена семейства.

Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы как заторможенность, непонимание человеческой речи; если ему не удается даже малая доля того, что делает подавляющее большинство его ровесников; если малышу сложно развиваться в соответствии с рамками — не теряйте драгоценного времени! Крайне неправильно в такой ситуации дожидаться, когда задержка будет накапливаться с годами — необходимо немедленно обращаться к специалистам за помощью.

Несмотря на тот момент, что восстановлением развития занимаются специально обученные люди, родителям не стоит опускать руки. Обязательно рассматривайте с ребенком картинки, пробуйте вместе анализировать изображение. Пусть с малышом поработает и логопед – это ускорит выучивание новых слов и даст ребенку навыки по построению предложений в устной речи.

Для определения типа ЗПР и разработки этапов корректировки поведения ребенка целесообразен визит к врачам-психологам и психотерапевтам. В процессе работы с профессионалами стоит обращать внимание на психо-эмоциональное состояние ребенка, элементы его жестикуляции и моторики, способность к обучаемости.

При постановке диагноза ЗПР, терапия наиболее эффективна в комплексе процедур, которые, при правильном применении, могут избавить от порока навсегда.

Помимо занятий с логопедом и детским психологом, ребенку рекомендуется микротоковая рефлексотерапия . Процедура представляет собой альтернативную методику, действие которой направлено на нервные рецепторы и биоэнергетические центры организма. Однако эффект от данного этапа предугадать сложно, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей организации нервной системы малыша.

К нетрадиционным методам комплекса лечения задержки психического развития ребенка относят логопедический массаж. Данная процедура направлена на коррекцию тонуса мышц, отвечающих за правильное произношение трудных звукосочетаний. В основе методике лежит массаж скул, мягкого неба, губ, языка при использовании специальных логопедических зондов.

Конечно же, не обойтись и без медикаментозной терапии . В случаях лечения детей, страдающих от ЗПР, лекарственные препараты назначает невролог. Зачастую это Акатинол и Нейромультивит .

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка задержку психического развития. При правильном лечении и уходе заболевание исчезает бесследно, не откладываясь в памяти малыша. Главное, уделяйте больше времени развитию ребенка, а также интеллектуальным играм, способным победить, а в некоторых случаях и исключить (при родовой предрасположенности), столь неприятное заболевание.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: