Про заболевания ЖКТ

ХУ11 век – принципиально новая страница в истории человечества. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни человека и общества. Утверждаются капиталистические производственные отношения, складывается новая социальная структура общества. От аграрной формы своего развития европейская цивилизация переход к индустриальной форме дальнейшего развития. Столь же кардинальны изменения и в духовной, мировоззренческой сфере. Заявляет о себе наука, которая стремится сформировать научное мировоззрение и научную картину мира. Меняется и место философии. Она видит свою роль не столько в метафизических построениях, а сколько в решении гносеологических и методологических проблем науки, а также в новом осмыслении общества, государства и места человека. Изменяется и религиозное мировоззрение, предпочитая теистической трактовке своих проблем пантеизму и деизму.

Первое место в философских учениях XVII века несомненно принадлежит гносеологическим и методологическим проблемам . По мнению французского философа Рене Декарта (1596-1650) «мысль должна начинать с самое себя».

Философами этой эпохи были предложены различные методы познания, в зависимости от этих методов сложились два течения в философии: эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма (Ф.Бэкон) выводили знание из опытного познания. Эмпиризм следует отличать от сенсуализма (от лат sensus - восприятие, чувство, ощущение). Главный принцип сенсуализма сформулировал Дж.Локк: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства». Эмпиризм наряду с чувственным познанием предполагал активную работу разума по обобщению опытного материала. Был предложен индуктивный (от лат. Inductio – «наведение») метод познания - от частного к общему.

Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) полагали, что решающую роль в процессе познания играет способность человека анализировать, обобщать, рационально мыслить. Разум способен упорядочить данные чувств, дать наиболее точные знания. Однако разум не безграничен: способен заблуждаться, так как окружающий мир двойственен и даже противоречив. В структуре мира Р.Декарт выделял материальный и идеальный компоненты. Рационалисты сделали ставку на дедуктивный (от лат.deductio – «выведение») метод познания действительности - от общего к частному.

Важная роль в философии Нового времени отводилась проблеме субстанции (онтологической проблеме).

Философы XVII века разрабатывали и материалистические, и идеалистические теории. Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677) создал монистическую концепцию, согласно которой основой мира считалась единственная субстанция - Бог. Бог отождествлялся с природой. Воззрения Спинозы были пантеистическими. Философ полагал, что все формы действительности - это проявления единой субстанции. Основными формами субстанции он называл материальную и духовную. Они тесно связаны друг с другом, лучшим подтверждением чего служит человек. За эти идеи учение Спинозы было причислено к материалистическим.

Идеалистическая концепция XVII века представлена в трудах Готфрида Лейбница (1646-1716), который считал, что мир плюралистичен, то есть его основу составляет множество субстанций - монад (от греч. «единственный»). Монады - это «духовные атомы» мироздания. Существуют различные монады, гармонично связанные друг с другом. Лейбниц выстраивал монады в иерархическом порядке:

Ø высшая монада - Бог (как и в теории Спинозы, у Лейбница пантеистическое понимание Бога);

Ø монады животного мира;

Ø низшая группа («голые монады») - монады неживой природы.

Следует обратить внимание на изменение трактовки роли Бога в онтологии.

Ф.Бэкон и Г.Лейбниц выдвинули концепцию деизма (от лат. deus-бог). Бог в их теориях - безличная, разумная первопричина мира. Создав мир, Бог предоставил ему возможность свободно развиваться.

Итак, философские учения XVII века активно разрабатывали гносеологические и методологические проблемы науки, в новых условиях сформировали субстанциальное понимание мира.

§5. Философия эпохи Просвещения

ХУ111 век – это век Просвещения, утверждения идеалов научного мировоззрения и их применения к пониманию человеческой природы, общества и государства. Немецкий философ И.Кант считал, что девизом эпохи Просвещения становится девиз «имей мужество применять свой разум».

В целом Просвещение – это мощное движение, объединившее философов, ученых, деятелей культуры, политиков, убежденных в решающей роли знаний и просвещения в социальном и духовном развитии общества. Они полагали, что причина всех бедствий и страданий людей заключается в их невежестве.

Идеи Просвещения особенно были развиты во Франции. Ж.Даламбер назвал ХУ111 век в истории французской культуры «веком философии». Период ее развития условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика Х1У (1715), положившим конец эпохе абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789), после которого жизнь к философии предъявила новые требования. Кульминацией просветительского философского течения считаются 50-е годы ХУ111 в. В это время стала издаваться «Энциклопедия», объединившая как ученых, так и философов, литераторов.

Характерной особенностью мировоззрения Просвещения становится специфический рационализм: «законы природы суть законы разума». Рационалисты этого времени в своих рассуждениях идут не от разума к природе, что было характерно для рационализма ХУ11 века (Р.Декарт), а от природы к разуму. К примеру, П.Гольбах рассматривает природу и ее законы в качестве учителей человеческого разума.

Естественным следствием из этого было требование сделать законы природы также и обязательными юридическими законами. Вырысовывалась цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое.

Просветительская философия в своих приложениях была философией «практической», ориентированной на политические преобразования. Критика существующих порядков имела своей целью реализацию идеалов «царства разума».

В понимании природы утверждались идеи механистического мировоззрения, формировалось представление об абсолютной неизменяемости природы. П.Гольбах полагал, что общая «сумма существ и элементов» природы не изменяется и сохраняется.

Ориентиром в исследовании человека служило представление о неизменяемой «человеческой природе», включающей в свой состав потребности, право каждого на счастье, равенство всех в отношении естественных прав. Ж.Ж.Руссо отмечал, что «все, что мужчина и женщина имеют общего, относится к человеческой природе; все, чем они отличаются друг от друга, относится к полу».

Одновременно утверждалось идея о различии «дикаря» и «цивилизованного человека». Как полагал Ж.Ж.Руссо они отличаются друг от друга по своему душевному складу и стремлениям.

Отношение к истории было в основном не диалектичным. История есть скопление случайностей и нелепостей, вызванных невежеством. Просветители противопоставляли друг другу «нормальное» течение истории: просвещение = любовь к знаниям = свободомыслие = добро = прогресс; «ненормальное» течение истории: невежество = религиозное мракобесие = политический деспотизм = зло = несчастье.

Существенную функцию в системе взглядов играло учение о фатализме. В работе «Система природы» П.Гольбах в понятие фатализма включает следующие элементы: каузальная (причинная) обусловленность всех событий, линейная связь следствия со своей причиной, все происходит неизбежно и неукоснительно, люди не в состоянии изменить «незыблемый порядок».

Неотъемлемой частью учений эпохи Просвещения был просветительский атеизм. Д.Дидро резко противопоставляли философию и религию. «Философы по самой профессии своей – друзья разума и науки, а священники – враги разума и покровители невежества». Религия рассматривалась как совместное творчество случайно встретившихся друг с другом дурака и мошенника. Считалось, что просвещенный человек перестает быть суеверным.

Таким образом, в эпоху Просвещения были поставлены ключевые проблемы мировоззрения. Просветители, основываясь на идеалах научного разума, стремились понять мироздание, природу человека, предложить пути «нормального» развития общества.

Философия Нового времени охватывает период ХУ 1-ХУ111 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки.

Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре внимания новой философии - теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с

которого начинается построение всех наук. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.

Для философии данного периода характерен ряд установок:

Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф.Бэкон).

Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т.Гоббс).

Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума», способного действовать во всех науках (Р.Декарт).

При поисках нового «суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).

Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпририков-сенсуалистов («сенс» - чувство, ощущение»).

В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощеная табличка (tabula rasa - чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом, он и есть истинный метод в философии и всех науках.

Рационалисты (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно мыслит. Это основная - интуитивная (доопытная) идея - такова: «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мир. Конечно. Сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общих идей к частным выводам, в ней нет эксперимента.

Еще по теме 1.Основные проблемы и направления философии Нового времени.:

  1. Раздел 4. Философия и наука: проблема самоопределения философии в культуре Нового времени

В течение 16-17 веков в наиболее передовых странах Западной Европы развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия превращается в самостоятельный класс. Феодальные собственники начинают приспосабливаться к развивающимся капиталистическим отношениям. Примером этому служит огораживание пастбищ в Англии, так как шерсть необходима для текстильной промышленности.

В это время происходит ряд буржуазных революций: нидерландская (конец 16 в), английская (середина 17 в.), французская (1789-1794 гг.).

Происходит развитие естествознания. Это связано с нуждами развивающегося производства.

В это время происходит процесс секуляризации духовной жизни общества.

Образование перестает быть церковным и становится светским.

К концу XVI века перед философией встала задача преодоления религиозного догматизма, схоластики, научного истолкования природы, а также обоснования потребностей нового этапа в развитии общества - этапа зарождения, развития и утверждения капиталистического способа производства. Для решения этих проблем философии следовало в первую очередь освободиться от опеки теологии, заново утвердить себя в качестве самостоятельной отрасли знания. Она должна была учесть достижения естествознания и в то же время содействовать его развитию. В этих условиях на первый план вышли проблемы метода и средств познания, вопросы о роли опыта, чувств, разума в познавательном процессе.

Основные проблемы философии Нового времени:
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса
3. автономизация философии истории как особой области знания

Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.
Задачи философии:
1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы
2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса
3. ликвидация невежества и абскурантизма (враждебного отношения к науке)
4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании

В философии XVII-XVIII вв. сложился и стал господствующим метафизический подход к миру, когда объекты природы и общества, а также отражающие их понятия, считались раз и навсегда данными, неизменными, подлежащими изучению обособленно друг от друга. Характерной чертой этого периода в развитии философии являлся также механизм. Механика была самой развитой отраслью естествознания того времени. Поэтому предполагалось, что все сущее живет по законам механики.

Основными направлениями философии Нового времени являются

На первом плане проблемы гносеологии.
1. Эмпиризм - направление в теории познания которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.
а) идеалистический (Беркин, Юм) Эмпирический опыт - совокупность ощущений и
представлений, величина мира = величине опыта.
б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир.

сенсуализм (единственным источником достоверных знаний о мире является чувственное восприятие) Сенсуализм - это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом - все знания обосновываются в опыте и посредством опыта.

2. рационализм (источником достоверных знаний о мире является разум). Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.

Сенсуализм использует индукцию - движение мысли от частного к общему.

Рационализм опирается на дедукцию - движение мысли от общего к частному.

Ф. Бэкон - основатель эмпиризма (в основе познания лежит исключительно опыт). Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, его философское кредо: «Знание - сила». Бэкон создал индукцию - метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию, философию.

Т. Гоббс - ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, которые способствовали научно-техническому прогрессу. В споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступал на стороне эмпиризма; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства в своем произведении «Левиафан» («Чудовище»), где утверждал, что право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», поэтому необходимо ограничивать свободу людей, спасая их от самих себя, а это может сделать государство, с этой целью необходимо заключить общественный (совместный) договор.

Дж. Беркли (субъективный идеализм) утверждал, что материи нет, существовать - значит быть воспринимаемым. Источником всех наших ощущений, за которыми ничего нет, является Бог (все мы снимся Богу и одновременно друг другу). Мир состоит из духов и идей (люди и предметы). Идеи не могут быть причиной чего-либо, их причина - дух. Идеи духа нет, о существовании других духов мы узнаем по идеям их действий. Дух - это ум и воля. Законы природы - это связь идей. Мировой Дух (Бог) производит идеи, не зависящие от нас («Трактат о принципах человеческого знания»).

Р. Декарт - основоположник рационализма (основой как бытия, так и познания является разум), считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интеллектуальная интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»), остальное постигается методом дедукции (определение неизвестного через ранее познанное). Основал дуализм (наша психическая жизнь полностью автономна), утверждал, что человек совмещает в себе две субстанции (материальную и духовную), следовательно, дуалистичен (двойственен). Материя и сознание существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Б. Спиноза - рационалист, представитель пантеизма (Бог является синонимом Вселенной). Природа Бога постижима через его атрибуты - протяженность и мышление. Они комбинируются и создают бесконечное многообразие аспектов (модусов). Ум человека - один из модусов бесконечной Мысли, тело - модус протяженности. Через размышление человек может подняться над иллюзией чувств и найти покой в союзе с Богом. Субстанция Природа - Бог имеет внутреннюю причину самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо, бесконечна в пространстве и времени.

Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.

Скептицизм М.Монтеня.

Мишель Монтень был представителем позднего Возрождения, поэтому в его произведении "опыты" ярко отразится кризис антропоцентризма. Монтель утверждал, что у человека, который не может справиться с собственными страстями и разрушает себя нет никаких оснований считать себя венцом природы, и утверждать, что он выше других существ.

Он также критикует познавательные способности человека, утверждает что и чувственное познание и разум дают весьма поверхностное знание о мире. С этих позиций он критикует Фому Аквинского, который утверждал, что человек может прознать Бога с помощью разума. С точки зрения Монтеня существует только один путь познания - это божественное откровение.

Монтень отрицает не только возможность познания Бога и внешнего мира, но и возможность самопознания, поскольку когда человек приступает к познания Я, то вскоре он убеждается, что он всегда разный.

С точки зрения Монтеня самопознание человеком самого себя затруднено также тем, что все люди носят маски. Разочарование Монтеня в возможностях познания мира и самого себя сформулировано в тезисе "а что я знаю?", также как и Сократ Монтень утверждает, что для того чтобы избавиться от невежества, нужно в нем признаться. Гносеологический релятивизм Монтеня до полнятся этическим релятивизмом.

Монтень утверждает, что миром правит закон относительности, поскольку жизнь не приносит нам ни добра, ни зла, а только сырой материал, который сам человек превращает либо в успех, либо в неудачу, либо в зло, либо в добро.

В 17 веке западной Европе начинается бурное развитие капитализма, вместе с тем, капиталистический, социально-экономический уклад делает необходимым повышение эффективности производства, а для этого необходимо развитие машинного производства. Изготовление и применение машин делает необходимым знание объективных законов природы, которые лежат в основе действия механизмов.

Наука как социальный институт по производству знаний появляется в этот период, и наука выдвигается в центр духовной жизни нового времени. Данное обстоятельство коренным образом изменяет проблематику философских исследований. Если философы Возрождения, в основном, занимались антропологической проблематикой, то в центре внимания ново-временных философов становится гносеологическая проблематика. Философы этого периода пытаются ответить на вопрос: какой вид знаний человека является источником наиболее достоверных знаний человека о мире. К решению этой проблемы формируются три подхода:

1) Сенсуализм. Сторонники это подхода утверждают, что основным источником знаний человека о мире является «ощущения». Сторонники этого направления – Локк и Гоббс утверждают, что при рождении человека его мозг – это чистая доска, которая постепенно заполняется теми сведениями о мире, которые получает через органы чувств.



2) Эмпиризм. Его сторонники утверждают, что наиболее достоверное знание о мире человек получает посредством опыта. Вместе с тем, ни сторонники сенсуализма, ни последователи эмпиризма, не могли решить проблемы, как возможны всеобщие суждения науки, источником которых не может быть опыт, поскольку опыт всегда единичен, и потому, как бы не была совокупность опыта, она не может быть основой всеобщего суждения. Данную проблему пытаются решить последователи третьего направления:

3) Рационализма, которые утверждают, что основным источником знания человека является разум, поскольку чувственное восприятие дает только поверхностное знания о мире. Существование всеобщих суждений они объясняют наличием в сознании человека врожденных идей.

Кроме вопроса об источнике знаний человека о мире, философов нового времени интересует проблема метода научного знания. При этом представители эмпиризма в качестве наиболее эффективного получения знания считают дедуктивный метод.

Помимо рационализма гносеологического в философии нового времени формируется принцип рационализмы в широком смысле слова суть, которой заключается в утверждении, что разум всецело управляет как поведением отдельного человека, так и ходом исторического развития, т.е. в философии нового времени возникает обожествление разума, вера в его всесилие.

Из обожествлении разума вырастает философия Просвещения (18 в.). Философы этого времени были уверены в том, что все соц.-экономические и нравственные проблемы человечества порождены низким уровнем просвещенности людей, низким уровнем их образования, поэтому с их точки зрения совершенствование и человечества, и тех условий, в которых существуют люди связано исключительно с развитием науки и просвещения.

Развитие науки коренным образом изменило картину миру, если в средневековье мир рассматривался как сфера действия сверхъестественных сил, то в новое время мир стал рассматриваться как царство объективных законов природы.

Данные обстоятельство обуславливает углубление процессов секуляризации, что выражается в следующих моментах:

1) в этот момент распространяется деизм, как такое религиозное философское учение, согласно которому Бог дает толчок к развитию мира, а за тем мир развивается по собственным законом, без вмешательства Бога;

2) В философии просвещения возникает такая форма секуляризации, как атеизм. Философы просвещения были уверены в том, что существование религии является результатом невежества и потому религия исчезнет, по мере того, как наука будет формировать истинные знания человека о мире.

В философии нового времени господство естественных наук выразилось в формировании принципов механизма, суть которого состояла в редукционизме, т.е. сведение высших форм движения к низшим, поэтому с точки зрения механизма, даже животные рассматривались как сложные механизмы.

В ново-временной философии отразилось разочарование возрожденческого человека в самом себе. Особо сильно это выразилось в учении Гоббса, который писал, что естественное состояние человечества – это война всех против всех. И в связи с этим он формулирует тезис: «человек человеку волк».

Для того, чтобы преодолеть это враждебное состояния людей, они заключают общественный договор, и вследствие этого возникает государство.

XVI-XVIII вв. В центре внимания новой философии - теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.

Что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? Проблема познания, научных методов, общественного устройства. На первый план выходят проблемы гносеологии. Выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы.

Два основных направления философии Нового времени:

1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

22. Возникновение естественнонаучной картины мира: вклад Г.Галилея в решение вопроса об объективности познания.

В онтологии (начиная с Г. Галилея) коренным образом пересматривается понятие материи.

1) Она состоит из мельчайших частиц (атомов), обладающих определенными формами и скоростями. Отождествление материи и вещества.

2) Материя является субстанциональной формой природы, для которой характерны пространственно-временные и количественные атрибуты (место, время, движение).

3) Материя была равна себе и неизменна.

В борьбе со схоластич. аристотелевско-птолемеевской традицией. Г. развивал принципы механистич. материализма. В понимании материи он был близок к ато-мистам, предложил идею материальной субстанции как единой неизменной основы природы, обладающей определ. структурой и требующей для своего описания исключительно механико-математич. средств - «фигур, чисел и движений».

В гносеологии он развивал идею безграничности «экстенсивного» познания природы, отмечая в то же время возможность достижения абс. истины, т. е. «интенсивного» познания. Г. придерживался прогрессивной в то время теории двойственной истины, стремясь отграничить науч. исследование от теологии.

Исходным пунктом познания, по Г., является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не даёт достоверного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математич. описание. Г. выделял два осн. метода экспериментального исследования природы. Аналитич. методом «резолюции» с использованием средств математики, абстракций идеализации и предельного перехода.

Достоверное знание в итоге реализуется в объясняющей теоретич. схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

23. Отличие метода естественных наук от метода гуманитарных. Вопрос 46.

24. Немецкая классическая философия: по выбору

а) философия И.Канта;

б) философия Г.В.Ф. Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за разрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Причина развития – единство и борьба противоположностей. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

25. Неклассическая европейская философия XIX в.: по выбору

а) философия А.Шопенгауэра;

Артур Шопенгауэр (1788-1860) последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия).

б) философия С. Кьеркегора;

Во взглядах основателя экзистенциализма Кьеркегора, предметное бытие выражает собою "ненастоящее существование" человека.

в) философия Ф. Ницше.

Философия жизни. В фил. жизни на перв. план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения. Развитие для Ницше не имеет смысла. Регресс. Но возможно становление нового человека. Концепция вечного возвращения. Принцип сохранения силы во вселенной, энергия и т.п. Понимая абсурдность своего подхода с опорой на науку, использует аллегорический образ - бесконечная дорога, лежащая позади нас, и ворота перед нами с надписью «мгновение». «Знание - это власть». Наука может скользить лишь по поверхности. Суть - обладать объектом, а не познать. Наука - удобное заблуждение, ей не нужен мир как таковой. Аморализм - конфронтация с традиционной (христианской) моралью. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Политика - власть вне морали. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть. Этапы духовного развития человека. 1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения. 2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер. 3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого начала. Он стоит за честность, здоровье и т. п., за стремление людей к искусству.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: