Про заболевания ЖКТ

"И дано быть ему образу зверину". Явился Антихрист.

"И дано быть образу зверину". Явился Антихрист.
Сайт Дама Нострадамуса:
http://damanostradam.taba.ru/article/439286_I_d...

"И дано быть ему образу зверину" Явился Антихрист.

Вероятно, многим читателям моих расшифровок пророчества Нострадамуса известно о том,что на 21 сентября этого года,должно быть исполнено пророчество иконы Авеля 18 века, где была указана дата, когда Христос должен был "стучать в двери России".
Я предлагала слабым партиям Зюганова, Жириновского, Явлинского, а так же форуму БФ организовать Конференцию для Поэта Чёрного Георга, "Хозяина громких стихов", основателя современного направления в Психоделике.
Однако, все мои добрые попытки уговорить общественность России, оказались напрасными,что свидетельствует о глухоте России к Гласу Бога, игнорировании Вестника России о приходе Христа.
Более того, на форуме БФ была организована издевательская Конференция для воплощённого Христа в рубрике КПЗ, Гуатамо и больнички Кащенко,которая преследовала цель унизить и выставить посмешищем.

Нострадамус в катрене предупреждал, что, если не будет выполнено условие Пророчества иконы Авеля,то явится Антихрист.

Рисунок Нострадамуса Антихрист, где Антихрист опоясан толстым обручем, в руке его Крест перевёрнут: у ног отрезана голова Агнца; в кисть руки впилась зубами Змея, - образ Марии Девы.
Мария Дева будет противодействовать АнтиХристу и его команде из семи Падших Ангелов:

Так оно и вышло. Антихрист ставит условия для России и ультиматум.
см. мою статью на ссылкеhttp############orgforumindexphpto pic1654030

о явлении Антихриста долго и много рассуждали и толковали многие века.
Хотелось бы, привести различные мнения и толкования о Антихристе:

Портрет Антихриста

Бывший кардинал Болоньи Джакомо Биффи, который в этом году проповедует Папе Римскому Бенедикту XVI во время традиционных духовных упражнений, заявил, что антихрист явится в мир в образе «пацифиста, эколога и экумениста».

"И дано быть ему образу зверину":

78-летний прелат известен как представитель наиболее консервативных кругов Ватикана. Это обстоятельство, по мнению некоторых наблюдателей, и послужило препятствием на его пути к Святому престолу, так как Джакомо Биффи считали основным преемником Иоанна Павла II.

Кардинал много лет проявляет интерес к работам русского религиозного философа и мистика Владимира Соловьева, который оставил немало идей, связанных с концом света и явлением в мир антихриста. Ссылаясь на него, Биффи утверждает, что сатана «созовет вселенский совет и будет искать согласия среди представителей всех религий».

По его словам, «народные массы последуют за антихристом за исключением небольших групп католиков, православных и протестантов, которые будут бороться с разрушением веры». Джакомо Биффи утверждает, что антихрист необязательно придет в образе человека, он может проявиться и в «превращении христианства в набор идеологических норм».

Деяния Антихриста:

Основными чертами антихриста, по мнению кардинала, будут его защита так называемых человеческих ценностей, активная борьба за мир, за права человека и животных. Биффи утверждает, что сатана будет активистом одной из партий «зеленых» и приверженцем вегетарианства. По его мнению, пришествию антихриста сопутствовали следующие исторические события: Холокост, истребление армян турками в 1915 году, сталинские репрессии в России и сексуальная революция.

Всешутейший царь-антихрист Пётр:

ервая традиция, отраженная в Откровении Иоанна Богослова, рассматривала Антихриста как нечто внешнее по отношению к Церкви, - как «языческого» царя-завоевателя, притеснителя-супостата, точнее даже, римского императора. Согласно второй традиции, отраженной во Втором послании к Фессалоникийцам апостола Павла и в Соборных посланиях апостола Иоанна, Антихрист - это внутрицерковный враг отступник от христианства, раскольник и обольститель верующих. Первая традиция, непосредственно примыкавшая к еврейским апокалипсисам, отражала большей частью национальные, корпора-тивные, общинные интересы, в то время как вторая ориентировалась на внутренний духовный мир верующего, на его религиозную жизнь. Слияние этих во многом противоположных традиций не было абсолютно полным. Поэтому и в дальнейшем в портретах Антихриста, написанных разными авторами, превалировали то черты апокалиптического «зверя», то черты отступника и обольстителя христиан.

Вскользь упоминает о пришествии «человека беззакония» И ус-тин Философ (Мученик) (103-168) в своем «Разговоре с Трифоном иудеем» (док-т 21). Характерно, что Иустин, говоря о грядущем враге, пользуется Павловым обозначением и не употребляет термина «антихрист». По-видимому, в то время этот термин еще не был в Церкви общепринятым. Однако, Иустин уже отождествляет «человека беззакония» с «нечестивым царем» Книги Даниила, что свидетельствует о слиянии двух раннехристианских традиций к середине II века.

Первую по существу попытку дать связное описание пришествия Антихриста мы находим в сочинении Иринея Лионского (135-202) «Обличение и опровержение лжеименного знания» (`ЕА.еухои KOtl осштроттпс; хт\\<; феибсл/йцои уииюшс), более известного под кратким названием «Против ересей» (док-т 22). Оригинал, написанный на греческом языке, был утрачен (за исключением небольших фрагментов), но до нас дошел латинский перевод этого сочинения* сделанный, впрочем, довольно рано, поскольку им пользовался уже Тертуллиан (t220). В нескольких главах Ириней наметил об* щие контуры учения об Антихристе, а также преподал его основные источники: Книгу Даниила, Второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова. Говоря об Антихристе, Лионский епископ систематизировал популярные в Церкви пророчества, а также попытался придать царящей в Откровении фантасмагории несколько упорядоченный вид. Антихрист будет нечестивым правителем-тираном, получит всю власть дьявола и возродит в себе все богоотступничество, «какое было в течение шести тысяч лет». Истребив трех царей, он будет «восьмой между десятью царями» (римскими узурпаторами, восставшими при развале Империи), откроет безжалостное преследование христиан.

Жизнь Антихриста-грешника:

Характерно, что Лактанций называет злодея Антихристом всего один раз, да и то в завершение рассказа. Обычные обозначения его: «могущественный царь», «нечестивый», «тиран». Такое словоупотребление не случайно. Лактанций обращался к широкой публике, к современным ему римским гражданам, для которых сам по себе термин «Антихрист» не был вероучительным и не мог вызвать соответствующих эмоций.

АНТИХРИСТ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ:

«Царь этот, исполненный величайшей злобы, - замечает Лактанций по ходу дела, - будет притом ложным пророком, провозгласит себя Богом и повелит обожать себя как Сына Божия».

Рассказ Коммодиана замечателен тем, что Антихрист у него является дважды: один раз как римский император, другой - как узурпатор в Иерусалиме. Но в обоих случаях это все тот же Нерон, сначала выходящий из преисподней, затем прибывающий с Восто, ка (=из Персиды). Первый Нерон будет признан сенатом в качестве императора или даже бога. Его поддержат римляне и иудеи. Он возьмет себе двух соправителей-Цезарей, вместе с которыми учинит жестокое гонение на христиан. Объявившийся Илия и другие пророки, которых возненавидят иудеи, будут устранены по их просьбе. Однако, через три с половиной года первый Нерон будет убит вторым воскресшим Нероном, явившимся с Востока. Победитель захватит Рим, сотрет его с лица земли и отправится царствовать в Иерусалим. Рассказ завершается падением супостата, низвергнутого по велению Бога нагрянувшими с Востока «пропавшими» израильскими коленами.

Нынешним читателям не сможет не показаться странным двойное пришествие Антихриста-Нерона. Но современников Коммодиана оно в смущение не приводило. Стоит сравнить эту, казалось бы явную тавтологию, с замечанием Лактанция в сочинении «О смертях гонителей», что Нерон вернется при кончине века, чтобы быть предтечей и проводником Антихриста (II 8, 9). Следовательно, и первый воскресающий Нерон у Коммодиана является предшественником настоящего Антихриста - второго Нерона, внезапно объявляющегося на Востоке и врывающегося в Римскую империю. Ключевыми для понимания картины, нарисованной Коммодианом, являются стихи 933-935:

Для нас Антихристом будет [первый] Нерон,

а этот - для Иудеев.

Эти двое непременно восстанут в последнее время;

Город погубит [первый] Нерон, а этот - всю землю.

Пришествие Антихриста:

Ш. АНТИХРИСТ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Примечательно, что со словами о гибели первого Нерона-Антихриста Коммодиан прекращает также и речь о гонениях на христиан. Второй Нерон после разрушения Рима отправляется в Иерусалим и занимается далее исключительно иудеями. Впечатление такое, что этот узурпатор (настоящий Антихрист?), уничтожив враждебную христианам столицу, тем самым освободит их от преследований. Гибель его также не связывается с судьбою Церкви, и не говорится определенно, что она наступит при втором пришествии Христа

ОБ АНТИХРИСТЕ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Антихрист, по Ипполиту, есть дьявольская параллель Христу или даже его полная антиномия: «Христос - лев, лев и Антихрист, Христос - царь, царь, хотя и земной, и Антихрист. Явился Спаситель как Агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезанным (т. е. евреем) пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, подобным же образом пошлет и он своих лжеапостолов...» и т. д.

Приведенные Ипполитом цитаты и их истолкование составили теоретическую базу христианского учения об Антихристе. Собственно говоря, Ипполит и придал рассказам о враге «последних времен» статус учения. Все дальнейшие церковные авторы так или иначе следовали уже сложившейся схеме, включавшей в себя следующие основные положения:

1) Антихрист будет евреем (=обрезанным);

2) Родится в колене Дановом (Иер 8:16).

3) У него будет помощник - лжепророк (Откр 13:11);

4) Его главные союзники: Едом, Моав, Аммон (Дан 11:41).

5) Он воцарится в Римской империи (Откр 17:11),

6) Победит трех царей: египетского, ливийского и эфиопского (Дан 11:43).

7) Евреи признают его своим Мессией (Ин 5:43);

8) Он восстановит Иерусалимский храм (=и сядет в нем) (2Фес

9) Водрузит свое изображение («образ») для всеобщего поклонения (Откр 13:14),

10) Подвергнет людей клеймению, то есть будет накладывать специальную печать на чело и правую руку (Откр 13:16);

11) Будет в особенности преследовать христиан (Дан 7:25; Откр 13:7);

12) Умертвит явившихся пророков Еноха и Илию (Откр 11:3-10).

13) Время его правления составит три с половиной года (Дан 7:25; Откр 13:5).

14) Он будет убит самим Христом при втором пришествии (2Фес 2:8; Откр 19:19-21).

Богиня Солнца, - Богородица Мария Дева, противостоящая Коасному Дракону Антихристу:

Обширную церковную литературу, затрагивающую эту тему, можно условно разделить на две части. Первая - это экзегетика, истолкование библейских пророчеств о «последних временах» и чрезвычайном враге, должном появиться при «кончине века сего». Вторая - специальные сочинения, посвященные Антихристу.

По Викторину, Антихристом будет не кто иной, как император Нерон, когда-то изгнанный из Рима и скрывавшийся все это время где-то на Востоке (вероятно, в Парфии). При кончине века он двинется на Рим, будучи поддержанный иудеями и признанный ими Мессией. В это самое время в пределах Империи воцарятся десять царей-узурпаторов, троих из которых Антихрист-Нерон уничтожит, а остальных подчинит своей власти. Рассказ этот напоминает, с одной стороны, соответствующие Си-виллины пророчества, а с другой - раннехристианские апокрифы вроде «Вознесения Исайи» (док-т 16). Впрочем, Викторин подчеркивает, что Нерон объявится под иным именем и иной внешностью. Далее следуют варианты «имени зверя», предложенные еще Иринеем и Ипполитом, к которым Викторин добавляет лишь готское имя «Гензерик». В целом же мы видим все основные моменты традиции, бытовавшей у западных христиан вплоть до V в. Это чудный сплав популярных пророчеств и оракулов, довольно противоречивых и даже взаимоисключающих.

Синьоронелли. Проповедь Антихриста:

http://i049.radikal.ru/1109/19/fbc81ba3e79f.jpg...

Здесь нужно выяснить сущность словосочетания «восьмой из числа семи». Само сочетание парадоксально. Если говорят «пятый из семи» или «шестой из семи», то все логично. Но если видим написанное «восьмой из числа семи», то нужно искать сокровенный смысл. Выбор небольшой. Всего два варианта:

1. То, что тебе кажется верным, а именно посчитать, что СССР вновь вернется и будет царствовать один из руководителей бывшего СССР (именно один из бывших семи). А жив-то всего лишь Горбачев. Это чисто формальная логика. Она не отвечает действительности. СССР уже никогда не вернется, он – полный банкрот. Это будет уже (если будет) иное объединение, а если вести речь об Союзе Славянских Православных народов – то это уже совсем даже не СССР, а все тот же СНГ в уменьшенном варианте, какое-то национально-религиозное или лучше национально-патриотическое объединение. Поэтому «восьмого из числа семи» уже не будет. Это речь о другой стране.

ОТВЕТ: Алексей, так ведь я же не утверждаю, что это будет восстановление СССР в старом составе 15 бывших Союзных Республик во главе с КПСС и с коммунистической идеологией. Ты, видимо, не внимательно читал мое толкование. Я только лишь утверждаю, что это будет восстановление СССР в составе трех государств: России, Белоруссии и, видимо, Украины, но во главе с Горбачевым. И основано мое мнение на толковании Книги пророка Даниила и 17-ой главы Откровения. А называть это объединение «Союзом Славянских Православных народов» или как-то еще по-другому – суть дела от этого не меняется. Дело ведь не в названии, а в реальной политике государства.

Кстати, откуда тебе известно, что в основе будущего Союза Славянских народов будет лежать Православие и национально-патриотическая идеология? Если это – всего лишь твое пожелание, то причем тут Апокалипсис? А если этот вывод основан на Откровении Иоанна, то изволь предъявить доказательства. Потому что в противном случае к этим твоим рассуждениям также нельзя отнестись серьезно.

2. Считать, что под общим названием "семь" имеется ввиду их общее коммунистическое, а лучше, атеистическое прошлое. Тогда более реально предположение, что во власть войдет новое лицо из числа бывших коммунистов. Думаю, что именно в этом и есть сокровенный смысл «восьмого из числа семи». Сюда прекрасно входит дорогой товарищ, а также и господин Ельцин. Он действительно из числа коммунистов, то есть из "семи".

ОТВЕТ: Если слова «восьмой из числа семи» всего-навсего означают их коммунистическое или атеистическое прошлое, то тогда Ангелу можно было сказать конкретно: «восьмой царь будет таким же, как и прочие семь». Но дело в том, что в порядковом смысле восьмым президентом был Ельцин, а Путин уже девятый. Значит, эти слова не подходят к Путину.

Более того, и ты это прекрасно видишь, именно к нему и к его по звериному уничтожению СССР относится формула «один плюс десять». Читаем: «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые... примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр. 17, 12). Здесь речь идет об образовании СНГ и Беловежской Пуще... И из текста мы знаем, что этот зверь исчезнет «был и нет его» (Откр. 17, 8), что в действительности и произошло с царствованием Ельцина. Нет его уже. Ау.

ОТВЕТ: Алексей, ты правильно пишешь, что уничтожение СССР произошло с образованием СНГ в Беловежской Пуще в декабре 1991 года. Но тогда в Беловежской Пуще было не десять, а три президента: Ельцин, Кравчук и Шушкевич. А значит, слова в Откровении Иоанна: «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр. 17, 12),– говорят не об образовании СНГ в Беловежской Пуще 8 декабря 1991 года, а о подписании Союзного договора в Кремле 2 сентября 1991 года по формуле «10+1». А значит, они относятся не к Ельцину, а к Горбачеву. Я писал же об этом подробно в толковании 17-ой главы Откровения, и говорить здесь об этом снова не вижу смысла.

ОТВЕТ: Алексей, почему ты выдернул несколько слов из контекста и пытаешься таким образом доказать, что Путин и есть антихрист? Ведь в Откровении полностью говорится: «Он (второй зверь) действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела» (Откр. 13: 12). Значит, если предположить, что первый зверь означает Ельцина, а второй зверь означает Путина, то из этого следует вывод, что Путин «заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю (Ельцину), у которого смертельная рана исцелела». То есть по-твоему получается, что Ельцин должен вернуться к власти (рана исцелела ) и возглавить мировое правительство? И это для Ельцина сделает Путин, который, по-твоему, есть антихрист?

Но этот последний вывод противоречит учению Православной Церкви о том, что антихрист сам должен возглавить всемирное царство в конце мировой истории. А значит, предположение, что первый зверь означает Ельцина, а второй зверь означает Путина, также является ложным.

Здесь, конечно есть элемент тайны, ведь нужно понять, что звериная сущность красного государства остается в силе и на смену одному зверю должен неизбежно придти следующий зверь, а отнюдь не ожидаемый благочестивыми православными верующими славный царь избавитель Михаил. Это будет потом...

ОТВЕТ: Интересно узнать, когда же наступит твое «потом»? Ведь по учению Православной Церкви «потом», то есть после антихриста, будет только второе пришествие на Землю Господа Иисуса Христа, воскресение мертвых и Страшный суд. А если антихристом будет Путин, то никакого «потом» уже больше не будет.

Или может быть ты являешься сторонником учения хилиазма, построенного на ошибочном толковании 20-ой главы Откровения, согласно которому «тысячелетнее царство Христово» наступит после пришествия в мир антихриста. Но это учение является еретическим, и оно уже было отвергнуто всей Православной Церковью конкретно в IV веке. Об этом ты можешь прочитать в любом православном учебнике по истории Церкви. (Смотри, например, Н.Тальберг, «История христианской церкви», «Хилиазм»).

Вот потому я считаю, что восстановление Православного Царства в России во главе с «царем избавителем Михаилом» (Дан. 12: 1-4) начнется не после ухода от власти Путина, а будет происходить параллельно и одновременно с подготовкой прихода к власти антихриста, о чем подробнее говорится в главе «Жена, облеченная в солнце». Столкновение этих процессов, их антагонизм и непримиримая конфронтация и вызовет гонение Церкви антихристом, о чем подробнее говорится в главе «Война на небе», где под видом Жены и Дракона показана борьба Церкви и царства антихриста за власть в России. Непонимание этих процессов и желание выстроить их друг за другом в хронологическом порядке как раз и приводит к подобным выводам, о которых ты дальше пишешь:

Вот и пришел этот маленький Володя, тихо, четко, крепко, жестко. Он сам считает себя Мессией и спасителем бедного многострадального русского народа. И это страшно. Народ этого ужаса не осознает. Он сейчас пойдет за любым, лишь бы только не продолжалась эта тяжелая ночь над Россией, как сказано: «Пятый Ангел вылил чашу на престол зверя: и сделалось царство его мрачно и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих...» (Откр. 16, 10-11).

Два рога у него – это союз России и Белоруссии. Он постоянно лукавит, никогда и никто не знает, что же он хочет на самом деле, можно сказать, что ему свойственна мудрость змеи-Дракона. И власть имеет такую же как и Ельцин. Но...

ОТВЕТ: Алексей, ты пишешь, что Путин «постоянно лукавит, никогда и никто не знает, что же он хочет на самом деле, можно сказать, что ему свойственна мудрость змеи-Дракона». А разве не так же ведет себя «интеллигент и гуманист Горбачев»? И только предвзятое отношение к Путину (что именно Путин и есть антихрист) мешает тебе понять очевидные вещи, что звериная сущность политика определяется не только количеством пролитой крови, но и количеством сказанной лжи. А кто больше людям морочит голову – Горбачев или Путин, по-моему, очевидно.

To, что сатана с визитной карточкой Professor Woland посетил Москву в конце 20-х кажется, благодаря таланту Михаила Булгакова, уже почти ни у кого не вызывает сомнений… А вот жил ли на территории СССР с 1933 года по начало 50-х (то есть в годы правления Сталина) посланец Бога Антихрист? В этом не менее талантливо убеждает нас Фридрих Горенштейн в своем романе «Псалом».

Роман «Псалом» был написан 43-летним Горенштейном, зрелым писателем, в Москве в 1975 году, т.е. 42 года назад. Впервые отдельной книгой роман был издан в Мюнхене в 1986 году. Читатели СССР смогли познакомиться с ним в журнальном варианте в «Октябре» только в 1991 /1992 годах. Предисловие к этой первой на Родине публикации романа написал Вячеслав Всеволодович Иванов.

Публикация его текста посвящена памяти выдающегося лингвиста и энциклопедиста.

Юрий Векслер

О РОМАНЕ ФРИДРИХА ГОРЕНШТЕЙНА «ПСАЛОМ»

Прежде всего предуведомление читателю: роман Фридриха Горенштейна «Псалом» принадлежит к числу книг совершенно особого рода, построение которых не подчиняется никаким ранее установленным правилам. Писатель сам открыл для себя этот новый способ сочинения и приемы, ему способствующие. Поэтому - да и по другим причинам, о которых позже, - роман не читается легко. Особенно это можно сказать о страницах, перегруженных размышлениями героев и автора, часто от мыслящих своих героев неотличимого. Весь роман - это одна долго разворачивающаяся авторская мысль. Для своего воплощения она нуждается в притчах. Действующие лица этих притч - вполне реальные люди, в описании которых, как и обстановки, их окружающей, не упущены самые простые житейские мелочи. Но роман от этого не становится реалистическим. Оттого, находя в некоторых навязчиво повторяемых местах его несоответствие известной мне действительности, я не могу упрекнуть в этом автора: он же не дал обета этой действительности следовать. Скорее наоборот: в романе подчеркнута чудесность или по меньшей мере странность в нем происходящего. В самом деле, действие всех пяти частей-притч романа строится вокруг существа мифологического - Антихриста, который может, используя данную ему силу, внезапно исчезать от врагов или мгновенно поражать их. То, что в последней из притч Антихрист работает дворником, - удачно найденная реалистическая деталь: ведь в том Литературном институте, который емко и гротескно обрисован в последней части романа, служит дворником великий писатель Андрей Платонов, чье явственное влияние чудится в «Псалме», особенно в изображении детей. Мы все за последние лет двадцать привыкли видеть едва ли не самых выдающихся из талантливых молодых поэтов или филологов зарабатывающими себе на жизнь работой кочегара или лифтера. Чем же отличается от них горенштейновский дворник-Антихрист? Они все принадлежат странности мира, где роман возник.

Фридрих Горенштейн с "Псаломом" в руках. 1986

Если бы мы - для удовлетворения тех читателей, которые не хотят иметь дело с литературой, целиком создаваемой наново, - захотели вписать роман Горенштейна в литературное окружение нашего века, то, скорее всего, можно было бы задуматься о частичном сходстве с магическим реализмом Варгаса Льосы, или Гарсиа Маркеса, или с романами-притчами Кафки. Но как раз сопоставление с Кафкой покажет и одно немаловажное различие. Как и на Горенштейна, на Кафку Ветхий Завет повлиял и как литературное произведение. Но Кафка перенял прежде всего самый стиль библейских иносказаний. А Горенштейн недаром столько раз цитирует Библию: он старается следовать самой букве ветхозаветного текста. Его сочинение по своему построению иногда близко к богословскому. Совсем необычен способ, каким (за исключением последней части - финала) в романе говорит и думает Антихрист. Не он думает, а Бог говорит ему через одного из пророков.

Из психологических исследований последних лет (я имею в виду книгу американского психолога и историка культуры Джейнза) мы знаем, что библейские рассказы передавали суть того разговора с Богом, который велся в душе каждого из пророков, но важен был для всего общества. Лишь посредством пророков оно могло говорить с Богом. Очевидно, для каждого из пророков этот разговор был такой же реальностью, как для любого из нас беседа по телефону. Горенштейн делает существо с подобной ветхозаветной психологией героем своего романа. Но пересказываемые в романе многочисленные разговоры Антихриста с Богом все даны цитатами из Ветхого Завета. Горенштейн боится неточности, робеет перед собственным воображением. Способ цитирования другого канонического текста обычен в Библии. Здесь Горенштейн верен ее стилистике, столь отличающейся от манеры современных романистов.

Но по этой же причине психологический портрет Антихриста гораздо менее отчетлив, чем рисунок, изображающий других героев. В замысле и исполнении романа есть явное неравновесие мужских и женских ролей. Преобладают женщины. Две первых истории, отчасти - как замечает и сам автор - друг друга повторяющие, рассказаны от имени героинь - простых девочек. В первой части-притче Мария умело просит милостыню, добывая прокорм и для своего больного младшего брата Васи. История девочки-нищенки Марии достигает платоновской жестокой силы.

То место в романе, где переданы чувства девочки Марии, затерявшейся в снежном поле у станции Андреевка, принадлежит едва ли не к лучшим в книге

Аннушка из второй притчи чем-то напомнила главному герою – Антихристу -- Марию из первой части, хоть вроде две девочки и не похожи были друг на друга. Антихрист послан был «к нечестивой девочке-мученице Аннушке после доброй девочки-блудницы Марии...» Отчасти напоминают друг друга и их истории: Аннушка оказалась повинной в смерти ее братика Вовы, как Мария - в том, что пропал больной ее брат Вася. Но особенно ясно внутреннее сходство двух молодых женщин проявляется в вершинных минутах их горя: «Во сне громко плакала Аннушка, поскольку во сне она была дома, и плакать ей никто запретить не мог. Но наяву плакала Аннушка тихо, поскольку наяву была она в немецком рабстве. Это был тот самый Божий плач от сердца, которым Господь изредка награждает неразумных и которым в поле у станции Андреевка в 1933 году плакала Мария, малолетняя блудница. Через этот Божий плач возвысилась тогда Мария, без слов прочла она наставление Господа и без разума поняла то, что дано было через разум пророку Исайе».

То место в романе, где переданы чувства девочки Марии, затерявшейся в снежном поле у станции Андреевка, принадлежит едва ли не к лучшим в книге. Горенштейн не теряет жесткости в выражении своего понимания Марии (как потом Аннушки). По его словам, «от Марии ее собственная душа и ее разум были отделены бесконечным пространством, но безмолвное сердце, лишенное Божьего дара слова, сердце ее было рядом с ней, и она заплакала, не имея ни слов, ни понятий, а одни только лишенные смысла звуки». Мысль о Слове, которое где-то существует для каждого человека, но может остаться ему нераскрытым, особенно четко выражена Горенштейном в следующей притче, где говорится о городском красавце и пьянице Павлове, которого так и не нашло его личное Слово. Может быть, лучше всего Горенштейн описывает таких людей, отделенных от Слова и от разума беспредельным пространством.

В отличие от поэтических и проникновенных образов главных героинь пяти притч и мелькающих в них же живых и впечатляющих зарисовок других женских персонажей портреты многих мужских действующих лиц одномерны. Часто они гротескны, как изображения пьяницы Павлова и его собутыльников. Но подобные провинциальные люмпены еще удаются Горенштейну, находящему два-три метких штриха (часто чисто физиологических) для их характеристики. Гораздо слабее оказываются попытки нарисовать портрет интеллигента.

Самым неудачным образом в «Псалме» мне кажется Алексей Иосифович Иволгин. Его портрет насквозь идеологичен, он нужен автору только для того, чтобы проиллюстрировать свою идею. И здесь неожиданно Горенштейн обнаруживает - именно там, где его идея, казалось бы, противоположна официальной советской, -- свою причастность, пусть особого рода, традиции социалистического реализма, под которым я разумею усредненную стилистику советской прозы. Оттого в описании жизни, страданий и смерти Иволгина столько натянутого и даже фальшивого. Горенштейн отнюдь не политический писатель, и его попытка перейти к прямой политической сатире остается явно неудачной.

Горенштейн отнюдь не политический писатель, и его попытка перейти к прямой политической сатире остается явно неудачной

Но едва ли многим лучше образ старика Иловайского, с которым связала свою жизнь вдова Иволгина Клавдия. уж не ее ли сперва расчетливость, потом неумность бросают тень на жизненных ее спутников? Ведь мужчины у Горенштейна явно вторичны по сравнению с героинями и иногда (как Гриша, насилующий Марию в первой притче) нужны только для пробуждения чувства в героине; потом они исчезают, роман, строящийся на женских образах, в них не нуждается.

Но есть и еще более серьезная причина неудачи Горенштейна в изображении Иволгина и Иловайского, да и гораздо более молодых интеллигентов и их разговоров в последней притче, действие которой происходит в Москве, и притом в таком ее примечательном месте, как Третьяковская галерея. Горенштейну решительно не удаются интеллигенты и их разговоры. Когда Иловайский вспоминает с друзьями молодости на даче у одного из них подробности церковного их воспитания и когда студенты Литературного института заводят спор между собой, роман приближается к провалу, какой бывает только у большого писателя, особенно в русской литературе.

Я позволю себе сравнение, которое многим покажется удивительным. Неумением изобразить интеллигента Горенштейн напоминает Солженицына. У обоих крупных прозаиков, чьи сочинения останутся в нашей литературе, при их умении изобразить простых людей (у Солженицына это обычно мужчины и старухи, как Матрена, у Горенштейна -больше всего девочек и девушек), интеллигенты оказываются куда менее интересными. И здесь опять приходится подумать о традиции социалистического реализма. Интеллигенты - старик ли Иловайский с его рассуждениями о Христе или студент Литературного института Андрей с его рассуждениями о Моисее - нужны Горенштейну прежде всего или почти исключительно для выражения мыслей, его занимающих. Оттого их изображение одномернее портретов провинциальных пьяниц. Когда в пятой притче эти последние, как студент Литературного института Сомов и кончающий жизнь самоубийством Вася, встречаются с Андреем, у автора для пьяных хулиганов оказывается больше красок, чем для сосредоточенного на мыслях о Боге Андрея.

Но Горенштейн не был бы крупным писателем, если бы ему мешала изобразить городских образованных людей только перенятая из литературы предшествующих лет склонность к превращению героев в идеологические схемы. У этой традиции есть и гораздо более серьезные истоки и параллельные ей явления в литературе нашего века.

Борис Хазанов верно отмечает зависимость Горенштейна от Достоевского

Борис Хазанов верно отмечает зависимость Горенштейна от Достоевского, с которым автор «Псалма» так яростно спорит. Не признающий Достоевского (да и всей русской литературы) известный чешский писатель нашего времени Кундера в своем замечательном эссе о жанре романа ориентируется главным образом на центральноевропейскую традицию философского романа. Среди писателей немецкого языка Кундера особенно отмечает Кафку, Музиля и Броха.

«Псалом», бесспорно, принадлежит к этой традиции. Но в отличие, скажем, от Кафки Горенштейн не ограничивается философскими притчами на ветхозаветный лад, он хочет втолковать - или даже вбить в голову? --- читателю свою философию с упорством, напоминающим монологическую одержимость Льва Толстого (Достоевский благодаря его диалогическому многообразию не был столь напряженно односторонен). Несколько любимых идей Горенштейна повторяются в романе много раз. Главные из них касаются России и еврейства, с одной стороны, христианства и иудаизма - с другой.

Борис Хазанов справедливо говорит также и об одержимости Горенштейна Россией. Горенштейн не просто следует русской литературной традиции, столько для него значащей: Пушкин в романе не раз упомянут как высокое воплощение гения, нашлись у Горенштейна и должные слова для оценки библейских стихов Языкова. Горенштейн, как все истинно русские писатели, болен Россией, ее мучительной историей и безбрежной географией (с которой, кстати говоря, для Горенштейна сопряжены притягательные черты русских женщин; ведь им нужно было заселить настолько обширные пространства, отсюда их способность к продолжению рода и дар плотской любви).

В русской истории, особенно новейшей, Горенштейна волнует тема соотношения России и еврейства, к нему повернутая прежде всего русским (или восточнославянским; речь идет и об Украине начиная с Шевченко) антисемитизмом. Я не стану спорить с его преувеличениями, понятными при запальчивости в любом споре. Не раз в его романе встречаются русские или украинцы, повторяющие старое антисемитское утверждение о том, будто евреи убили Христа (словно тот и сам не был евреем; в самом деле, эта простая истина часто забывается, но не в романе Горенштейна). Я берусь доказать, что в русских деревнях, пока до недавнего времени они еще существовали, антисемитизма (а в том числе и этого понимания Христовой смерти) не было; он появляется главным образом у деклассированных городских жителей. Они были питательной средой для черносотенцев в России и для нацистов в Германии. Но в ХХ в. антисемитизм стал если и не общераспространенным (вспомним, как мало голосов «Память» и представители ее идеологии, подобные Шафаревичу, получили на недавних демократических выборах в России), то очень шумным и обращающим на себя внимание. Что еще хуже, городские люмпены при поддержке охранки с начала века участвовали в погромах, а в конце сталинского времени, после убийства Михоэлса, ясными были проявления государственного антисемитизма. Мне до боли памятны и так называемая «борьба с космополитизмом» в 1949 г., и «дело врачей», наложившее свое клеймо на зиму 1952-1953 гг. Болезненный след этих двух вспышек официального человеконенавистничества, направленного против людей еврейского происхождения, я нахожу и в романе «Псалом». Вероятно, в чем-то мои юношеские впечатления совпадают с теми, которые я реконструирую у автора романа, судя по его тексту. Но я испытывал непреодолимый стыд за то, что все это делалось государством от имени России (тогда --- и СССР), Горенштейн же, естественно, думает о страданиях людей, родственных ему по рождению и по вере.

Бразильское издание "Псалома", 2017

В самом ли деле проклятие антисемитизма лежит на России и на русских таким несмываемым пятном, как можно думать, прочтя роман Горенштейна? Мне хотелось бы ответить на это отрицательно (хотя, признаюсь, эта мысль мучила меня самого как русского в те страшные годы и продолжала мучить потом, вызывая почти физиологическое отвращение по поводу персонажей из «Памяти» и подделывающегося под них Шафаревича). Отношение Горенштейна к России мне отчасти напоминает отношение к еврейству Розанова. В некоторых своих фрагментах Розанов приближается к антисемитизму, иногда самому махровому, в других (или даже тех же самых) обнаруживает тяготение к еврейству, завороженность иудаистическими обрядами, особенно связанными с еврейками. Так и Горенштейн одновременно заворожен женским русским началом, с такой силой им воспетым, и одержим ненавистью к русскому антисемитизму (исторически, я на этом настаиваю, вполне оправданной, хотя в некоторых навязчивых повторениях в романе я нахожу и преувеличения). Роман возвращается к теме ненависти и проклятия, которое несет его герой - Антихрист. Проклятие, которое через Аннушку (исполняющую здесь мифологическую роль) Антихрист посылает Германии, безоговорочно распространяется на все времена. В России ненависть и проклятия Антихриста простираются, если я правильно понимаю «Псалом», скорее не на всех ее обитателей-русских, а на тех человеконенавистников, которые встретились на пути Антихриста-Дана на погибель себе. Это проклятие, не всегда связанное с Даном, относится и к изменникам-выкрестам, как Иволгин или как сын Антихриста Вася, страдавший необузданным антисемитизмом и повесившийся вскоре после того, как он узнал о своем происхождении.

Самой озадачивающей меня частью философских или историософских рассуждений в романе мне представляется постоянно повторяющийся лейтмотив противопоставления иудаизма как истинной религии историческому христианству, против которого герои Горенштейна да и сам автор имеют много возражений. Сам Христос мыслится ими как один из древнееврейских пророков, и в той мере, в какой его первоначальное учение продолжает Моисеево, Горенштейн готов его принять или хотя бы с ним считаться. Но в последующем христианстве или христианской церкви ему чудится отпадение от древней веры, частично им объясняемое тлетворным греческим влиянием.

Советский официальный атеизм для Горенштейна продолжает ложь христианской церкви

Из пятой притчи видно, что часть этих богословских рассуждений (мне самому часто кажущихся не только неверными, но и бесконечно растянутыми) родилась из модных религиозных споров в московских интеллигентских компаниях 1960-х годов. Списаны с натуры, хотя, может быть, и поверхностно плакатны, иконы, заменившие на иных стенах портреты Сталина. Советский официальный атеизм для Горенштейна продолжает ложь христианской церкви; поэтому смена одной лжи другой понятна. Соблазн излишне легкого увлечения православием (а в недавнее время, уже после написания романа, - и нового его огосударствливания) очевиден. Для того чтобы это заметить, не нужно быть писателем такого высокого класса, как Горенштейн. Но было бы нелепо из этих злоупотреблений христианством делать далеко идущие выводы об его исконной природе.

Меня как историка религии и культуры смущает несколько примитивный дуализм философии Горенштейна. Как отчетливо он формулирует в пятой притче, мир для него (как и для некоторых древнееврейских мыслителей) состоит из пар противоположностей. Оттого и герой его романа - Антихрист - мыслит себя как прямое противоположение своему Брату - Христу. Но если продумывать эту мысль до конца, то сюжет романа кажется недодуманным и ущербным. Что сделал Дан на всем протяжении романа, чтобы реализовать свою мифологическую миссию? Ведь в романе он скорее воплощает архетип Дон-Жуана, рождающего детей (иногда его достойных, как Андрей, иногда недостойных и продающих религию отца, как Вася) от нескольких русских женщин.

Роман в большой степени построен вокруг идеи плотской любви как проклятия. А другой любви герои романа почти не знают, Роман и в этом принадлежит при всех своих библейских стилистических особенностях, делающих описания эротических сцен столь своеобразными, именно нашему веку. Над героями, хотя они нигде не упоминают Фрейда, витает проклятие либидо как самой непреодолимой силы, покоряющей и мифологического Антихриста (иногда почти кажущегося ее воплощением), и простых смертных, особенно женщин, чью психологию с таким мастерством воссоздает Горенштейн. Нагота женского тела, насилие над женщиной, надругательство мужа над любовником описаны Гореиштейном с силой, на которую, вероятно, его вдохновило чтение Ветхого Завета. Именно взгляд издалека, не подсматривание в щелку делают эти сцены романа шедеврами прозы ХХ в. Мне кажется, что Горенштейну благодаря его метафизически жесткому письму удалось одному избежать той инфантильной пошлости гимназического увлечения полом, которой так долго страдала наша самиздатская (а потом и тамиздатская) проза, противопоставившая себя оскопленному ханжеству социалистического реализма.

В непреклонной четкости физиологических подробностей, в неуклонном следовании психологической истине Горенштейн, как и в своей монологичности, напоминает Льва Толстого. О Толстом же напоминают части романа, где автор удачно использует толстовский прием остранения, заглядывая далеко за мнимую поверхность явлений - прямо в их суть. Я думаю, что много поколений читателей будут возвращаться к поразительному по силе описанию Литературного института, как его в финале видит Андрей Копосов: «Конференц-зал был увешан кусками литературы всех времен и народов, именно отдельными организмами, извлеченными из тела. Андрей долго думал, на что похожи эти тесно покрывшие все четыре стены стенды с обложками книг, классики прошлого и того, что теперь именуется классикой и попросту книгами первого, второго, третьего сорта. Вокруг были лозунги-цитаты, великие слова на красном холсте, великие профили и силуэты. И понял Андрей - это литературная анатомичка, морг для отдельных частей тела. Заспиртованные цитаты и обложки, что-то вроде печени, легких, рук и ног в банках со спиртам. Части тел в спирте менее имеют отношения к человеку, чем камень на улице или ветка дерева. Камень и ветка дерева более похожи на живого человека, чем его собственная печень или легкие, из него вынутые. Так же далеки от литературы и эти куски литературы в литературной анатомичке. да и во всем этом заведении есть что-то медицинское, научное, где литература выглядит подопытным существом, кроликом, которого мучат исследованиями, где литературе уготовлена роль жертвенная во имя людского благополучия согласно гуманным принципам социалистического реализма».

В лучших своих частях, подобных только что процитированной, роман Горенштейна поднимается над любой прикладной ролью -- в том числе религиозной, философской или историософской - которой привычно подчинялась русская проза. И та необычность формы и жанра романа, с характеристики которой я начал, -- свойство этой подлинной свободы автора, нелегко им завоеванной; ведь для этого ему пришлось преодолеть (пусть иногда не до конца) и традицию социалистического реализма, и дешевую публицистичность многого в тогдашней подпольной самиздатской (и тамиздатской) прозе. Роман Горенштейна иногда по построению напоминает самые спорные стороны лучших книг последней половины века. Обилие случайных встреч и совпадений (особенно в последней части) заставляет вспомнить о «Докторе Живаго», сплетение реалистических деталей и мифологических мотивов и героев уводит к «Мастеру и Маргарите». Но все эти (и другие, приведенные выше) сопоставления необязательны. Горенштейн несравним. Это большой мастер со своими взлетами, иногда (на мой взгляд, столь же большими) неудачами, неровный, мятущийся, мощный, воплощающий в своем поколении боль и силу великой русской прозаической традиции, которой он принадлежит неотрывно.

Иванов Вяч. Вс. [Предисл. к публ. ром. Ф. Горенштейна «Псалом»] // Октябрь. 1991. №10

Как думаете, правду Миша глаголет?

  • Смотрите, "Социс" показал, что после сериала Бигуса рейтинг Порошенко вырос. Как такое может быть? Очень просто - просто получается, что…


  • Гриценко наврал о своем образовании (Видео)

    М-да, не ожидал от полковника. Я "прямой шоколадный анал" не больше вашего люблю, но иногда и они говорят правду...


  • Луцк встречает президента. Вопрос: довисит ли баннер до утра? (Фото)

    Завтра Петр Алексеевич дает гастроль в Луцке. Как положено - с придыханием, слезами, сложенными рученками. По отработанной схеме. И, надо сказать,…


  • Оставлю здесь красивое фото

    Путешествуя, люблю гулять по ночному городу. Совсем другое ощущение. Та же Вена, о которой сегодня писалось, ночью совершенно не похожа на дневную.…

  • Как я и ожидал, президентская команда старательно зачищает хвосты и упорно не хочет замечать преступных действий бригады тов. Гладковского. А вот…

  • Украинцы на президентских выборах больше всего голосов готовы отдать за шоумена Владимира Зеленского (27,7%), на втором месте действующий глава…


  • "Чебурашка" против "скисшего борща". Тимошенко и Зеленский обменялись "любезностями"

    Кандидаты в президенты Юлия Тимошенко и Владимир Зеленский устроили заочную перепалку. Они обозвали друг друга, при этом каждый использовал в своем…


  • Украинский фюрер окружил себя охраной. Поможет ли?

    Люблю такие фото - очень многое объясняют. "Белый Вождь", он же "Фюрер", он же - руководитель нацистской организации (именно…

  • В писаниях святых есть неоднократное упоминание о «последних временах», когда на землю придет антихрист и на протяжении трех с половиной лет будет известен на весь мир чудесами и мудростью. Люди даже поверят, что он Бог, спустившийся на Землю, но зверь раскроет свою личность…

    Волгоградские экстрасенсы пришли к выводу, что Сатана в обличье человека не только уже появился на Земле, но и начал губительную деятельность.

    Тень Сатаны

    Волгоградского ясновидящего давно интересует тема пришествия антихриста.

    – Зверь показал мне свой облик, – рассказывает Петр Панков, волгоградский экстрасенс. – Я много раз спрашивал себя – почему именно я вижу это лицо? Способности к лечению и ясновидению достались мне от бабушки, при жизни ей никогда не являлись «нечистые». А у меня еще в детстве появились именно деструктивные способности: если, к примеру, долго смотрел на велосипедиста и говорил: «Упади, упади!» – человек через некоторое время падал, случались и мелкие аварии с участием автомобилистов. Я сам себя боялся и забыл про дар.

    По словам Петра, когда бабушка умерла, она начала являться ему во сне снова и снова, спрашивая: «Почему людям не помогаешь избежать беды?».

    – Как-то я увидел объявление о розыске исчезнувшего человека, – продолжает Петр. – Вдруг появилась сильная головная боль. Закрываю глаза и вижу, где этот человек. Связался с родственниками, сообщил им. На следующий день мужчину нашли в том самом месте в лесополосе… Видения все чаще стали посещать меня, они помогали людям избежать бед, наставляли.

    Но со временем мужчине стал видеться образ странного человека.

    – Одно лицо снова и снова виделось мне, попытки как-то приблизить образ не давали результатов, даже увидеть одежду я этого мужчины не могу – только лицо, – делится Петр.

    Волгоградец много раз пытался обратиться к образу и спрашивал: кто он, чего хочет?

    – Он молчал. А как-то я обратился к душе умершей бабушки за наставлением – может, этому странному человеку нужна помощь? Может, он пропал? Болен? Во сне я услышал знакомый голос бабушки Прасковьи, только два слова: «То – антихрист!».

    С тех пор зверь является Петру реже. Мужчина уверен – покойная бабушка оберегает его.

    – На вид антихристу около 45 лет, – отмечает экстрасенс. – Темно-русые волосы (возможно, длинные), борода, усы, густые брови, уголки губ опущены вниз. Про характер ничего сказать не могу, при малейшей попытке понять образ ускользает.

    Странник в этом мире

    40-летняя волгоградка Елена Елисеева – экстрасенс, который работает с энергией. Будущее приходит к ней в виде информационного потока.

    – Иоанн Богослов говорил не метафорически, упоминая, что антихрист – не одна личность, – рассказывает Елена. – Он всегда присутствует в облике человека, воплощенного на Земле. Каждое столетие в 60-х, 70-х и 90-х годах рождается носитель. Нынешнему антихристу около 45 лет. Рожден он осенью, как и все предшественники.

    По словам Елены, это время года – особенная пора для зверя. Не только носитель рождается поздней осенью, но в это же время происходит «подселение» антихриста.

    – Эта сущность подражает Христу, возможно, поэтому подселяется, когда носителю исполняется 33 года, – продолжает женщина. – Еще в его жизни большое значение имеет змеиный знак, сущность этого животного. Кроме того, по характеру этот человек необязательно злой, жестокий, но всегда имеет представление о власти, находится в верхах – так было столетиями. Его излюбленное место – Европа.

    Страны для проживания антихрист выбирает разные. Где зверь сейчас, понять невозможно.

    – Информация тщательно зашифрована на энергетическом уровне, эти крупицы я собирала долгое время, – вздыхает Елена. – Он умеет манипулировать людьми, обстоятельствами. Сам антихрист – сгусток энергии, которая переходит от одного тела к другому. Носитель не виноват, что становится временным сосудом для зверя. Верно говорится в Священном писании: «Порок должен прийти в этот мир, но горе тому, через кого он придет».

    Число зверя в Библии

    Упоминание об антихристе чаще всего встречается в «Откровении» Иоанна Богослова. Он описывает его как антипода Христа, упоминая, что «теперь появилось много антихристов» и «дух антихриста уже в мире».

    Согласно «Откровению», во времена перед приходом антихриста сила и власть будут иметь на Земле как никогда огромное значение. Люди будут находиться под контролем числа зверя – «666». «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть», – пишет Иоанн Богослов.

    Печать зверя должны будут принять на правую руку или на чело все люди, без нее ничего нельзя будет купить или продать. Но через 3,5 года после пришествия антихриста на Землю спустится Иисус Христос и свергнет зверя.

    Кстати, само «число зверя» в Библии употребляется четыре раза. В Ветхом Завете число «666» встречается трижды.


    Что же означают загадочные «шестерки»?

    – «Число зверя», которое называет Иоанн Богослов, невозможно интерпретировать с точностью, – отмечает отец Гавриил, игумен Свято-Духова монастыря. – Например, мы пишем это число цифрами «666». А когда Иоанн писал «Откровение», об арабских цифрах еще не знали, он писал число словами. Нюансов много, но суть одна: последняя книга Нового Завета называется «Откровением», значит, что-то должно открыться, стать очевидным для всех. Наступит это в «последние времена» – не ранее.

    По словам священника, антихрист вовсе не обязательно является внешним обстоятельством, вполне вероятно, что это метафора греховного образа жизни.

    – То, что нас отдает во власть антихриста, – внутри нас, – продолжает отец Гавриил. – Эта темная сторона оказалась неотделима от людей в результате грехопадения. А чтобы спастись не только во время последних времен, но и во все времена, нужен внешний критерий. И он есть – заповеди, Священное писание, опыт церкви двух тысячелетий. Кроме того, в Священном писании мы не найдем призывов бояться антихриста, спасаться от него. Писание не запугивает людей, это говорит о том, что верующим людям, которые полагаются на Волю Божию, бояться нечего.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: