Цели государственного управления возникают на основе целей, лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества. Цели государственного управления в современной России:
Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.
Формирование государственной политики, напримеравленной на повышение благосостояния людей.
Поддержание позитивной экологической обстановки.
Поддержание рыночных механизмов.
Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.
К основным задачам государственного управления можно отнести :
охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;
формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;
обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;
совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;
создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.
К основным функциям государственного управления можно отнести следующие:
1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов , т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности.
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование - предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.
3. Планирование - это определение напримеравлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.).
4. Организация - это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении.
5. Распорядительство , т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.).
6. Руководство - это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство - это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).
7. Координация - это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления.
8. Контроль - это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления.
9. Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования.
10. Учет - это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.
Видами государственного управления являются:
1) внутреннее государственное управление , осуществляемое исполнительными органами государственной власти в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения государственных задач и исполнения нормативных правовых актов (осуществление действий по организации деятельности самих исполнительных органов государственной власти, совершенствованию института государственной службы, разработка и принятие нормативных правовых актов);
2) внешнее государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию);
3) внутриорганизационное государственное управление - осуществление исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами, традиционно не относящимися к исполнительным органам государственной власти.
Суверенное управление - это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничивающее права субъектов права, жесткое), т. е. применяющее меры административного принуждения.
«Положительное» управление - это забота государства о нормальном существовании людей; это и управление образованием, и социальным строительством (строительством жилья на льготных условиях для определенных категорий населения), и управление в области здравоохранения, экономики, транспорта, электроснабжения, водоснабжения и т. д.
Общее управление предназначено для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности.
Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области - финансы, строительство, сельское хозяйство, горное дело, внутренние и иностранные дела и т. д.
4. Система понятий организации государственного управления (государственная должность, государственный орган, должность государственной службы, государственная служба, государственное учреждение, предприятие, организация, компетенция, полномочия, должностные обязанности, управленческая деятельность, служебная деятельность).
Государственная должность - базовая структурная единица государственной администрации, включающая часть компетенции государственного органа; в соответствии с законодательством не все лица, занимающие государственные должности, осуществляют деятельность, которую можно отнести к государственной службе, т. е. не все государственные должности являются государственными должностями государственной службы. Учреждение государственной должности – это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом в структуре самого государственного органа. Замещение государственной должности – это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).
Государственный орган - учрежденное в структуре аппарата государства в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией; это отдельная и относительно самостоятельная организационно структура государственной власти, сформированная государством для реализации государственных функций и задач и наделяемая его специальной компетенцией.
Государственная служба РФ - это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.
Учреждение - это конкретная разновидность организации, которая осуществляет социально-культурную, воспитательную, перевоспитательную, образовательную, научную, лечебную и прочую деятельность с целью удовлетворения соответствующих потребностей и интересов населения (театр, кино, больница, школа, университет и т.п.).
Предприятие - организованный коллектив людей, главнейшая задача которого - осуществление непосредственного процесса производства, предпринимательская деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах и услугах предприятия и извлечения прибыли.
Профессиональная деятельность - вид деятельности, являющейся профессией для государственного служащего и требующей определенной подготовки, учебы и специального образования.
Компетенция - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного гос. органа (органа местного самоуправления) или должностного лица, определяющих его место в системе гос. органов (органов местного самоуправления).
Компетенция государственного органа - принадлежащие государственному органу круг ведения и пределы его действия по осуществлению государственных функций и решению государственных задач; это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочен разрешать государственный орган; в компетенцию включаются полномочия государственного органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей.
Полномочия - принадлежащие государственному органу и государственному служащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, напримеравленные на выполнение компетенции государственных органов.
Должностные обязанности - обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, установленные в нормативном акте, в соответствующем положении о государственном органе, его структурном подразделении и в должностных инструкциях.
Управленческая деятельность - это форма реализации органами государственной власти и местного самоуправления целей и функций государственного управления; это особый вид труда людей, который требует соответствующей профессиональной подготовки, с тем чтобы обеспечить качественное выполнение служащими своих полномочий, подготовку и принятие правильных и законных управленческих решений.
Служебная деятельность - это работа государственных и муниципальных служащих, являющаяся постоянным видом деятельности, оплачиваемая из государственного (или муниципального) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственных органов или органов местного самоуправления.
В государственных организациях существуют три вида целей : цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения .
1. Цели-задания государственным организациям ставятся вышестоящим субъектом управления – это собственно управленческие цели, т.е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе управления, т.е. то, ради чего она создана.
Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т.д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления.
При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем:
Неадекватное восприятие их органом управления;
Возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;
Противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения.
2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям. Идеальной является такая модель ориентации коллектива, когда бездействие воспринимается самими государственными служащими как несоответствие занимаемой должности, а отказ в приеме заявления, например, о факте злоупотребления служебным положением, порождает в коллективе негативное отношение, как к самому факту отказа, так и к факту злоупотребления.
Косвенно характер целей-ориентаций может быть определен путем анализа мотиваций. Например, если повышение зарплаты существенно сокращает текучесть кадров (при этом все остальные условия практически не изменяются), то это дает основание предполагать, что цели-ориентации членов коллектива, прежде всего, определяются размером вознаграждения. В иных ситуациях доминирующими могут оказаться характер труда, возможность продвижения по службе, режим рабочего времени и другие факторы.
3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.
Устойчивость – это постоянная цель и условие самосохранения организации. Речь идет, прежде всего, о преодолении текучести кадров, уменьшении числа реорганизаций, снижении конфликтности. Однако в этом случае есть опасность, что коллектив организации перестанет адекватно реагировать на изменение внешней среды, будет противиться переменам.
Кроме того, сам процесс достижения устойчивости грозит превращением ее в самоцель. Если это происходит, то в организации начинают создаваться службы, подразделения, должности, предназначаемые главным образом для поддержания и сохранения системы, как правило, с контрольными полномочиями. Не включенные непосредственно в осуществление целей-заданий, такие службы нуждаются в повышенном самоутверждении, что проявляется в стремлении расширить свои властные полномочия, контролировать не только результат, но и сам процесс деятельности тех подразделений, которые выполняют цели-задания. В результате может возникнуть ситуация, когда, например, решение может быть принято работником подразделения по контролю, а нести ответственность – сотрудник, осуществляющий оперативно-управлеческую деятельность, либо руководитель по контролю.
Таким образом, каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач.
Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления, и поэтому при постановке целей заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае мы будем искать и не находить ответа на поистине неразрешимый вопрос: «Кто виноват в том, что система государственного управления не выполняет своего общественного предназначения?».
Итак, цели должны быть:
Масштабными, но реально достижимыми;
Понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций;
Скоординированными во всей своей совокупности.
Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных.
В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения .
Социальные цели определяются общественно-политическими целями. Исходя из этого, в Республике Беларусь они заключаются в создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.
Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на реализацию духовного потенциала граждан на реализацию общественно-политических и социальных целей.
Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью Республики Беларусь является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.
Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.
Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления с целью получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и при необходимости коррекции управляющего воздействия.
Важную роль в государственном управлении играют разъяснительные цели. Граждане государства должны четно представлять те задачи, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.
Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, оперативные, тактические . Стратегические цели – это долгосрочные цели, определяющие основные направления развития общества на длительную перспективу. Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических, поэтому их еще называют обеспечивающими.
Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:
- общими , охватывающими весь комплекс государственного управления;
- частными , охватывающими отдельные подсистемы.
По результатам : – конечные и промежуточные цели.
По времени выделяют:
- долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);
- среднесрочные цели (на 5 лет);
- краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).
По отношению к главным целям могут возникнуть побочные (вторичные) цели , которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.
Цели гос-го управления раскрывают его главные сущностные характеристики с точки зрения конечного результата управленческого воздействия на общество. В зависимости от качества этого конечного результата определяются и цели управления. Основополагающая цель гос-го управления — обеспечение оптимальной организации и структурирования, создание квалифицированного персонала управления, осуществление руководства, координации и регулирования процессов, протекающих в отношениях субъекта и объекта управления.
Существует ряд критериев классификации подобных целей, однако главным из них является, на наш взгляд, общее и специфическое содержание управленческой деятельности.
Соответственно выделяются следующие цели гос-го управления:
Социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
Политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
Обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;
Организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
С учетом намеченных целей определяются основные задачи государственного управления:
1. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов.
2. Обеспечение общественного порядка и безопасности.
3. Гос-е регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и гос-я поддержка некоторых предприятий и организаций.
4. Создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения.
5. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы).
Видами гос-го управления являются:
1) внутреннее гос-е управление , осуществляемое ИОГВ в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения гос-х задач и исполнения н/п/а (осуществление действий по организации деятельности самих ИОГВ, совершенствованию института гос-й службы, разработка и принятие н/п/а);
2) внешнее гос-е управление , осуществляемое ОИВ в целях реализации «внешних» (в том числе иногда принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физ и юр лицам), не входящим в структуру гос-й администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию);
3) внутриорганизационное гос-е управление , осуществляемое в целях реализации исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными гос-и органами, традиционно не относящимися к ИОГВ.
Государственное управление урегулировано публичным (административным) правом, при этом отдельные государственно-управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации. Поэтому следует различать суверенное гос-е управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах . Эти виды управления характеризуются различными правовыми формами.
Суверенное управление - это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничивающее права субъектов права), т. е. применяющее меры административного принуждения. В данном случае контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, наказательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц.
Управление, осуществляемое в частноправовых формах, имеет место в тех случаях, когда само гос-во не выступает в роли суверенного участника правоотношений. Поэтому оно предполагает равноправие гос-ва как участника частноправовых отношений, т. е. участвует в общей конкурентной экономической жизни, получает финансовые доходы, увеличивает свое состояние или продает его, совершая при этом соответствующие действия. Деятельность, осуществляемая в частноправовых формах, направлена на достижение государственно-управленческих целей и решение государственно-правовых задач путем участия в экономической жизни.
Частная область гос-го управления охватывает материальные (экономические) потребности управления, т. е. когда государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры.
Управление, в процессе осуществления которого используются частноправовые средства и механизмы, может также осуществляться как хозяйственная деятельность органов публичной власти по обеспечению «нормального» существования общества (например, государственное обеспечение электроэнергией, газом, водой, теплом; организация самими городами, поселками и другими административно-территориальными единицами уборки мусора, очистки сточных вод, ликвидации вредных веществ и т. д.). Такое управление, которое можно назвать созидающим, положительным, является необходимым атрибутом современного социального государства.
Управление с точки зрения его организации в принципе одинаково во всех сферах, однако следует различать общее управление и особенное (специальное) управление. Общее управление предназначено для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности. Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области — финансы, строительство, сельское хозяйство, горное дело, внутренние и иностранные дела и т. д.
Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и проч.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительной и судебной властей).
В самом общем виде функции государства и его органов — это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом. Основные функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.
К основным функциям гос-го управления можно отнести следующие:
1. Информационное обеспечение деятельности гос-х органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления гос-й (управленческой) деятельности.
2. Прогнозирование и моделирование развития системы гос-го управления, гос-х органов, стандартов гос-го управления.
В рамках данных функций гос-го управления ОИВ может осуществляться функция мониторинга.
3. Планирование — определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе гос-го управления, и в частности реализации гос-х функций Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы гос-й деятельности и гос-го управления.
ИОГВ осуществляют несколько видов функции планирования, например функцию бюджетного планирования.
4. Организация — формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении.
5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий гос-х органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной гос-й деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими гос-ми служащими (должностными лицами).
6. Руководство — установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий гос-х органов (гос-х служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания гос-й деятельности (например, управленческой).
7. Координация — согласование деятельности различных гос-х органов для достижения общих целей и задач гос-го управления.
8. Контроль — установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования гос-х органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе гос-о управления.
Видами государственного контроля являются, например, экологический контроль, земельный контроль, государственный строительный контроль и т.д.
9. Регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы гос-го управления и ее функционирования. Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.
10. Учет — фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов гос-го управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий гос-х органов, гос-х управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для гос-го управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование гос-го управления.
Система понятий организации государственного управления (государственная должность, государственный орган, должность государственной службы, государственная служба, государственное учреждение, предприятие, организация, компетенция, полномочия, должностные обязанности, управленческая деятельность, служебная деятельность).
Государственная должность — базовая структурная единица гос-й администрации, включающая часть компетенции гос-го органа; в соответствии с законодательством не все лица, занимающие гос-е должности, осуществляют деятельность, которую можно отнести к гос-й службе, т. е. не все гос-е должности являются гос-ми должностями гос-й службы.
Государственный орган — учрежденное в структуре аппарата гос-ва в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией; это отдельная и относительно самостоятельная организационная структура гос-й власти, сформированная гос-м для реализации гос-х функций и задач и наделяемая его специальной компетенцией.
Должность государственной службы - должность в федеральных органах гос-й власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных гос-х органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленными: кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного гос-го органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы РФ").
Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения гос-ми служащими федеральных гос-х органов и гос-х органов субъектов РФ полномочий РФ и ее субъектов, гос-х органов и лиц, замещающих гос-е должности, как РФ, так и ее субъектов.
Государственное учреждение - гос-я организация, созданная для управления какой-либо сферой или объектом, обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Г. у. характеризуется наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими; внутренней структурой и субординацией; сметой расходов, включаемой в соответствующий бюджет, дисциплиной и правилами внутреннего распорядка; наличием прав юридического лица; вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену. Разнообразие задач предполагает и существование различных Г. у.
Во-первых, это могут быть Г. у., непосредственно осуществляющие те или иные оперативные культурные, социальные и иные функции, например: государственные поликлиники, больницы, школы, университеты, библиотеки, дома культуры, театры, дома для престарелых и др. Во-вторых, в широком смысле слова Г. у. являются органы исполнительной и судебной власти, осуществляющие соответственно управление и разрешение дел по своей сфере ведения, в том числе по обращениям граждан - любые министерства, комитеты, департаменты, суды, прокуратуры и т. д. В-третьих, к Г. у. можно отнести штатные аппараты, обслуживающие органы законодательной (представительной) власти РФ и субъектов РФ и обеспечивающие их функционирование, документооборот, рассмотрение обращений граждан и организаций.
Предприятие — организованный коллектив людей, главнейшая задача которого — осуществление непосредственного процесса производства, предпринимательская деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах и услугах предприятия и извлечения прибыли.
Организация - в широком смысле - социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей. Организация - в узком смысле - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Компетенция гос-го органа — принадлежащие гос-му органу круг ведения и пределы его действия по осуществлению гос-х функций и решению гос-х задач; это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочен разрешать гос-й орган; в компетенцию включаются полномочия гос-го органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей.
Полномочия — принадлежащие гос-му органу и гос-му служащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, направленные на выполнение компетенции гос-х органов.
Должностные обязанности — обязанности, предусмотренные конкретной гос-й должностью, установленные в нормативном акте, в соответствующем положении о гос-м органе, его структурном подразделении и в должностных инструкциях.
Управленческая деятельность — это форма реализации органами государственной власти и местного самоуправления целей и функций государственного управления; это особый вид труда людей, который требует соответствующей профессиональной подготовки, с тем чтобы обеспечить качественное выполнение служащими своих полномочий, подготовку и принятие правильных и законных управленческих решений.
Служебная деятельность — это работа государственных и муниципальных служащих, являющаяся постоянным видом деятельности, оплачиваемая из государственного (или муниципального) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственных органов или органов местного самоуправления.
В государственных организациях можно выделить три вида целей : цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения .
1. Цели-задания гос. организациям ставятся вышестоящим субъектом упр-я – это собственно управленческие цели, т. е. цели упр-я социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе упр-я, т. е. то, ради чего она создана.
Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т. д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления.
При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем:
· неадекватное восприятие их органом управления;
· возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;
· противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения.
2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям.
3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.
Каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач. Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления.
При постановке целей-заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае всегда будет присутствовать поистине неразрешимый вопрос: «Выполняет ли система государственного управления свое общественное предназначение?»
Итак, в системе государственного управления цели должны быть:
· масштабными, но реально достижимыми;
· понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций;
· скоординированными во всей своей совокупности.
Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных.
В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения.
Социальные цели определяются общественно-политическими целями. Исходя из этого, в Республике Беларусь они заключаются в реализации принципа справедливости и создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.
Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на использование духовного потенциала граждан для реализации общественно-политических и социальных целей.
Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью Республики Беларусь является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.
Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.
Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления для получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и, при необходимости, коррекции управляющего воздействия.
Важную роль в государственном управлении играетобъективная необходимостьразъяснения выделенных целей и приоритетов. Граждане государства должны четко представлять имеющиеся проблемы, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.
Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, тактические, оперативные . Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических и оперативных целей, поэтому их еще называют обеспечивающими. Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации.
Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:
· общими , охватывающими весь комплекс государственного управления;
· частными , охватывающими отдельные подсистемы.
По результатам : конечными и промежуточными .
По временным рамкам выделяют:
· долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);
· среднесрочные цели (на 5 лет);
· краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).
По отношению к главным целям могут возникнутьпобочные (вторичные) цели , которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса, касающегося целей государственного управления, следует наиболее подробно ознакомиться с понятием самого термина «цель» в общем понимании. Как правило, под целью принято понимать некое отражение интересов и потребностей общественности, продукт сознания.
Цель преследует определенный конечный результат, к достижению которого стремится субъект, реализуя поставленные для этого задачи. При этом стоит отметить тот факт, что стремление субъекта не всегда может являться осознанным, так как в некоторых случаях цель может достигаться им бессознательно.
Цели, которые ставит перед собой государственное управление, безусловно, отличаются от обычных бытовых целей отдельного человека.
Определение 1
Цели государственного управления – это некий результат, который стремится достичь субъект государственного управления посредством управленческой деятельности, связанный с удовлетворением интересов и потребностей общества.
Определение целей государственного управления происходит путем принятия во внимание их реалистичность и решаемость, а также последовательность их достижения. Таким образом, чтобы государственное управление могло поставить перед собой новую цель, оно, прежде всего, должно достичь ранее поставленные цели.
Замечание 1
Самой главной целью государственного управления является стратегическая цель, закрепленная законодательно в Конституции России. Так, п.1 ст.7 основного закона страны предусмотрел в качестве таковой создание оптимальных условий, которые должны обеспечить человеку свободное развитие и достойную жизнь.
Для того чтобы государственному управлению удалось достичь поставленных целей, оно должно принять на себя полномочия по управлению объектами экономики, которые относятся к собственности государства, учитывая при этом приватизацию, продажу и приобретение этих объектов, предоставление их в аренду и т.п. Кроме того, важным этапом к достижению целей государственного управления является формирование и расходование бюджета государства и отдельных регионов, финансирование ресурсов, а также функции, связанные с социальным управлением и другие.
Государственное управление выполняет множество различных целей. При этом можно выделить некоторые из них, распределив их по группам, как наиболее важные и приоритетные цели:
Обозначенный перечень целей государственного управления не является исчерпывающим. В связи с многогранностью функций государства можно выделить огромное количество второстепенных целей, которые вытекают из более общих, глобальных целей государственного управления.