Про заболевания ЖКТ

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

(от греч. Phone – звук) изучает звуки речи и все, что с ними связано (сочетаемость, образование, изменение и проч.). Соответственно, объект фонетики – это звук. Сами по себе звуки не имеют значения, но они составляют материальную оболочку слова.

На письме звуки передаются буквами. Буква – это условный знак, который служит для обозначения на письме звуков речи. Соотношение букв и звуков в русском языке не одинаково: так, 10 букв русского алфавита обозначают гласные звуки (их 6), а 21 буква – согласные (их 36 + 1), причем, буквыьиъзвуков не обозначают вовсе. Например, праздничный – 11 букв и 10 звуков [пра´з"н"ич"ный"], её – 2 буквы и 4 звука [й"ий"о´] и др.

Фонетика русского языка отличается обилием классификаций звуков: глухие / звонкие, твердые / мягкие, ударные / безударные, парные / непарные и др. Но и среди этих «правил» есть свои исключения: например, непарные твердые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ч"], [ш"], [j]), непарные звонкие (сонорные) ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j]) и непарные глухие ([х], [х"], [ц], [ч], [щ]). Их необходимо запомнить, чтобы встреча с ними не казалась грустным и неприятным казусом. Да и запомнить все классификации достаточно сложно, поэтому следует прибегать к помощи фантазии: например, «Л им он – р ай » – все сонорные русского языка, «Ст епк а, х оч еш ь щ ец ? – Ф и! » – все глухие и др.

Говорим мы во многом интуитивно, поэтому при произнесении слов не задумываемся о звуках, которые произносим, и о тех процессах, которые со звуками происходят. Вспомним, например, самые простые фонетические процессы – оглушение, озвончение и ассимиляция по мягкости. Посмотрите, как одна и та же буква – в зависимости от условий произнесения – превращается в разные звуки: с амый – [с а´мый"], с идеть – [c" ид"э´т"], с шить – [ш шыть], с другом – [з друга´м], прось ба – [про´з" ба] и др.

Часто незнание фонетики русского языка приводит к ошибкам в речи. Конечно, в первую очередь это касается слов-ловушек типа метр (единица измерения) и мэтр (выдающийся человек) и слов на запоминание типа ши[н"э ]ль . Кроме того, и достаточно простые слова при их легкости произношения часто создают проблемы при транскрипции: весна – [в"исна´], часы – [ч"исы´] и др. Не будем забывать также о том, что е, ё, ю, я, и (в некоторых случаях) при определенных условиях дают два звука.

Иными словами, знание русской фонетики и умение пользоваться ее механизмами – это не только показатель уровня образования и культуры человека, но и весьма полезные знания, которые пригодятся в школе и могут пригодиться во внешкольной жизни.

Успехов в изучении русской фонетики!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Что такое фонетика?

Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.

Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.

Звук и буква

Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.

Предмет фонетики

Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.

Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.

Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.

Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

История науки фонетики

Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.

17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.

Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.

Три аспекта исследований

Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.

Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.

Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".

Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.

Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.

Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.

Методы фонетических исследований

В различных аспектах применяются разные методы.

Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.

Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.

Разделы фонетики

Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).

Основные фонетические средства и единицы

Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.

Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).

Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.

Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

различие

в одном звуке

различие в двух и более звуках

сыпь – осыпь

ворона – воронка

сор – сорт

порт – спорт

спор - спорт

лимон – лиман

задор – забор

тоска – доска

поток – потёк

кошка – мышка

урок – крот

фасоль – пароль

загар – затор

куст – стук

нос – сон

баржа – жабра

школа – ученик

сом – белуга

грач – щегол

слива - крыжовник

Гласные звуки : [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают ударными и безударными .

Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Твёрдые и мягкие согласные бывают парными и непарными. Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, ко н ь [кон’] и ко н [кон]; л ук [лук] и л юк [л’ук].

Парные и непарные согласные по твёрдости/ мягкости.

Непарные согласные

по твёрдости / мягкости

твёрдые

мягкие

твёрдые

мягкие

только твёрдые

только мягкие

[ б ]

[ в ]

[ г ]

[ д ]

[ з ]

[ к ]

[ л ]

[ м ]

[ б ’]

[ в ’]

[ г ’]

[ д ’]

[ з ’]

[к’]

[л’]

]

[н]

[ п ]

[ р ]

[ с ]

[ т ]

[ ф ]

[ х ]

[н’]

[п’]

[р’]

[с’]

[т’]

]

]

[ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

[ ч ’] , [ щ ’] , [ й ’]

Парные и непарные согласные по звонкости/глухости.

Непарные согласные

звонкие

глухие

только звонкие

только глухие

[б], [б’]

[в], [в’]

[г], [г’]

[д], [д’]

[ж]

[з], [з ]

[п], [п’]

[ф], [ф’]

[к], [к’]

[т], [т’]

[ш]

[с], [с ]

[й’], [л], [л’],

[м], [м’], [н],

[н’], [р], [р’]

[ х ], [ х ’],

[ ц ], [ ч ’],

[ щ ’]

Чередование звуков.

Чередование звуков – это мена звуков в одной и той же части слова, например: забросить – забрасывать, пеку – печёт, сохнуть – засыхать – сухой.

На месте ударных гласных [а`], [о`], [э`] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [во`ды] – [вада`], [во`с] – [ваз’и`т’], [л"э`с] – [л’исо`к]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (ду б [п], про б ка [п]).

Глухой парный согласный перед звонким согласным заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (про с ьба [ з ’] ).

Ударение.

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Иногда только ударение различает слова, например: па`рить и пари`ть. Ударение всегда падает на гласный звук в слоге. Ударение в слове может занимать всегда одно и то же место (ба`сня, ба`снями) , но может переходить с одного слога на другой (вода` – во`ды).

Слог.

Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги), либо на согласный (это закрытые слоги).

Буквы русского письма.

Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.

Русский алфавит и названия букв.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл

«а» «бэ» «вэ» «гэ» «дэ» «е» «ё» «жэ» «зэ» «и» «и краткое» «ка» «эль»

Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш

«эм» «эн» «о» «пэ» «эр» «эс» «э» «у» «эф» «ха» «цэ» «че» «ша»

Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя

«ща» «твёрдый знак» «ы» «мягкий знак» «э» «ю» «я»

Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этих звуков : [л] – звук, «эль» - буква. Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).

Мягкий согласный [й’] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями.

На конце слова и

перед другими согласными

Перед гласными в начале слова

После согласных перед гласными

сарай, май

й [й’] сарайчик

майка

е – ель [й’э`]

ё – ёлка [й’о`]

ю – юла [й’у`]

я – яблоко [й’а`]

ъе – съезд ье - ателье

ъё – съёмка ьё - шьём

ъю – адъютант ью - льют

ъя – объявление ья – семья

ьи - воробьи

Фонетический разбор слова.

Образец разбора : е`ль-ник – 2 слога

е – [й"] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный - «е»

[э] – гласный, ударный

л – [л"] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный - «эль»

ь - [-] - «мягкий знак»

н - [н"] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный - «эн»

и - [и] – гласный, безударный - «и»

к - [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный - «ка»

6 букв, 6 звуков

При сокращении слов обязательно ставим точку: звон. парн., мягк. непарн., глух. непарн., тв. парн., согл., гласн..

Гласные «Хитрые»

буквы – звуки гласные буквы

а – а е – й΄  я – й ΄

я – а э а

э – э ё – й ΄ ю – й΄ 

е – э о у

о – о 1. в начале слова – я корь

ё – о 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъ ё м, семь ю

ю – у 3. в середине слова после гласной буквы – весёла я , по ё м

и – и

ы – ы

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл];

[ ־ ] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

Способы обозначения звука [щ ΄ ]:

    щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ

счёты - [щ΄оты]; сч [щ ΄ ]

возчик - [вощ΄ик΄]; зч

мужчина - [мущ΄ина]. жч

Способы обозначения звука [ц]:

    цирк - [цырк]; ц

купаться - [купаца]; тьс [ц]

дерётся - [д΄ир΄оца]. тс

Возьмите на заметку!

1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].

2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [ в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].

    Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова (или морфемы).

Основа – это часть изменяемого слова без окончания. Например: мор е – мор я – мор ю. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: конь - коня – коню.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный – подводный – водяной – водник – водянистый . Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. В слове может быть один корень (водный ) или два корня ( сложные слова : водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище ).

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением, например: бежать – вбежать, выбежать, забежать, перебежать, сбежать, подбежать, отбежать, пробежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: вы-ход, без-вы-ходное (положение).

Способы образования слов.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Так образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.

Приставочно – суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

План разбора слова по составу.

    Определить, к какой части речи относится анализируемое слово.

    Выделить окончание и основу. Для этого слово следует изменить (например, ранним – ранний – раннего – раннему; утром – утро – утра – утру).

    Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставка и суффиксы. Для этого сопоставить однокоренные слова.

    Выделить корень, приставку (если есть), суффикс (если есть).

    Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для этого подбираются аналогичные слова.


Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слот.
ЗВУКИ ЯЗЫКА
Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением (см. с. 22,157). Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения.
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Примечание. Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение, например: кружки - кружкй (см. с. 15).
ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ро-

товую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только и з голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шу ма, а некоторые - из голоса и шума.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В русском языке основных, т. е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, сок , вар [а], бур Iу], лес [б], синь [й]) и безударными (на- пример, водй [а], травй [а], судйк [у], лесок [и], Лией [и], былй [ы]).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кбн’] и кон [ибн]; лук [лук] и люк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости / мягкости


Парные согласные по твёрдоёти / мягкости

Непарные согласные по твёрдости / мягкости
твёрдые Нягкие твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие
м [б’1 [Я] ІН’] [ж], [ш], [ц] К], [Щ’1 ІЙ’]
[в] м [П] [П’]
[г] [Г’] [р] ІР’]
[Д] [ДІ [С] [с’]
[в] [в’1 [Т] [»’]
[х] [к’] [ф] [ф’1
[я] [Л"] [X]
М [«* ]

Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар - жар, кол - гол, дом - том.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.
Парные и непарные согласные по звонкости / глухости
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
Чередование звуков - это мена звуков в одной и той же
части слова, например: забросить - забрасывать, пеку-печёт.
На месте ударных гласных [а], [о], [э] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [вбды] - [вадamp;], [вбс]-[воз’йт"], [л*5с] -
[лЬисок]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Примечания. 1. Чередование гласных [а], [о], [э] иод ударением и в безударном положении на письме не отражается, например: стол - столы.
  1. Чередование парных звонких и глухих, глухих и звонких согласных на письме не отражается, например: сад - сйдик.
На месте ударных гласных [у], [й], [ы] в безударном положении произносятся эти же звуки, например: сук - сучбк, лист - листок, стык - стыковка.
Звонкие и глухие согласные перед всеми гласными и непарными звонкими согласными й, р, л, м, н различаются, например: вода, фонарь, вить, фитиль, сок, зоб, вред, флаг, снег, знать.
В словах бывают чередования согласных перед гласными и перед непарными звонкими согласными, например:
УДАРЕНИЕ
Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ударение всегда падает на гласный звук в.слоге, например: травй, дзеро, небесный, приветствовать.
Примечания. 1. Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак " вверху над ударной гласной.
  1. В некоторых словах русского языка ударение ставится то яа одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: твдрог и теорб г, инйче и йначе, мышление и мышление, кёта и кетй, одновременно и одновременно и др.
  2. В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: мелкомасштйбный, сёнокосйлка.
РОЛЬ УД АРЕНИЯ В СЛОВЕ
Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова, например: пйритъ и парйть.
Примечания. 1. В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным, например на первом слоге: бёгатъ, вечером, нйволочка, плбтничатъ; на втором слоге: бежйтъ, ребёнок, коричневый, запamp;мятоватъ;

яа третьем слоге: прибежйтъ, актуamp;лъный. авансировать; на четвертом слоге: аккордеЬн, аккумулктор; на пятом слоге: авита- минЬз, наперегонки и т. д.

  1. Ударение в русском языке может быть на любой частя слова, например иа приставке: нamp;дпись, выкрикнуть, подпись, Ьбжиг, набело, на корне: жирный, прикйдывать, подосйновик, яблонька, молдчный, пескарик, на суффиксе: деревкнпый, дубовый, рождк, прессовать, белйть, украшение, горячо, пиши, на окончании: горяча, молодой, пятй, степнде, берём, несут, несла.
  2. Русское ударение в изменяемых самостоятельных словах при их склонении или спряжении может сохраняться на той же части слова, на которой оно было в начальной форме: води - водй, молодЬй - молодого, сйний - сйнего, вйехать - вйеду, лйпа - на лйпе, курйный - курйного, красить - крашу - красил, может переходить на другую часть слова (с начала слова на конец и наоборот): рождк - рожки, принять - приняли, игрун - игруни, сйний - синёе, реки - реки, ugpU - йгры.
  3. При словообразовании ударение тоже может сохраняться на той же части слова, например: дом - домик, дёлать - надёлать, сйний - сйненький, может переходить либо ближе к концу слова, например: сйний - синйть, пёс - лесной, хорёший - хорошб, пктъ - пяток, либо ближе к началу слова: просить - прЬеьба, город - эйгородный, мёртвый - замертво.
  4. Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
СЛОГ
Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: зе-мля, во-да, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-та, кос-тюм, крас-ный, жел-тетъ, гор-дость, чёрный).
ГРАФИКА
Графика - это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел (промежуток между буквами),

чёрточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (см. с. 238).
БУКВЫ РУССКОГО ПИСЬМА
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки - буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.


Русский алфавит и

названия букв
А Б В Г д Е Е Ж 3 И И К Л
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка эль
М Н О П р С Т У Ф X ц. Ч Ш
эм эн О пэ эр эс та У эф ха цэ че ша
щ Ъ Ы Ь э Ю Я
ща
твёрдый
знак
ы мягкий
знак
э ю я

Примечания. 1. Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этик звуков: [л] - звук, «эль» -7 буква.
2. О букве говорите: буква обозначает звук.
По начертанию различают следующие виды знаков букв:
а) большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные), например: В и в; Ж и ж; Б и в; Ж и ж;
б) печатные и рукописные, например: Б и Б; б я б; А и А; а и а.
Буквы русского алфавита делятся на три группы: 1) 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и; 2) согласных букв -21: б, є, г, д, й, ж, з9 к9 я, м, и, л, р, с, г, ф, х, ц9 н, ш, щ; 3) 2. буквы, ие обозначающие звуков: ь, ъ.
Всего букв в русском алфавите 33.
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЗВУКОВ
Гласные звуки обозначаются специальными буквами.
Не все основные согласные звуки обозначаются специальными буквами.
Твёрдые согласные, составляющие пары с мягкими согласными, а также твёрдые шипящие имеют свои буквы, например: [б] (борьба), [ц] (цапля), [р] (рама), [ж] (жар), [ш] (шапка). Для обозначения нехшшящих мягких согласных используются буквы твёрдых согласных в сочетании с буквами ь, е, е, ю, я, и (см. таблицу на с. 19).
Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами

для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкие шипящие согласные [ч*] и [ш*] обозначаются своими буквами: чугун [чв], щука [ш*].
Мягкий согласный [й] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями (см. таблицу).
СООТНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет. Одни буквы обозначают свой звук (бор, сон) и другие звуки (зуб [п], ёж [ш]).
Одни буквы имеют одно звуковое значение, т. е. обозначают одни звук: апрель [а]; окна , другие - два звуковых значения, т. е. обозначают два звука: яма [йа], ёж [йб], ель [йэ], южный [йу].
Некоторые сочетания букв обозначают один звук: счастье [щ’], рассвет [с], дрожжи [ж*], бесшумно [ш] и т. п., другие - два звука: льёт [йб], подъезд [йэ].



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: