Про заболевания ЖКТ

“Речь – это прежде всего процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием” - (Н.И.Жинкин).

Овладевая богатствами языка, человек совершенствует свою речь всю жизнь. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Основы речевого развития закладываются в начальной школе, т.к. именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка и необходимостью совершенствовать речь. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Традиционные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.

Условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность высказываний и владения средствами языка.

Развитие речи - это обратная сторона процесса развития мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Нет речи без мысли. Поэтому необходимым условием высокой эффективности развития речи на уроках русского языка является организация мыслительной деятельности детей. Важно, чтобы ученик с самого начала урока включился в умственную деятельность.

Я работаю по букварю под редакцией В.В.Репкина, Е.В.Восторгова, В.А.Левина (по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Материал учебника способствует достижению больших результатов в общем развитии школьников. Авторы учебника включили в него такие упражнения, которые вызывают у детей большой интерес к языку, помогают осмысливать связи между отдельными знаниями, систематизировать их. Это и странички совместного чтения, которые создают атмосферу литературного чтения с самых первых уроков, задолго до того, как дети начинают изучать первые буквы; скороговорки, загадки, способствующие дальнейшему развитию речевого слуха и закреплению навыков четкой, правильной и выразительной речи; пословицы, поговорки, развивающие образную речь и др.

К некоторым урокам я подобрала дополнительные упражнения, занимательный материал, дидактические игры, которые развивают фонематический слух, обогащают, уточняют и активизируют словарь, формируют грамматический строй речи.

I. Упражнения, для развития фонематического слуха.

Скороговорки и чистоговорки на каждый звук.

Вот некоторые из них.

[б] Белый баран бьёт в барабан.
Баран буян залез в бурьян.

[п] Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

[з] Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

[с] Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.

[д] Дятел дерево долбит,
День деньской кору дробит.

[т] У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика торчат.

[р] Приготовила Лариса для Бориса
Вкусный суп из риса.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-бу - сидит ворон на дубу.

Бо-бу-бы - в лесу растут дубы.

Бы-бо-ба - вот какая жаба.

Са-са-са - по лесу бежит лиса.

Ас-ас-ас - лиса боится нас.

Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.

Су-су-су - как красиво в лесу.

Су-сю-су - тихо осенью в лесу.

Ус-ус-ус - лису я не боюсь.

Ша-ша-ша - моя сестрёнка Маша.

Шо-шо-шо - у меня всё хорошо.

Шу-шу-шу - не люблю я кашу.

Щи-ши-ши - веселимся от души.

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ры-ри-ры - подарили нам шары.

Ры-ри-ры - летят комары.

Ру-рю-ру - коза грызёт кору.

Ри-ры-ри - купили сухари.

Рю-ру-рю - я картошку варю.

Да-да-да - сладкая ягода.

До-до-до - у орла гнездо.

Ду-ду-ду - растут яблони в саду.

Та-та-та - хвост пушистый у кота.

Та-та-та - Ах, какая красота!

Ты-ты-ты - на лугу растут цветы.

От-от-от - я люблю компот.

Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

II. Дидактические игры.

Известный русский лингвист и методист писал: “Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике и поэтому ничто так непригодно для начального обучения, как она. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой легкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике”. (А.М.Пешковский “Методическое приложение к книге “Наш язык”.) Современная дидактика оставляет за ребёнком право на игру в школе и рассматривает её как один из показателей соответствия обучения возрастным особенностям учащихся.

Особенно уместны и даже необходимы игровые моменты в обучении шестилеток, т. к. становление учебной деятельности происходит при слаборазвитых произвольных процессах восприятия, памяти, внимания. Игровые моменты вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке.

Для закрепления умений различать словоразличительные качества согласных использую разнообразные игры со звуками. Вот некоторые из них.

“Найди пару”. Игровой материал: парные картинки (мышка- мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза- коса).

“Поймай звук”. Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль).

“Цветочный магазин” или “Собери букет”. Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика).

“Внимательные покупатели”. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка. Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь.

“Зоопарк” Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно “расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка).

“Хоккей” (любимая игра первоклассников). Руки согнутые в локтях - “ворота”, “шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, “шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - “ вратари”, другая - “судьи”, третья - “болельщики”. Они кричат: “Гол!” - если “шайба” попадает в ворота.

“Подбери слово”. Например, дана модель:

Учащиеся подбирают по ней слова. “Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку.

“Проверь работу Авосика”. Три схемы и три слова: репка, дыня, тыква (слова могут быть заданы картинками). Учащиеся определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, обнаруживают ошибку и исправляют.

“Узнай и назови звук”, “Подбери слово со звуком”….;

После прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания:

Найдите и прочитайте слова, называющие действия;

Слова - имена

Найдите и прочитайте слово, соответствующее звуковой модели;

Отгадай загадку (отгадку дети находят среди прочитанных слов);

Измени слово по числу;

Назови признаки предмета;

Назовите лишнее слово в столбике (выбор уч-ся обосновывают связным высказыванием);

Например, тема: “Буквы Д-Т”. Дети прочитали слова.

1) Прочитайте слова, состоящие из одного слога.

2) Прочитайте слова третьего столбика, найдите “лишнее”. Объясните.

3) Что называют слова “где”, “когда”? (Предмет? Признак? Действие?)

Придумайте высказывания к заданной схеме.

4) Измени слова по числу: друг - (друзья), год - (года), радуга - ?; дни - (день), кудри - ?;

5) Образуйте слова-действия от слов: дрёма - (дремать), дума - (думать), друг - (дружить), дым - (дымить);

6) Найди слово-предмет к словам-признакам: верный - (друг), дальняя -(дорога), песчаное - (дно), семицветная - …

При изучении темы “Буквы З - С”.

Игра “Большой-маленький”. Учитель называет слово, а дети его “уменьшают”” куст - (кустик), мост -…, костюм -…, самолет…:

Подбери к следующим словам признаки: сестра (какая?) (родная, двоюродная, заботливая), струна - (какая?) (тонкая, стальная, гитарная), костюм - (какой?) (нарядный, спортивный, вечерний, шерстяной), мост -…., самолёт-…,

Подбери к словам слова- действия: (что делает?).

Самолёт (что делает?) летит, гудит,…

Плакса….(плачет)

Костёр …

Подбери слово к заданной схеме

Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов. Вот некоторые из них.

1. “Рассыпанные буквы”. Из букв составить слова: С, В, О, О, Л; И, Н, К, Г, А; С, С, О, М, К, О; А, Т, Р, Е, К, А; О, Л, К, Ш, А; В, У, Р, Ь, К, А, Б;

2. Составь слова и придумай сам.

3. Впиши слова в пустые клетки.

4. Игра “Отними слог”.

5. “Буквы- невидимки”. Напиши гласные вместо точек, прочитай слова.

6. Сочини слово.

Напишите согласную, прочитайте слова.

7. “Словесная мозаика”.

Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.

8. “Слог за слогом”. Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например:

Занимательный материал для уроков я нахожу в книгах:

Ундзенкова А. Русский язык с увлечением.- Екатеринбург. 1977.

Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.- 1983.

Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. - Ярославль “Академия, К” 1999.

Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль “Академия развития” 1998.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. 1981.

ваемым опережающим обучением, которое зачастую превращается в то, что из верхних этажей курса русского языка, из средних классов, спускаются вниз, в начальные классы, некоторые разделы и правила.

Главное при осуществлении пропедевтики в начальных классах – это налаживание постоянных наблюдений конкретного порядка, накопление их и практическое использование в устных и письменных видах речи. Начальные классы должны заложить прочный и надежный фундамент под последующее в среднем и старших звеньях школы теоретическое осмыслениe многих конкретных реалий грамматико-орфографического, орфоэпического и отчасти стилистического порядка.

Уроки обучения грамоте

Чаше всего уроки обучения грамоте в первом классе проводятся раздельно – сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму.

Между тем существует давняя традиция проведения своего рода смешанных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связывалась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного текста, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, звукобуквенным и звукослоговым анализом и т. д. Такого типа уроки практиковались Л. Н. Толстым и его учителями в Яснополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской губернии, которые, как сейчас говорят, курировались автором знаменитых учебников «Азбука», «Новая азбука», «Книги дли чтения». О таких уроках писал К. Д. Ушинский, в наше время их широко применял замечательный педагог и учитель Василий Александрович Сухомлинский и его учителя из Павлышской школы. Как писал автор знаменитой книги «Сердце отдаю детям», «опыт показал, что на первых порах в I классе не должно быть “чистых” уроков чтения, письма, арифметики. Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы. Могучим средством разнообразия труда было рисование, Вот вижу, что чтение начинает утомлять ребят. Говорю: “Откройте, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читали”...» (Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 98).

В наши дни выдающимся мастером интегрированных уроков обучения грамоте является замечательная краснодарская учительница, по праву носящая высокое звание «заслуженный учитель школ России» Евгения Ивановна Бессчасная, ее опыт освещен во многих публикациях в журнале «Начальная школа», заснят на видеокассетах, представлен на семинарах в институтах повышения квалификации учителей многих областей и краев Российской Федерации. Евгения Ивановна часто приводит слова нашего выдающегося методиста Н. Л. Корфа, который утверждал: «Самое бездарное дите может и должно достигнуть сознательного чтения после семи или восьми месяцев обучения в школе, если учитель не бездарен, честен и знает дело» (Корф Н. А. Русская начальная школа. 4-е изд. СПб., 1984. С 120).

Сказанные почти сто пятьдесят лет тому назад эти слова не потеряли своего значения и в наше время. Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей грамоте заложить прочные основы всех последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного русского языка, в развитии и совершенствовании своей

речи и судительных сил (выражение Ф. И. Буслаева).

В наше время существует много разных вариантов систем обучения грамоте. Остановимся на той из них, которая в значительной степени традиционна и рассчита-

на на применение ее в массовой начальной школе. И в традиционной, и в других системах обучения грамоте выделяются три этапа: подготовительный, основной и повторительнообобщающий. Занятия па каждом из этапов организуются и проводятся по преимуществу в форме уроков.

На подготовительном этапе, который имеет две ступени: 1) безбуквенную и 2) пяти гласных букв, – уроки строятся по такому плану:

1. Объявляется тема урока или называется вопрос, который должен быть разрешен в ходе урока. Например: «Сегодня мы вспомним сказки, какие вы знаете, и будем учиться их рассказывать и слушать».

2. Выясняется, кто из учеников какие сказки знает; каким образом узнал сказку: читал кто-то из родителей, старших, слышал в радиопередаче, видел по ТВ.

3. Привлекается внимание детей к иллюстрациям на сказочные сюжеты, помещенным

в азбуке. Предлагается рассказать сказку.

4. Из сказки выделяется какое-либо предложение; выясняется, какая мысль в нем заключена. Лучше всего, если это крылатые выражения:по щучьему велению, по моему хоте-

нию; тянут, потянут, вытянуть не могут и др.

5. Дается первичное представление о предложении и объясняется, как его можно изобразить с помощью линейной схемы:

6. Проводятся словарно-логические упражнения по предметным картинкам в букваре. Для этой цели используются картинки внизу букварной страницы.

На 3-м или 4-м уроке детям дается простейшее представление о слове. Показывается,

кик можно изобразить слово с помощью линейной схемы: Через два урока ученикам объясняется, что такое слог и ударение, и показывается, как

они могут быть изображены на схемах: (лиса, шары, книга). На уроках подготовительного этапа уже на безбуквенной ступени возможны своеоб-

разные диктанты, когда учитель показывает какую-нибудь предметную картинку, дети произносят слово – название предмета и записывают его линейной схемой, обозначают слоги и ударение.

Слова могут быть произнесены и без связи с картинкой: это могут быть отгадки на загадку, которую загадал учитель или кто-то из учеников. Можно записать даже отдельное предложение: учитель отчетливо и неспешно произносит предложение из нескольких слов (3–6), а дети записывают их линейными схемами:

Посадил дед репку. Стоит в поле теремок.

Особое место отводится уроку по усвоению представления о звуке как физическом явлении и звуке речевом.

В букваре рассматриваются картинки, напоминающие детям, когда можно явственно услышать естественные, природные звуки: жужжание осы, шипение воздуха, вырывающегося из мяча или велосипедной шины, рычание собаки и т. п. Отталкиваясь от этих представлений, учителю легче подвести детей к пониманию речевых звуков.

Так начинается введение детей в обучение грамоте. Уроки на буквенной ступени подготовительного этапа усложняются, проводятся по такой схеме:

1. Объяснение темы урока: звук [а] и его буква А/а.

2. Рассматривание предметных картинок и произнесение «исходных» слов – названий изображенных предметов: аист, астра, арбуз...

Литература к разделу

«Азбука» И. Федорова: факсимильное издание. – М., 1974. Амонашвили, Ш. Л. Здравствуйте, дети! / Ш. Л. Амонашвили. – М., 1986.

Вахтеров, В. П. Избр. пед. соч. / В. П. Вахтеров. – М., 1987.

Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1982.

Горецкий, В. Г.

Уроки обучения грамоте /

В. Г. Горецкий,

В. А. Кирюшкин,

А. Ф. Шанько. – М., 1993,

Егоров, Т. П. Очерки психологии обучения детей чтению / Т. П. Егоров. – М., 1953.

Жедек, П. С. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте /

П. С. Жедек // Начальная школа. – 1991. – № 8.

Жедек, П. С. Методика обучения письму / П. С. Жедек // Русский язык в начальных

классах. Теория и практика / под ред, М. С. Соловейчик. – М., 1997.

От «Азбуки» И. Федорова до современного букваря. – М., 1974.

Редозубов, С. П.

Методика обучения чтению

и письму в

начальной школе /

С. П. Редозубов. – М., 1961.

Толстой, Л. Н. Пед.соч. / Л. Н. Толстой. – М., 1953.

Тумим, Г. Г. Обучение грамоте: Исторический обзор / Г. Г. Тумим // На уроках родного языка. – Пг., 1917.

Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. – М., 1976.

Задания дня самостоятельной работы

1. Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах (включая современных авторов В. Г. Горецкого, Н. В. Нечаеву, В. Левина, В. Репкнна, Д. Б. Эльконина и др.).

2. Объясните механизмы чтения ребенка на разных этапах овладения чтением.

3. Укажите главные особенности методики обучения грамоте в системах Л. Н. Толстого, И. Н. Шапоникова, Д. Б. Эльконина.

4. Как и для чего нужно классифицировать методы обучения грамоте?

5. Определите роль слога в методике обучения грамоте.

6. В чем суть позиционного принципа чтения?

7. Каковы механизмы и методы обучения письму?

8. Составьте схему (порядок) анализа букваря. По этой схеме проанализируйте основные современные буквари (В. Левина, Д. Б. Эльконнна, Л. Ф. Клименовой, В. Г. Горецкого и др., Н. В. Нечаевой). Какой из ныне действующих букварей вы предпочитаете? Почему?

Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каждом этапе урока и на уроке любого типа.

«Внимательные покупатели»

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы.

Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска; матрешка, мышка.

Задание: Из всех игрушек вы можете взять только те, названия которых начинается со звука [к], затем отобрать игрушки, названия которых начинается со звука [м’].

«Рассеянный поэт и доверчивый художник»

Подготовить иллюстрации и стихотворения.

Задание: Посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника (показывает иллюстрацию).

Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова перепутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«Рыбалка»

Задание: Поймайте слова со звуком [л] (или любыми другими звуками).

Ученик берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» он показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Задание: «Вылови местоимение – рыбку, определи лицо и число, положи в нужное ведерко».

«Телевизор»

На доске или наборном полотне учитель вывешивает картинки на каждую букву спрятанного на экране телевизора слова по порядку.

Задание: Ученики должны из первых звуков слов сложить это слово. Если ученики правильно назвали слово, то экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Речевое лото»

Ученикам раздаются большие карты с изображением шести картинок (под картинками написаны соответствующие названия предметов).

Задание: Нужно определить, какой звук есть во всех словах. Затем учитель показывает картинки, называет слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

«Узнай букву»

Учитель называет буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ученики завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее.

После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак (можно использовать любые другие буквы).

Игра помогает не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

«Угадай слово»

Задание: Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово. Какое слово получилось?

В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. Ряд проблем начального, общего и профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления креативной личности. Это позволяет сформулировать главную концепцию и основные концептуальные положения современного креативного образования. Целью современного креативного образования является обеспечение становления, т. е. формирования и развития, креативной личности обучаемого.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов не столько на передачу знаний, сколько на умение использовать эти знания, то есть на формирование универсальных учебных действий. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера .

В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера в обучении учащихся начальной школы на этапе обучения грамоте.

Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления.

Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Креативные уроки строятся на основе инновационной структуры, предложенной М. М. Зиновкиной :

1 блок - Мотивация (удивление).

3 блок - Психологическая разгрузка.

Физкультминутка.

4 блок - Интеллектуальная разминка.

5 блок - Перерыв.

6 блок - Интеллектуальная разминка.

8 блок - Компьютерная интеллектуальная поддержка.

9 блок - Резюме.

Мотивационная аранжировка уроков состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы.

Система работы в данном направлении позволяет развивать критическое мышление, творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; активизировать креативность, мотивацию и силу воли.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие творческого мышления, которое позволит детям логически рассуждать и строить умозаключения, приводить доказательства и делать выводы, фантазировать, и, в конечном итоге, расти не просто носителем определённой суммы энциклопедических знаний, а настоящим решателем проблем в любой области человеческой деятельности.

Технологии системы НФТМ-ТРИЗ очень хорошо сочетаются с групповыми формами работы.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах - там им комфортнее. Учащийся первого класса пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Цели организации совместной учебной работы:

1. Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
2. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
3. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе - это функция контроля и оценки, позже - целеполагания и планирования.
4. Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

А. Б. Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе :

1. позитивная взаимозависимость, т. е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
2. личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
3. индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
4. навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
5. совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.

На уроке обучения грамоте приведенном в статье, первоклассники, работая в группе, через игру и фантазирование представляют изученные на уроках письма буквы разными необычными способами. После этого урока в классе стартует долгосрочный проект (ноябрь - март) «Весёлая азбука», цель которого создать и представить свою «необычную» букву.

Тема: Секреты письма букв О, А, У, Э, ы необычными способами.

Цель: познакомить обучающихся с разными способами написания букв А, О, У, Э, ы через развитие творческого воображения и фантазии.

Задачи:

Развитие любознательности;

Формирование системного мышления и развитие творческих способностей;

Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении написания букв А, О, У, Э, ы разными способами.

Оборудование: листы с буквами, написанными воском для 5 групп, на столах - акварельные краски, кисточки, баночки с водой, рисунки с буквами - изографы, листы для конструирования букв, пластилин, разные материалы - макаронные изделия, пуговицы, крупа гречневая, рис, бусинки, плакат «Правила работы в группе».
Срок проведения: начало ноября.

Таблица 1

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

Детям предлагается прочитать изученные буквы с листа на доске. Письменные буквы а,о,у,ы,э написаны воском, их не видно на строке.
- Что здесь написано?
- Хотите узнать?
Учитель проводит красками по листу и буквы «оживают» на глазах у детей.
- А теперь можете прочитать?

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты.
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

А) Актуализация знаний и постановка учебной цели, правила работы в группе.

1. Беседа.
- Все ли секреты написания этих букв вы знаете?
- Как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня?
На доске появляется запись: Секреты букв.
2. Работа в группах.
- Работать вы будете в группах. Выберите организатора группы.

Давайте вспомним правила работы в группе.На доске плакат «Правила работы в группе.
- У вас на столах тоже есть листы с буквами - это название вашей группы. С помощью красок и кисточки «оживите» ваши буквы.

Ребята отвечают.

Ребята совещаются и выбирают: организатора группы, который руководит деятельностью в группе.
Ребята называют.
Каждая группа красками «оживляет» буквы и называет «имя» своей группы: группы «А», «О». «У», «Э», «ы».

Познавательные УУД

2. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу

Б) Пропедевтика ТРИЗ.

1-е задание группам
Каждой группе раздаются листы с изографами.
- Какие буквы спрятались в рисунках?

2-е задание группам.
- А теперь сами попробуйте спрятать изученные письменные буквы в рисунках.

Посмотрите, что получилось у первой группы. Какие буквы здесь спрятались?

Ребята обсуждают и называют найденные буквы.

Ребята обсуждают задание и на листах А3 каждая группа оформляет свои рисунки.

После выполнения рисунков ребята предлагают отгадать другим группам, какие буквы спрятались на их рисунках.
Аплодисментами ребята отмечают работу групп.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из рисунков.
2. Представлять информацию в виде рисунка.

4. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Умение работать в группе.
Личностные результаты


Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (для развития межполушарного взаимодействия)

Упражнение «Качание головой» (упражнение для стимуляции мыслительных процессов)
Упражнение «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

Ребята поочередно сначала правой рукой ставят кисть кулачком на стол, потом ребром, потом ладонью. Повторяют с левой рукой, затем двумя руками одновременно.

Ребята медленно качают головой влево и вправо.
Ребята «рисуют» головой восьмерки.

Личностные УУД:
1.Формируем саморегуляцию.

Блок 4. Головоломки.

Танграм
Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции.
Можно предложить ребятам сложить букву - имя своей группы из деталей танграма.

Ребята собирают в группе фигуры танграма по схеме.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Блок 5.
Интеллектуальная разминка: нахождение закономерностей, необычное использование объектов.

1-е задание. Найди «лишнюю» букву.
Группам выдаются карточки с буквами:
а, о, ы, Э , у
О, А, У, ы , Э
а, у, н , ы, э, о
Письменные буквы написаны по строчкам, выделений другим шрифтом букв нет.
- Найдите в каждой группе «лишнюю» букву.

2-е задание. Работа с цепочкой.
- Какие инструменты для письма вам известны?

А что еще вы могли бы использовать для написания букв?
- Интересно, а могут ли вам пригодиться цепочки, которые у вас на столах?

Попробуйте сконструировать изученные письменные буквы с помощью цепочки.

Ребята выполняют задания и проверяют, как их выполнили другие группы. Объясняют свой выбор, называют закономерности в каждой строке.

Ребята отвечают на вопросы.

Высказывают предположение о письме букв цепочкой.

Ребята конструируют буквы в группе.

Познавательные УУД


3. Развиваем в ребенке способность уходить от тривиальных ответов. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 6.
Содержательная часть

Задание «Необычные буквы»
- Создайте в группах буквы из разных материалов.

Ребята выполняют задание в группах:
1-я группа «пишет» макаронными изделиями,
2-я группа - пуговицами,
3-я группа - гречкой,
4-я группа - рисом,
5-я группа - бусинками.
Каждая группа «пишет» свою букву - имя своей группы.
Ребята представляют свои работы, создавая выставку на доске.

Познавательные УУД
1. Представлять информацию в виде рисунка необычными материалами.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы об их использовании.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.

Медиаресурс «Учимся вместе с гномом»
http://pedsovet.su/load/238-1-0-39450
Задания:
«Мозаика». Собери мозаику из мультфильма.
«Подбери слово». Чистоговорка. Слово «гном» и картинка появляются по щелчку, после того как чистоговорку составят дети.
«Найди гласные и согласные». Распределение букв на два столбика по щелчку.
«Найди букве картинку». После выполнения задания по щелчку каждая картинку перемещается к своей букве.

Ребята выполняют задания на iPad.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
3. Развиваем в ребенке воображение
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 8. Резюме

1. Итог урока
- Какие секреты письма букв вы узнали сегодня?2. Рефлексия работы групп
- Удалось ли вашей группе работать по правилам?
- Если «Да», поднимите карточку - «Молодцы», если что-то не получалось - карточку «Задумчивый человечек».
- Почему не получилось работать по правилам?
3. Рефлексия работы каждого на уроке.
- Закройте глаза. Поднимите руки те, кому урок понравился. Теперь поднимите руки те, кому урок не понравился.
Все это делается с закрытыми глазами.

Ребята отвечают на вопросы.

Ребята анализируют работу группы.

Ребята оценивают свое эмоциональное и качественное ощущения от урока.

Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ссылки на источники
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
2. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. - 109 с. [Дата обращения 14.11.2016]
3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X [Дата обращения 14.11.2016].
4. А. Б. Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М., 2000.

В пособии представлены примерные разработки уроков чтения, которые проводятся в период обучения грамоте. Оригинальная авторская методика работы со школьниками на уроках направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь и др.) с первых дней обучения в начальной школе.
Пособие предназначено для учителей начальных классов; будет полезно студентам педвузов, родителям.

Слово
I. Мобилизующий этап
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
У. Послушайте мою речь и определите, что я скажу: Прозрачные росинки украшают осинку.
Д. Это предложение.
У. Назовите известные вам признаки предложения.
Д. Предложение выражает законченную мысль. Предложение имеет особую интонацию.
У. Скажите, из чего состоит предложение, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Предложение состоит из слов. Значит, тема сегодняшнего урока - «Слово».
У. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цель нашего урока. На доске написано печатным шрифтом: узнать, что... учить различать... и не... учиться... значение...
Д. Цель нашего урока - узнать, что такое слово; учиться различать слово и не слово; учиться определять значение слова.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Примерные разработки уроков чтения в период обучения грамоте
Урок 1. Речь
Урок 2. Слово
Урок 3. Слог
Урок 4. Гласные и согласные звуки
Урок 5. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Ударение. (Обобщение)
Урок 6. Звук [а] и буква А, а
Урок 7. Звук [о] и буква О, о
Урок 8. Звук [и] и буква И, и
Урок 9. Звук [ы] и буква ы
Урок 10. Звук [у] и буква У, у
Урок 11. Звуки [н], [н’] и буква Н,н
Урок 12. Звуки [с], [с’] и буква С. с
Урок 13. Звуки [к], [к’] и буква К, к
Урок 14. Звуки [т], [т’] и буква Т, m
Урок 15. Звуки [л], [л’] и буква Л, л
Урок 16. Звуки [р], [р’] и буква Р,р
Урок 17. Звуки [в], [в’] и буква В, в
Урок 18. Буква Е, е и звуки, которые она обозначает
Урок 19. Звуки [п], [п’] и буква П, п
Урок 20. Звуки [м], [м’] и буква М, м
Урок 21. Звуки [з], [з’] и буква 3, з
Урок 22. Звуки [б], [б’] и буква Б, б
Урок 23. Звуки [д], [д’] и буква Д, д
Урок 24. Буква Я, я и звуки, которые она обозначает
Урок 25. Обозначение буквой Я звука [а] после мягкой согласной
Урок 26. Звуки [г], [г’] и буква Г, г
Урок 27. Звук [ч] и буква Ч,ч
Урок 28. Буква ь как обозначение мягкости согласных
Урок 29. Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного (закрепление)
Урок 30. Звук [ш] и буква Ш,ш
Урок 31. Звук [ж] и буква Ж, ж
Урок 32. Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает
Урок 33. Звук [й] и буква Й,й
Урок 34. Звуки [х], [х’] и буква X, х
Урок 35. Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает
Урок 36. Звук [ц] и буква Ц, ц
Урок 37. Звук [э] и буква Э, э
Урок 38. Звук [щ] и буква Щ.щ
Урок 39. Звуки [ф], [ф’] и буква Ф, ф
Урок 40. Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак
Урок 41. Алфавит
Урок 42. «Первая охота»
Урок 43. «Угомон»
Урок 44. «Помощница»
Урок 45. Борис Владимирович Заходер. «Два и три»
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте, Бакулина Г.А., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: