Про заболевания ЖКТ

Все виды труда можно разделить на две группы: физический, где преобладает мышечная деятельность, и умственный, где доминирует умственная деятельность.. Существует следующая классификация трудовой деятельности:

1. Формы труда, которые требуют значительной мышечной активности. Эти формы постепенно исчезают, поскольку связаны с тяжелой физической нагрузкой (землекопы, лесорубы и т.п.). У представителœей этих профессий полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса, что требует значительных энергетических затрат. Хотя такой физический труд и развивает мышечную систему человека, он обуславливает ряд негативных последствий. Основной – социальная неэффективность физического труда. Для достижения определœенной производительности крайне важно значительное напряжение физических сил человека.

2. Механизированные формы труда - ϶ᴛᴏ многочисленные профессии во всœех отраслях производства. Характерные черты форм механизированного труда связаны со снижением мышечного компонента в работе и усложнение программы действий, уменьшается роль больших мышц в пользу мелких. Задание состоит в развитии точных и быстрых движений. Усложнение программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.

3. Групповые формы труда (конвейер). Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, упрощение ряда дополнительных операций, синхронизация труда всœех его участников. Интервал времени между операциями – мера монотонности. В связи с этим нарастает высокая нагрузка на нервную систему, эмоциональную сферу. Поскольку на конвейере работают люди с индивидуальными особенностями нервной системы, то создаются дополнительные нагрузки на нее.

4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим или автоматическим производством. В этих формах механизация производства выражена в большей степени. Человек не дополняет механизм, а управляет им, обеспечивая его непрерывную работу. Основной чертой деятельности – готовность к действию и связана со скоростью реакции (оперативный покой). Уровень его бывает различный, исходя из ответственности работы, отношения к ней, скорости действия, индивидуальных особенностей работника. Сохранение состояния оперативного покоя – большая нервная работа.

5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. Разделяют два базовых рабочих ритма. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека. Беспрерывное внимание работника получает разрядку в численных движениях или условно-двигательных актах. В других – редких, работник находится, главным образом, в состоянии готовности к действиям. Наиболее сложные формы – деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.

6. Формы интеллектуальной деятельности. С физиологической точки зрения эта форма основывается на сложной работе ЦНС, в которой формируется соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд разнообразен, и программы различны по качеству и сложности. С одной стороны - ϶ᴛᴏ простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телœеграфисты, бухгалтеры), а с другой – изменяющаяся, сложная программа действий (творческий труд).

Особенности умственного труда. Умственным считается труд, который связан с приемом и переработкой информации. Он требует участия сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления, эмоциональной сферы. Умственный труд характеризуется большим напряжением деятельности ЦНС, однако не исключает возможности физического напряжения, даже значительного.

Основные виды умственного труда:

1. Работа оператора – группа профессий, связанная с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами (операторы – наблюдатели, операторы – исполнители, операторы – технологи и др.). Для исследования этих профессий, которые встречаются повсœеместно на производстве, создана наука – инженерная психология, изучающая функции человека в автоматизированных системах.

2. Управленческая работа – руководители предприятий, учреждений, преподаватели. В этой группе доминируют факторы, обусловленные ростом объёма информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального статуса и личной ответственностью за принятие решений. Современному руководителю необходимы различные качества (политические, организаторские, деловые, профессиональные, личностные), эрудиция в различных областях знаний (экономики, управления, техники, технологии, психологии), наличие определœенных навыков (педагога, воспитателя). Для данной формы труда характерны нестандартность решений, нерегулярность нагрузок, возможность конфликтных ситуаций.

3. Творческий труд – один из сложнейших форм деятельности человека, поскольку требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Это научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, конструкторы, архитекторы. Для их работы характерно создание новых алгоритмов деятельности (чаще, чем у представителœей других профессий), значительный объём памяти, пристальное избирательное внимание, что повышает уровень нервно-эмоциональное напряжение. Вместе с тем, нерегламентированный график деятельности.

4. Труд медицинских работников. При всœем разнообразии специальностей врача и среднего медработника, у них общие черты – постоянный контакт с больными людьми, повышенная ответственность, часто – дефицитом информации для принятия правильного решения.

5. Работа учеников и студентов. Учебный процесс требует напряжения базовых психических функций – памяти, внимания (особенно концентрации и устойчивости), восприятия. Обучение часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты).

В умственном процессе принимают участи как специфические (анализаторные), та и не специфические структуры мозга. Во время умственной деятельности процессы охватывают различные корково-подкорковые взаимодействия в обоих полушариях большого мозга. Какая-либо работа сопровождается определœенным нервно – эмоциональным напряжением. При этом обостряется восприятие, внимание, память, проявляются вегетативные изменения. Для каждого вида деятельности необходим определœенный оптимум эмоционального напряжения, при котором реакция организма становится эффективной и совершенной. Эмоциональное напряжение в значительной мере зависит от сложных социально-психологических мотиваций.

Во время выполнения умственной работы психические процессы существенно изменяются. В начале внимание, способность запоминания, скорость решения ʼʼтестовыхʼʼ задач постепенно улучшаются (врабатывание). Чрезмерная работа может угнетать психическую деятельность. Важно заметить, что для сохранения умственной работоспособности большое значение имеют вегетативные функции, которые обеспечивают энергетические затраты. Важным механизмом обеспечения эффективности умственного труда – увеличение кровотока в нервных центрах, которые активно работают. Это осуществляется в основном за счёт перераспределœения кровотока в сосудах мозга. При частом (ежедневном) повторе эти изменения могут привести к патологическим изменениям не только в вегетативной, но и в психической сфере. Особенно часто бывает, когда нет полного восстановления после работы, и утомление переходит в хроническое (переутомление).

Проблемы переутомления и работоспособности тесно связана с возрастными изменениями и с биоритмами человека. Важно, что при умственном утомлении снижается также и физическая работоспособность.

Признаки утомления при умственной деятельности: ощущение слабости, снижение внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабления воли, нарушение моторики (нарушение координации движений, снижение силы), сонливость. Развитие утомления зависит от состояния организма, внешних факторов. При умственном переутомлении работа продолжается за счёт повышения эмоционального напряжения.

Основные закономерности процессов утомления и восстановления (по Г.В. Фольборту).

1. Уровень работоспособности зависит от соотношения процессов утомления и восстановления. Эти процессы развиваются одновременно, но преобладает один из них: если доминирует утомление, работоспособность снижается, в случае если восстановление, работоспособность повышается.

2. Между утомлением и восстановлением существует тесная взаимосвязь. Восстановление стимулируется теми изменениями, которые реализуются в процессе утомления. Во время работы и после нее соотношение между процессами утомления и восстановления изменяются: во время преобладают процессы утомления, но выражены и процессы восстановления.

3. На интенсивность восстановительных процессов влияет скорость развития утомления. В случае если быстрее развивается утомление(при интенсивной работе), то быстрее восстановление после работы.

4. Восстановительные процессы развиваются не прямолинœейно, а волнообразно. Общая тенденция к повышению работоспособности сохраняется. В процессе восстановления разделяются две фазы – достижения начальной работоспособности и устойчивой, постоянной работоспособности.

5. Изменяя длительность работы и отдыха после нее, можно достичь двух состояний – хронического утомления (переутомления) и постепенного повышения работоспособности (тренировка). В случае если человек начинает повторно работать до состояний устойчивой работоспособности, то процессы утопления усуглубляются и развивается переутомление.

6. На развитие утомления влияет торможение в нервных центрах: торможение останавливает работу, препятствуя развитию хронического переутомления и стимулируя развитие восстановительных процессов.

Сам по себе умственный труд, не усложненный негативными эмоциями, существенно не влияет на организм, но среди людей, занятых этой формой деятельности, довольно высокий процент с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем. Важным методом поддержки высокой работоспособности является чередование умственного и физического труда.

Основные формы трудовой деятельности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные формы трудовой деятельности." 2017, 2018.

Деятельность - это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. И третья деятельность, труд - это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности.

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру - процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления - в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека.

Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе. Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Деятельность - активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе трудовой деятельности осуществляет эргономика, цель которой - оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций - физический и умственный труд.

Физический труд.

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд.

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) - это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2000-2400 ккал).

Структура деятельности человека.

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени:

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии.

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования.

Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей.

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • - физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне, чистоте, жилье, физическом отдыхе и т. д.;
  • - экзистенциальные - безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т. д.;
  • - социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т. д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • - престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • - духовные - ориентированные на самовыражение, самостоятельную актуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.

Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами.

Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:

  • - познавательные - в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • - эстетические - стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • - трансцендирования - бескорыстное стремление помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними.

Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности.

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность.

Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т. д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы.

Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для молодежи более важны инновации, для пенсионеров - традиции, у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства - духовные.

У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т. п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т. д.

Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения - твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки - преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности.

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего.

Любая деятельность предполагает целеполагание, т. е., способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах.

Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т. д.

Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т. п.

Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания.

Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т. д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов, бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие.

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу.

Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т. д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • - цели рациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение, бизнесмен, организующий предприятие, преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • - ценностно-рациональные - действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • - аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств - ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • - традиционные - действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т. д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются: поступки - действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния - действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку - это поступок, выиграть важную битву - деяние. Выпить стакан воды - обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление - это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности.

Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Формы деятельности человека и их физиологиче-ские характеристики

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижно-сти нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональ-ной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инже-нерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изу-чению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомен-даций по организации трудового процесса.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный . Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейнерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий - характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд - требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии. повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников - это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (на экзаменах, зачетах).

Энергетические затраты человека при различных формах деятельности.

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления

кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000 - 6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000 - 4000 ккал.

При очень тяже-лой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда в организме накапли-ваются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и рас-хода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500- 3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 - 10 % уровень основного обмена; стоя- на 10-25%, при вынужденной неудобной позе - на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% - при чтении лекций, на 90-100% - у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое за-висит от значимости, опасности и ответственности работы. При нерв-ном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, из-менение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно "вхо-дить" в работу, соблюдать ритм, систематичность.

Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, уве-личивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

Увеличение интенсивности работы сопровождается ростом воздухообмена (с 5-8 л/мин до 100 л/мин), частотой дыхания (с 10-20 до 30-40 в мин) и долей использования кислорода (с 3-4% до 4-8%). Последнее обуславливается усилием диффузии С*2 в легкие.

Под действием мышечной работы меняется морфологический состав крови, ее физико-химические свойства: растет число эритро-цитов, содержание гемоглобина, усиливается процесс регенерации эритроцитов, увеличивается число лейкоцитов. Эти изменения свиде-тельствуют об усилении функции кроветворных органов. Определен-ные изменения при физической работе происходят в эндокринных функциях (повышение содержание в крови адреналина и др.), что способствует мобилизации энергетических ресурсов организма.

Методы оценки тяжести труда

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы. При умственном труде оно может быть эмоциональным.

Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.

Мышечная работа включает статистическую и динамическую.

Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с принятием человеком рабочей позы. Работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10-25% рабочего времени - работа средней тяжести.

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект.

Динамическая работа подразделяется:

общая - выполняется более чем 2/3 массы скелетной мускулатуры,

региональная - выполняется мускулатурой плечевого пояса или верхних конечностей,

локальная выполняется при участии менее 1/3 скелетных мышц.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. При оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т. д.

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомства.

Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Способы повышения эффективности трудовой деятельности

Эффективность трудовой деятельности человека в большой степени зависит от предметов и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

Работоспособность - величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности она изменяется во времени. При этом различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности: фаза нарастающей способности (фаза врабатывания, 1,5-2,5часа); фаза высокой устойчивой работоспособности (2-2,5 часа);Фаза снижения работоспособности. После обеденного перерыва фазы изменения работоспособности повторяются.

Важными элементами повышения эффективности труда являются:
1) совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения, так как при этом возрастают мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы;

2) правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, что обеспечивает наиболее эффективный трудовойпроцесс, уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний.

Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда, а неправильная поза приводит к возникновению статической усталости, снижению качества и скорости выполняемой работы, снижению реакции на опасности.

При организации производственного процесса следует учитывать антропометрические и психофизические особенности человека, его возможности в отношении величины усилий, темпа и ритма выполняемых операций, а также анатомо-физиологические различия между мужчинами и женщинами.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует высокой устойчивости работоспособности. На производстве различают две формы чередования труда и отдыха: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и ведение кратковременных регламентированных перерывов, причем оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых и пунктов раздачи пищи. Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке.

Ручной, физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме человека. Вместе с тем при ручном труде отмечается повышение напряжения физических сил и увеличение энергетических затрат организма рабочего. Для данной формы труда характерны низкая производительность, а также длительный до 50 % рабочего времени отдых. К ней относится работа грузчика, каменщика, кузнеца и др.

Примеханизированном труде усложняется программа действий, уменьшается объем мышечной деятельности. При выполнении данного труда требуются специальные знания и двигательные навыки, так как рабочий обслуживает различные станки и машины. Вместе с тем большое число простых, однообразных движений ведет к монотонности труда.

Частично автоматизированный труд более прогрессивен по сравнению с предыдущими видами. Основные операции по изготовлению изделий выполняются на станочном оборудовании. Человек подает материал для обработки, пускает в ход механизм станка, извлекает обработанную деталь. Отрицательные моменты - монотонность, заданный станком ритм работы, утрата творческого начала.

Автоматизированный труд связан с управлением механизмами. Применяются пульты управления, которые в одних случаях требуют от человека частых активных действий, в других - постоянно находиться в состоянии готовности к действию.

Пригрупповом, конвейерном труде детали при помощи конвейера подаются на рабочие места. Технологический процесс дробится на отдельные операции, выполняющиеся в строгой последовательности и в заданном ритме коллективом рабочих, которые осуществляют свою деятельность синхронно и тратят на выполнение работы одинаковое количество времени. Чем меньше времени затрачивается на выполнение той или иной работы, тем она монотоннее и проще. Кроме того, сборщику навязывается ритм работы, относительно несложной, а иногда и очень упрощенной, длительное пребывание в определенной позе (часто сидя). Нередко труд на конвейере требует напряжения зрения, выполняется в условиях скопления большого числа рабочих в одном помещении. Монотонность, вынужденная поза, напряжение зре ния и др. - отрицательные свойства конвейерного труда, приводящие к утомлению и быстрому нервному истощению человека.

Умственный труд делится: наоператорский, управленческий, творческий, труд медработников, преподавателей, студентов. При нем происходит напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы человека.

Умственный труд заключает в себе специальности, относящиеся к сфере материального производства (инженеры, операторы, диспетчеры и др.), а также профессии врача, педагога, артиста, работа которых не сопровождается производством материальных благ.

Операторский труд отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, так как работник контролирует работу машин.

Управленческий труд - труд руководителей. Характеризуется большим объемом информации, дефицитом времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решения и разрешение конфликтных ситуаций.

Творческий труд писателей, композиторов, артистов, художников и др. - наиболее сложная форма труда, требующая большого объема памяти, внимания, нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и медработников характеризуется высокой степенью нервно-эмоционального напряжения. Вследствие постоянного контактирования с людьми, у них отмечается дефицит времени для принятия правильного решения.

Для труда учащихся и студентов характерны переработка большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти и внимания, стрессовые ситуации. Отрицательный момент умственного труда - гипокинезия , являющаяся одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у человека.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Физиолого-гигиеническая оценка условий труда

Белорусский государственный медицинский университет.. кафедра гигиены труда.. м в галицкая т и петрова соболь и п семенов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мотивационная характеристика темы
Внедрение новых технологических процессов, проведение комплексной механизации и автоматизации производства преобразуют условия труда, характер и содержание трудовой деятельности. В современном прои

Учебный материал
Физиология труда -раздел гигиены труда, изучающий изменения функционального состояния организма и разрабатывающий средства организации трудового процесса, предупреждающи

Принципы центральной нервной регуляции рабочей деятельности
Независимо от характера производственной деятельности, обязательным внешним проявлением трудового процесса является двигательная активность человека, в процессе которой происходит взаимодейс

Двигательный аппарат и основные мышечные действия
Механическая энергия, необходимая для выполнения трудовых операций, получается в результате экзотермической реакции расщепления АТФ на аденозиндифосфорную и фосфорную кислоты. Процесс превращения х

Физиологические сдвиги в организме при физической работе
Производственная деятельность человека связана с переходом организма на новый, рабочий уровень функционального состояния систем и органов, обеспечивающий возможность выполнения труда. При этом осно

Физиологическое нормирование трудовой деятельности
Необходимость регламентации напряжения физиологических функций обусловлена тем, что как перенапряжение отдельных органов и систем, так и недостаточная их нагрузка неблагоприятно отражаются на состо

Гигиенические критерии оценки условий труда в зависимости от тяжести и напряженности трудового процесса
Нагрузка на организм при труде, требующем мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, классифицируется как тяжесть труда - характеристика тру

Работоспособность человека
Эффективность труда зависит от двух главных факторов: нагрузки и работоспособности. Общая нагрузка состоит из следующих компонентов: предмет и орудия труда, организация рабочего места

Физиологические методы исследования состояния организма
Исследование функционального состояния ЦНС К специфическим методам оценки функционального состояния высшей нервной системы относятся исследования подвижности нервных

Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Степень учащения пульса характеризует реактивность организма и позволяет судить об интенсивности нагрузки: чем тяжелее работа, тем больше частота пульса. Для характеристики мышечной работы следует

Исследование внешнего дыхания
Функциональное состояние дыхательного аппарата оценивают при помощи количественных (частота, глубина дыхания, минутный объем дыхания, жизненная емкость легких), так и качественных (ритм) показателе

Исследование мышечной работоспособности
Для оценки состояния мышечной системы могут быть использованы методы эргографии, динамометрии, электромиографии, хронаксиметрии, электротреморометрии и др. Эргография. При

Исследование теплового состояния организма
Тепловое состояние - результат процессов терморегуляции. Терморегуляция представляет собой совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание температуры тела в определенных границ

Утомление, теории возникновения и меры его профилактики
Утомление-состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и

Пути сохранения работоспособности и повышение производительности труда. Научная организация труда
Основным направлением в профилактике утомления и повышении работоспособности является механизация трудоемких работ, автоматизация технологического процесса, усовершенствование ручного инструмента (

Хронометражные исследования
Проведение психофизиологических исследований на производстве сочетают с хронометражными наблюдениями, которые позволяют выявить динамику работоспособности в течение рабочего дня, время воздействия

Методика проведения физиологических исследований на производстве
На начальном этапе определяются цели исследований: - изучение влияния новых форм трудовой деятельности на организм человека; - определение тяжести и напряженности труда;

Показатели тяжести труда
№ п/п Показатели Фактические значения Класс 1. 1.1. 1.2. Физическая динамическая нагрузка

Термины и определения
Виды (формы) труда - совокупность физиологических систем, участвующих в трудовом процессе, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность. Ведущий производственный фактор

Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический труд выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую . Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей , при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной , при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: