Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным. Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность – далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!
«Вагончики» слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («гу, гу») они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого «Поезд приехал на станцию» все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала «Приехали».
Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:
"Пальчик о пальчик"
Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.
Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:
Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)
Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)
Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. ! (Повторить 2 раза).
Игры после перенесенных инфекционных заболеваний:
"Заинька- паинька"
Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.
Ход игры. Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны.)
Вот так, вот сяк поклонись.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе.)
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой.)
Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.
Консультация для родителей
«Игры, которые лечат»
Воспитатели: Каменева И.А.
Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить.
Игры, которые лечат
Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным. Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность – далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!
В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.
Мы постарались подобрать как можно больше игр по каждому виду заболеваний. Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3-4 месяца по 2-3 раза в день).
Игры при заболеваниях дыхательной системы:
"Пастушок дудит в рожок"
Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материалы. Рожок, дудочка.
Ход игры. Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.
"Шарик лопнул"
Цель. Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.
Ход игры. Предложите ребенку «надуть шарик»: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот - «ффф....», медленно соединяя ладони под «шариком». Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши - «шарик лопается». «Из шарика выходит воздух»: ребенок произносит звук «шшш...», складывая губы хоботком и опуская руки на колени. «Шарик надувают» 2--5 раз. За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.
"Перышки"
Цель. Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
Материалы. Веревка, 2 стульчика, перышки.
Ход игры. Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.
"Мышка и Мишка"
Цель. Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Ход игры. Родители показывают движения и произносят слова:
У Мишки дом огромный.
(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох.)
У мышки - очень маленький.
(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову - выдох с произнесением звука «шшш».)
Мышка ходит (Ходим по комнате.)
В гости к Мишке,
Он же к ней не попадет.
Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4-6 раз. Следите за четкостью и координацией движений ребенка.
"Косари"
Цель. Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.
Ход игры. Предложите ребенку «покосить траву». Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы показываете, как «косить» и читаете стихи, а ребенок со слогом «зу» переводит руки махом в сторону (влево - выдох, затем вперед, вправо - вдох).
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву,
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3-4 раза.
"Поезд"
Цель. Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.
Ход игры. Предложите ребенку отправиться в путешествие, превратившись в «вагончики» со всеми членами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.
« Игры, которые лечат »
Когда ребенок заболевает, то это становится бедой для всей семьи. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, покупаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить уход. Однако есть ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное состояние играет положительную, порой значимую роль в выздоровлении. Другая особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах целом.
Важно помнить, что психика ребенка, особенно в младшем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что « надо» и « полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому представляем вам адаптивные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний дыхательной системы.
При заболевании верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.
« КОРОЛЬ ВЕТРОВ »
Игровой материал: вертушка или шарик.
Ход игры: взрослый рассказывает: «Собрались как – то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем игроки
(взрослый и ребенок по очереди) дуют на вертушку (чья вертушка сильнее и дольше крутится) или на подвешенные воздушные шарики
(чей шарик отлетит выше). Важно , что взрослый показывает ребенку, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
«БУЛЬКАНЬЕ»
Игровой материал: стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка).
Ход игры: перед игроками на столе стоят бутылочки с водой и трубочкой. Взрослый показывает, как нужно правильно дуть в стакан через трубочку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Важно , сделать глубокий вдох через нос и делать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Обязательно следить за правильностью выполнения.
«ЗАПАСЛИВЫЕ ХОМЯЧКИ»
Игровой материал: веревка или лента (от 2 м длинной), стулья большие, одеяло (плед или др.)
Ход игры: взрослый рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести запасы зерна с поля
(одеяло, разложенное на полу) в норку (сделанную из стульев), шагать необходимо по веревочке, которая разложена на полу (по прямой, или волной или др.) Важно , следить за тем, что бы ребенок набрав в рот воздух держал его закрытым и дышал через нос.
«ШАРИК ЛОПНУЛ»
Игровой материал: нет
Ход игры: ребенок сидит на стуле. Взрослый предлагает « надуть шарик». Ребенок надувает шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот « фффф…», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку взрослого шарик лопается. Из шарика выходит воздух: ребенок произносит звук « шшшш…». Делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз.
Игровой материал: пинг- понговый шарик, ленточка, стол.
Ход игры : ребенок сидит за столом, на котором разложена ленточка и на ней стоит шарик. Взрослый показывает ребенку, как сделать правильный вдох и выдох. По команде взрослого ребенок набирает воздух через нос и дует на шарик, что бы тот укатился как можно дальше.
«САМОЛЕТИК - САМОЛЕТ»
Игровой материал: нет
Ход игры: взрослый показывает, как играть в « самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх – вдох.делает поворот в сторону, произносится « жжж », - выдох, стоит прямо, опустив руки,- пауза и т. д. взрослый считает стишок, ребенок делает движения самостоятельно по 2-4 раза в каждую сторону в ритме стиха.
Самолетик- самолет (ребенок разводит руки в стороны
Отправляется в полет. ладонями вверх, вдох)
Жу,жу,жу (выдох)
Я налево полечу, (делает поворот влево и вдох)
Жу,жу,жу, (выдох)
Постою и отдохну.
Я направо полечу, (делает поворот направо и вдох)
Жу,жу,жу, (выдох)
Постою и отдохну. (встает прямо, опустив руки)
Семинар «Игры, которые лечат»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в области физическая культура и способствовать освоению игровой техники детей дошкольного возраста.
Форма проведения: круглый стол.
Дата и время проведения: 12. 02. 2014г.
Участники: Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты.
Форма одежды: спортивная
Программа семинара:
Ознакомление с содержанием семинара.
Практическое задание: выполнение игр совместно с педагогамиинструктор по ФК.
Консультация «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры»- инструктор по ФК.
Подведение итогов семинара.
Игры, которые лечат.
Игротерапия, сказкотерапия - это лишь пара примеров методик психологической помощи детям. Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить некоторые игровые техники.
Вполне возможно, что ваш детский психолог проведет игротерапию намного профессиональнее, но еще более очевидна польза от занятий, которые проводят сами педагоги и родители!
Ведь в процессе будут задействованы не только дети, но и педагоги, а значит вместе с ребенком будут меняться и педагоги, их отношения друг с другом.
Играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей.
Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, потихоньку готовится к взрослой жизни. Игра обладает и лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме.
Лучше начинать игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия.
Эти игры помогут:
Снять нервное напряжение, накопившееся в детях и взрослых, и зарядить их позитивом и жизнерадостностью!
Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества.
Наладить контакт между детьми и педагогами.
Развить ловкость и координацию движений.
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.
«Снеговик!»
Педагог и дети превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.
«Буратино»
Педагог говорит текст и выполняет движения вместе с детьми:
«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино.
Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.
Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.
Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.
А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем»
Игра, способствующая коррекции упрямства, негативизма и агрессии!
«Капризная лошадка»
Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с детьмми они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»
А следующие игры направлены целиком на коррекцию агрессии:
«Сражение»
Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
«Злые - Добрые кошки»
По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку) , добрые кошки ласкаются и мурчат.
«Каратист»
На пол кладётся обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя) , делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.
«Боксер» (с 3 лет)
Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.
«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!»
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты - капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты - слива» и т. д. Игра останавливает, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик!», «А ты - розочка!».
Игры, направленные на коррекцию страхов:
«Смелые мыши» (с 2 лет)
Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.
«Привидение» (с 3 лет)
На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У - у - у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим.
«Пчёлка в темноте» (с 3 лет)
Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны) . Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом) . Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей) . Взошло солнце (материал убирается) , и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.
«Сова и зайцы» (с 3 лет)
Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.
Выбираются сова и зайцы (или заяц) . Когда свет включен (день) , сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь) , сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У - у - у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.
Помните, самое главное - это не не во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия - это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе!
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar10.htm
1. Игры при заболеваниях дыхательной системы:
"Пастушок дудит в рожок"
Цель . Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материалы . Рожок, дудочка.
Ход игры . Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.
"Шарик лопнул"
Цель. Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.
Ход игры . Предложите ребенку "надуть шарик": широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот - "ффф....", медленно соединяя ладони под "шариком". Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши - "шарик лопается". "Из шарика выходит воздух": ребенок произносит звук "шшш...", складывая губы хоботком и опуская руки на колени. "Шарик надувают" 2 - 5 раз. За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.
"Перышки"
Цель. Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
Материалы . Веревка, 2 стульчика, перышки.
Ход игры . Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.
"Мышка и Мишка"
Цель . Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Ход игры . Родители показывают движения и произносят слова:
У Мишки дом огромный.
(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох.)
У мышки - очень маленький.
(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову - выдох с произнесением звука "шшш".)
Мышка ходит (Ходим по комнате.)
В гости к Мишке,
Он же к ней не попадет.
Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4-6 раз. Следите за четкостью и координацией движений ребенка.
"Косари"
Цель . Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.
Ход игры. Предложите ребенку "покосить траву". Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы показываете, как "косить" и читаете стихи, а ребенок со слогом "зу" переводит руки махом в сторону (влево - выдох, затем вперед, вправо - вдох).
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву,
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3-4 раза.
"Поезд"
Цель . Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.
Ход игры . Предложите ребенку отправиться в путешествие, превратившись в "вагончики" со всеми членами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.
"Вагончики" слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку ("гу, гу") они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого "Поезд приехал на станцию" все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала "Приехали".
2. Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:
"Пальчик о пальчик"
Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.
Ход игры . Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:
Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)
Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)
Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. ! (Повторить 2 раза).
3. Игры после перенесенных инфекционных заболеваний:
"Заинька- паинька"
Цель . Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.
Ход игры . Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны.)
Вот так, вот сяк поклонись.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе.)
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой.)
Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.
ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ
(младший, средний возраст)
«Вся жизнь - игра...» Игра начинается с началом жизни человека. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние и личностные качества. Игра детей самоценна. Это и развлечение, и обучение, и развитие навыков общения, и оздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.
Игра – это один из лучших антистрессовых приемов. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться.
Бывали у Вас такие ситуации, когда, забрав малыша из детского сада, Вы не могли узнать своего ребёнка: он носился по квартире как метеор, скакал по диванам и кроватям, кричал, в общем, стал совсем неуправляемым … «Как подменили ребенка! - сокрушаются родители. - Надо будет поговорить с воспитателем!». А в садике говорят: «Очень послушный мальчик!» или: «Такая тихая, спокойная девочка!». Мама и папа удивляются. А зря!
Даже для самого общительного ребенка детский сад - это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный и «негромкий» человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.
Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером «наверстывает упущенное», нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился. Если днем ваш ребенок - «тихоня», а вечером - «дикарь» , хорошо помогает снять напряжение и дать выход энергии игра «Рвакля».
Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.
Если же ребенок и в садике - «ураган», и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию «в мирное русло». Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем, чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.
Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится , ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования.
Одной из таких игр является «Грибник» .
Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы - «грибы» - в корзину. Собранные «грибы» можно сортировать по цвету, форме, размеру... К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: «Давай почитаем?» или «Поможешь мне на кухне?».
Приглушив таким образом «лишнюю» энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям - почитать, потанцевать. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним - это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня.
спокойные игры , в процессе которых не произойдет эмоционального перевозбуждения ребенка. Например, можно поиграть в игру «Светлые мысли».
Лягте рядом с ребенком, оба закройте глаза, можете при этом тихонько разговаривать друг с другом. Попробуйте оба представить, что вы лежите в тени дерева в теплый день. Сделайте глубокий вдох, представьте, что вы вдыхаете тепло и тишину. А затем выдохните наружу печальные и тревожащие мысли. Продолжайте вдыхать счастливые легкие мысли и выдыхать неприятные, пока не наполнитесь любовью и счастьем.
Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, «стечет» с малыша. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик). ИГРА «ВОДЯНЫЕ СТРУЙКИ» В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и, брызгая из нее водой на стенку, делать с помощью струи разные узоры: домик, шарик. Сначала «рисует» взрослый, а ребенок отгадывает, а потом наоборот.
ласковый массаж поможет возбужденному ребенку успокоиться и заснуть. Особенно, если при этом ему еще и напевают песенку или рассказывают сказку.
Если малыш слишком возбужден, массаж лучше начать со ступней. Предложите ему закрыть глаза и расслабиться. Постепенно массируйте ножки ребенка все выше и выше до полного расслабления мышц, а затем то же самое проделайте с его ручками. Потом попросите его расслабить плечи и помассируйте их тоже. После этого перейдите к шее и, наконец, к голове.
Для этого в арома-лампу добавляется всего одна-две капли масла, например мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты, - он хорошо освежает и бодрит. Но не стоит использовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном.
Если же ваш ребенок аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, - это поможет малышу спать спокойнее.
Исключение можно сделать для «Спокойной ночи, малыши!», - эта передача идет в одно и то же время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.
Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
ИГРЫ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ
(старший дошкольный возраст)
Наверное, ни для кого не секрет, что к моменту поступления в школу у будущего первоклассника уже должна сложиться многогранная самооценка. В противном случае построить взаимоотношения с учителями и сверстниками ему будет гораздо сложнее. Важное значение для формирования самооценки ребенка имеет игра. В ней он начинает видеть свои «высоты», понимает, как их достичь.
У малыша, который играет достаточно много, самооценка, как правило, вполне адекватна. Если с ребенком играют мало или ему часто уступают (так обычно ведут себя взрослые), самооценка чаще всего завышена. Очевидно, что у того, кто привык проигрывать, самооценка низка.
При этом важно, чтобы игра повторялась. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок начинает видеть свои растущие возможности, свое продвижение по определенному игровому маршруту. Достигая успеха, он начинает любить себя «нового» и стремится к самосовершенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но в первую очередь, конечно, у сверстников.
А теперь о том, какие игры, несомненно, полезны вашим детям.
С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша - научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз.
Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трех «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию».
Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото - старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестер.
Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать могут только родители. Ваша задача - сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным.
Мы полагаем, что эти советы, окажутся полезными для многих родителей:
минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!
научился, и понимать, чему он еще только учится.
научиться бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее.
Дело в том, что у ребенка ежедневно накапливается определенный уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре-соревновании происходит ее сброс. Важно только соотносить вызов и возможности ребенка. И еще нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен все время выигрывать. Ребенку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.
все более и более усложняются. Например, сначала научите ребенка играть в детское лото, затем в домино, в шашки (на первых порах по облегченному варианту, а потом по обычному) и т. д.
между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие - мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьей.
И помните: ваши систематические игровые занятия с ребенком - это долгосрочная инвестиция в его будущее. И окупится она сполна. Ни один репетитор не сможет дать ребенку столько, сколько даст семья, заинтересованная его перспективами на будущее.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ
Эти игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Организация этих игр не требует специальных площадей и оборудования. Играть в них можно в любом составе - вдвоем и в небольшой команде. Они очень хороши для семейных выездов на природу. Длительность игр зависит от содержания и может варьироваться от одной до двух минут (общая продолжительность - не более шести минут). Возрастных ограничений нет.
Ребенку предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться и упереться руками в пол. Ноги и руки при этом должны оставаться прямыми. Вам нужно объявить начало скачек и самому принять такую же позу. Сначала лошадки идут шагом на месте в течение 15-20 секунд.
Следует поощрить ребенка и сказать ему, что ходьба шагом на месте у его лошадки получается очень хорошо. Теперь наши лошадки пускаются вскачь! Они бегут резво, подпрыгивают как можно выше и ритмичнее. Скачки продолжаются в течение одной минуты. В заключение нужно отметить успехи малыша.
Эта игра полезна не только детям, но и взрослым. Поэтому будет неплохо, если в скачках примет участие вся семья. Самым резвым скакунам можно вручить забавные призы: пряник-подкову, овсяное печенье, морковку и т. п.
Нужно встать друг против друга и перекидывать друг другу
надувной шарик. При этом нельзя двигаться с места и отрывать ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места или потерял шарик, - проиграл.
У каждого участника игры должно быть четыре-пять цветных шерстяных (но не очень толстых) нитей, каждая длиной 2 метра. Задача: смотать плотный клубочек одной рукой. Сперва правой (ведущей), а потом левой. Контрольное время: для ведущей руки - 20 секунд, для другой - 25 секунд. Через некоторое время у ребенка станет получаться лучше. Тогда возьмите более тонкие и длинные нити.
Что делать с клубочками? Можно, например, на листе бумаги нарисовать котенка и корзинку. В корзинку «положить» клубочки, а самый красивый из них приклеить к лапкам котенка.
Чтобы играть было интересней, можно представить себя, например, Винни-Пухом в окружении раздосадованных пчел. «Когда ты лезешь за медом, главное, чтобы пчелы тебя не заметили», значит, Винни-Пуху нужно неподвижно замереть в определенной позе.
Смещение позиции, качание, балансирование руками во всех вариантах говорят о том, что тест не пройден. Будет неплохо, если вы заведете дневник достижений ребенка. Для этого возьмите обычную бумажную ленту, такую, какой, например, оклеивают окна, и сделайте на ней разметки по числу секунд. Каждый раз отмечайте на ленте результат ребенка. Пусть он видит рост своих достижений.
Вариант 1 (для детей 4 лет). Встать прямо. Ступни ног расположить по одной прямой
(пятка правой нога приставлена к носку левой), глаза закрыть, руки опустить вдоль туловища. Взрослый размеренно считает вслух до 10. Задание не выполнено, если ребенок качнется, схватится рукой за опору, сместит ноги с первоначальной позиции. Если у малыша начнет получаться, то предложите ему постоять так 15-20 секунд.
Вариант 2 «Аист» (для детей 5 лет). Нужно с закрытыми глазами (руки опущены вдоль туловища) простоять на правой ноге 10 секунд, затем передохнуть секунд 20 и постоять 10 секунд на левой ноге.
Вариант 3 (для детей 6лет). Встать на правую ногу, левую ногу развернуть под углом 90° и прижать ее к колену правой ноги. Глаза закрыть. Так стоять 15 секунд. Затем поменять ноги.
Вариант 4 (для детей 7 лет). Присесть на носочках, вытянуть руки вперед, глаза закрыть и находиться в таком положении 15 секунд.
Ребенку нужно на одной ноге пропрыгать пять метров, стараясь двигаться по прямой. Ориентиров быть не должно, а вам следует оставаться за его спиной. Отклонение в 50 см от воображаемой прямой в ту или иную сторону не допускается.
Если упражнения ребенку не удаются, то постарайтесь чаще бывать с ним на спортивной площадке, бегать, да и вообще больше двигаться. А если, например, малыш четырех лет выполняет задание, рассчитанное на пятилетнего, то порадуйтесь за него и за себя.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
ИГРЫ РАНО ПОУТРУ
Порой от того, как началось утро, зависит, какое настроение будет у ребенка и у родителей в течение всего дня. Лучше всего сразу после пробуждения ребенка сделать ему легкий массаж, сопровождая прикосновения стихотворным текстом. Можно поговорить с ребенком о планах на предстоящий день, чтобы он был готов к тому, что его ожидает. Для того чтобы у ребенка появилось хорошее настроение, утро можно начать с интересной и в то же время полезной игры.
Игра «Идёт бычок»
Взрослый рассказывает стихотворение, параллельно выполняя элементы массажа и физические упражнения. Ребенок повторяет слова за взрослым.
Игра «Будилочка»
Прозвенел будильник: «Дзинь!» - Выспались ребятки, Мы потянемся вот так На своей кроватке. Повернемся на бочок, Съежившись пружинкой, И растянемся опять Легкою пушинкой. А потом - другой бочок Повернем мы к стенке, Сжав под щечкой кулачок, Подтянув коленки... Полежим еще чуть-чуть Мягким колобочком, Солнышку подставив нос, Сдобненькие щечки. Вот и всё, с кроватки встать Нам совсем не трудно. Улыбнись скорей, сынок, Милый, с добрым утром. Для девочки: Улыбнись скорее нам, Дочка, с добрым утром! |
(Можно на слово «Дзинь» осторожно задеть пальцем кончик носа) (Ребёнок тянется. Взрослый может погладить его ручки, животик, ножки) (Ребёнок поворачивается на бочок, сжавшись в комочек) (Ребенок ложится на спинку, расслабившись) (Ребёнок ложится на другой бок) (Ребёнок кладёт ручки под щёчку, сжимает кулачки, подтягивает коленки к животу) (Ребёнок ложится на спинку, расслабляется) (Ребёнок, улыбаясь, подставляет солнышко попеременно нос, обе щёчки) (Взрослый помогает ребенку подняться с кровати, поглаживает ему спинку) (Взрослый обнимает, целует ребенка.) |