Про заболевания ЖКТ

1. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

2. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Включение таких кандидатур в списки кандидатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О политических партиях".

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы. На выборах в федеральные органы государственной власти в указанный список включаются политические партии, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах. На выборах в органы местного самоуправления в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным подпунктом 25 статьи 2 настоящего Федерального закона, и их соответствующие структурные подразделения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании. В избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется сокращенное наименование политической партии, общественного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, кандидат или орган политической партии, иного общественного объединения, выдвинувших кандидата, список кандидатов, в предусмотренном законом порядке согласует краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов. При этом краткое наименование политической партии, общественного объединения образуется с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьей 6 Федерального закона "О политических партиях", положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", и только из слов, составляющих наименование политической партии, общественного объединения, указанное в ее (его) уставе.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В случаях и порядке, предусмотренных законом , избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 , 2.2 и (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов. Если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях", и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

14.2. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а" , "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.3. Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.4. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

(см. текст в предыдущей редакции)

14.5. При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 , 2.2 и (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

14.6. В случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а"

16. Не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. смешанной

2. пропорциональной

3. мажоритарной

4. миноритарной

В государстве Х во время голосования граждане получают список политических партий, борющихся за места в парламенте. Победителями по закону окажутся партии, получившие не менее 7% голосов среди кандидатов в депутаты по данному избирательному округу. Только один в случае победы сможет занять место в парламенте. Какая избирательная система действует в государстве?

1. смешанная

2. мажоритарная

3. пропорциональная

4. многомандатная

В многопартийном государстве 7-% порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А – 7%; партия В – 10%; партия С – 20%; партия Х – 50%. Какая избирательная система действует в государстве?

1. пропорциональная

2. мажоритарная

3. смешанная

4. недостаточно сведений для определения типа избирательной системы

Смешанная избирательная система – это

1. избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом относительное большинство голосов

2. избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажоритарному, а другая по пропорциональному принципу

4. избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом абсолютное большинство голосов

В избирательном округе выставлены два списка кандидатов – от партии С и партии Н. Участие в голосовании приняли 180 тыс. человека. Мандаты между партиями распределились в соответствии с количеством отданных за нее голосов. По какой избирательной системе проходили выборы в данном избирательном округе?

1. мажоритарной

2. пропорциональной

3. смешанной

4. одномандатной

Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы:

1. мажоритарной

2. пропорциональной

3. прямого делегирования

4. многопартийной

Какой признак отличает пропорциональную избира­тельную систему?

1. создание общенационального избирательного округа



3. предоставление кандидатам времени в телевизионном эфире

Парламент страны Х избирается всенародно по пропор­циональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах, формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции: Какова форма правления в стране Х?

1. парламентская республика 3. федерация

2. президентская республика 4. демократия

В стране Х по инициативе большинства граждан произо­шел переход от про порциональной избирательной системы к ма­жоритарной. Социологии опросили граждан страны по вопросу: «В чем вы видите преимущества мажоритарной системы?»

Полученные результаты (в процентах от общего числа участ­ников опроса) представлены в графической форме

Какой вывод может быть сделан на основе данных опроса?

1. Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах.

2. Каждый четвертый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы.

3. Считают, что мажоритарная система исключит дискрими­нацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте.



4. Отметили, что при мажоритарной системе большее число
граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества

Ниже приведены данные опроса, проведенного ВЦИОМ. Респондентам был задан вопрос: «Является ли для Вас важным или не очень важным во время избирательных кампаний каждый из следующих источников информации?» Результаты представлены в гистограмме (в %).

Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?

1. Основная масса респондентов получает информацию из телевизионных передач

2. Более половины респондентов не читает прессу и не получают информации из нее

3. Только десятая часть опрошенных по тем или иным причинам не смогла участвовать во встречах кандидатов с избирателями

4. В качестве источника информации радио пользуется такой же популярностью у опрошенных, как и телевидение

В государстве Х депутаты парламента избираются по одномандатным окру гам. Каждый кандидат встречается с изби­рателями и пытается убедить их в перспективности своей поли­тической программы. Какая избирательная система установлена в государстве Х?

1. демократическая 3. пропорциональная

2. мажоритарная 4. смешанная

Какое требование для избирателей противоречит демократической избирательной системе?

1. вписывать свои паспортные данные в бюллетень для голосования

3. заранее брать открепительный талон для голосования на другом избирательном участке

4. предъявлять общегражданский паспорт для получения избирательного бюллетеня

После того, как голосование завершено и произведен подсчет бюллетеней, объявляются итоги выборов. Существуют установленные законом и проверенные практикой многих стран правила определения результатов голосования. Совокупность таких правил называется избирательной системой. Наиболее распространены две избирательные системы: система большинства, или мажоритарная, и система пропорционального представительства, или пропорциональная.

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Мажоритарная система имеет две разновидности – абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. 50% + 1 голос. В случае, если ни один из кандидатов не набирает требуемого числа голосов, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре.

Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства. Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности.

Казалось бы, мажоритарная избирательная система проста и вполне разумна, но прежде чем сделать такой вывод, рассмотрим один пример. Допустим, в трех избирательных округах выставили своих кандидатов на выборах две политические партии – А и Б. В первом округе приняли участие в выборах 120 тыс. избирателей, во втором и третьем – по 100 тыс. избирателей в каждом.

После подсчета голосов оказалось, что кандидат от партии А победил в первом округе, набрав 69 тыс. голосов. Во втором и третьем округах с небольшим преимуществом победили кандидаты от партии Б, набрав во втором округе 55 тыс. и в третьем – 53 тыс. голосов избирателей.

В таблице итоги выборов будут выглядеть следующим образом:

Нетрудно подсчитать что в трех избирательных округах кандидатов от партии А поддержала в общей сложности 161 тыс., а кандидатов от партии Б – 159 тыс. избирателей. Тем не менее по итогам выборов партия А будет представлена в законодательном собрании одним депутатом, а партия Б, получившая голосов меньше, чем ее соперники, — двумя депутатами.

Из этого примера видно, что мажоритарная избирательная система обладает определенными недостатками: при этой системе партия, за которую проголосовало меньше избирателей, может получить большее количество депутатских мест.

Устранить эти недостатки позволяет пропорциональная система. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе создаются большие по численности избирательные округа. Каждая партия выставляет на выборах списки кандидатов – двух, трех и более человек.

Как определяются результаты выборов по пропорциональной системе? Возьмем простой пример. В избирательном округе выставлено два списка кандидатов – от партии А и партии Б. Всего в округе должно быть избрано три депутата. Участие в голосовании приняли 180 тыс. избирателей. Число поданных голосов делится на количество депутатских мест (180 тыс. : 3 = 60 тыс.). Таким образом определяется избирательная квота. Каждая партия получает столько мест, сколько раз избирательная квота уложится в число поданных за нее голосов.

За список партии А было подано 110 тыс., а за список партии Б – 70 тыс. голосов избирателей. В число голосов, полученных списком партии А, избирательная квота укладывается один раз (110 тыс. : 60 тыс. = 1 и 50 тыс. голосов в остатке). В число голосов, поданных за кандидатов партии Б, избирательная квота тоже укладывается один раз (70 тыс. : 60 тыс. = 1, остаток 10 тыс. голосов). Каждая партия получает по одному депутатскому мандату, и в выборный орган проходит депутат, чье имя в избирательном списке его партии стояло первым. Один депутатский мандат пока остался свободным. При его распределении учитывается величина остатка от деления на избирательную квоту; у партии А квота была 50 тыс., а у партии Б – 10 тыс. голосов. Депутатское место получает партия А. Оно достается депутату, чье имя стояло в списке этой партии вторым.

Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Англии, США, Франции, Японии. Причина того, почему при столь явных недостатках мажоритарная система продолжает использоваться в избирательной практике, состоит в том, что эта система позволяет создавать устойчивые правительства, опирающееся на прочное большинство в парламенте.

Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ и других странах. Нередко в одной стране используются обе избирательные системы.

Говоря о едином государственном экзамене 2010 года необходимо кратко остановиться на том, что в 2010 году в КИМ вводятся новые содержательные единицы.

Наибольшее количество таковых присутствует в разделе «Право». Назовем такую новую тему, не встречавшуюся в предыдущие годы: «Законодательство РФ о выборах».

Рассматривая тему «Законодательство РФ о выборах», выпускник должен знать, что в Российской Федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов гражданами России в органы власти. В статье 3 Конституции сказано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы», а статья 32 утверждает: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления подкрепляется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов, во время предвыборной агитации и т. д.

Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Так, выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», а выборы парламентариев — Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Есть Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», и, наконец, референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом «О референдуме Российской Федерации».

Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не на- ходится в местах лишения свободы по приговору суда. Это есть избиратель, т. е. гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право - это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз (например в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет и ценз оседлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет). Демократические выборы проходят на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Существуют две основные системы выборов — мажоритарная, пропорциональная и мажоритарно - пропорциональная (смешанная). При мажоритарной системе в избирательном округе побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей. При пропорциональной систем избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет та или иная партия, она и получает определенное (пропорционально поданным голосам) количество мест (мандатов). При мажоритарно - пропорциональной часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.


Примеры заданий.

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ. В многопартийном государстве 7% - ый порог, необходимый для прохождения в 450 - местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А - 7%; партия В - 10%, партия С - 20%; партия - Х - 50 %.
Какая избирательная система установлена в данном государстве? 1

1) пропорциональная;

2) мажоритарная;

3) смешанная;

4) недостаточно сведений для определения типа избирательной системы.

Решение: На первый взгляд ответ напрашивается №1., т.к. в условии задания говорится об участии политических партий. Но нет никакой информации, принимали ли участие в выборах кандидаты от избирательных округов. Следовательно, однозначно ответить о типе избирательной системы нельзя.

Ответ: 4.

ЗАДАНИЕ 2. Каждые 5 лет в стране Z проходят парламентские выборы. Места в парламенте получают партии, набравшие больше 9% голосов, а победителем признаётся партия или блок партий, набравшие большинство голосов избирателей. Какой из приведённых ниже признаков характерен для избирательной системы такого типа? 2

1) в парламенте представлены все официально зарегистрированные политические партии

2) количество депутатских мандатов определяется процентом голосов, набранных партий на выборах

4) в стране для выдвижения кандидатов и проведения выборов создаются одномандатные округа

Решение: Из условия задания мы видим, что в стране Z существует избирательный порог для прохождения в парламент. В данном случае он равен 9%. Это значит, что в парламент пройдут только те партии, которые наберут не менее 9% голосов избирателей. А та партия, которая наберёт больше всех голосов, станет победительницей. И ей достанется больше мест в парламенте. Следовательно, количество мест в парламенте зависит от количества набранных голосов.

Ответ: 2.

ЗАДАНИЕ 3. Какой признак отличает пропорциональную избирательную систему? 3

1) создание общенационального избирательного округа

3) предоставление кандидатам времени в телевизионном эфире

Решение: Прежде всего надо вспомнить признаки избирательных систем. Под п. 2,3 признаки характерны для всех видов избирательных систем. Голосование за конкретного человека характерно для мажоритарной избирательной системы.

Следовательно, ответ будет под номером 1.

Ответ: 1.

ЗАДАНИЕ 4. В стране Z по инициативе большинства граждан произошел переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологи опросили граждан страны по вопросу: «В чем вы видите преимущества мажоритарной системы?»

Полученные результаты (в процентах от общего числа участников опроса) представлены в графической форме 4 .


1) Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах.

2) Каждый четвертый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы.

3) Считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте.

4) Отметили, что при мажоритарной системе большее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества.

Ответ: 4.

ЗАДАНИЕ 5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль выборов в политическом процессе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

При выполнении данного задания формулировки пунктов плана должны быть корректны с точки зрения их соответствия заданной теме и чёткости выражения мысли. Основные аспекты темы должны быть отражены в определённой последовательности.

Ответ: один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Демократический механизм принятия политических решений.

2. Избирательные права граждан.

3. Демократическая процедура выборов.

4. Избирательные системы.

5. Представительные органы власти.

6. Выборы в недемократических обществах.

При составлении материала была использована следующая литература:
1. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание/авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
2. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко: под ред. П.А. Баранова. - М.: АСТ: Астрель, 2010.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: