Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.
Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.
Именно по такому плану выполняется пунктуационный разбор предложения. Образец разбора представлен ниже.
В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:
1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.
2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?
Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.
Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:
Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?
Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.
Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.
Пунктуационный разбор предложения такого рода несколько сложнее.
1. Прочесть предложение.
2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.
3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.
4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.
5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.
В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:
1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.
Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации - невосклицательным.
Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:
Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).
Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.
Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.
2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.
Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.
Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:
Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).
Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.
Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.
Если обучающийся будет знать, что значит пунктуационный разбор предложения, он не допустит грубых ошибок в расстановке знаков препинания. Тем самым он значительно улучшит свою успеваемость и повысит шансы на получение достойной отметки в ходе выпускных экзаменов. Это важно, поскольку от того, насколько удачно школьник их сдаст, зависит его будущее поступление в вуз. И даже такая мелочь, как ошибочная постановка знака препинания, может лишить его столь необходимых баллов.
Пунктуационный разбор предложения обеспечивает лучшее усвоение школьниками правил пунктуации. Он основывается на трёх последовательных действиях, приводящих в итоге к объяснению условий выбора того или иного знака препинания. Для пунктуационного разбора необходимо знать части речи, уметь находить в предложении грамматическую основу и второстепенные члены, а также слышать интонацию, с которой оно произносится. Правильная простановка знаков препинания обеспечивает точность и ясность выражения мысли.
Порядок пунктуационного разбораПунктуационный разбор начинается с определения характера предложения, которое может быть как простым, так и сложным. Затем устанавливается одно или несколько пунктуационных правил, действующих в разбираемом предложении. Каждое из них подлежит отдельному выделению. Результатом пунктуационного разбора является графическая схема предложения.
Как выполнить пунктуационный разбор простого предложения?
Простое предложение на схеме обозначается квадратными скобками, после которых ставится один из пяти знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие или сочетание вопросительного и восклицательного знака.
Внутренняя часть схемы показывает осложнение простого предложения. Грамматическая основа указывается по умолчанию.
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
«П? – а. – П».
«П! – а. – П».
Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.
Вконтакте
Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:
Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.
Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.
Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.
Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:
Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:
Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :
В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.
В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :
Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.
В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.
Тире следует ставить :
Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.
Запятые обязательны :
Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:
Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.
Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:
Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):
Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.
Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:
Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:
[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)
Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:
7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !
1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.
1 – запятая отделяет придаточное «который знал».
2 – завершает придаточное.
3 – продолжение основной главной части.
4 – начало третьего придаточного.
5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».
6 – не требуется выделение: есть союз «и».
[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)
Точка – завершение повествовательного предложения.
Начало придаточного. Всего 4 придаточных.
2, 3. Деепричастный оборот.
3.Продолжение придаточного.
Начало второго придаточного.
5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.
Начало придаточного.
Начало и конец придаточного.
Уточнение.
Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.
Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:
Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4
Объяснение:
4 – Точка. Высказывание повествовательное.
1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.
2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.
Примерный план разбора:
Как разбирать сложную конструкцию :
Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:
Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3
Пояснения:
3 – Точка, предложение повествовательное.
1 – запятая между ПП.
2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.
Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6
6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.
1 – начало первого придаточного.
2 — начало второго придаточного.
3 – разграничение однородных придаточных.
4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».
Пример пунктуационного разбор предложения
Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор
Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.
Что такое пунктуационный разбор и как его делать, поверьте очень срочно!?
По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.
Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.
По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.
Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.
Объяснение знаков препинания
10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова
2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)
Объяснение знаков препинания
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:
1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;
3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.
Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.
Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)
Объяснение знаков препинания
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:
1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;
3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.
Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.