Про заболевания ЖКТ


Ни для кого ни секрет, что умение красиво говорить , правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес , кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
Развивать навыки красивой речи необходимо всегда. Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать "шутя". Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на "кривляние" перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок , и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не "съедая" звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов. Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то , что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.

Речевые способности даются природой, но они далеко не всегда идеальны. Иногда речь звучит невнятно, что может отрицательно сказываться на всей жизни человека. Едва ли можно построить хорошую карьеру, если слова вынуждены пробиваться сквозь «кашу во рту». Как улучшить дикцию? Существуют ли специальные упражнения? Об этом и поговорим.

Чтобы улучшить дикцию и четкость речи, необходимо научиться правильно дышать. В этом помогут следующие упражнения:

  1. Стоим прямо. Ноги на ширине плеч. Ладони лежат на поясе. Вдох свободный. Выдыхаем воздух через сложенные губы, чтобы ощущалось его сопротивление. Такой выдох нужно провести во время движения. Имитируйте работу с косой, с топором, уборку в доме при помощи веника/пылесоса и тому подобные движения. Вам нужно научиться выдыхать ровно, без напряжения (должно ощущаться напряжение в нижнереберных мышцах).
  2. На вдохе выполняем медленный наклон вперед. Спина остается прямой. Затем распрямляемся. Делаем выдох и начинаем тянуть слово «гимммм», одновременно шагая на месте.
  3. На вдохе медленно наклоняемся вперед, руки разводим в стороны, смыкаем за головой (на затылке). Распрямляемся на выдохе и нараспев произносим звуки «ГН», шагая на месте.
  4. Рот закрыт. Совершаем короткий вдох через нос. Во время выдоха поколачиваем пальцами по краешкам ноздрей. Упражнение улучшает носовое дыхание. Теперь добавляем новый элемент: во время выдоха тянем звуки «М» и «Н».
  5. Рот открыт. Вдох делаем через нос. Медленный выдох через рот.
  6. Самомассаж. С небольшим усилием проминаем межреберные мышцы, потом переходим на область живота. Это помогает стимулировать местное кровообращение.

Работаем над качеством дикции

Улучшить свою дикцию поможет выполнение определенных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, потому что только в этом случае можно получить быстрые результаты.

Упражнения для улучшения речи и дикции включают тренировки мышц нёба.

  • Медленно проговорите звуки «К» и «Г» подряд 3 раза. Потом произнесите с практически закрытым ртом звуки «А», «О», «Э».
  • Имитируйте полоскание рта. Ощущения должны быть похожими, как если бы во рту была вода.
  • Рот приоткрыт на ширину двух пальцев. Проговорите слоги «АММ-АММ». При этом «А» звучит шепотом, а «М» громко и звонко.

Чтобы усовершенствовать свою речь и дикцию, нужно выполнять упражнения для снятия мышечных зажимов.

  • Напишите на листе бумаги скороговорку. Проговорите ее вслух, озвучивая только согласные звуки. На месте гласных – пропуски. Потом повторите ее полным голосом. Это поможет вам понять, в каком положении артикуляционный аппарат работает неправильно.
  • Сделайте глубокий вдох и зажмите нос пальцами. Прочтите вслух любой текст. Сделайте выдох. Снова начните читать текст, делая вдохи в необходимых по смыслу местах (в соответствии с грамматическими паузами).

Артикуляционная гимнастика

Если вы интересуетесь, как улучшить дикцию речи быстро, то нужно практиковать артикуляционную гимнастику. Регулярная тренировка гарантирует улучшение дикции в самые короткие сроки.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • На лице широкая улыбка. Зубы сжаты. Фиксируем положение на 10 секунд. Затем расслабляемся. Важный момент: оба ряда зубов должны быть полностью видны.
  • Зубы сжаты. Губы сложены в трубочку, вытянуты вперед. Тянем звук «У» на протяжении 10 секунд.
  • Рот открыт, язык выдвинут вперед насколько возможно. Фиксируем положение на 5 секунд. Расслабляем мышцы.
  • Рот открыт. Язык лежит на поверхности нижней губы. Раскрываем рот максимально широко и расслабляемся.
  • Расслабьте нижнюю челюсть и зафиксируйте это положение. Облизывайте верхнюю губу, максимально выдвигая язык.
  • Трогайте кончиком языка попеременно верхнюю и нижнюю губу, выдвигая его вперед. Выполняйте упражнение в неспешном темпе. Подбородок в течение всего времени должен быть неподвижным.
  • Рот закрыт. Языком оказываем давление на внутреннюю поверхность щеки, прилагая силу в течение 4 – 6 секунд. Повторить с противоположной стороны.
  • Нижняя челюсть опущена книзу. Совершаем ею движения из стороны в сторону. Голову удерживаем ровно. В движении она не участвует. Потом перемещаем челюсть вперед/назад.
  • На лице полная улыбка. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности губ. Сначала по верхней, потом по нижней, следом делаем круговое движение. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Проводим языком по поверхности зубов, сначала верхних, потом нижних. Челюсть зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Проводим по губе языком от уголка к уголку. Губы и челюсть не двигаются. Касаться надо именно поверхности губ, а не зубов.
  • Стойка прямо, руки на груди (скрещены). Совершаем медленный наклон вперед на вдохе, одновременно громко озвучивая буквы «О» и «У».

Четкость произношения звуков обеспечивает кончик языка. Для улучшения дикции нужно улучшать его подвижность.

  • Используйте язык как молоточек, постукивая им по зубам. Во время каждого удара проговаривайте слог «ДА». Потом говорите буквы «Т» и «Д».
  • Для улучшения дикции речи необходимо разработать мышцы гортани. Это поможет наладить четкое произношение звуков «К» и «Г». Совершаем вдох через нос, и выпускаем воздух через рот. Во время выдоха начинайте пыхтеть как ежик – «ФУ-ФУ-ФУ». Слог произносится резко.
  • Улучшить речь и дикцию поможет тренировка мышц губ. Это упражнение улучшает произношение звуков «П» и «Б». Надуваем щеки и схлопываем их руками, как в детстве.

Дополнительные упражнения

Улучшить дикцию и четкость речи поможет умение контролировать объем воздуха в легких.

Встаньте перед зеркалом и вслух прочтите с выражением любой текст. Вначале сделайте это привычным голосом. Потом прочтите его снова, но уже намного громче. Выполняя это упражнение ежедневно, в скором времени вы научитесь контролировать заполненность легких и сможете легко произносить речи любых объемов.

Для улучшения дикции у взрослых поможет такое упражнение:

  • Напишите на листке бумаги строчки своего любимого стихотворения.
  • Вычеркните все согласные, а оставшиеся гласные пропойте голосом вслух.
  • Потом снова вставьте все согласные. Произносите их громко, звонко, продолжая пропевать гласные звуки.

Выполнение комплекса артикуляционных упражнений поможет улучшить свою речь и дикцию очень быстро.

Улучшаем тембр голоса

  1. Стойка прямо. Подбородок зафиксирован в естественной позиции. Тянемся шеей максимально вперед как получится, фиксируемся на несколько секунд.
  2. Рот откройте, язык выдвиньте максимально вперед/вниз. Голова склонена к груди. Язык поднимем к кончику носа с одновременным подъемом головы. Во время движения вытягиваем шею насколько получится.
  3. Совершаем вдох полной грудью. Во время выдоха громко проговариваем слово «БОММ», вытягивая последнюю букву как можно дольше. Вы должны ощущать легкое вибрирование в области кончика носа и верхней губы.
  4. Полный вдох. Выпускаем воздух из легких, проговаривая слог «МИ-МИИ». Первую частичку коротко, вторую – протяжно нараспев.
  5. Стойка прямо, руки лежат на груди. На вдохе совершаете наклон вперед и нараспев озвучиваете буквы «У» и «О». После этого пропевайте слова «МОЛОКО», «МУКА», «ОЛОВО».
  6. Цокайте языком, постепенно изменяя положение губ. Вначале они собраны в трубочку, в конце – растянуты в полную улыбку.
  7. Рот открыт, нос зажат пальцами. Дышим ртом и одновременно вслух читаем любой текст. Длительность упражнения – 5 минут.
  8. Голова вниз, подбородок прижат к груди. Делаем выдох, произнося звуки «О» или «У», пока не кончится воздух. Кладем руку на грудную клетку и похлопывая, усиливаем вибрацию звука.

Эти упражнения гарантируют улучшение речи и тембра голоса в короткие сроки.

Работаем над разговорной речью

Как улучшить дикцию речи быстро? Чтобы добиться результатов, потребуется поработать над разговорной речью.

Советы очень простые, но значительно улучшают разговорную речь.

Чистоговорки

Для улучшения дикции и самой речи нужно работать над произношением чистоговорок. Это поможет отработать конкретные звуки при помощи специально зарифмованных фраз.

Они отличаются от скороговорок тем, что в них многократно встречается один согласный звук. Это поможет научиться произносить сложные звуки и сделать лучше свою дикцию. Заниматься необходимо каждый день. Улучшение речи после работы с чистоговорками происходит достаточно быстро.

Произносить чистоговорки нужно в медленном темпе. Очень важно тщательно проговаривать каждый звук, обращая внимание на сложные для вас звуковые сочетания.

Надо обязательно контролировать свое произношение. Для этого занятия необходимо записывать на диктофон. В ходе прослушивания записи можно выявить совершенные ошибки произношения и устранить их в ходе следующего.

Есть несколько советов, которые помогут достичь успеха в самостоятельных занятиях:

  • первыми нужно начинать выполнять самые простые упражнения для улучшения речи и дикции, постепенно, включая в занятия более сложные;
  • занятия нужно проводить в любое свободное время – это поможет достичь результатов в короткие сроки;
  • гимнастику желательно проводить ежедневно, не делая перерывов;
  • возьмите за правило периодически записывать на диктофон короткие речи – это поможет отмечать свои достижения;
  • читайте дополнительную литературу и регулярно практикуйте новые упражнения, поскольку монотонность упражнений может стать причиной моральной усталости и отказа от занятий;
  • если есть возможность получить консультацию специалистов, то не стоит от нее отказываться, поскольку это отличная возможность получить дополнительные дельные советы.

Если у человека имеется возможность посещать курсы театрального мастерства, то это нужно сделать обязательно. Занятия с профессионалами помогут раскрепоститься, и освоить свободную речь. Специалисты научат выразительной декламации, дикция при этом, если не станет идеальной, то значительно улучшится. И публичные выступления больше не будут казаться невыполнимой миссией.

Не всем удаётся воспроизводить звуки плавно и чётко. Это указывает на проблемы c дикцией, что создаёт человеку определённые неудобства и дискомфорт в общении как в детском, так и во взрослом возрасте. Особенно этот вопрос актуален для людей, чья деятельность связана с публичными выступлениями. Если у вас или ваших близких есть такая проблема, то не отчаивайтесь: все дефекты поддаются коррекции. Необходимо лишь регулярно применять комплекс упражнений, направленный на то, чтобы улучшить дикцию.

Для чего стоит исправить дикцию

Искусство красиво и чётко говорить требует тренировки

Дикцией называется отчётливое и ясное произношение слов и слогов. При этом должна присутствовать правильная артикуляция – активация речевых органов, которые позволяют воспроизводить звуки. Речь человека, страдающего нарушением дикции, становится невнятной и глухой. Это приводит к затруднениям при коммуникации, ведь окружающим сложно его понять. Причиной этого отклонения являются дефекты речевого аппарата, например, отсутствие способности открывать широко рот при разговоре или слабая подвижность нижней челюсти.

При наличии таких нарушений следует незамедлительно приступить к выполнению специальных комплексов упражнений. Если нарушением дикции страдает ребёнок, эти методики помогут ему улучшить успеваемость в школе, приобрести новых друзей и поднять самооценку. Взрослый также ощутит позитивные изменения. Начинайте заниматься и будьте уверены: чтобы заметить первые результаты, вам не придётся долго ждать.

Нормализация речи позволяет расширить круг общения и уверенно выступать перед публикой.

Как быстро улучшить речь

На сегодняшний день разработано достаточное количество простых способов, которые позволяют любому человеку самостоятельно улучшать качество речевой деятельности. Рассмотрим самые доступные и эффективные из них.

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика направлена на тренировку артикуляционного аппарата, который включает в себя определённые группы мышц. Она состоит из нескольких упражнений.


Тренировка речевого аппарата - эффективнейший метод улучшения дикции

Эти упражнения должны выполняться в замедленном темпе.

Для начала разработаем мягкое нёбо. Выполняйте по порядку следующие действия:

  1. Зевайте, закрыв рот.
  2. Совершайте движения, напоминающие полоскание горла.
  3. Воспроизводите при зевании любые гласные звуки.
  4. Придайте языку форму лопатки, достаньте им до нёба, затем верните к основаниям зубов, повторите несколько раз.

Теперь нужно поработать над нижней челюстью. Здесь помогут два упражнения.

  1. Сядьте за стол, обопритесь локтями о столешницу. Рот немного приоткройте. С усилием направляйте челюсть книзу, при этом сожмите руки в кулаки и давите ими на челюсть снизу.
  2. Совершайте нижней челюстью круговые движения: вперёд и назад, вниз и вверх.

Затем приступайте к тренировке щёк:

  1. Имитируйте полоскание, надувайте щёки и втягивайте их.
  2. Наберите в рот воздух и перегоняйте его сначала между щеками, а потом к губам.
  3. Напрягите щёки, сожмите губы и выталкивайте изо рта воздух, стараясь преодолеть сопротивление.

Следующие упражнения разработаны для тренировки губ:

  1. Сомкните челюсти, напрягите губы и попытайтесь улыбнуться.
  2. Упражнение называется «хоботок – улыбка». Сложите губы в форме трубочки, вытяните их вперёд и посчитайте до 10, после чего вернитесь в начальную позицию.
  3. Сомкните зубные ряды и выполняйте движения губами по кругу, вниз и вверх, в стороны.
  4. Потяните верхнюю губу так, чтобы обнажить ряд зубов. Затем аналогичное упражнение выполните нижней.
  5. Приоткройте рот, притяните губы к зубам и улыбнитесь.

В завершение выполните комплекс упражнений для языка:

  1. Совершайте круговые действия, останавливаясь поочерёдно возле каждой из щёк.
  2. Разомните язык при помощи зубов.
  3. Поместите язык на нижнюю губу и подуйте на его кончик.
  4. Вытягивайте язык вперёд, сложите лопаткой и расположите его на губе. Удержите его в такой позиции 10 секунд.
  5. Постарайтесь дотянуться языком сначала до носа (насколько это возможно), затем до уровня подбородка.
  6. Скрутите язык и двигайте им вперёд и назад.
  7. Поворачивайте язык в одну и другую сторону.
  8. Поднимите конец языка, выдвиньте его вперёд, затем верните в полость рта.
  9. Край языка расположите возле нижних зубов, среднюю часть языка поднимите к нёбу и сформируйте дугу, дотрагиваясь до верхнего зубного ряда. Приоткрывайте немного рот, челюсть старайтесь держать неподвижной.
  10. Кончиком языка прикоснитесь к основанию верхних и нижних зубов, затем поочерёдно к обеим щекам.
  11. Поднесите край языка к верхней, затем к нижней губе, после этого к левому и правому уголку губ.

Видео: базовые упражнения артикуляционной гимнастики


Произношение отдельных звуков

Гласные звуки воспроизводятся возле зубных рядов, в области твёрдого нёба и гортани. Воспроизводить их правильно помогут следующие упражнения.

  1. Для нормализации воспроизведения звуков «И» и «Ы» медленно и чётко говорите слова ил, ива, пика, пир, кит, или, лист, цирк, тыл, сыр, сын, мыл, был, бык, дым, рыба.
    При воспроизведении гласной «и» рот открывается на размер толщины мизинца, язык находится в плоском состоянии, его кончик достаёт до нижнего зубного ряда, середина касается нёба, губы разведены в стороны. Звук «ы» выговаривается с незначительными изменениями. Для этого отодвиньте язык немного назад.
  2. Следующие слова дадут возможность избавиться от проблем с произношением «Э» и «Е»: эхо, экстра, этот, эпос, экстренный, эра, ел, ель, ехал, енот, Ева, Елена.
    Звук «Э» выговаривается в такой позиции: рот немного открывается, обнажаются края зубов. Язык находится возле передних зубов нижнего ряда, средняя его часть и основание поднимаются, затем соприкасаются с коренными зубами. Гласную «Е» следует выговаривать дольше и слегка напрягать речевой аппарат.
  3. Теперь поработайте над произношением «А» и «Я». Используйте слова акт, аист, атака, Анна, бал, мак, рак, яма, старт, яр, ягода, якорь, як, ясли, ярость, яд.
    При воспроизведении «А» рот нужно раскрыть так, чтобы между зубами поместились два пальца. Язык находится в расслабленном положении. Его конец не соприкасается с нижним зубным рядом. Произнося «Я», следует край языка выдвинуть вперёд.
  4. Далее перейдём к гласным «У» и «Ю». Они отрабатываются при помощи слов утро, ус, уголь, ум, зуб, узы, лук, суд, жук, узкий, юла, Юра, юноша, юг, Юля, юнга, юмор, юродивый.
    Выговаривая «У», округлите губы и вытягивайте их вперёд. Расстояние между зубными рядами должно равняться толщине большого пальца. Язык оттяните назад, опустите его основание. При воспроизведении «Ю» среднюю часть языка поднимите немного выше
  5. Приступаем к гласным звукам «О» и «Ё». Произносите слова ось, окна, осы, озеро, обруч, ослик, ёжик, ёлка, ёмкость, ёкать, ёрзать.
    Выговаривая «О», вытяните вперёд губы и придайте им округлую форму. Отодвиньте назад язык, поднимите его спинку. Он не должен касаться зубов. Гласная «Ё» воспроизводится более длительно и напряжённо.


Упражнения на произношение лучше всего делать перед зеркалом: так вы более точно сможете контролировать правильность их выполнения

На следующем этапе можно переходить к тренировке согласных звуков. Сначала чётко произносим каждый их этих звуков. Далее объединяем их с гласными в определённом порядке. Пошаговая методика выглядит таким образом:

  1. Начнём с «П–Б». Произносите слова: пар, поп, папа, капель, дуб, бак, голубь, боб, кобура, белый.
    Затем переходите к сочетаниям пар-бар, полк-болт, пас-бас, пел-бел, спать-спят, бур-бюро, был-бил.
  2. Для звуков Ф–В необходимо произносить следующие слова: факт, фыркать, фунт, кофта, вперёд, жираф, верный, Валя, свет, видный, выбить.
    Сочетания: Иван-Селифан, вода-фаза, Вика-фикус, вот-рвёт, вилка-Филька, Фомка-Фёкла, фирма-фыркнуть.
  3. Для звуков «Т–Д»: там, танк, тонна, тут, тот, тётя, тесно, дама, идти, два, броды, дятел, дым, день.
    Сочетания: там-дам, ток-док, том-дом, твой-двойка, трава-дрова, тело-дело, тень-день, торт-тёрка, дар-дядя.
  4. Для тренировки звуков «С–З»: сын, суд, сесть, силы, рассада, уксус, воз, зимний, заноза, воззвание, козлик.
    Сочетания: сам-зам, суп-зуб, сало-зала, косы-козы, сорный-зори, сыр-сир, внесу-внизу, сессия-сел, синий-Зина.
  5. Для звуков «Ш–Ж»: шар, шустрый, шаль, пушка, сушёный, душ, жесть, жаль, жук, жёлудь, лужа, жажда, ружьё.
    Сочетания: ваш-важный, шар-жар, шутка-жутко, жить-шить, ширь-жир.
  6. Для звуков «К–Х, Г»: куда, как, куст, кирка, ток, крот, газ, бегун, горе, гиря, хуже, гетто, холка, хор, пастух, трахея.
    Сочетания: качели-газели, кость-гость, кол-гол, код-год, клуб-глуп, кнут-гнут, Кеша-Гоша.
  7. Для звука «Щ»: вещь, щука, щавель, счастье, щётка, пищит, плащ.
    Сочетания: щипцы-клещи, рыщут-пища, щи-ищи, тётка-щётка.
  8. Для звука «Ч»: чуткий, час, частый, речь, пчёлка, чары, отчество.
    Сочетания ветер-вечер, тем-чем, тесно-честно, чутко-шубка, тётка-чётко.
  9. Для звука «Ц»: целый, цапля, цирк, царь, купаться, цветы, блюдце.
    Сочетания: цок-сок, цвет-свет, цель-сел, улица-лиса.
  10. Для звуков «М», «Н», «Л», «Й», «Р»: мама, мак, мятый, лампа, нос, милый, мятный, наш, низ, луна, Оля, лейка, рана, боль, риск, ель, говор, майка, вьюн.
    Сочетания: мал-мял, знаком-знакомь, мыло-мило, ныть-нить, нана-няня, лак-ляг, рад-ряд, лук-люк, брак-бояк, рак-лак, пожар-пожарь, рука-лука.

Видео: отработка произнесения звукосочетаний

Скороговорки для чёткости произнесения слов и фраз

Это небольшие фразы, с определённым сочетанием звуков, которое затрудняет быстрое произношение. Они помогают отрабатывать отдельные слоги. Главное правило тренировки - не пытайтесь сразу выговорить фразу в быстром темпе. Сначала повторяйте её медленно. После того как станете выговаривать чётко, ускоряйте темп.


Овладеть искусством быстро проговаривать скороговорки непросто, но результат вас точно порадует

Занимайтесь ежедневно, и через несколько недель вы заметите результат. Не обязательно использовать большое количество скороговорок, достаточно будет пяти – десяти фраз.

Начинайте с простых скороговорок и по мере их освоения переходите к сложным фразам.

Вот примеры хороших скороговорок:

  • «Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп».
  • «Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке».
  • «Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон».
  • «Уж бежал кривой дорожкой, ни одной не топнул ножкой, он бы топнул да не мог, потому что был без ног».
  • «Два корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали».

Видео: ведущая новостей проговаривает скороговорки

Правильная осанка и сильное дыхание


Правильная осанка и дыхание - залог полнозвучной и чёткой речи

Улучшать осанку проще всего с помощью старинного упражнения «книга на голове». Поместите на голову книгу и начинайте медленно ходить по комнате. Затем включите в упражнение приседания и движения руками. Такой комплекс поможет вам научиться удерживать необходимый для монологичной речи темп дыхания.

Речевое дыхание действительно сильно зависит от осанки.

Развитие дыхания позволит произносить длинную речь и не прерываться на паузы в неподходящих местах. Это нужно для того, чтобы слушатели вас правильно поняли. Начнём с тренировки выдоха:

  1. Поставьте ноги на ширину плеч, руки поместите на пояс.
  2. Сожмите плотно губы, оставив небольшое отверстие.
  3. Медленно выдохните, воздух должен выходить с сопротивлением.
  4. Во время упражнения читайте любое четверостишие.

Если физическое состояние позволяет, вы можете добавить к дыхательной гимнастике элементы физической нагрузки, например, приседания, ходьбу или даже лёгкий бег.

Переходим к тренировке вдоха:

  1. Сделайте наклон вперёд, спину держите параллельно полу. Выполните вдох. Затем примите исходную позицию. В медленном темпе выдыхайте и одновременно произносите «гим-м-м».
  2. Примите исходную позицию. Закройте рот, вдыхайте воздух через нос, расширяя ноздри. Во время выхода воздуха похлопывайте пальцами по ним.
  3. Примите лежачее положение. Одну руку поместите на живот, вторую – на низ грудной клетки. Глубоко вдохните носом. Поднимайте живот, грудная клетка должна расшириться. Затем медленно выдохните. Повторите несколько раз.
  4. Примите положение стоя, поместите руку на грудь, другую расположите возле рта. При дохе и выдохе произносите гласные звуки. Если у вас появилось ощущение зевка, вы успешно справляетесь с упражнением.
  5. Далее, выполняйте то же самое упражнение, но теперь продлите выдох и вдох, совершив лёгкий толчок диафрагмой.

Что ещё улучшает дикцию

Добиться желаемого результата поможет правильная интонация. Читайте любой текст с выражением, и вы заметите положительные изменения и в тембре голоса, и в произношении, и в темпе. Можно воспользоваться актёрскими методами тренировки дикции. Положите в рот пробку, грецкие орехи или карандаш и прочитайте несколько скороговорок или любой текст, который вам понравится. Слова нужно произносить в медленном темпе, хорошо проговаривая каждую букву.


Чтение вслух с выражением поможет вам научиться правильному смысловому интонированию

Ещё один отличный метод основан на необходимости слышать себя со стороны. Запишите собственный голос на диктофон и затем прослушайте запись. Так вы сразу обнаружите допущенные в речи ошибки. Сделайте повторную запись, но теперь постарайтесь исправить изъяны. Можно прочесть стихотворение или любой художественный текст. Повторяйте до тех пор, пока не добьётесь идеального результата.

Описанные в статье упражнения для улучшения дикции не требуют никакой специальной подготовки. Их могут выполнять как взрослые, так и дети. При ответственном подходе к тренировкам вы уже через пару недель заметите прогресс.

Способность правильно артикулировать слова и фразы, проговаривать текст понятно, четко, с расстановкой и называется дикцией. Некоторые постоянно задаются вопросом, как улучшить дикцию и речь. Особенно это касается представителей творческих профессий (актеры, вокалисты, ведущие).

Особенно важна правильная артикуляция для певцов: они не только проговаривают текст, но и пропевают его, что гораздо сложнее. Упражнения на дикцию в пении делаются постоянно: и в виде отдельного занятия, и в качестве распевки.

Когда необходима тренировка дикции и речи?

Если люди вас понимают, это еще не значит, что вам не нужны речевые упражнения. Услышать себя со стороны непросто. Для этого может понадобиться авторитетное мнение эксперта или педагога. Если его нет, можно записать свою речь на аудионоситель и прослушать. Также хороший способ – сравнить себя с дикторами центральных каналов: артикуляция звуков русской речи у них чаще всего грамотная.

Задуматься о том, как развить дикцию и технику речи, нужно особенно в тех случаях, если присутствует явная картавость, нарушения в произношении отдельных звуков.

Есть качества хорошей речи, их тоже можно развивать: это краткость, четкость формулировок, грамотность, соблюдение литературных норм, логичность и другие.

Легкие упражнения на улучшение дикции призваны выработать правильное произнесение отдельных звуков и их сочетаний, а более сложные – связать элементы в одно целое.

Упражнения для развития дикции взрослых

Родители знают, как улучшать произношение у детей: это миогимнастика для языка, губ. Но сложно себе представить взрослого, который раскладывает язык лопаткой. Да и костно-мышечный аппарат у людей старшего возраста сформировался и не такой податливый, как у детей.

Упражнения для четкой дикции для взрослых совсем другие. Педагоги используют:

  • проговаривание отдельных согласных с четкой артикуляцией;
  • произнесение скороговорок ;
  • дыхательная гимнастика в сочетании с гимнастикой тела;
  • специальные артикуляционные упражнения.

Важно наладить регулярность занятий и ставить себе реальные цели.

Упражнения:

  1. Произносите эти сочетания звуков, «взрывая» последний глухой согласный: пи-би-пи-би-пипп, би-бэ-бо-би-быпп, га-го-гу-гы-гикк и подобные.
  2. Прочитайте любую скороговорку вслух, не используя гласные. Крл Клр крл крлл – согласитесь, звучит забавно. Кстати, вы узнали, что это за фраза?
  3. Зажмите нос и начните читать вслух текст на одном дыхании. Вдохните только там, где это положено по смыслу.
  4. Выполняйте любые физические упражнения параллельно с проговариванием стихов. Кроме пользы для здоровья, вы почувствуете, в каком месте перестаете управлять своим дыханием.
  • медленный вдох через широкие ноздри, дозированный выдох через нос (ритмично зажимайте и отпускайте ноздри);
  • вдох с наклоном (обычно происходит наоборот), выдох на звуки «г-м-м-м» или «хм-м-м», распрямляясь.

Развивающие упражнения начинать выполнять с нескольких секунд, постепенно доводя до 1-3 минут. Ко всем занятиям относится принцип постепенного усложнения и наращивания темпа.

Сколько времени займёт развитие дикции?

Если при прослушивании диктофонной записи вы заметили несколько незначительных ошибок, то работа над дикцией и произношением может занять всего день-два. Если же вам нужно обратить внимание на более обширные моменты, то можно оставить на упорные занятия и пару месяцев. Важно понимать, что певцам такие занятия могут быть нужны постоянно, в виде распевки перед выступлением, для приведения в боевую готовность артикуляционного аппарата.

Как исправить дикцию взрослому? Ответ прост: регулярно и упорно заниматься.

Что поможет, кроме упражнений?

Упражнения для выработки дикции – важный этап работы, но можно прийти к необходимому результату проще: читать книги, газеты, журналы вслух, четко проговаривая слова и не проглатывая окончания. Работа над четкой речью в этом случае станет и приятным времяпрепровождением.

Выполнение упражнений на дикцию

Для постановки выразительного голоса педагоги часто используют похожие дыхательные упражнения, как и для развития правильной артикуляции. Важно правильно выполнять рекомендации педагога, так как неверно выполненные движения запомнят мышцы. Переучивать их будет сложно. Педагог подскажет также интересные упражнения для развития техники речи и дикции.

Как улучшить дикцию речи быстро

Педагоги центра «Артвокал» знают, как поставить правильную речь и дикцию, будь то для выступлений в речевом жанре (доклады, публичные выступления) или вокал.

Перед тем, как тренировать дикцию дома, лучше получить консультацию грамотного педагога, специалиста по постановке голоса или записаться на наши курсы дикции в Москве .

Видео упражнения от «Артвокал»

В этом видеоролике вы увидите, как самостоятельно выработать правильную дикцию во время занятий с педагогом-специалистом. Видеоуроки могут лишь помочь вам, но не заменят слуха учителя.

magazine

4.3

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.

80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: