Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.
Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.
Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать "шутя". Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.
Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.
Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на "кривляние" перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику
с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок
, и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не "съедая" звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте
скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.
1) Интервьюер интервента интервьюировал.
2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.
7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
11) Течет речка, печет печка.
12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.
13) Тщетно тщится щука ущемить леща.
14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.
Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает
воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст
в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов. Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой
при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.
Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то , что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.
С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.
Речевые способности даются природой, но они далеко не всегда идеальны. Иногда речь звучит невнятно, что может отрицательно сказываться на всей жизни человека. Едва ли можно построить хорошую карьеру, если слова вынуждены пробиваться сквозь «кашу во рту». Как улучшить дикцию? Существуют ли специальные упражнения? Об этом и поговорим.
Чтобы улучшить дикцию и четкость речи, необходимо научиться правильно дышать. В этом помогут следующие упражнения:
Улучшить свою дикцию поможет выполнение определенных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, потому что только в этом случае можно получить быстрые результаты.
Упражнения для улучшения речи и дикции включают тренировки мышц нёба.
Чтобы усовершенствовать свою речь и дикцию, нужно выполнять упражнения для снятия мышечных зажимов.
Если вы интересуетесь, как улучшить дикцию речи быстро, то нужно практиковать артикуляционную гимнастику. Регулярная тренировка гарантирует улучшение дикции в самые короткие сроки.
Комплекс включает следующие упражнения:
Четкость произношения звуков обеспечивает кончик языка. Для улучшения дикции нужно улучшать его подвижность.
Улучшить дикцию и четкость речи поможет умение контролировать объем воздуха в легких.
Встаньте перед зеркалом и вслух прочтите с выражением любой текст. Вначале сделайте это привычным голосом. Потом прочтите его снова, но уже намного громче. Выполняя это упражнение ежедневно, в скором времени вы научитесь контролировать заполненность легких и сможете легко произносить речи любых объемов.
Для улучшения дикции у взрослых поможет такое упражнение:
Выполнение комплекса артикуляционных упражнений поможет улучшить свою речь и дикцию очень быстро.
Эти упражнения гарантируют улучшение речи и тембра голоса в короткие сроки.
Как улучшить дикцию речи быстро? Чтобы добиться результатов, потребуется поработать над разговорной речью.
Советы очень простые, но значительно улучшают разговорную речь.
Для улучшения дикции и самой речи нужно работать над произношением чистоговорок. Это поможет отработать конкретные звуки при помощи специально зарифмованных фраз.
Они отличаются от скороговорок тем, что в них многократно встречается один согласный звук. Это поможет научиться произносить сложные звуки и сделать лучше свою дикцию. Заниматься необходимо каждый день. Улучшение речи после работы с чистоговорками происходит достаточно быстро.
Произносить чистоговорки нужно в медленном темпе. Очень важно тщательно проговаривать каждый звук, обращая внимание на сложные для вас звуковые сочетания.
Надо обязательно контролировать свое произношение. Для этого занятия необходимо записывать на диктофон. В ходе прослушивания записи можно выявить совершенные ошибки произношения и устранить их в ходе следующего.
Есть несколько советов, которые помогут достичь успеха в самостоятельных занятиях:
Если у человека имеется возможность посещать курсы театрального мастерства, то это нужно сделать обязательно. Занятия с профессионалами помогут раскрепоститься, и освоить свободную речь. Специалисты научат выразительной декламации, дикция при этом, если не станет идеальной, то значительно улучшится. И публичные выступления больше не будут казаться невыполнимой миссией.
Не всем удаётся воспроизводить звуки плавно и чётко. Это указывает на проблемы c дикцией, что создаёт человеку определённые неудобства и дискомфорт в общении как в детском, так и во взрослом возрасте. Особенно этот вопрос актуален для людей, чья деятельность связана с публичными выступлениями. Если у вас или ваших близких есть такая проблема, то не отчаивайтесь: все дефекты поддаются коррекции. Необходимо лишь регулярно применять комплекс упражнений, направленный на то, чтобы улучшить дикцию.
Искусство красиво и чётко говорить требует тренировки
Дикцией называется отчётливое и ясное произношение слов и слогов. При этом должна присутствовать правильная артикуляция – активация речевых органов, которые позволяют воспроизводить звуки. Речь человека, страдающего нарушением дикции, становится невнятной и глухой. Это приводит к затруднениям при коммуникации, ведь окружающим сложно его понять. Причиной этого отклонения являются дефекты речевого аппарата, например, отсутствие способности открывать широко рот при разговоре или слабая подвижность нижней челюсти.
При наличии таких нарушений следует незамедлительно приступить к выполнению специальных комплексов упражнений. Если нарушением дикции страдает ребёнок, эти методики помогут ему улучшить успеваемость в школе, приобрести новых друзей и поднять самооценку. Взрослый также ощутит позитивные изменения. Начинайте заниматься и будьте уверены: чтобы заметить первые результаты, вам не придётся долго ждать.
Нормализация речи позволяет расширить круг общения и уверенно выступать перед публикой.
На сегодняшний день разработано достаточное количество простых способов, которые позволяют любому человеку самостоятельно улучшать качество речевой деятельности. Рассмотрим самые доступные и эффективные из них.
Речевая гимнастика направлена на тренировку артикуляционного аппарата, который включает в себя определённые группы мышц. Она состоит из нескольких упражнений.
Тренировка речевого аппарата - эффективнейший метод улучшения дикции
Эти упражнения должны выполняться в замедленном темпе.
Для начала разработаем мягкое нёбо. Выполняйте по порядку следующие действия:
Теперь нужно поработать над нижней челюстью. Здесь помогут два упражнения.
Затем приступайте к тренировке щёк:
Следующие упражнения разработаны для тренировки губ:
В завершение выполните комплекс упражнений для языка:
Гласные звуки воспроизводятся возле зубных рядов, в области твёрдого нёба и гортани. Воспроизводить их правильно помогут следующие упражнения.
Упражнения на произношение лучше всего делать перед зеркалом: так вы более точно сможете контролировать правильность их выполнения
На следующем этапе можно переходить к тренировке согласных звуков. Сначала чётко произносим каждый их этих звуков. Далее объединяем их с гласными в определённом порядке. Пошаговая методика выглядит таким образом:
Это небольшие фразы, с определённым сочетанием звуков, которое затрудняет быстрое произношение. Они помогают отрабатывать отдельные слоги. Главное правило тренировки - не пытайтесь сразу выговорить фразу в быстром темпе. Сначала повторяйте её медленно. После того как станете выговаривать чётко, ускоряйте темп.
Овладеть искусством быстро проговаривать скороговорки непросто, но результат вас точно порадует
Занимайтесь ежедневно, и через несколько недель вы заметите результат. Не обязательно использовать большое количество скороговорок, достаточно будет пяти – десяти фраз.
Начинайте с простых скороговорок и по мере их освоения переходите к сложным фразам.
Вот примеры хороших скороговорок:
Правильная осанка и дыхание - залог полнозвучной и чёткой речи
Улучшать осанку проще всего с помощью старинного упражнения «книга на голове». Поместите на голову книгу и начинайте медленно ходить по комнате. Затем включите в упражнение приседания и движения руками. Такой комплекс поможет вам научиться удерживать необходимый для монологичной речи темп дыхания.
Речевое дыхание действительно сильно зависит от осанки.
Развитие дыхания позволит произносить длинную речь и не прерываться на паузы в неподходящих местах. Это нужно для того, чтобы слушатели вас правильно поняли. Начнём с тренировки выдоха:
Если физическое состояние позволяет, вы можете добавить к дыхательной гимнастике элементы физической нагрузки, например, приседания, ходьбу или даже лёгкий бег.
Переходим к тренировке вдоха:
Добиться желаемого результата поможет правильная интонация. Читайте любой текст с выражением, и вы заметите положительные изменения и в тембре голоса, и в произношении, и в темпе. Можно воспользоваться актёрскими методами тренировки дикции. Положите в рот пробку, грецкие орехи или карандаш и прочитайте несколько скороговорок или любой текст, который вам понравится. Слова нужно произносить в медленном темпе, хорошо проговаривая каждую букву.
Чтение вслух с выражением поможет вам научиться правильному смысловому интонированию
Ещё один отличный метод основан на необходимости слышать себя со стороны. Запишите собственный голос на диктофон и затем прослушайте запись. Так вы сразу обнаружите допущенные в речи ошибки. Сделайте повторную запись, но теперь постарайтесь исправить изъяны. Можно прочесть стихотворение или любой художественный текст. Повторяйте до тех пор, пока не добьётесь идеального результата.
Описанные в статье упражнения для улучшения дикции не требуют никакой специальной подготовки. Их могут выполнять как взрослые, так и дети. При ответственном подходе к тренировкам вы уже через пару недель заметите прогресс.
Способность правильно артикулировать слова и фразы, проговаривать текст понятно, четко, с расстановкой и называется дикцией. Некоторые постоянно задаются вопросом, как улучшить дикцию и речь. Особенно это касается представителей творческих профессий (актеры, вокалисты, ведущие).
Особенно важна правильная артикуляция для певцов: они не только проговаривают текст, но и пропевают его, что гораздо сложнее. Упражнения на дикцию в пении делаются постоянно: и в виде отдельного занятия, и в качестве распевки.
Если люди вас понимают, это еще не значит, что вам не нужны речевые упражнения. Услышать себя со стороны непросто. Для этого может понадобиться авторитетное мнение эксперта или педагога. Если его нет, можно записать свою речь на аудионоситель и прослушать. Также хороший способ – сравнить себя с дикторами центральных каналов: артикуляция звуков русской речи у них чаще всего грамотная.
Задуматься о том, как развить дикцию и технику речи, нужно особенно в тех случаях, если присутствует явная картавость, нарушения в произношении отдельных звуков.
Есть качества хорошей речи, их тоже можно развивать: это краткость, четкость формулировок, грамотность, соблюдение литературных норм, логичность и другие.
Легкие упражнения на улучшение дикции призваны выработать правильное произнесение отдельных звуков и их сочетаний, а более сложные – связать элементы в одно целое.
Родители знают, как улучшать произношение у детей: это миогимнастика для языка, губ. Но сложно себе представить взрослого, который раскладывает язык лопаткой. Да и костно-мышечный аппарат у людей старшего возраста сформировался и не такой податливый, как у детей.
Упражнения для четкой дикции для взрослых совсем другие. Педагоги используют:
Важно наладить регулярность занятий и ставить себе реальные цели.
Упражнения:
Развивающие упражнения начинать выполнять с нескольких секунд, постепенно доводя до 1-3 минут. Ко всем занятиям относится принцип постепенного усложнения и наращивания темпа.
Если при прослушивании диктофонной записи вы заметили несколько незначительных ошибок, то работа над дикцией и произношением может занять всего день-два. Если же вам нужно обратить внимание на более обширные моменты, то можно оставить на упорные занятия и пару месяцев. Важно понимать, что певцам такие занятия могут быть нужны постоянно, в виде распевки перед выступлением, для приведения в боевую готовность артикуляционного аппарата.
Как исправить дикцию взрослому? Ответ прост: регулярно и упорно заниматься.
Что поможет, кроме упражнений?
Упражнения для выработки дикции – важный этап работы, но можно прийти к необходимому результату проще: читать книги, газеты, журналы вслух, четко проговаривая слова и не проглатывая окончания. Работа над четкой речью в этом случае станет и приятным времяпрепровождением.
Для постановки выразительного голоса педагоги часто используют похожие дыхательные упражнения, как и для развития правильной артикуляции. Важно правильно выполнять рекомендации педагога, так как неверно выполненные движения запомнят мышцы. Переучивать их будет сложно. Педагог подскажет также интересные упражнения для развития техники речи и дикции.
Педагоги центра «Артвокал» знают, как поставить правильную речь и дикцию, будь то для выступлений в речевом жанре (доклады, публичные выступления) или вокал.
Перед тем, как тренировать дикцию дома, лучше получить консультацию грамотного педагога, специалиста по постановке голоса или записаться на наши курсы дикции в Москве .
В этом видеоролике вы увидите, как самостоятельно выработать правильную дикцию во время занятий с педагогом-специалистом. Видеоуроки могут лишь помочь вам, но не заменят слуха учителя.
magazine
4.3
Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.
"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.
Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.
Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.
Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!
1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.
3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.
5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.
6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.
9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.
10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.
11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
Скороговорки для развития дикции
12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.
13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.
21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.
22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.
23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.
26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.
27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.
28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.
31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.
32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.
33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.
36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.
38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.
41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.
43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
Скороговорки для дикции
44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.
48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Русские народные скороговорки
49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.
50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.
51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.
54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.
57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.
58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.
59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.
60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.
61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.
62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.
63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!
64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"
67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.
68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.
69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.
72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Народные скороговорки
74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.
79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.
80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.
84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.
85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".
Скороговорки для развития речи
87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!
89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.
91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.
92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!
98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.
100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.
101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.
102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.
107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.
110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.
111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.
114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.
120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.
123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.
124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.
Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.
125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.
126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.
132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.
133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.
136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.
138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.
139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.
141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.
146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.
148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.
156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.
157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.
158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.
159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.
160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.
161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.
163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.
164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.