Про заболевания ЖКТ

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Окончания и прилагательных удобнее всего проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, так как окончания вопроса и прилагательного совпадают, например: Ему было тяжело идти после трудного (какого ?) дня . Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода (и сходный с ним винительный падеж), где под ударением пишется окончание -ой (отрывно́й календарь, делово́й человек ), а без ударения —ый или -ий (насто́льный календарь, и́скренний человек ).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (волчий , волчья , волчье ) во всех падежах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа мужского рода единственного числа, пишется буква ь , например: волчь я (стая), волчь е (логово), волчь и (следы); волчь его, волчь ей, волчь их, волчь им и т. д. (но: волчий вой ).

Окончания именительного падежа

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется окончание -ая или -яя , а в среднем роде — -ое или -ее (какая? заочная средняя школа ; какое? интересное всестороннее исследование ).

Во множественном числе всех трех родов пишется окончание -ые или -ие (какие? морозные зимние дни, ночи, утра ).

Окончания винительного падежа

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), например: окончить (какую?) заочную среднюю школу .

Окончания творительного падежа

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), например: наслаждаться (каким?) теплым осенним днем, утром .

В женском роде единственного числа пишется окончание -ой (-ою ) или -ей (-ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ), например: шефствовать над (какой? какою?) сменной средней школой .

Окончания предложного падежа

В мужском и среднем роде в предложном падеже единственного числа пишется окончание -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ), например: писать о (каком?) теплом осеннем дне, утре .

Склонения причастий, порядковых числительных

Так же, как качественные и относительные прилагательные, изменяются (склоняются) причастия, некоторые местоимения (каждый, всякий, самый, этот и др.), порядковые числительные (первый, второй, четвертый и т. д., кроме третий, склоняющегося, как притяжательное прилагательное волчий). Правописание окончаний всех этих слов можно проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, например: Он стремился почитать (какую?) каждую появляющуюся научную статью по (какому?) интересующему его вопросу.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Полные имена прилагательные в единственном числе изменя­ются по родам, числам и падежам, т. е. склоняются. Во множествен­ном числе по родам не изменяются, и падежные окончания всех трех родов совпадают: золотые кольца, браслеты, серьги.

Различаются 3 типа склонения прилагательных:

склонение качественных и относительных прилагательных;

склонение притяжательных прилагательных на -ий : лисий, медвежий

склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ин(-ын), -ов(-ев): мамин, лисицин, отцов, пекарев.

Прилагательные, относящиеся к первому типу склонения, по характеру последнего согласного основы делятся на группы: прила­гательные, имеющие перед окончанием твердый согласный (твердая разновидность склонения), прилагательные, имеющие перед оконча­нием мягкий согласный (мягкая разновидность склонения), прилага­тельные, основа которых оканчивается на г, к, х или шипящую (сме­шанная разновидность склонения): жи[в]-ой, но[в]-ый, зим[н]-ий, упру[г]-ий, мел[к]-ий, су[х]-ой, горя[ч]-ий, боль[ш]-ой.

Единственное число

Твердая разновидность

М.р. Ср. р. Ж. р.
И. нов-ый нов-ое нов-ая
р. нов-ого нов-ого нов-ой
д. нов-ому нов-ому нов-ой
в. нов-ый нов-ое нов-ую
нов-ого нов-ого нов-ой(ою)
т. нов-ым нов-ым
п. нов-ом нов-ом нов-ой

М. р. Ср. р. Ж. р.

И. золот-ой золот-ое золот-ая

Р.золот- ого золот-ого золот-ой

Д. золот-ому золот-ому золот-ой

В. золот-ой золот-ое золот-ую

золот-ого золот-ого золот-ой(ою)

Т. золот-ым золот-ым

П. золот-ом золот-ом золот-ой

Мягкая разновидность

М.р. Ср. р. Ж. р.

И. син-ий син-ее син-яя

Р. син-его син-его син-ей

Д. син-ему син-ему син-ей

В. син-ий син-ее син-юю

Т. син-им син-им син-ей(ею)

П. (о) син-ем (о) син-ем (о) син-ей

Прилагательные мужского и среднего рода во всех падежах имеют одинаковые окончания, кроме именительного и винительно­го. Форма винительного падежа совпадает с родительным или име нительным в зависимости от одушевленности - неодушевленности существительного, с которым оно согласуется: видеть красивого мальчика - видеть красивый пейзаж.



Множественное число

Форма винительного надежа во множественном числе, как и в единственном, зависит от одушевленности - неодушевленности су­ществительного: видеть красивых детей - видеть красивые пейзажи.

Прилагательные на г, к, х смешанной разновидности склоне­ния имеют твердую и мягкую основы: упру[г]-ий и упру[г]-ого.

Особенности склонения прилагательных с основой на шипя­щие обусловлены современной орфографией (после шипящих пи­шутся только у, а, и и не пишутся ю, я, ы) и проявляются только на письме.

Прилагательные с основой на -ий (лисий, медвежий, волчий) изменяются по родам, числам и падежам. В именительном падеже мужского рода у них нулевое окончание , в среднем роде , в жен­ском роде , во множественном числе : лись-е, лись-я, лись-и . В ос­тальных падежах окончания таких прилагательных совпадают с окончаниями мягкого типа склонения качественных и относитель­ных прилагательных.

Суффикс -й (орфографически -ий ) в косвенных падежах предс­тавлен орфографически в виде -ь .

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин (-ын ), -ов (-ев ) имеют окончания, свойственные именам существительным и прилагательным. Прилагательные мужского и среднего рода един­ственного числа во всех падежах, кроме творительного и предлож­ного, имеют окончания, свойственные существительным (ср . отцо­во слово , отцова слова , отцову слову ). В творительном и предложном падежах их окончания сходны с окончаниями прилагательных (-ым, -ом ). Прилагательные женского рода в именительном и винитель­ном падежах имеют окончания, сходные с окончаниями имен суще­ствительных (-а ), в остальных падежах - с именами прилагательны­ми (-ой ). В именительном и винительном падежах притяжательных прилагательных множественного числа окончания такие, как у имен существительных (-ы ), в остальных падежах - как у прилагательных (-ых, -ым, -ыми, -ых ). У прилагательных с суффиксом -ин формы ро­дительного и дательного падежей мужского и среднего рода (-а, -у ) вытесняются формами с окончаниями имен прилагательных (-ого, -ому ): сестрина (ср. большого стола) → сестриного ; сестрину (ср. большому столу) →сестриному .

Мужские русские фамилии на -ов (-ев ), -ин (-ын) в творитель­ном падеже единственного и множественного числа имеют соответ­ственно окончание -ым, -ыми , т. е. флексии прилагательных: Некра­сов - Некрасовым , Пушкин - Пушкиным , Чичиковы - Чичиковыми . Это не распространяется на названия населенных пунктов, обра­зованных от имен собственных: Жить под городом Пушкином .

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из... ткани, остановились около... здания, плыли по... небу, подъехали к... сторожке, смотрели... спектакль, влетел в... окно, украсились... инеем, вырос под... берёзкой, купались в... море, прочитали о... медведе.

    Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.

19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом - имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).

20. Прочитайте.

      На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна
      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.
      (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.

21. Прочитайте.

Валентин Александрович Серов - прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

(. Долгополов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
  • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
  • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

  • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
  • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова "Мика Морозов"». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.
Данные об авторе

Сазонова Галина Васильевна

Место работы, должность:

Краснодарский край,г. Новокубанск, МОБУГ № 2, учитель

Краснодарский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

*

*

*

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Т.Г.Рамзаева "Русский язык",4 класс

Толковый словарик школьника, О.Д.Ушакова

Используемое оборудование:

Таблица "Склонение имен прилагательных"

Краткое описание:

Урок русского языка в 4 классе

Тема : Изменение имён прилагательных по падежам

Цель:

* познакомить учащихся с приемом распознавания падежа имени прилагательного;

* познакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе;

* развивать внимание, память, речь учащихся.

Оборудование: таблица «Склонение имен прилагательных», ММП, ноутбук, экран

Ход урока

1.Организационный момент и сообщение цели урока

Хороший день, о хорошем рассказе, хорошему поступку.

Почему прилагательные хороший, хорошем, хорошему имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые? (У них разные падежи.)

Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением имен прилагательных в единственном числе.

2.Словарно-орфографическая работа

Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете кроссворд (см. прикрепленный файл):(слайд)

1. Длинная палка. (Шест.)

2. Как называется крупный населенный пункт? (Город.)

3. Предмет для сидения. (Стул.)

4. Большая, высокая копна сена. (Стог.)

5. Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (Аллея.)

Какое слово получилось? (Это слово шоссе .)

Что такое шоссе?

Сначала дети высказывают свои предположения, затем

находят объяснение в толковом словаре. (Это дорога с твердым покрытием.)

Напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.

Подберите к слову шоссе подходящие имена прилагательные. (Гладкое шоссе, широкое шоссе.)

Для чего употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные употребляются для того, чтобы речь была более точной и красивой.)

Назовите грамматические признаки прилагательного. (Прилагательные изменяются по родам и по числам.)

Как определить род имени прилагательного? (Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.)

Сегодня мы узнаем еще один грамматический признак прилагательного.

3. Работа по теме урока

Коллективная работа

Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:

. (В словосочетании глубокий пруд прилагательное глубокий мужского рода, так как существительное пруд, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании глубокое озеро прилагательное глубокое среднего рода, так как существительное озеро, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании глубокая нора прилагательное глубокая женского рода, так как существительное нора, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пруд, озеро, нора , которые находятся в единственном числе.)

В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)

Просклоняйте данные словосочетания.

какой ? какое ? какая ?

Им.п. глубокий пруд глубокое озеро глубокая нора

какого ? какого ? какой ?

Р.п. глубокого пруда глубокого озера глубокой норы

какому ? какому ? какой ?

Д.п. глубокому пруду глубокому озеру глубокой норе

какой ? какое ? какую ?

В.п. глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору

каким ? каким ? какой ?

Т.п . глубоким прудом глубоким озером глубокой норой

о каком ? о каком ? о какой ?

П.п . о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе

Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)

Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание -ой в родительном падеже, дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу

имени существительного.)

4. Физкультминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

5. Закрепление изученного

а) Упражнение «Определите род, число и падеж прилагательного»

На доске записаны словосочетания.

По широкому полю, о верном друге, в дальнюю дорогу, под низким кустом, за высоким забором, интересную книгу, на высоком дереве, с любимым котенком, на книжной полке, в зеленой роще, синей волной.

б) Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр.124.

Чтение памятки на стр.124.

Упражнение 283 стр.125.

Напиши по памяти, определи падеж прилагательного. (Прозрачное - в В.п .)

в) Самостоятельная работа (взаимопроверка).

Подобрать и вставить прилагательные, связывая их по смыслу с существительными. Определить падеж прилагательных. Выделить окончания.

В _________ стужу в лесу стоит тишина. От __________ холода попрятались все звери. Вдруг с шумом пронеслись клесты над _________ поляной. Птицы облепили вершину _________ ели. На самой верхушке висели гроздья ___________ шишек. Когтями птицы стали таскать ___________ семена.

6.Итог урока

Продолжи фразу:

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. Найти ……, к которому относится………
  2. Определить падеж ……
  3. По падежу …… определить падеж ……

7. Домашнее задание

Упражнение 281, стр.124

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (какими ?) вкусными .

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .

Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лихой , смелый , великий

Средний род : какое ? -ое , -ее : белое , синее

Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (какой ?) смелый . м.р. ИП

Родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближнего , веселого .

Сережа позвал своего любимого щенка позвал (кого?) щенка РП , щенка (какого ?) любимого . м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красивому , ближнему .

Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (какому ?) красивому . с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорошим , веселым .

Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромным . м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о веселом , о ближнем .

Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (каком ?) любимом . м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , -ей . красивой , старшей .

Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (какой ?) веселой . ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , -ею .

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую , -юю .

Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечернюю . ж.р. ВП



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: