Про заболевания ЖКТ

У этого термина существуют и другие значения, см. Труд (значения). «Труд» - картина Форда Мэдокса Брауна (середина XIX века)

Изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего ты будешь есть свой хлеб» (Быт. 3:19)

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

Продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми - производственные отношения.

Труд бывает добровольным, вынужденным и принудительным (например, рабство).

Роль труда в антропогенезе

Развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).

Кроме людей, есть и другие животные, которые могут использовать природные предметы в собственных действиях, но они никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобождённая от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу.

Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщённые способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.

Поскольку труд - деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.

Труд как экономическая категория

Крестьянин и ремесленник работают на себя самого, самостоятельно регулируют время и интенсивность труда. При феодализме крестьян и ремесленников могли также заставлять работать на феодала на барщине, либо отдавать даром часть произведённого продукта в виде оброка.

При рабстве как сам раб, так и средства труда соединяются как собственность рабовладельца, и это порождает личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его труда.

При капитализме основной формой труда является труд наёмного работника по трудовому договору. Согласно марксизму, прибавочная стоимость создаётся только трудом работников и безвозмездно присваивается капиталистами. Однако немарксистские экономисты считают, что новая стоимость создаётся при равном участии всех факторов производства, а не только наёмными рабочими. Так, Альфред Маршалл писал: «капитал вообще и труд вообще взаимодействуют в производстве национального дивиденда и получают из него свои доходы соответственно в меру своей (предельной) производительности. Их взаимная зависимость самая тесная; капитал без труда мёртв; рабочий без помощи своего собственного или чьего-либо другого капитала проживёт недолго. Когда труд энергичен, капитал пожинает богатые плоды и быстро возрастает; благодаря капиталу и знаниям рядовой рабочий западного мира питается, одевается и даже обеспечен жильём во многих отношениях лучше, чем принцы в прежние времена. Сотрудничество между капиталом и трудом столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиком и ткачом; небольшой приоритет на стороне прядильщика, но это не даёт ему никакого преимущества. Процветание каждого из них теснейшим образом связано с силой и энергией другого, хотя каждый из них может выгадать себе временно, а то и постоянно, за счёт другого, несколько бо́льшую долю национального дивиденда».

В чём же заключается отчуждение труда?

Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это - принудительный труд . Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчуждённость труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, то есть в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.

В «Концепции человека у Маркса» Эрих Фромм подчёркивал, что отчуждение труда в современном производстве куда сильнее, чем во времена ремесленничества и мануфактуры, где человек сам использует орудия труда. В традиционных обществах, отмечал Маркс, работа нередко была изнурительной, но люди могли сами организовывать свою работу, для выполнения которой требовалось множество знаний и навыков. Наёмные же рабочие в промышленности практически никак не влияют на характер выполняемых заданий, внося лишь небольшую часть в процесс изготовления целого продукта, и совсем не могут повлиять на то, кому и как он, в конце концов, продаётся. Работа, таким образом, становится чем-то чуждым, заданием, которое рабочий должен выполнить, чтобы получить вознаграждение, но которое, по сути своей, его совершенно не привлекает.

Эта проблема частично решается благодаря автоматизации производства, что уменьшает область применения физического труда. При этом в постиндустриальном обществе возрастает роль умственного, творческого труда. Вместе с тем, сам Маркс видел решение проблемы отчуждения труда в преодолении частной собственности на средства производства, которую он считал одновременно и результатом отчуждения труда, и его основой.

Умственный труд

Антонио Грамши писал, что «нет такой человеческой деятельности, из которой можно было бы полностью исключить долю умственного труда, нельзя отделить homo faber от homo sapiens ».

В начале развития капитализма интеллигенция возникла и существовала как численно ограниченная категория лиц, обладавших досугом и достатком и осуществлявших фактическую монополию на умственный труд. Но затем «духовное производство» превратилось в сферу массового труда. С проникновением индустриальных форм в производство идей и представлений (средства массовой коммуникации), в художественное производство (промышленная эстетика, дизайн и т. п.), в научное экспериментирование, в экспериментально-техническую базу науки и т. д. распалась ремесленно-личностная спаянность «духовного производителя» с орудиями и средствами его умственного труда, приобретшими теперь внеиндивидуальное, обобществлённое существование и приводимыми в действие лишь коллективно.

ТРУД это:

ТРУД ТРУД целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде Т. есть, как писал К. Маркс, «... вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 195) . Т. сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Ф. Энгельс подчёркивал, что благодаря Т. развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеч. мозг, усовершенствовались органы чувств человека. В процессе Т. у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся историч. отмечали классики марксизма, есть не что иное, как образование человека трудом. Т. как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий Т. Постепенно Т. становился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным (см. Разделение труда). Обязательными моментами процесса Т. являются целесообразная деятельность, или собственно Т., предметы Т. и средства Т. В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой - производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер Т., ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства. При первобытнообщинном строе не было эксплуатации человека человеком, ибо уровень развития производит. сил был столь низок, что весь затрачиваемый в процессе производства Т. едва обеспечивал существование членов общины. При рабовладельческом строе путём внеэкономич. принуждения к Т. рабовладелец присваивал весь прибавочный и часть необходимого продукта, созданного рабом. При феодализме гл. формой принуждения к Т. оставалась внеэкономическая: крестьянин принуждался к Т. на феодала в силу личной зависимости от него. Но Т. крепостного крестьянина в своём хозяйстве открывал некоторые возможности для личной заинтересованности в результатах этого Т. При капитализме работники производства - юридически равноправные и свободные граждане. Но лишённые средств производства, они вынуждены под угрозой голода продавать капиталистам свою рабочую силу. Экономич. форма принуждения к Т. обеспечивает капиталистам массовый и «добровольный» вриток продавцов рабочей силы, которая становится то-паром. Т. рабочего создаёт сверх стоимости его рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств производства - капиталистом. В условиях товарного производства Т. имеет двойственный характер. С одной стороны, он является Т. конкретным (напр., Т. слесаря, портного и т. д.) и создаёт потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий Т. вообще, независимо от качественных различий многообразных видов Т.,- абстрактный Т. В качестве абстрактного Т. образует стоимость товара. Двойственный характер Т. отражает объективно существующее противоречие между Т. частным и общественным. Т. каждого отд. производителя - его частное дело. Поэтому Т. отд. товаропроизводителей при капитализме не может быть согласован в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень обществ. разделения Т. объективно требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их друг от друга. Но обществ. характер Т. при капитализме проявляется лишь на рынке, и в этом заключается одно из глубоких антагонистич. противоречий капиталистич. общества. При социализме социалистич. производств. отношения обусловливают возникновение новых экономич. законов, определяющих характер, природу и организацию Т.: основного экономич. закона социализма, закона планомерного, пропорционального развития нар. хозяйства, закона распределения по труду и др. К осн. особенностям Т. в условиях первой фазы коммунизма относятся следующие: превращение Т. из подневольного бремени в свободный от эксплуатации Т., гармоничное сочетание Т. на себя и Т. на общество, новое, творческое отношение к Т.; социалистич. кооперация Т. Для социализма характерно обеспечение реального права на Т. и всеобщность Т.; сочетание материального и морального стимулирования Т.; повышение уровня жизни трудящихся и всего народа на основе роста производительности Т.; постепенное преодоление и разрешение неантагонистич. социальных различий и противоречий в обществ. Т. Одна из важнейших особенностей Т. в условиях социализма - устранение эксплуатации человека человеком. Социалистич. государство определяет в плановом порядке оптимальное сочетание между Т. на себя и Т. на общество, устанавливая пропорции между необходимым и прибавочным Т., между потреблением и накоплением. Возникает и получает развитие социалистич. кооперация труда, принципиальная особенность которой - развитие самодеятельности и инициативы трудящихся, проявляющихся в различных формах социалистического соревнования. При социализме Т. постепенно становится непосредственно обществ. трудом. Однако непосредственно обществ. Т. находится лишь на первой ступени своего развития, ибо, во-первых, к нему не относится труд крестьян-единоличников, ремесленников, кустарей, а также Т. в личном подсобном хозяйстве колхозников, рабочих и служащих, в сфере обмена на неорганизованном рынке, в домашнем хозяйстве; во-вторых, обществ. Т. характеризуется социальной неоднородностью. Для социализма характерна всеобщность труда. В социалистич. обществе нет классов, слоев, обществ. групп, которые бы не принимали участия в общественно, полезном Т. Система социалистич. производств. отношений обеспечивает реальное право на Т. Социализм ликвидирует безработицу. Право на Т. законодательно закреплено конституциями социалистич. стран. Ст. 40 Конституции СССР гласит: «Граждане СССР имеют право на труд - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера,-включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства». Обществ. организация Т., её успешное развитие в условиях социалистич. экономики возможны только при разумном сочетании централизации с развитием демократии, демократич. форм и методов руководства обществ. Т. Важнейшая черта социалистич. организации Т.- использование материальной и моральной заинтересованности людей в результатах их труда, что обеспечивается распределением по количеству и качеству Т., а также моральным поощрением работников социалистич. производства. Для социалистич. Т. характерен неуклонный рост его производительности, повышение на этой основе уровня жизни трудящихся и всего народа. Производительность Т. в нар. хозяйстве растёт на основе совершенствования и внедрения новой техники и технологии, изменения структуры производства, улучшения организации производства, совершенствования организации Т. и т. д. Т. работников социалистич. общества различается по уровню квалификации, по степени тяжести, по условиям, в которых он протекает, по интересу, который он вызывает у исполнителей. Неравенство в обществ. Т. лежит в основе противоречий, связанных с распределением материальных благ по количеству и качеству Т. Некоторые противоречия между личными и обществ. интересами заложены в самих отношениях социалистич. распределения: каждый участник производства заинтересован в том, чтобы получить за свой Т. максимальную оплату, а интересы всего общества заключаются в том, чтобы строго и последовательно осуществлялся принцип оплаты по количеству и качеству Т. и обеспечивалось социалистич. накопление, необходимое для расширенного воспроизводства. В. И. Ленин придавал большое значение разрешению этого противоречия, и даже существование государства при социализме он связывал также с необходимостью обеспечить контроль над мерой Т. и мерой потребления, «...постольку остается еще необходимость в государстве, которое бы, охраняя общую собственность на средства производства, охраняло равенство труда и равенство дележа продукта» (ПСС, т. 33, с. 95) . Противоречия между личными и обществ. интересами порождаются также нарушениями в использовании экономич. законов - закона распределения по Т., возмещения затрат рабочей силы, планомерного развития нар. хозяйства, высвобождения рабочей силы, закона стоимости и др. На обществ. организации Т. в условиях развитого социализма отражаются противоречия, возникающие между быстро развивающимися производит. силами и устаревающими производств. отношениями. Совр. на-учно-технич. революция, сопровождаемая огромным ростом культуры, квалификации, уровня общего и спец. образования миллионов трудящихся, совершенствует производит. силы общества. Производственные же отношения не всегда своевременно приводятся в соответствие с изменениями в производит. силах. В условиях развитого социализма происходит постепенное преодоление существующих на первой фазе коммунизма социально-экономич. различий (неантаго-нистич. противоречий) в общественном Т. Разрешение этих противоречий составляет важнейшую задачу экономич. и социальной политики КПСС и социалистич. государства, направленную на разумное сочетание централизованного руководства и самостоятельности, инициативы предприятий (объединений) , расширение их прав и усиление материального стимулирования всех работников. Одной из важных задач коммунистич. партии и социалистич. государства является воспитание нового, коммунистич. отношения к Т. у всех граждан. Т. на высшей фазе коммунизма будет значительно отличаться от Т. в условиях социализма: «...различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно...» (Ленин В. И., там же, с. 98) . Перерастание социалистич. Т. в Т. коммунистический предполагает создание ма-териально-технич. базы коммунизма, достижение такого высокого уровня развития производит. сил, который обеспечит огромный рост производительности обществ. Т. и глубокие изменения в его характере: возникновение и развитие коммунистич. разделения Т.; ликвидацию неантагонистич. противоречий между умственным и физическим Т., между Т. в городе и деревне и, следовательно, преодоление социально-экономич. различий в Т. и его односторонности; дальнейшее обобществление Т., а также изменение масштабов и характера домашнего хозяйства, обеспечивающее фактическое равенство женщин в обществе и семье; превращение Т. в первую жизненную потребность каждого человека; наиболее полное развитие принципа «от каждого по способностям»; постепенный переход к коммунистич. принципу распределения «каждому по потребностям». Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; его же, К критике политич. экономии, там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., Государство и революция, ПСС , т. 33; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его ж е, Великий почин, там же, т. 39; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35; его же, Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Сов. власти», там же, т. 36; его же, Речь на III Всеросс. съезде проф. союзов, 7 апреля 1920 г. , там же, т. 40; его же, К четырёхлетней годовщине Окт. революции, там же, т. 44; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС ) , М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981; Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977; Струмилин С. Г., Проблемы экономики Т., М., 1957; Маневич Е. Л., Проблемы обществ. Т. в СССР, М., 1966; его ж е, Вопросы Т. в СССР, М., 1980; Подмарков В. Г., Социальные проблемы организации Т., М., 1969; Социальноэкономич. вопросы организации Т., М., 1974; Т. в условиях развитого социализма, М., 1977; Система управления Т. в развитом социалистич. обществе, М., 1980. Е. Л. Маневич.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ТРУД как этическое явление есть то же самое, что и участие, затрата, применение: индивид находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию. Труд требует выполнения работы и «усердия». Он не только наталкивается на сопротивление вещи, но и отвоевывает себе требуемый результат, выжимает из себя все. Стремление человека направлено к тому, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда. В труде он все время узнает как самого себя, так и вещь: самого себя – в спонтанности примененной энергии, как физической, так и духовной; вещь – в ее сопротивлении этой энергии. Они нераздельно связаны друг с другом, они суть реальный опыт.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ТРУД целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества; это "...прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 188–189). Т. привлекал к себе внимание со времен древности и рассматривался в самых различных аспектах (см. Практика). Последовательно науч. понимание Т. как определяющей силы обществ. развития – заслуга марксизма (см. Исторический материализм), рассматривающего Т. как осн. форму жизнедеятельности человеч. общества, исходное условие его бытия, определяющий способ отношения человека к миру. "...В с я и с т о р и я есть не что иное, как образование человека человеческим трудом..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, 1929, с. 632). Т. обусловил выделение общества из природы. Он лежит в основе всех др. сторон обществ. жизни, в т.ч. и различных сфер духовной жизни. Всякий процесс Т. включает в себя три момента: целесообразную деятельность человека, предмет Т. и орудия Т. Труд есть сознательно осуществляемый процесс воздействия человека на предмет Т. с помощью заранее созданных орудий, в результате к-рого предмет Т. преобразуется в продукт Т. Результат процесса Т. обусловлен исходным материалом предмета Т., характером орудий Т., а также заранее поставленной целью и способом ее реализации. Целенаправленность человеческого Т. отличает его от инстинктивных действий животных. Цель предваряет во времени и регулирует сам процесс Т. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Т. сыграл определяющую роль в происхождении человека. Рассматривая роль Т. в процессе перехода от человекообразной обезьяны к человеку, Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. в разделении функций передних и задних конечностей, в формировании специфически человеческих органов речи и мозга, в развитии всех познават. способностей. Преобразуя предметы в процессе Т., человек постигал их внутр. закономерности, осваивал логику их бытия. Познание и Т. т.о. изначально связаны между собой. Сознание – это неотъемлемый идеальный компонент Т.: в нем оно зарождается и развивается, в нем же оно воплощается и объективируется (см. Идеальное). То, что в сознании выступает как образ, в Т. объективируется как материализованная форма. Характеризуя взаимоотношение субъекта и объекта в процессе Т., произ-ва, Маркс отмечал, что если производство, с одной стороны, "...является присвоением объектов субъектами, то, с другой – оно в такой же мере есть формирование объектов, подчинение объектов субъективной цели, превращение объектов в результаты и воплощения субъективной деятельности..." (Маркс К., там же, т. 46, ч. 1, с. 478). Как целесообразная деятельность человека Т. начался с изготовлением орудий Т., произ-во и употребление к-рых составляет "...специфически характерную черту человеческого процесса труда..." (Маркс К., там же, т. 23, с. 191). В опосредствовании целей Т. применением все более разветвленной системы средств орудия являются моментом непосредств. отношения между человеком и предметом Т., они представляют собой искусств. органы субъекта, через к-рые он взаимодействует с объектом. В форме и функции орудий воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых действий людей. Наличие этого социального и вместе с тем идеального содержания отличает орудия человеческого Т. от "орудий" животных. Определ. орудия диктуют человеку способ их применения, форму воздействия на предмет Т.: чем выше уровень развития орудий, тем больше их "требования" к человеку. От каменного рубила и до совр. логич. автоматов – таков прогресс орудий Т. Овладение навыками пользования орудиями Т. представляет собой процесс приобщения индивида к нормам культуры. Т. в совр. условиях характеризуется значительно возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом Т. (широкое проникновение науки в процесс произ-ва – см. Научно-техническая революция), насыщением произ-ва механизмами и такими орудиями, как, напр., информационные управляющие устройства. Если раньше орудия Т. являлись как бы продолжением и усилением рук человека, то теперь кибернетич. устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга (см. Кибернетика). Трудовые функции человека все больше трансформируются в сторону творчества, управления и контроля. В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой – производственные отношения, от характера к-рых зависит и характер Т. Труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве людей (см. Разделение труда). Т. связывает между собой его участников, опосредует их взаимное общение. В истории человеческого общества существенным образом менялись характер Т., его стимулы, обществ. условия его осуществления, отношение к нему со стороны различных социальных групп и классов. Возникнув в своей первонач. форме в условиях первобытного человеческого стада, Т. в процессе своей истории поднялся до коммунистич. форм, где он выступает как первейшая и определяющая потребность каждого человека (см. Коммунистический труд). Будучи решающей формой самоутверждения человека в мире, Т. имеет и нравственно-эстетич. содержание. Т. как творчество характеризует осн. смысл бытия человека в мире. Эстетич. аспект Т. выражается в чувстве радости, в наслаждении игрой физических и умственных сил человека, покоряющего природу и общество. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 5; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Плеханов Г., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, М., 1949; Нуаре Л., Орудие труда и его значение в истории развития человечества, пер. с нем., X., 1925; Ладыгина-Котс Η. Η., Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; Бахта К., К вопросу о структуре первобытного производства, "Вопр. истории", 1960. No 7; Огурцов А. П., Проблема Т. в филосефии Гегеля, "Научн. труды Моск. технол. ин-та легкой пром-сти", 1960, сб. 15; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Ρогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гурьев Д. В., Предшествовал ли труд сознанию?, "ВФ", 1967, No 2. А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

ТРУД ТРУД - целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой - в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. В таком случае он предстает в социальных утопиях как преходящая форма деятельности. Труд есть “...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам” {Маркс К; Энгельс Ф. Соч., τ. 23, с. 195). Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Благодаря ему развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств человека, расширился круг его восприятий и представлений. Как целесообразная деятельность труд начался с изготовления орудий, становился из-за разделения труда частным, односторонним, отчужденным и монотонным. Обязательными моментами процесса труда являются целесообразная деятельность, или собственно труд, предметы труда и средства труда. В процессе труда люди вступают в определенные отношения между собой - производственные отношения, характер которых определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства. В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (напр., слесаря, портного и т. д.) и создает потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощен человеческий труд вообще, независимо от его качественных различий многообразных видов, абстрактный труд, создающий стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее противоречие между частным и общественным трудом. Лит.: Маркс К. Капитал, т. 1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23; Он же. Наемный труд и капитал.- Там же, т. 6; Он же. К критике политической экономии.- Там же, т. 13; Он же. Критика Готской программы.- Там же, т. 19; Маневич Е. Л. Проблемы общественного труда в СССР. М., 1966; Он же. Вопросы труда в СССР. М., 1980; Подмарков В. Г. Социальные проблемы организации труда. М., 1969; Социально-экономические вопросы организации труда. М., 1974; НТР, труд и управление. Л., 1984; Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб., 2000.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Что такое труд? Пояснить понятия – физический, умственный труд.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих жизненных потребностей. Труд (трудовая деятельность) предусматривает наличие трех элементов, а именно собственно трудовой деятельности, предмета труда и средства труда.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном - до 50 % рабочего времени - отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

Умственный труд

Время образования

Глава 1. Что такое умственный труд?

Умственный труд явится основным видом трудовой деятельности в XXI веке и тот, кто им овладеет в большей степени, будет более успешным и обеспечит себе и своей семье более качественную в духовном, культурном, финансовом отношении жизнь.

Время получения высшего образования - лучшее время жизни молодого человека. Человек любого возраста почувствует себя молодым, когда возьмёт в руки учебники, погрузится в новую информацию, откроет для себя новые горизонты знания, посмотрит на мир иными глазами. Просыпаются творческие силы, хочется скорее использовать то, что узнал, добиться успеха в жизни. Образование – это то, что всегда приводит к успеху, повышает качество жизни. А чтобы успех сопутствовал постоянно, и образование должно быть непрерывным.

Конечно, жизнь студента включает не только его активное участие в учебном процессе, но и другие виды труда и отдыха: ведение домашнего хозяйства, дополнительную или основную работу, спорт, развлечения. Но всё-таки на период получения высшего образования именно умственный труд во всех его проявлениях является главной составляющей жизни студента. Следует отметить, что именно умственный труд явится основным видом трудовой деятельности в XXI веке и тот, кто им овладеет в большей степени, будет более успешным и обеспечит себе и своей семье более качественную в финансовом, культурном, духовном отношении жизнь.

В высшем образовании обретает свой настоящий смысл слово «учащийся», то есть «учащий самого себя». Не передача знаний и умений, которые в современном мире быстро и безнадежно стареют, а именно добывание новой информации, способность творчески мыслить и разумно поступать, становятся во главу угла образовательного процесса, да и всей жизни человека в современном обществе.


Образование – процесс непрерывный, творческий и индивидуальный, требующий активного личного участия, мобилизации сил, воли, изменения психологических установок и отказа от привычек, несовместимых с напряженным умственным трудом.

Непросто дать определение умственного труда, поскольку его результат далеко не всегда можно получить в материальном воплощении, нередко только пожелтевшие от времени листы бумаги, чертежи и формулы остаются потомкам, как плоды многолетних усилий гения. Для определения понятия умственный труд обратимся к разным информационным источникам.

Ум- Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. 2. Работа, занятие. 3. Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. 4. Результат деятельности, работы, произведение. 5. Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности. (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Умственный труд, интеллектуальный труд (Intellectual labour; Mental labour) - трудовая деятельность, в которой:

· органом, создающим продукт, является мозг;

· преобладают затраты умственной энергии;

· продуктом труда является определенным образом оформленная информация.


Отсюда следует, что

Умственный труд – мыслительная деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация (www.glossary.ru)

Умственный труд представляет собой чисто человеческую сферу деятельности. Если рассматривать всю трудовую деятельность человека как объект исследования, то умственный труд составит предмет нашего изучения, поскольку обучение и образование немыслимо без четкого понимания особенностей этого вида трудовой деятельности.

Что такое труд?

как вы понимаете труд, с точки зрения жизненой позиции, а не экономических понятий

Анна мурадян

Труд - деятельность (умственная, духовная) , общественная, орудийная и безорудийная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Виды труда: физический, умственный, духовный.
В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой.
В цели продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми - производственные отношения. Поскольку труд - деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык.
Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез) .
Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы» , «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» . Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс К.) .
Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий труда. Производство орудий труда - процесс коллективный, который является его важнейшим, определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности» . В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями» , что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.

Лера котова

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели .
Как экономическая категория труд представляет собой один из факторов производства.
В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.
Продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми - производственные отношения.
Труд бывает добровольным, вынужденным и принудительным (например, рабство).

«… те операции, к которым наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Самые низшие дикари и даже те из них, у которых приходится предположить возврат к более звероподобному состоянию с одновременным физическим вырождением, всё же стоят гораздо выше тех переходных существ. Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращён в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к всё новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путём особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря всё новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, всё более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля , статуи Торвальдсена, музыку Паганини .

Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.

Прежде всего, в силу того закона, который Дарвин назвал законом соотношения роста. Согласно этому закону известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определёнными формами других частей, которые, казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся. Так, например, все без исключения животные, которые обладают красными кровяными тельцами без клеточного ядра и у которых затылочная кость сочленена с первым позвонком двумя суставными бугорками, обладают также молочными железами для кормления детенышей. Так, у млекопитающих раздельные копыта, как правило, связаны с наличием сложного желудка, приспособленного к процессу жвачки. Изменения определённых форм влекут за собой изменение формы других частей тела, хотя мы и не в состоянии объяснить эту связь. Совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими. Постепенное усовершенствование человеческой руки и идущее рядом с этим развитие и приспособление ноги к прямой походке несомненно оказали, также и в силу закона соотношения, обратное влияние на другие части организма. Однако этого рода воздействие еще слишком мало исследовано, и мы можем здесь только констатировать его в общем виде.

Значительно важнее непосредственное, поддающееся доказательству обратное воздействие развития руки на остальной организм. Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства.

С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произ-носить один членораздельный звук за другим […]

Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству.

А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Подобно тому, как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орёл видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определёнными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду.

Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны - более определенное направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент – общество».

Фридрих Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 488-489 и 491.

Труд - источник всякого богатства и основное условие всей человеческой жизни. Труд создал человека.

Человекообразные обезьяны перешли к прямохождению под влиянием образа жизни . Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

Хотя сегодняшние обезьяны и способны передвигаться без помощи передних лап, нельзя сказать, что они освоили прямохождение, ибо хождение на двух ногах у современных обезьян - крайняя мера.

Рука является не только органом труда, но и продуктом его. И потому она способна выполнять несравненно большее количество операций, чем рука обезьяны.

С развитием руки тесно связано и развитие всего организма человека (например, приспособление ноги к прямой походкке). Вместе с развитием руки расширялось и влияние человека на природу. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потебность что-то сказать друг другу. Так в процессе труда возникает язык. Животные в естественном состоянии не нуждаются в членораздельной речи. При ижзни же с человеком, считает Энгельс, животные, в пределах свойтвенного им круга представлений, научаются понимать как всякий язык, так и вырабатывать свойтвенные только человеку чувства.

Сначала труд, а затем и членораздельная ерчь явлились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий.Развиттие мозга сопровождалось развитием всех органов чувств. Приеимущество наших органов чувств над аналогами их в животном мире состои в широкой ассоциативности, которой обладают наши органы благодаря развитию мозга. Развитие мозга, подчинение ему чувств, выработка способности к абстрактному мышлению и к умозаключению давали стиму к развитию труда и языка. Когда сложился человек, появился новый элемент - общество. Характарный признак общества, отличающий его от стада - труд.

Наши предки вели хищническо хозяйство: после полного истощения источника питания стадо обезьян уходило с занимааемой территории в поисках нового источника. После того как все территории стали заняты успешно развивались стсада, включавшие в свой рацион все новые виды пищи, что способствовало развитию организма. Но все это еще не было трудом - труд начинается с изготовления орудий. Наиболее древние орудия труда представляют собой предметы охоты (оружее) и рыболовства. С включением в рацион первобытного человека мясной пищи совершается большой шаг в его эволюции. Увеличивается физичемкая сила и самостоятельность человека, совершенствуется мозг. Употребление мясной пищи привело к двум новым достжениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и приручению животных.

Подобно тому как человек научилсяи есть все съедобное, он так же научился и жить во всяком климате. Он распространился по всей пригодной для житья земле, он, единственное животное, которое может сделать это самостоятельно.

С развитием руки, речи и мозга не только у каждого в отдельности, но так же и в общем, люди смогли выполнять более сложные операции и ставить более высокие цели. Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, совершенным, многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместсе с ними религия.

Воздействие животных на природу имеет бессознательный характер. А чем более люди отдаояюся от животных, тем более их взаимодейтствие на природу сознательно . Планомерный образ действий существует в животном мире везде, но толь в зародыше, большинство таким образом поражденных действий вызваны внешним раздражителем. У животных способность к сознательным, планомерным действиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих уже довольно высокой ступени. Но все же планомерные действия всвех животных не смогли наложить на природу печать их воли.

Коротко говоря, животное пользуется внешней природой, а человек заставляет природу служить своим целям, и это является последним существенным отличием человека от остальных животных и этим отличием человек опять таки обязан труду . Мы отнюдь не властвуем над природой так как завоеватель влавсьвует над чужим народом - мы нашей кровью плотью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, наше господство над ней состоит в том, что мы в отличие от всех других существ умеем познавать ее законы и правильно их применять. Мы научидись в известной мере учитывать заранее более отдаленные естественные последствия наших направленных на производство действий.

Все существовавшие до сих пор способы производства имели в виду только достижения ближайших, наиболее непосредственных полезных эффектов труда. Дальнейшие же последствия совершенно не принимались в расчет. Такой психологии отвечала первоначальная общая собственность на землю, предполлогавшая некоторый излишек земель, предназначенного для гашения негативных последствий хозяйствования. Общая собственонсть пришла в упадок, когда излишек земель кончился. Все последующие формы производоства приводили к разделению труда, классобразованию, возникновению господствующих и угнетенных. В результае интерес господствующего класса стал движущим фактором производста.

Наиболее полно это приведено в капиталистическом способе производства в Западной Европе. Так как отдельные капиталисты занимаются производством и обменом ради непосредственной прибыли, то во внимание могут приниматься боижайшие, наиболее непосредственные результаты. При теперешнем способе производства расче главным образом - только первый, непосредственный результат. Частная собственность при своем дальнейшем развитии превращеается в отсутствие собственности у трудящихся , между тем как все имущество все больше и больше концентрируется в руках не трудящихся.

Организация труда на научной основе составляет одну их функций управления. Однако научная организация труда (НОТ) имеет своим предметом непосредственный труд людей, участвующих в производстве материальных благ, в развитии науки и культуры, в управлении.

Деятельность органов внутренних дел, так же как и других органов, предприятий, учреждений и организаций, состоит из трудовых операций и процессов, в которых заняты как отдельные работники, так и коллективы, группы сотрудников. Совокупность трудовых процессов, связанных между собой общими целями, составляет деятельность всего коллектива органа внутренних дел.

В трудовом процессе выделяют собственно труд (живой труд), предметы труда и средства труда. Труд - это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Предмет труда - это то, на что труд воздействует, объект приложения усилий работника. К средствам труда относятся орудия и условия труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Предметом труда работника органов внутренних дел является информация, а орудия труда - способы закрепления и обработки информации. Продуктом труда являются принятые им решения или зафиксированные в соответствующих документах факты.

Трудовой процесс состоит из операций, которые характеризуются выполнением сотрудником или группой сотрудников определенной части работы для получения соответствующего продукта труда. Характер операций зависит от вида трудовой деятельности работника: одни операции выполняет участковый уполномоченный полиции, другие - следователь, третьи - руководитель органа внутренних дел.

Устанавливаемая последовательность совершения операций в целом составляет технологию соответствующего трудового процесса.

Организация процесса труда состоит в рациональном распределении обязанностей между исполнителями, надлежащем оборудовании рабочих мест, обучении исполнителей конкретным приемам и методам совершения трудовых операций, нормировании труда, установлении норм расходования материала, чередовании времени труда и отдыха и т.д.

Научная организация труда означает, что решение перечисленных вопросов должно базироваться не на основе субъективного подхода к их решению, а на достижениях науки и положительного опыта работы.

На основании вышеизложенного можно сказать, что научная организация труда - это комплекс организационно-технических, экономических, санитарно-гигиенических и психофизиологических мероприятий, которые основаны на достижениях науки и передовой практики и обеспечивают наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов и неуклонное повышение производительности труда при сохранении здоровья человека.


Основные направления НОТ. В литературе по научной организации труда к основным направлениям НОТ относят:

Совершенствование форм разделения и кооперации труда;

Улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

Рационализацию трудового процесса, внедрение прогрессивных методов и приемов труда;

Совершенствование нормирования труда;

Использование каждого работника в соответствии с его способностями, профессиональной подготовкой и с учетом потребностей практики;

Совершенствование практики, форм и методов материального и морального стимулирования;

Улучшение условий труда;

Рационализацию режимов труда и отдыха;

Укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников.

Указанные направления развития НОТ носят общий характер, т.е. они применимы к организации труда в любой сфере человеческой деятельности. Вместе с тем это, разумеется, не исключает специфических форм и особенностей их проявления в той или иной сфере деятельности.

Задачи НОТ. Общие задачи научной организации труда сводятся в три группы: экономические, психофизиологические и социальные.

Экономические задачи НОТ направлены на достижение высокого уровня производительности труда за счет улучшения использования живого труда, с одной стороны, и вещественных элементов труда (орудий и предметов труда) - с другой. Улучшение использования живого труда достигается за счет экстенсивных факторов, т.е. устранения прямых потерь времени, а также за счет интенсификации труда, т.е. рационализации приемов и методов труда, улучшения организации рабочих мест и др.

Психофизиологические задачи НОТ состоят в обеспечении наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, сохранения здоровья и работоспособности лиц, занятых трудом.

Социальные задачи НОТ заключаются в создании условий для постоянного роста культурно-профессионального уровня работников, всестороннего и гармонического их развития, в повышении степени содержательности и привлекательности труда, в воспитании добросовестного отношения к труду.

Все эти группы задач находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Значение НОТ:

1. Экономия живого и овеществленного труда. В любом трудовом коллективе важным критерием рациональной организации трудовых процессов, определяющим уровень производительности труда, является степень «полезного использования рабочего времени». Значение НОТ в том и состоит, что его внедрение направлено на экономию рабочего времени, сил, затрат труда работника, позволяет лучше, экономнее использовать материально-технические средства» , оборудование, транспорт, оргтехнику и др. Иначе говоря, НОТ позволяет экономить не только живой, но и овеществленный труд.

2. Экономия будущего труда. Внедрение НОТ позволяет экономить будущий труд. (Это достигается в результате учета требований НОТ на стадии проектирования служебных зданий, рабочих мест, оборудования и технического обслуживания. Экономия будущего труда выступает впоследствии в качестве экономии живого труда работников, которые осуществляют свою деятельность на объектах, спроектированных и построенных с учетом психофизиологических и эргономических требований НОТ).

3. НОТ имеет важное психофизиологическое и социальное значение. Оно состоит в том, что НОТ позволяет создать условия для сохранения здоровья работников, поддержания высокого уровня их работоспособности, продления периода трудовой деятельности работников.

4. НОТ содействует повышению культурно-технического уровня работников,а также степени содержательности труда.

Общие принципы НОТ. В целях успешного внедрения НОТ в практику важно руководствоваться основными положениями, идеями, которые составляют общие принципы НОТ. К таким принципам относятся: научность, плановость, комплексность, непрерывность, нормативность, экономичность.

Принцип научности предполагает тщательное всестороннее и систематическое изучение трудовых процессов и условий, в которых они осуществляются, применение новейших технических средств для проведения исследований, использование экономико-математических и иных прогрессивных методов при анализе научных данных.

Принцип плановости предполагает управляемость этой работы. Плановость создает возможность правильно определить главные направления внедрения НОТ, совершенствовать организацию труда с учетом достижений науки, техники и положительного опыта.

Принцип комплексности в работе по НОТ вытекает из тесной взаимосвязи и взаимозависимости отдельных ее направлений. Наибольшая результативность может быть достигнута только на основе комплексного, системного совершенствования организации труда по всем ее направлениям и по отношению ко всем категориям работников.

Принцип непрерывности означает, что организация труда должна следовать за техническим прогрессом, формы организации труда должны соответствовать уровню развития применяемой техники и технологии. Поскольку последние непрерывно развиваются и совершенствуются, то и НОТ должна осуществляться непрерывно. Она должна быть мобильной и гибкой, соответствовать условиям деятельности трудового коллектива на том или ином этапе его развития.

Принцип нормативности означает, что планирование и реализация мероприятий по внедрению НОТ должны осуществляться на основе соответствующей нормативной базы, т.е. норм, нормативов и других документов, регламентирующих организацию трудовых процессов.

Принцип экономичности предполагает достижение максимальных результатов деятельности по НОТ при оптимальных затратах. Экономичность требует изыскания и реализации возможностей наиболее рационального использования материальных, денежных и трудовых ресурсов, сокращения и ликвидации потерь и непроизводительных затрат. Кроме того, принцип экономичности означает не просто экономию средств, а определение возможностей их результативного использования.

Научная организация управленческого труда (НОУТ) в органах внутренних дел. Органы внутренних дел являются составным звеном системы исполнительных органов, органов государственного управления. В связи с этим, несмотря на наличие специфических особенностей в характере труда работников органов внутренних дел и различие в их должностном положении, в целом труд в органах внутренних дел является управленческим.

Управленческий труд обладает следующими общими признаками:

Предметом труда работников аппарата управления является информация о состоянии системы управления, среде функционирования системы управления; о целевых установках субъектов управления; о решениях, принятых субъектом управления; о реализации принятых решений и т.д.

Объектом управленческого воздействия работников органов внутренних дел являются люди. Начальник органа дает указания подчиненным ему работникам; участковый уполномоченным полиции ведет правовую пропаганду среди населения микрорайона, организует и обеспечивает охрану общественного порядка на своем административном участке; начальник подразделения патрульно-постовой службы полиции руководит сотрудниками полиции, несущими эту службу. Указанные действия, независимо от их целей, направлены на объекты управления, т.е. на людей.

Труд в сфере управления преимущественно является умственным, творческим трудом, требующим затрат психической энергии. Управленческая деятельность органов внутренних дел носит мобильный характер. Она требует от каждого работника инициативы, творческого подхода к решению постоянно возникающих новых нестандартных ситуаций.

С учетом изложенного можно сказать, что управленческий труд - это умственный, творческий труд, предметом которого является информация, а объектом - воздействие на поведение людей.

Под научной организацией труда в органах внутренних дел подразумевается рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности деятельности этих органов при минимальных затратах труда и при строгом соблюдении материального и процессуального законодательства, осуществляемый с учетом рекомендаций науки и обобщения положительного практического опыта.

НОТ в органах внутренних дел заключается:

В разработке наиболее рациональных форм разделения труда между отдельными работниками и его кооперации;

В улучшении управленческой структуры, уточнении и определении компетенции конкретного органа, должностного лица, определении необходимой информации на каждом уровне управления, ее объема, способов получения и обработки;

В совершенствовании форм документов, процесса документооборота, стандартизации и унификации документов;

В использовании достижений современной науки и техники, передового, положительного опыта, в механизации и автоматизации управленческого труда, применении компьютеров, мультимедийных презентаций;

В изучении и внедрении наиболее рациональных форм стимулирования труда, справедливом вознаграждении за труд, продвижении по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации работника;

В совершенствовании нормирования труда различных категорий работников, изучении затрат рабочего времени сотрудниками по выполнению рабочих операций, стадий процесса работы, разработке и установлении показателей, объективно позволяющих определить объем работы, а также необходимую численность разных категорий работников;

В гуманизации труда, организации рабочих мест, создании наилучших условий труда, разработке мероприятий по социальному развитию коллективов, включающих создание благоприятных условий труда и отдыха;

В развитии у работников добросовестного отношения к труду, в создании благоприятных, творческих отношений между работниками, в формировании психологического климата, соответствующего общепринятым моральным и этическим принципам взаимоотношений между людьми, в укреплении служебной дисциплины, соблюдении законности и разработке гарантий их обеспечения.

Трудовая деятельность — это осознанная целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира для удовлетворения тех или иных потребностей личности или общества, в том числе для производства тех или иных товаров или оказание услуг.

Основой трудовой деятельности является простой процесс труда, осуществляемый трудящимся человеком (субъектом труда) по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и орудий труда в продукт труда.

Физический труд — одна из двух основных форм простого процесса труда, которая характеризуется существенным преобладанием физической нагрузки человека над психической, высокой напряженностью физических усилий, выносливостью. Физический труд может потребовать значительных физических усилий (подъем и перемещение тяжести), или высокой напряженности , когда какое-то движение надо выполнять в высоком темпе, или выносливости , если определенное действие надо производить длительное время.

Умственный труд — вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки человека над физической (мускульной). В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности.

Труд большого количества людей, труд в обществе значительно отличается от труда одного человека не только своей организацией, но и наличием связанных с простым процессом труда социально-трудовых отношений. Эти отношения отражают формы и методы привлечения к труду, распределения трудовых функций между людьми, распределения продукта труда и участия работников в управлении организациями; методы поддержания дисциплины труда; способы создания здоровых и безопасных условий в процессе трудовой деятельности и т. п.

Труд носит двойственный характер и выступает не только как простой процесс труда по преобразованию материального мира, но и как социальное отношение (часто говорят «социально-трудовое отношение») участвующих (прямо или косвенно) в нем людей.

Социальный (или социально-экономический ) характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают частный труд (собственник или арендатор) и наемный труд (его еще часто называют профессиональным трудом, трудом по той или иной профессии).

Опасностями простого процесса труда для человеческого организма являются риски травмирования или заболевания.

Заболеванием (болезнью, повреждением, ухудшением здоровья) называют нарушения нормального функционирования организма разной выраженности (симптоматики) и тяжести. По характеру течения заболевания делят на острые и хронические. Травмой называется нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием с энергией, достаточной для травмирования. Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма; ступенчатый процесс, включающий в себя агонию, клиническую смерть, индивидуальную смерть и биологическую.

Под условиями труда понимают совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, и оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Факторы производственной среды, которые при определенных условиях могут вызвать производственную травму работника, могут быть причиной внезапного резкого ухудшения здоровья, стали называть опасными производственными факторами, а факторы производственной среды, которые при определенных условиях могут вызвать профессиональное заболевание работника, стали называть вредными производственными факторами .

Следует заметить, что вредный фактор легко становится опасным при определенных условиях.

Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда .

Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность. Характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Это интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

При оценке условий труда используется концепция так называемого порогового воздействия факторов производственной среды. В рамках этой концепции считается, что ниже некоторого порога — предельно допустимого для сохранения здоровья значения вредного производственного фактора — его вредное воздействие практически отсутствует и им можно полностью (для практических нужд) пренебречь.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) — уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушения состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью. Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены.

Условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Возможность получения в процессе труда заболевания и/или травмы, включая смертельную, добавляет к медико-биологическим последствиям (травма, заболевание, увечье, инвалидность, смерть) негативные социальные последствия: частичную или полную утрату работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности. Невозможность продать свою рабочую силу (хотя бы на день) влечет за собой исчезновение источника существования. Потеря возможности устроиться на работу, зарабатывать наемным трудом средства на жизнь — социальная опасность не только для самого работника и находящихся на его иждивении членов семьи, но и для общества в целом. Поэтому общество заинтересовано в СОХРАНЕНИИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ, ибо в противном случае потерявших трудоспособность работников нужно кормить, КОМПЕНСИРУЯ им потерю их заработка.

Для этого юридический факт причинения вреда работнику должен быть доказан, признан, оценен и только после этого по нему должна быть выплачена компенсация. Отсюда неизбежно возникают юридические понятия «производственная травма» (несчастного случая на производстве) и «профессиональное заболевание».

Только эти (серьезные по своей медицинской и социально-экономической сущности) явления подлежат компенсации, а их предотвращение — важнейшая задача охраны труда.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: