Про заболевания ЖКТ

В России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I. Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением.

«Шарокат» - так обзывал бильярд адмирал Шишков, известный общественный деятель России начала 19-го века, увлекавшийся заменой слов иностранных «старыми русскими» словами. Но название «шарокат» не прижилось, хотя оно довольно-таки точно отражает суть бильярдного действа.

«Катание шаров» - отличный способ провести время в хорошей компании, опять же, не без пользы для здоровья. Усталость, раздражительность, нервное напряжение – все эти «побочные эффекты» рабочей недели быстро улетучиваются. Подсчитано, что в среднем, за одну партию, игрок проходит вокруг стола до трех километров -- полезный моцион «без отрыва от отдыха». И леди, наравне с джентльменами, могут ловко управляться с кием -- в бильярде не имеют особого значения возраст, половая принадлежность и физические данные игроков. Иными словами, да будь вы хоть негром преклонных годов… Берите в руки кий и бейте по шарам! Благо, заведений, где можно поиграть в бильярд, нынче достаточно.

Что необходимо знать о бильярде начинающему игроку? Наверное, прежде всего то, что палка, которой катают по столу шары, называется кием. А дырки, в которые эти шары закатывают, именуются лузами. Если же вам недостаточно этих базовых знаний об игре, вы можете узнать о снаряжении более подробней. И еще: если вы собрались в бильярдное заведение, не стоит одевать пасхальный спортивный костюм и парадно-выходные кроссовки – в таком одеянии вас пустят не в каждый клуб. Традиционной одеждой игроков (а в некоторых местах и зрителей) считается черный низ, белый верх, и, как правило, жилет.

Русский бильярд, пул, снукер, карамболь… Всего в мире насчитывается около 30 бильярдных игр. Они различны между собой не только по правилам, но и по размеру столов, шаров и луз.

_______________________________________

В России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I. Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением.

В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Именно в Москве и Петербурге появились не только строгие столы, на которых шары могли быть положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры.

Следует особо отметить, что в России, бильярд развивался автономно, поэтому, в конце-концов, выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30-40-х годах 19 века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались и борьба между ними теряла интерес.

Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям:

Для определенного усложнения игры все шары должны класться только при точных ударах, а значит, ширина луз должна лишь на несколько миллиметров превышать диаметр шаров;

В среднюю лузу шар по борту не должен падать;

Все лузы должны иметь короткие устья, чтобы шары меньше в них застревали, и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.

В России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре 1 Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением.

По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.

Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку.

Шар при этом имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.

Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины (рис. б). Так для игры было удобнее. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра и даже несколько ниже, таили сюрпризы: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.

а) Старый борт с плоским резиновым выступом

б) Низкий борт бильярда фабр. Шульца.

в) Нормальный борт.

В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый "нормальный" борт. Ему соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра (рис. в). Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени.

В 30-х годах XIX века в России придумали "Малую русскую пирамиду", которая сразу приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.

Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX-начала XX века Анатолий Иванович Леман. Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под названием "Теория бильярдной игры".

Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, Леман отмечает, что эта игра развивает характер человека. Он с большой симпатией относился к настоящим мастерам бильярда и утверждал, что "опытный, хороший мастер игры - это философ, стоик и знаток сердца человеческого".

Русский бильярд

Русский бильярд имеет еще сорок разновидностей. Долгое время этот вид спорта в нашей стране долго существовал полулегально, никаких соревнований официально не проводилось. В каждом городе и в каждой бильярдной играли по-своему.

После создания в конце 80-х годов Федерации бильярдного спорта возникла необходимость унифицировать правила игры, выработать единую систему проведения турниров, судейства. Были обобщены сами правила ведения игры, как общие, характеризующие свойственные всем видам русского бильярда игровые моменты, так и относящиеся к каждому из трех традиционных видов - "русской" и "московской" пирамидам, "американке".

Правила игры

Может быть из-за того, что русский бильярд развивался автономно от своих западных сородичей. Может из-за того, что долгое время бильярд был в подполье. А может из-за изобретательности нашего народа, русский бильярд лидирует по количеству разновидностей и игр не нем. В настоящее время существует более 40 разновидностей игр на русском бильярде - от традиционной американки, до арктики, в которую могут играть до 16 человек.

Общие правила русского бильярда

1. Бильярдные столы, шары и аксессуары

Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием бильярдных столов, шаров и аксессуаров, отвечающих требованиям Национальной федерации бильярдного спорта.

2. Расстановка шаров

Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливают вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

3. Удар по битку

Удар по битку должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом наказывается фолом.

4. Розыгрыш начального удара

Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает тот игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему.

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника, или оба битка остановились на одном расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.

В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней, решающей партией розыгрыш повторяется заново.

5. Начальный удар (с руки из дома)

При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома. Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия.

При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются.

Удар с руки из дома производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: биток упал в лузу или выскочил за борт («Русская пирамида», «Московская пирамида»), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.

Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

6. Сыгранные шары

Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы. Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре.

Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

7. Выскочившие шары

Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т.п.), самостоятельно возвращается на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т.п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.

Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры, при этом штраф не налагается, а правильно забитые шары засчитываются. Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, а забитые шары не засчитываются. При игре в «Американку» биток выставляется на общих основаниях. При игре в «Московскую» и «Русскую пирамиду» вступающий в игру соперник производит удар битком с руки из дома.

8. Выставление шаров

Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Все выставленные шары считаются прицельными.

9. Положение шара

Положение шара определяется положением его центра. Шар, стоящий в точности на линии дома, считается расположенным вне дома.

10. Начало и завершение удара

Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

11. Удар по близкостоящему прицельному шару

Удар по близко стоящему прицельному шару (отстоящему не более чем на 1/2 радиуса шара), а также расположенному вплотную к битку должен выполняться на резке под углом 45 градусов и более в сторону от линии центров либо таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте, откатился назад или ушел в сторону, не пересекая линии штрафной зоны.

За выполнение неправильного удара игрок штрафуется.

12. Вступление в игру соперника

Соперник вступает в игру после того, как в результате предыдущего удара не был сыгран ни один шар либо имело место нарушение правил.

13. Штрафы

Штрафы налагаются в следующих случаях:

Если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;

Если после удара биток выскочил за борт;

Если произведен очередной удар до завершения предыдущего удара;

Если при выполнении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;

При касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара - кием, машинкой, рукой, одеждой и т.п.;

За выполнение неправильного удара по битку;

При неправильном ударе по близко стоящему прицельному шару;

При выполнении удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;

При двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;

За выполнение удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;

Если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо находящийся в доме прицельный шар;

При нанесении удара не битком («Русская пирамида» и «Московская пирамида»);

При падении битка в лузу («Русская пирамида»);

При неправильном отыгрыше («Американка»);

Если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стороны длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;

При вмешательстве в игру соперника.

Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений правил, то штраф взимается в одинарном размере. Шары, забитые с нарушениями правил, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

14. Зависшие шары

Если шар, зависший над лузой в положении неустойчивого равновесия, остается неподвижным в течение пяти секунд и более после завершения удара, а затем падает в лузу, то судья восстанавливает его на прежнее место и игра продолжается. Так же поступают и в том случае, если зависший шар падает в лузу после явного толчка или сотрясения бильярдного стола.

Если же зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд после завершения удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара, и игра продолжается на общих основаниях. Если игрок производит удар битком по зависшему прицельному шару, а последний до соударения падает в лузу, то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается.

15. «Глухая» позиция

Если шары сгруппировались возле одной из луз, и при этом луза оказалась блокированной, а также в иных случаях, когда после продолжительной серии отыгрышей позиция на столе принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры, то судья после предупреждения игроков имеет право расставить оставшиеся на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем, игра продолжается с руки из дома.

16. Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение в результате вмешательства какого-либо постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то судья восстанавливает исходную позицию, и удар повторяется, при этом штраф не налагается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств: порыв ветра, падение осветительного прибора, авария, поломка и т.п.

Если посторонний вмешивается в игру умышленно, то игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований.

17. Вмешательство соперника

Если соперник играющего коснется, сместит или остановит какой-либо шар, движущийся в сторону лузы, то шар считается сыгранным и играющий производит последующий удар.

Вмешательством считаются также любые действия соперника, направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех при выполнении удара. Если же соперник вмешивается в игру умышленно, то судья использует следующие меры воздействия:

замечание;

Предупреждение;

Зачтение поражения;

Дисквалификация;

18. Умышленное затягиваение игры

Если играющий, по мнению судьи, умышленно затягивает игру, то судья после предупреждения имеет право ввести одноминутное временное ограничение на подготовку и выполнение удара.

19. Протест

Протест по поводу интерпретации правил судьей должен быть заявлен до нанесения любого последующего удара. Игра при этом приостанавливается. И окончательное решение принимает главный судья соревнования. Вопрос о том, имело ли место то или иное игровое событие, является прерогативой судьи у стола и не может быть предметом протеста.

Русская Цивилизация

Сама по себе история бильярда насчитывает сотни лет. Об игре написаны многочисленные статьи, заметки, очерки, целые книги и научные труды. Большинство популярных исторических выкладок доступно в Интернете, поэтому мы, не пытаясь объять необъятное, постараемся вкратце вспомнить лишь одну его часть - столь популярный сегодня у нас бильярдный спорт.

Пул, снукер, карамболь и пирамида - вот основные и самые развитые виды бильярда на сегодняшний день. Первые три из них заслуженно снискали успех у широких масс любителей в мире, впрочем, не обретя серьезных позиций в странах постсоветского пространства. Соответственно, историей и самой судьбой нам предписано было увлечься и развивать свой вид игры, который многие до сих пор называют русским бильярдом.

Итак, русский бильярд, или же его официальное современное название - пирамида - это подарок, который был сделан всем нам Петром I. Познакомившись с бильярдом в Голландии, молодой государь приказал изготовить для себя , после чего игра стала завоевывать умы приближенных царя, дворян и бояр. Таким образом, наша бильярдная история берет отсчет с конца XVIII века, а точнее, с 1698 года.

Несколько позднее, как говорят историки, бильярд увлек и еще кое-кого из правителей. Например, императрица Анна Иоанновна играла почти ежедневно, а такая любовь, конечно же, шла популяризации заморской забавы только на пользу. Постепенно из дворцов и дворянских поместий бильярд дошел до клубов, трактиров, гостиниц и прочих заведений. Не удивительно, что добрался он и до классических произведений Пушкина:

«И после, дома целый день,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.»

(Евгений Онегин)

Помимо Александра Сергеевича в бильярд в прошлых столетиях играли такие известные личности, как Ломоносов, Лермонтов, Толстой. Много историй рассказывалось об игре Владимира Маяковского…

К слову, если вначале в России культивировались западная трехшаровая карамбольная партия и, так называемая, русская карамбольная игра в пять шаров, то позднее, начиная с 30-х годов XIX в., появилась "Малая русская пирамида", которая положила начало уже полноценному русскому бильярду. А первый стол с лузами был изготовлен в России немецким предпринимателем Карлом Шульцем примерно в двадцатых годах XIX века. Спустя десяток лет появляется первая литература по правилам игры. Серьезно поспособствовали развитию и качественные работы последующих известных бильярдных фабрикантов: Ерыкалова, Фрейберга, Гоца.

С именем Фрейберга можно связать едва ли не всю последующую историю русского бильярда. Именно им были разработаны оптимальные профили бортов, установлены наиболее подходящие размеры шаров, изготовлены лекала правильных луз, а деревянные доски основания игрового поля заменены на аспидные плиты. До этого момента бильярдные столы выпускались «кто во что горазд». Теперь же игровые принципы были заметно более унифицированными, также, к слову, стало невозможным скатить шар в лузу вдоль борта. Нововведения Фрейберга очень быстро вошли в моду, и, по своей сути, современные столы остаются все теми же, что и 150 лет назад.

Очень может быть, что сложность русского бильярда продиктована самой русской психологией, ведь наши люди никогда не искали легких путей. Поэтому в русском бильярде соотношение размера луз к размеру шаров почти равное, чего нельзя встретить в пуле или снукере. А удары должны быть исключительно точными и выверенными.

Примерно на эту эпоху развития игры пришлось и появление одного из выдающихся мастеров игры на бильярде - Анатолия Ивановича Лемана (1 июня 1859 - 11 сентября 1913). Скрипичных дел мастер и писатель Леман сегодня известен благодаря своему труду «Теория бильярдной игры». Скрипок его авторства, увы, давно не стало, но вышеупомянутая книга долго признавалась лучшей литературой о бильярде и включала в себя: описание техники игры, разбор различных партий, интересные задачи и сравнение столов основных производителей. Леман называл бильярд исключительным спортивным занятием, развивающим человеческую натуру. По словам автора: "Опытный, безупречный мастер игры - это философ, стоик и эксперт сердца человеческого".

Лирическое отступление: в 1868 году Россию посетил известный французский мастер игры по фамилии Перро. Приехал он с целью пленить «восточных варваров» своей красивой игрой. Ловкий трюкач начинал каждую партию с редкого фокуса, который никто не мог повторить. Четырьмя пальцами правой руки он брал шар и крученым движением бросал на центр стола. Шар останавливался на одной точке и бешено вращался. За ним Перро бросал еще один шар тем же способом. Спустя некоторое время вращение шаров ослабевало, и они начинали описывать круговые движения, постепенно наращивая радиус, после чего соударялись и прикатывались по параболе к Перро. И вот этот ловкач обыграл в Москве и Питере нескольких сильных игроков, после чего проигрался в дым маркеру петербургского английского клуба Андрею «Часовщику».

С ходом времени обрели свои черты и четкие правила три разновидности русского бильярда: классическая русская пирамида, московская пирамида и американка. Первая зародилась ближе к концу XIX века, а последние две развились позднее: американка с 20-30-х гг., а московская с 60-х гг. двадцатого столетия.

Надо признать, что послереволюционная судьба бильярда была тяжела и печальна. Бильярд оказался забыт и, по сути, считался игрой западной буржуазии. Лишь спустя полтора десятка лет он вновь начал оживать и пользоваться успехом. В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта была создана бильярдная секция. Ее основными функциями были проведение и организация турниров самых разных масштабов. Начало массовым турнирам в СССР было положено в 1935г., когда в Москве в клубе Ф.Э.Дзержинского было разыграно городское первенство среди бильярдных секций Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуба писателей, Дома ученых, Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино и Клуба милиции. Незадолго до Великой Отечественной войны лучшим игрокам страны: Н.Березину, Н.Кобзеву и А.Миляеву было присвоено звание "Мастера спорта СССР по бильярду".

Военное время наложило свой отпечаток на жизнь целого поколения, не говоря уже о бильярде, и лишь большая любовь офицерского состава к этой интереснейшей игре, а также увлеченность бильярдом самого Сталина не дали бильярду кануть в лету. Впрочем, для обычного советского гражданина бильярд был малодоступен.

Современники и ближайшее окружение Сталина очень высоко оценивали его игру. С известной долей опаски соперники вставали «сыграть в пирамидку» с вождем, поскольку выигрывать было чревато, зная характер Иосифа Виссарионовича, а поддаваться было глупее вдвойне. Отлично знающий бильярд, Сталин мог сразу раскусить эдакого подкаблучника.

В тяжелейшем 1944 году, практически в апогее Великой Отечественной, в Москве прошел знаковый бильярдный турнир в помощь фронту. Соревнования прошли в Политехническом музее, а среди посетителей были замечены: Сталин, Буденный, Ворошилов и другие работники госаппарата.

Здесь, пожалуй, следует сделать некоторое историческое отступление. Климент Ворошилов, в 1935 году ставший одним из первых Маршалов Советского Союза, еще в 1931-м распорядился произвести 10 000 бильярдных столов, скопированных у известных мастеров. «Ворошиловские» столы были распределены по воинским частям, гарнизонам и домам офицеров. Данный факт ярко свидетельствует о том, что в военных кругах бильярд возводился в ранг игры №1.

По свидетельству известнейшего советского игрока и тренера Георгия Митасова после войны бильярд вполне претендовал на звание полноценного вида спорта. Существовала полноценная команда «Спартак», проходили турниры, кругом было полно энтузиастов игры. По мере смены поколений спортсменов интерес к бильярду то затухал, то вновь разгорался. Бытует мнение, что однажды партия запретила бильярд как таковой, но это неправда, либо же недопонимание ситуации.

Митасов также вспоминает, что долгое время бильярд стоял наравне с азартными играми. Нередко мужчины не приносили домой зарплаты, говоря, что проигрались на бильярде. Несогласные с таким положением дел женщины объединялись, ходили по инстанциям, вплоть до райкомов… Поскольку это не слишком помогало, то доходило и до крайних случаев. В московских Сокольниках женщины облили бензином из канистр два клуба и сожгли. Дело дошло до суда, их едва не посадили, но, все-таки, оправдали. Впрочем, меры были приняты - официальные власти запретили играть на деньги. Но люди все равно играли… Потихоньку.

Бюрократическая волокита никак не позволяла узаконить бильярд в ранге спорта, а время шло неумолимо. Фактически, прошли десятки лет, и лишь в 1989 году была основана Всесоюзная Федерация Бильярдного Спорта. Но до того дня бильярд, естественно, не мог оставаться в тени - спасали ситуацию яркие личности.

Лучшим и непревзойденным мастером бильярда семидесятых современники называют Ашота Потикяна. Он возвел игру в ранг искусства и мастерски находил ключики к сопернику, не позволяя себя обыграть. Когда в столице с Ашотом уже просто отказывались становиться за один стол (а игра велась, конечно же, на деньги, порой, совсем не малые), Ашот отправился в южную часть России, на Кавказ, где, по словам, местные жители играли на невероятно большие суммы, причем, никогда не спускались с гор и не слышали о других бильярдистах. Окрыленный идеей Ашот прибыл в точку назначения, и какого же было его разочарование, когда первый встречный при виде него радостно воскликнул: «Ашота приехала!!!». В Москву мастер вернулся без барышей.

Итак, незадолго до своего развала, Советский союз признал бильярд видом спорта, и дело приняло совершенно иной оборот. Появилась возможность проводить чемпионаты страны, принимать международные соревнования и так далее. Пирамида стала приобретать спортивные черты, появлялись первые спортсмены-профессионалы. Время диктует свои требования к каждой игре. В первую очередь это происходит из-за развития средств массовой информации, а именно, телевидения. Не удивительно, что и пирамида ныне иная, нежели 30 лет назад…

Так, например, относительно недавно, в 2005-м году, появилась на свет новая игра - «Динамичная пирамида». И, если можно так выразиться, современные правила пирамиды достаточно молоды. То есть, история ее далеко не дописана и впереди будут новые изменения.

Сегодня игра стала более агрессивной, быстрой, атакующей. Были изменены соответствующие правила пирамиды, причем всех ее разновидностей. Без унификации требований к бильярдному оборудованию приводить правила в порядок было, как минимум, странно. Поэтому соответствующие нормы легли, одновременно, и в правила игр и в основу технических требований, утвержденных Европейским и Международным комитетом по пирамиде. Эти документы вступили в силу в 2006 году и действуют по сегодняшний день.

Основными организациями по продвижению некогда русского бильярда, а сегодня пирамиды, являются МКП - Международный комитет по пирамиде и ЕКП - Европейский комитет по пирамиде. По инициативе Федерации бильярдного спорта России в июне 1998 года в Москве, в ходе Всемирных Юношеских игр, были проведены показательные выступления сильнейших бильярдистов, представителей всех видов бильярда, на которых присутствовал Президент МОК Хуан Антонио Самаранч.

Это мероприятие способствовало росту популярности и авторитета русского бильярда. Зарубежные гости смогли удостовериться в том, насколько интересен и своеобразен русский бильярд. Результатом деятельности стало решение Всемирной конфедерации бильярдного спорта о создании в рамках Всемирной ассоциации пула Международного комитета по пирамиде, который проводит официальные чемпионаты мира и Европы, занимается популяризацией этого вида бильярда во всём мире. Комитет существует с января 1999 года.

Историческое событие для русского спортивного бильярда произошло в г. Киркель (Германия), где в период с 7 по 9 июня 2000 г. под эгидой Всемирной конфедерации бильярдного спорта состоялся первый официальный чемпионат мира по пирамиде. В нем приняло участие 62 спортсмена из 28 стран. Чемпионом стал россиянин Евгений Сталев.

Решение о создании ассоциации "Европейский комитет по пирамиде" (ЕКП) (European Committee of Pyramid) было принято в Вильнюсе 24 ноября 2000 г. Основной целью ассоциации является развитие бильярдного спорта и, в частности, русского бильярда на территории Европы. Был принят Устав Европейского комитета по пирамиде, согласованный с национальными федерациями, Европейской федерацией лузного бильярда и Международным комитетом по пирамиде. Первыми членами ЕКП стали Беларусь, Латвия, Литва, Россия. Затем присоединились другие страны. Первый Чемпионат Европы прошел в Минске в 2002-м году. Золото завоевал россиянин Владимир Петушков.

Помимо чемпионатов мира и Европы значительный интерес привлекают такие международные соревнования, как: Кубок Европы, Кубок Азии, Командный кубок мира, Кремлевский бильярдный турнир, первенства мира и Европы среди юношей и ветеранов. Современный бильярд открыт для игроков любого пола и возраста.

Игра в шары – одна из первых игр, о которых имеются исторические сведения. Многие исследователи считают, что именно игры в шары, родиной которых стала Азия, стали основой для появления бильярда. Считается, что китайские купцы завезли простенькую игру в шары в Англию, в период средних веков. И уже англичане, усовершенствовав ее – стали родоначальниками бильярда. В тот период англичане играли в Pall-Mall, суть которой была в перемещении нескольких шаров по утрамбованной земляной площадке. Так же, в пользу того, что игрой в бильярд мир обязан Англии говорит происхождение слова бильярд от английского ball (мяч) и yeard (палка). И даже великий Шекспир, в одной из своих пьес упоминает о том, что Клеопатра играла в бильярд со своим евнухом Мардьяном. Однако, другие специалисты опровергают эти теории.

Возникновение бильярда правильно бы было отнести к тому историческому периоду, когда шары стали перемещать при помощи приспособлений, похожих на кий, на плоской поверхности, приподнятой над полом или землей. Поэтому, другая версия говорит о том, что бильярд зародился во Франции, так как первое упоминание о бильярдном столе было найдено в инвентарной описи короля Людовика XI, и относится к 1470 году.

Первыми игроками в бильярд стали коронованные особы и знатные вельможи Западной Европы. Именно им был доступен дорогой бильярдный стол и большой зал для него. Есть исторические свидетельства о том, что в 1588 году, пребывающая в заточении королева Шотландии Мария Стюарт, много времени проводила за игрой в бильярд.

Важный этап в развитии бильярда – это его распространение среди других социальных слоев населения. Такое развитие бильярд получил в период царствования французских кролей Людовика XIII и Людовика XIV. Игрой в бильярд заинтересовались деловые люди той эпохи, и стали обустраивать общественные залы для этой игры. Государство так же было заинтересовано в том, чтобы бильярдные столы устанавливались в общественных местах, потому что это приносило доход в казну, благодаря налогам. Так бильярд зашагал по Европе уверенным шагом.

Чрезвычайно любил играть в бильярд Людовик XIV. Он гордился тем, как хорошо он управляется с шарами, и насколько он грациозен при этом. Король считался очень хорошим игроком в бильярд, а его постоянным партнером был Шамильяр, у которого была слава очень сильного игрока. Он нарочно проигрывал королю, но иногда выигрывал. Говорят, именно благодаря бильярду Шамильяр сделал блестящую карьеру — от писаря до военного министра.

Из Западной Европы игра в бильярд постепенно распространилась на страны более восточные, в том числе и в Россию. А с началом времен колонизации, бильярд широко распространялся и в колонии. Однако, не так быстро, как в Европе. Например, Америка была открыта Колумбом в 1492 году, а распространение бильярда в Америке относят ко времени более двухсот лет со дня легендарного открытия.

Кто же на самом деле и в какой стране первым придумал бильярд, может так и останется неизвестным. Да, наверное, это и не слишком важно. Важно то, что эта замечательная, умная и азартная игра так любима многими сегодня.

Глава вторая

«ИСТОРИЯ БИЛЬЯРДА»

Родословная бильярда тянется из глубины времен до нашей эры.

Точное время появления бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия; по утверждению одних - Индия, по мнению других - Китай. Точно можно сказать одно: вообще игры в мячи или шары были одними из первых, придуманных человеком.

Цивилизация «Небесной империи», будучи старше европейской, явилась первооткрывательницей пороха, компаса и многого другого. Но - по странному складу китайского характера - в своем большинстве эти изобретения как бы замерзали на полпути и редко доводились до совершенства. Так и «китайский бильярд» до наших времен остался лишь незамысловатой детской игрушкой.

Надо полагать, что в Европе первые «китайские» бильярды появились в XV-XVI вв.еках. Однако игры по принципу современного бильярда были здесь известны гораздо раньше. Например, в народной немецкой игре «Bafkespiel», популярной в Германии еще в средние века, употреблялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок при помощи дубинки старался загнать каменный шар противника.

В Англии примерно в те же годы была распространена игра «Pali-Mall». Участники этого состязания на твердо утрамбованной земляной площадке перекатывали несколько шаров, стараясь провести их по определенным правилам через ворота. В середине XV века многие такие игры из «садовых» превратились в «комнатные».

Две версии возникновения бильярда в Европе получили наибольшее распространение. По одной - пионерами здесь являются англичане, по другой - французы. Сторонники первой версии приводят обычно сохранившееся письмо Марии Стюарт к архиепископу Глазго, написанное в день ее казни 17 февраля 1587 года. Лишенная трона шотландская королева и неудачная претендентка на трон английский упоминает про свой бильярд и просит приготовить для него место в другом помещении.

Французы с первенством англичан не соглашаются. Они вспоминают короля Франции (1461−83) Людовика XI, который однажды приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Другие авторы приписывают изобретение бильярда своему соотечественнику Генриху Делинье, жившему в период правления короля Карла IX (1560−74), который сам, по мнению историков Франции, был страстным любителем этой игры. Например, сообщается, что он, играя на бильярде в знаменитую Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года, отложил кий, схватился за аркебузу и стал стрелять прямо из окон дворца по убегавшим гугенотам.

Позднее, при Людовике XIII, во дворце Фонтенбло был устроен бильярдный зал, сохранившийся до сих пор. В те времена игра проходила на небольших по размерам столах, в которых делалось до 10 луз. В средней части стола возвышались небольшие воротца из железа или китового уса, через которые должны были проходить шары, и небольшая фигурка («король»). Игроки были вооружены короткими киями, которые по виду напоминали скорее дубинки или палки-молотки. Каждый участник партии стремился «своим» шаром через ворота направить «короля» в лузу.


Вообще, первые бильярдные столы отличались несовершенством: борта были не упруги и, следовательно, шары от них не отражались; грубыми киями-дубинками невозможно было придавать шару боковое вращение; доска, по которой перекатывались шары, была недостаточно ровной и твердой. В силу этого игра на бильярде в те далекие годы была весьма примитивной.

В дальнейшем, начиная с конца XVI столетия, происходит усовершенствование бильярда. Дыры-лузы в бортах оборудуются сетчатыми карманами, причем число их последовательно уменьшается. Борта стола научились подбивать шерстью, а позднее окантовывать резиной для лучшего отражения шаров. В связи с этим, было признано достаточным иметь на столе 6 луз. Бильярдный стол стали изготовлять более тщательно, причем как доски, так и борта начали обтягивать сукном. Постепенно короткая палка-молоток уступила место длинному кию.

Игра приняла другой характер. Интерес к ней резко возрос. Например, в начале XVII века среди британцев среднего и высшего слоев общества бильярд так вошел в моду, что не было сколь-нибудь крупного города, где бы не перекатывали шары как мужчины, так и представительницы слабого пола. В литературе того времени есть упоминания о том, что дамы и девушки в пылу увлечения «целые дни проводили с кием в руках».

Владельцы бильярдов сначала с тревогой смотрели на появление длинных киев и долго не хотели допускать игры с ними из-за боязни испортить сукно. Но эти опасения не оправдались. Появились игроки, столь искусно действовавшие кием, что их игра не только вызывала восхищение у окружающих, но и стала предметом всеобщего подражания.


Во Франции при короле Людовике XIV бильярд среди дворянства, так же как и в Англии, был очень моден. Отдавал ему дань и сиятельный монарх. Превосходной игрой на бильярде можно было получить доступ к королевскому двору. Постоянным партнером Людовика XIV был некий Шамильяр. Этот пользовавшийся славой сильнейшего из известных игрок сначала умышленно проиграл королю несколько партий, конечно не подряд, но тот был доволен и утверждал, что, не будучи «профессором бильярда», все-таки владеет кием не хуже лучшего в мире игрока. Доставляемое искусством Шамильяра удовольствие было вознаграждено. Ему удалось сделать быструю карьеру. Сначала он из писарей был произведен в советники при Парижском парламенте, потом сделался контролером государственных финансов, а в 1707 году Шамильяр стал военным министром.

В XVII столетии бильярд приобретает широкую популярность в Германии и других европейских странах. Совершенствование бильярдного стола привело и к изменению его формы. Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму.

Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму.

Второй утверждается строгая, независимо от величины бильярда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины.

Оказалось, что такая компоновка, включающая как бы два квадрата, имеет перед другими формами ряд существенных преимуществ:

Возможно расположить на равном друг от друга расстоянии 6 луз, что наиболее целесообразно, так как всякое другое их количество чересчур упрощает или, наоборот, усложняет игру;
- во время игры легко достать с длинных бортов любой шар, находящийся в средней части стола;
- отраженные от бортов шары приводятся к простейшим четырем видам ударов (от одного, двух, трех и четырех бортов);
- наряду с сыгрыванием шаров в лузы находит широкое применение отыгрыш;
- при покладке шаров открывается простор для ударов через весь бильярд.

Изменилась и величина бильярдных столов. Опыт показал, что интересной игре способствуют большие их размеры.

Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30−40-х годах позапрошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались и борьба между ними теряла интерес.

Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой, отечественный тип лузного бильярда.

Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям:

Для определенного усложнения игры все шары должны класться только при точных ударах, а значит ширина луз должна лишь на несколько миллиметров превышать диаметр шаров;
- в среднюю лузу шар по борту не должен падать;
- все лузы должны иметь короткие устья, чтобы шары меньше в них застревали и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.

Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку.

Шар при этом имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.


Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины. Так для игры было удобнее. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра и даже несколько ниже, таили сюрпризы: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.

а) Старый борт с плоским резиновым выступом
б) Низкий борт бильярда фабр. Шульца.
в) Нормальный борт.

В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый «нормальный» борт. Ему соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра (рис. в). Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени.


Первые правила бильярдной игры издал в 1674 году в городе Лионе француз Этьен Луазон. Трактовка им различных игровых моментов была сложной и недостаточно ясной. Но уже в этих первых правилах автор их подчеркивал, что бильярдная игра не только «приятна для ума», но и полезна для здоровья. В 1758 году любопытными наблюдениями над бильярдной игрой поделился с публикой Иоганн Альбер Эйлер, старший сын знаменитого геометра Леонарда Эйлера. Результаты своих изысканий под названием «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости» он опубликовал в сборнике Берлинской Академии.

О самом названии игры существует несколько мнений. Английский автор Джон Вильк, например, отмечал, что первоначально бильярдная игра имела название bal-yerds, составленное из древнесаксонских слов: bal (мяч) и yerds (палка).

В других источниках упоминается о том, что слово «бильярд» происходит от франц. bille (шар). Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия кием не отличались замысловатостью. «Диапазон» их ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют, «кикс». Кроме того, каждый игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и имели неопрятный вид. Гипсовые кии часто рвали сукно.

Изобретателем такого, неплохого все же для своего времени гипсового кия считается французский офицер майор Дуга. За бильярдным столом он много лет был непобедим. Но невозможность хорошо владеть «своим» шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшения этого орудия игры.

В 1827 году французский виртуоз бильярда Менго изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это на первый взгляд простое новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык - после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д. Такая игра вызывала у всех окружающих удивление и восхищение.

Очередным поворотным пунктом в развитии бильярда стало появление американских резиновых бортов, благодаря которым игра усложнилась, а интерес к ней повысился. Шары хорошо отражались бортами, что незамедлительно сказалось на занимательности и зрелищности игры.

В России бильярд появился в начале XVI II столетия при Петре 1 Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением. По другой версии, ему подарили (карамбольный, безлузный) бильярдный стол.

По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.

В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Именно в Москве и Петербурге появились не только строгие столы, на которых шары могли быть положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры.

В 30-х годах XIX века в России придумали «Малую русскую пирамиду», которая сразу приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.


Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX-начала XX века Анатолий Иванович Леман.

Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под названием «Теория бильярдной игры».

Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, Леман отмечает, что эта игра развивает характер человека. Он с большой симпатией относился к настоящим мастерам бильярда и утверждал, что «опытный, хороший мастер игры - это философ, стоик и знаток сердца человеческого».

Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Менго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение

А снукер придумали в Индии в 1875 году.

Игра оказалась сложнее, чем известные «американка» и «пирамида». Пробуждает интерес больше к сложным движениям шаров, чем к выигрышу.

Раньше снукерами называли курсантов первого курса, которые не имели житейского опыта. И вот однажды в игре один из офицеров Невил Чемберлен назвал этим словом своего партнера, оказавшегося в трудном положении и не знавшего, как из него выйти. Ему предстояло сыграть цветной шар, который был закрыт другими. Такое положение на бильярде и стали называть «снукером».

Затем эта игра перешла в Англию, но популярности не имела до 1920 года, пока не появился Джо Девис. Он ввел контроль за битком и дал оценку шаров, что значительно усложнило игру. Кроме за-бития шаров в лузу, теперь надо было следить еще за битком.

Особенно популярным «снукер» стал в 60-х годах. Большую роль в этом сыграли цветное телевидение и два игрока - Рэй Риардон и Джон Спенсер, которые устраивали показательные игры, разъезжая по всей Англии. Затем «снукер» развился как спорт. Начали проводиться соревнования, для победителей учреждались дорогие призы, которые привлекли новое поколение игроков. В 1980-1981 году Стив Дэйвис стал первым чемпионом Великобритании. Он совершенствовал игру и через некоторое время победил на первенстве мира. Этот спортсмен и до сих пор считается одним из сильнейших игроков.

Скоро в снукер начали играть японцы, китайцы, американцы. Появились новые таланты - Джон Пэрот, Нил Фоулдз, Стивен Хендри.

В 1973 году была создана Международная организация бильярда и «снукера». С 1985 года она стала управляющим органом. В «снукер» играют на том же столе, что и в бильярд, только 22 шарами - 15 красных, 6 цветных и 1 биток белого цвета. На одном столе в «снукер» можно играть не только вдвоем, но и нескольким игрокам. Принцип очередности удара простой: если удар не принес выигрышных очков, бьет следующий игрок.

Шары цветные, оцениваются в зависимости от цвета:
пятнадцать красных шаров - по одному очку каждый, один желтый - по 2 очка, один зеленый - 3 очка, один коричневый - 4 очка, один синий - 5 очков, один розовый - 6 очков, один черный - 7 очков.

Со времен Средневековья и до наших дней о бильярде складывают легенды по всему миру, он воспет в поэзии и прозе, в изобразительном искусстве и в кино. Об этой игре пишут в энциклопедиях, само слово «бильярд» во многих странах прочно вошло в словари, и, что удивительно, оно практически одинаково красиво звучит на многих языках народов мира. Без преувеличения о бильярде можно сказать так: это прекрасная благородная игра, достойно представляющая в XXI веке культурное наследие древних цивилизаций.


Вопрос о том, где и когда впервые начали играть на бильярде, остается открытым до сих пор. Небезосновательно местом рождения бильярда считают Индокитай, откуда генуэзскими купцами игра и была доставлена в Европу примерно в XV в.
Однако задолго до появления «китайского бильярда» в Европе, во многих странах уже существовали игры, которые можно назвать прототипами бильярда. Например, немцы играли в Balkespiel - игру, в которой применялся деревянный стол с бортами и каменными шарами, несколькие из них при помощи специальной дубинки необходимо было загнать в углубления стола. В Англии существовала другая версия - Pall-Mallspill. Целью данной игры являлось попадание шарами в специальные воротца, расположенные на твердо утрамбованной земляной площадке.
Спорным остается и вопрос о происхождении слова «бильярд». По утверждению английского исследователя Джона Вилька, первоначальное название игры было "ball-yerds", составленное из двух слов древнесаксонского языка ("ball" - мяч и "yerd" - палка). Сторонники другой, французской версии происхождения слова, указывают на французские корни названия: "bille" - шар, или "billart" - деревянная палка.
Бильярд по праву называют «игрой королей». Именно царственные особы на протяжении многих веков существенно влияли на развитие игры, иногда запрещая ее (как, например, король Англии Георг II ), а иногда - наоборот, поощряли развитие бильярда и личным примером заинтересовывали подданных, как например, Петр I , Наполеон Бонапарт и Карл IX . Мария Стюарт , королева Шотландии и страстная любительница игры, даже в день собственной казни в письме архиепископу Глазго просила сохранить ее стол для бильярда.
Вассалы, стремясь угодить своим хозяевам, всячески им подражали, в т.ч. и в увлечении бильярдом, а для некоторых из них игра способствовала карьере, как например, Мишелю Шамильяру, служившему при дворе короля Франции Людовика XIV . Предприимчивый придворный, овладевший игрой в совершенстве и прослывший лучшим игроком страны, стал постоянным партнером короля. Шамильяр периодически поддавался Людовику, и тот, имевший благодушное расположение духа после выигрыша, говаривал о том, что, не являясь «профессором бильярда» все же превосходно владеет кием. Впоследствии Шамильяр из писарей был превращен в контролера финансов, а еще позже стал военным министром Франции. Примерно в это же время в Лионе француз Этьен Лиазон издает первый свод правил игры на бильярде.

В России бильярд появился во времена правления Петра Великого. За 300 лет развития этой игры в нашей стране она стала значительным явлением в культурной и спортивной жизни россиян. Без преувеличения можно сказать, что она потеснила в последнее время многие традиционные игры и по праву занимает достойное место в спорте и культуре нашего общества. Особое место занимает бильярд в российской истории.
Согласно имеющимся источникам, находясь в составе российского посольства в странах Западной Европы в 1697-1698 гг., Петр I, изучая новейшие технологии в военной области, многое позаимствовал и из общественной жизни европейцев, в том числе и занятную игру на бильярде. Известно также, что государь не только сам на учился хорошо играть в эту «заморскую баталию», но со временем узаконил ее распространение в «людских собраниях», издав в 1718 году специальный указ об «ассамблеях». На этих ассамблеях, как свидетельствуют историки тех времен, азартно и более чем прилично играл на «билiарте» и сам российский император. Играл он в домах и дворцах Петербурга, а также Москвы. В знаменитом петровском «Походном Юрнале» 1720 года сохранилась такая запись: «Его Величество был в Адмиралтейской верфи у кораблей, и был в мыльне; кушали дома и играли в шахматы и билiартъ». Любопытно, что по велению Петра I бильярдным играм с детства обучались, наряду с другими науками и развлечениями, его сын Алексей и внук - будущий император Петр.
В первой половине XVIII столетия бильярд в России приобрел еще большую популярность. В царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны эта игра была широко распространена не только в частных резиденциях и дворцах, но и в общественных местах, в трактирах и гостиницах, а позже и в офицерских собраниях, дворянских и купеческих клубах, в помещичьих усадьбах. В 1750 году Елизавета первой законодательно утвердила «биллiардъ» в Санкт-Петербурге и Кронштадте как одно из важнейших развлечений для приезжих иностранцев и «всякого звания российских людей» в «гербергах и трактирных домах». А Екатерина II своим указом распространила в 1780 году «удовольствия игры в биллiардъ» по всем губернским городам и уездам.


Эти традиции продолжили следующие императоры России - Павел I, который с 10 лет специально обучался игре на бильярде, Александр I, имевший в своем дворце лучшую по тем временам в России бильярдную, а также другие правители династии Романовых. Особым пристрастием к бильярду как к развлечению и спорту отличался Николай П, который, как видно из его сохранившихся дневниковых записей, почти ежедневно проводил встречи и беседы с придворными и военачальниками у бильярдных столов Зимнего Дворца и Царского Села, Нередко за царскими бильярдными столами решались и государственные дела.


История свидетельствует, что в конце XVIII - второй половине XIX века бильярд становится все более доступным широким слоям народа. В него играли уже не только ради развлечения, но и развивали как спортивную игру. К этому времени в России уже были и первые чемпионы по бильярдным играм. Среди приверженцев спортивного бильярда были государственные и военные деятели: граф Г.Орлов, академик М.Ломоносов, генералы И.Скобелев, А.Остерман-Толстой, Д. Бибиков, граф И.Воронцов-Дашков, писатель и первый теоретик руского бильярда А.Леман и многие другие. Бильярдом увлекались и известные деятели русской литературы и искусства: А.Пушкин, Н. Гоголь, Н.Некрасов, Л.Толстой, И.Тургенев, А.Куприн, Ф.Шаляпин, В.Маяковский и другие. Это они прославили в своем творчестве магическую силу и привлекательность бильярда на Руси, Бильярд мог сделать известным любого, не взирая на чины и богатство. Так, в числе выдающихся русских игроков того времени значатся и фарфоровый магнат Гарднер, и студент Маркин с маркером Тюрей, которому Некрасов посвятил прекрасные стихи «Говорун». Уже в то время, особенно в Москве, состязательно играли в бильярд и простые люди.

Бильярд. История в картинках.


A game of billiards.Drawn by Adriaen van de Venne .1620-1626
Если приглядеться- видно, что играют не кием, а клюшками, а на столе- ворота типа крокетных.

Formerly attributed to Georg Daniel Heumann.1720-1740

Конец 19 века.

Putti deprive a bird of air in a vacuum experiment, one plays at billiards, another plays with magnetised keys, while outside a storm rages: representing physics. Etching by B. Picart, 1729, after himself.
1729 By: Bernard Picart

1674 illustration-The Billiard Table

Louis XIV 1638-1715 playing billiards with Philippe I (1640-1701) Duke of Orleans, the Count of Toulouse, the Duke of Vendome, Monsieur dArmagnac and Monsieur de Chamillard, 1694
Antoine Trouvain
1656-1700

Three gentlemen playing a billiard game with maces, c.1730
Date
Circa 1730

Первоначально играли с двумя шарами на столе с обручем, похожим на крокетную калитку и вертикально палку использовали в качестве мишени. В восемнадцатом веке, обручем и целевых постепенно исчезли, оставив только шары и лузы, которые, скорее всего, добавились в конце 1700 годов.

Развитие бильярд получил в период царствования Людовика XIII и Людовика XIV. Игрой в бильярд заинтересовались деловые люди той эпохи, и стали обустраивать общественные залы для этой игры. Государство так же было заинтересовано в том, чтобы бильярдные столы устанавливались в общественных местах, потому что это приносило доход в казну, благодаря налогам.

The Sons of Louis XIV Playing Billiards

Чрезвычайно любил играть в бильярд Людовик XIV. Он гордился тем, как хорошо он управляется с шарами, и насколько он грациозен при этом. Король считался очень хорошим игроком в бильярд.

Two Venetian Noblemen Playing Billiards
Jan van Grevenbroeck
1731-1807

Из Западной Европы игра в бильярд постепенно распространилась на страны более восточные, в том числе и в Россию. А с началом времен колонизации, бильярд широко распространялся и в колонии. Однако, не так быстро, как в Европе. Например, Америка была открыта Колумбом в 1492 году, а распространение бильярда в Америке относят ко времени более двухсот лет со дня легендарного открытия.

В начале 1800 на бильярдных столах горели свечи с поддонами- они были необходимы для предотвращения попадания воска на стол. Позже их стали размещать сверху. Потом их заменили керосиновые лампы, а в 1860-х годах- газовое освещение.

A Game of Billiards, c.1720-26
Jean-Baptiste-Simeon Chardin


Formerly attributed to Georg Daniel Heumann
1720-1740 (c)
A group of callot figures in a room playing billiard; man barbecueing a fish and root vegetables seated on the ground in the foreground to right.


Philippe Meusnier (1655-1734)
Elegant Company Playing Billiards
Oil on canvas

---------------------

Januarius Zick
Die Familie Remy
Year 1776

LANCRET, Nicolas
Billiard Players
Oil on panel, 32 x 27 cm
Private collection

Jean Beraud (1849-1936)
La Partie De Billard
Oil on panel

The Game of Billiards
Charles Edouard Boutibonne
(1816-1897)

Vincent van Gogh

Paul Gauguin

After Henry William Bunbury
Date
1780

After Robert Dighton
1775
A group of eight men (caricatured) round a billiard table.

Published by Hannah Humphrey
Date
1787

Print made by James Bretherton
Date
1781

Life in Paris / "Life" in a billiard Room, or Dick Wildfire & Squire Jenkins "au fait" (awake) to the Parisian Sharpers.
Print made by George Cruikshank
Date
1822

Political billiards
Print made by William Heath
Date
1829

Billiards-A Double Carom
1874(1874)

Юрий Попков. Бильярд в Крыму.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про заболевания ЖКТ