Про заболевания ЖКТ

Казанская икона Богородицы является одной из самых почитаемых на Руси. Празднование совершается два раза в год – 8/21июля и 22 октября/4 ноября. Иконография образа представляет собой тип «Одигитрия» («Путеводительница»).

История обретения чудотворного образа Богоматери уходит во времена захвата Казани Иоанном Грозным в 1552 г. После продолжительной осады и успешного штурма города, Казанское ханство было окончательно присоединено к Руси. Через год была учреждена Казанская епархия, и началось обращение язычников и мусульман в христианство. В 1579 г. в городе случился страшный пожар, испепеливший часть кремля и прилегающую к нему территорию города. В связи с этим магометане стали поговаривать, что русский Бог немилостив к людям и наказал их огнем. Тогда для укрепления православной веры была явлена великая милость Божия – обретение чудотворного образа Божией Матери.

Девятилетней Матроне, дочке стрельца Онучина, дом которого был полностью уничтожен огнем, во сне явилась Богородица и открыла, что под развалинами дома находится Ее чудотворный образ. На слова ребенка о чудесном явлении никто не обращал внимания. Матерь Божия явилась Матроне еще два раза, указала точное местонахождение иконы на пепелище и повелела сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее чудотворный образ. Наконец, мать девочки начала копать землю в указанном ей месте, но иконы там не было. Стоило только самой Матроне взять заступ, как чудотворная икона Богородицы была обретена. Великолепный образ, завернутый в ветхий суконный рукав, был ясен и светел, как будто написан только что.

После чудесного обретения икона была перенесена в церковь Николы Тульского, а затем в Благовещенский собор. Священник Никольской церкви Ермолай, будущий Патриарх Московский Ермоген, стал первым автором тропаря и службы Казанскому образу Богоматери. Также он стал свидетелем чудес, совершившихся во время крестного хода с иконой: по дороге и во время торжеств обрели зрение несколько слепцов.

Осеннее празднование иконы связано с освобождением Москвы от поляков в 1612 г. Во время Смуты, когда столица Руси была занята неприятелем, список с чудотворной Казанской иконы был передан князю Дмитрию Пожарскому. После усердной молитвы русских воинов перед образом Пречистой стало известно о том, что находившемуся в Кремлевских стенах в заточении архиепископу Элассонскому Арсению явился осиянный светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что назавтра Москва будет в руках ополчения Пожарского и Россия будет спасена. Такая духовная поддержка придала сил русскому воинству, и на следующий день 22октября/4 ноября защитникам Отечества удалось освободить Китай-город от поляков, которые затем сами сдали ополчению Кремль. Иноземцы были изгнаны. Духовенство торжественно вышло навстречу победителям с московскими святынями, во главе которых несли образ Казанской иконы Божией Матери. В память освобождения Москвы и России от поляков установлено празднование иконы 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения Казанского образа Пречистой – 8/21июля.

В наши дни 4 ноября является в России государственным праздником – днем народного единства, который приурочен к победе над польскими интервентами в 1612 г.

Казанский собор на Красной площади

В самом сердце России, на Красной площади возвышается величественный Казанский собор. Он был построен по приказу князя Дмитрия Пожарского для Казанской иконы Божией Матери ориентировочно в 1625 г. Сначала это была небольшая деревянная церковь, потом каменный храм, к которому со временем пристроили третий ярус и колокольню. В 1936 г. храм был полностью уничтожен. Второе рождение состоялось в 1990–1993 гг., когда по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры собор был отстроен вновь и освящен 4 ноября 1993 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Тропарь Иконе Божией Матери Казанская

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Анна Котова

Из слова приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 г. от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую. Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом.

Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 г. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и, предводительствуемые Ею, приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом, и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери. А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана. Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу, несомненно, и на небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас. Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда», – раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святе и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием.

Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том, собственно, и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя. Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную, быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго!

Нельзя не заметить, что чудодейственная благодать Пресвятой Богородицы открывалась только тогда, когда люди особенно нуждались в ее помощи, когда их посещали какие либо бедствия, или когда им угрожала известная опасность. При таких именно обстоятельствах совершилось чудесное явление иконы Божьей Матери в Казани.

Это явление относится к последнему периоду царствования Иоанна Васильевича Грозного, именно к 1579 году, когда Московским Митрополитом был Антоний, а Казанским архиепископом — Иеремия, через 25 лет после взятия Казани Царем Иоанном.

Художник Фиринат Халиков, Казань

Именно в то время казанские жители имели нужду в явлении чудодейственной силы. Так как город недавно был взят у неверных, то большая часть его еще населена была татарами, исповедавшими магометанскую веру.

Христиане, находившиеся здесь, нередко терпели от них преследования. Нужно было и первым показать святость и божественность христианской веры, и последним, живущим среди раздраженных татар, которые теперь особенно ненавидели русских, как своих победителей — подать помощь и утешение.

В это время казанцев постигло великое несчастье - 23 июля (по старому стилю) 1579 года здесь случился страшный пожар, который истребил значительную часть города. И вот в таких трудных обстоятельствах неусыпная заступница, всегдашняя помощница, благоволила одних утешить, другим же показать превосходство христианской веры.

Для этого она избрала явление своей чудотворной иконы. Произошло это так.

Видение Матроны

В Казани жил один стрелец по имени Даниил Анучин (или Онучин). Во время того самого пожара у него сгорел дом, находившийся близ церкви Николая Тульского. После такого несчастья он начал горевать и думал уже о постройке нового дома.

Неподалеку от места, где случился пожар, десятилетней его дочери Матроне в дивных видениях явилась Пресвятая Дева.² Она повелела ей идти в город и сказать архиепископу с воеводами, чтобы они пошли и взяли из недр земных ее икону. При этом Богородица указала и место, где сокрыт ее образ.

Девица сначала по своему неразумию боялась открыть градоначальникам свое видение и волю Пресвятой Девы. Только через некоторое время сказала об этом своей матери, которая, впрочем, оставила рассказ без внимания.

После этого снова явилась девице та же самая икона Пресвятой девы и повелела ей непременно, без всякого сомнения, рассказать о видении. Девица несколько раз говорила своей матери о явлении иконы, но, как и прежде, мать не обращала внимания на слова малолетней дочери.

Однажды упомянутой девице пришлось остаться одной в своем доме. Около полудня она уснула в своей комнате, вдруг очутилась посреди своего двора и увидела здесь икону Пресвятой Богородицы в страшном огненном виде.

Икона испускала от себя огненные лучи, так что казалась объятой пламенем от яркого сияния этих лучей. Пораженная таким необычайным явлением, девица пришла еще в больший страх, когда услышала от иконы грозный голос, говоривший ей: «Если ты не расскажешь никому, о чем я тебе говорила, то есть, чтобы взяли из земли икону мою, то я явлюсь в другом месте, а ты умрешь несчастно».

После сего страшного видения девица так испугалась, что упала на землю и несколько часов лежала как мертвая. Придя в себя, она рассказала матери обо всем, что говорила ей Пресвятая Дева, указала и самое место, где находится икона, а потом настоятельно стала убеждать свою мать, чтобы та непременно шла в город и рассказала людям о явлении ей иконы Пресвятой Богородицы.

После этого мать тотчас отправилась к воеводам вместе с дочерью и велела ей рассказать им обо всем. Дочь рассказала, но градоначальники не обратили должного внимания на слова неопытной еще девицы, - по неверию ли, или по пренебрежению к простым людям.

…Увидав, что их словам не верят, мать заплакала, и пошла к архиепископу. Пересказала ему все, указала место, о котором открыто было дочери и просила взять из земли Святую икону. Но тот, как и градоначальники, не поверил ей и отослал ее ни с чем. Это было 8-го июля в 7-м часу утра.

Поиск иконы

Казанская икона Божией Матери с изображением истории обретения чудотворной иконы

Встретив такой неуспех, и между тем боясь гнева Царицы Небесной, мать девицы в 12-м часу того же дня сама взяла заступ, пошла в указанное дочерью место, и начала копать землю. Копала довольно долго, и все не находила сокровища.

Увидев это, другие не могли сначала понять, для какой цели эта жена так усердно разрывает землю. Потом, когда им рассказали все, они сами взялись за заступы и также принялись копать - взрыли все место, а иконы не могли найти.

Казанская икона Божьей Матери

Наконец сама девица, которой было видение, начала копать на месте, где была печь сгоревшего дома. Когда таким образом вырыто было углубление аршина на полтора, как вдруг явилась чудотворная икона Одигитрии (путеводительницы) с предвечным Младенцем Иисусом Христом.

Она завернута была в ветхий рукав одежды, сделанной из сукна вишневого цвета. Несмотря на такую плохую защиту от сырости, Икона сияла чудными светом, как будто недавно была написана и никогда не лежала в земле.

Девица, взяв со страхом и радостным трепетом Пресвятую Икону, поставила ее на месте, на котором и нашла. Жители города, услышав об этом, сошлись во множестве, взывая со слезами: Владычице спаси нас!

Крестный ход

После этого известили высших лиц в городе. Архиепископ теперь тотчас же, с крестным ходом, со всем освященным собором, в сопровождении начальников города и многочисленного народа, пошел к тому месту, где найдена Святая икона.

Увидев икону, сияющую дивным светом, все пришли в восторг и недоумение от того, что никогда не видывали иконы, так превосходно написанной. Радость и страх попеременно волновали души старейшин города при мысли о том, что они незадолго пред этими не поверили словам матери и дочери.

С многочисленным сошедшимся народом они падали на колена пред чудной иконой, прося милости у Пресвятой Владычицы Богородицы и прощения за свое неверие. Между тем народ стекался более и более, и все, видя дивное чудо, воссылали хвалу Богу и Богородице.

Церковь Николы (Николая) Тульского, Казань

Неподалеку от того места, где обретена святая икона, находилась церковь Николая Тульского (в настоящее время церковь разрушается). В эту церковь архипастырь повелел перенести новоявленную икону вместе с прочими образами и крестами.

Отслужив здесь молебен Пресвятой Богородице, архипастырь, сопровождаемый местными властями и множеством народа, понес обретенную икону с крестным ходом в город. Все стремились к святой иконе, наперерыв один перед другим стараясь прикоснуться к ней.

Чудодейственное исцеление незрячих

Всеобщая радость и благоговение к пресвятой иконе еще более увеличились, когда увидели новую милость, которую Пресвятая Дева явила от своей иконы одному больному (по имени Иосиф). Он был слеп уже три года и теперь чудодейственно исцелился.

Икону поставили в соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с молебным пением. Здесь от иконы совершилось новое чудо: Владычица исцелила человека «именем Никита, который был болен так же глазами».

На следующий день архипастырь в соборной церкви служил литургию, а народ, благодаря Пресвятую Деву за великие милости, приносил посильные дары на украшение ее новоявленного образа.

Сооружение церкви и девичьего монастыря

Через некоторое время сделали список с чудотворной иконы и отправили его царю Иоанну Васильевичу вместе с описанием ее явления и чудес. Получив список, он удивлялся изящному написанию иконы, и повелел построить деревянную церковь во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы на том самом месте, где обретена честная икона.

Он повелел также устроить женский монастырь, послав на сооружение его значительный дар от своих царских сокровищ, и определив выдавать деньги на содержание клира, игуменьи и 40 монахинь.

Впоследствии узнали, что обретенный образ Пресвятой Девы есть точный список с того самого чудотворного образа, который вывезен был из Иерусалима в Константинополь супругой греческого царя Феофида Евдокией. Полагают, что в Казань он привезен каким-нибудь татарином, принявшим православие¹ .

По другой версии, существует свидетельство одного из летописцев о некой девице, которая была «пленена одним из казанских мурз, привезена в Казань, где, не желая осложнений, якобы зарыла икону в землю…» (Н.Чугреева, известный специалист в области иконографии, интервью).

Казанский Богородицкий женский монастырь — первоначальный вид

Когда выстроены были церковь и монастырь, архипастырь с крестным ходом перенес сюда новоявленную икону Божией Матери. Первыми приняли пострижение в новой обители отроковица Матрона вместе со своей матерью.

Летняя Казанская, Прокопы летние — народные обычаи и приметы

Явление чудотворной Казанской иконы Божьей Матери церковь празднует 8 (21) июля. Праздник очень почитаем народом, причем во многих селениях празднование летней и зимней Казанской продолжается по несколько дней.

Маковский А.В. Жницы

В северных губерниях считают день Казанской Божией Матери началом покоса, в губерниях более южных началом уборки озимых хлебов.

  • Коли на Казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, то поспела и рожь.
  • Прокопий жнец, Прокопий жатвенник - зажинают рожь.

В Смоленской губернии перед началом уборки делают «зажин ржи»: женщины, отправляясь жать, берут с собой вареные яйца, хлеб, соль и сало; нажавши несколько снопов, отделяют первый сноп особо и начинают есть принесенное кушанье; приступая к зажину первого снопа, приговаривают: «стань, мой сноп, на тысячу коп».

Первый сноп относится в дом, ставится под образами и во время молотьбы первый же сажается на овин. Когда жать остается уже немного, то в недожатом месте зарывают в землю ломоть хлеба с солью, завернутый в чистую тряпку; место это обступают кругом и дожинают его общими силами.

По окончании жатвы, собираются среди поля, вьют из жита венок и, украсив им одну из жниц, катаются по ниве, приговаривая: «Нивка, нивка, отдай мою силку, што я цебе жала, силку роняла». Затем с песнями возвращаются домой.

У нас считают, что с этого времени, вместе с уборкой, начинаются и самые сильные летние жары, причем эта примета почти совпадает, если принять во внимание разницу в стилях, с немецкими «собачьими» днями.

Довольно малопонятно следующее поверье про «червеца», существующее в западных и замосковных губерниях, и про которое рассказывает Сахаров:

  • В день Казанской весь червец собирается под один куст (Западн. губ.).
  • В день Казанской камаха (червец) лежит в одном месте под кустом (Замосковн. губ.).
  • Найти камаху-счастье на весь год.

По Сахарову, в этот день, согласно поверью крестьян, является сама собою камаха, краска червец (насекомое Coccus). Они думают, что камаха заносится ветрами на наши поля из теплых стран, свивается в клубок, и первому счастливцу, который ей встретится, подкатывается под ноги.

Находка камахи предвещает благополучие на целый год. В старину бывали страстные охотники отыскивать камаху. Неудачные искатели говорят, что она достается только тому, кому написано на роду такое счастье.

Поляки опасаются дождя в этот день:

  • Zle па Prokopa, jak zmoknie кора (Беда коли Прокоп смочит сноп).
  • На Прокопа поспевает морковь и ранняя груша: Swiety Prokop marchwi ukop (На Св. Прокопа копай морковь).

¹ Здесь явная путаница, ибо женой Феофила в IX веке была Феодора, либо подразумевался другой Феофил, из Антиохии (IV век, Сирия), который, по преданию, получил образ, писанный св. Апостолом Лукой, Евангелие и книгу Деяний Апостольских после того, как принял веру Христову. (Георгий Александрович Мюллер, «Памяти древнего списка, похищенного из Казани в июне 1904 года»)

² По данным Дмитрия Хафизова, кандидата исторических наук, занимавшегося исследованиями Казанской иконы, девочка не была дочерью Онучина, виновника пожара 1759 года. Ее отец был и в самом деле стрелец, но фамилия его не известна.

Литература:

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Казанской, СПб, 1861
С. Монастырский. Иллюстрированный спутник по Волге, Казань, 1884 г.
А. С. Ермолов. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах, СПб, 1901 г.
(адаптация сайт)

4 ноября Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери — одного из самых любимых народом чудотворных образов Богородицы.

Празднование Казанской иконы совершается 21 июля - в память о явлении иконы в 1579 и 4 ноября - это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени. В 1737 году в выстроенный в Санкт-Петербурге собор (Казанский собор) был перенесен чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор, который был ликвидирован летом 1936 года. Знаменательным событием было отмечено 4 ноября 1993 года, когда в Москве на Красной площади был открыт восстановленный Казанский собор.

История праздника иконы Казанской Божьей Матери вообще очень интересная. Начнем с того, что эта икона явилась совершенно чудесным образом в городе Казане еще в конце VI века. Но это совсем другая история. А нас пока интересует история празднования Казанской Божией Матери 4 ноября.

Что вы знаете про этот праздник и события того времени? А мало что, если честно… Вот и читайте с интересом. Это ведь наша история, наша вера.

Чудо русской истории… От Крещения в водах Днепра до катастрофы 1917 года наше Отечество шло прямым христианским путем. Напоминания свыше о близости к России Царства Небесного давали нашим предкам духовную опору и в повседневных заботах и в делах государевой службы. Несмотря ни на что, это тысячелетнее наследие неотделимо от сегодняшнего дня.

Между тем событийная канва истории России пронизана светом Божия Промысла. Свет этот явлен ослепительно ярко в главных, узловых ее моментах и исходит он от чудотворных икон Царицы Небесной.

Важнейший исторический рубеж в жизни нашего Отечества был ознаменован освобождением Москвы от поляков в 1612 году. Православная рать шла тогда спасать Москву с молитвой Пресвятой Богородице, уповая на помощь от иконы Ее Казанской. С этим событием и связано празднование иконы Богоматери Казанской 22 октября (4 ноября).

Грозному царю Ивану Васильевичу, помазаннику Божию, венчанному на царство в Московском Кремле в 1547 году как императору Третьего Рима, были ниспосланы свыше великие дары ради его священного царского служения. Но на высоте этого служения государь забывал о несовместимости его с низкими земными страстями. Ужасы и неправды правления Ивана IV — вплоть до злодейских убийств святого мученика Митрополита Филиппа, и в прямой связи с этим — падение нравственности в православном народе навлекли Божию кару — пресекся царский род, а затем вся страна была ввергнута в пучину бедствий. Русская земля погрузилась в хаос.

Три года подряд – голод, чума, им на смену пришла нескончаемая гражданская война, получившая в отечественной истории краткое название – «Смута». Самозванцы, четыре крупных – множество мелких, польско-шведская интервенция, нравственный распад нации, и в итоге – полный государственный распад. Если бы его не было, неизвестно, как у нас история повернулась бы.

С 1610 по 1612 год Россия как государство не существовала. Поляков в Москву пустили тогдашние сторонники «общечеловеческих ценностей», Русский Север захватили шведы, по всей стране рассыпались польско-русско-татарские банды, грабившие всех подряд, невзирая на вероисповедание и национальность.

За годы Смуты многие, слишком многие русские люди потеряли способность отличать истинное от ложного, добро от зла, и все это время звучал одинокий обличающий голос святителя Гермогена, с 1606 года – Святейшего Патриарха. Его считали слишком суровым, даже жестким, но если непредвзято оценивать роль Патриарха в тех страшных и позорных событиях, выясняется интересная вещь: человек, когда-то благословивший народ новообретенным образом Казанской Божией Матери не совершил ни единой ошибки в оценке людей и ситуаций, он единственный всегда точно знал, что делать, единственный не соблазнялся даже спасительными, на первый взгляд, компромиссами. Каждый, кто считал себя патриотом, выверял свои поступки по образцу, созданному Патриархом Гермогеном. Подобно набатному колоколу звучал над умирающей страной голос восьмидесятилетнего Святителя, голос, разносимый сотнями переписанных от руки писем.

Иноземцы решили сломить волю древнего старца, большую часть жизни проведшего в подвиге постничества… голодом! Те, кто видели в эти дни заточенного в монастырскую темницу Патриарха (дворянин Роман Пахомов и горожанин Родион Моисеев) говорили, что Святитель молился перед образом Богородицы, и слезы непрерывно текли из старых глаз. 17 февраля 1612 года Святейший Патриарх Гермоген скончался от голода, но его призывы были услышаны. К Москве двинулись силы Второго Ополчения (первое погибло в 1611 году), ведомые простым нижегородским мясником Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, страдавшим от постоянно открывавшихся недолеченных ран.

Есть горькая русская поговорка, говорящая о крайней нужде: «Зарежь – кровь не потечет!». Так могла бы сказать Россия в случае гибели Второго Ополчения. Минин и Пожарский вели последние крохи здоровых сил страны. Гибель шла по пятам – на вождей постоянно устраивались покушения – гибель ждала впереди: предатели казаки сговорились с поляками о совместном ударе в спину ополченцам. Неумолимо сокращались последние часы жизни России – на соединение с засевшими в Москве поляками спешила отборная королевская рать во главе с гетманом Ходкевичем. Слишком много «случайностей» должно было совпасть, чтобы дело священномученика и чудотворца Святейшего Патриарха Гермогена увенчалось успехом…

Еще при жизни Святитель успел распорядиться, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери. Перед ней молились Минин и Пожарский, она сопровождала ратников в походе. 14 августа 1612 года ополчение остановилось у Троице-Сергиевского монастыря, поджидая отставших. 18 августа, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, тотчас по окончании которого внезапно переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным.

Летописный рассказ сообщает, что от ветра в спину всадники едва держались в седлах, но лица у всех были радостные, везде слышались обещания умереть за дом Пречистой Богородицы. Ополчение едва успело подойти к Москве и стать к бою, как появился Ходкевич. 22 августа развернулось сражение, основные события которого происходили недалеко от стен Новодевичьего монастыря. В тяжелейшем бою ополченцы отступали, особенно страшным был удар польской конницы – еще бы, знаменитые «крылатые гусары», лучшая панцирная кавалерия Европы! Но тут не выдержали стоявшие поодаль казаки-предатели, вожаки которых еще не решили, на чьей стороне выступить. Сначала немногие, затем сотня за сотней, не слушая командиров, переходили они на сторону Пожарского, и приток свежих сил решил дело. Ходкевич был разбит и отброшен от Москвы.

Но посмотрите, какое опять получается уникальное пересечение. В Нижнем Новгороде формируется второе ополчение, собирают рати со всей Руси, из северо-восточного региона.

И приходит рать из Казани - приносит с собой список Казанской иконы Божией Матери.

И эта икона становится путеводителем второго ополчения.

Под иконой второе ополчение идет на Москву и одерживает все свои победы. Поэтому, естественно, что 22 октября 1612 года встает вопрос о том, что надо штурмовать Китай-город.

Все, кто сидит в Кремле (а это ведь не только поляки и литовцы, там и шведы, и швейцарцы, и немцы, и каких только наемников там не было) пугается. Главное для ополченцев – взять Китай-город, потому что наиболее крепкая стена в Китай-городе.

А Кремль сдастся сам, там уже нет вопросов. Еды нет. В это же время в Кремле уже ели друг друга…Крыс ели. Ладно крыс, друг друга ели. Дело в том, что когда в Кремль вошли, там был ужас. Стояли бочки с засоленными человеческими руками, ногами, кусками тела. Человечину ели.

У историков есть концепция в связи с этим – куда пропала библиотека Ивана Грозного. Есть мнение, что ее съели во время сидения оккупантского, потому что в основном там был пергамент, а он съедобен. Сохранилось до наших дней послание на пергаменте английской королевы Елизаветы Ивану Грозному – и на нем как будто выгрызенный кусок посередине. То ли сгоревший, то ли выгрызенный. Если крысы сгрызли, то ничего. Бог весть…

Так вот. Ополченцам надо было взять Китай-город. Вся рать второго ополчения молится в ночь на 22 октября Казанской иконе Божией Матери.

И в этом время чудо происходит. Является Божия Матерь и говорит о том, что завтра Москва будет спасена.

22 октября город берется ополчением, через три дня сдается Кремль. Все, смута для Москвы закончилась, Москва освобождена!

Изгнание поляков из Кремля

Кто помог? Казанская икона Божией Матери.

Поэтому первое, что делает Дмитрий Михайлович Пожарский, когда приходит в себя и более или менее налаживает свои дела, – строит на Красной площади Казанский собор.

Поэтому с этого времени Михаил Федорович почитает Казанскую икону наряду с Федоровской иконой, которую он принял, под которой ему было сообщено о том, что он стал царем. И она почиталась хранительницей рода Романовых.

Казанскую икону почитают как великую заступницу Российскую. Строится масса Казанских храмов. И позднее, в 17, 18 и 19 веках, три главных иконы в каждом доме у каждого простого крестьянина – это Спас, Никола Угодник и Казанская Божия Матерь.

Потрясающе, что этот образ стал народным так же, как Никола Чудотворец. Перед ним молился Петр I, готовясь выступить на полтавское сражение; перед ней молился Кутузов.

Казанская икона была удивительна. К сожалению, оригинал ее, видимо, уничтожен. Она хранилась в Казани, в 1904 году ее выкрали и, наверно, тогда же уничтожили. Сохранилась масса списков почитаемых.

Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо, и землю, и все, что в них.

То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так Он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.

Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице: Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…

А главное событие это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы и представить можем с трудом, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.

Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования. Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.

Выход из смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.

Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был авва Сергий, и сказали, заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.

Здесь очевидно есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись)

Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там Она говорила: «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба». И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.

Если, конечно, Она помолится.

Если, конечно, мы Ее об этом попросим.

Придите, христоименитые людие, к чистому источнику и черпайте, и пейте целебную воду даром. Это не вода из крана, но целебный ключ, начавший бить и не переставший по воле Бога.

Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево. Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Протоиерей Андрей Ткачев

А знаете ли вы?

Что 13 марта 2011 года в Неделю Торжества Православие, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил главе Роскосмоса Анатолию Перминову Казанскую икону Божьей Матери.

«Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета. Храни вас Господь», – сказал Предстоятель, благословляя присутствовавших в храме космонавтов.


«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, - сказал Патриарх. - В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Сейчас икона хранится в российском сегменте станции.

Существуют и очень интересные приметы на праздник иконы Казанской Божьей Матери.

Казанская без дождя – год будет тяжелым. В народе говорили, что в этот день Богородица молится и плачет обо всех людях. Она вымаливает у Господа Бога прощение для людей и просит, чтобы нам жилось легче, чтобы урожай на следующий год был хорошим, и не было голода. Поэтому на Казанскую всегда идет дождь. Ну, а если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжелым. А на хороший урожай можно вообще не рассчитывать.

На Казанскую с утра дождь дождит, а к вечеру сугробами снег лежит. Этот день всегда считался рубежом между осенью и зимой. Кроме того, в народе говорили , что до Казанской еще не зима, а после Казанской уже не осень. Каждый крестьянин знал точно, что если в этот день утром пойдет дождь, то к вечеру жди такого похолодания, что дождь постепенно превратится в снег. Конечно, не во всех регионах России снег, выпавший в этот день, оставался лежать долго. Но факт остается фактом, хоть и недолго, но снег будет.

История обретения чудотворного образа

Фильм рассказывает о чудесном обретении в 16 веке на Казанской земле почитаемой святыни - иконы Казанской Божией Матери, и ее последующем таинственном исчезновении в 1904 году, а также дает оригинальную трактовку этих событий.

Фильм «Святое Знамение России» рассказывает о 4-ех наиболее известных списках с иконы Казанской Божией Матери, которые, кстати говоря, тоже творили чудеса. Идея фильма такова: не важно где сейчас находится икона, которая была найдена казанской девочкой Матроной в 16 веке. Чудотворные списки с иконы образуют Святой Покров России, и со временем открываются новые святыни.

Тайна пропавшей иконы. Казанская (2008)

Информация о фильме
Название: Тайна пропавшей иконы. Казанская
Год выхода: 2008
Страна: Россия
Жанр: Документальный
Режиссер: Андрей Грачев

О фильме : Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Она - незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве в тяжелейшие для России годы и испытания.В начале XX века икона пропала при загадочных обстоятельствах, и долгие годы о ее существовании ничего не было известно. Икона Божией Матери появилась в Казани в 1579 году. Ее подлинный возраст и предыдущая история неизвестны. До сих пор никто не знает, кто написал ее и вообще - написана ли она человек

Совершенно особенной любовью и почитанием именно в России пользуется Казанская икона - каждый верующий сразу понимает, о каком образе идет речь. Именно этот образ дарится новой повенчанной паре, как хранитель очага и семейная реликвия. Уникальная история появления, чудеса, случившиеся по молитвам православного люда возле образа - все это делает Казанскую Богородицу совершенно особенной, среди тысяч других икон.


Девочка Матрена и пресвятая Дева - история иконы

В названии отражается история появления Казанской иконы - была она явлена в г. Казани при весьма необычных обстоятельствах. Это был период после сильного пожара, пострадала добрая половина Кремля, иноверцы начали говорить о том, что христианский Бог гневается на Свой народ.

Отроковица (так называют детей от 6 до 14 лет) по имени Матрена увидела во сне Пречистую Деву, которая сказала ей отправиться на поиски образа. Девочка рассказала о своем сне родителям, но они не приняли его всерьез. Но видения повторялись, и вот наконец мать сдалась - она сама пошла на пепелище. Там была обретена икона Царицы Небесной, которая именуется явленной (чтобы отличать «оригинал» от множества последующий копий).

Весть о чудесной находке моментально облетела весь город, правящий архиерей явился под звон колоколов, чтобы поклониться святыне. Во время первого же крестного хода по городу, возле образа прозрело двое сле пых. В летописи святителя Ермогена, который был очевидцем многих из перечисленных событий, зафиксировано еще 16 чудес:

  • паломник из другого города избавился от неизлечимой болезни (какой - не указано);
  • слепой младенец прозрел;
  • невестка некоего боярина исцелилась от болезни ног;
  • вышли бесы из нескольких женщин - подобные же события происходили, наверняка, и в остальное время, ведь к образу сразу потянулись страждущие.

Образ стал храниться в ближайшем храме, а на месте чудесного события Иван Грозный выстроил монастырь: Матрена с матерью стали там инокинями. В 1594 г. состоялась закладка Казанского собора, куда жертвовали много драгоценностей и золота. Например, Екатерина II подарила иконе новую ризу с собственными бриллиантами.


Описание Казанской иконы Божией Матери

Узнать образ можно, прежде всего, по тому, что на нем - сокращенное по плечи изображение Богородицы. Это один из вариантов «Путеводительницы» - ведь Царица Небесная есть дорога к Христу.

  • Она является земной Матерью Иисуса.
  • Богородица молится о спасении всего человечества.
  • Человеческая природа святой Марии объединяет каждого верующего через нее с Христом.

Голова Божией Матери немного наклонена к сыну - это и знак материнской любви, и поклонение Богу. Младенец же благословляет Марию, и всех людей в ее лице. Взоры обеих фигур направлены к молящимся людям, как бы подчеркивая единение Божественной и человеческой природы.

Богословское значение Казанской иконы - указать верующим истинный Путь к спасению, который лежит через Христа. Только Божия Матерь имеет настолько сильное дерзновение к Спасителю, что может ходатайствовать перед Ним за всех верных. Эта мысль явно прослеживается именно в иконах типа «Одигитрия», где святая Мария указывает на Богомладенца рукой. Но поскольку данный образ выполнен в укороченном варианте, этого жеста просто не видно (хотя он подразумевается).


Ризы явленного образа

Многие верующие видели списки Казанской иконы, практически полностью покрытой жемчугом, драгоценными камнями. Как свидетельствуют письменные документы и фото конца прошлого века, икона действительно имела такой оклад. Причем он был не единственным.

Праздничная риза была сделана из золота, на нее надевалась еще одна - украшенная жемчугами, алмазами и т.д. В обычные дни надевали оклад другой, не менее красивый - московские мастера сплошь покрыли его жемчугом, золотые венцы - розами из бриллиантов. Именно на этом окладе красовалась и царская корона.

Небольших размеров явленная икона имела двойной кивот. Внутренняя рама содержала также 12 небольших икон (клейм): праздники в честь Господа и Божией Матери, и обретение чудотворного образа.

Подвиг Святителя Ермогена

Значение Казанской иконы велико именно для истории русского народа - с момента ее появление Россия стала просвещать светом Православия восточные народы, как будто Царица Небесная заново открыла Азию. Особое покровительство на этом не закончилось.

Во время Смутных времен престол Патриарха занимал святитель Ермоген, очень переживавший из-за распрей внутри страны. Не давали покоя стране и поляки. Захватить власть было тем проще, чем больше нападали друг на друга сами жители России, стремясь захватить больше власти. Наводнили страну бандиты.

Будучи под арестом, Патриарх делал, что мог - он составил обращение во все концы, стремясь вразумить и объединить страну, которой угрожало полное порабощение. Он напоминает людям, что они забыли о Боге, грабя и убивая собственных братьев по вере. Слова святителя достигли своей цели, начало формироваться ополчение - дальнейшая история всем хорошо известна.

Присоединившись к войску Пожарского и Минина, жители Казани приносят с собой и святой образ. С тех пор считается, что Казанская икона помогает одерживать победу над врагами. Ведь именно она тогда стала той духовной силой, которая объединила Россию. Осенью 1612 г. в Кремле состоялся крестный ход, образ Божией Матери был оставлен в храме на Лубянке, затем перенесен в Казанский собор, построенный в честь победы над поляками.

В каких бедах помогает Казанская икона

Временами кажется - силы на исходе, и единственная помощь может прийти лишь с небес. Тогда следует взять паузу, прочитать молитвы около Казанской иконы. Не зря она зовется Путеводительницей - наставит на правильную стезю, сохранит от неверных решений. Иногда Царица Небесная является людям во сне и прямо говорит, что надо сделать. В чем еще помогает Казанская икона Божией Матери?

  • Скорби житейского характера.
  • Исцеление плохого зрения.
  • Можно просить за сыновей, ушедших в армию или несущих военную службу.
  • Молодожены молятся о сохранении мира в отношениях.
  • Женщины просят о процветании своего дома.
  • Особое покровительство - детям, образ можно поставить возле кроватки.

Существует специальный акафист, посвященный Казанской иконе. Его можно читать как ежедневно, так и в день церковного празднования. Молиться в храме или дома - особого значения не имеет. Иногда прихожане читают акафисты по очереди, таким образом, он каждый день будет звучать в храме перед образом. На подобные молитвы нужно взять благословение настоятеля.

Слушать акафист Казанской иконе Божией Матери

Исчезновение иконы

В самом начале прошлого столетия, а именно летом 1904 г. грабители проникли в собор, привлеченные богатыми украшениями, имевшимися на ризе.

После поимки разбойники утверждали, что икону уничтожили, а украшения продали по частям . Следствие зашло в тупик - Казанская икона Божией Матери пропала.

Спустя десятилетия некий образ появился за границей - хотя сама икона оказалась копией, риза весьма похожа на украденную. Вскоре образ был приобретен Ватиканом, где хранится по сей день.

Сразу же на Россию посыпались удары, которые закончились революцией. Но благочестивые верующие не теряют надежды, что подлинный чудотворный образ еще вернется в Россию.

Пребывание известных копий

Где сегодня находится икона Казанской Божий Матери? Местонахождение чудотворного образа, явившегося девочке Матроне, неизвестно.

Зато в России много чтимых списков. Самый известный, конечно, в соборе на Красной площади столицы.

Известный список находится в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе (Невский проспект). Его привезла вдова Иоанна пятого, царица Прасковья в начале 18 в.

Этот образ внешне отличается от оригинального. Он намного больше по размеру (60Х50 см), пропорции имеет квадратные, характерные для того периода. Младенец Христос находится дальше от Матери, благословляющий жест другой формы. Изображения ликов также выполнены в других традициях.

Почитаемая Казанская икона Божией Матери долгое время хранилась у Папы Римского Иоанна II. Список датируется серединой 18 в., драгоценный оклад более поздний. Образ был вывезен из России после революции. Некоторое время считалось, что это именно та икона, которая была найдена на пожарище в Казани. Коллекционер из Англии предлагал ее выкупить архиепископу Сан-Францисскому (Зарубежная Православная церковь), но средств не нашлось.

В 1963 г. образ был доступен для поклонения на выставке в Нью-Йорке. Чтобы выкупить его, не хватало средств, предлагалось написать сценарий для Голливуда, повезти икону в Россию, но архиепископ Иоанн отверг все эти предложения. В итоге святыня была выкуплена католической организацией.

Ватиканский список отличается от явленного размером, хотя риза похожа на оригинальную. Икона была возвращена РПЦ в 2004 г., в праздник Успения Божией Матери. В следующем году Патриарх Алексий благословил передать ее в Казанский монастырь.

До настоящего времени образ находится в Крестовоздвиженском монастырском храме, где пользуется заслуженным уважением верующим, привлекает массу паломников со всего мира.

Роль святого образа в 20 - 21 веке

Значение Казанской иконы не стало меньше со временем. Во время Великой Отечественной, маршал Г. Жуков ездил с образом к солдатам, чтобы они могли помолиться своей Небесной Покровительнице. Молебны служились и в Ленинграде, и в партизанских отрядах. В 1943 г. началось возрождение Православия, стали открываться храмы, возрождались монастыри, духовные семинарии.

Настоятелем Казанского храма под Сталинградом был св. Серафим Вырицкий. Днем и ночью он возносил Богу молитвы, молился народ и перед Казанской иконой накануне сражений. Существует легенда, что во время штурма Москвы, самолет с иконой облетал линию фронта. Россияне связывают победу в этой страшной войне с заступничеством Матери Божией.

Новые церкви и монастыри в честь образа особенно часто возводятся на границах страны (во Владивостоке, например). Как и до революции, Казанская икона является полковым образом. В честь 60-летия Победы для Центрального военного госпиталя был отстроен храм в ее честь.

Не иссякают чудеса по молитвам Казанской иконе и в наше время, зафиксированы они по всей России от Иванова до Екатеринбурга. Особым духовным знаком верующие считают мироточение. Случилось истечение мира (благовонного масла) из Казанского образа в годовщину повторного открытия Оптиной пустыни.

В Смоленске образ Богородицы начал плакать (1991 г.), несколько лет спустя в Казанском храме (с. Пучково) храмовая икона стала кровоточить - ее признали местной святыней. Зафиксированы в разных епархиях многочисленные случаи исцеления .

Пока будет продолжаться на земле жизнь, не оскудеет и помощь верующим от Царицы Небесной. Неважно, возносятся молитвы чудотворной Казанской иконе, или около обычного бумажного образа, вырезанного из календаря. Главное, чтобы молитва исходила из самого сердца, тогда она обязательно будет услышана.

Молитва Казанской иконе Божией Матери

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Из года в год 4 ноября верующие отмечают Великий православный праздник, посвященный Казанской иконе Божией Матери. В этот особенный день молитвы прочтенные перед святыней Богородицы обладают неистово силой и способны на чудеса. Только представьте как по настоящему верующие люди выходят из таких ситуаций (благодаря молитвам) в которых обычный человек растерялся бы и даже не представлял бы какое решение может его ждать.

Праздник Казанской иконы Богородицы проводится в честь великих деяний, исполненных святым образом. Святыня приходила на помощь люду в самые трудные дни их жизни. Она действительно всегда была рядом, верно и преданно помогая народу и целым государствам. На ее счету сотни если не тысячи чудодейственных деяний, связанных с исцелением болезней, а также освобождение страны от врагов.

Казанская Икона Богородицы - один из важнейших и почитаемых образов Пресвятой Девы. К ней в молитвах обращаются люди в самые сложные и тяжкие минуты их жизни. Чудодейственный образ способен исцелить ужасные болезни тела и души. Богородица помогает обрести духовное просветление, найти по настоящему ваш путь если вы отошли от него. Не оставит Богоматерь и тех, кто нуждается в Ее поддержке и утешении. Когда скорбь и печаль окутывает души верующих людей, надежда остается только на чудо в лице покровительства и ходатайства Божией Матери.

Поскольку икона Казанской Божьей Матери является покровительницей солдат, защитников своей родины, то перед военными делами, походами и пр. офицеры встают перед ней и читают молитвы.

Казанская Богоматерь защищает дом от напастей, уберегает семью от ссор, благословляет на брак и защищает детей от горя, болезней и неудач. Лик Казанской Божией Матери является сильнейшим оберегом и помощником в преодолении любых трудностей. Но Богородица приходит на помощь лишь истинно верующим людям, чьи молитвы наполнены искренностью, любовью и праведностью.

Как празднуется день Казанской иконы Божией Матери

Стоит отметить, что для православных верующих праздник в честь Казанской иконы Богоматери является одним из любимых. Этот день для христиан начинается с похода в церковь, посещения службы и, конечно же, молитвы перед святым образом Богородицы. По завершении богослужения обычно проводится крестный ход. Традиционно возглавляет торжественное шествие чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Основное празднование происходит на родине святого образа, в Казани. Ведь именно в этом городе о себе и своей силе заявила Казанская икона Богородицы, спасшая город и его жителей от страшного пожара. В этот день в Казань съезжается огромное количество верующих со всего мира: паломники посещают службу в храме, молятся перед святыней, прикасаясь к образу, ощущая силу и могущество чудотворной иконы.

Многие верующие венчаются именно 4 ноября, так как святыня является покровительницей семьи и свадебного союза. Считается, что люди, заключившие брачные узы в этот день, проживут особенно верную и счастливую жизнь вместе.

Если празднество не выпадает на постную неделю, то женщины могут готовить различные вкусные блюда на обед. В этот праздник принято приглашать к столу гостей, друзей и близких, чтобы разделить с ними пищу. Обед обычно проводится в непринужденной, расслабленной обстановке, люди переполнены радостью и хорошим настроением.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Великий праздник Казанской иконы Богоматери выпадает на День народного единства, который официально является выходным днем в России. Это одно из редких совпадений православного и государственного праздников в один день, поэтому некоторые их традиции связаны между собой. В вечернее время 4 ноября проводится салют в честь Дня народного единства, на который приходят посмотреть и православные верующие.

Стоит заметить, что празднование Казанской иконы Божией Матери - это не время для скорби и уныния, это светлый и жизнерадостный праздник, когда православный народ возносит благодарности и почести Богородице, вместе с тем прося поддержки и защиты перед Ее чудотворным образом.

Молитвы Богородице перед Казанской иконой

Как известно, чудодейственный образ Казанской Богоматери никогда не оставлял верующих без внимания и поддержки. Возносить молитвы перед святым ликом необходимо от всего сердца. В первую очередь нужно верить в силу Богоматери и искренне раскаиваться за содеянные грешные поступки.

Молитва первая:

«О, Святая Богородица! С надеждой и светлыми чувствами к Тебе несу я молитву свою. Не отворачивай взор Свой от молящихся к Тебе. Услышь слова наши, о милостивая Дева. Помолись перед Господом и перед Сыном Своим Иисусом Христом за ошибки наши и деяния грешные. Да не дай стране нашей пасть в бою за свободную жизнь. Не позволяй солдатам умирать на войне в битвах кровавых и бесчестных. Убереги дома наши от злых духов и ссор. Не позволяй нам предаться скорби, печали и унынию. Подари нам силы двигаться вперед и проживать жизни наши в здравии, счастье и радости. Наполни наши сердца любовью, верностью и храбростью! И не покидай нас никогда, о Пресвятая Дева! Да восхвалим мы Великое Имя Твое. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитва вторая:

«О, великая Матерь Божия, Защитница и Благодетельница христиан. Ты - Царица душ небесных и Владычица человечества, живущего на земле грешной. Ты молишься за нас, благодаря Тебе Господь дарит нам покаяние и благословение Свое. Услышь и сейчас молитвы наши, ибо молимся Тебе перед Твоим Образом Святым. Не оставь души наши без света и теплоты Твоей! Наполни сердца наши добродетелью. Отгони прочь от жизней наших злобу и коварство, ложь и ненависть. Стань оберегом для детей наших, озари их жизненный путь праведностью. В Тебе прибежище наше. О, Пречистая Дева, Тебя восславляем, перед Тобой колени преклоняем, Тебе молимся и Тебя, Великая Заступница, почитаем. Не оставь же нас без помощи. Исцели от болезней душевных и недугов телесных. Наставь на путь истинный. Не покидай в минуты страшные. В Тебе защита наша, в тебе дорога наша в Царствие Божие. Никогда мы имя Твое воспевать и славить не перестанем. Да пребудет на все воля Господа. Отныне и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь».

В этот светлый праздник в честь великой Казанской иконы Божией Матери у каждого человека есть шанс встать на верный путь и изменить свою жизнь в лучшую сторону , обретя поддержку Богородицы, впустив Ее в свое сердце. Достаточно лишь вознести искренние молитвы перед ликом Святой Девы, наполнив каждое слово добром, любовью и верой.

Читайте так же по теме:

Хрущевки превратят в щебень, урны и теннисные корты Аман Тулеев. Мнение Совет Блогеров при ГД РФ на первом заседании постановил: Иностранные архитекторы в реновации. Чего ожидать?



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: