Про заболевания ЖКТ

Было бы весьма самонадеянным утверждать, будто младенец представляет собою обыкновенную уменьшенную копию взрослого человека, - это не так, причем не только в силу отсутствия у подобных крох умения ходить, говорить и т.п. Многие реакции организма у них значительно отличаются от того, что происходит у зрелых людей, - в силу несовершенства механизмов, влияющих на них; яркий тому пример - своеобразная терморегуляция у новорожденных.

Терморегуляция новорожденных сходна с аналогичным механизмом у остальных людей тем, что управляется особой структурой - гипоталамусом, расположившимся фактически в центре головного мозга. Этот орган получает должную информацию о температуре тела посредством нервных окончаний, а далее отдает нужным системам организма команды задействовать то или иное средство для повышения/понижения температурных значений. Однако в случае с младенцами данная система еще только проходит становление, и ее реакция не столь хорошо отработана, как у здоровых взрослых, к тому же, теплообмен с окружающей средой у первых осуществляется несколько иначе, нежели у последних.

Фактически любой специалист-медик наверняка скажет, что основными механизмами подобного теплообмена служат теплоотдача и теплопродукция, и, в частности, последняя у едва появившихся на свет крох разительно отличается от аналогичного процесса у зрелых людей. Она становится возможной за счет расщепления так называемого бурого жира, которые имеются только в детском организме (у взрослых наличествует иной тип липидных тканей - белые, образующие жировые прослойки и самостоятельно никоим образом не распадающиеся). Подобных клеток у доношенных младенцев в среднем порядка 3-8 процентов от общей массы (у недоношенных их бывает и меньше), и их распад для создания тепла активно стимулируется гормонами щитовидной железы. Уникальность такого процесса заключается в том, что он происходит при минимально возможных затратах энергии самим организмом (что чрезвычайно важно для новорожденного, ведь ему есть, на что еще тратить силы) и максимальной продуктивности.

Бурые жировые клетки начинают образовываться у еще не родившихся крох примерно на 26-й неделе гестационного срока и располагаются обычно между лопатками, около шеи и вокруг ряда внутренних органов, а единственная функция таких клеток - предохранение от переохлаждения.

По большому счету, по-настоящему теплообменные процессы у детворы достигают "взрослого" уровня лишь к младшему школьному возрасту, когда активную роль в них начинает играть нарастающая мышечная масса. В первые же годы существования на земле у ребят преобладает химическая терморегуляция; у новорожденных, в частности, весьма высок уровень метаболизма, из-за чего их тела подвержены быстрому перегреву, да и внутренняя температура тела у них и даже у младших дошкольников довольно высока. Необычайно интересен способ реакции младенческого организма на излишнее охлаждение: кроха начинает совершать хаотичные быстрые движения, цель которых - обеспечить ему возможность согреться.

Впрочем, ввиду ряда особенностей терморегуляции новорожденных, в условиях достаточного ухода за ними вероятность перегреться у них в разы выше, нежели риск переохлаждения, ввиду несовершенства другого механизма теплообмена - теплоотдачи. У взрослых "сбрасывание" лишнего тепла происходит через активную работу потовых желез и выделение ими жидкости (пота), а у младенцев данная система еще фактически не функционирует. Это - одна из причин нередкого, особенно в первые месяцы жизни маленького человека, явления, называемого физиологическим повышением температуры до +37,1-37,5 градусов (а то и до +38) - к примеру, из-за того, что кроха просто поспал под слишком теплым одеялом. Функцию избавления от избытка тепла у такого крохи берут на себя респираторные органы: ребенок начинает быстро и как бы "судорожно" дышать, выделяя теплые пары; такие процессы родителям и другим взрослым весьма важно отслеживать и не допускать развития из-за них проблем в детском организме.

Современные педиатры утверждают: определить, холодно ли младенцу, возможно, приложив руку к области чуть ниже его шеи (если там кожица теплая, значит, вышеупомянутой проблемы нет); а вот холодные конечности - отнюдь не показатель в этом плане, а очередные "бабушкины" россказни.

Механизму терморегуляции новорожденных (и ее составляющим - теплоотдаче и теплопродукции) предстоит пройти довольно долгий путь развития, который продолжится вплоть до школьного возраста, и чрезвычайно важно в этот период не навредить малышу излишним перегревом или переохлаждением.

Работа систем новорожденных детей еще не стабильна: кишечник только начинает заселяться микрофлорой, глаза учатся видеть, а уши — слышать. Не налажена и терморегуляция грудничков, привыкший находиться в теплой утробе, организм малыша еще не скоро приспособится к новым условиям.

Механизм терморегуляции

Система терморегуляции позволяет нам поддерживать постоянную температуру тела при разных условиях за счет определенных механизмов.

Если окружающая среда прохладная, начинается активное расщепление жиров и углеводов, образующее энергию, которая идет на обогрев. Когда этого механизма не хватает, чтобы держать нужную температуру тела, подключаются мышцы, — за счет их дрожи человеку становится теплей.

Если же вам жарко, то для охлаждения организм направляет кровь ближе к коже. Таким образом, расширяются сосуды у поверхности тела, и лишнее тепло отдается окружающей среде. Если этих мер не достаточно, начинают действовать потовые железы, и влажная кожа охлаждается быстрей.

У новорожденных детей такая система еще не отлажена, поэтому младенец может быстро переохладиться и перегреться, в зависимости от температуры воздуха и количества одежды, надетой на него.

Тепло образуется из запасов бурого жира, накопленного организмом за последнюю треть внутриутробного периода. Используя этот источник энергии, малыш может немного поддерживать температуру своего тела. Механизма дрожания у новорожденных детей еще нет, поэтому ребенок инстинктивно будет согреваться за счет активного движения конечностей.

Потоотделение у новорожденных детей еще не функционирует как следует, поэтому дети довольно легко перегреваются в жару.

Ребенок может вспотеть, когда он неправильно одет, но испарения в таком случае у младенцев не происходит, поскольку влага остается под одеждой, а следовательно, охлаждение тела не получается.

Во взрослом организме активное участие в процессе терморегуляции принимают кровеносные сосуды. Если человеку жарко — они расширяются, кровь приливает к поверхности кожи и лишнее тепло уходит наружу. В холоде, наоборот, сосуды сужаются, не пуская кровь к периферии и не позволяя охлаждаться телу. У новорожденных детей подкожный слой жира еще слишком тонкий, и он не способен удерживать тепло внутри тела, даже если кровеносные сосуды сузятся.


Уход за новорожденным

Переохлаждение очень вредно для новорожденных детей. Если малыш замерзнет, защита слизистых носа и ротовой полости снизится, а в кишечнике и легких пробудятся присутствующие там микробы. Снижение температуры тела на 2,5 градуса непременно приведет к серьезным нарушениям обмена веществ, которые могут вызвать смерть младенца.

При перегреве также снижаются защитные функции организма новорожденного, а на его коже возникают потнички, аллергии и дерматиты. Отмечается, что из-за недостатка тактильных ощущений у постоянно укутанных детей возникает отставание в развитии.

Вы должны контролировать, комфортно ли малышу в той одежде, что вы на него надели, трогая его шейку или носик. Если они прохладные — значит новорожденный мерзнет, если горячие или влажные — малыша следует раздеть, вытереть насухо и облачить во что-то полегче.

Чтобы следить за тем, не перегревается ли ребенок, вам следует постоянно проверять его с помощью градусника. Температура у новорожденных детей порой может достигать 37,5 градусов, и это вполне нормальные цифры. После эпизода плача шкала градусника может подняться до устрашающих значений, но спустя 5-10 минут температура обычно приходит в норму.

Как определить, что младенец мерзнет?

  • малыш бледнеет;
  • синеет носогубный треугольник;
  • новорожденный беспокоится или, наоборот, слегка заторможен.

Чтобы быстро согреть малыша, прижмите его к себе, создав кожный контакт, — живое тепло вашего тела лучше всего согреет замерзшего грудничка, у которого терморегуляция пока еще не совершенна.

Как определить, что малыш перегревается?

Как правило, состояние перегрева можно определить, измерив температуру новорожденного. Если малыш не плакал, но она резко повысилась до 38-39 градусов, при этом шея грудничка горячая и влажная, а сам он одет в теплую одежду — немедленно раздевайте ребенка.

Состояние перегрева также характеризуется покраснением кожных покровов ребенка, апатией и отказом от еды. Если вы вовремя не заметите, что малышу жарко, его мозг может запустить защитную реакцию, — младенец уснет, причем сон его будет довольно длительным.

Заметив признаки перегрева, незамедлительно разденьте ребенка и напоите его грудным молоком, смесью или водой . Пропотев, малыш потерял много влаги, и во избежание обезвоживания, вам нужно дать ему побольше жидкости. Если через полчаса температура грудничка не снизится, вызовите врача.

Тренируем систему терморегуляции

Со временем терморегуляция придет в норму, и малыш будет справляться с перегревом и переохлаждением с помощью механизмов собственного тела. А пока вам придется внимательно следить за тем, комфортно ли новорожденному, и переодевать его, если это не так.

Чтобы система терморегуляции заработала как можно скорей, вам нужно помогать малышу подстраиваться под изменения температуры окружающей среды .

  • дома можете не надевать на новорожденного чепчик, рукавички и носочки, так его тело будет дышать;
  • тщательно подбирайте и контролируйте, не жарко ли малышу или не замерзает ли он;
  • подбирайте головные уборы по погоде, чтобы головка младенца не потела — ее перегрев негативно скажется на работе нервной системы и развитии малыша;
  • не забывайте о пользе закаливания, если температура в комнате комфортная — раздевайте ребенка и давайте ему полежать некоторое время голышом;
  • прогулки нужно устраивать в любую погоду хотя бы ненадолго, так организм младенца быстрей приспособится к перепадам температур;
  • температура в комнате, где спит и кушает новорожденный, в первый месяц его жизни должна составлять порядка 25 градусов, постепенно она должна понижаться и к полугоду быть около 20 градусов;
  • температура воды для купания должна быть идентичной температуре тела новорожденного малыша, по мере его взросления водичка будет становиться прохладней;
  • дома одевайте грудничка, как и себя — если вы ходите дома с коротким рукавом, не кутайте младенца в теплые вещи;
  • при прогулке в теплое время года складывайте козырек коляски, чтобы воздух внутри нее не застаивался и не перегревался.

Известно, что в растущем организме постоянно протекают с высокой интенсивностью обменные процессы и различные формы получаемой и затрачиваемой при этом метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция - ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако, в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача - ТО), что способствует понижению температуры тела. Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при условии равенства величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за 1-й год жизни до 2,4 ккал за 1 ч. У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно у них уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15-17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции. Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры (set point) прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры и контролируют все виды тер-морегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной для регуляции. Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы термо-регуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопоте-ри, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30% от общего числа) теплочувствительные нейроны (ТЧН), которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов (ТР) кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (ТНН) (около 60%), получающие афферентные сигналы от Холодовых рецепторов (ХР).



МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛООТДАЧИ

Основная масса тепла образует­ся во внутренних органах. Поэтому внутренний поток тепла для удале­ния из организма должен подойти к коже. Перенос тепла от внутренних органов осуществляется за счет теплопроведения (таким способом пе­реносится менее 50% тепла) и кон­векции, т. е. тепломассапереноса. Кровь в силу своей высокой тепло­емкости является хорошим провод­ником тепла.

Второй поток тепла - это поток, направленный от кожи в среду. Его называют наружным потоком. Рас­сматривая механизмы теплоотдачи, обычно имеют ввиду именно этот поток.

Отдача тепла в среду осуществ­ляется с помощью 4 основных меха­низмов:

1)испарения;

2)теплопроведения;

3)теплоизлучения;

4)конвекции.

МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛОПРОДУКЦИИ

Источником тепла в организме являются экзотермические реакции окисления белков, жиров, углеводов, а также гидролиза АТФ. При гидролизе питательных веществ часть осво­божденной энергии аккумулируется в АТФ, а часть рассеивается в виде теплоты (первичная теплота). При использовании энергии, аккумулированной в АГФ, часть энергии идет на выполнение полезной работы, часть рассеивается в виде тепла (вторичная теплота). Таким образом, два потока теплоты - первичной и вторичной - являются теплопродукцией. При высокой температуре среды или соприкосновении человека с горячим телом, часть тепла организм может получать извне (экзогенное тепло).

При необходимости повысить теплопродукцию (например, в условиях низкой темпера­туры среды), помимо возможности получения тепла извне, в организме существуют меха­низмы, повышающие продукцию тепла.

Классификация механизмов теплопродукции:

1.Сократительный термогенез - продукция тепла в результате сокращения скелетных мышц:

а) произвольная активность локомоторного аппарата;

б) терморегуляционный тонус;

в) холодовая мышечная дрожь, или непроизвольная ритмическая активность скелет­ных мышц.

2.Несократительный термогенез, или недрожательный термогенез (продукция тепла в результате активации гликолиза, гликогенолиза и липолиза):

а)в скелетных мышцах (за счет разобщения окислительного фосфорилирования);

б) в печени;

в) в буром жире;

г) за счет специфико-динамического действия пищи.

Сократительный термогенез

При сокращении мышц возрастает гидролиз АТФ, и поэтому возрастает поток вторич­ной теплоты, идущей на согревание тела. Произвольная мышечная активность, в основном, возникает под влиянием коры больших полушарий. Опыт человека показывает, что в усло­виях низкой температуры среды необходимо движение.

У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. ”Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду” . С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.:

В детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

Кожа детей нежна и ранима;

Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Вопрос

· Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов - мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.

· Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привезти к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями9 вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

· Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

· Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Примерный режим детского сада:

  • с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность;
  • с 8:00 до 8:20 – завтрак;
  • с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность;
  • с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам;
  • с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке;
  • с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе;
  • с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность;
  • с 11:45 до 12:20 – обеденное время;
  • с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну;
  • с 12:45 до 15:00 – тихий час;
  • с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник;
  • с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность;
  • с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам;
  • с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке;
  • с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

Время свободной деятельности в режиме дня в детском саду предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе. Летний режим в детском саду несколько отличается от других периодов – в это время дети ходят на экскурсии, посещают театры, зоопарк и другие интересные места.

Время приема пищи практически во всех детских садиках одинаковое. Некоторые изменения встречаются в частном детском саду – помимо завтрака, обеда и полдника тут есть второй завтрак и ужин. Второй завтрак, как правило, состоит из фруктов, витаминизированных блюд и сладкого. Ужинают дети в период с 18:30 до 19:00.

Огромное значение в режиме дня в детском саду играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном детском саду.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 3 часов.Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия в детском саду. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать. Основные занятия в детском саду:

  • музыкальные занятия;
  • занятия на развитие речи;
  • физкультура;
  • изобразительное искусство;
  • формирование первичных математических навыков.

Все занятия с детьми проводятся по группам в зависимости от возраста ребенка. Время занятий в старшей и подготовительной группе является более продолжительным, чем в младшей и ясельной.

Вопрос.

Закаливание – это повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным условиям окружающей среды. Закаливание детей
необходимо для того, чтоб организм хорошо переносил воздействие
перепадов температур, чтоб дети не боялись переохлаждения, сквозняков. У
закаленных детей снижается заболеваемость и даже если они болеют, то,
как правило, болезнь проходит мене болезненно и без серьезных
последствий.

Детки до 1 года

Солнечные лучи очень сильнодействующее средство, ультрафиолет активно
влияет на иммунологическую резистентность организма. Чем младше
ребенок, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому закаливание ребенка солнцем младше года не показано.

Для закаливания детей первого года жизни используются только рассеянные и отраженные лучи. Проводить закаливание
с детками во время бодрствования необходимо под навесом или в тени
деревьев. Следует запомнить, что раздевать до гола можно только через 25
– 30 минут после сна, на голову малыша следует одеть панаму с
козырьком. Сразу после сна, при отсутствии ветра и температуре воздуха
+22 +26 на малыша нужно одеть трусики и рубашку из легкой ткани. Через
30 минут малыша оголяют на 3 минуты (постепенно через 1-2 дня время
увеличивают на 2 минуты и доводят до 10 минут). В теплую безветренную
погоду такие солнечные ванны можно проводить во время каждой прогулки на
свежем воздухе. Желательно чтоб малыш имел возможность двигаться,
игрался с игрушками, а совсем маленьких детей нужно самим поворачивать
на разные бока и выкладывать на животик.

Дети от 1 до 3 лет

Детям от года до трех с осторожностью проводят солнечные ванны ,
деток выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в
течении нескольких дней прогулка проводилась в светотени. В рассеянных
солнечных лучах сравнительно мало инфракрасных лучей и достаточно много
ультрафиолета, что является профилактикой перегревания организма
ребенка. Перегревание очень опасно для детей с повышенной
нервно-рефлекторной возбудимостью. Поэтому одежду лучше подбирать
светлых тонов, она защитит ребенка от перегревания и излишнего
облучения.

Физическая теплорегуляция у детей. Физическая теплорегуляция появляется с 3-4 месяцев после рождения. Теплорегуляция детей отличается от теплорегуляции взрослых. Эти отличия зави­сят прежде всего от тонкости кожи, значительно большего разви­тия ее капилляров, сравнительно большего ее кровоснабжения и от разницы в количестве, строении и функции потовых -желез. Чем младше дети, тем больше теплоотдача на 1 кг веса тела, так как тем выше уровень обмена вещества на кг веса тела по сравнению со взрослыми.

Потоотделение у взрослых и детей делится на психическое, вы­зываемое эмоциями и умственной деятельностью, и тепловое, вы­зываемое повышением температуры. Различают незаметное небольшое потоотделение, которое происходит непрерывно с испарением пота сразу после выделения, и заметное большое потоотделение, с накоплением капель пота на поверхности кожи, вызванное мышечной и.умственной деятельностью, эмоциями, по­вышением температуры внешней среды. При некоторых эмоциях выступает «холодный пот», так как одновременно с потоотделе­нием" суживаются кровеносные сосуды кожи.

После рождения потоотделение при повышении температуры внешней среды возникает только на 2-18-й день, в среднем на 3-5-й день. Психическое потоотделение при комнатной темпера­туре появляется значительно позднее - на 33-37-й день. Эта раз­ница в сроках возникновения теплового и психического потоотде­ления зависит от того, что тепловое потоотделение регулируется начинающей созревать раньше гипоталамической областью, а пси­хическое- позднее созревающими большими полушариями голов­ного мозга и производится крупными потовыми железами, также созревающими позднее. Потоотделение на ладонях, возникающее при психических переживаниях, становится максимальным к 5- 7 годам, а затем оно постепенно снижается.

До 7 лет в подмышечных впадинах психическое потоотделение не наблюдается; оно появляется у детей старше 7 лет и с возра­стом увеличивается.

У детей, до 1 года тепловое потоотделение недостаточно для от­дачи тепла испарением. Поэтому с повышением температуры


внешней среды у них увеличивается температура тела. Только с 2-3 лет теплоотдача при перегревании вследствие значительного потоотделения становится достаточной. При охлаждении кожи пиломоторный рефлекс («гусиная кожа») появляется только после 1,5 лет, заметным становится с 2 лет. Это зависит от еще недостаточного развития до 2-3 лет гипоталамической области, регулирующей механизмы поддержания постоянства температуры, теплоотдачу потоотделением и пиломоторный рефлекс.

У детей незаметное потоотделение совершается непрерывно, при этом пот испаряется с поверхности кожи после выделения. Когда пота образуется много, он скопляется на поверхности кожи в виде капель (заметное потоотделение). До 4 месяцев заметное потоотделение выражено слабо, а незаметное потоотделение, на­оборот, в первые месяцы жизни выражено больше, но с увеличе­нием роста и веса ребенка уменьшается. С возрастом потоотделе­ние увеличивается на некоторых участках тела.

Заметное тепловое потоотделение в подмышечной впадине по­является у всех детей 7-8 лет, у девочек раньше.

Скорость появления пота при действии тепла с возрастом уменьшается. Торможение потоотделения при действии холода к 7 годам достигает такого же уровня как у взрослых.

До 9-13 лет дети потеют значительно быстрее, чем взрослые. Зимой количества пота у детей примерно в 2 раза больше, чем у взрослых, летом эта разница сглаживается. К 14-16 годам дет­ский тип потоотделения превращается во взрослый.

Уже в первые часы и дни у новорожденного наблюдается теплорегуляторное изменение сосудов кожи. Однако в течение первых 2-3 недель физическая и химическая теплорегуляция недоста­точна, поэтому при температуре воздуха 15° С имеется опасность охлаждения.

Организм детей в раннем детстве и младшем школьном возра­сте менее приспособлен к борьбе с охлаждением, чем организм взрослых. А дети 11-14 лет лучше переносят холод, чем взрос­лые, так как кровоснабжение кожи у них относительно больше.

Дети, особенно в раннем детстве, больше отдают тепла при ис­парении пота, чем взрослые, так как поверхность кожи на 1 кг веса тела и количество потовых желез на 1 см 2 у них больше.

В первые месяцы жизни температура кожи наиболее высокая, затем постепенно снижается; на разных участках кожи она раз­лична. Самая высокая температура отмечается в области кожи над печенью и щитовидной железой. На ногах и руках темпера­тура кожи постепенно снижается к стопам и кистям; на внутрен­ней стороне она больше, чем на внешней. Температура кожи пра­вой половины тела незначительно выше, чем левой. У детей темпе­ратура кожи отличается большой неустойчивостью. С возрастом ее колебания на руках и ногах увеличиваются, а на туловище - уменьшаются. До 7 лет рефлекторное повышение температуры кожи при увеличении температуры внешней среды меньше и она


быстрее возвращается к исходной. С 7 лет этот рефлекс протекает почти как у взрослого.

Нормальная температура тела детей устанавливается в зави­симости от достаточного и правильного питания.

Теплорегуляция у детей при мышечной работе. У подростков, юношей и девушек 13-18 лет непосредственно после начала ин­тенсивной мышечной работы температура кожи вследствие суже­ния ее сосудов во время мышечной работы понижается на 1оС. Наоборот, через несколько минут после окончания работы кож­ная температура в результате повышенной теплопродукции и рас­ширения сосудов кожи повышается на 1-2° С.

У физически развитых детей 7-15 лет при повышении темпе­ратуры тела во время мышечной работы наблюдается высокая производительность труда, а у физически недостаточно развитых того же возраста такое же повышение температуры тела значи­тельно снижает работоспособность. У хорошо овладевших произ­водственным навыком изменения температуры тела наступают, как правило, в начале выполнения трудового навыка, а у недоста­точно владеющим им - в конце выполнения.

Физические упражнения значительно изменяют температуру кожи. Например, у школьников 13-18 лет через 30-60 сек после окончания бега на короткие дистанции (100 м) температура кожи на всех участках понижалась (до ГС), а через 2-3 мин повы­шалась на всех участках на 1-2° С. После окончания бега на большие дистанции (800-1500 м) наблюдалось только увеличение температуры кожи на всех участках - через 30-60 сек и через 2-3 мин. Очевидно, понижение температуры кожи было обуслов­лено сужением ее кровеносных сосудов, а повышение - их расши­рением. Бег и велогонки вызывали повышение температуры в под­мышечной впадине, особенно велогонки (до 39° С), а плавание - резкое падение ее на всех участках. При плавании вольным сти­лем температура кожи падала больше, чем при плавании стилем баттерфляй.

Признаки перегрева ребенка

Терморегуляция

Вчера как обычно не могла уснуть полночи, зато нашла чудесную статью о терморегуляции маленьких детей. Мне, как неопытной маме, разъяснились некоторые вопросы, да и свекрови, думаю, надо будет дать почитать)))

Терморегуляция новорожденных

Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир - из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции - ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев.

Чем плохо переохлаждение и перегрев

На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких - активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления - насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда - родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.

А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются - «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше - влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.

Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей - дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями - они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

Что нужно знать родителям

Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается - оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.

Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания

При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время - это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник - напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена - стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.

При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения - из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. При первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.

Но как же на улице определить - не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки - это не признак замерзания. На самом деле все просто - положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий - вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный - наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Во-первых, при комнатной температуре выше +18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки - кожа тела должна дышать, а руки и ноги - активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает - прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми - но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек - они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела - перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно - ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями - так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: