Цели игры:
· Адаптация студентов в группе, более тесное знакомство друг с другом.
· Выработка некоторых навыков группового взаимодействия при принятии решений.
· Выработка умения анализировать процессы группового взаимодействия, являясь участником происходящего и наблюдая со стороны.
Оснащение игры:
· Для каждой команды общий стол, стулья для участников.
· Для каждой команды карточка «Инструкция для экипажа».
· Каждому участнику беджик с его именем и карточка с перечнем предметов.
· Наблюдателям – «Инструкция для наблюдателя»
Общая инструкция:
Для проведения ИГРЫ нужно сформировать команды по 5-15 участников. Одновременно могут играть несколько команд, действующих автономно. Только при подведении итогов будут сравниваться результаты для определения победителя. Также выбираются наблюдатели по числу команд.
Инструкции для экипажа:
1. Каждая команда – это экипаж корабля. Придумайте название корабля и в ходе игры выберите капитана.
2. Корабли находятся в разных точках южной части Тихого океана. Всё происходит в наше время.
3. Раннее утро. Команда неожиданно просыпается от грохота и сильного толчка. Корабль напоролся на рифы и начинает тонуть. Его не спасти. На воду сбросили надувной плот, на котором могут разместиться все члены экипажа. Ещё есть место для десяти предметов из двадцати – это всё, что успели вытащить на палубу члены экипажа. В полумиле от места кораблекрушения находится необитаемый остров, покрытый густыми зарослями.
4. Сначала каждый член экипажа работает самостоятельно (7-10 мин), составляя свой список из десяти предметов, которые нужно взять на плот. Затем по команде начинается групповое обсуждение (15-20 мин).
5. Любая осознанная деятельность должна иметь цель, поэтому начните работу с ответа на вопрос: «Что вы собираетесь делать дальше, когда на плоту доберётесь до острова?»
6. При групповой работе необходимо использовать метод консенсуса. Это означает, что с выбором должны согласиться все члены команды перед тем, как это станет частью группового решения. Консенсуса достичь нелегко. Ниже приводится некоторое руководство для его достижения:
· Избегайте споров для отстаивания собственных суждений. Подходите к задаче с позиций аргументации и логики.
· Избегайте изменения своего мнения только для того, чтобы прийти к соглашению и не допустить конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.
· Избегайте таких методов сглаживания конфликтов как: голосование, усреднение или торг при принятии коллективного решения.
· Воспринимайте множество мнений как ресурс, а не как помеху для принятия решения.
7. Список предметов с пояснениями:
Две коробки шоколада (в упаковке по 15 плиток шоколада «Алёнка»).
Фляга с ромом (стальная, объёмом 1,5 л).
Канистра с горючим (стальная, объёмом 15л с соляркой).
Карта Тихого океана (ламинированная, размером 0,5Х0,7 м).
Канат (капроновый, диаметр 3 см, длинна 15 м).
Транзистор (портативный радиоприёмник, работает на батарейках).
Противомоскитная сетка (тонкая нейлоновая сетка, размер 3Х3 м).
Брезент (водонепроницаемая, плотная ткань, размер 3Х4 м).
Рыболовная снасть (коробка с рыболовными крючками, лесками).
Топорик (туристический, цельнометаллический).
Канистра с водой (пластмассовая, объёмом 15л с питьевой водой).
Спички (специальные туристические, горят на ветру).
Ружьё и патроны (мелкокалиберное с 50 патронами в коробке).
Репеллент (пластмассовая бутылка объёмом 0,5 л для отпугивания акул).
Зеркалодля бритья (диаметр зеркала 15 см, увеличивает изображение).
Спасательныйкруг (корабельный).
Бинокль (100-кратное увеличение).
Спальный мешок (туристический, с круговой молнией).
Секстант (навигационный прибор для определения широты).
Гарпун (металлическая стрела).
После завершения обсуждения капитан от имени команды озвучивает поставленную цель высадки на остров, зачитывает список взятых предметов, аргументируя выбор.
Подведение итогов:
Итоги подводятся после подсчёта баллов в каждой команде (критерии для определения баллов по выбранным предметам определяет эксперт).
Инструкция для наблюдателя:
С началом игры наблюдатель подходит к своей команде. Вступать в игру и общаться с членами команды нельзя. В ходе наблюдения нужно ответить на следующие вопросы:
1. Какие особенности поведения участников мешали или помогали процессу принятия правильного решения?
2. Кто проявлял наибольшую активность?
3. Кто оставался в роли наблюдателя?
4. Кто оказывал наибольшее влияние на принятие решения и почему?
5. Какая атмосфера сложилась в группе?
6. Полностью ли были использованы интеллектуальные возможности группы и почему?
7. Какие действия предпринимали участники обсуждения для внедрения своих предложений?
Во время наблюдения вести подробные записи, при необходимости указывая имена участников. Перед подведением итогов наблюдателям предоставляется слово для аргументированных и корректных ответов на поставленные вопросы.
Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.
На корабле остались:
(м – мужчина, ж- женщина)
Врач-диетолог (ж)
Политик (м)
Олимпийский гребец с поломанной рукой (м)
Эксперт-лингвист (ж)
Беременная женщина (ж)
Учитель географии (ж)
Яхтмен – любитель (ж)
Генерал в отставке (м)
Полицейский (м)
Первоклассный повар (м)
Лидер скаутов (м)
Гимнастка (ж)
Адвокат (м)
Электрик (м)
Механик (м)
Медсестра-пенсионерка (ж)
В течении 40 минут обсудите в группах, кого из перечисленных выше людей, необходимо взять на спасательную лодку. Не забудьте, что на лодке только 6 мест!"
Это проективный тест, одна из его версий. Первоначальный вариант был у немецких психиатров нацисткой Германии. Это - американская версия.
Ключи:
1. Спасение врача-диетолога - голосующие за, не воспринимают стрессовые ситуации в серьез, склонны к психосоматике, озабочены здоровьем и продолжением рода.
2. Спасение политика - за: формалисты, ориентированные на имидж и карьеру.
3. Спасение чемпиона - за: ориентированные на прошлое, не заинтересованные в развитии, обижаются, если их прошлые заслуги не учитываются.и т.д. и тт.п.
Во-первых, никакого командного взаимодействия тут нет и быть не может.
во-вторых, приведённый "ключ" тоже лишён смысла.
и для детей это явно не в тему.
Задание - каждый индивидуально выбирает, кем заполнить шлюпку, а потом ведущий рассказывает и каждый делает выводы для себя.
это тест, в котором есть правильные ответы. правильные ответы выбраны эффективными топ-менеджерами (которые дают схожие ответы)
Итак, "на ней есть место только для провианта и 6 человек."
первый вопрос который задаёт ведущий: взяли ли вы в шлюпку себя - помните ли вы о себе, или ваша жизнь для вас совершенно не важна.
ещё важный момент - берёте ли вы к себе в команду других лидеров, или вы сами являетесь лидером т берёте исполнителей.
Врач-диетолог (ж) - толку от него абсолютно никакого. некоторые берут зачем-то. отказать
Политик (м) - совершенно бесполезная личность, болтун и больше ничего, к тому же наверняка любит покомандовать. отказать
Олимпийский гребец с поломанной рукой (м) почему-то в "ключе" за его взятие критикуют. однако его мы берём, т.к человек ориентирован на победу (иначе олимпийцем не станешь) и даже одной рукой наверняка нагребёт гораздо больше (1)
Эксперт-лингвист (ж) - кто-то берёт его в надежде, что он сможет разговаривать с туземцами. но реально толку от него никакого. отказать
Беременная женщина (ж) - практически все берут из жалости или "их тут двое". но, кто будет принимать роды в океане, сил на то, чтобы работать на спасение команды у неё скорее всего нет, наоборот, всей команде придётся её опекать, так что отказ.
Учитель географии (ж) - во-первых, человек, любящий покомандовать, во-вторых, от знания географии в таких условиях мало, тем более, это ж. отказ,
Яхтмен – любитель (ж) - даже если ж, но яхтсменом со слабой волей быть тяжко, тем более, яхтсмены разбираются и в навигации в том, как продержаться в условиях океана, так что берём (2)
Полицейский (м) - это не наша полиция, это америка. стало быть: человек физически вынослив - может грести. исполнительный (привык выполнять приказы). знает основы медицины - способен оказать ПМП. так что берём (3)
Первоклассный повар (м) - чудесно. будем деликатесами посреди океана объедаться. отказ.
Лидер скаутов (м) - любит командовать, в остальном толку никакого. медицины мы обеспечили полицейским, географию - яхтсменом, так что отказ.
Гимнастка (ж) - физически вынослива. берём (4)
Адвокат (м) - болту ни и ничего более, отказ
Электрик (м), Механик (м) скорее всего физически выносливы и не болтают,а делают. берём любого (т.к. мест не хватает) (5)
Медсестра-пенсионерка (ж) - кто-то её берёт в компанию с беременной (роды принимать), кто-то просто для оказания ПМП. но реально медицину обеспечивает полицейский, а грести она не может, так что отказ.
В вариациях предлагаемого упражнениях меняются условия задачи, но смысл задания и цель упражнения одинаковы во всех модификациях. Суть упражнения заключается в следующем: команда терпит бедствие (оказывается в открытом море, в бескрайней пустыне или даже на безжизненной Луне). У игроков есть список из пятнадцати предметов, которые могут оказаться полезными для выхода из создавшейся ситуации. Участникам нужно сначала самостоятельно проран- жировать предметы по степени их важности для спасения, а затем прийти к общему решению всей командой. Остановимся более подробно на варианте с кораблекрушением. Участникам дается примерно следующая инструкция: «Представьте, что вы совершали кругосветное путешествие на небезызвестной яхте “Победа”, которая потерпела кораблекрушение где-то в водах Тихого океана и теперь медленно тонет. У вас есть большой плот с веслами, который может выдержать всю команду и какую-то часть вещей с яхты. Яхта неотвратимо идет ко дну, и поэтому вам нужно как можно быстрее принять решение, какие же предметы вам понадобятся на плоту в первую очередь. Все, что вы можете быстро забрать с яхты, отражено в списке, который состоит из пятнадцати предметов.
Список предметов следующий: ?
секстант; ?
зеркало для бритья; ?
пятилитровая канистра с водой; ?
противомоскитная сетка; ?
одна коробка с армейским рационом; ?
карты Тихого океана; ?
подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной); ?
двухлитровая канистра нефтегазовой смеси; ?
маленький транзисторный радиоприемник; ? средство, отпугивающее акул; ?
двадцать квадратных метров непрозрачного пластика; ?
пять бутылок питьевого спирта; ?
девять метров нейлонового каната; ?
две коробки шоколада; ?
рыболовная снасть».
Далее участникам предлагается в течение 15 минут самостоятельно выбрать наиболее важные для выживания и спасения предметы, присвоив наиболее значимому номер один, чуть менее важному - номер два и так далее. Наименее нужный предмет получает, соответственно, номер пятнадцать. Далее команда должна объединиться и прийти к общему решению. Всего на выполнение этого задания дается 45 минут. Ведущий подчеркивает, что группа обязательно должна найти такой вариант, с которым каждый участник будет согласен хотя бы отчасти.
После составления командой общего списка ведущий может предложить сравнить его с индивидуальными бланками, обсудить, насколько выражены и насколько принципиальны различия.
Также можно сравнить и те и другие списки с результатами экспертной оценки данной ситуации.
* Эксперты считают, что проранжированный по значимости для спасения список вещей выглядит следующим образом12: ?
Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям. ?
Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей. ?
Пятилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды. ?
Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу. ?
Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии. ?
Две коробки шоколада Резервный запас пищи. ?
Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу. ?
Девять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт. ?
Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством. ?
Средство, отпугивающее акул. Назначение очевидно. ?
Пять бутылок питьевого спирта. Можно использовать для растирания тела при охлаждении и в качестве антисептика при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание. ?
Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика. ?
Карты Тихого океана. Они бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не то, где вы находитесь, а где находятся спасатели. ?
Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов. ?
Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен».
Важной составляющей упражнения является процедура обсуждения проделанной работы. Основные вопросы, которые нужно проговорить с участниками, таковы:
Каково общее впечатление от командной работы? ?
Что помогало и мешало прийти к согласию? ?
Возникали ли конфликтные ситуации? ?
Чувствует ли кто-то, что остался неуслышанным, непонятым? ?
Выделялся ли явный лидер в процессе принятия решения? ?
Были ли игроки, которые практически не принимали участия в обсуждении, легко соглашались с предлагаемыми вариантами? Если да, то как эти участники воспринимали все происходящее, что побуждало их не высказывать или не настаивать на своем мнении? ?
Что можно было бы сделать, чтобы прийти к общему решению было легче?
Дополнительной информацией для обсуждения может быть видеозапись групповой работы. Роль видеокамеры может играть и кто-то из участников, который будет наблюдать за процессом и сможет потом рассказать о подмеченных им особенностях поведения как команды в целом, так и отдельных ее членов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Федоровка
Классный час
«Я в классе»
Игра «Кораблекрушение»
6 класс
Разработала и провела
учитель истории и обществознания,
социальный педагог
Шкребель Ольга Александровна
с. Фёдоровка, 2016 г.
Игра «Кораблекрушение»
Цель: развитие мотивов сотрудничества и толерантности.
Форма проведения: ролевая игра.
Ход мероприятия
Классный руководитель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Представьте, что мы путешествуем по океану. Дует легкий ветерок, ласково светит солнце. Но что это? Как часто бывает в океане, близится шторм! Свистать всех наверх! Капитан, по курсу рифы и разбросанные острова – ураганный ветер гонит нас в ловушку! Кораблекрушения не избежать! Корабли эскадры получили пробоины и дали течь, оставаться на судах опасно, надо эвакуироваться, спасать имущество, потому что неизвестно, сколько времени вам придется провести на островах. Вы можете воспользоваться шлюпкой и взять с тонущего корабля 10 предметов.
Организация работы
Первый этап – индивидуальная работа. Класс делится на 2 команды. Команды придумывают свое название. Каждому члену команды выдается список вещей. Он должен проранжировать перечисленные вещи (определиться, что возьмет в первую очередь, во вторую и т.д)
Второй этап – работа в группах. Каждая команда в ходе обсуждения определяет свой список вещей, а также ранжирует перечисленные вещи.
После выбора ответов команды докладывают о своих списках. Ведущий указывает правильные и ошибочные выборы.
Правильные ответы:
Серебряное блюдо – 1
Бочонок с водой – 4
Мешок с сухарями – 5
Бочонок с порохом – 3
Карта Тихого океана – 11
Сигнальные флажки – 12
Бутылка рома – 8
Мешок с сахаром – 6
Рыболовная снасть – 9
Рулон ситца – 10
Спички – 2
Холодное оружие – 7
Обоснование.
За каждый правильно угаданный ответ учащиеся ставят 1 балл. Все баллы и общекомандные в конце подсчитываются. Объявляется команда-победитель этапа.
Классный руководитель: Не ошибается тот, кто ничего не делает! К сожалению, помощь, на которую рассчитывали, не пришла и поэтому каждой команде необходимо наладить жизнь на своем острове. Прежде всего надо изучить остров. Может быть, он не такой уж и необитаемый!
(Работа в группах)
Изобразите на листе ватмана остров с высоты птичьего полета, т.е. его контуры.
Подумайте о месте временного проживания.
Изобразите рельеф местности: реки, озера, горы.
Можете сделать записи о животных и растениях, которые обнаружены на вашем острове.
Назовите свой остров.
В конце игры подсчитываются все баллы, объявляется команда-победитель.
Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.
Время проведения: около 1 часа.
Порядок проведения:
1. Ознакомление всех участников с условиями игры (приложение ╧ 1..
2. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету).
На этом этапе игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.
3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.
Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности).
На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения.
Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.
4. Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе.
Для этого:
а) выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;
б) зачитайте ⌠правильный■ список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение ╧ 2). Предложите сравнить ⌠правильный■ ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.
Если сумма больше 30, то участник или подгруппа ⌠утонули■;
в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?
Комментарий к проведению игры.
Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.
В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.
Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара бó льшая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.
Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.
Сектант.
Зеркало для бритья.
Канистра с 25 литрами воды.
Противомоскитная сетка.
Одна коробка с армейским рационом.
Карты Тихого океана.
Надувная плавательная подушка.
Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Репеллент, отпугивающий акул.
Два квадратных метра непрозрачной пленки.
Один литр рома крепостью 80%.
450 метров нейлонового каната.
Две коробки шоколада.
Рыболовная снасть.
1. Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры ⌠Потерпевшие кораблекрушение■
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
1. Зеркало для бритья √ важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
2. Канистра с нефтегазовой смесью √ важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.
3. Канистра с водой √ необходима для утоления жажды.
4. Коробка с армейским рационом √ обеспечит основную пищу.
5. Непрозрачная пленка √ используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
6. Коробка шоколада √ резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть √ оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации ⌠синица■ в руках лучше ⌠журавля■ в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
8. Нейлоновый канат √ можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
9. Плавательная подушка √ спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
10. Репеллент, отпугивающий акул √ назначение очевидно.
11. Ром, крепостью 80 % √ содержит алкоголя достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.
12. Радиоприемник √ имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
13. Карты Тихого океана √ бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка √ в Тихом океане нет москитов.
15. Сектант √ без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.