Про заболевания ЖКТ

Обличение - это, что такое? У этого слова существует несколько значений, в числе которых имеется и современное, и устаревшее. Зачастую это понятие есть в характеристиках литературных и публицистических произведений, в которых присутствует обличение пороков, в церковных текстах. Более подробная информация о данном слове будет изложена в статье.

Словарное значение

Словарное определение изучаемого объекта гласит о том, что обличение - это:

  1. Действие, соответствующее по значение глаголу обличать (обличить) (Непрекращающееся сверкание черных глаз девушки грозило обличением ее тайной страсти к молодому человеку).
  2. Результат указанного действия, которым может быть статья, речь, стихотворение, другие виды высказываний, где происходит резкое обличение человеческих пороков или других негативных явлений (Как представляется, обличение собственных сердечных слабостей требует интимного окружения, а не публичного «раздевания»).

Для лучшего понимания изучаемого слова рассмотрим значение глагола «обличить», на который дана ссылка в словаре.

Высказать правду

Значение глагола «обличить» выглядит следующим образом:

  1. Сделать чью-то виновность, преступные действия явными для окружающих; сказать правду о чьем-нибудь дурном поведении или поступке; осудить, разоблачить кого-то (Один из христианских богословов прямо обличил Достоевского в ереси).
  2. В устаревшем значении - довести до сведения широкой публики нечто, что до этого времени скрывалось (Архимандрит, будучи в курсе того, что вотчина является населенной людьми, и в случае ее передачи другому владельцу они попадут к нему в полную зависимость, грозился обличить обман).

Рассмотрев, что это - обличение - согласно словарному толкованию, перейдем к происхождению слова.

Этимология

Слово «обличение» является то есть образованным от глагола «обличить», который, в свою очередь, происходит из древнерусского и церковнославянского «обличити». В его состав входят: приставка «об» и корень «лик» (лицо). В этих языках оно обозначало:

  • придать вид, форму, образ;
  • выявить;
  • открыть;
  • обнаружить;
  • обвинить;
  • оскорбить бранными словами;
  • выставить на общее обозрение (на позор).

В эти два языка данная лексема перешла из праславянского в виде obličiti. Оттуда оно перекочевало также:

  • в болгарский - оличѭ (украсить);
  • в македонский - оличи (олицетворить, воплощать);
  • в сербохорватский - oblíčiti (обнародовать, объявить, обвинить, показать);
  • в словенский - oblíčiti (образовать, придать вид);
  • в чешский - obličiti (обвинить,

Синонимы к существительному

Чтобы лучше проникнуться пониманием, что это - обличение, рассмотрим синонимы к этому слову. К ним относятся, например:

  • Изобличение.
  • Разоблачение.
  • Обнаружение.
  • Изловление.
  • Уличение.
  • Брань.
  • Упрек.
  • Развенчивание.
  • Критика.
  • Тирада.
  • Памфлет.
  • Осмеяние.
  • Показывание.
  • Порицание.
  • Нарекание.
  • Бичевание.
  • Укор.
  • Обвинение.
  • Раскрытие.
  • Выявление.

Синонимы к глаголу

Не менее интересным будет рассмотреть синонимы к глаголу «обличать», имеющему непосредственное отношение к «обличению». В русском языке их также можно отыскать большое количество. Некоторые из них имеют вид устоявшихся словосочетаний. Рассмотрим их:

  • Выводить на чистую воду.
  • Приподнимать (приоткрывать, срывать) завесу.
  • Выводить на свет божий.
  • Выводить наружу.
  • Прижимать к стенке.
  • Снимать (срывать) личину.
  • Срывать покровы.
  • Снимать (срывать) маску.
  • Открывать глаза.
  • Уличать.
  • Демонстрировать.
  • Обвинять.
  • Разоблачать.
  • Показывать.
  • Изобличать.
  • Обнаруживать.
  • Являть.
  • Ловить.
  • Громить.

Античные прообразы

У изучаемого нами лингвистического объекта существуют также слова-синонимы, пришедшие к нам из древнегреческого и латинского языков, рассмотрим их.

1. Филиппика. Употребляется в переносном смысле и обозначает гневное выступление, обличающее какую-либо персону. Этот термин происходит от названия, данного выступлениям афинского оратора Демосфена, который в 4 веке до н. э. произносил подобного рода речи, адресованные Филиппу II, царю Македонии. В подражание Демосфену филиппиками свои обличительные речи, посвященные разоблачению Марка Антония в 1 веке до н э., называл Цицерон.

2. Диатриба. Так называется один из жанров античной литературы, который вырос из философских проповедей таких школ, как киники и стоики, носивших публичный характер. Его признаком является поднятие моральных тем, обличение зла, сочетание серьезности с насмешкой. Основатель этого жанра - Бион Борисфенит, кинический писатель, живший в 3 веке до н. э. Темы его диатриб - это бедность и богатство, жизнь и смерть, государство, религия. Диатрибы также имели популярность в Древнем Риме. С ними к народу обращались Гораций и Ювенал. А также диатрибы легли в основу христианских проповедей.

3. Инвектива. Происходит от латинского слова, означающего «нападение». Это вид литературного произведения, представляющий собой одну из форм памфлета, в котором обличается или высмеивается какое-либо реальное лицо или группа людей. Инвектива появилась в античной литературе и отличалась резким обличением нелицеприятной действительности. Ее примером являются взаимные инвективы Цицерона и Саллюстия (1 век до н. э.). Отличием этого жанра от эпиграммы является необязательность стихотворной формы, а также отсутствие развлекательного юмористического аспекта. Однако обеим формам присуща сатирическая окраска.

Другие литературные разоблачения

Впервые в русской драматургии обличение крепостничества мы наблюдаем у Д.И. Фонвизина. В комедии «Недоросль» он показал неограниченный помещичий произвол, принявший самые уродливые формы в тот период, когда при Екатерине II наблюдалось усиление самодержавно-крепостнического строя.

В числе прочих он красноречиво изобразил крепостницу Простакову, которая своих слуг не считает за людей, так как обращается с ними как с животными. Она называет их: «скот», «девка», «собачья дочь», «скверная харя». Простакова уверена в своей полной безнаказанности, являясь жестоким и властным деспотом. Она помыкает также и своим мужем, обращаясь к нему не иначе как к уроду и рохле.

Обличение человеческих пороков в баснях можно проследить на примере произведений И.А. Крылова. В каждом из них как будто разыгрывается живая сценка из жизни. Поэт высмеивал такие людские недостатки, как зависть, лень, глупость, хвастливость, пустомельство, скупость, жестокость.

Вот, к примеру, одна из его басен «Тришкина свита». В ней автор обрушивает поток сокрушительный критики на человека, что, будучи лишенным таланта, берется за дело, которое явно ему не под силу. В результате от свиты остаются одни рукава.

В знаменитой басне «Волк и Ягненок», где первый уволок другого в лес, приводя в виде оправдательного аргумента исключительное свое желание («хочется мне кушать»), Крылов поднимает актуальную тему всесилия и хищнических устремлений людей, стоящих у власти, и бесправия простого народа.

свт.
  • прав.
  • архиепископ Иоанн
  • свмч.
  • cвщм. Ириней Лионский
  • архиеп. Иоанн Руставский и Марнеульский
  • свщм.
  • Обличе́ние – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.

    Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.

    Священник Александр Любимов :
    Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…
    Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом… Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере… Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии (). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром (). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным , которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым , которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления ()? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.

    Священник Александр Краснов:
    Осуждение и обличение – два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» () цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя – об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале – один на один, потом при одном – двух свидетелях, а уж не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (. . и т.д.). Следовательно, осуждение – есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример – с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (; ; ). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией – с резанием () после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (). Сами Апостолы обличали. (, , ). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (14 апреля) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. (28 августа, 28 октября) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их, имеющие обличительный характер.

    Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1-2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17).

    А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.

    Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.

    Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство - красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод - искреннее раскаяние.

    Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека.

    Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель - спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.

    Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов - имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа - значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

    Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.

    Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, - но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.

    Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.

    Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья, там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.

    Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития. Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.

    В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь к ближнему.

    Баптисты и многие православные любят отвергать библейское учение об обличении греха, не понимая, насколько серьезен хотя бы один грех, насколько свят Всевышний, и насколько строг Его Суд - ведь Адаму и Еве было достаточно сделать ОДИН грех, чтобы быть изгнанными из рая, понести на себе Божии проклятия (Бытие 3:16-19) и затем умереть за свой грех, "ибо возмездие за грех - смерть , а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем." (Римлянам 6:23).

    Поэтому ниже перечислены библейские заповеди, призывающие обличать грехи. Разумеется, следует понимать, что обличать грехи надо с умом, со Христовой любовью и с индивидуальным подходом - "к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая отквернена плотию." (Послание апостола Иуды 1:22-23). Кроме того, если человек обличает другого в том грехе, который делает сам, то за свое лицемерие он навлекает на себя суд Божий (Римлянам 2:1-3). Но это не означает, что не надо обличать вовсе - наоборот Иисус учил ВЫНУТЬ сначала бревно, а потом и сучок: "Лицемер! ВЫНЬ прежде бревно из твоего глаза и ТОГДА УВИДИШЬ, как ВЫНУТЬ сучок из глаза брата твоего." (Матфея 7:5). И надо признать, что наш Спаситель Иисус Христос не стеснялся в выражениях, изобличая фарисеев за то, что они гнали обличавших их пророков, и Он называл их "змии, порождения ехидны..., да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле" (Матфея 23:33-36). Посл. Иакова 5:19-20 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

    Иоанна 7:24 Не судите по наружности, но СУДИТЕ СУДОМ ПРАВЕДНЫМ.

    1 Фесс. 5:11 увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

    1 Тимофею 5:20 СОГРЕШАЮЩИХ ОБЛИЧАЙ ПЕРЕД ВСЕМИ, чтобы И ПРОЧИЕ СТРАХ ИМЕЛИ.

    Ефесянам 5:11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и ОБЛИЧАЙТЕ .

    Титу 1:13 ОБЛИЧАЙ их строго, дабы они были здравы в вере.

    Левит 19:17-18 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ОБЛИЧИ ближнего твоего, и НЕ ПОНЕСЕШЬ ЗА НЕГО ГРЕХА. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но ЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

    Притчи 24:25 а ОБЛИЧАЮЩИЕ БУДУТ ЛЮБИМЫ, и на них придет благословение.

    Притчи 27:5 Лучше ОТКРЫТОЕ ОБЛИЧЕНИЕ, нежели скрытая любовь.

    Притчи 28:23 ОБЛИЧАЮЩИЙ человека найдет после БОЛЬШУЮ приязнь, нежели тот, кто льстит языком.

    Притчи 29:1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

    Матфея 23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры , что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд , милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

    Титу 2:15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

    2 Тимофею 4:2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай , запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

    1 Коринфянам 5:12-13 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

    Евреям 3:12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.

    Евреям 12:15-16 Наблюдайте, ... чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие

    Иуда 1:23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

    Иезекииль 3:18 Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.

    Иезекииль 33:8 Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, -то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей.

    Исаия 58:1 Взывай ГРОМКО, НЕ УДЕРЖИВАЙСЯ; ВОЗВЫСЬ голос твой, подобно ТРУБЕ, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

    "Громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе " - это громкое обличение в церкви! Если бы все христиане поступали именно так, как учит нас Библия, не отступали от Библии в угоду нечестивым (Иуда 4), то церкви были бы просто святы и непорочны! Притчи 1:7 Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

    Притчи 1:23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

    Притчи 3:11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;

    Притчи 9:8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

    Притчи 10:17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение-блуждает.

    Притчи 12:1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

    Притчи 13:1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

    Притчи 15:5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.

    Притчи 15:10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

    Притчи 15:12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

    Притчи 15:32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

    Притчи 19:20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

    Притчи 19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличи шь разумного, то он поймет наставление.

    Притчи 25:12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.

    Притчи 30:6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличи л тебя, и ты не оказался лжецом.

    Захария 8:16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно СУДИТЕ у ворот ваших.

    Исаия 59:2-5,7,8,15 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину ; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство; высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, - умрет, а если раздавит, - выползет ехидна. ... Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их -мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. ... И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда . И это неудивительно, ведь Он заповедал судить судом праведным (Иоанна 7:24, Матф. 7:15-20; 12:33; 23:23). Но, к большому сожалению, вместо выполнения заповеди обличения во многих "церквях" процветает компромисс с грехом. Амос 5:10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.

    Второзаконие 1:16 выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

    Псалтирь 140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои - против злодейств их.

    Матфея 7:15-23 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

    Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

    Матфея 12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

    В Иис. Навин 7 - только один грех Ахана среди Израиля остановил продвижение дела Божьего - Израиль не мог завоевать землю обетованную. Таким же образом только один нераскаянный грех среди церкви полностью останавливает продвижение дела Божьего - церковь не может спасать грешников. Она может сделать людей членами "церкви", но она полностью не может привести людей в послушание Христу (Иоанна 15:4-5; 2Кор. 10:3-6), ибо она сама непослушна Христу.

    1 Иоанна 4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Притчи 27:5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

    Иеремия 6:16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.

    Этот старый добрый путь отражен в великом

    Архиепископ Аверкий Таушев: «Из Писания мы знаем, что низший по иерархии архангел Михаил не подчинился высшему по иерархии - Люциферу, распознав противление Истине-Богу. А те, кто послушался из ангелов - стали бесами. Поэтому не само по себе послушание иерархии есть правда, а послушание в согласие с Волей Божьей, в духе Истины».

    Св. первомуч. архидьяк. Стефан открыто при всех, в заседании синедриона, осудил своих сородичей иудеев , назвав их жестоковыйными и людьми с необрезанным сердцем и ушами, и обвинив их в том, что они всегда противятся Духу Святому, что они убивали пророков и, наконец, сделались предателями и убийцами Самого Господа Иисуса Христа , о пришествии Которого предвозвещали эти пророки (Деян. 7:51-52 ).

    Св. ап. Павел , во время своего первого миссионерского путешествия, сурово осудил волхва-лжепророкаВариисуса , или Елиму , пытавшегося отклонить от веры во Христа проконсула Серия Павла, сказав ему: О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! и наказал его слепотою (Деян. 13:6-12 ). Что это? Греховное осуждение? Отсутствие христианской любви у апостолов?

    Тот же св. ап. Павел, когда новообращённые им к вере во Христа Коринфяне донесли ему, что в их среде завёлся отвратительный гнусный грех кровосмешения - что некто, вместо жены, имеет жену отца своего, не сказал им на это:Не судите, да не судимы будете или: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Нет! ничего подобного! Св. Апостол тотчас же осудил этого грешника, и Коринфянам повелел осудить его, вынеся ему строжайший приговор и наказание: предать его сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5,1-5 ).

    Мало того! Св. ап. Павел предписал затем Коринфянам вообще не сообщаться с блудниками и не только с блудниками, но и с лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями и со всеми теми, кто, называясь братом (то есть, христианином) остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе…извергните развращённого из среды вас (1Кор. 5:9-13 ).

    Приведенных нами выше мест Св. Писания, кажется, более чем достаточно, чтобы видеть, как надо ПРАВИЛЬНО понимать слова Господа: «Не судите, да не судимы будете», то есть убедиться в том, что эти слова вовсе не исключают всякого рода осуждения ближнего - что есть осуждение не только позволительное, но даже необходимое, предписываемое самим Законом Божиим и СОВЕСТЬЮ, так как истинный христианин не может относиться и к явному злу и греху равнодушно, не замечать его и мириться с ним, под лукавым предлогом, «неосуждения», «христианской любви» и «всепрощения»».

    Лжепроповедники модного мнимого «христианства» для подкрепления своих шатких «позиций» очень любят злоупотреблять известным изречением Господа: Не судите, да не судимы будете… (Мф. 7:1 ) - особо-излюбленным ими изречением, которое, однако, нисколько не мешает им самим судить и жесточайшим образом осуждать всех тех, кто не согласен с их лжеучением, представляющим собою только весьма лукавое ИСКАЖЕНИЕ Евангельского учения - подлог, которым они сбивают с толку и смущают многих.

    Но современные неохристиане, в составе которых теперь числятся и учёные богословы и многие высокие иерархи, с настоящим, подлинным Христовым Евангелием вовсе не желают считаться, а САМОЧИННО фабрикуют себе свое собственное «евангелие».

    Увы! Для многих современных весьма нестойких, нетвёрдых в истинно-христианской вере «христиан» это - большое искушение, соблазн, совершенно сбивающий их с правого пути».

    Иоанн Златоуст:

    «Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних, в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи» (см. т. 7, стр. 260).

    Следовательно, запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему, со стороны человека, который сам так же грешит, или даже ещё больше, не думая о своём собственном исправлении.

    Запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений - из гордости и тщеславия, из зависти или обиды.

    Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего, на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто-идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот - даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы, вследствие этого, в мире.

    Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1Тим. 5,20 )

    Феофан Затворник:

    «Речь идет все о пресвитерах. Если по исследовании окажется кто из них действительно согрешившим, обличай его пред всеми, чтоб и прочие страх имели и с большею осторожностию удерживались от грехов . Ибо если пресвитеру не дается пощады, то что достанется другим?

    Амвросиаст пишет:

    «хотя не легко верить должно взводимой на пресвитера вине; но если доказано будет или явно будет, что он поступил нехорошо, то, в таком случае, Апостол повелевает обличать его публично, чтоб и прочие страх имели,-что очень полезно не только для освященного клира, но и для народа. Ибо, когда увидят, что и сановитый муж обличается за грех, поневоле и сами себя будут держать осторожно» .

    То же читаем и у блаженного Феодорит а :

    «не осуждай, говорит, прежде обличений, явно же обличенных в каких-либо беззакониях не удостоивай пощады; но, по уличении, произноси на них приговор в присутствии всех, чтоб из страха наказания избегали греха».

    Святой Златоуст рассуждает при сем о всех вообще погрешающих, так, однако ж, что речь его может быть применяема и частнее к суду над пресвитерами. «Не тотчас отсекай (то есть произноси суд и делай расправу),но все исследуй с великою точностию. Когда же ясно узнаешь, строго взыскивай, чтоб и другие вразумлялись. Ибо как необдуманно осуждать бывает вредно, так и не наказывать явно согрешивших - значит: давать дорогу другим к тому, чтоб и они сие творили и на сие покушались. Обличай, говорит, показывая, что (нужно действовать) не кое-как, но с строгостию, потому что таким образом и другие будут бояться. - Но не больше ли будет соблазна, когда пред всеми станешь обличать? Каким же это образом? Когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо от того, что согрешившие остаются ненаказанными, многие естественно и сами поползаются на грех; как, наоборот, от того, что они бывают наказываемы, многие исправляются. Так действовал и Бог. Он вывел фараона на среду (напоказ всем) и наказал; видим также, что (явно пред всеми) получили наказание и Навуходоносор , и многие другие люди и города. - Следовательно, Апостол хочет, чтоб все имели страх пред епископом, и поставляет его над всеми».

    Афанасий Великий , толкуя отрывок «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их », пишет следующее о епископах-еретиках:

    «Если увидишь, брат, кого-либо, кто имеет облик благопристойный, не на то смотри, одет ли он в овечью шерсть, носит ли имя священника, епископа, диакона или подвижника, но потщись узнать о делах , целомудрен ли он, гостеприимен ли, милостив, любящ, упорен ли в молитвах, терпелив ли. Если чрево ему – бог, гортань – ад, если он падок на деньги и торгашествует благочестием, оставь его – он не мудрый пастырь, но хищный волк.

    Если ты умеешь деревья познавать по плодам – какой они породы, вкуса, качества, – тем паче ты должен распознавать христопродавцев по делам их, так как они, нося личину благоговения, имеют дьявольскую душу. Ты же не собираешь от терния грозды или от репия смоквы, тогда почему полагаешь, что можешь услышать от преступников что-либо доброе или от предателей узнать что-либо полезное?

    Итак, уклоняйся от них, как от волков аравийских, как от терния преслушания, репейников несправедливости и древа лукавого…»

    Из статьи А. Правдолюбова «Глобализм и религия антихриста»,

    «Русский эсфигмен», Санкт-Петербург, 2006



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: