Пытаясь разобраться в вашей жизни, вы столкнулись с проблемой. А может, вы просто хотите упорядочить ваш день. И это всего лишь пара примеров, когда вам нужен план. На самом деле причин может быть бесконечное множество. На первый взгляд, составление плана может показаться очень сложной задачей. Но немного трудолюбия, небольшое количество творчества, и вы сможете составить хороший план для достижения своих целей.
Это может быть блокнот, тетрадь или . Выберите то, что удобно вам. Составьте список того, что вам нужно выполнить за день. Включите в список каждую встречу и договорённости, которые у вас есть. Какие у вас цели на день? Желаете вы заняться спортом, или же, наоборот, это день релаксации? Какие задачи вам нужно абсолютно точно закончить?
Во сколько вы должны покончить с вашим первым заданием или проектом? Запишите каждую мелочь, начиная с той, которую нужно выполнить сначала, затем следующую и так напишите на целый день. Убедитесь, что вы ничего не забыли. Конечно же, каждый день разный, и поэтому каждый день план будет другим. Базовый план может выглядеть, например, так:
Очень важно воспользоваться удобным моментом после определённого времени, чтобы проанализировать, насколько продуктивным вы были на протяжении этого времени. Сделали ли вы всё, что вам нужно было сделать? Затем дайте себе минутку для перезагрузки, закройте глаза и расслабьтесь. Так вы сможете эффективно перейти к следующей задаче, которую вам нужно выполнить.
Когда вы покончите с большей частью вашего дня, найдите минутку, чтобы посмотреть, придерживаетесь ли вы вашего плана. Закончили ли вы всё, что было запланировано? Где вы сделали ошибку? Что сработало, а что нет? Что вас отвлекает, и как вы можете бороться с отвлекающим вас фактором в будущем?
Как вы хотите развиваться? Чего вы хотите добиться в своей жизни? Думайте об этом, как о «списке жизни». Помните фильм «Достучаться до небес»? Вот именно это и есть список жизни. Это должны быть именно те цели, которые вы действительно хотите достичь, а не те, которые вы считаете нужными. Иногда бывает полезным разбить цели на категории для лучшей визуализации. Категории могут быть, например, такими:
Цели могут быть, например, такими:
Теперь, когда у вас есть общие цели, которые вы хотите достичь в своей жизни, пора создать некоторые определённые цели. И обязательно назначить дату выполнения цели. Пара примеров:
Будьте честны сами с собой и реально оцените вашу нынешнюю жизнь. С помощью целей, список которых вы составили, оцените точку, в которой вы находитесь прямо сейчас. Например, ваша цель - издать книгу, а конкретно - отправить её издателям в июне 2016 года. А сейчас у вас есть только половина рукописи, и вы не уверены, что вам нравится первая половина.
Какие шаги вы предпримете, чтобы быть в состоянии достичь своих целей? Определите шаги, которые вам нужно сделать, и запишите их. Например, для нашей книги с сегодняшнего дня и до ноября 2014 года нам нужно:
Вы можете сделать это в любом формате, который вам больше нравится, - написать от руки, на компьютере или нарисовать. Поздравляю! Вы только что создали свой жизненный план.
Как и всё в этом мире, ваша жизнь изменится, и ваши цели тоже могут измениться. То, что было важно для вас в 12 лет, может быть не так важно, когда вам 22 или 42 года. И это нормально - менять ваш жизненный план, потому что это показывает, что вы в курсе изменений, которые происходят в вашей жизни.
Иногда самой сложной частью создания плана является то, что вы не знаете, в чём проблема. Часто проблема, с которой мы столкнулись, создаёт ещё несколько проблем. Беда, как говорится, не приходит одна. То, что вам нужно сделать, - найти источник проблемы. И это именно то, с чем вам нужно разобраться.
Ваша мама не позволяет вам провести четыре недели у друга в горной хижине. Это проблема, но где же источник этой проблемы? Вы получили двойку по алгебре. И именно это является причиной, почему ваша мама не отпускает вас к другу на каникулы. И эта двойка - именно та проблема, которую вам нужно решить.
Какой цели вы надеетесь достичь, решая проблему? Сосредоточьтесь на достижении вашей цели. Остальное придёт само собой.
Вашей целью является улучшение вашей оценки по математике хотя бы до четвёрки. Параллельно с этим, улучшив свои познания в математике, вы надеетесь, что ваша мама отпустит вас к другу на каникулы.
Какие из ваших привычек поспособствовали возникновению проблемы? Выделите немного времени, чтобы проанализировать причины возникновения проблемы.
Ваша проблема состоит в том, что вы получили тройку по математике. Подумайте, что могло привести к этому: может, вы много разговаривали с другом на уроке. Или же не делали домашнее задание по вечерам из-за тренировок по футболу, например.
Многие проблемы возникают из-за каких-либо ваших действий. Но не стоит забывать и о внешних факторах, работающих против вас. Рассмотрим пример. Вы получили по математике плохую оценку, которую необходимо исправить. Причиной тому может быть непонимание объяснений преподавателя по этой теме, а не то, что вы говорили с другом.
Вы можете просто записать все возможные варианты на клочке бумаги или воспользоваться одним из методов мозгового штурма. Таким, например, как ментальная карта. Какой бы способ вы ни выбрали, вы должны учесть обе возможности возникновения проблемы: ваша вина и факторы, не зависящие от вас.
Решение проблемы общения с другом на уроке:
Решение проблемы невыполненного домашнего задания из-за тренировки по футболу:
Решение проблемы непонимания алгебры:
Итак, вы провели мозговой штурм и поняли, в чём ваша проблема. Теперь выберите наиболее действенные, по вашему мнению, решения проблемы и запишите план для себя. Повесьте план где-нибудь, где он чаще всего будет попадаться вам на глаза. Ваш план улучшения вашего уровня по математике должен выглядеть так:
План по улучшению в течение четырёх недель
Сделали ли вы всё, что планировали? Добились ли вы успеха? Какие ошибки вы допустили? Сделав хороший анализ, вы сможете избежать ошибок в дальнейшем.
Придерживайтесь своего плана до тех пор, пока не достигнете цели. Не стоит останавливаться на полпути. Если один день вы не придерживались плана, проследите, чтобы это не повторилось снова. Если же вы видите, что этот план не работает, подумайте, что же с ним не так, и напишите новый план.
Часть 1
Планирование планаВыберите тему. Независимо от того, будет ли ваша работа продуманной, убедительной, содержательной, основанной на исследованиях, или будет включать в себя комбинацию данных элементов, вы должны выбрать общею идею, чтоб помочь вашим мыслям оставаться на нужной волне.
Определите общую цель вашей работы. Выбрав конечную цель, вы не только сможете определить направления вашей темы, но и создадите логическую структуру вашей работы. Если вы пишете эссе, напишите несколько тезисов, суммирующих вашу цель, иначе как вы определите, чего вы хотите добиться своей работой?
Соберите вспомогательные материалы. Это могут быть цитаты, статистика, теории, фотографии, сюжетные моменты, или личные размышления в зависимости от характера вашей работы. Удостоверьтесь, что все это поддерживает то, что вы пишете. Если вы видите, что вы нашли что-то, не совпадающее с доказательствами, или с высказываемыми идеями, вам необходимо указать, почему то, что вы нашли неверно. Нельзя это просто игнорировать.
Выберите тип плана. Общий план использует короткие общие фразы, и может быть полезен, если ваш план должен быть очень гибким; бывают планы, использующие полные предложения, они являются сложными и детальными.
Часть 2
Пишем ваш планРешите, в каком порядке расположить ваши доказательства. Вы должны быть уверены, что они поддерживают вашу глобальную цель. Вы должны быть уверены, что они расположены самым эффективным образом. Это означает, что во-первых, сначала идут самые сильные части доказательства, а во-вторых, что одно доказательство плавно переходит в другое.
Определите основные категории. Учитывая основную цель вашей работы и характер вспомогательных материалов, которые вы нашли, определите, как лучше разбить вашу основную тематику на логические категории. Это образует первый уровень вашего плана, который традиционно нумеруется римскими цифрами (I, II, III, IV и т.д.).
Обдумайте хотя бы два пункта для каждой категории. Выберите эти подпункты на основании цели вашей работы и списка вспомогательных материалов, которые вы собрали ранее. Это будет служить вторым уровнем вашего плана, который традиционно нумеруется буквами английского алфавита (A, B, C, D и т.д.).
Разбейте ваши пункты на подпункты, если необходимо. Это максимально усилит логическое обоснование вашей работы. Отобразите их в третьем уровне вашего плана, который традиционно нумеруется цифрами (1, 2, 3, 4 и т.д.).
И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.
План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют "скелетом" произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.
Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.
Тип | Особенности | Пример |
Тезисный | Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов. |
|
Назывной | Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных. |
|
Вопросный | Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание. |
|
Опорная схема | Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста. |
|
Комбинированный | Объединяет несколько типов. |
|
Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.
Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.
А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:
Простой план | Сложный план |
2) Подготовка мачехи и сестёр к балу. 3) Появление феи-крёстной. 4) Золушка во дворце. Встреча с принцем. 5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки. 6) Принц в поисках Золушки. 7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца. | 1) Жизнь Золушки в новой семье.
3) Появление феи-крёстной… и т. д. |
На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки "Гадкий утёнок" Г. Х. Андерсена.
1. Внимательно прочитайте материал.
2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.
Пример:
"Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади".
3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.
4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.
Пример:
"Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец".
5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.
Примеры:
6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.
Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.
Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?
Лучшая проверка — дать плану "отдохнуть" пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.
Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.
Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.
Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план – опорная схема.
Как составить простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Как составить сложный план .
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.
Баба Яга
I .Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.
II . Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.
а) смелость,
б) связь с народом,
в) вера в будущее.
а) трусость,
б) эгоизм,
в) пессимизм,
г) костяная нога.
III . Заключение
Вопросный план .
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).
Цитатный план.
Цитата- это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2.(цитата);
3.(цитата).
2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты).
Тезисный план.
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.
План показывает то, о ЧЕМ нужно сказать. |
Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать. |
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Построение схемы
1.Логико-смысловой анализ текста:
А)членение на законченные смысловые части;
Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;
В)определение главной мысли текста;
Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.
2. Словесно-графическое оформление схемы:
А) озаглавливание;
Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;
В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.
Запишите пункты составленного плана на черновик. Снова прочитайте текст.
Обратите внимание на следующее:
Последовательно ли повороты сюжета текста;
Точны ли формулировки пунктов;
Не повторяются ли заголовки;
Все ли главное вы выделили;
Отражена ли тема и основная мысль текста в вашем плане.
Если погрешностей вы не заметили, то следует себя. Перескажите или письменно изложите текст, руководствуясь составленным вами планом. Если план составлен , то вы без проблем сможете воспроизвести исходный текст.
Теперь аккуратно перепишите окончательный вариант плана в тетрадь.
Полезный совет
1.Определяя смысловые границы текста, отмечайте их начало и конец в книге. Выделенным частям давайте заголовки.
2. Старайтесь, чтобы заголовки наиболее точно и полно раскрывали мысль автора.
3. Для облегчения при выделении частей в книге, используйте разноцветные легко стирающиеся карандаши или бумажные вкладыши.
4. Записи делайте настолько краткими, чтобы весь план можно было легко обхватить одним взглядом.
Умение составить план текста – базовый навык не только для ораторов, но и для авторов научных или курсовых работ, поскольку он нужен исключительно для того, чтобы читающий мог создать представление о самой работе. Впрочем, используемые для различных целей, варианты этого краткого пересказа могут существенно отличаться друг от друга.
Инструкция
План текста для оратора должен содержать не более чем основные тезисы. Самое плохое, что может сделать выступающий на сцене – сконцентрироваться на листе и текст только с него. Чтобы избежать этого, с собой берется не полный текст работы, а лишь приблизительный ее план. При этом важно отразить все главные темы настолько ясно, чтобы не забыть о них упомянуть – возможно, привести некоторые дословно. Однако, не стоит делать пояснения к конкретным пунктам, т.к. это позволит вам «своими словами», что всегда гораздо приятнее слушателю.
Формальный составляется по абзацам. Этот формат работы часто практикуется как первый этап анализа в и ВУЗах, и подразумевает « пересказ». Вам следует сократить содержание каждого абзаца до одного-двух предложений и представить отдельными пунктами. Если абзац достаточно велик, то можно разбить его на два или даже три и представить в плане как несколько отдельных цифр. Если перед вами текст большого объема (занимает более семи страниц) то, напротив, можно сократить итоговый план, соединяя абзацы. Главным критерием является то, что вы не должны упустить ни одной существенной мысли автора текста.