Про заболевания ЖКТ

Чем отличаются по форме научные теор ии от религиозных?

На резонные замечания о том, что сколько мист ических теор ий - столько и различных представлений о реальности, во многом непримиримо противоречивых, - мист ики, не задумываясь отвечают: Все религии говорят об одном и том же по-сути, а различия - видимые, - в меру понимания и готовности к пониманию. Что вроде того, что все религии проповедуют одни и те же ценности. Упор - именно на моральные ценности.
Можно бы сделать такую отмазку (попытку выкрутиться от неприятного вопроса) более общей и основательной: ну, буквально все, если только не сошли с ума, хотят "как лучше" :) даже сатанисты и т.п. хотят как лучше в их понимании, что такое "лучше". И тогда нет вообще никаких различий в любых взглядах:) И это - очень обоснованно механизмами организации психи ки : у всех высших животных есть внутренние рецептор ы того, что для них (именно для них лично) хорошо и что - плохо. Центры рая и ада. Поэтому все животные и люди в том числе стремятся к тому, что для них хорошо, стремятся "как лучше" и избегают того, что для них плохо. Вот в чем основа морали и ее личного понимания.
Но это приводит к разнопониманию реальности. И все теор ии, основывающиеся на личном отношении, все религии, оказываются не описывающими реальность, а проповедующими некую мораль основателей и последователей. В том числе, и это - превалирует , - личные представления о значим ости власти.
Христианство разделилось на несколько течений не потому, что стали непримиримо большими различия в оценке "как лучше", а потому, что произошел дележ власти. И теперь православные благодатно не зависят от Рима, а правят своей паствой сами.
Наука, в отличие от мист ики, занимается описанием реальности, а не отношения к ней личности и поэтому вообще ее сравнивать с мист икой некорректно. И все же, здесь будут рассмотрены те различия, которые следуют из главного.. :)

Внизу приведены таблицы конкретных различий религий и мист ических теор ий по самым основным вопросам. А вот откуда проистекают эти различия.
Во-первых , научные теор ии специализированы по научным дисциплинам (нет ни одной, берущейся описывать весь мир во всем многообразии и во всем объеме) и это отражает то, что человек не может охватить описанием сразу все, создать единую формулу мира, а, в силу свойств восприятия, вынужден выделять некие отдельные свойства, создавая абстракции. Поэтому каждая научная дисциплина описывает только свою часть картины мира (в определенных границах абстракции, составляющую частный случай более общих представлений), из которых состоит общая структура взаимнонепротиворечивых составляющих теор ий. Для религии характерно, с одной стороны, смешение абстракций, когда присущее более частному кругу явлений переносится на включающие их более общие. Например, разум, волю - на вселенную. Отсюда - то самое утверждение мист иков, что по сути нет различий между религиями, а они говорят об одном и том же разными словами.
С другой стороны, характерно выделение абстракций, не существующих в реальности как самостоятельные сущности: энерги я, истина, добро, зло, пространство, время, числа, меридианы и параллели и т.п.
Если какая-либо концепция не "разменивается по мелочам" и силится описывать мир глобально, то это - верный признак мист ической теор ии.

Во-вторых , все научные концепции, в конечном итоге, направлены на некое практическое использование. Это происходит потому, что ими рассматриваются реальные явления и объекты, каждое из известных свойств которых может так или иначе оказывать свое воздействие. Религиозные и мист ические теор ии невозможно использовать практически (если бы маги я существовала как объективное, но пока непознанное явление, ею с успехом могла бы заняться наука). Выделенные мист ические абстракции невозможно использовать именно потому, что они не существуют. Хотя самими этими абстракциями легко можно оперировать в философствованиях.
Поэтому, если невозможно сказать, в чем же польза (или значим ость) той или иной концепции, то это - верный признак того, что она оперирует несуществующими сущностями. Так, можно утверждать, что вся вселенная образована из материализованных чисел, но от этого ничего не вытекает в практическом плане.
Часто в мист ические теор ии включаются эмпирическ ие данные, найденные опытным путем методики, к примеру, изменения состояния организма. От этого эти методики не становятся, конечно же, мист ическими.
Религиозные, мист ические и философские концепции, не имеющие понятий, характеризующих объективно существующее явление, использующие не конкретно определенные понятия, а некие "виртуальные шаблоны" понятий (астрал, чистая энерги я, бог), которые не описывают определенные свойства явления, качественно отличаются от понятий, характерных для научного метода. Виртуальные понятия позволяют наделять описываемые явления свойствами, понимаемыми в зависимости от конкретной личности, а не в зависимости от действительно существующих свойств. Вот почему все эти понятия у разных людей даже одной религии существенно отличаются.

В-третьих , каждая из научных дисциплин опирается на открытые и многократно во всех случаях подтверждаемые законы природы (аксиом ы). Предположительная часть картины мира описывается гипотез ами, которые, в отличие от теор ий, могут описывать несколько вариантов предположений об одном и том же явлении.
Гипотеза - это предположительное обобщение фактических данных, требующее, однако, еще экспериментального подтверждения своей правомерности до того как стать теор ией - вполне достоверно доказанным обобщением, которое входит в соответствующий раздел науки.
Теории, строго основанные на аксиом ах, не могут быть вдруг отменены, объявлены заблуждениями потому, что они всего лишь описывают, формализ уют то, что реально наблюдается. Они могут лишь расширяться в область более общих условий. Так, механика Ньютона вовсе не отменяется теор ией относительности.

В отличие от науки, в религиях нет такого понятия как гипотез а. Там всё - непререкаемые теор ии, неоспоримые истины. Эти истины не доказываются и не опровергаются, а принимаются на безусловную веру. Любая противоречащая истина - ересь, с которой нет возможности мириться без ущерба для веры.
Советская наука была во многом фанатична, со многими признаками религиозности. Ее многие гипотез ы назывались априори теор иями, что всячески поощрялось академическими авторитетами.
Главное и качественное различие науки от религии в том, что религии основываются на безусловной вере, а науки - на достоверно и многократно проверенных фактах - аксиом ах, которые образуют фундамент концепции (абстракции) для ограниченных условий применения.
При этом вера - важнее даже самого объекта религии, такого как Бог. Во многих системах фанатичной веры нет понятия Бог или он, по типу деистических, не является главным в этой системе. Например, коммунистическая идеология обладает всеми атрибутами системы, основанной на фанатичной вере, но вместо веры в Бога в нем - вера в несуществование Бога.
Система фанатических взглядов начинает развиваться как в отдельной личности (в форме навязчивой идеи, которая может быть внешне неотличима от научных идей), и расходится в обществе, завладевая другими личностями. Вот тогда это и называется религией.
Религия способна подчинять себе множество личностей, безусловно поверивших в нее. И тогда, чаще всего, такую религию организуют ее лидеры, превращая в политическую силу воздействия на людей.

Как правило, каждая из мист ических теор ий описывает мир полностью "от и до", обособленно, не ссылаясь на другие мист ические теор ии. Ни одна из них по охвату различных сторон мира (дисциплин) не может и близко сравниться с научной картиной, даваемой всей совокупностью научных дисциплин, которая описывает ВСЕ известные человеку явления природы, человека и общества, в то время как мист ические вообще не упоминают некоторых из этих сторон и направлены, акцентированы, в основном на поведенческие аспекты человеческого бытия. Характерно для религии наличие в них таких понятий, которые отсутствуют в других (карма, космический разум, многие эзотерические представления, личности божеств и их представителей,)
Если научные термины - строгие понятия (не включают в себя неопределенные элементы), то мист ические (чистая энерги я, чистые знания, чистая информация, чистое сознание и т.п.) - это вообще неформализ уемые понятия.
Все мист ические учения и религии характеризуются своими, специфическими представлениями буквально по всем вопросам, включая этические. Часто их представления взаимоисключающи.
Каждая религия утверждает, что именно она - источник истины, только она правильно описывает Мир и Бога, т.е. непримиримо отрицает положения других религий. Те, кто пытается доказать, что, по сути, все религии говорят об одном и том же, противоречат утверждениям самих религий об этом. Да и одно дело разными словами описывать некую одну и ту же суть и совсем другое - придавать этой сути совершенно различные, взаимоисключающие свойства и качества.
Вот как различные учения, теор ии и религии отвечают на определенные вопросы.

Полная таблица
Про мист ические теор ии часто говорят, что
1) они наравне с наукой исследуют реальность: наука физическую часть мира, мист ика - божественную (а не просто духовную, т.к. таковую исследуют огромное количество научных дисциплин в контекст е изучения этносов, истории, культур ы, социумов, психи ки, этики, искусства и т.п.).
2) в религиях и мист ических теор иях есть много общего, что доказывает не выдуманность, а некую объективность мист ических представлений.

Если мист ика действительно эффективно исследует непознанное наукой, то должна давать некоторые общие представления об этом непознанном, общие для любого, кто пожелал бы ими воспользоваться. Действительно, начав изучать любую религию или мист ическую теор ию по ее текстам, находишь вполне определенные понятия, которые невозможно трактовать в своей основе произвольно, личностно. Хотя такие понятия как Бог, душа, энерги я и не раскрывают в действительности своей природы, сути (так и оставляя не только непознанным, но и предоставляя широкие возможности индивидуальных толкований), но их отдельные черты и свойства часто описываются вполне однозначно. Именно по ним, казалось бы, и можно почерпнуть то, в чем все эти теор ии дополняют науку.
Я постарался выделить это, не отдавая предпочтения ни одной из религий, т.к. нет никакого критерия считать, что одна из них более "правильно", чем другая описывает непознанное. В том числе рассмотрел и несколько характерных, известных и не очень, мист ических теор ий, авторы которых утверждают свою несомненную причастность к Знаниям.

Некоторые религии и теор ии демонстрируют некоторую преемственность по отдельным вопросам, но резко расходятся в других вопросах.
Как на религии неизгладимый отпечаток наносит время их создания и специфика культур ы, так и на теор ии отдельных авторов - особенности их личности и занятий.
У Кастанеды - контекст ом всему - понятие о Воине, явно проистекающее из шаманских индейских традиций.
Иринушка - выраженный интроверт и, соответственно, ее представления как бы обосабливаются вокруг ее собственной личности и внутри своей личности.
Блаватская - переколбасившись всеми буддистскими теор иями, обобщила их в меру собственного понимания и в силу развития науки и культур ы того времени (то, о чем мечтают многие современные мист ики, она, в принципе, уже сделала попытку осуществить, но эта попытка слишком быстро морально устарела).
Гроф и Монро - к мист ике пришли через психоделические личностные переживания и все их представления носят отпечаток субъективных переживаний личности во всем фантасмагорическом разнообразии.
Сан-Саныч поразившись открывшейся ему идеей, что всему причиной Истина, упоенно сгенерировал целое учение на основе этой мысли.
Христианство стоически и, несмотря ни на что, пытается натянуть расползающиеся формы и мораль староватой религии к новым реалиям.
В этом направлении Ислам решительно осовременил религию.
Книга Урантии вообще радикально подошла к осовремениванию, но психологично дает возможность перейти от христианства к более современной религии.
Вот как по отдельным вопросам конфликтуют различные религии и мист ические теор ии.

Бог
В Беседах с Богом Бог - это чистая энерги я. У Сан-Саныча - сначала была истина, а потом - Бог. По Блаватской, Книге Урантии и Грофу - Бог - все сущее в природе, сама природа. По Кастанеде Бог для Видящего выглядит как неизмеримый иссиня-черный Орел - Намерение, которое соединено со всем существующим во Вселенной. Христианство и ислам подразумевают некий Дух, который творит все сущее.
Все эти определения резко различаются в самой своей сути.
Личность Бога
Блаватская подчеркивает отсутствие личности у всех, кроме человека, в Беседах с Богом, - несомненная личность, которая общается вполне по-человечески, а в книге Урантии это утверждается прямо. По Кастанеде, Орел - сила, правящая судьбой живых существ, т.е. фактически царь, личность, хотя все сущее - его часть. Т.е. он правит своими частями.
Дьявол или нечто, противопоставляемое Богу
В Беседах с Богом существовование дьявола отрицается - это всего лишь изобретение мужчин. Кастанеда и Блаватская упоминают его часто, подразумевая его существование.
В христианстве - падший ангел и враг человека, в некоторых религиях и теор иях (Книга Урантии, Сан-Саныч, Иринушка) не упоминается.
Всемогущество Бога обычно признается неограниченным (несмотря на известные противоречия к которым это приводит), но вот Сан-Саныч ставит Истину и ее законы выше и Бог не может их изменить. Блаватская же заявляет, что " Чудес нет. Все, что происходит есть результат закона - вечного, нерушимого, всегда действующего.", т.е. раз нет личности, нет смысл а говорить о могуществе.
Существует ли Бог как объект - обычно трактуется очень туманно. В христианстве и Книге Урантии - это несомненно. А вот У Сан-Саныча, как у субъективистов, материя - мысль Бога.
Иисус Христос
Есть религии, где он - ключевая фигура, а есть, где он не упоминается или даже упоминается пренебрежительно (у Кастанеды, например).
Понятие ангелов довольно сильно различаются: у Блаватской - это бывшие люди. В Христианстве - порождения Бога.
О законах природы разнобой не меньший: христианство утверждает, что ничто не делается без воли божьей (а, значит, и все горести и пакости), Кастанеда - что все - итог мысленных усилий всех живых существ, Иринушка, что универсальный механизм вселенной - Глобальная Сила Познания, Гроф и Монро - что эти законы иллюзорны, в Беседах с Богом - что Бог установил эти законы, Блаватская - вполне согласна с представлениями о них науки вплоть до эволюционной теор ии.
По поводу материи Кастанеда и Иринушка говорит, что мы - пузыри энерги и, Сан-Саныч, что материя - этап трансформации Истины, у Грофа - наиболее примитивные представления, вплоть до отождествления с "твердым" веществом, но схож с Блаватской в том, что все - есть жизнь, даже отдельные атомы, которые притягиваются только благодаря своему желанию (оно у них удивительно монотонно и постоянно:)).
Понятие причины и следствия у всех разительно непохожи. Психологи, начиная с Юнга, кончая Грофом, Монро, Уилсоном вообще отрицают такую связь, допуская возможность влияния будущего на прошлое и разных ничем не связанных событий настоящего друг на друга. У Блаватской такая связь строга и доводится до абсурда в теор ии кармы. Кастанеда будто и не слыхал о таком.
Сны для Монро- это полеты души вне тела. Для Блаватской - связь мозга с высшим Эго. У Кастанеды - обычная физиология с возможностью владеть своим обычным сном, переводя его в контролируемое состояние сознания.
Даже тема бессмертия души , как ни странно, трактуется совершенно по-разному. Так Иринушка ее вообще отрицает. Блаватская различает бессмертную индивидуальность человека и его смертную личность. Для Кастанеды это - всего лишь сохранение осознания. Для Христианства - сохранение личности. У Сан-Саныча: Если ты не достиг состояния, когда душа обрела определённость в существовании, при материальной смерти, умирает всё, и ничего не остаётся, то есть абсолютно ничего.".
Реальность у Кастанеды - существует лишь постольку, поскольку такой его делает наше осознание. У Блаватской - единая реальность - первопричина всего, что было, есть и будет. В книге Урантии реальность "в понимании конечных существ - частична, относительна и призрачна".
Знаменитая библейская фраза, что Бог- есть Любовь, у самого христианства - лишь на словах, поддерживается в Книге Урантии. В Беседах с Богом это расширяется до равноценного признания "не любви". Интроверт-Иринушка даже не упоминает любовь. А у Кастанеды, который тоже не упоминает любовь, главной силой утверждается Страх и стремление к смерти.
Понятие Кармы - только в религиях и учениях, производных от буддизма.
Представление о задачах Земного воплощения - различается кардинально. Для христианства жизнь тела - испытания души. В буддизме, для Иринушки - школа самосовершенствования. В Беседах с Богом живут только затем, чтобы "вспомнить и создать заново то, Кем Вы Являетесь".
Мораль и заповеди - разительные расхождения. У Кастанеды Воин не испытывает угрызений совести за что-либо содеянное. В христианстве и исламе есть четкие правила, заповеди, причем в христианстве они остаются на словах. В Беседах с Богом тот заявляет, что никогда не устанавливал, что является правильным, а что не правильным. У Блаватской мораль и этика - основа кармической причинно-следственной связи.
По поводу свободы воли , как ни странно, почти все теор ии и религии предполагают свободы воли, даже христианство где утверждается, что все происходит по воле божьей. Но обычно по этому поводу везде встречается много противоречий.
По поводу творчества - самые разные взгляды. У Кастанеды - все, что делают люди - бесконечная глупость. У Иринушки - заслуга Космического разума. Блаватская говорит, что "Нигде человек не является так ясно и непреложно создателем своей судьбы, как в области умственной."
О желаниях и их осуществлении многие современные мист ики говорят, что они "материализуются", выполняются. Однако, Кастанеда считает, что это то, что делает нас несчастными. Блаватская утверждает, что это - могучая сила, разлитая во всей Вселенной, без которой не было бы и движения (т.к. все - живое, то и движется благодаря своему желанию).
Понятие Рая в христианстве сначала земной сад, потом царство небестное. У Кастстанеды путь у воина - только в ад. В Книге Урантии рай некое местечко во Вселенной с совершенно фантастическими свойствами. В Беседах с Богом тот утверждает, что рай и ад существуют лишь в нашей голове.
Смерть в христианстве - наказание за первогрех и душа воплощается лишь один раз. У Кастанеды - неизбежность. В буддизме, у Блаватской и у Иринушки - всего лишь конец очередного этапа развития. У Сан-Саныча - после смерти возникает новая Истина и новый Бог в своей персональной вселенной.
Истина воспринимается по-разному. У Кастанеды истина бывает ровно настолько, насколько ты понимаешь. У Иринушки сколько людей столько и истин. В Разговоре с Богом - внутренний голос. У Грофа и Монро истин может быть сколько угодно и каждая является истиной. У Сан-Саныча истина - первооснова всего, то есть фундаментальна и одна на всю вселенную.
Призвание человека в христианстве - любовь и верность к Богу и его заповедям. В буддизме - преодоление страдания, кармическое самосовершенствование. У Кастанеды "ничто не имеет особого значения, поэтому воин просто выбирает какой-то поступок и совершает его". У Сан-Саныча - изучить Бога. У Иринушки - сближение с Космическим разумом. В беседе с Богом - познание себя как Бога. У Блаватской - стать Адептами, новой расой.
Альтруизм - у Блаватской - задача самосовершенствования в абсолютное бескорыстие. У Кастанеды - воля воина делать его глупости. У Иринушки - резко отрицательное отношение к альтруизму.
Отношение к богатству у христианства резко отрицательное но только на словах. У Кастанеды - воин не должен ничего иметь. У Иринушки - всегда пожалуйста. По Блаватской материальное богатство задерживает развитие.
К науке все религии относятся скептически, враждебно, даже если на словах ратуют за нее, за слияние с наукой и т.п. При этом практически все современные религии и теор ии прикрываются наукообразными терминами и фразами, а понятие опыт становится чуть ли не неотъемлемым атрибутом.
Наркотики в равной мере или приветствуются или категорически порицаются. Кастанеда, Гроф, Монро - приветствуют их. В Буддизме вместо наркотиков, но с той же целью используются медитации и дыхательные упражнения.

Как видно, даже в самых основополагающих представлениях мист ические теор ии расходятся кардинально, совершенно по-разному трактуя "не познанное". Какой из них отдать предпочтение? Какие критерии истины применить, чтобы выбрать, что же истинно?
Может быть, следует из всех выбрать самое "правильное"? Так и поступают современные мист ические теор ии. У христианства взяв окрыляющее "Бог - есть Любовь", а из буддизма - перевоплощение, но уже не растворение в нирване без остатка, а самосовершенствование до божественной мощи. А заодно, чтобы не сковывать себя обременяющей моралью, подшаманив тантру и возлюбя партнеров как бога, трахаться без оглядки самозабвенно. Большой любви на всех хватит.
Но пройдет не много времени и "правильное" уже не будет казаться таким уж желанным и правильным. Представления и культур а резко меняются. Религии и мист ические теор ии морально стареют. И нет им покоя:)
А вот несколько более глубокий взгляд на различие в религиях.

Изучением научного познания в современной философии занимается …

эпистемология

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем,

требующих изменения познавательного аппарата частных наук,

называется…

методологической

К характерным особенностям научной картины мира относится …

систематизация объективных знаний о мире

Основоположником учения об атомном строении материи является…

Демокрит

Во взглядах на природу в эпоху Возрождения утверждается …

пантеизм

Теорию естественного права разработал…

Джон Локк

Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип …

автономии воли

феноменология

Г.В. Плеханов является представителем …

марксизма

Предметом философии является(-ются)…

всеобщее в системе «мир – человек»

Античным философом, поставившим первым онтологический вопрос «Что есть все?» считают …

Ядром детерминизма признается положение о существовании …

причинности

Характерным свойством времени является …

необратимость

Учение о причинно-следственных связях называется …

детерминизмом

Создателем классического психоанализа является …

Непосредственное постижение целостности объекта выступает как …

понимание

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …

Теория «двух истин» получила распространение в

эпоху позднего средневековья

Древнейшей формой постижения реальности человеком является…

Начальным шагом научного исследования является…

формулирование проблемы

Первый европейский университет был открыт в …

антисциентизма

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…

осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …

индивидуализм

Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей,

традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …

субкультурой

Религия видит смысл жизни …

за пределами самой жизни

Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил…

Аристотель

Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…

Н.Я. Данилевский

Представителем стадиальной теории развития общества является…

А. Тоффлер

Характерной чертой современного этапа развития человечества является …

неравномерность развития отдельных стран и народов

Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных.

философия техники

Мировоззренческая функция философии …

способствует формированию целостного представления о мире

Для христианской картины мира характерно …

высоко оценивать назначение человека

Протагор

Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…

реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Представителем эмпиризма в философии Нового времени являлся…

Фрэнсис Бэкон

Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является …

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …

экзистенциализм

К наиболее ярким представителям российского консерватизма относится …

Н. Данилевский

Древнегреческий философ, разработавший идею атомарного вещества, – …

Демокрит

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…

относительности

К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон …

единства и борьбы противоположностей

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …

самосознанием

Основными функциями социального знания являются методологическая и …

аксиологическая

Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется…

представлением

В гносеологии понятие «истина» применимо к…

знанию, обусловленному свойствами объекта

Этнонаука (народное знание) является _________ знанием.

донаучным

Основоположником феноменологии является …

Э. Гуссерль

Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…

постпозитивизма

Высказывание «Она (техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был ранее» принадлежит …

Н.А. Бердяеву

Одним из признаков массовой культуры является …

коммерческий характер

Смысл жизни в христианской концепции состоит в …

служении Богу

Высказывание «Осевое время заменяет собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» принадлежит …

К. Ясперсу

Культура с позиции аксиологии предстает как…

система ценностей и идеалов

К глобальной проблеме взаимоотношений «Север – Юг» относится …

проблема взаимоотношений развитых и развивающихся государств

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…

методологической

Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является …

искусство

Центральной темой философии А. Камю является вопрос о …

смысле человеческого существования

В эпоху ____________ возникает образ классической науки.

Нового времени

Научная теория оперирует ____________ объектами.

идеализированными

роста знания

Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…

антисциентизма

Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом…

творчество

Личность формируется в процессе…

социализации

И материальная, и духовная культура представляют собой…

результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности

Самоорганизация как фактор развития общественной системы, утверждается …

синергетикой

Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок», рассматривал …

О. Шпенглер

Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал …

А. Печчеи

«Метафизикой» в XVI веке называли …

учение о наивысших, предельных началах бытия

К разделам философии не относится …

Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется …

мыслительно-теоретической

Философия, в отличие от религии, является…

теоретической формой осмысления бытия

Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся…

Родоначальником идеологии гуманизма является…

Франческо Петрарка

Д. Юм считал недоказуемым существование …

причинно-следственных связей

Центральной проблемой немецкой классической философии является…

проблема тождества субъекта и объекта

Описание явлений в качестве основной цели философского познания признает…

феноменология

Одной из главных особенностей русской философии является…

нравственно-религиозный характер

Парменид полагал, что бытие …

неподвижно, неизменно и умопостигаемо

Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется…

системой

Главным отличием психологического времени от онтологического является …

субъективность

Развитием, с точки зрения диалектики, является…

необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира

Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется…

вульгарный материализм

Всегда существует в знаковой форме.

Существенной чертой понимания является…

осмысление, выявление и реконструкция смысла

Теория «двух истин» получила распространение в …

эпоху позднего средневековья

роста знания

Детерминантами образа жизни человека являются …

природная и социальная среда

Для современной культуры характерна тенденция…

интернационализации

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…

ценностей, которые человек реализует в поступках

Признаком семьи эгалитарного типа является …

совместное принятие важных для семьи решений

Религиозная философия считает движущей силой истории…

провидение

Инородными из перечисленных понятий для формационной концепции К. Маркса являются…

постиндустриальное общество

Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является…

угроза исчезновения национального разнообразия

онтология-наука о бытии

Раздел фил-фии, изучающий отношение материального и духовного

Изучает сущее

аксиология-учение о ценностях

методологическая функция - координирующая

плюрализм - сущ-ние мн-ва независимых друг от друга начал мира

деизм - дух творит материю и предшествует ей

Диалектика - опора на естествознание

Развитие-необратимое помтупат. изменение предметов

аксиологический аспект - избирательность

Скептицизм - сомнение в возможности познания мира

Умозаключения - дедуктивные и индуктивные

догматизм - абсолютная истина

феноменология - описание явлений в качестве основной цели философского познания

дуализм - признание равноправности и несводимости друг к другу двух осн. начал универсума

научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Экзистенциализм- философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека

метод исследования - получение достоверного знания

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Феноменология - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт.

антисциентизм - "Наука чума 20 века"

экзистенция-теория о существовании

Солипсизм - радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира

агностицизм-невозможность познания мира

Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости

один из признаков МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ- коммерческий характер

специфическая особ-ть философии - объединение научно-теор. и духовно практич способа жизнедеят-ти

природа и сущность ч-ка предмет изучения- АНТРОПОЛОГИИ

прогностическая ф-ция фил-фии- ПРЕДСКАЗЫВАТЬ БУДУЩЕЕ

этический идеал стоиков- мудрец, достигший АПАТИИ

божественное начало- ТВОРЧЕСТВО

самоорганизация как факттор раз-тия общ-ной сис-мы - синергетика

диал. матер-зм- осн критерий истины- практика

объектом познания в диал-ком мат-зме - фрагмент объективной или субъект. реальности

в гноссеологии "истина" - наука, донаучное знание (знание, обусловл-ное св-вами объекта)

научная теория оперирует- идеализированными объектами

герменевтика - сощность ч-ка как преимущественно словесную понимает

сострадание - согласно иррационализму слияние индив-го Я и мира

смирение - проявл внутр свободы ч-ка в религиозн фил-фии

культура - в шир. смысле - преобразовательная дея -ть

персонализм - личность в кач-ве высшей ценности

трансцендирующий хар-р философии - возм-ть выйти за пределы чел-кого познания

экзистенциализм - понятие "существование"

понятие - форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов

теория "двух истин" - эпоха позднего средневековья

эпистемология - общие закономерности и тенденции научного познания

техницизм - стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания

социализация - процесс усвоения ч-ком определенной сис-мы знаний, норм и ценностей

аскетизм - подавление чувств-ой природы, отказ от удовольствий с целью высвобождения внутр энергии

демокрит - атомизм основал

Фома Аквинский - учение о гармонии веры и разума

патристик-августин аврелий

Л. Фейербах - источник религии - ограниченность ч-ка

Герцен - представитель западничества

Гегель - первое учение о развитии

Фил-ф нач.19 в. - традиция соотносительного определения бытия и небытия

Превращение диалектики в науку

маркс карл-диалектический материализм - осн критерий истины- практика

Проблемы эк-кой жизни

бытие по Пармениду-это ОХУЕННО

гуссерль-основоположник феноменологии

Поппер - концепция роста знания

гераклит-

философия общего дела- федоров

БЭКОН- разделил философию на естеств теологию, еств филос., метафизику

Р.Декарт - в фил-фии нового времени единство человека и духа

Абсолютно несомненное - сомнение

стадиальная теория развития общ-ва - Тоффлер

По аристотелю материя есть ВОЗМОЖНОСТЬ

Левиафан - ГОББС

диал-кий матер-зм - КАРЛ МАРКС

представ-ль западничества в России - Герцен

Термин "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩ_ВО" - Аристотель

Ницше - культура - "стиль жизни народа"

монтень - опыты - скептицизм

данилевский - консерватор

"Что есть все " - Фалес

Фейерабенда - пролиферация идей

Б.Рассел - социальная функция философии

В.Мономах - произведение "Поучения"

К.Ясперс - цивилизация как ценность всех культур

З.Бжезинский - влияние техники и электроники на все стороны общ-ной жизни

А.Шопенгауэр - сверхч-кое дух. начало - мировая воля

Н.Макиавелли - концепция гос-ва в против-ть теократическому гос-ву

Аналитическая философия – направление неопозитивизма, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Основоположники – Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Цель такого анализа – выявление действительной ситуации употребления языковых средств, порождающих философские проблемы, которые с этой точки зрения получают статус проблем логико-лингвистических.

Неомарксизм – неоднородное течение в западноевропейской философии, представляющее собой смесь классического марксизма с «философией жизни», экзистенциализмом, неофрейдизмом и др. Представители – Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др. Главный предмет анализа в неомарксизме – человек в обществе; основные понятия – «отчуждение» и «овеществление».

Структурализм – направление научной философии, в основе которого лежит структурный метод анализа культурных явлений. Представители – К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан. Основа структурного метода – выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Структура характеризует устойчивый «скелет» какого-либо объекта и совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить множество других.

Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется …мировоззрением

Философским учением о ценностях является аксиология

Общей для философии и религии функцией является…Экзистенциальная

Характерной особенностью картины мира, предложенной И. Ньютоном, является то, что …мир состоит из атомов, связанных законом тяготения

Философом, признающим число как первосущее, был…Пифагор

«Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя…Фому Аквинского

Смысл понятия «деизм» заключается в представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей

Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является кант

Одной из главных особенностей русской философии является…нравственно-религиозный характер

И объективный идеализм, и материализм исходят из того, что…

мир существует вне и независимо от человеческого сознания

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…относительности

Философское течение, определяющее движение как изменение вообще, называется …диалектическом материализмом

Философом, внесшим огромный вклад в превращение диалектики в науку, является гегель

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется…интенциональность

С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является …припоминание душой идей

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …разум

С позиции прагматизма истиной является(-ются)… полезность, эффективность знания

В эпоху ____________ возникает образ классической науки. Нового времени

Научная теория оперирует ____________ объектами идеализированными

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является… осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием … индивидуальность

Одним из признаков массовой культуры является …коммерческий характер

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека… ценностей, которые человек реализует в поступках

К общим признакам гражданского общества относится универсальное правовое государство

По мнению Карла Ясперса, выдающейся личностью является…тот, кто чувствует ответственность за свободу других

Философами, рассматривающими понятие «ноосферы», являются В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден

«Метафизикой» в XVI веке называли учение о наивысших, предельных началах бытия

Раздел философии, изучающий научное знание, называется … эпистемологией

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется… методологической

Основным методом научного познания Ф. Бэкон считал … индукцию

Центральной проблемой немецкой классической философии является… проблема тождества субъекта и объекта

К представителям постмодернистской философии относится Ж.Делез

Г.В. Плеханов является представителем … марксизма

Философское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению бытия и небытия, называется … экзистенциализмом

То, что существует самостоятельно, само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…субстанция

Диалектика Николая Кузанского проявляется в … учении о боге как бесконечном и едином

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с … самосознанием

Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется… скептицизм

Субъектом познания Л. Фейербах считал … человека, пассивно воспринимающего мир

С позиции диалектического материализма, основным критерием истины является … практика

Откровение и медитация характерны для… религии

Согласно теории П. Фейерабенда, рост научного знания происходит в процессе… пролиферации идей

В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимаются… любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей

По Аристотелю, человек – это политическое животное

Детерминантами образа жизни человека являются … природная и социальная среда

Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с… христианством

описание явлений в качестве основной цели философского познания признает феноменология

Учение Декарта о субстанции имеет характер дуализма

Плюрализм исходит из того, что имеется множество субстанций, лежащих в основе существующего мира. Такая точка зрения в философии Нового времени характерна для Готфрида Лейбница.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего единого начала. Материалисты таким первоначалом считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею.

Универсум – «мир как целое». Античные атомисты полагали, что универсум включает в себя множество миров, которые возникают и гибнут. С точки зрения Лейбница и его последователей, универсум включает множество миров, но реален из них только один – тот, в котором мы находимся.

Креационизм (лат. creare – создавать, творить) – это религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Учение о предопределении истории и судеб людей божественной волей называется …провиндецеализмом

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является...Ф. Бэкон

Философским учением о ценностях является …аксиология

относится к теоретическим методам познания. 1.анализ

В высказывании Б. Рассела «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена социальная функция философии.

Основоположником учения об атомном строении материи является… Демокрит

Мировоззренческим принципом средневековой философии является … теоцентризм

Р.Декарт считает абсолютно несомненным … сомнение

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления … экзистенциализм

Предметом изучения культурологии являются … модели культуры, ценности, нормы человеческого поведения

Изучение нравов и обычаев народов необходимо для … обеспечения межкультурной коммуникации

Возникновение культурологии как отдельной отрасли гуманитарного знания в первой трети XX века объясняется … конфликтом культур в европейском обществе

Передача от поколения к поколению знаний, ритуалов, значений артефактов является … функцией культуры

Знания индивида о мире, в первую очередь, определяются … актуальной культурой общества

Текстом культуры является … картина мира, свойственная данной культуре

Изменения в культуре связаны с появлением в ней … инноваций

Социокультурный институт представляет собой … устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами

Локальная культура представляет собой … культуру конкретного исторически определенного общества

Распространенность и общедоступность являются признаками массовой культуры

двойственность человека проявляет себя в том, что он существует в форме материального и идеального

Предел совершенства в философии обозначается термином благо

классическая концепция истины основывается на принципе корреспонденции

гносеологический оптимизм утверждает, что объективный мир принципиально познаваем

единица мысли содержащих систему существенных признаков предмета называется понятием

высшая форма псих деятельности присущая человеческому способу жизни называется сознанием

установите соответствие: 1мир идей мир вещей- Платон. 2из множеств монад Лейбниц- 3Бог создал из ничего Августин- 4 два рода материальная и духовная- р декарт

учением признающим разум источником всеобщих истин является рационализм

функция философии раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира называется гносеологической

установите соответствия 1)антимонопольное законодательства –политическая 2)производством мебель - экономическая 3)формирование рыночного класса- социальная 4) деятельность страховой компании- экономическая.

Вернадский ноосфера

Основными факторами развития науки представители Интнрнализма считают внутренние идеи присущие научному познанию

формой ненаучного знания мистика и спиризм знание паранаучное

к естественным наукам относят: химия, физика

междисциплинарное направление изучающее процесс самоорганизации сложных систем называется синергетикой

Диалектно материальная онтология отказывается от понятия

Способность сложной системы видоизменять структуру называется самоорганизацией

Сократ понимал под диалектикой искусство спорить

Политическое животное Аристотель

В качестве подлинно научного познания Бэкон утверждает индукцию

Ж Делез является представителем философии постмодернизма

по Канту сознанию доступны только феномены

Знание, сознательно искажающее представления о действительности называется.. антинаучным

установите соответствие 1) овладение атомной энергией-40х 60. 2) Развитие генной инженерии сер 80х-90 20 века 3) появление нанотехнологий начало 21

к идеальным объектам относятся идеи справедливости, геометрическая точка

в этике Канта название категорического императива

Критериями Истинности Р декарта очевидность ясность

центральной проблемой средневековой философии является доказательство бытия бога

в основе классической концепции истины лежит принцип соответствия

с позиции агностицизма, сущность и явление диалектически взаимосвязаны

Основные признаки (элементы религии) с точки зрения религиоведения и богословия. Классификация религии в современном религиоведении.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю - как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

Сущность религии составляет вера в сверхчеловеческие существа, к коим относятся боги, ду­хи и герои (святые). Они превосходят обычного человека по силе, уму и другим способностям. Русское слово «Бог» восходит к древнеиранскому «Вада», а то, в свою очередь, к древнеиндийскому «Bhaga», что означает «господин», «тот, кто обладает властью». Бог как Господь - только часть содержание понятия о более совершенном сущест­ве, хотя и самая значительная. В некоторых религиях воз­никли идеи сверхчеловеческих существ, которые не явля­ются богами в этом смысле, т.е. не стремятся властвовать над людьми и воздействуют на человека только фактом своего наличия.

Вера содержит мощный нравственный заряд. Убежденность в том, что имеется кто-то более совершенный, чем я, по­буждает меня двигаться в направлении этого совершенст­ва. Такое движение бывает в основном двояким: во-пер­вых, человек подчиняет свое поведение воле более со­вершенных существ, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремиться уподобить­ся этим существам и в какой-то степени преображается.

По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare», означающего «связывать», «при­креплять». Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей ер сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» - это то, что выше и совершеннее человека, главной функцией рели­гии выступает ценностная ориентация. Религия устанавливает или открывает святыни - высшие ценности. Метафорически выражаясь, она указывает человеку до­рогу туда, где он становится более совершенным.



Роль религии в нравственной жизни людей столь значитель­на, что с нею можно сопоставить только роль языка, без ко­торого мораль вообще была бы не возможна. Переживание священного не совпадает с представлением о нравствен­ном добре. Иначе религия и нравственность слились бы в неразличимое целое. Но в процессе исторического раз­вития культуры религия и мораль сближаются настоль­ко, что священный трепет превращается в благоговение, а божественные силы наделяются абсолютным нравст­венным совершенством. Однако такое сближение проис­ходит не во всех, а только в наиболее развитых религиоз­ных системах, и к нему ведет долгий исторический путь.

Понятие священного неотделимо от понятия тайны. Неис­коренимая таинственность священного обусловлена тем, что человеческий ум приспособлен к пониманию равно­го себя и более простого по организации, но неизбеж­но сталкивается с серьезнейшими трудностями, встреча­ясь с более высоким и совершенным. Сверхчеловеческое, опыт общения с которым представляет собой всякая рели­гия, никогда не может быть вполне прозрачным для чело­века. Оно содержит в себе еще неизвестные стороны и по­этому загадочно. Совершенно рациональная религия не­возможна. В качестве таковой она была бы не религией, а системой прикладного знания, совокупностью точных правил поведения. Зов, исходящий от Бога, никогда не бы­вает понятен человеку до конца. Поэтому он взращива­ет не только послушание, но и свободу.

Существенным свойством тайны является интимность (от лат. «mtimus» - «самый внутренний», «тайный»). Сверхчеловеческое открывает свою глубину избиратель­но: не каждому человеку и не всем в одинаковой степени. Для человеческого духа нет предмета более привлекатель­ного, чем тайна. Общение с высшей силой поднимает ин­дивида, делает его более совершенным не только в срав­нении с его прежним состоянием, но и с другими людьми, для которых подобное общение недоступно. Централь­ной в религии является противоположность сакрального (священного) и профанного (мирского, светского). Про-фанное (от греч. «προφανής» - «явный», «открытый») может обладать обыкновенной ценностью, быть вредным или просто безразличным для людей. Сакральное наде­лено особой ценностью, которая открывается только из­бранным и тем полнее, чем ближе они связаны со сверхъ­естественным. Исключительная сила притяжения, кото­рая исходит от тайны, способствует не только единению людей, но и обособлению: избранию отшельнического об­раза жизни или созданию сект (лат. «secta» - «образ мыс­лей, действия, жизни») - замкнутых групп единоверцев. Та чрезвычайно важная сторона религии, которая связа­на с феноменом тайны, называется мистической (от греч. «μθω» - «закрываться»). Если тайна начинает культиви­роваться целенаправленно, если важнейшие религиозные обряды намеренно скрываются от всех «непосвященных» людей, то нравы становятся эзотерическими (направлен­ными внутрь, закрытыми) в отличие от экзотерических (направленных вовне, открытых, общедоступных).

Поскольку религия не мыслима без мистического содер­жания, во всех религиозных системах мы находим экзо­терические и эзотерические слои. Их наличие придает религиозной нравственности ступенчатый характер. Об­ретение нравственного совершенства выражается в пе­реходе с более низкой ступени на более высокую. Самым общим в этом отношении является разделение нравст­венной жизни на три ступени: 1) мирян, обычных веру­ющих; 2) священнослужителей, живущих в миру; 3) мо­нахов - аскетов и отшельников.

Наиболее развитые формы религии оказывают многопла­новое позитивное воздействие на моральную жизнь че­ловека:

Они создают целостную картину мира, в которой на ос­нове взаимодействия между естественными и сверхъес­тественными силами определенному деянию соответ­ствует определенное воздаяние; таким образом обос­новывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что мо­ральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

В образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому долж­но определять жизнь верующего;

Формулируют и кодифицируют важнейшие нравствен­ные требования к человеку;

Через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;

Определяют перечень основных положительных и от­рицательных качеств личности - добродетелей и поро­ков, - разрабатывают аскетическую практику обрете­ния первых и искоренения последних;

Устанавливают особо интимные отношения между людь­ми и соответствующие им нравы в церковной общине, мо­нашеском ордене или иных религиозных организациях, интерпретируя нравственную жизнь как ступенчатое вос­хождение к идеалу.

Эти разнообразные линии влияния религии на нравствен­ность можно свести к одной важнейшей: религия фор­мирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии и морали являются ре­лигиозные нравственные системы, исторически возни­кающие в каждом культурном организме. Число таких систем соответствует числу религий, когда-либо сущест­вовавших в истории человечества и существующих в на­стоящее время. Каждая религия с общечеловеческой точ­ки зрения является самоценной, как всякий народ, язык и даже биологический вид. В рассмотрении мы ограни­чимся только теми, которые приобрели наибольшее чис­ло приверженцев и оказали наибольшее влияние на мо­ральное развитие человечества.

24.Теоцентризм библейской этики. Религиозно-этический смысл Декалога

Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета - Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Библейское Откровение дает принципиально иное понимание мира и человека. Основой как Ветхого, так и Нового Завета является теологический, онтологический и антропологический монизм. Теологический монизм известен под именем монотеизма (с греч. monos - один, единственный и teos - Бог).

Исторически первой монотеистической религией стала религия Ветхого Завета. Отличительная его особенность - понимание Бога как Единицы.

Самым существенным моментом монотеизма является единоначалие, которое можно осознать, по крайней мере, в двух аспектах:

Во-первых, под единоначалием можно понимать то, что Бог есть единое и единственное начало мира в том смысле, что Он, и только Он один, без чьей-либо помощи, не прибегая ни к каким средствам и материалам, создает мир. Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".1

Во-вторых, в термине "единоначалие" звучит и мотив единоличного правления миром. И хотя однажды Христос и назвал сатану "князем мира сего"; всё же в метафизическом смысле именно Бог, и только Он является Верховным Господином мироздания, стратегически промышляющем о его метаисторической судьбе. Первая из десяти "моисеевых" заповедей посвящена именно этому:"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".

Декалог, или Десятисловие, как еще называют Десять заповедей – один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию.

Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем.

И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира … ибо Я Господь, Бог твой…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего … ничего, что у ближнего твоего.

Первая, включающая 1 – 4 заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей;

Вторая, включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом.

Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое. Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического монотеизма.

26.Аскетичные наставления средневековой этики и учения о страстях и
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера;

2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;

3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

С внешней стороны религия - мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации.

1. Первым и главным признаком религии является исповедание личного духовного начала - Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Важнейший элемент религии - убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он - существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее - учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!» - резко контрастируя с атеистическим: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» Примечательно, что и в том, и в другом случае призыв обращен к вере - человеку не дано знания, принуждающего к выбору. «Человек - это его вера»,- писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии.

Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень».

Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание. Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал о. Сергий Булгаков: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование».

Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. …Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность».

Подводя итоги, можно сказать словами о. С. Булгакова: религия есть «непосредственное познание Божества и живой связи с Ним».

1.Мировые религии:

Христианство

Православие
Католицизм
Протестантизм

2.Региональные религии

3."Новые религии" и синкретические культы*

Вера — один из непререкаемых критериев религиоз-ности. Сказание мифа не требует веры как особого рода убежден-ности, оно описывает мир таким, каким видит его здесь и сейчас и не задается целью выяснить причины такого существования. Главное в мифе — воспроизвести прецедент, являющийся образцом для под-ражания, то есть мифическое повествование является руководством к действию, видом повседневного опыта, обусловленного знаниями предков. Нет необходимости каждый раз проверять достоверность этого знания, но если уж сомнения возникают, создается новая вер-сия мифа, снимающая противоречия. Для религиозного сознания сомнения недопустимы, требуется беспрекословная вера, осно-вывающаяся не на объяснениях (как в мифе), а на фанатич-ном принятии постулатов, даже если они противоречат здравому смыслу.

Два библейских персонажа наиболее отчетливо демонстрируют данное положение. Вера должна быть такой крепкой и безоснова-тельной, что преданный Богу не должен задумываться о причинах происходящего, задаваться вопросом о необходимости событий, как в ситуации с Авраамом. Испытывая его веру, Господь велит принести в жертву сына. Исаака. И Авраам принимает требование как про-мысел божий, не сомневаясь в необходимости жертвоприношения, с безропотной преданностью он готов выполнить волю господню. Ветхозаветный праведник Иов в качестве испытания веры получа-ет все новые и новые беды на свою голову. Разграблены его стада, сожжен дом, погибли дети. Пока он доискивается причин своих страданий и задается вопросом, за что ему все это, он получает очередные удары судьбы. Наконец, он понимает, что воля Господа непостижима, что ее не измерить никакими человеческими мерками, что у Бога есть какие-то свои причины наказывать своего раба. Иов не ищет более божественной справедливости, а просто принимает свою судьбу. Только тогда мучения его прекращаются. Безусловное смирение, ничем не оправдываемая вера, не допускающая рассудоч-ных умозаключений о необходимости происходящего, не требующая доказательств, — так можно охарактеризовать религиозное чувство почитания.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.

Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.

Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь - это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство - истинный критерий вечной жизни.

Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.

Религия - особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...

Религия - это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии - это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.

(А.И. Кравченко)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: