Про заболевания ЖКТ

Одна из причин участия школьников в уличных протестах - политизация школы и рвение учителей-охранителей.

Российские учителя критикуют на занятиях оппозицию. А школьники и студенты записывают эти монологи на видео и выкладывают в интернет. На митингах 26 марта о политизации образования высказывались даже школьники.

Глеб, ученик 5-го класса в Томске, выступил со словами: «За то, что ты не нарисовал картинку про нашу власть, могут поставить двойку». В школах регулярно проводятся внеклассные занятия по гражданско-патриотическому воспитанию. Участие молодежи в протестах и их подготовке стало поводом для местных администраций, учителей и преподавателей чаще говорить со школьниками и студентами о политике. За последние недели в Сети появилось несколько видеозаписей, наглядно демонстрирующих градус полемики.

Первые беседы прошли еще до 26 марта. Одного из брянских школьников с урока забрали в полицию за то, что он сделал репост видеозаписи в социальной сети «ВКонтакте» со страницы готовящегося в городе митинга против коррупции. Рассуждение директора Киры Грибановской по этому случаю о патриотизме и гражданственности подростки записали на видео. По ее словам, школьники не имеют «политического кругозора», собственного мнения и пользуются «провокационными источниками» информации. Петицию об увольнении директора на change.org. подписали 26 тысяч человек.

Студенты Московской государственной консерватории записали на видео занятие по основам культурной политики России. Доцент кафедры гуманитарных наук Фарида Кульмухаметова заставила четверокурсника Даниила Пильчена зачитать скаченный из интернета текст о «пятой колонне» и список «предателей» страны. Студент высмеял содержание текста, за что преподаватель пригрозила ему отчислением. Вскоре после конфликта педагог написала заявление на увольнение по собственному желанию.

Первокурсник ЛЭТИ записал слова ассистента кафедры информационной безопасности Рената Халиуллина о том, что Навальный - агент США, «который […] отрабатывает деньги «вашингтонского обкома». Высказать свои политические взгляды Халиуллин решил во время пары по программированию. Он отметил, что если Россию сравнивать не с Европой, а с Северной Кореей, ее можно назвать демократичной страной.

В Красноярске тем временем заставили уволиться преподавателя, который показал своим студентам фильм-расследование Фонда борьбы с коррупцией о незадекларированной недвижимости Медведева.

Кто агитирует

По закону «Об образовании» использовать образовательную деятельность для любой политической агитации и пропаганды работникам учебных учреждений запрещено. Разобраться, что в текущей ситуации является патриотическим воспитанием, а что - пропагандой, можно не всегда. На форум «Экстремизму - нет», организованный вскоре после протестов 26 марта, студентов снимали с занятий и централизованно привозили. Там же был показан одноименный фильм местной телекомпании. Сцены насилия и уличных беспорядков, кадры съемки киевского Майдана сравнивают с протестными акциями против коррупции и проводят параллели с конфликтами на Ближнем Востоке. Суть фильма: политические протесты являются угрозой для мирной жизни. В закадровом тексте предлагается поддержать Николая Меркушкина, который «сплотил вокруг себя представителей разных социальных групп, противостоящих тем, кто желает посеять в области раздор и смуту».

Я учитель, я так вижу

В школе № 114 Самары учитель географии и заместитель директора по воспитательной работе Ирина Горбатенко выступила с лекцией, чтобы «предостеречь» учеников от участия в митингах, и показывала восьмиклассникам фильм «Экстремизму - нет» с маркировкой +16.

Видеозапись урока самарский школьник разместил в «ВКонтакте» с комментарием «Меня пнули и на меня накричали», сообщает издание «Настоящее время». Чувствуется высокий градус полемики, с которым Ирина Горбатенко рассуждает о распаде СССР, национальных богатствах, патриотизме: «[…] И вдруг границы ушли, а что американцы - они видят, что Россия, нет Советского Союза: да она сама сдохнет, что там ее травить, она сама сдохнет. […] Пока мы едины - мы непобедимы. И мы пытаемся вас в этом русле воспитывать…»

Начав свою речь с призыва к школьникам быть добрее и не проявлять агрессию, сам учитель вскоре об этом забывает. Горбатенко говорит, что знает, кто из ребят участвовал в митингах, и обращается к этому ученику повышенным голосом, срываясь на крик: «Тебе нравится, когда все вместе? Когда ты во внимании, да? […] против коррупции в нашей стране нужно методами другими, а не разлагать страну».

Далее Ирина Горбатенко комментирует фильм, но ученикам об увиденном высказываться не позволяет. После замечания школьника к одной из сцен фильма, где на экране показывают Украину, учитель говорит о том, что «надо знать истоки», и перечисляет лидеров СНГ, которые, по ее словам, «удержали» свои страны. И добавляет, обращаясь к ученику: «Я почему-то знала, что это ты. Всегда думала, что что-то в тебе есть такое гадливое». А еще через несколько минут криком отправляет его к директору: «Если ты не хочешь смотреть - закрой свой рот и отвернись! Но не мешай другим, понял меня? […] Так, к директору марш отсюда. Марш отсюда к директору. Встал быстро! Ты любишь агрессию?»

Ситуацию на уроке директор школы Марина Григоревская была, по собственным словам, не готова комментировать: «Нужно сначала разобраться. Это больно. Не могу описать вам свои чувства». Директор сказала «Новой газете», что маркировку 16+ не видели (первый кадр фильма). «Беседа была не по поводу митинга, а по поводу всего, что происходит в стране». Решение показать фильм директор объяснила «видением учителя». С Ириной Горбатенко связаться не удалось, по словам директора, она ушла на больничный в связи со стрессовой ситуацией. Школьник написал на своей странице в «ВКонтакте», что 6 апреля после разговора его родителей с директором и учительницей Ирина Горбатенко перед ним извинилась.

На митинг «за печеньки и чай»

«Воруют везде» - обозначил свой тезис преподаватель по общей физике Томского государственного университета и подкрепил цитатой: «Если в государстве нет коррупции, значит, это государство никому не нужно». Вышедших на митинг он назвал фриками и посоветовал выбирать другой «способ зарабатывания, за который вам потом, через пять, десять, пятнадцать лет, не будет стыдно». Выступление преподавателя записал студент Игорь Камышев и опубликовал на Youtube.com.

Игорь не уверен, что беседа была инициирована администрацией. Студент рассказал «Новой газете» о том, что сотрудники университета часто позволяют себе высказываться на разные темы во время пар: «Преподаватель по технологии вычислительной физики рассказывал на занятиях о приходе антихриста, о том, что все, кто стажируется за границей, будут гореть в аду».

По мнению Игоря, учебные заведения, где он получал образование, политизированы излишне: «В одной из школ учитель ОБЖ был убежден, что спутник запускают, чтобы следить за Украиной. «А на Украине кто? Американцы!» В университете нас пытаются собрать на митинг «Крым наш» за печеньки и чай, в прошлом году обещали закрыть пропуски по физкультуре».

«Вы - будущая моя Россия»

Ситуации, заснятые на видео, не единственный пример политизации образования. Когда Елена Петрова (имя по ее просьбе изменено) училась в московской школе № 1375, записывать учителей на камеру было еще не в тренде. Девушка рассказала, что учителя высказывали политические взгляды постоянно, а местные чиновники во время визита в школу объяснили расследование о генеральном прокуроре Чайке «происками Запада»:

«Все же я не думаю, что агитация на уроках насаждается администрацией сверху. В моей школе учитель истории придерживался либеральных взглядов, зато на уроках права можно было услышать о том, как «Америка хочет развалить нашу страну ради сырьевых ресурсов», а мы должны быть ответственными гражданами и не «вестись на западную пропаганду» или что славяне открыли Америку.

По словам Елены, примеры соблюдения Конституции учитель также черпала из реальной жизни: приводила легитимность выборов, говорила об информационной войне. Свой личный долг она видела в том, чтобы воспитать патриотичных граждан:

Алина Рязанова

Привет. Добавляй в друзья)

Чтобы помочь своему ребенку изменить поведение, в первую очередь надо отбросить прочь все свои эмоции.

Дети все разные, разные они уже в утробе матери: один спокойненько лежит себе, нежно перебирая ножками, а другой пинается, как будто рвется на свободу: «Ну, выпустите же вы меня, наконец!»

Неудовлетворительное поведение

«Плохое поведение у вашего ребенка, принимайте меры», « !», «Ваш ребенок постоянно дерется!» «У вашего ребенка опять неудовлетворительное поведение». Знакомо? Некоторым родителям других слов и не приходится слышать о своем чаде.

Плохое поведение у ребенка? Давайте разберемся! Как избежать, чтобы не слышать фраз о неудовлетворительном поведении? Прятаться от воспитателей и учителей? Не получится! Да и ситуацию этим не изменишь. Может быть, научиться правильно, реагировать на подобные замечания и попробовать помочь своему сыну или дочери исправить поведение?

Не дети себя плохо ведут…

Прежде чем помочь своему чаду исправить поведение, надо найти ответ на вопрос: «Почему плохое поведение у ребенка?» Ответить на этот вопрос не так-то просто, как нам кажется. Может быть и вообще невозможно! Почему так категорично? Не знаете? Да потому что мы взрослые не хотим принять очевидное: не дети себя плохо ведут, а мы, взрослые плохо с ними обращаемся.

Мамам и папам кажется, что они безумно любят своих детей. Это и не оспаривается! Так же как и тот факт, что родители постоянно в чем-то упрекают детей. Плохо помыл посуду, раскидал вещи и не убрал вовремя. Получил тройку плохо, двойку – наказан. Получил пятерку – молодец! Можешь, если захочешь! Ребенок пытается что-то сделать, уйди не мешай. «Мама, поговори со мной?» Некогда, на работу надо бежать! Итак, далее и тому подобное. А потом говорим: « ! Вообще не умеет себя вести! Только и может, что нервы мне мотать!»

Чего не надо делать родителям

Плохое поведение у ребенка, может попробовать сменить тактику воспитания?

Чего не надо делать родителям, чтобы на ребенка никто не жаловался, что он плохо себя ведет?

  • Обвинять всегда и во всем
  • Не доверять
  • Обижать словами и поступками
  • Сомневаться во всем, что он говорит и постоянно перепроверять
  • Обращаться со словами отрицательного тока: «Нет», «Никогда», «Нельзя», «Не смей» и так далее.

Как показывает практика, чаще всего ребенок плохо себя ведет неосознанно, не специально. Ему просто хочется привлечь внимание взрослых. За его плохим поведением скрываются только ему понятные чувства.

Объяснение психологов

А, что говорят психологи? Какое они находят объяснение? Психологи выделяют четыре причины, толкающие на плохое поведение:

  • Борьба за самостоятельность, когда родители чересчур опекают
  • Борьба за внимание, когда дети считают, что им недостаточно уделяется внимания
  • Потеря веры в себя, когда ребенок не верит в собственные силы
  • Месть или протест

Работа для родителей: понять, простить, принять, исправить.

Родители – это первые люди

Как избежать неприятностей, связанных с плохим поведением? Первое, что нужно сделать, это найти . А потом долго и целенаправленно воспитывать, точнее, работать над формированием личности сына или дочери.

Ребенок должен чувствовать любовь родителей, и быть уверен, что его любят, он необходим, он главная частичка в жизни родителей. Чтобы этого достичь, надо принимать свое чадо таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Отношения с ребенком должны строиться на взаимоуважении и определенной субординации.

Самое главное дети всегда должны быть уверены, что родители – это первые люди, которым всегда можно довериться, и что они всегда поймут и поддержат, чтобы не случилось. Ребенок должен знать, что родители огорчатся, увидев в дневнике «двойку» или «неуд». Они не накажут, но будут переживать, и будут стараться помочь исправить положение. Возможно, и прочитают «лекцию», но не со зла, а с целью разобраться, чтобы такого больше не повторялось. Любить от этого они не перестанут! Только каждая запись в дневнике о плохом поведении, может добавить родителям седых волос.

Конечно, гораздо легче накричать на ребенка и даже ударить, но не принесет это никаких результатов, разве только озлобленность и потраченные напрасно нервы.

Плохое поведение у ребенка? Может быть, все-таки попробовать сменить тактику воспитания?

Посмотрите еще

В мире шоу-бизнеса мало быть красивым и талантливым – нужно уметь привлекать к себе внимание. Лучше всего совершить какой-нибудь хулиганский поступок, и некоторые в этом весьма поднаторели. Перед вами – рейтинг голливудских хулиганов

Линдсей Лохан: дрянная девчонка
Любимое занятие Лохан – игра в кошки-мышки с американским правосудием. Сможет алкоголичка выдержать условия испытательного срока или ее вновь посадят – вот и вся интрига. Летом она сбежала из клиники, где проходила принудительное лечение накачалась вином, а когда вернулась, то в ответ на просьбу медсестры «подышать в трубочку» устроила грандиозный скандал. С тех пор актриса продолжает свой алкотур по злачным местам Калифорнии. Скорее всего, беспробудный кутеж закончится общественными работами. Хотя судья намекнул, что одними метлой и совком Лило вряд ли отделается.

Мэттью Фокс: драка с женщиной
В сериале Lost герой Мэттью Фокса хирург Джек Шеппард никогда бы не позволил себе обидеть слабый пол, а вот в реальной жизни – пожалуйста. Сперва актер хорошенько надрался в баре, а потом вышел на улицу, чтобы поймать такси. «Шашечек» в поле зрения Фокса не оказалось, но актер приметил автобус, который, как он тогда подумал, без проблем доставит в нужное место. Женщина-водитель Хизер Борман по списку пропускала людей в салон, когда в дверях появился дышащий перегаром Мэттью. Хизер объяснила, что автобус заказан для частной вечеринки, и попросила актера выйти. В ответ Фокс несколько раз ударил женщину в грудь и низ живота. Тучная Хизер урезонила пьяницу кроссов в челюсть, отчего у Мэттью пошла кровь. Е успел Фокс прийти в себя, как полицейские уже взяли его под руки и доставили в ближайший участок.

Чарли Шин: король жанра
46-летний Чарли Шин уже далеко не тот горячий парень, каким был в молодости. И все же мало кто может сравниться с ним в умении поставить окружающий мир вверх тормашками. Рецепт хорошей вечеринки в стиле Шина элементарно прост: нужно снять номер в отеле, заказать проституток, купить водку, сигары, кокаин и употребить все это в максимально короткие сроки. В феврале подобная оргия чуть не стоила актеру жизни. Чарли приехал в Нью-Йорк, чтобы навестить дочек от первого брака с Дениз Ричардс. Исполнив отцовский долг, Шин отправился в отель Plaza, где склеил в баре порнозвезду Капри Андерсон. Уже в номере к ним присоединились еще четыре проститутки. После 36 часов алкогольно-сексуального марафона санитары вынесли из разгромленного номера тело, которое едва подавало признаки жизни. Но чарли Шин не был тем крутым парнем, каким мы его знаем, если бы не выписался из клиники на следующее утро – бодрый, как огурчик.

Наоми Кэмпбелл: превращение пантеры
Наоми Кэмпбелл следовало родиться дочкой русского помещика лет двести назад. Тогда она имела бы возможность безнаказанно стегать крепостных плеткой и таскать их за волосы. Однако «черная пантера» появилась на свет в ЧЧ веке – после каждой своей выходки она вынуждена не только платить штраф, но и горбатиться на общественных работах. После того, как Наоми мобильником разбила голову своей горничной, суд приговорил модель к мытью полов в гараже для мусоровозов. Пять дней красотка драила «авгиевы конюшни», но сдержанности так и не набралась: припечатала своего водителя лбом о руль, напала на сотрудников аэропорта, исцарапала случайную женщину на улице… Все закончилось в один момент: в 2008 году в Каннах Наоми познакомилась с российским миллиардером Владиславом Дорониным, который сделал с «черной пантерой» невозможное – быстро превратил ее в домашнюю кису, тихую и ласковую.

Микки Рурк: в ад и обратно
Микки Рурк с малых лет вращается в среде уличных хулиганов, проституток, сутенеров и наркоманов. «В детстве детства у меня не было. Второе детство наступило, когда я получил первый большой гонорар. Гулянка затянулась на десять лет – я пил, пил, пил, не слезая с любимого мотоцикла. И тратил заработанные деньги на штат ассистентов, телохранителей, бухгалтеров и парикмахеров», При этом актер очень страдал от имиджа голливудского красавчика и в итоге ушел в бокс, где искалечил лицо и надорвал здоровье. Целое десятилетие актер прожил в нищете. По сути, «Рестлер» Даррена Аронофски – это не только фильм-возвращение Микки Рурка в большое кино, но и удивительно точная биография самого актера. В жизни тот, кого в наши дни называют Брэдом Питтом 80-х, напортачил с лихвой. Со слезами на глазах Рурк говорит: «Я был на самом дне, но смог вновь стать человеком, который умеет отвечать за себя и свои поступки».

Мэл Гибсон: посредник святого духа
Антисемит, гомофоб и алкоголик – вот три «темный» ипостаси Мэла Гибсона. Примечательно, что все три «болезни» Мэл получил в наследство от отца, ревностного католика. Первый крупный скандал произошел летом 2006 года, когда «безумного Макса» арестовали за вождение в пьяном виде. Гибсон тогда заявил полицейскому, что евреи являются причиной всех войн в истории, а холокост – сионистская выдумка. Подобные высказывания в Голливуде, где каждый второй продюсер еврей, не могли остаться незамеченными. Мэл долго извинялся и переводил стрелки на свой якобы помутившийся рассудок. Когда же его раскритиковали за гомофобские высказывания, актер проявил характер: «Если ад замерзнет, тогда я перед ними извинюсь». Громким скандалом сопровождался разрыв Мэла с Оксаной Григорьевой. Не желая платить алименты, он ударил женщину в лицо и выбил ей зуб. Тогдашний губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер сравнил Гибсона с нефтяным пятном, которое нужно «нейтрализовать» любой ценой как можно скорее. Мэл лишь пожимает плечами: он убежден, что только Бог имеет право его судить. «Фильм «Страсти Христовы» снимал через меня Святой Дух, а я был просто регулировщиком на дороге» - так опальный актер объяснил журналистам свою богоизбранность.

Кортни Лав: веселая вдова
Пик хулиганства Кортни Лав пришелся на 1994 год. То ли она пыталась забыться после самоубийства мужа, то ли, наоборот, почувствовала себя наконец свободной. В любом случае, такой сумасшедшей оторвы мир музыки еще не видел. Речь сапожника и злой взгляд, измазанный яркой помадой рот и вечно подтекающая тушь – на следующий день после смерти Кобейна Лав проснулась королевой гранжа, а пресса нарекла ее альтернативной Мадонной конца 90-х. Сейчас Кортни 47 лет, но менять рон-н-ролльный образ жизни на нечто более спокойное она не планирует. Веселая вдова одевается как портовая шлюха, закуривает новую сигарету от бычка предыдущей и продолжает, как в молодости, показывать налево и направо свои гофрированные сиськи. «Рок остается в основном мужской забавой. По иронии, все наши попытки выразить женскую сексуальность более всего смахивает на нелепое стрип-шоу», - резюмировала Кортни, объясняя журналистам феномен своего успеха.

Рассел Брэнд: опасные шутки
К 27 годам Рассел Брэнд перепробовал все популярные наркотики, выпил тонны алкоголя и переспал с двумя тысячами женщин, после чего завязал с разгульной жизнью и стал кришнаитом. Однако хулиганские замашки британцу искоренить не удалось. Не следующий день после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке он пришел в студию MTV, недев костюм Бен Ладена. В другой раз Брэнд зачитал в прямом эфире порнографический рассказ, в третий – раскрутил посетителя общественной уборной на маструбацию и сделал из этого сюжет вечернего телешоу. А самый крупный скандал разгорелся три года назад. В одном из выпусков авторской передачи комика на Би-би-си Рассел не дождался в гости 78-летнего актера Эндрю Сакса и решил ему отомстить. Не выходя из прямого эфира, Брэнд позвонил Саксу и оставил на автоответчике сообщение, что он якобы переспал с его внучкой Джиорджиной Бейли, участницей танцевальной группы «Сатанинские шлюхи». От грязных подробностей у почетного старика едва не случился инфаркт. Последовал шквал звонков от возмущенных слушателей, к тому же поведение ведущего лично раскритиковал британский премьер-министр Гордон Браун. Когда Рассела уволили, он заявил: «Я научился не шутить над людьми, не имеющими чувства юмора, потому что за это они могут тебя уволить».

Практически во всех образовательных организациях (которые, повторяю, должны не только обучать, но и воспитывать) оценивают только способность учащихся приобретать знания, то есть их обученность, умение решать задачи, выполнять тесты, писать без ошибок. Воспитанность же не оценивается никак. То есть вообще. В итоге же получается, что успешность всего образовательного процесса у нас выражена именно в отметках за успехи в одной, менее важной его составляющей, а вторая, более важная, полностью выпадает из процесса оценивания.
«Да, но как оценить воспитанность? Это же просто невозможно! Обученность - совсем другое дело, оценить наличие или отсутствие знаний по конкретной теме куда проще, чем выяснить, насколько человек воспитан, к тому же не существует понятных всем критериев воспитанности, это полная чушь!» - примерно такие аргументы можно услышать от тех, кто убежден: ничего менять не нужно, надо оставить все как есть.
Сторонники гуманистического пути развития нашего образования также воспринимают предложение оценивать уровень воспитанности в штыки, но при этом заявляют, что оценка вообще вредна, даже по предметам, и надо в принципе отказаться от отметок, которые только портят, мешают детям расти свободными творческими личностями.
Безусловно, оценить уровень воспитанности довольно сложно. Это вам не тройка по математике или пятерка за диктант. Но, по мнению целого ряда специалистов, можно. И доказательством тому служат многочисленные методики, позволяющие этот уровень определить (а значит, и оценить). Доводы же, что воспитанность невозможно шкалировать и что не существует единиц измерения воспитанности («в чем вы ее собираетесь измерять - в метрах? градусах? граммах?»), также не выдерживают критики. В конце концов единицы измерения тревожности тоже нет, а методики определения уровня тревожности (тест Тейлора, шкала Спилберга - Ханина) есть, и ими пользуются во всем мире.
Чтобы вернуть разговор в русло понятных всем материй, напомню, что и в гимназиях царской России, и в школах СССР существовали отметки за поведение и прилежание. Которые есть не что иное, как проявление воспитанности. Грубо говоря, воспитание человека проявляется в его действиях, поступках, стремлениях, а это, как ни крути, и есть поведение (сознательное и ответственное отношение к своим обязанностям) и прилежание (мера ответственности учащегося за учение, степень его добросовестности, старания, усердия и исполнительности).
То, что этим показателям, существующим независимо от знаний, умений и навыков по отдельным предметам, всегда уделялось огромное внимание, говорит тот факт, что нормой считалось поведение учащегося не ниже «отлично». Все остальное было отступлением от нормы и было чревато определенными мерами воспитательного воздействия.
Вот как об этом пишет Аркадий Гайдар в повести «Школа»:
«Старичок, училищный доктор, приложил ладонь к моему лбу и, даже не измерив температуры, поставил вслух диагноз: «Болен острым приступом лени. Вместо лекарства советую четверку за поведение и после уроков на два часа без обеда».
Инспектор с видом ученого аптекаря одобрил этот рецепт и, позвав сторожа Семена, приказал ему отвести меня в класс.
<...>
Через два дня мне сообщили, что за самовольный побег из школы учительский совет решил поставить мне тройку за поведение. Тройка обычно означала, что при первом же замечании ученик исключается из училища».
Не грех вспомнить и знаменитую повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Там все поступки учащихся заносились в специальный «штрафной» журнал, что, разумеется, очень не нравилось нарушителям дисциплины. Между тем хочу отметить, что кондуиты впервые были введены в Германии еще в XIX веке, и автором этой инициативы был основатель научной педагогики Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ и психолог. То есть звезда первой величины.
После революции от всех этих пережитков прошлого решили отказаться. Тогда все были уверены, что советские школьники - народ сознательный, советские педагоги - люди гуманные, они вполне способны обойтись мерами убеждения. Народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский постановлением «Об отмене отметок» запретил «применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся во всех без исключения случаях школьной практики». Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании «успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы».
Но прошло время, и страна была вынуждена вернуться к опыту царской России. В 1943 году нарком просвещения РСФСР Потемкин утвердил «Правила для учащихся», а еще через год подписал постановление «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы». В этом эпохальном документе было сказано:
«Балл «5» ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее.
Балл «4» ставится за заметное нарушение поведения учащегося. Оценка поведения баллом «4» допускается только в одной четверти. В случае неисправления ученика педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение.
Балл «3» ставится за серьезное нарушение поведения учащегося и служит ему предупреждением о возможном исключении из школы. В случае неисправления ученика в установленный для него испытательный срок педагогический совет обсуждает вопрос о возможности оставления его в школе. При решении вопроса об исключении учащегося его поведение оценивается баллом «2», и ученик исключается из школы. Решение педагогического совета об исключении учащегося из школы утверждается районным (городским) отделом народного образования.
Выдача свидетельств аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл «5») со следующей записью: «при отличном «5» поведении».
Иными словами, было не в абстрактной форме, а на бумаге, четко и понятно расписано, как должен себя вести советский школьник и что будет, если он не захочет этого делать. И дисциплина странным образом резко улучшилась. В дальнейшем гайки были ослаблены. Так, утвержденная в 1970 году министром просвещения СССР Михаилом Прокофьевым Инструкция о выставлении оценки поведения учащимся средней общеобразовательной школы информировала, что поведение теперь следует оценивать не по пятибалльной системе, а словами: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное».
При этом оговаривалось, что «Оценка «примерное» выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся. Оценка «примерное» должна выставляться лишь той части учащихся, поведение которых может служить примером для других школьников.
Оценка «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые выполняют основные требования школы, определенные Правилами для учащихся, принимают участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. Эта оценка характеризует поведение значительной части школьников. Выставление ее не должно рассматриваться как чрезвычайное происшествие.
Оценка «неудовлетворительное» выставляется ученикам, которые систематически не выполняют своих основных обязанностей, предусмотренных Правилами для учащихся, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена и за совершение учащимся единичных антиобщественных поступков, имеющих характер правонарушений».
Чем же грозил школьникам этот самый «неуд» по поведению?
В постановлении Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 года №749 «Об Уставе средней общеобразовательной школы» на этот счет сказано:
«Учащиеся выпускных классов, имеющие годовую неудовлетворительную оценку по поведению, не допускаются к экзаменам, они получают справку о том, что ими прослушан курс средней общеобразовательной школы. Экзамены на аттестат о среднем образовании они могут сдавать в последующие три года в установленном порядке после представления положительной характеристики с места работы».
То есть стимул вести себя хорошо и соблюдать правила поведения был более чем весомым.
Но в конце 80-х, в эпоху перестройки, отметки за поведение и прилежание были официально упразднены письмом Министерства народного образования РСФСР от 06.03.1989 №10135/25. Еще через несколько лет было едва ли не официально провозглашено, что школа должна только обучать, воспитывать не ее дело.
А теперь давайте вспомним о том, что за последние четверть века ситуация с дисциплиной учащихся, поведением детей в классе и на перемене, мягко говоря, не улучшилась. И есть все основания полагать, что это стало следствием отсутствия обратной связи, выраженной в постоянной оценке педагогом поведения и прилежания каждого школьника, а также полной безнаказанностью за совершенные проступки.
В этих условиях довольно сложно говорить о повышении статуса учителя и образовательной организации. Ведь ученики прекрасно понимают - что бы они ни вытворили, им все сойдет с рук, ведь двойку же за плохое поведение теперь не ставят, а если и поставят, то только как отметку по предмету, и ее всегда можно оспорить, причем учитель в этом будет виноват на 100 процентов. Ну а записи в дневнике и пресловутые характеристики выпускников вообще никто не читает.
Но ведь нелишне напомнить о том, что в каждой школе есть устав, где прописаны правила поведения школьников. И каждый педагог обязан следить за неукоснительным соблюдением этих правил, потому что дисциплина - основа нормального функционирования любого учреждения. Следить и оценивать, кто и как себя ведет.
«А судьи кто?!» - негодуют противники этой идеи, намекая, что у каждого учителя субъективный взгляд на мир, что поведение можно расценить по-разному, и совсем не хочется, чтобы у взрослых появилась еще одна палка для наказания ребенка, еще один повод для страха, и вообще нужно действовать не кнутом, а пряником...
Да, верно: судьи - те же самые люди, которым вы доверяете выставлять отметки за знания по физике, биологии, физкультуре, информатике. И они как профессионалы обязаны мастерски владеть любым инструментом оценивания, будь то отметка по предмету или по поведению. В противном случае, если вы им не доверяете в одном, не стоит доверять и в остальном.
Но лучше все-таки доверять.

От редакции

А как вы считаете, нужно ли вернуть в школу отметку за поведение? Если нет, то почему, если да, то как это поведение следует оценивать?
Свои предложения направляйте по адресу: vim@сайт



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: