Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ. В наглядных таблицах и схемах изложен весь материал школьной программы по русскому языку, английскому языку, литературе, истории, географии и обществознанию. Книгу можно использовать для подготовки к урокам, контрольным и самостоятельным работам. Предложенная форма подачи материала удобна для старшеклассников и абитуриентов при подготовке к экзаменам, т. к. позволяет систематизировать знания, облегчает понимание сложных определений, понятий и формул.
9 класс
Классификация литературных направлений 4
Жанры литературного произведения 9
"Слово о полку Игореве" 12
Комедия Фонвизина "Недоросль" 15
Комедия Грибоедова "Горе от ума" 21
Роман Пушкина "Евгений Онегин" 30
Роман Лермонтова "Герой нашего времени" 40
Поэма Гоголя "Мертвые души" 52
10 класс
Роман Гончарова "Обломов" 66
Пьеса Островского "Гроза" 69
Роман Тургенева "Отцы и дети" 73
Поэзия "чистого искусства". Фет, Тютчев. 76
Роман Достоевского "Преступление и наказание" 80
Роман-эпопея Толстого "Война и мир" 90
Чехов. Пьеса "Вишневый сад" 102
11 класс
Бунин. Тема любви в прозе. 105
Куприн. Тема любви в прозе. 107
Произведения Горького. 110
Блок. Основные темы лирики. 114
Маяковский. Темы и образы в ранней лирике. 118
Есенин. Тема родины и природы в лирике. 120
Ахматова. Основные темы лирики. 123
Цветаева. Основные темы в лирике. 126
Тема любви в творчестве Бунина.
Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Темные аллеи».
Цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время второй мировой войны. Среди них «Натали», «Ворон», «Визитные карточки», «В Париже» и многие другие.
Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.
Образ любви в творчестве Бунина - это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.
Любовь в произведениях Бунина - это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
Любовь у Бунина в некотором смысле преступна - это переступание нормы, выход за рамки обыденности.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литература, Весь курс школьной программы в схемах и таблицах, 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
УЧЕБНИКОВ,
АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Лекция
1. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Литература как школьный предмет познает литературу как искусство и как науку одновременно.
В разработке методологии преподавания литературы за основу взято «развивающее образование». В построении программ предпочтение отдано идее концентрического построения.
Уже в 1-4 классах учитель стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткому к слову автора. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников.
В средней ступени (5-9 классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются 2 звена: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию. В 8-9 классах усложнен материал по теории литературы, даны большие художественные произведения, этим создается готовность к изучению курса 10-11 классов. Программы 5-9 классов построены по хронологическому принципу в сочетании с жанровым и тематическим.
Материал 10-11 классов построен на историко-литературной основе.
Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы. Существование различных программ и учебных пособий при наличии государственного стандарта литературного образования помогает установить содержание предмета «литература», его ядро, которое сохраняется при многообразии вариантов обучения. Оно включает в себя характеристику уровней литературного развития школьников по окончании основной (9-летней) и средней (11-летней) школы и средства, с помощью которых эти уровни могут быть достигнуты.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение выписанных из Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе целей изучения литературы на ступени основного общего образования.
Комментарии дают студенты.
3. Домашнее задание
Дать анализ программ по литературе, учебников, методических пособий.
Лабораторное занятие № 1
Анализ школьных программ по литературе
Вопросы для анализа программы
Практическое задание
Познакомиться со школьными программами по литературе; выполнить анализ одной из программ;
Литература
Программа по литературе под ред. Г. И. БЕЛЕНЬКОГО
Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.
5 – 7 кл. Основные образовательно-воспитательные задачи - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Программы 5-7 кл. строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от литературы устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Однако это не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений: например, в 5 классе хронологический принцип объединяется с жанровым и проблемно-тематическим.
8 – 9 кл. составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой - самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу - от древности до наших дней.
Хронологическое построение курсов 8-9 классов:
При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.
Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, "Дубровский" Пушкина и "Ванина Ванини" Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.
К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.
Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ
для средних общеобразовательных школ
Эта программа была распространена в российских школах с 1994 года.
Достижение этой цели, по мнению составителей, может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.
Эта программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
(Модель структуры курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.)
|
Особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.
Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны.
Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.
Программа по литературе под ред. А. Г. КУТУЗОВА
для средних общеобразовательных школ и гуманитарных классов
Создана в 1995 году. В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.
Базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.
Предлагаемая в программе система изучения теории литературы, по мнению авторов программы, направлена на формирование читательской квалификации. Выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурных является обязательным: именно они обеспечивают ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
9 кл. занимает особое место в литературном образовании: он интегрирует знания и умения, усвоенные ранее, и готовит к изучению историко-литературного курса. Поэтому в программу 9 кл. включены вершинные произведения русской и мировой литературы.
В программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
Значительное место в программе занимают разделы "Мифы" и "Фольклор", без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традиций. Введен сквозной курс "Духовная литература", представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.
Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество - сотворчество - знание и умение, составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как "Творческая мастерская", "Творческий практикум", "Творческое задание" и т. п.
В средних классах литературный материал располагается по хронологическому и жанрово-тематическому принципу, в старших - по хронологическому.
Программа оснащена учебниками-хрестоматиями "В мире литературы".
Программа по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНА
для средней общеобразовательной школы
Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.
Авторы этой программы видят цель школьного образования в том, что школа, как социальный институт призвана помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна позволить человеку "догнать" человечество. Если попытаться буквально построить курсы гуманитарных предметов на прямом повторении исторического развития и пути научного знания, осуществить эту задачу невозможно, потому что периоды развития ребенка прямо не повторяют эпохи развития человечества.
Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.
Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество. Литературное творчество учеников обостряет их интерес к работе писателя и позволяет реализовать добытые аналитическим путем представления о стилях и жанрах словесного искусства. Общая цель предметов гуманитарного цикла - развить в ученике способность отличать подлинное от мнимого в искусстве, жизни, науке, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации.
В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника (учету возрастных и психологических особенностей здесь уделяется повышенное внимание):
Целью литературного образования авторы программы считают не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.
Чтобы осуществить задачи гуманитарного цикла, обучение должно не только опираться на свойственное возрасту отношение к искусству, языку, истории, что в значительной степени определяет состав программы, но и противостоять ограничительным возрастным особенностям ученика.
Необходимость создания новой программы по литературе авторы объясняют современными задачами образования, связанными с социальным развитием общества. В основе этой программы лежат следующие принципы:
Вот какие задачи преподавания литературы в каждом классе выделяются в программе:
|
В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства. Например, при изучении темы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Два великана"" ученикам предлагается поупражняться в звукописи: "Шум дождя", "Скрип снега" и т. п. Литературное творчество может включать в себя элементы художественной деятельности, связанной другими видами искусства.
Важнейшие критерии литературного развития, определяющие задачи школьного курса литературы:
В соответствии с выделенными в программе критериями литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся. Например, в 5-6 классах читательские качества учеников могут быть проявлены в анализе отдельного произведения, раскрывающем его тему, идею, сюжет, композицию. Литературно-творческие способности учеников проявляются сочинениями типа описания эпизода по жизненным впечатлениям. А в 9-11 основным видом проверки становятся сочинения на историко-литературную тему; литературно-творческие способности проверяются сочинениями типа диалога, написанием рассказа-сценки, лирического стихотворения, рецензии.
Круг чтения учащихся выявляется путем проведения викторин, читательских конференций, изучения читательских дневников.
Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это, по мнению авторов программы, не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.
Теория литературы сопряжена в программе с конкретным изучением художественных явлений. От микроэлементов текста (тропы) к освоению структуры художественного произведения (5-6 кл.) - роды и жанры, наблюдения над микро- и макроструктурой художественного произведения (7-8 кл.) - связь литературы и других видов искусства (9 кл.) - проблема жанра и художественной индивидуальности (10 кл.) - доступная историческая поэтика (11 кл.).
Принципы расположения литературного материала разные: жанрово-тематический (5, 7, 8, 9 кл.), хронологический (6, 10-11 кл.).
Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:
Начиная с 9 класса тексты произведений не включаются в учебник.
Каждый учебник открывается статьей, одноименной проблеме, которая является общей для того или иного класса. Например, в 6 кл. это "Человек и его поступок", в 7 кл. - "В поисках смысла жизни". Вступительные статьи позволяют направить восприятие школьниками литературы (и как предмета, и как текстов) в нужное русло.
В учебниках для старших классов добавлен раздел "Как писать сочинение?", с его помощью осуществляется подготовка к экзамену по литературе. Эти разделы включают образцы разных типов анализов, с элементами обучающего анализа.
Данные об автореЧелышева Надежда Викторовна
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
Все классы
Предмет(ы):
Литература
Краткое описание:
Анализ программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина. Программы под редакцией В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина имеют как общие, так и различные черты в подходе к преподаванию литературы в средней (полной) школе: 1.Все три программы рассчитаны на преподавание литературы в средней (полной) школе в 5-11 классах. Программа В.Я.Коровиной базовая, то есть она рассчитана на использование её в массовой школе. Программа А.Г.Кутузова может быть тоже использована в 5-9 классах массовой школы, а также и в профильных гуманитарных классах; в 10-11 классах она ориентирована на профильные гуманитарные школы. А программа под редакцией М.Б.Ладыгина, так как она является переработанным вариантом авторской программы по литературе для школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией АГ.Кутузова, то также рассчитана на её использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемой программой литературный материал с учётом количества часов. 2.Цели и задачи, поставленные в программах, близки по своей сути: А) Программа под редакцией В.Я.Коровиной считает, что уроки литературы должны приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; развивать литературный вкус учащихся и подготавливать их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения; познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими нравственные чувства у человека читающего; формировать навыки выразительного чтения и совершенствовать речь учащихся. Б) Программа под редакцией Кутузова А.Г. под литературным образованием понимает освоение литературы как искусства слова, а изучение литературного произведения как результат творческой деятельности (этим отличается от программы В.Я.Коровиной), как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Авторы программы считают, что уроки литературы также должны формировать такого читателя, который способен был бы полноценно воспринимать произведения в контексте духовной культуры человечества и самостоятельно общаться с искусством слова; формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью посредством серьёзного изучения основных эстетических и теоретико-литературных понятий (изучению теории литературы отводится особое место!). В) Авторы программы под редакцией М.Б.Ладыгина исходным материалом литературы считают слово, а значит, изучение этой дисциплины, по их мнению, должно способствовать формированию навыков устной и письменной речи школьников, развитию их потенциальных творческих способностей, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Также данная программа ставит целью уроков литературы изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. 3. Все программы направлены на выработку у учащихся основных умений и навыков в работе с художественным произведением. Разница в том, что, например, программа под редакцией Кутузова А.Г. в связи с теми целями и задачами, которые она ставит перед собой, больший упор, в отличие от программы В.Я.Коровиной, делает на формирование умения определять жанрово-родовую природу произведения, восприятию художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях, а также на выполнение учащимися различной исследовательской работы. В программе М.Б.Ладыгина уже по окончании 5-9 классов предусматривается владение умением не только дать характеристику литературному произведению, но и определять конструктивные признаки творческого метода произведения, а также дать сравнительно- историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённой литературной эпохи, чего нет, например, в программе В.Я.Коровиной и А.Г.Кутузова. 4. Структура анализируемых программ тоже имеет свои особенности: А) Программа В.Я.Коровиной по принципу концентра, который предполагает возвращение к определённым авторам и даже к одному и тому же произведению, но в каждом классе решаются различные задачи изучения текста. В ней 2 концентра: 5-9 класс, 10-11 класс. В 1 концентре три группы: 1) 5-6 класс – восприятие прочитанного текста, владение техникой чтения; 2) 7-8 класс – овладение техникой чтения, обучение истолкованию текста; 3) 9 класс – подведение итогов, расширение сведений о биографии писателя, знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, изучение критической, мемуарной и справочной литера. Второй концентр – 10-11 класс – изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Преподавание на базовом уровне. Также главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными произведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В каждом классе затронута одна ведущая проблема. В 5 – внимание к книге; 6- художественное произведение и автор; 7- особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; 8 – взаимосвязь литературы и истории; 9 – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы; 10-11 – линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19-20 веков). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы предусмотрено в конце курса в каждом классе. Программа уделяем значительное внимание внеклассному чтению и изучению теории литературы, предлагая понятия, которые помогут учащимся ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении. Программа даёт учителю право выбора произведений для обязательного и самостоятельного прочтения. Б) В основе программы под редакцией А.Г.Кутузова концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Она, как и программы Коровиной и Ладыгина, ориентирована на базовый компонент литературного образования. В ней 2 концентра: 1- 5-9 класс, 2 – 10-11 класс. Основу программы составляют базовые теоретико-литературные понятия как структурнообразующие её принципы, в соответствии с которыми в каждом классе, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, выделяется ведущая теоретико-литературная проблема: 5 класс – жанры, 6 – роды и жанры, 7 – характер-герой-образ, 8 – литература и традиция, 9 – автор-образ-читатель, 10-11 – литературный процесс. Эта система направлена на формирование читательской квалификации. Программа содержит практическую направленность обучения в каждом классе: в 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы, в 6-9 кл. – изучение литературы как искусства слова, в 10-11 – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. А учебные цели охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: 5-8 кл. – обучение эстетическому анализу; 9 кл. – интерпретация текстов; 10-11 кл. – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте. В отличие от программы Коровиной, в данной программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено, изучение которых ведётся параллельно изучению произведений русской литературы. Например, в 8 классе, где ведущей темой является тема «Литература и традиции», выделены разделы: «Зарубежная литература и её традиции», «Древняя русская литература и её традиции», «Русская литература 19 века и её традиции» и т.д. В программе Кутузова, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, расширен жанровый аспект литературы. Важное место занимают разделы «Мифы» и «Фольклор». Введён курс «Духовная литература». Но в программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Взамен предлагается система коммуникативно-творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и др.. В) В программе под редакцией М.Б.Ладыгина литературный материал скомпонован вокруг центральных проблем, распределённых по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний: 5 класс – фольклор и литература; 6 класс – художественный мир литературного произведения; 7 класс – человек в литературе; 8–9 классы – литературный процесс; 10-11 классы – национальное своеобразие и история русской литературы 19-20 веков. Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах развития: «Уроки волшебства» (освоение законов теории литературы); «Сокровища книжных полок» (внеклассное чтение по мировой литературе); «В мастерской художника слова» (поэтическая мастерская). В программе также два концентра: 1) 5-9 классы – даётся общее литературное образование, предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель этого этапа – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и её отличия от народного поэтического творчества; познакомить с основными литературоведческими понятиями; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у учащихся литературный вкус. 2) 10-11 классы – углублённое изучение русской национальной литературы 19-20 веков. Главная цель этого этапа – изучение литературного процесса в России 19-20 веков, освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа. В отличие от программ Коровиной и Кутузова, программа М.Б.Ладыгина включает в себя большое количество произведений зарубежной литературы, изучение которой, по мнению авторов, должно дать не только представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы, но и служить выявлению литературных связей с русской литературой и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса. 5. Объектом изучения программы под редакцией В.Я.Коровиной являются произведения искусства слова, среди которых произведения русской литературы, начиная с устного народного творчества и заканчивая произведениями современной русской литературы конца 20- начала 21 веков, и некоторые тексты зарубежной литературы, вошедшие в классику мировой литературы. Программа А.Г.Кутузова для изучения включает произведения, имеющие эстетическую ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов. Всякое произведение, по мнению авторов, включённое в программу, имеет двойную ориентацию – на читателя и на культурную (литературную) традицию. Это произведения русской национальной литературы и значительное количество произведений зарубежной литературы, связанной с русскими произведениями по родовым и жанровым признакам. Программа М.Б.Ладыгина объектом изучения предлагают художественные произведения русской и зарубежной литературы, представляющие эстетическую ценность, отмечая при этом, что они обязательно должны изучаться в полном объёме. Эти произведения, по мнению авторов программы, доступны читательскому восприятию учащихся, соответствуют их интересам и возрастным особенностям, образовательным целям, способствуют решению задач преподавания литературы. 6. Каждая программа оснащена комплектами учебников, учебными и методическими пособиями. Программа под редакцией В.Я.Коровиной оснащена следующими учебниками: 5 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 6 класс – Полухина В.П. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 7 класс – Коровина В.Я. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 8 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-хч. – М.: Просвещение, 2005. 9 класс – Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия. – М.: Просвещение, 2005. 10 класс – Коровин В.И. и др. Русская литература 19 века: Учебник: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 11 класс – Русская литература 20 века: Учебник: В 2-х ч. / Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005. Программа под редакцией А.Г.Кутузова также оснащена учебниками: 5 класс – В мире литературы. 5 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед.В –х ч.2 /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. 6 класс – В мире литературы. 6 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учебных завед. В 2-х ч. / Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1998. 7 класс – В мире литературы. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для образовательных учебных заведен. /Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2007. 8 класс – В мире литературы. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - М.: Дрофа, 1999. 9 класс – В мире литературы. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1999. 10 класс – В мире литературы. 10 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. - М.: Дрофа, 2000. 11 класс – В мире литературы. 11 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. Программа под редакцией М.Б.Ладыгина также оснащена учебниками, но в библиотеках, хотя она и допущена Министерством образования, в наличии есть только учебники для 5-9 классов. В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учебных учреждениях на 2007-2008 годы учебники для 10-11 классов не указаны. 5 класс – Литература. 5 класс. Учеб.хрестоматия для школ и классов углубл. изучения литературы, гимназий и лицеев. – В 2 ч. /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефёдова, Т.Г.Тренина. – 3-е изд. перераб. и лоп. – М.: Дрофа, 1998. 6 класс – Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина; под ред. М.Б.Ладыгина. - 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2008. 7 класс – Литература. 7 класс. Учеб. хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. 2-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 1998. 8 класс – Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – М.: Дрофа, 1998. 9 класс – Литература. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007
Анализ программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной,
А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина.
Программы под редакцией В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина имеют как общие, так и различные черты в подходе к преподаванию литературы в средней (полной) школе:
1.Все три программы рассчитаны на преподавание литературы в средней (полной) школе в 5-11 классах. Программа В.Я.Коровиной базовая, то есть она рассчитана на использование её в массовой школе. Программа А.Г.Кутузова может быть тоже использована в 5-9 классах массовой школы, а также и в профильных гуманитарных классах; в 10-11 классах она ориентирована на профильные гуманитарные школы. А программа под редакцией М.Б.Ладыгина , так как она является переработанным вариантом авторской программы по литературе для школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией АГ.Кутузова, то также рассчитана на её использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемой программой литературный материал с учётом количества часов.
2.Цели и задачи, поставленные в программах , близки по своей сути:
А) считает, что уроки литературы должны приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; развивать литературный вкус учащихся и подготавливать их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения; познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими нравственные чувства у человека читающего; формировать навыки выразительного чтения и совершенствовать речь учащихся.
Б) Программа под редакцией Кутузова А.Г . под литературным образованием понимает освоение литературы как искусства слова, а изучение литературного произведения как результат творческой деятельности (этим отличается от программы В.Я.Коровиной), как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Авторы программы считают, что уроки литературы также должны формировать такого читателя, который способен был бы полноценно воспринимать произведения в контексте духовной культуры человечества и самостоятельно общаться с искусством слова; формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью посредством серьёзного изучения основных эстетических и теоретико-литературных понятий (изучению теории литературы отводится особое место!).
В) Авторы программы под редакцией М.Б.Ладыгина исходным материалом литературы считают слово, а значит, изучение этой дисциплины, по их мнению, должно способствовать формированию навыков устной и письменной речи школьников, развитию их потенциальных творческих способностей, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Также данная программа ставит целью уроков литературы изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.
3. Все программы направлены на выработку у учащихся основных умений и навыков в работе с художественным произведением. Разница в том, что, например, программа под редакцией Кутузова А.Г. в связи с теми целями и задачами, которые она ставит перед собой, больший упор, в отличие от программы В.Я.Коровиной, делает на формирование умения определять жанрово-родовую природу произведения, восприятию художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях, а также на выполнение учащимися различной исследовательской работы. В программе М.Б.Ладыгина уже по окончании 5-9 классов предусматривается владение умением не только дать характеристику литературному произведению, но и определять конструктивные признаки творческого метода произведения, а также дать сравнительно- историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённой литературной эпохи, чего нет, например, в программе В.Я.Коровиной и А.Г.Кутузова.
4. Структура анализируемых программ тоже имеет свои особенности:
А) Программа В.Я.Коровиной по принципу концентра, который предполагает возвращение к определённым авторам и даже к одному и тому же произведению, но в каждом классе решаются различные задачи изучения текста. В ней 2 концентра: 5-9 класс, 10-11 класс. В 1 концентре три группы:
1) 5-6 класс - восприятие прочитанного текста, владение техникой чтения;
2) 7-8 класс - овладение техникой чтения, обучение истолкованию текста;
3) 9 класс - подведение итогов, расширение сведений о биографии писателя, знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, изучение критической, мемуарной и справочной литера.
Второй концентр - 10-11 класс - изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Преподавание на базовом уровне.
Также главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными произведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В каждом классе затронута одна ведущая проблема. В 5 - внимание к книге; 6- художественное произведение и автор; 7- особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; 8 - взаимосвязь литературы и истории; 9 - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы; 10-11 - линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19-20 веков).
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы предусмотрено в конце курса в каждом классе.
Программа уделяем значительное внимание внеклассному чтению и изучению теории литературы, предлагая понятия, которые помогут учащимся ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении.
Программа даёт учителю право выбора произведений для обязательного и самостоятельного прочтения.
Б) В основе программы под редакцией А.Г.Кутузова концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Она, как и программы Коровиной и Ладыгина, ориентирована на базовый компонент литературного образования. В ней 2 концентра: 1- 5-9 класс, 2 - 10-11 класс.
Основу программы составляют базовые теоретико-литературные понятия как структурнообразующие её принципы, в соответствии с которыми в каждом классе, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, выделяется ведущая теоретико-литературная проблема: 5 класс - жанры, 6 - роды и жанры, 7 - характер-герой-образ, 8 - литература и традиция, 9 - автор-образ-читатель, 10-11 - литературный процесс. Эта система направлена на формирование читательской квалификации.
Программа содержит практическую направленность обучения в каждом классе: в 5 кл. - переход от литературного чтения к изучению литературы, в 6-9 кл. - изучение литературы как искусства слова, в 10-11 - изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. А учебные цели охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: 5-8 кл. - обучение эстетическому анализу; 9 кл. - интерпретация текстов; 10-11 кл. - усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте.
В отличие от программы Коровиной, в данной программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено, изучение которых ведётся параллельно изучению произведений русской литературы. Например, в 8 классе, где ведущей темой является тема «Литература и традиции», выделены разделы: «Зарубежная литература и её традиции», «Древняя русская литература и её традиции», «Русская литература 19 века и её традиции» и т.д.
В программе Кутузова, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, расширен жанровый аспект литературы. Важное место занимают разделы «Мифы» и «Фольклор». Введён курс «Духовная литература».
Но в программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Взамен предлагается система коммуникативно-творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и др..
В) В программе под редакцией М.Б.Ладыгина литературный материал скомпонован вокруг центральных проблем, распределённых по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний:
5 класс - фольклор и литература;
6 класс - художественный мир литературного произведения;
7 класс - человек в литературе;
8-9 классы - литературный процесс;
10-11 классы - национальное своеобразие и история русской литературы 19-20 веков.
Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах развития: «Уроки волшебства» (освоение законов теории литературы); «Сокровища книжных полок» (внеклассное чтение по мировой литературе); «В мастерской художника слова» (поэтическая мастерская).
В программе также два концентра:
1) 5-9 классы - даётся общее литературное образование, предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель этого этапа - на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и её отличия от народного поэтического творчества; познакомить с основными литературоведческими понятиями; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у учащихся литературный вкус.
2) 10-11 классы - углублённое изучение русской национальной литературы 19-20 веков. Главная цель этого этапа - изучение литературного процесса в России 19-20 веков, освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.
В отличие от программ Коровиной и Кутузова, программа М.Б.Ладыгина включает в себя большое количество произведений зарубежной литературы, изучение которой, по мнению авторов, должно дать не только представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы, но и служить выявлению литературных связей с русской литературой и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.
5. Объектом изучения программы под редакцией В.Я.Коровиной являются произведения искусства слова, среди которых произведения русской литературы, начиная с устного народного творчества и заканчивая произведениями современной русской литературы конца 20- начала 21 веков, и некоторые тексты зарубежной литературы, вошедшие в классику мировой литературы.
Программа А.Г.Кутузова для изучения включает произведения, имеющие эстетическую ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов. Всякое произведение, по мнению авторов, включённое в программу, имеет двойную ориентацию - на читателя и на культурную (литературную) традицию. Это произведения русской национальной литературы и значительное количество произведений зарубежной литературы, связанной с русскими произведениями по родовым и жанровым признакам.
Программа М.Б.Ладыгина объектом изучения предлагают художественные произведения русской и зарубежной литературы, представляющие эстетическую ценность, отмечая при этом, что они обязательно должны изучаться в полном объёме. Эти произведения, по мнению авторов программы, доступны читательскому восприятию учащихся, соответствуют их интересам и возрастным особенностям, образовательным целям, способствуют решению задач преподавания литературы.
6. Каждая программа оснащена комплектами учебников, учебными и методическими пособиями.
Программа под редакцией В.Я.Коровиной оснащена следующими учебниками:
5 класс - Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2005.
6 класс - Полухина В.П. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2005.
7 класс - Коровина В.Я. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2005.
8 класс - Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-хч. - М.: Просвещение, 2005.
9 класс - Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия. - М.: Просвещение, 2005.
10 класс - Коровин В.И. и др. Русская литература 19 века: Учебник: В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2005.
11 класс - Русская литература 20 века: Учебник: В 2-х ч. / Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2005.
Программа под редакцией А.Г.Кутузова также оснащена учебниками:
5 класс - В мире литературы. 5 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед.В -х ч.2 /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998.
6 класс - В мире литературы. 6 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учебных завед. В 2-х ч. / Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - М.: Дрофа, 1998.
7 класс - В мире литературы. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для образовательных учебных заведен. /Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - 10-е изд. - М.: Дрофа, 2007.
8 класс - В мире литературы. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - М.: Дрофа, 1999.
9 класс - В мире литературы. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - М.: Дрофа, 1999.
10 класс - В мире литературы. 10 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. - М.: Дрофа, 2000.
11 класс - В мире литературы. 11 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. - М.: Дрофа, 2002.
Программа под редакцией М.Б.Ладыгина также оснащена учебниками, но в библиотеках, хотя она и допущена Министерством образования, в наличии есть только учебники для 5-9 классов. В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учебных учреждениях на 2007-2008 годы учебники для 10-11 классов не указаны.
5 класс - Литература. 5 класс. Учеб.хрестоматия для школ и классов углубл. изучения литературы, гимназий и лицеев. - В 2 ч. /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефёдова, Т.Г.Тренина. - 3-е изд. перераб. и лоп. - М.: Дрофа, 1998.
6 класс - Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина; под ред. М.Б.Ладыгина. - 9-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2008.
7 класс - Литература. 7 класс. Учеб. хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. 2-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 1998.
8 класс - Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. - М.: Дрофа, 1998.
9 класс - Литература. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007