Про заболевания ЖКТ

Приступая к анализу истории русской философии, мы прежде всего сталкиваемся с проблемой ее "начала". Согласно Зеньковскому, собственно о философии в России можно говорить только применительно к эпохе конца XVIII - начала XIX века, а первым философом в подлинном значении этого слова должен быть назван Григорий Сковорода.

Обосновывая свою точку зрения, Зеньковский утверждает, что существование философии как особой сферы национальной культуры связано с выделением ряда характерных проблем и совершенно определенного набора понятий и методов, предназначенных для фиксации и решения этих проблем. В России наличие этих факторов становится очевидным только в указанную эпоху; в духовной культуре предшествующих эпох мы находим лишь отдельные элементы философии, не складывающиеся в целостную картину.

Пытаясь понять причины столь позднего выделения сферы философского мышления, Зеньковский использует мнение Г. Федотова, полагавшего, что это связано с достаточно поздним принятием христианства и с особым характером его развития на Руси. Как утверждает Федотов, приняв христианство в его восточной традиции и почти сразу осуществив перевод Библии на национальный язык, Русь сделала невозможным адекватное восприятие античной культуры и одновременно оградила себя от влияния формирующейся западной культуры, в которой философия играла весьма существенную роль. В России христианское мировоззрение, принятое по инициативе государственной власти и все время тесно взаимосвязанное с государственной идеологией, подчинило себе все остальные сферы культуры, которые могли развиваться только под контролем религиозной догмы. Не обладая своим понятийным аппаратом и своим набором проблем, философская мысль была целиком ассимилирована догматическим богословием и развивалась почти исключительно внутри этой сферы.

Поэтому совершенно естественно, что в России философия появилась именно изнутри богословия и только в тот момент, когда, с одной стороны, в обществе стала нарастать тенденция к секуляризации культуры, возникло стремление к освобождению от всеобъемлющего контроля и влияния религиозного мировоззрения и, с другой стороны, когда, наконец, было воспринято наследие античной философии, соединившееся с усвоением идей новоевропейской философии.

Своеобразие развития русской философии связано прежде всего с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблематика..

Временем появления философии в России в ее современном значении , как отмечают многие исследователи (назовем хотя бы такие имена, как В.В. Зеньковский (1881 - 1962), А.И. Введенский (1856-1925), Э.Л. Радлов (1854-1928), Г.Г. Шпет (1879-1937), А.Ф. Лосев (1893-1988)), можно считать 1755 г. - год основания Московского университета, т.е. эпоху Просвещения. Однако это не означает, что до этого периода философия в России отсутствовала. В развитии русской философии можно выделить следующие этапы.

I. "Подготовительный период", или "пролог", - XIV-XVIII вв. Зеньковский указывает на сборник "Диоптра" (1305), в котором уже выдвигаются и обсуждаются философские вопросы. До эпохи Петра Великого в русской философии решение проблем было проникнуто духом мистического реализма и интуитивными озарениями. Философствующий человек этого периода реализует свои мысли в собственных деяниях и поведении. Он знает истину, он постиг ее. Это отличает его от обычных людей, вызывая у последних самые разные чувства - от восхищения до гнева. Наиболее крупной фигурой до XIX в. является Г.С. Сковорода (1722-1794), который в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики, намечая в то же время пути свободной, отделенной от религии философии.

II. Период до 70-х гг. XVIII в. характеризуется развитием светской культуры в России под влиянием идей европейского Просвещения и связан с разработкой социальных учений. В это время живут и действуют такие мыслители, как Татищев, Щербатов, Новиков, Радищев, в трудах которых превалировала социальная и нравственная проблематика.
В этот период выступает и М.В. Ломоносов (1711 - 1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт и религиозный мыслитель. Это был типичный представитель эпохи Просвещения, получивший строгое научное образование и познакомившийся не только с трудами, но и с самими мыслителями Европы данного периода, такими, как Г. Лейбниц, X. Вольф.
III. Период конца XVIII-XIX в., который А.И. Введенский называет временем "господства немецкого идеализма", характерен наиболее бурным развитием философии в России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская. После войны 1812 года в Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как В.Ф. Одоевский и П.Я. Чаадаев. Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Так, Киреевский, в частности, противопоставляет гегелевской философии, которую он считает вершиной развития рационалистического католического духа, философию отцов церкви периода ранней патристики и апостольской церкви. Эта философия и должна стать основой самобытной русской философии , главными моментами которой являются религиозно-нравственные изыскания. Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские кружки, разрабатывающие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).

В этот период творит А.И. Герцен. Анализ европейской культуры привел его к постановке проблем перспектив развития общества в связи с научно-техническим прогрессом, соотношения философии и науки, их места в обществе и культуре. Революции, прошедшие по всей Европе, и общественные проблемы в самой России порождают консервативное, либеральное и радикальное направления в социально-политической мысли. Под влиянием позитивизма и марксизма работают такие философы, как Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

IV. Период начала XX в. характеризуют как "вторичное рождение" или "период систем". Он действительно представляет собой этап классического развития философии, отличающийся созданием больших систем, которые охватывают все стороны бытия и человеческого существования. Здесь прежде всего следует отметить творчество Вл. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и Абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию - понятие "Софии". Софийность, соборность, всеединство на долгие годы становятся главными идеями русской философии. Н.Ф. Федоров развивает экзистенциально-антропологическую тенденцию в русской философии. Он обсуждает такие проблемы, как проблема смерти человека и пути воскрешения, бессмертность человека и Космос. В начале века получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов), антропологическое направление (князья С. и Е. Трубецкие), трансцендентальная метафизика (П.Б. Струве, П.И. Новгородцев). Философия права, соотношение права, морали и нравственности, роль насилия в общественной жизни, своеобразная критическая переработка гегелевского наследия - проблемы, стоявшие в центре внимания оригинального русского мыслителя И.А. Ильина. И наконец, разрабатываются проблемы феноменологической философии в работах Г.Г. Шпета и А.Ф. Лосева. Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин - С.Л. Франк, П.А. Флоренский - С.Н. Булгаков). В этот период в рамках развития идей Лейбница строит свою метафизику Н.О. Лосский, давая собственное представление о роли интуиции в человеческом познании. Русское неокантианство реализуется в работах И.И. Лапшина, А.И. Введенского, которые разрабатывают гносеологические аспекты данного течения. Позитивизм в России проявляется в трудах В.И. Вернадского и И.И. Мечникова. При этом Вернадский создает свое учение о биосфере, смысл и значение которого становятся понятными лишь в наше время.

V. Философия XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма. После революции в России наступил догматический период бесконечной интерпретации трудов классиков марксизма, а позже марксизма-ленинизма и сталинизма. Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философские изыскания в нашей стране не стояли вдали от магистральных линий развития мировой философии, в них обнаруживаются те же течения и тенденции. Попыткой своеобразного ухода от идеологии явилось развитие прежде всего историко-философской проблематики, а также вопросов эпистемологии, логики и философии науки.

План:
1. Общая характеристика русской философии.
2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси.
3. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства.
4. Философия XVIII в.
5. Философия XIX в.
6. Русская и советская философия XX в.

Вопросы развития философии на обширной территории нашей страны сложны уже потому, что начало этого процесса разновременно у разных народов (в Армении и Грузии, например, он начался значительно раньше, чем в других регионах). Наряду с этим не совпадали у разных народов ориентации на культурные и религиозные центры - у христианских народов Кавказа и восточных славян преобладали контакты с Византией, у народов Прибалтики - с католической, а затем и протестантской Западной Европой, у мусульманских народов Средней Азии, Кавказа и Поволжья - с арабо-мусульманским миром.

Общая характеристика русской философии

1. Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия:
- развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии;
- не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др.;
- отличается глубиной, всесторонностью, достаточно специфическим кругом исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
- сильная подверженность религиозному влиянию;
- специфическая форма выражения философских мыслей: художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык»;
- целостность, стремление философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
- большая роль проблем морали и нравственности;
- конкретность;
- широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Русская философия изучала:
- проблема человека;
- космизм - восприятие космоса как единого целостного организма;
- проблемы морали и нравственности;
- проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом;
- проблема власти и государства;
- проблема социальной справедливости;
- проблема идеального общества;
- проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
- период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
- философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства;
- философия XVIII в.;
- философия XIX в.;
- русская и советская философия XX в.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.
Основными темами ранней русской философии были:
- моральные и нравственные ценности;
- объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
- государство;
- право;
- природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
- первый русский митрополит Илларион. Основное произведение «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси;
- Владимир Мономах. Основное произведение - «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы;
- Климент Смолятич. Основное произведение «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии - проблемы разума, познания;
- Филипп Пустынник. Основное произведение - «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития

Централизованного Русского государства (Московской Руси) 1. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:
- сохранение русской духовности;
- христианство;
- борьба за освобождение;
- устройство государства;
- познание.
2. Среди видных философов данного периода:
- Сергий Радонежский XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, справедливость христианства; консолидация русского народа в борьбе за свержение монголо-татарского ига;
- Филофей Псковский (XVI в.). Занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства «Москва - Третий Рим»;
- Максимилиана Грек (1475 - 1556 гг.). Отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм;
- Андрей Курбский (1528 - 1583 гг.). Выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
- Нил Сорский и Вассиан Патрикеев выступали за реформу Церкви, приближения Церкви к народу, были идеологами движения «нестяжателей» боролись против «иосифлян» сторонников сохранения прежних церковных устоев;
- Аввакум и Никон боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле. Никон за реформу обрядов и возвышение власти Церкви над государственной. Аввакум боролся за сохранение старых обрядов;
- Юрий Крижанич (XVII в.) выступал против схоластики в русской теологии, занимался вопросами гносеологии (познания), выдвинул учение о рациональном и эмпирическом познании. В качестве первопричины всего сущего видел Бога.

Русская философия XVIII в.

1. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:
- философию эпохи петровских реформ;
- материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
Первым этапом была Эпоха петровских реформ: творчество Феофана Прокоповича, В.Н.Татищева, А.Д.Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
- вопросы устройства монархии;
- императорской власти, ее божественности и нерушимости;
- прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
- войны и мира.
Также философы данного направления занимались вопросами познания, нравственных ценностей и др.
2. Основными представителями второго этапа материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
М.В.Ломоносов (1711 - 1765 гг.):
- в философии был сторонником механистического материализма;
- заложил материалистические традиции в русской философии;
- выдвинул атомическую теорию строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц «корпускул», то есть атомов;
- допускал наличие Бога-Творца, но не наделял Его сверхъестественной силой.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
А.Н.Радищев (1749 - 1802 гг.). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Русская философия XIX в.

1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
- декабристская философия;
- философия западников и славянофилов;
- философия Чаадаева;
- консервативная религиозная и монархическая философия;
- философия системы писателей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого;
- революционно-демократическая философия;
- либеральная философия.
2. Декабристская философия была представлена творчеством П.Пестеля, Н.Муравьева, И.Якушкина, М.Лунина, И.Киреевского, В.Кюхельбекера и других.
Основная направленность философии декабристов - социально-политическая. Ее идеями были:
- приоритет естественного права;
- необходимость для России правового строя;
- отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
- личная свобода человека;
- ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
3. Историческая философия представлена творчеством П.Я.Чаадаева (1794 - 1856 гг.).
Основными направлениями его философии были:
- философия человека;
- философия истории.
Человек, по Чаадаеву:
- есть соединение материальной и духовной субстанций;
- жизнь человека возможна только в коллективе;
- коллективное сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное;
- жизнь в коллективе - основной фактор, отличающий человека от животных.
Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение.
Одним из главных факторов, влияющих на историю государств и народов, по мнению философа, является географический.
Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие и крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
4. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов».
Видными представителями западников являлись А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский.
Западники усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников:
- отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет;
- Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе;
- благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы.
Согласно славянофилам:
- основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни;
- русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада. Святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада;
- любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
5. В противовес направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла ортодоксально-монархическая философия. Ее цели - отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В.Федоров, К.Н. Леонтьев.
6. Н.В.Федоров (1828 - 1903 гг.) сделал основными темами своей философии:
- единство мира;
- проблему жизни и смерти;
- проблему морали и правильного (морального) образа жизни.
По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос.
Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».
7. Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891 гг.).
Основные положения философии Леонтьева:
- капитализм - царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России;
- спасение для России в отказе от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр по образу Византии;
- ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление;
- как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает;
- если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства - внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость и рабство;
- неравенство между людьми - желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.
8. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, не только литературное, но и большое философское наследие.
Ф.М. Достоевский (1821 - 1881 гг.) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» обычаи и традиции.
Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия, которая оберегает человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
- путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен для человека. Идущий по нему потерпит крах;
- путь богочеловека - путь следования Богу. Стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
9. Другой известный русский писатель, Л.Н.Толстой (1828 - 1910 гг.), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем:
- религия должна стать простой и доступной для народа;
- Бог, религия - это добро, любовь, разум и совесть;
- смысл жизни - самосовершенствование;
- главное зло на Земле - смерть и насилие;
- необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
- в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
- государство - отживающий институт и, поскольку оно аппарат насилия, не имеет права на существование.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н.Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
10. Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:
- Н.Г.Чернышевский;
- народники - Н.К.Михайловский, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев;
- анархист П.Кропоткин;
- марксист Г.В.Плеханов.
Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г.Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле», к идее аграрности России, личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники выступали за переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, средством для свержения существующего строя и перехода к социализму является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К.Маркса и Ф.Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
11. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.
Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C.Соловьев (1853 - 1900 гг.).
Основные идеи:
- идея всеединства - объединения и гармонии материальной и духовной сторон бытия;
- идея нравственности как главного аспекта жизни человека;
- идея прогресса, как всеобщей связи поколений;
- идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное). Идея воскрешения является главной целью, к которой должно стремиться человечество;
- идея Бога как выражения добра;
- идея «богочеловека». Идея жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
- идея Софии всеобщей Божественной мудрости;
- русская идея, состоящая из трех идей:
1. «Святой Руси» (Москва - Третий Рим).
2. «Великой Руси» (реформы Петра I).
3. «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина). 1. Русская философия ХХ века представлена:
- философией космизма (философия «золотого века», религиозная философия);
- естественно-научной философией;
- философией марксизма-ленинизма;
- философией «русского зарубежья».
2. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. - 10-х годов ХХ в.
Видными представителями религиозного направления того периода были C.H.Булгаков, братья Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и другие.
C.H.Булгаков (1871 - 1944 гг.) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении:
- в обществе это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них;
- в религии это разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм).
Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А.Флоренский (1882 - дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).
Флоренский:
- рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое;
- целостный мир состоит из противоречий;
- знание открывается разуму непосредственно;
- в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.
3. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир и человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.
В.И.Вернадский (1863 - 1945 гг.) крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы:
- по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы;
- появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры;
- ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.
По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
К.Э.Циолковский (1857 - 1935 гг.) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи:
- в основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел;
- разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем. Оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела;
- во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.
Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной формой жизни во Вселенной. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.
А.Л.Чижевский (1897 - 1964 гг.) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии:
- развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса;
- определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы, войны, революции.
Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву.
4. Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, М.М.Ковалевского, К.А.Тимирязева и других.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
- материалистическое;
- социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев):
- рассматривали бытие с точки зрения естественных наук биологии, химии, физики, медицины;
- доказали атомарное строение мира.
- допускали возможность познания, изучали его механизм;
- были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу. Изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т.д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.
5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия развивалась, главным образом, как советская философия.
Советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И.Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
- 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
- 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти. Сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В.Сталина по ряду философских вопросов;
- 50-е - 80-е гг. - время возрождения самостоятельности советской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х -

80-х гг., можно отнести следующие:
- проблема ценностей;
- проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»;
- проблема гносеологии;
- проблема сознания;
- проблема идеальности;
- проблема культуры;
- проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
- Н.И.Бухарин - проблемы сознания, психики;
- А.Богданов - теория систем, «тектология»;
- А.Ф.Лосев - проблемы истории и человека;
- Л.Гумилев - вопросы истории, этногенеза;
- Ю.Лотман - общество, философия, история.
Основополагающие черты современной российской философии:
- сильное влияние советской традиции, например, материализм, формационный подход к истории;
- обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин и другие.
П.С.Мережковский (1864 - 1941 гг.) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
- языческий;
- приобщения к христианству;
- полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского это христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Н. А. Бердяева (1874 - 1948 гг.) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
- высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
- свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
- свобода человека подвергается угрозе извне;
- данную угрозу несут общество и государство, которые являются механизмом подавления;
- задача человека сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
- ключевую роль в жизни человека играет религия;
- Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
- отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»;
- человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа:
- строящийся в СССР социализм имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму);
- Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию;
- Историческая миссия России - построить «Царство Божие», то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии на Земле.
Философия Бердяева обосновывает «конец света» в будущем. Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализм - учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин (1889 - 1968 гг.), русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
- стратификации;
- социальной мобильности.
Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию - страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
Вопросы и задания
1. Перечислить основные направления русской философии.
2. В чем особенности древнерусской философии и раннехристианской философии Руси?
3. Сделать сравнительный анализ философии периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства.
4. Составить таблицу «Общее и различия философии XVIII в., философии XIX в., русская и советская философия XX в.».

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др.

В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основы предмета русской философии составляли:

· проблема человека;

· космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

· проблемы морали и нравственности;

· проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

· проблема власти;

· проблема государства;

· проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

· проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

¾ период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

¾ философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

¾ философия XVIII в.;

¾ философия XIX в.;

¾ русская и советская философия XХ в.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

1) моральные и нравственные ценности;

2) объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

3) государство;

5) природа.

Русская философия XII – XVII вв. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв. (Радонежский, Аввакум и Никон)

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

1) сохранение русской духовности;

2) христианство;

3) борьба за освобождение;

4) устройство государства;

5) познание.

Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

философию эпохи петровских реформ;

материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

1) вопросы устройства монархии;

2) императорской власти, ее божественности и нерушимости;

3) прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

4) войны и мира.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

Основные направления русской философии XIX в.

Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

2) монархическое;

3) западническое и славянофильское;

4) революционно-демократическое;

5) атеистическое;

6) теологическое;

7) философию космизма.

Основные направления русской философии ХХ в.

Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:

1) философией марксизма-ленинизма;

2) философией космизма;

3) естественно-научной философией;

4) философией «русского зарубежья».

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 48. Основные проблемы русской философии и этапы ее развития.:

  1. Вопрос 20. Своеобразие русской философии, этапы ее развития. Русская философия ХУ111 века: М.В.Ломоносов, А.Н. Радищев.
  2. 33.Исторические особенности и условия формирования и развития философии в России. Основные направления русской философии и их представители.
  3. Вопрос №1 Общая характеристика и основные проблемы русской философии.
  4. 6. Экономическое развитие Москвы и формирование единого русского государства. (Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство).
  5. Специфика и основные направления развития русской философии.
  6. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
  7. Особенности и основные этапы развития античной философии. Специфика философских течений эпохи эллинизма.

ЛЕКЦИЯ 6. Русская философия

6.1. Особенности русской философии

6.2. Философия русского Просвещения

6.3. Русский материализм: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев

6.4. Западники и славянофилы

6.5. Философские основы революционно-демократического движения

6.6. Философские идеи второй половины XIX в.

6.7. Русский космизм

6.8. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX в.

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемни-цей. В сущности, западноевропейская мысль не начинала, а творчески продолжала и развивала то, что было наработано древнегреческими и древнеримскими мыслителями. Этому способствовал и общий язык образованных слоев - латынь.

Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в Московский периоды на Русь не пришло ни одно из крупных древнегреческих философских произведений, способных серьезно повлиять на процесс формирования духовной жизни молодого народа. В этом не нужно искать только внешние причины. Это явление, видимо, необходимо объяснить также неготовностью общества к свободному восприятию, тем более усвоению философских идей античности. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама. Это, на наш взгляд, чрезвычайно важный и интересный для понимания специфики нашей духовной культуры вопрос.

Вторая особенность русской философии, во многом обусловленная первой, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. «Философия, - писал Гегель, - изучает те же предметы, что и религия... Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине». Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. «Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли».



Третья особенность : русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.

Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия.

В русской философии человек не обособляется от других людей. Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Субстанциональную основу составляет не Я, а Мы. Мы - это неразложимое единство. Не случайно русские мыслители отвергали идею Лейбница о замкнутости и изолированности монад. Для них монады не только взаимодействуют между собой, не только связаны с Богом и миром, но и обладают собственным бытием в такой взаимной связи. Сущность и специфика русского духа в его соборности.

Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. «Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики». Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.

Четвертая особенность : в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема «правды», ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа.

Правда не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Известное спинозовское кредо «не плакать, не смеяться, а понимать» не удовлетворяло их ввиду его подчеркнутого рационализма. Правда для них - не только сфера разума, но и сердца.

Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского, - это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле, а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду, преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяется только той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так как последнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительной истины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании. Для русских философов «правда» - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия.

Пятой особенностью русской философии, которая подчеркивается исследователями ее истории, является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Это в духе философии.

В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений, как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев, очень мало «чистых» философов. Они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно, причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки.

Русское мышление не чурается систематического и понятийного познания вообще, однако считает его недостаточным для получения полной и живой картины действительности. Для него характерен интуитивизм, который лучше всего достигается через образно-художественное восприятие.

Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметить и такую ее особенность (во всяком случае, на отдельных этапах), как влияние на ее развитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала осваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами Петра Великого. Хотя «усвоение» чужого наследия в значительной степени носило поверхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления. Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободной от религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философская жизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философской мысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственного творчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается не посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысли чрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального, интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основной принцип - рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется только категориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает. Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно по этой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Запада и вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII - начале XIX в. она вышла на собственный путь развития.

По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами

этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии – гносеология, логика,

этика, эстетика и история философии – велись исследования в России до

большевистской революции. В более позднее время действительно русские

философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии –

науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских

вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.

В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего

мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме

учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в

себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и

чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто

психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному

мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм

нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других

странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким

взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не

сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда

составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов –

профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство

реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как

чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в

строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции,

нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности,

но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который

устанавливает связь человека с богом и его царством.

Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего

христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии.

Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому

уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего

интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом. Этот

онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи, что

характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идея божества,

как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план элементы

телесности, в чем П.Флоренский находил специфику русского православия в

отличии от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением мистики эта

«софийская» философия постепенно теряет свою религиозную сущность. Еще в

самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на «религиозный

материализм», «идею святой телесности», дающей возможность утверждать не

только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в

частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего

удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что «ни одна философия

в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный

здоровый и свежий материализм».

Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике,

является идея соборности. Соборность – это свободное единство основ церкви в

деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к

спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной

праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной

истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и

единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно

только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной,

самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от

всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность

веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть

единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе

невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и

общинность азиатский обществ или солидарности обществ западных.

Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала касаться

отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они сразу

превращались в идеологию этого общественного подвижничества и героизма.

Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории русской

философии. Всестороннее её исследование является важной национальной

особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе

основные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной,

социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в обществе, условия

её свободы, структура личности, её творческая реализация представляет собой

целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности проходит в тех или

иных формах через многие этапы истории русской философской мысли. Однако

наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в

различных изданиях, которые отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности возможна лишь на

основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,

рационализм и материализм, они отстаивали Бога в человеке. Постановка вопроса

о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой философов-

славянофилов. Славянофилы выступали против личной собственности правового

государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи, являются

наилучшей средой для существования личности. Всем формам внешней свободы -

политической, правовой, экономической, они противопоставляли внутреннюю

свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мира, освящённых

религией.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: