Про заболевания ЖКТ

Большая часть китайских фабрик и китайских заводов расположена в основных индустриальных центрах страны, и сосредоточена в осн. в восточных и приморских провинциях: Ляонине , Шаньдуне , Гуандуне , Цзянси , Чжэцзяне , Фуцзяне, Аньхое, Цзянси и др., а также в Шанхае , Тяньцзине , Чунцине и Гонгконге.

Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций . Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Российский ядерный двигатель для космоса: есть реальные результаты

    ✪ Китайцы захватили Байкал. Кто продаёт Китаю земли Сибири и крупнейшее пресноводное озеро в мире?

    ✪ Авиационный двигатель нового поколения ПД-14 для МС-21 получил сертификат

    ✪ ТОП 5 ФАКТОВ О ДЕМОГРАФИИ. НАС НЕ 7 МИЛЛИАРДОВ ЧЕЛОВЕК. КТО ПРИДУМАЛ МИФ О ПЕРЕНАСЕЛЕНИИ ЗЕМЛИ?

    ✪ Как узнать состав звёзд, планет и других космических тел? / Космос Просто

    Субтитры

История

В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов . Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая. В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23 % промышленного производства и 40 % экспорта Китая.

С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступление в ВТО . Вследствие чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д. В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги .

Лёгкая промышленность

Добывающая промышленность

Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины. На территории КНР ведётся в значительных масштабах добыча также нефти, газа, урана .

В Китае находится 37 % мировых запасов редкоземельных металлов (молибден , ванадий , сурьма). В результате значительных инвестиций в 80-х годах прошлого века в добычу этих ископаемых сегодня Китаю принадлежат 95 % их мировой добычи .

Судостроение

Автомобилестроение

Автомобильная промышленность Китая имеет немногим более чем полувековую историю. С начала 1990-х годов она развивается очень высокими темпами. С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире, ежегодно выпускающем в последние годы автомобилей больше, чем следующие два автопроизводителя (США и Япония) вместе взятые, или больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые .

Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. Потребности внутреннего рынка Китая в автомобилях в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9–10 % от объема продаж, хотя еще в начале 90-х рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством.

Аэрокосмическая промышленность

Авиапром см. Список самолётов и вертолётов Китайской Народной Республики

Космическая промышленность

Компания Legend Group – ведущий поставщик ПК в азиатские страны, за исключением Японии (9 % общего объема продаж в регионе). Доходы фирмы от продаж ПК составляли 2,45 млрд долл. (1999), в 2000 году ее доход возрос более чем на 100% (аналогичные показатели и у других фирм - Founder, Great Wall, Start и Hitense). Помимо предприятий по сборке ПК и производству материнских плат Legend Group владеет дистрибьюторскими сетями, охватывающими всю страну; также - совместная исследовательская лаборатория с National Semiconductor в Пекине.

История

Первые шаги в развитии электроники в КНР были сделаны сразу после образования государства в 1949 году. Правительством была организована Академия наук Китая с сетью научно-исследовательских институтов, разработаны долгосрочные программы научно-технического развития, в которых электроника заняла одну из ведущих позиций.

Разработкой компьютеров в Китае занялись еще в начале 50-х, внедрив ЭВМ 1-го поколения на электронных лампах в 1958 г., в 1965 году ЭВМ 2-го поколения на полупроводниках уже производились в Шанхае, Пекине и Тяньцзине. В 1973 г. учёные представили ЭВМ 3-го поколения с использованием малых интегральных схем . К 1989 г. уже осуществлялась программа перехода от ЭВМ 4-го поколения на основе больших интегральных схем к выпуску ЭВМ 5-го поколения.

На 2001 г. общий доход у 44 китайских компаний, занимающихся разработкой и производством изделий электронной техники – около 2 млрд долл., или 82 % всего дохода электронной промышленности страны. Наибольший вклад в развитие этой отрасли вносят фирмы Legend Group, Konka Group, Great Wall Computer, Nanjing Panda Electronics и Shenzhen Huawei Technologies . Фирма Shanghai Seagull Camera, лидер на внутреннем рынке цифровых камер (выпускает в год 600 тыс.)

Мировые лидеры IT-индустрии стали массово переносить производство своих продуктов в Китай. Так им удается не просто сохранить прибыль, но и приумножить доход при небольших затратах на производство и расходах на заработную плату персонала.

Китай становится законодателем рынка

Промышленность

До революционный Китай был полуфеодальной страной с не национализированной системой экономики и неразвитым производством. Но после 1949 года в короткие сроки в республике была осуществлена индустриализация, многократно выросло производство промышленной продукции, расширялась ее отраслевая структура.

Дореволюционная промышленность занимала второстепенное место в экономике Китая. В 1946 году в национальном доходе на ее долю приходилось немногим более 10%. В 1949 году страна уже занимала 9 место в мире по добыче угля, 23 по выплавке чугуна, 26 по выплавке стали и 25 по производству электроэнергии.

Вместе с тем за последние 50 лет в Китае восстановлена пищевая промышленность, построено более 370 тыс. новых промышленных предприятий, а промышленное производство возросло в 39 раз.

Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них Китай занимает первое место в мире.

Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.

За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разве данные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходится на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находится вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

На нефтедобывающую промышленность приходится 21% производства топливо энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16% валютных поступлений от экспорта. В целом в стране более 32 предприятий по добыче нефти общие запасы нефти составляют 64 млрд. тонн.

Южный Китай и особенно его Восточная зона богаты запасами природного газа, которые оцениваются в 4 тыс. млрд. тонн: к настоящему моменту разведано лишь 3,5%. Крупнейшим центром добычи и переработки газа является провинция Сеньхуа.

Тем не менее, в Китае до сих пор ведущими остаются такие отрасли легкой промышленности как текстильная и пищевая, на которые приходится более 21% всей производимой промышленной продукции. На Северо-востоке страны сосредоточены главным образом предприятия бумажной, сахарной и масломолочной промышленности, на Северо-западе - предприятия по переработке хлопка и продукции животноводства, на Юго-западе наиболее развита пищевая промышленность. В целом пищевая промышленность имеет более 65,5 тысяч предприятий, кроме того, в стране более 23,3 тысяч предприятий текстильной промышленности, а производство и переработка сырья на них четко ориентирована: на Севере - шерсть, конопля, на Юге - шелк, джут, кенаф.

Легкая промышленность в Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в экономике еще до революции. Вместе с тем в Китае, начиная с 1949 года постепенно начинает развиваться машиностроение. До 1949 года объем производств этих отраслей был в 250 раз ниже чем в США, практически не производилась комплектная энергетическая, горнорудная, машиностроительная, тракторы, самолеты. К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.

Сельское хозяйство

В 1949 году в структуре общественного производства и национального дохода Китая на сельское хозяйство приходилось около 70%. За годы послереволюционного развития относительное значение сельского хозяйства уменьшилось, но его положение как базовой отрасли экономики сохранилось, оно остается главным поставщиком сырья для легкой промышленности (70%). Число занятых в сельской местности составляет 313 млн. человек, а с членами семей около 850 млн. человек, что в 6 раз больше чем в России, Японии, Англии, Франции, Германии, Италии, Мексики вместе взятых.

Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растениеводческая, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя.

Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране. К настоящему моменту не в одной стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы как в Китае, кроме того, в большом количестве выращиваются сладкий картофель (батат), клубни которого богаты крахмалом и сахаром.

В условиях Китая важное значение имеет выращивание технических культур. В результате сложившейся структуры цен их производство гораздо более доходно, чем зерна, хлопка, овощей и фруктов, даже не смотря на то, что по выращиванию, например хлопка Китай занимает третье место в мире. Кроме того, широко распространено выращивание масличных культур, служащих основным источником пищевых жиров. Главными из них являются арахис, рабс и кунжут (выращиваемые в провинции Шаньдун).

Не последнее место занимает Китай и по выращиванию чая, который употребляется как лекарственное средство с IV века нашей эры, а с VI века он становится общепринятым напитком.

Высокая плотность населения и интенсивное использование земельного фонда отражаются, прежде всего, на развитии животноводства, роль которого в целом незначительна. В Китае исторически сложилось два типа животноводства. Один тесным образом связан с земледелием и носит подсобный характер; в земледельческих равнинных районах разводят преимущественно свиной, тягловый рабочий скот и птицу. Западным же районам свойственно экстенсивное, кочевое или полукочевое скотоводство.

Основные показатели экономического развития

Реформы в КНР по выведению Китая из изоляции от международного разделения труда и его возврату на мировую экономическую арену, начало которым было положено в конце 70-х годов Дэн Сяопином (Deng Xiаорing), уже приносят зримые плоды.

По данным китайской статистики, с 1978 по 2002 годы ВВП страны в текущих ценах вырос в 28 раз (с 362,4 до 10.267,2 млрд. юаней, или с 43,8 до 1.240 млрд. долл. - в среднем за год на 9,8%). Фактически намеченное удвоение ВВП на 1980-2000 годы было выполнено на 5 лет ранее, а к 2001 году намеченный показатель был превышен более чем на 50%. В соответствии с обычными методиками подсчета, страна имеет шестую по величине экономику в мире. Темпы экономического роста в стране составляют одну третью среднемировых темпов экономического роста. Если в основу подсчета заложить паритет покупательной способности валют (Рurchаsing-роwer Раrity) - методику, уменьшающую искажения при оценке экономического потенциала развивающихся стран, - то окажется, что Китай обладает второй по величине экономикой, равной 11,8% мирового ВВП, пропустив вперед лишь США (китайское правительство не признает данный факт из тактических соображений). ВВП на душу населения увеличился в 21 раз (с 379 юаней в 1978 году до 7.977,6 юаней в 2002 году, или с 45 до 964 долл.). Тем не менее, по данному показателю Китай отстает и от развитых, и от многих развивающихся стран: например, только в 1997 году этот показатель в Китае составил 740 долл., тогда как в Японии, США и Австралии в 1993 году он равнялся 34.211, 25.385 и 15.044 долл. соответственно, причина чего состоит в большой численности населения Китая при относительно низком уровне экономического развития и высоком удельном весе сельского населения.

Согласно статистическим данным Мирового банка, структура народного хозяйства КНР неуклонно сближается с той, которую имеют промышленно развитые страны. Если в 1978 году на первичную сферу приходилось 29,8%, на вторичную - 48,2% и на сферу услуг - 23,7%, то в 2001 году 49,2, 18 и 32,8% соответственно.

За годы реформ кардинально изменилась структура народного хозяйства по формам собственности: так, если в 1978 году национальную экономику представляли 83.700 государственных предприятий в городе и 264.700 колхозов в деревне, производивших 80,8 и 19,2% ВВП соответственно, то уже к 1995 году государственные предприятия, число которых снизилось до 118.000, производили 33,9, коммерческие фирмы - 36,6, частные предприниматели - 12,9 и совместные предприятия - 16,6% ВВП, причем количество малых предприятий, 24% от общего числа, имеющих менее 100 работников, приблизительно равно количеству крупных со штатом более 1.000 человек.

Благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, обусловленным сдержанным кредитованием Национального банка Китая вследствие незначительных размеров бюджетного дефицита, величина которого была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 году до 3,3% ВВП в 2002 году, в стране удалось обеспечить относительно низкие темпы инфляции: например, если в 2002 году наблюдалась дефляция 99,2%, то в следующем году - инфляция 0,6%.

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовых техники и технологий стали залогом успеха проводимой экономической реформы в КНР: в результате, Китай уверенно удерживает второе место в мире по ежегодным объемам привлечения иностранных инвестиций, достигнувшим в 2000 году 47 млн. долл.

Номинальный располагаемый доход на душу городского населения, составляющего 36% китайцев, увеличился от 1.510 юаней в 1990 году до 8.472 юаней в 2003 году, а с учетом роста цен - в 2,6 раза. Номинальный располагаемый доход на душу сельского населения вырос со 686 юаней до 2.622 юаней, в реальном же исчислении - в 3,8 раза.

В связи с необходимостью трудоустройства новых абитуриентов и миграции в поисках работы работников молодого и среднего возраста из деревни в город положение с занятостью является крайне напряженным: в частности, с 1978 по 2002 годы число зарегистрированных безработных увеличилось от 5.300 до 7.500 тыс. чел., а безработица выросла от 5,3 до 7%.

Несмотря на явные экономические успехи, КНР предстоит разрешить противоречие между среднедушевыми и абсолютными показателями экономического развития страны и проблему экстенсивного типа экономического роста, что в настоящее время обуславливает низкую по международным критериям эффективность экономики.

Основные отрасли производства можно представить в виде "Китайской модели экономики" (см. Приложение 2).

Транспорт

Транспорт в Китае начал развиваться ускоренными темпами с 1949 года, пик развития пришёлся на 1980е годы. Строительство в КНР аэропортов, дорог и ж/д путей сильно увеличило занятость населения.

Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ж/д перевозок в мире и является одной из основных составляющих экономики. По длине ж/д путей Китай занимает 3 место в мире, протяжённость железнодорожной сети Chinа Rаilwаys составляла на конец 2006 года 76,6 тыс. км (в 2006 году прирост составил 1,2 тыс. км).

В 2006 году была введена в строй Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль в Тибете - самая высокогорная железная дорога (до 5072 м над уровнем моря), стоимость постройки которой составила $4,2 млрд. Через Ланьчжоу-Синьцзянскую железную дорогу ж/д сеть Китая соединена с железными дорогами Казахстана.

Размер колеи 71 898 км ж/д путей - 1435 мм (18 115 км из которых электрифицированы), 3 600 км промышленных путей имеют размер 1000 и 750 мм. В 2004 году на балансе Chinа Rаilwаys числилось 15 456 локомотивов.

Китай запустил второй в мире коммерческий поезд на магнитной левитации. В ходе совместного китайско-германского проекта было построена 30-км высокоскоростная (450 км/ч) маглев-трасса от шанхайского аэропорта Пудун до центра Шанхая, начавшая работать в 2002 году. Стоимость проекта составила $1,2 млрд.

Протяжённость автодорог (включая сельские) составляет 3,5 млн км. Общая длина современных многополосных автострад на конец 2006 года составляла 45,3 тыс. км (в 2006 году было построено 4,3 тыс. км автострад, в 2007 году планируется ввести 5 тыс. км). Среди известных дорог - Каракорумское шоссе и Бирманская дорога.

В Китае более чем 2000 портов, 130 из которых принимают иностранные корабли. Крупнейшие 16 портов Китая имеют оборот в 50 млн тонн в год. Суммарный оборот Китая превышает 2890 млн тонн. По оценкам к 2010 году 35 % мировых водных перевозок будет производиться в Китае. В 2004 году торговый флот Китая составил 3497 судов.

Длина китайских рек, озёр и каналов доступных для навигации оценивается в 140 тыс. км, по которым в 2003 году было перевезено около 1,6 трлн т груза и 6,3 трлн пассажиров на км в более чем 5100 внутренних портов.

В результате бурного роста гражданской авиации (CААC) к 2007 году Китай располагал примерно 500 аэропортами, 400 из которых имели асфальтированные ВПП. С увеличением числа аэропортов, увеличилось и число авиаперевозчиков.

Общее количество воздушных судов в континентальном Китае оценивается в 1580 единиц в 2010 году (в 2006 году их было 863). К 2025 году цифра возрастёт до 4000.

Туризм

Китай является перспективной страной для развития в ней туризма. Возможность ее конкурентоспособности на туристском рынке говорит о ее перспективном будущем в сфере туризма.

Центром туризма Китая можно назвать Пекин. Столица Китайской Народной Республики - город центрального подчинения. Пекин - это важнейший политический, экономический, культурный, исторический и туристский центр страны.

В настоящее время Китай превратился в ведущий туристский центр в Азии, по числу принимаемых иностранных туристов страна вышла на четвертое место в мире.

В последние годы столицу Китая ежегодно посещают свыше двух миллионов иностранцев. В городе насчитывается около 200 основных объектов туризма, однако большинство туристов знакомится лишь с самыми известными достопримечательностями.

До 2010 года, Китай будет усиленно стремиться достичь уровень прибывших и переночевавших из-за рубежа в количестве 64 миллионов человек-раз. Что будет соответствовать 7% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге ведущих туристических держав мира. Валютный доход от туризма должен достичь уровня 53 миллиарда долларов США, что будет соответствовать 8% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге по этому показателю среди ведущих туристических держав мира. Уровень развития внутреннего туризма должен достичь 1,69 миллиарда человека-раз, прирост 8% в среднем ежегодно. Доход от внутреннего туризма должен достичь уровня 850 миллиарда китайских юаней (примерно 106 миллиарда долларов США), ежегодный прирост должен составить 10%. Обобщенный доход от туризма в Китае должен достичь уровня 1270 миллиарда китайских юаней (примерно 159 миллиарда долларов США), ежегодный прирост в 8% примерно, и соответствовать 7% от GDР (обобщенного национального продукта). Достичь уровня 10 миллионов человек непосредственной занятости в туризме, и 49 миллионов человек косвенной занятости в туризме.

Китайская туриндустрия стала одной из первых, которую Китайское Правительство открыла для зарубежных туристов причем, ее степень открытости также стала одной из наиболее существенных. Кроме того, Правительство Китая определило ее в качестве одной из преимущественных для зарубежных инвесторов, обладая прекрасной инфраструктурой для инвестиций и развития. До конца 2005 года включительно, китайская туриндустрия освоила иностранные капиталовложения объемом примерно в 60 миллиардов долларов США, что составляет 12% от общего объема инвестиций в различные отрасли и хозяйства страны (примерно составляет 500 миллиардов США).

В настоящее время в Китае действуют 5 турфирм с исключительным иностранным капиталом, 16 турфирм со смешанным капиталом. Гостиничные комплексы со смешанным капиталом имеются во всех городах и провинциях по всей стране. Многие ведущие туристические бренды мира уже вошли или на пороге вхождения на китайский рынок.

В конце семидесятых годов XX столетия КНР приступил к активному развитию производственной сферы. Страна постепенно перешла от планового управления экономикой к рыночному. Согласно статистике, объем экспорта республики является мировой доминантой. Первые реформы коснулись аграриев, после чего были успешно внедрены в других сферах промышленности Китая.

Реалии и перспективы

В 2010 году правительство обозначило ряд производственных областей, предприятия которых получили национальные субсидии. Определив свой собственный путь, держава внедрила уникальные системы образования и медицины. Уже сегодня они доказали свою эффективность и в полной мере удовлетворяют запросам экономической экспансии.

Руководство всячески поддерживает и поощряет импорт технологий из Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов Америки. Наибольший интерес у менеджеров вызывают такие сектора, как телекоммуникации, создание программного обеспечения, микробиология и фармакология. Местная Силиконовая долина занимает северные территории центральной части страны.

Финансовые потоки

Начиная с 1980 года, восток претерпел кардинальные изменения. Один за другим на некогда пустующих равнинах появлялись сталеплавильные, металлургические, автомобильные заводы и машиностроительные предприятия. Населенные пункты Цзилинь, Аньшань, Шэньян и Шанхай привлекли внушительные иностранные инвестиции в промышленность Китая.

Для зарубежного капитала открыли южные провинции. Там же были учреждены свободные экономические зоны, предлагающие инвесторам специальные налоговые и таможенные режимы. Близость к центрам капиталистического рынка обеспечила процветание районам Гуандун и Фуцзянь. Первый граничит с Гонконгом, а второй - с Тайванем.

Индустриальные секторы Китая

Основной поток валютных поступлений пришелся на расположенные на побережье конгломераты. Вернуть Шанхаю статус экономического форварда страны удалось после того, как на реке Хуанпу был запущен инновационный производственный комплекс. Он обеспечил новые рабочие места и принял участие в перераспределении денежных вложений.

Наиболее развитые сферы промышленности Китая:

  • угольный промысел;
  • добыча руды;
  • деревообработка;
  • сталелитейное производство;
  • выпуск электроники и бытовой техники;
  • автомобильная индустрия;
  • химическая отрасль.

Республика является признанным лидером по экспорту сельскохозяйственной, хлопчатобумажной и швейной продукции. Она поставляет чугун, сталь, кокс, сурьму, вольфрам. Львиная доля мобильных телефонов, компьютеров, расходных материалов, часов и фотоаппаратов изготавливается в КНР.

Ежегодный финансовый оборот автомобильной промышленности Китая превышает 20 миллионов долларов. Страна богата залежами природных ископаемых, нефти, редкоземельных металлов и газа. В конце двухтысячных каждый десятый товар в мире имел китайское происхождение. Благодаря позитивному инвестиционному климату государство получило статус привлекательной базы для строительства фабрик и заводов международных компаний.

Сфера влияния

На бюджетный сектор сегодня приходится примерно тридцать процентов ВВП. Тенденция показывает положительную динамику. Правительство КНР уделяет большое внимание менеджменту в этом сегменте.

Приоритет достался производству автомобилей и машин, а также металлургии. Их вклад в экономику республики составляет порядка 25 % общего объема производства. Однако преобладание экстенсивных методов управления над интенсивными привело к планомерному снижению конечного качества товаров.

В национальной собственности до сих пор значатся компании, чья деятельность сопряжена с тяжелой промышленностью Китая и выпуском продукции стратегического значения. Динамичное становление химической отрасли обозначило увеличение экспорта минеральных удобрений, пластмасс, полимеров, синтетики. Химзаводы сосредоточены на всей территории Китая.

Большое значение в жизни страны имеет выпуск текстильных изделий. Он занимает важное место в экономике. Швейные фабрики находятся в Шанхае, Харбине, Гуанчжоу, а также в провинции.

Внутренняя индустриальная карта

Географы выделяют следующие регионы Китая:

  • Манчжурия.
  • Северные провинции.
  • Восточное побережье.
  • Центр.
  • Южные территории.

Манчжурия простирается на северо-восточных землях республики. Специализация промышленности Китая в этой части - топливно-энергетические, лесоперерабатывающие и металлургические предприятия. Не менее развит и аграрный сектор. Крестьяне выращивают злаковые культуры, сою и гаолян. Крупными экономическими центрами региона признаны города Фушунь, Далянь, Шеньян, Харбин, Аньшань.

Визитная карточка КНР

Северные провинции - важный финансовый центр КНР. Его основу составляют наукоемкие производства. К ним относятся электронная промышленность Китая, заводы, собирающие бытовую технику, фабрики, выпускающие синтетические волокна, электромашиностроение. На этой территории находятся столичные дистрикты Пекина, а также Тяньцзинь. Но монгольские степи все еще остаются свободными.

Восточные районы - сельскохозяйственная житница республики. На эту часть государства выпала треть всей выращиваемой на полях Китая аграрной продукции. На достойном уровне развития находятся судостроительная, аппаратная, металлургическая, химическая отрасли промышленности Китая. Регион служит главным поставщиком риса, овощей, мяса, чая, сои и хлопка. На востоке расположены мегаполисы Шанхай, Фучжоу, Нанкин, Циндао, Ханчжоу.

Животноводство и аграрный бизнес

Центр и южные земли КНР традиционно считаются сельскохозяйственными. Современное производство в этих краях сосредоточено в Гуанчжоу. Тут же функционирует несколько экономических зон, учрежденных для привлечения иностранных инвестиций в промышленность Китая. Сянган, который находится в самом сердце страны, является индустриальным узлом восточной Азии.

О северо-западе и юго-западе говорят реже. Их ландшафт отличает гористая местность. Близость к Тибету объясняет суровые климатические условия. Здешнее население преимущественно занято в фермерском хозяйстве Сичуанской равнины, либо трудится на предприятиях в Ченду и Чунцине. Религиозный центр Лхаса с каждым годом привлекает все большее количество локальных и зарубежных туристов.

Автопроизводство

Вопреки ожиданиям, мировой экономический кризис принес укрепление позиций концернов, занятых в сборке транспортных средств и спецтехники. Воспользовавшись подходящим моментом, автомобилестроение Китая упрочило свои позиции.

Планируется, что в ближайшем будущем с конвейерных линий сойдет около 10 000 000 машин, а в 2020 году - 15 миллионов! Если США не увеличит объемы, то рано или поздно Китай получит титул лидера.

Стремительное развитие промышленности Китая началось в 1978 году. Именно тогда правительство стало активно внедрять либеральные экономические реформы. Прежде всего, они касались переориентирования основных отраслей на экспорт, привлечения зарубежных инвестиций, а также создания экономических зон с благоприятным налоговым и административным климатом. Как результат, в наше время эта страна является одним из мировых лидеров по производству практически всех групп товаров.

Краткая история развития промышленности в Китае

Как бы удивительно это ни звучало, но вплоть до середины двадцатого века Китай представлял собой государство полуфеодального строя с неразвитой экономикой и производством. В плане индустриализации он отставал от развитых мировых стран более чем на сто лет, и выступал лишь в роли сырьевого и аграрного придатка. Ситуация начала меняться после 1949 года, когда была провозглашена КНР. После проведения в сравнительно короткие сроки индустриализации промышленность и начали бурно развиваться. Красноречивым доказательством этого можно назвать тот факт, что всего лишь за пятьдесят лет в государстве появилось около 370 тысяч новых предприятий. Объём производства за этот период времени вырос в 39 раз. Сегодня страна находится на лидирующей позиции в мире по количеству заводов и фабрик. Вся её промышленность при этом представлена 360 различными отраслями. В связи с чрезвычайно высокими темпами развития, правительство порой вынуждено даже сдерживать его. Это делается, чтоб не допустить скачков и очередного кризиса в мировой экономике. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в приморских восточных провинциях. К ним относятся Ляонинь, Шанхай, Цзянсу, Гуандунь, Шаньдунь и другие.

и нефти

Страна может похвастаться довольно богатыми недрами. Несмотря на это, перерабатывающие Китая развиты намного лучше, чем Как бы там ни было, размер запасов природного газа, обнаруженных в южных и восточных регионах страны, по оценкам исследователей, составляет более 4 тысяч миллиардов тонн. По состоянию на сегодняшний день разведанными являются менее 4 % из них. Что касается нефтедобычи, то на неё приходится одна пятая часть от производства топливно-энергетических ресурсов Поднебесной. Запасы чёрного золота, которым обеспечивается 16 % экспортных валютных поступлений, здесь составляют около 64 миллиардов тонн.

В настоящее время в стране функционируют 32 предприятия, специализирующихся на добыче нефти. Крупнейшие местные заводы по её переработке находятся в провинциях Цайдам, Юймень, Даган и Шаньдун.

Легкая промышленность

Ещё в дореволюционные времена легкая промышленность Китая играла ведущую роль в структуре его экономики. Очень важной для развития страны эта сфера остаётся и сейчас. И правда, на пищевую и текстильную отрасли приходится почти 21 % от всей промышленной продукции, производимой в государстве. Ведущие предприятия, которые её выпускают, разбросаны по всей стране. Пищевая промышленность больше всего развита на юго-западе Поднебесной. В северо-западных регионах в основном находятся предприятия, которые специализируются на животноводстве и переработке хлопка. Северо-восточные компании в основном заняты бумажным, масломолочным и сахарным направлением такой отрасли, как легкая промышленность Китая. В общем на территории государства насчитывается более 23 тысяч текстильных компаний, на которых производство и переработка сырья характеризуются чёткой ориентированностью, а также около 65 тысяч предприятий пищевой индустрии. Не стоит забывать при всём этом и о производстве бумаги. Оно хоть и не является таким масштабным, как предыдущие две отрасли, но всё-таки играет очень важную роль в развитии страны.

Тяжелая промышленность

Аналогично прочим довольно высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Для специализирующихся на ней предприятий после длительного подъёма в последние несколько лет характерным стало некоторое сокращение объёмов производства. Вместе с этим, согласно мнению многих мировых аналитиков, это никак не связано с качеством продукции и ценообразованием. Дело в том, что сейчас страна имеет избыточные мощности, которые на фоне замедления потребления не только в самом государстве, но и во всём мире, просто необходимо сокращать. Наиболее рентабельными, как показывает практика, по состоянию на сегодняшний день в данной отрасли являются небольшие предприятия. Эксперты утверждают, что так долго продолжаться не может, поэтому в ближайшем будущем рынок обязательно перераспределится, после чего примерно 5 % компаний в этой отрасли обанкротятся либо будут поглощены крупными фирмами.

Машиностроение

До середины прошло века оно не играло никакой роли в развитии экономики Китая. Промышленность страны практически не изготовляла машин и механизмов с комплектующими деталями, самолётов, тракторов, автомобилей и так далее. По сути, машиностроение после революции 1949 года в Китае было создано по-новому. Только на протяжении на территории страны было возведено более 60 заводов (третья часть из них была построена благодаря активной технической поддержке со стороны СССР). Как результат, сейчас ситуация кардинально изменилась.

В настоящее время отрасль выпускает более 53 тысяч наименований продукции и полностью обеспечивает внутренние нужды государства. К самым крупным центрам машиностроения относятся Пекин, Шэньян, Шанхай и Тяньцзинь.

Металлургия

Как уже было отмечено выше, страна очень богата природными ресурсами. Благодаря этому довольно развитой является и металлургическая промышленность Китая. Почти в каждой провинции или автономном районе присутствуют предприятия чёрной металлургии, общая численность которых превышает отметку в 1,5 тысячи. Государство производит более тысячи разновидностей стали, в том числе сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, и высоколегированные сорта с заранее заданными характеристиками.

Главным недостатком, который характерен для большинства компаний в этой сфере, стал сравнительно низкий технический уровень производств и слабое их оснащение современными технологиями. Более того, около 70 % таких предприятий вообще не оборудовано очистными сооружениями. Что касается то условия для её развития можно с уверенностью назвать благоприятными, поскольку в недрах земли имеются богатые залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и многих прочих руд. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что всего несколько десятилетий назад активно развивалась добыча только некоторых из них, а сама разработка выполнялась хаотично, без соблюдения элементарных правил безопасности.

Автомобилестроение

Важную роль для экономики страны играет автомобильная промышленность Китая. Результативность политики, проводимой правительством страны в этом направлении, очень высока. Прежде всего она выражается тем, что в государстве успешно развиваются совместные со многими ведущими автопроизводителями компании. По состоянию на сегодняшний день Поднебесная самостоятельно обеспечивает практически все внутренние потребности в транспортных средствах. При этом их импорт не превышает отметки в 10 %. Такая ситуация во многом связана с тем, что правительство не ставит задачу автомобилизации населения (собственные машины имеет только 1% жителей). Ряд налогов, ограничений и пошлин привёл к тому, что авто здесь является предметом роскоши.

Строительная промышленность

Далеко не на последнем месте по уровню развития находится строительная промышленность Китая. Это и не удивительно, ведь на территории страны имеются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды. Наиболее массовым среди всех видов строительных материалов стало производство цемента, которое налажено в северо-восточном регионе страны. Большинство из компаний по изготовлению керамической плитки сконцентрировано в Бошане, Цзянси, Урумчи и Шеньяне, а кирпичные заводы - неподалёку от Пекина. Город Сычуань славится мощными асбестовыми предприятиями.

Химическая промышленность

Несмотря на большие запасы газа, угля и фосфатов, в Поднебесной долгое время не уделялось внимание многим отраслям. Некоторые из них попросту заново создавались после революции. Не стала исключением и химическая промышленность Китая. В первой половине пятидесятых годов прошлого века здесь появились 33 крупных компании, специализирующиеся на данном направлении. При этом за такой короткий промежуток времени номенклатура продукции выросла в десять раз, до отметки в 900 наименований.

Крупнейшие химические предприятия находятся в Нанкине, Шанхае, Харбине, Шеньяне и Цзилине.

Сельское хозяйство

Постоянное увеличение количества населения приводит к росту потребления продовольственной продукции. В связи с этим правительство Поднебесной называет одной из приоритетных задач обеспечение дальнейшего активного развития таких отраслей, как пищевая промышленность и сельское хозяйство Китая. В стране проводится политика всесторонней поддержки крестьянства с целью улучшения уровня его жизни и повышения урожайности культурных растений. В частности, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других платежей. Кроме этого, гражданам, которые заняты в этой отрасли, предоставляются всевозможные субсидии, дотации, выгодные кредиты и даже безвозмездная помощь.

Практически во всех провинциях на законодательном уровне государство гарантирует закупку урожая у крестьян. Отдельных слов заслуживает вклад местных учёных-селекционеров, которым удалось вывести ряд культур с урожайностью, в несколько раз превышающей аналогичный показатель традиционных сортов.

Заключение

В данной статье кратко описаны лишь основные отрасли промышленности Китая. Вне всякого сомнения, Поднебесная достигла огромных успехов и в других областях экономической деятельности. К ним можно отнести развитие информационных и биологических технологий, фармацевтики, безотходных производств, связи, совершенствование вычислительной техники, освоение новых источников энергии, сокращение загрязнения окружающей среды и многие другие направления.

Энергетика. Китай занимает одно из ведущих мест в мире по производству энергоносителей и по выработке электроэнергии. Энергетика Китая - угольная (его доля в топливном балансе 75%), также используется нефть и газ (в основном искусственный). Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (3/4), в основном работающих на о-г угле. На ГЭС приходится 1/4 вырабатывается электроэнергии. Действуют две АЭС, 10 примитивных станций, в Лхасе построена геотермальная станция.

Черная металлургия - базируется на собственной железной руде, коксующемся угле и легирующих металлах. По добыче железной руды Китай занимает I место в мире, по выплавке стали - И место. Технический уровень отрасли низкий. Наибольшее значение имеют такие крупнейшие в стране комбинаты как в Аньшане, Шанхае, Брошена, а также в Бзнси, Пекине, Ухане, Тайюане, Чунцине.

Цветная металлургия. Страна обладает крупными запасами сырья (1/2 произведенного олова, сурьмы, ртути экспортируется), но алюминий, медь, свинец, цинк импортируются. На севере, юге и западе Китая представлены добывающие и обогатительные комбинаты, а на востоке завершающие стадии производства. Основные центры цветной металлургии находятся в провинциях Ляонин, Юньнань, Хунань, Ганьсу.

Машиностроение и металлообработка - занимает 35% в структуре индустрии. Сохраняется высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, быстро развиваются электроника, электротехника, автомобилестроение. Структура производственных предприятий многообразна: наряду с высокотехнологическими современными предприятиями, широко распространены кустарные заводики.

Ведущие подотрасли - тяжелое машиностроение, станкостроение, транспортное машиностроение. Быстрыми темпами развивается автомобилестроение (6-7 место в мире), электронная и приборостроение. Как и прежде, в стране развито производство для традиционных текстильной и швейной подотраслей.

Преобладающую часть машиностроительной продукции Китая производит приморская зона (свыше 60%), причем в основном в крупных городах (главные центры - Шанхай, Шеньян, Далянь, Пекин и т. д.).

Химическая промышленность. Опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяются две группы производств: минеральных удобрений, бытовой химии и фармацевтики.

Легкая промышленность- традиционная и одна из главных отраслей, использует собственное, в основном натуральное (2/3) сырье. Ведущая подотрасль- текстильная, обеспечивающая стране лидирующее положение по производству и экспорту тканей (хлопковых, шелковых и других). Развиты также швейная, трикотажная, кожевенная и обувная подотрасли.

Пищевая промышленность - для страны с таким большим населением является исключительно важной, лидируют переработка зерна и масличных культур, развито производство и переработка свинины (2/3 объема мясной промышленности), чая, табака и других пищевых продуктов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: