Про заболевания ЖКТ

Царский трон

Около 1325 года до н.э.
102 х 54 х 60 см
Дерево, золото, серебро, стекло, полудрагоценные камни
Из Долины царей (KV 62).
Ныне - Каир. Египетский музей

Говард Картер.
"Гробница Тутанхамона"
Передняя комната

Под этим ложем стоит ещё одно изумительное произведение искусства, пожалуй, самое значительное из до сих пор обнаруженных в гробнице - сплошь обитый золотом, инкрустированный стеклом, фаянсом и цветными камнями трон фараона.

Ножки трона в форме кошачьих лап оканчиваются львиными головами - простыми и в то же время очень реалистичными. Ручками служат великолепно изваянные крылатые змеи, увенчанные коронами. Между брусьями, поддерживающими спинку, изгибаются шесть кобр из позолоченного и инкрустированного дерева. Но красой всего трона является, конечно, его спинка. Я могу без малейших колебаний утверждать, что прекраснее этой панели в Египте еще ничего не находили. К сожалению, одноцветная фотография даёт лишь самое приблизительное представление о красоте этого шедевра.

На спинке кресла изображен один из залов дворца. Это комната, украшенная по бокам колоннами, увенчанными цветочными гирляндами, фризом из уреев и карнизом с традиционным рисунком. Сквозь отверстие в крыше солнце посылает свои дающие жизнь благословляющие лучи. Сам фараон в непринужденной позе сидит на покрытом подушками троне, небрежно закинув руку за его спинку. Перед ним стоит его жена. У нее тонкая девичья фигура. По-видимому, она помогает фараону заканчивать туалет: в одной руке у неё маленькая ваза с благовониями или умащениями, а другой она нежно умащает плечо мужа или стряхивает каплю благовонной эссенции на его ожерелье. Простая, скромная домашняя сценка, но сколько в ней жизни, чувства, движений.

Краски спинки трона необычайно ярки и эффектны. Лица и обнажённые части тела фараона и его жены сделаны из красной стеклянной пасты, головные уборы - из сверкающего, похожего на бирюзу, фаянса, а их одежда - из серебра, которому время придало изысканный редкий оттенок. Короны и ожерелья и все орнаментальные детали панели инкрустированы разноцветным стеклом и фаянсом, сердоликом, а также совершенно неизвестным сочетанием прозрачных кварцевых пластинок с подкладкой из цветной пасты, очень напоминающим итальянскую стеклянную мозаику. И все это на фоне листового золота, которым обит весь трон.

В первоначальном виде, когда золото и серебро ещё не потускнели, этот трон должен был представлять собой поистине ослепительное зрелище - слишком ослепительное для европейцев, привыкших к пасмурным небесам и неопределённым оттенкам. Но сейчас, несколько потускнев от налёта на металле, краски трона создают необычайно привлекательное и гармоничное впечатление.

Независимо от художественной ценности этот трон - также важнейший исторический памятник. Украшающие его изображения как бы иллюстрируют политические и религиозные противоречия во время правления Тутанхамона.

Сначала Тутанхамон придерживался концепции, полностью основанной на религии Тель-эль-Амарны с культом солнечного бога Атона. Об этом свидетельствуют человеческие ладони на концах солнечных лучей, изображённых на спинке трона. Однако картуши здесь удивительно сочетаются. На некоторых из них имя Атона стёрто и заменено именем Амона, в то время как на других имя Атона сохранилось. По меньшей мере, странно, что предмет со столь явными следами ереси был публично погребён здесь, в твердыне религии Амона. Очевидно, не случайно на этих частях трона сохранились остатки покрывавшей их льняной ткани. По всей видимости, Тутанхамон вернулся к старой религии не вполне по собственному убеждению. Наверное, он решил, что трон слишком ценная вещь, чтобы его уничтожать, и хранил его в одном из самых интимных покоев своего дворца. Но точно так же возможно, что уничтожение имени Атона удовлетворило фанатиков и фараону не приходилось прятать от них своё сокровище. На сиденье трона лежала скамеечка для ног, которая обыкновенно стояла перед троном. Она сделана из позолоченного дерева и темно-синего фаянса с изображениями наверху и на боковых стойках связанных простёртых ниц пленников. Таков был повсеместно распространённый на Востоке обычай. «Из твоих врагов я сделаю подножье для ног твоих», - говорится в псалмах, и, разумеется, при случае это общепринятое выражение осуществлялось на деле.

Выложил комментарии к фотографиям. И к первому выпуску тоже. Как на ваш взгляд - стоит это делать и дальше или у меня во френдах знающие люди:) ?
Голова Тутанхамона. Необычная и привлекательная, настоящий шедевр, голова была найдена Говардом Картером во входной галерее гробницы. Она вырезана из дерева и раскрашена. На ней молодой фараон изображен как бы возникающим из цветка лотоса, подобно солнечному богу.


Бумеранг Тутанхамона

Вышитые бисером сандалии Тутанхамона.Около сотни пар обуви были найдены в гробнице и лишь немногие из них фараон носил в своей жизни.

Обувь с золотыми бусинками.Пара сандалий, которая является одной из многих найденных в гробнице. Некоторыми из них фараон никогда не пользовался, но именно в этих он точно ходил

Пара золотых сандалий Тутанхамона

Говард Картер, обнаруживший гробницу в 1922, назвал этот тип браслета повязкой, потому что он составлен из ряда дискообразных бусинок, сделанных из золота, электрума и синего стекла.

Детское кресло. Это кресло было найдено в одной из камер гробницы, названной Вестибюлем. Оно сделано из резного черного дерева с икрустацией слоновой костью Предположительно, фараон действительно пользовался им, когда был ребенком.

Игровая доска Тутанхамона. Она опирается на ножки в виде животных и прикреплена к полозьям. Доска и полозья сделаны из черного дерева и инкрустированы золотом
Канопическая рака Тутанхамона. В этой позолоченной раке был алебастровый ковчег, содержащий четыре канопических миниатюрных гроба.
Золотой канопический миниатюрный гроб Тутанхамона. Алебастровый ковчег состоял из четырех таких маленьких гробов, в каждом из которых хранились внутренности фараона. По форме они аналогичны второму внутреннему саркофагу, где покоилась мумия Тутанхамона, однако эти гробики инкрустированы намного богаче и на каждом из них начертано обращение к той богине и тому духу, под чьим покровительством он находится


Алебастровый ковчег Тутанхамона

Кинжал и ножны Тутанхамона

Колесница Тутанхамона

Кулон с Крылатым Скарабеем. Он иллюстрирует название трона Тутанхамона, Неб - хепрю-ре. Центральный элемент - скарабей Хепри, сделанный из прекрасного лазурита.

Кулон с Крылатым Скарабеем. Этот золотой кулон сделан в технике перегородчатой эмали и инкрустирован полудрагоценными камнями и цветным стеклом. Центральный элемент - крылатый скарабей из халцедона

Ларец для благовоний. Этот изысканный образец ювелирного искусства около 15 см в высоту сделан из золота, подставка - из серебра. Ларцу придана форму двух картушей, украшенных разными резными и кованными узорами и инкрустированных с лицевой и оборотной стороны непрозрачным разноцветным стеклом и прозрачным кальцмтом. Четыре изображения фараона немного отличаются друг от друга и интерпретируются как его образ в разные периоды жизни.

Модель лодки Тутанхамона. Это одна из 18 моделей лодок, найденных в гробнице

Наос, или рака Тутанхамона, позолоченная и гравированная

Одна из нескольких позолоченных статуй божества, обнаруженных в гробнице Тутанхамона, статуя изображает Дуамутефа, одного из четырех сыновей Гора, который изображался с головой шакала

Подставка для головы Тутанхамона, вырезанная из слоновой кости (подголовники использовались в древнем Египте и все еще используются в некоторых африканских странах, чтобы защитить голову спящего)

Парадный панцирь Тутанхамона

Пряжка из драгоценных камней в виде скарабея из гробницы Тутанхамона

Статуэтка Сопеду в виде Сокола. Она была помещена в гробницу, чтобы защитить Тутанхамона во время его путешествия в подземном мире. Возможно, что этот сокол являлся штандартом двадцатого нома Нижнего Египта

Посох Тутанхамона. Его золотой посох был найден между двумя наиболее удаленными алтарями в погребальной камере гробницы. Посох полый; навершие украшено фигурой фараона. Он носит Синюю Корону Хепреш, которая связана с определенными церемониями, и одет в клетчатую юбку. Роль этого посоха не ясна, и пока нет по этому поводу даже предположений.

Тутанхамон с гарпуном (позолоченная, деревянная статуэтка Тутанхамона стоит на окрашеной деревянной лодке)

Сосуд для благовоний, принадлежащий царю и царице. Этот красивый сосуд затейливой формы вырезан из четырех отдельных кусков алебастра, скрепленных в одно целое.

Церемониальный трон.Этот высокий украшенный трон - один из шедевров сокровищницы Тутанхамона, был найден в камере, названной "Пристройкой". Трон сделан из дерева, обшитого листовым железом и богато украшен инкрустациями из разноцветного фаянса, стекла и камней в стиле Амарны.
Часть золотого кулона

Внутри этой серебряной трубы с золотым мундштуком было найдено украшенное деревянное ядро вероятно защищающее тонкий металл от повреждений

Украшения мумии Тутанхамуна (Мумия была украшена золоченными повязками и поясом из золота и стеклянных бусинок.Повыше кулон из ярко-синего стекла, в виде глаза стража - кобры Уаджет, окруженного ожерельем из блестящих бусинок.)

Внутренний гроб Тутанхамона. Он является третьим и самым последним из трех гробов фараона. Мумия непосредственно лежит именно в нем. Этот гроб из листа золота толщиной от 2.5 до 3.5 мм. Он изображает царя в образе Осириса.Головная повязка имеет форму "немес";лицо, шея и руки полированы; на шее двойное ожерелье из дисковидных бус, сделанных из красного и желтого золота и синего фаянса; грудь украшает подобие ожерелья, выполненного техникой перегородчатой эмали Вся поверхность гроба покрыта художественной гравировкой, воспроизводящей перья (орнамент "риши") и надписями внутри и снаружи, эпитафией покойному и заупокойными текстами. Фигуры Нехебт и Буто, так же как и ожерелье инкрустированы полудрагоценными камнями и цветным стеклом.

Пенал для свитков. Уникальный контейнер в форме пальмового ствола был найден в числе приспособлений для письма в Сокровищнице

Щит с изображением убийства Тутанхамоном своих врагов, Среди военного снаряжения, найденного в гробнице было восьмь щитов, четыре из которых являются церемониальными. Этот щит - парадный

Гладило для папируса. Поверхность готового папируса была неровна или шершава, она полировалось гладкими частями камней, деревом или даже слоновой костью перед письмом. Это тонкое гладило сделано из слоновой кости, с золотой ручкой


Гробница одного из самых известных фараонов Египта - Тутанхамона, единственная почти не разграбленная гробница в Долине Царей. В ней нашли легендарную маску фараона , все погребальные атрибуты, очень много золота и самое важное, что может быть у правителя - трон.

Почти 3300 лет усыпальница молодого фараона простояла нетронутой. Он правил Египтом 6 лет и ничего не успел даже сделать для своей страны, на стенах гробницы и даже на самом троне он изображен беспечным мальчишкой. Рельефы рассказывают о том, как Тутанхамон любил ездить на колеснице, а на спинке трона он совсем не похож на владыку Верхнего и Нижнего царства.

Дело в том, что все изображения, в том числе и на троне, были сделаны жрецами совсем не по канонам погребения. Спинка украшена очень странным изображением: фараон покачивается на троне, его локоть небрежно опирается на спинку, а жена Анхесенамон покрывает благовоньями плечо супруга. Это совершенно не сравнимо с тем, как изображали фараонов в Египте. Как символ власти, как воплощения бога на земле царствующий фараон всегда был занят важными делами. стоял твердо и прямо. Чего нельзя сказать про Тутанхамона.

Вернемся к сокровищу, которое подарила нам его гробница. Трон сделан из дерева и облицован золотыми пластинами, на которых фаянсом, эмалью, стеклом и драгоценными камнями выгравирована сцена из жизни молодых супругов. Над ними вознесся бог Атон в виде животворящего солнечного диска, лучи которого завершаются изображением ладоней. То, что за три с лишним тысячи даже цвета не потускнели, говорит о высоком мастерстве египтян и развитых технологиях.

Ножки трона внизу сделаны в виде львиных лап, а ручки украшают львиные головы как символ храбрости, могущества и власти. О том, как правил молодой фараон, ничего не известно. Известно, что при нем вернулся культ бога Амона, но не факт, что это было именно идеей Тутанхамона.

Однако сокровища гробницы рассказали нам о Египте очень много нового. Трон датируется 1333-1323 годом до нашей эры. Удивительно, что уже в то время люди покрывали золото эмалью, инкрустировали его камнями, наносили позолоту на дерево, сохраняя при этом характер и живость изображений.

В ноябре 2012 исполняется 90 лет с того дня, когда английский археолог и египтолог Говард Картер обнаружил вход в гробницу фараона Тутанхамона в Долине царей близ Луксора. Там исследователей ожидали великие сокровища. А смерти, последовавшие вслед за открытием, породили волну слухов о «проклятии фараона».





Фараон Тутанхамон был весьма незначительным правителем и не прославился в истории абсолютно ничем. Известно только, что он умер очень молодым. И если бы не памятники из его гробницы, имя Тутанхамона упоминалось бы только в узком кругу учёных-египтологов. Но в ноябре 1922 года состоялось одно из крупнейших археологических открытий XX века - в «Долине царей» впервые была обнаружена неразграбленная царская гробница, содержавшая полный погребальный комплекс уникальных по сохранности и художественной ценности предметов.


Честь открытия гробницы Тутанхамона принадлежит английскому археологу Говарду Картеру и лорду Карнарвону, финансировавшему экспедицию. Богатый, независимый человек, спортсмен, собиратель произведений искусства и путешественник, совершивший кругосветное плавание на паруснике, лорд Карнарвон ещё юношей увлёкся древностями.

Он был завсегдатаем антикварных магазинов, коллекционировал старые гравюры и рисунки. В археологии он увидел возможности сочетать две обуревавшие его страсти - к спорту и собирательству, и с 1906 года Карнарвон сначала самостоятельно, а затем в сотрудничестве с археологом-профессионалом Говардом Картером, вёл раскопки в «Долине царей». Так в результате целеустремлённых многолетних археологических поисков состоялось великое открытие.


Ещё в начале XX века экспедиция американца Теодора Дэвиса обнаружила в «Долине царей», в тайнике под скалой, фаянсовый кубок, на котором значилось имя Тутанхамона. Неподалёку, в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, в которых находились головные повязки плакальщиков и другие предметы, также с именем Тутанхамона, а в обнаруженной Дэвисом шахте-могиле отыскалась деревянная шкатулка. На обломках золотой пластинки, лежавшей в шкатулке, тоже значилось имя Тутанхамона.

Дэвис заключил, что открытая им могила-шахта и является местом погребения этого фараона. Но Говард Картер был убеждён в другом: все эти предметы использовались во время погребения фараона, а после завершения обряда были собраны, уложены в сосуды и спрятаны недалеко от гробницы. Следовательно, гробница Тутанхамона находится где-то поблизости!



Одна из сандалий Тутанхамона.
В феврале 1915 года Картер и Карнарвон приступили к планомерным поискам. Это был довольно смелый шаг: «Долина царей» к тому времени считалась хорошо изученной, здесь побывали десятки экспедиций, и весь учёный мир был убеждён, что время великих открытий в «Долине царей» миновало.

Тем не менее Картер и Карнарвон были твёрдо убеждены в успехе. «Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно: гробницу фараона Тутанхамона», - писал впоследствии Картер.

Тщательно, метр за метром, его сотрудники обследовали «Долину царей». Всю территорию, на которой могла находиться гробница Тутанхамона, расчистили от грунта. Необследованным оказался лишь небольшой клочок земли, на котором стояли лачуги, где жили рабочие некрополя.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов, - вспоминал Говард Картер. - Мы вели расколки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадёжной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте».


Общий вид раскопок в восточной части долины царей.

Изголовье на царском ложе из первой камеры гробницы Тутанхамона.
В тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 ноября 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченная в скале ступенька. Когда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показался дверной проём, замурованный и запечатанный печатью. Археологи стояли на пороге тайны…

«Внезапность этой находки так ошеломила меня, а последующие месяцы были так наполнены событиями, что я едва нашёл время собраться с мыслями и всё это обдумать», - писал Картер. Он осмотрел печать: это была печать царского некрополя с изображением шакала и девяти пленных. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то высокопоставленной особы.



Дрожа от нетерпения, Картер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем. Это лишний раз доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Утром 6 ноября Картер отправил Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями. До Вашего приезда всё снова засыпано. Поздравляю».

Более двух недель провёл Картер в томительном ожидании. 23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью леди Эвелин прибыл в Луксор.

24 ноября дверь была полностью расчищена. В её нижней части был обнаружен оттиск печати с ясно читаемым именем Тутанхамона. Сомнений не оставалось - это была гробница фараона.

Но радость открытия соединилась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Следовательно, грабители побывали в гробнице. Но успели ли они её разорить? - вот что теперь волновало исследователей.


На задней стенке стула можно видеть рисунок, изображающий фараона и его жену Анхесенамон.
«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялись, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз», - пишет Картер. Но то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить её полностью.


Расчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Наступил решительный момент.

«Дрожащими руками, - вспоминает Картер, - я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин и Коллендер (египтолог, участник экспедиции. - Авт.), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.

Сначала я ничего не увидел. Тёплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были стройные фигуры зверей, статуи и золото - всюду мерцало золото! На какой-то миг - этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, - я буквально опешил от изумления.

Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: „Вы что-нибудь видите?“ Единственно, что я мог ему ответить, было: „Да, чудесные вещи“. Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоём, мы просунули внутрь электрический фонарь».

При свете фонаря из темноты возникли фантастические животные с горящими глазами, матово поблёскивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. Словно часовые, стояли одна против другой две статуи из чёрного дерева, в широких золотых передниках, в золотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей. В темноте сияли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось.

Его слова подтвердились, когда открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на матово поблёскивающих статуях, на алебастровых вазах… На пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему.

Словно заворожённые, стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мёртвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни. Прошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…

Обойдя шаг за шагом все помещения, археологи обнаружили между статуями часовых ещё одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», - вспоминал Картер.

27 ноября археологи обследовали дверь и убедились в том, что рядом с дверью, прямо на уровне пола, находится ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители? Но что могло скрываться за этой дверью? И почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними? Какое же неслыханное сокровище они искали, если даже спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?

Картер и Карнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Но, несмотря на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.

Всю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из неё находки, сделанные в первой камере. Здесь оказалось около семисот различных предметов. От пристани на Ниле прямо к гробнице Тутанхамона была проложена узкоколейная железная дорога, по которой тяжёлые ящики доставляли к специально зафрахтованному пароходу.

Расстояние было небольшое - всего полтора километра, но так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади неё разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки. Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в гробницу усопшего царя. Ещё через семь дней они были в Каире.

В пятницу, 17 февраля 1923 года, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек - учёные и члены правительства. Никто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. Работа была тяжёлой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», - пишет Картер. Через десять минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и непонятно: перед ним была… глухая стена! И только когда отверстие ещё больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…

То, что Картер первоначально принял за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.

Понадобилось два часа тяжёлой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Картер вошёл в неё первым. Перед ним возвышался сверху донизу покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2 x 3,35 x 2,75 м, занимавший едва ли не всё помещение. Только узкий проход, шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношениями, отделял её от стены.

Расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой Картер отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался ещё один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт. Но на этот раз печать была цела!

Это был поистине звёздный час Картера и Карнарвона. Они обнаружили первое и пока единственное неразграбленное захоронение египетского фараона! Казалось, большего успеха невозможно было ожидать. Но тем не менее этот успех ещё ждал их!

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, которая вела в третье - помещение сравнительно небольшую по размерам комнату. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», - писал впоследствии Картер.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырёх богинь-охранительниц. Их лица настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».

Исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулась на несколько лет. Зимой 1926/27 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. В нём находился второй, во втором - третий…

«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, - писал Картер. - Я, наверное, никогда не забуду этот напряжённейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал верёвку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов, открыл дверцы и… перед нами оказался четвёртый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только ещё роскошнее и красивее, чем третий. Впереди снова неизвестность…

Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из жёлтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика ещё больше усиливало впечатление. По четырём углам саркофага распростёрли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном».

84 дня понадобилось для того, чтобы убрать два верхних ящика и освободить погребальную камеру. Наконец, 3 февраля увидели царский саркофаг во всём его великолепии - высеченный из цельной жёлтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, полтора метра шириной и полтора метра высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой.

В тот день, когда лебёдки начали поднимать эту плиту, вес которой составлял около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. «Когда плита начала подниматься, наступила мёртвая тишина. В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмолённых полотняных бинтов. Но, когда бинты были размотаны, все увидели мёртвого фараона»…

Так показалось на первый взгляд. На свет появилась не мумия фараона, а его скульптурный портрет из золота. Золото ослепительно сверкало, и вся скульптура выглядела так, как будто её только что принесли из мастерской. В скрещённых руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть. Синие лазуритовые полосы блестели на головной повязке царя. Лицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же время оно было словно живое. Рядом лежал скромный венок - последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…

Археологи сняли золотую крышку. Под ней оказалась вторая, изображавшая лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. В ходе этой работы её участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы. Причина этой поразительной тяжести стала ясна с первого взгляда: третий гроб длиной в 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной в три миллиметра. Трудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.

Семь саркофагов, помещённых один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала мумия фараона. Наступил последний решающий момент. Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподняли за золотые скобы. Перед археологами лежал Тутанхамон…

«Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», - вспоминал Картер. Он увидел «…благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с чётко очерченными губами». Оказалось, что Тутанхамон был небольшого роста и хилого сложения; в момент смерти ему было около 18–19 лет.

Мумию украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. Под каждым слоем бинтов обнаруживались всё новые и новые сокровища. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями!


Но ещё бо́льшие сокровища были найдены в гробнице Тутанхамона. Здесь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египтян, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму тяжёлых археологических раскопок. Более того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что Картеру было достаточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведёт к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

Мебель и посуда, ювелирные изделия, оружие, колесницы и модели кораблей - всё поражает разнообразием формы и красотой.

Изумительна по своему совершенству золотая маска царя с инкрустацией из лазурита. Прекрасна герма - поколенная статуя Тутанхамона, сделанная из дерева, покрытая грунтом и раскрашенная. Невысокая корона, оставляющая открытыми раковины ушей, надвинута на лоб. Нежное лицо озарено сиянием больших чёрных глаз. Замечательна золотая статуэтка Тутанхамона, стоящего на чёрном леопарде. Сильный мускулистый зверь легко несёт хрупкую фигурку царя. Сочетание чёрного дерева с золотом удивительно красиво.

Самым оригинальным портретом Тутанхамона является маленькая головка, сделанная из дерева, покрытая тонким слоем гипса и раскрашенная. Подобно солнечному богу, фараон рождается из цветка лотоса. Тутанхамон здесь изображён совсем юным. Капризный рот тронут болезненной улыбкой, большие раскосые глаза внимательно смотрят вдаль. Это один из самых поэтичных образов, созданных в египетском искусстве.

Вход в гробницу Тутанхамона (в центре) лежит перед туристическим центром в египетской Долине Фараонов. Археолог Джон Ромер опасается, что Нил может затопить долину.
В гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько моделей судов, сделанных из дерева: длинные барки с носом и кормой, украшенными цветами лотоса, предназначались для переправы к «полям блаженных». Четыре барки такой же формы, но снабжённые троном, должны были служить фараону во время ежесуточного следования за солнцем в его пути по небосводу. Из алебастра сделана барка, украшенная головами диких козлов. В центре её возвышается лёгкий балдахин, покоящийся на колонках с двойными капителями в виде цветов лотоса и папируса.

Не менее важной находкой были три больших ложа, о существовании их было известно и ранее из росписей на стенах гробниц, но найти их, однако, до сих пор не удавалось. Это были удивительные сооружения, с возвышением не для головы, а для ног. На одном из них красовались изображения львиных голов, на втором - коровьих, на третьем можно было увидеть голову полукрокодила-полугиппопотама. На ложе были горой навалены драгоценности, оружие и одежда, а сверху лежал трон. Его спинка была так изумительно украшена, что Картер впоследствии утверждал: «Это самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в Египте».


Роспись одного из ларцов изображает фараона на колеснице, охотящегося на львов. Эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма: стремителен и неудержим бег царских коней…


А вот и сама парадная колесница царя. Она была слишком велика, чтобы её можно было целиком внести в гробницу, и потому её, как и три других колесницы, распилили. В нижней части её кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Беса. Головы позолочены, во рту виден ярко-красный язык, тёмно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. На голове бога тиара из нежно-голубых и тёмно-фиолетовых перьев.

Снаружи колесница украшена рельефным орнаментом, состоящим из растительного узора и спиралей. На внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. Очень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перьями причёской, курчавая голова негра и суровый профиль сирийца. И столь же типичны изображённые на посохе фараона азиат из слоновой кости и негр из чёрного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта.

На спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. А вот - символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Вот позолоченные статуэтки богинь-охранительниц… Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу… Парадное оружие фараона - кинжалы, мечи, копья, украшенные золотом… Браслеты, перстни, нагрудные украшения… И ещё многие и многие художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и искусстве древних египтян: сундуки и ларцы, наполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, амулеты, скарабеи - изображения священного жука.

«Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», - сказал Говард Картер. Но даже если этого незначительного правителя похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II? Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона. Но всем этим колоссальным богатствам суждено было на протяжении веков попасть в руки грабителей.
Жертвы проклятия:

1. Канарейка Картера. Проглочена коброй в день открытия гробницы.

2 - 3. Лорд Карнарвон, спонсор экспедиции. Умер через несколько дней в Каире он укуса москита. Перед смертью 57-летний меценат бредил и поминал имя Тутанхамона: «Я услышал зов, он влечет меня». В день смерти лорда в его родовом имении испустил дух его любимый фокстерьер.

4 - 7. Умерли от странных болезней после открытия гробницы: археолог Мейс (он сдвинул камень, заслонявший вход в главную камеру); американский миллионер Джордж Джей-Голд, приятель лорда Карнарвона; египтологи Артур Вейгалл и Жорж Бенедит.

8 - 13. Скончались в Англии в скором времени: Вестбрун, секретарь Картера (найден мертвым в своей постели), и его отец (выбросился из окна); рентгенолог Арчибальд Рейд, делавший снимки мумии; промышленник Джоэль Вуд (осматривал склеп); жена лорда Карнарвона и его сводный брат.

14 - 16. Мохаммед Ибрагим, директор археологического ведомства Египта, в 1966 году был сбит машиной. Его преемник Гамаль Мехрез в 1972 году умер от сердечной недостаточности после того, как золото фараона отправили на выставку в Лондон. Пилот Рик Лоури, перевозивший маску Тутанхамона в Англию, умер от инфаркта.

17 - 22. Шесть преступников в 1978 году пытались выкрасть из Каирского музея посмертную маску Тутанхамона. Двое внезапно умерли еще до суда, трое - в тюрьме. Лишь Адольф Зенгер вышел на свободу. Через несколько лет его нашли в каирском отеле - в луже крови, с разодранным ртом. На столе лежал листок: «Проклятие настигло меня. Догонит оно и других - всех, кто осмелился прикоснуться к саркофагу фараона Тутанхамона».

Голова Тутанхамона. Необычная и привлекательная, настоящий шедевр, голова была найдена Говардом Картером во входной галерее гробницы. Она вырезана из дерева и раскрашена. На ней молодой фараон изображен как бы возникающим из цветка лотоса, подобно солнечному богу.

12 золотых сосудов, в которые были помещены внутренности фараона


Манекен Тутанхамона. Уникальный экспонат, вырезанный из дерева,загрунтованный и раскрашенный.

Большая статуя Тутанхамона. Эта окрашенная статуя из кварца изображает Тутанхамона. Несмотря на ее повреждения, лицо фараона сохраняет юное и безмятежное выражение.

Статуя Тутанхамона в натуральную величину.Она была одной из пары, которая когда-то обрамляла вход в погребальную комнату и действовала как страж гробницы и как Ка(дух)

Золотая статуя Тутанхамона, едущего на черном леопарде. Эта статуэтка - одна из пары, показывающей Тутанхамона на спине леопарда.

Ушебти из гробницы.Ушебти,или погребальные фигуры были предназначены, чтобы выполнить работу вместо покойного в загробной жизни. Они обычно делались из фаянса, дерева, или глиняной посуды и различались размерами.

Ушебти Тутанхамона в белой короне. Этот ушебти - один из 413, найденных в гробнице. Эта прекрасная статуэтка изображает фараона в Белой Короне Верхнего Египта. Вообще считается, что Белая Корона была сделана из серебра, в то время как Красная Корона Нижнего Египта - из окрашенной меди.

Ушебти Тутанхамона в нубийском парике.Все ушебти изображают молодого фараона, но отличаются по деталям, типа прически или головного убора.

Золотая статуэтка из гробницы Тутанхамона

Посмертная маска Тутанхамона из внутреннего гроба в его гробнице

Другой ракурс на знаменитую золотую маску, инкрустированную сердоликом, лазуритом и бирюзой

Алебастровый сосуд для благовоний в форме мифического льва

Браслет Тутанхамона с бусенками и скарабеями

Кулон с тронным именем Тутанхамона. Он украшен сложным способом: центральная часть кулона, представляющая имя короля,сделана из лазурита. Ниже - иероглифический знак "клюв", который напоминает корзину, инкрустированную синим стеклом; выше - солнечные и лунные диски, сделанные из электрума.

Перчатка Тутанхамона. Одна из двух, найденных в гробницы. Сделана из льна.

Серьга Тутанхамона

Модель пивоварни (из гробницы)

Золотая диадема
Эта золотая диадема была создана, чтобы придерживать парик фраона во время церемоний и защитить его лоб в будущей жизни. Диадема - шедевр ювелирного искусства, она украшена золотой перегородчатой эмалью, инкрустирована сердоликом и обрамлена инкрустациями из бирюзы, лазурита и синего стекла. В центре - божество Верхнего и Нижнего Египта богиня Нехбет.


Браслет со скарабеем
Золотой браслет состоит из двух полукругов. Центральная часть выполнена в виде скарабея из перегородчатой эмали, инкрустированного лазуритом. Скарабей, символ утреннего солнца, был самым популярным мотивом, используемым в драгоценностях. Сам браслет также инкрустирован сердоликом, ляпис-лазурью и цветным стеклом.

Игрушечная обезьянка
Из времен Амарны до нас дошло много деревянных и известняковых игрушек в виде фигурок обезьян или обезьянок на телегах, запряженных другими обезьянами. Особенно много было найдено их среди руин зданий и дворцов. Они демонстрирует нежность к животным у королевских детей Амарны: шести дочерей Эхнатона и одного сына, Тутанхамона. Одну из его игрушек ему и положили в гробницу.

Детский волчок
Волчок был одной из самых излюбленных игрушек египетских детей в древние и даже современные времена. Вот этот - деревянный, имеющий форму конуса, с украшенным навершием, один из прекрасных образцов детских волчков, найденных в гробнице.

Игрушечная птичка
Эта деревянная игрушка в форме птицы, возможно, запускалась в воздух, как современные бумажные самолетики. На теле птицы заметны отметины от частого употребления.

Зонтик Тутанхамона
Этот зонтик - доказательство творческого потенциала древнего египетского мастера и его изобретательности.

Средний из трех гробов Тутанхамона
Средний гроб из трех, которые были первоначально помещены один в другого. Он сделан из дерева, покрыт листовым золотом и инкрустирован полудрагоценными камнями и разноцветным стеклом. Гроб изображает мумифицированную фигуру Озириса, повелителя вечности.

Пектораль с изображением Восходящего Солнца
Это одна из самых прекрасных пекторалей, найденных в гробнице фараона. Большой скарабей из лазурита в центре, между двух урей(изображений королевских кобр). Скарабей, стоящий на солнечной лодке, держит диск сердолика, символизирующий восходящее солнце.

Сандалии из папируса
Эта пара сандалий - одна из ста пар, найденных в гробнице. В отличие от многих других, церемониальных, щедро украшенных, эти - совершенно простые, традиционные, слегка поношенные.

Богиня Менкарет, несущая статую Тутанхамона
Богиня изображена в позе, характерной для египетских женщин крестьянок, несущих кувшины с водой. На фараоне красная корона Нижнего Египта; он завернут в саван как мумия. Богиня носит длинный парик и плиссированную клетчатую юбку. Ее раздутый живот и низкие бедра демонстрируют натуралистический стиль, характерный для амарнского периода.

Меч Тутанхамона
Бронзовый меч, состоящий из трех частей. Первая часть - рукоятка. Вторая и третья части формируют лезвие. Вторая часть гравирована в виде цветка лотоса с длинным стеблем. Третья часть согнута. Форма этого меча является церемониальной.




Бумеранг Тутанхамона

Вышитые бисером сандалии Тутанхамона.Около сотни пар обуви были найдены в гробнице и лишь немногие из них фараон носил в своей жизни.

Обувь с золотыми бусинками.Пара сандалий, которая является одной из многих найденных в гробнице. Некоторыми из них фараон никогда не пользовался, но именно в этих он точно ходил

Пара золотых сандалий Тутанхамона

Говард Картер, обнаруживший гробницу в 1922, назвал этот тип браслета повязкой, потому что он составлен из ряда дискообразных бусинок, сделанных из золота, электрума и синего стекла.

Детское кресло. Это кресло было найдено в одной из камер гробницы, названной Вестибюлем. Оно сделано из резного черного дерева с икрустацией слоновой костью Предположительно, фараон действительно пользовался им, когда был ребенком.

Игровая доска Тутанхамона. Она опирается на ножки в виде животных и прикреплена к полозьям. Доска и полозья сделаны из черного дерева и инкрустированы золотом
Канопическая рака Тутанхамона. В этой позолоченной раке был алебастровый ковчег, содержащий четыре канопических миниатюрных гроба.
Золотой канопический миниатюрный гроб Тутанхамона. Алебастровый ковчег состоял из четырех таких маленьких гробов, в каждом из которых хранились внутренности фараона. По форме они аналогичны второму внутреннему саркофагу, где покоилась мумия Тутанхамона, однако эти гробики инкрустированы намного богаче и на каждом из них начертано обращение к той богине и тому духу, под чьим покровительством он находится


Алебастровый ковчег Тутанхамона

Кинжал и ножны Тутанхамона

Колесница Тутанхамона

Кулон с Крылатым Скарабеем. Он иллюстрирует название трона Тутанхамона, Неб - хепрю-ре. Центральный элемент - скарабей Хепри, сделанный из прекрасного лазурита.

Кулон с Крылатым Скарабеем. Этот золотой кулон сделан в технике перегородчатой эмали и инкрустирован полудрагоценными камнями и цветным стеклом. Центральный элемент - крылатый скарабей из халцедона

Ларец для благовоний. Этот изысканный образец ювелирного искусства около 15 см в высоту сделан из золота, подставка - из серебра. Ларцу придана форму двух картушей, украшенных разными резными и кованными узорами и инкрустированных с лицевой и оборотной стороны непрозрачным разноцветным стеклом и прозрачным кальцмтом. Четыре изображения фараона немного отличаются друг от друга и интерпретируются как его образ в разные периоды жизни.

Модель лодки Тутанхамона. Это одна из 18 моделей лодок, найденных в гробнице

Наос, или рака Тутанхамона, позолоченная и гравированная

Одна из нескольких позолоченных статуй божества, обнаруженных в гробнице Тутанхамона, статуя изображает Дуамутефа, одного из четырех сыновей Гора, который изображался с головой шакала

Подставка для головы Тутанхамона, вырезанная из слоновой кости (подголовники использовались в древнем Египте и все еще используются в некоторых африканских странах, чтобы защитить голову спящего)

Парадный панцирь Тутанхамона

Пряжка из драгоценных камней в виде скарабея из гробницы Тутанхамона

Статуэтка Сопеду в виде Сокола. Она была помещена в гробницу, чтобы защитить Тутанхамона во время его путешествия в подземном мире. Возможно, что этот сокол являлся штандартом двадцатого нома Нижнего Египта

Посох Тутанхамона. Его золотой посох был найден между двумя наиболее удаленными алтарями в погребальной камере гробницы. Посох полый; навершие украшено фигурой фараона. Он носит Синюю Корону Хепреш, которая связана с определенными церемониями, и одет в клетчатую юбку. Роль этого посоха не ясна, и пока нет по этому поводу даже предположений.

Тутанхамон с гарпуном (позолоченная, деревянная статуэтка Тутанхамона стоит на окрашеной деревянной лодке)

Сосуд для благовоний, принадлежащий царю и царице. Этот красивый сосуд затейливой формы вырезан из четырех отдельных кусков алебастра, скрепленных в одно целое.

Церемониальный трон.Этот высокий украшенный трон - один из шедевров сокровищницы Тутанхамона, был найден в камере, названной "Пристройкой". Трон сделан из дерева, обшитого листовым железом и богато украшен инкрустациями из разноцветного фаянса, стекла и камней в стиле Амарны.
Часть золотого кулона

Внутри этой серебряной трубы с золотым мундштуком было найдено украшенное деревянное ядро вероятно защищающее тонкий металл от повреждений

Украшения мумии Тутанхамуна (Мумия была украшена золоченными повязками и поясом из золота и стеклянных бусинок.Повыше кулон из ярко-синего стекла, в виде глаза стража - кобры Уаджет, окруженного ожерельем из блестящих бусинок.)

Внутренний гроб Тутанхамона. Он является третьим и самым последним из трех гробов фараона. Мумия непосредственно лежит именно в нем. Этот гроб из листа золота толщиной от 2.5 до 3.5 мм. Он изображает царя в образе Осириса.Головная повязка имеет форму "немес";лицо, шея и руки полированы; на шее двойное ожерелье из дисковидных бус, сделанных из красного и желтого золота и синего фаянса; грудь украшает подобие ожерелья, выполненного техникой перегородчатой эмали Вся поверхность гроба покрыта художественной гравировкой, воспроизводящей перья (орнамент "риши") и надписями внутри и снаружи, эпитафией покойному и заупокойными текстами. Фигуры Нехебт и Буто, так же как и ожерелье инкрустированы полудрагоценными камнями и цветным стеклом.

Пенал для свитков. Уникальный контейнер в форме пальмового ствола был найден в числе приспособлений для письма в Сокровищнице

Щит с изображением убийства Тутанхамоном своих врагов, Среди военного снаряжения, найденного в гробнице было восьмь щитов, четыре из которых являются церемониальными. Этот щит - парадный

Гладило для папируса. Поверхность готового папируса была неровна или шершава, она полировалось гладкими частями камней, деревом или даже слоновой костью перед письмом. Это тонкое гладило сделано из слоновой кости, с золотой ручкой



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: