Про заболевания ЖКТ

Другие названия метода: "Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий

  1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.
  2. После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.
  3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

Особенности метода

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Правила использования шляп

  1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
  2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
  3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
  4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Дополнительная информация:

  1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
  2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
  3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

Достоинства метода

  • Наглядность, простота освоения и применения.
  • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
  • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода

  • Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

Давайте поговорим о методе, помогающем навести порядок в голове, обуздать стихийность, беспорядочное течение наших мыслей. Каждое мгновение у нас в голове проносится вихрь мыслей, переживаний, воспоминаний, сомнений. Часто это приводит к тому, что мы не можем разобраться в своих чувствах и желаниях, теряемся перед неизвестным и откладываем принятие решений или вовсе отказываемся от того, что кажется непосильной задачей.

Задумывались ли вы, как можно разложить все по полочкам, структурировать мысли, применять сознательно свое мышление и еще легко научить этому детей, в форме игры?

А поможет нам в этом метод шести шляп Эдварда де Боно, психолога, автора серии книг, ученого и практика, специалиста в области развития творческого, нестандартного мышления. Рассмотрим подробнее, в чем суть этого метод мышления.

Идея шести шляп позволяет выбрать правильный подход к делу, разложить мышление на составляющие. Она основана на параллельном или критическом мышлении. Это разновидность мозгового штурма. Здесь разные подходы и идеи уживаются вместе, параллельно. Они не противопоставляются друг другу, а помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон, найти новое, неожиданное решение.

Особенно хорош метод шести шляп при решении творческих задач, помогает увидеть все аспекты, все стороны решения, развивает гибкость ума.

В мире шляп или почему все-таки «шляпы» мышления?

Когда-то без шляпы не выходил на улицу ни один уважающий себя человек. Шляпы, шляпки, панамы, платки – неотъемлемая часть образа и стиля человека прошлых эпох. И сейчас шляпы снова в моде. Новая шляпа – новый образ. Так и с нашими мысле-шляпами. Каждую из этих шести шляп можно надеть и снять в любой удобный момент, а вместе с ней поменять наш образ мыслей. Раз – и готово. Все просто, только для начала узнаем о каждой шляпе мыслетворящей и немного потренируемся.

Шесть шляп де Боно – шесть расцветок

Каждая из шести шляп имеет свой цвет, связанный с ее назначением и практическим применением, и помогает ярче представить и запомнить шляпу одного это будет цилиндр, для другого колпак, для третьего что-то еще. Суть не в форме, а в цвете и содержании.

Белая шляпа. Всеобъемлющий, отстраненный и безоценочный чистый цвет. Говорим емко, рассматриваем только факты, реальные примеры. Сторонний, объективный наблюдатель.

Красная шляпа . Огненный цвет, эмоциональность и напряжение. Примеряя этот образ, мы даем полную волю для выхода чувств.

Черная шляпа . Восприятие мира в темных тонах, критичное отношение ко всему и негативизм.

Желтая шляпа . Теплый и яркий цвет положительных эмоций и позитивного взгляда на жизнь.

Зеленая шляпа . Свежие и новые взгляды, творческая жилка, оригинальный подход, креативные решения.

Синяя шляпа . «Собранный», холодный цвет, аналогия с ответственностью и организованностью, умением управлять и принимать решения, координировать работу.

Чему научит метод шести шляп

О чем думать и в какой шляпе

Какой способ мышления выбрать, надевая шляпы разных цветов? У каждой шляпы своя роль, мы ее примеряем, чтобы поиграть в ролевую игру.

Белая шляпа – роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. Вопросы, которые нас интересуют:

  • Что мы знаем?
  • Что не знаем?
  • Что нужно узнать?
  • Как и где взять необходимую информацию?

Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:

  • Чего я хочу на самом деле?
  • Что я чувствую?
  • Что говорит моя интуиция?
  • Что для меня важно?

Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:

  • Чего мне опасаться?
  • Какие слабые моменты?
  • Какие трудности могут быть?
  • Каких ошибок нужно избежать?

Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:

  • Каким способом достичь?
  • Какие возможности для меня открываются?
  • Как усовершенствовать?
  • Какие сильные стороны?
  • Насколько интересна эта идея?

Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:

  • Как выбрать и то, и другое?
  • Что еще можно поменять?
  • Каким образом сделать еще интереснее?
  • Как лучше решить проблему?

Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:

  • Какие задачи?
  • Что делать в первую очередь?
  • Как распределить обязанности?
  • К какому результату мы стремимся?
  • Какие выводы можно сделать?

Так, шесть шляп де Боно освещают проблему со всех сторон, помогают развить внимательность и многозадачность мышления. Шляпы можно надевать поочередно, в любой удобной последовательности. Или только одну — две на выбор, в зависимости от ситуации. Метод позволяет выбрать шляпу по своему усмотрению. Для полноты картины желательно примерить все шесть, рассматриваемых в этом методе, шляп.

Где применяют шесть шляп мышления

Использование шести шляп мышления возможно в самых разнообразных сферах жизни, в личной (для решения трудной ситуации, важного вопроса, для того, чтобы лучше понимать себя и мотивы своих действий, регулировать спорные вопросы и конфликты), трудовой (как вариант мозгового штурма, для поиска нестандартного способа выхода из любой ситуации, продвижения продукта, роста продаж и сбыта услуг). Многие известные мировые компании применяют успешно эту технику.

Работает метод 6 шляп и по отношению к детям, начиная с 6-7-летнего возраста. Для родителей это отличная возможность в игровой форме развить творческое мышление своих детей, способ избежать однобокости суждений в будущем и использовать в полной мере их умственный потенциал. Методика может быть адаптирована для домашнего применения, в детских садах, для школьных и внеклассных занятий.

Плюсы и минусы практического применения

Начнем с недостатков, их совсем немного. Единственными минусами шестишляпного метода можно считать такие:

  1. Некоторая сложность применения метода. Она состоит в том, что для освоения техники требуется время.
  2. Сложно вводить и применять новшество в группе, в личной практике все проходит легче.
  3. «Детскость» метода 6 шляп может быть причиной несерьезного отношения взрослого коллектива и нежелания его применять. Задача модератора (синей шляпы) повлиять на это решение. Дети же воспримут идею с азартом и удовольствием.

На этом минусы заканчиваются, а плюсов будет, несомненно, больше. Некоторые из них мы уже упоминали:

  1. Шесть шляп де Боно превращают скучные мыслительные процессы в веселую и увлекательную игру, делают их захватывающими и интересными, с восторгом принимаются детьми.
  2. Есть такое свойство головного мозга – считать все новое ложным, неправильным. Это наш ум защищает свою целостность, а метод шести шляп делает возможным всесторонне рассмотреть новую идею, увидеть то, что раньше было недоступно для понимания.
  3. Позволяет рассмотреть все стороны – информационную, творческую, эмоциональную, сильные и слабые моменты, сделать объективные выводы.
  4. Учимся высказываться, давать другому человеку такую возможность и решать мирно спорные вопросы.
  5. Шесть шляп мышления тренируют наше внимание, делая его концентрированным, способным переключаться с одного объекта на другой произвольно, по нашему желанию.
  6. Шляпы де Боно способствуют появлению новых, креативных мыслей за счет упорядоченного, структурированного мышления. Когда идеи не противоречат, а дополняют друг друга, находятся в единстве, вся деятельность мозга направлена на генерирование подходящих решений.
  7. С помощью мысле-шляп легко вовлекаются в диалог застенчивые люди. Им легче выразить свое мнение, даже противоположное мнению других, от лица шляпы. Со временем они станут увереннее отстаивать свою жизненную позицию.
  8. И, как мы уже говорили, это способность влиять на баланс химических веществ головного мозга – нейромедиаторов.
  9. Метод 6 шляп позволяет совладать с эмоциями, мешающими заниматься делом, растерянностью перед неизвестностью, как от большого количества информации, так и множества разных точек зрения. Развивает веру в себя и свои способности.

Правила метода шести думающих шляп

Этот метод достаточно универсальный. Применить его можно индивидуально, для одного человека, либо в работе с группой. Во втором случае доступны два варианта ролевой игры:

  1. Все надевают шляпы одного цвета и роли меняют одновременно.
  2. За каждым участником или группой участников закрепляется роль, которая не меняется до конца игры.

Роли даются участникам, противоположные их характерам.

Сами правила для коллективной работы таковы:

  • Управляет игрой модератор – устанавливает правила, следит за их выполнением, за порядком, распределяет роли, делает записи, подводит итоги. Модератор – это синяя шляпа. Начинается игра со знакомства с методикой шести шляп де Боно. Затем модератор предлагает проблемную ситуацию, задачу, требующую решения.
  • Игроки надевают шляпы одинакового цвета (если участники разделены по группам, то выступают поочередно, начиная с группы белых шляп) и описывают проблему, исходя из своей цветовой роли.
  • Порядок смены шляп не строгий, но рекомендуется сначала узнать всю информацию в белой шляпе, перейти к оцениванию риска и проблемной стороны в черной шляпе. Желтые помогут определить сильные стороны и поверить в положительный исход дела.
  • После этого приходит время зеленой, творческой шляпы. С узнаванием всех тонкостей и объективной информации, мы начинаем видеть целостную картину и искать альтернативные способы решения, нестандартные комбинации, креативные ходы.
  • Красная шляпа надевается изредка, на короткое время. Она позволяет дать выход эмоциям, послушать внутренний голос. Если долго ее носить, ситуация выйдет из-под контроля от накала страстей.
  • Новые идеи перепроверяются еще раз желтыми и черными шляпами, а синяя – подводит итог, обобщает полученные данные.

Опытным путем выбирается оптимальная последовательность работы со шляпами, так как здесь нет жесткого регламента, диктующего очередность.

Шляпы и дети, или метод де Боно в школьной программе и дома

Метод шести шляп мышления применяют в американских и европейских школах с первых классов. Дети очень быстро обучаются критическому мышлению. В результате они легко решают задачи разного уровня сложности, самостоятельны и уверены в себе. Им интересен сам процесс обучения, они умеют находить ответы, аргументировать их, подтверждать доказательствами и фактами.

В наших школах тоже начали успешно применять эту методику на уроках литературы, английского языка, истории. От имени шести шляп рассказываются сказки, что интересно использовать для изучения лексики на уроках русского языка. Сказка, рассказанная желтой шляпой, в сухих фактах, с использованием деловой речи, будет кардинально отличаться от эмоциональной, чувственной сказки красной шляпы. Желтая сказка веселая, образная, позитивная, наполненная художественными сравнениями. Черная – сказка-триллер, со страшными подробностями. В сказке, рассказанной зеленой шляпой, будет непредвиденное окончание, а можно рассказать ее без слов. Синяя сказка может быть рассказана в виде отчета. Хорошо совмещать метод шести шляп мышления с интеллектуальными картами. Это графические схемы, систематизированные мысли, разложенные по полочкам и помещенные в наглядные пособия, простые и понятные.

Научиться мыслить «шляпным» методом могут взрослые, старшие школьники и самые маленькие ученики. Дома метод шести шляп мышления успешно используется родителями в решении всяческих задач. Чтобы сделать процесс обучения понятным и наглядным, можно сделать шляпы из цветной бумаги. Экспериментировать можно, рассматривая «под шляпами» бытовые ситуации, непонятные ребенку, рассказывая сказки, помогая школьнику справиться с домашним заданием.

Люди за всю жизнь примеряют многие роли. В одном человеке уживаются и внутренний ребенок, и взрослый, родитель, партнер. Так, девочка вырастает и играет роли мамы, жены, дочери, сестры, подруги, возможно, бизнес леди или наемной работницы. Мальчик становится мужчиной, мужем, папой. Эти роли живут параллельно и не всегда могут договориться между собой. Одна часть нас, одна роль, желает больше времени проводить с семьей, другая – на работе, третьей недостаточно времени на свои хобби, личные интересы. Они начинают конфликтовать между собой, а мы не понимаем, что же с нами происходит. И что со всем этим внутренним балаганом делать? Вот тут и приходит на помощь метод шести шляп мышления и умение структурировать свои мысли, чтобы дать нашим ролям высказаться, прийти к общему решению и восстановить душевный покой.

А вы как считаете, стоит ли тратить время на изучение метода 6 шляп? Будет ли он применим в вашей жизни? Для себя я сделала вывод, что хочу развиваться сама, играя со своими детьми, и упростить им жизнь, обучив методу шести шляп мышления. Так что иду за ножницами и цветной бумагой, претворять замысел в жизнь. Начну с желтой шляпы энтузиазма и оптимизма и вам скажу словами Эдварда де Боно: «Попробуйте этот метод на себе».

Нейромедиаторы – биологически активные химические вещества, посредники в передаче нервных импульсов. Если их недостаточно, в организме происходят различные нарушения, такие, как бессонница, депрессия, ухудшение памяти, внимания и так далее.

Английский писатель и психолог Эдвард Де Боно и его шесть шляп мышления давно уже получили заслуженную и широкую известность, однако далеко не все знают, как правильно применять этот метод и для чего он служит.

Метод шести шляп мышления оптимален прежде всего при рассмотрении необычных и сложных идей, которые необходимо рассматривать под разными углами. Он помогает развить гибкость мышления и научиться принимать верное решение среди множества возможных.

Метод, который Эдвард Де Боно разработал в 80-х годах прошлого века, основан на концепции параллельного мышления, которая позволяет использовать одновременно несколько принципиально разных подходов к проблеме. Суть метода заключается в том, что процесс мышления искусственно разделяется на шесть отдельных четко определенных процессов, каждый из которых символизирует шляпа определенного цвета. Такое деление четко структурирует процесс мышления и позволяет добиваться больших результатов.

Шесть шляп мышления

1. Белая шляпа мышления символизирует сосредоточенность на оценке конкретной информации. Она оперирует фактами и цифрами, а также отвечает за поиск недостающей фактической информации.
2. Красная шляпа - это эмоциональная сфера. Она сосредотачивает все чувства, порождаемые рассматриваемым вопросом, и интуитивное чутье.
3. Желтая шляпа символизирует позитивное мышление. Обладатель желтой шляпы сосредотачивается на преимуществах и выгодах анализируемой идеи, в том числе на ее скрытых ресурсах.
4. В противовес желтой черная шляпа отвечает за критический анализ. Она обращает внимание на возможные риски и реальные и потенциальные недостатки.
5. Зеленая шляпа отвечает за креативность. Это генератор идей, который предлагает множество вариантов решения, в том числе нестандартные и провокационные.
6. Синяя шляпа в отличие от предыдущих пяти не отвечает за какую-либо сторону мыслительного процесса, но координирует работу всех остальных. Именно синяя шляпа формулирует цели и задачи, руководит обсуждением и подводит итоги.

Когда нужно надевать шесть шляп мышления

Шесть шляп Эдварда Де Боно могут использоваться при любой мыслительной деятельности, как индивидуальной, так и коллективной. Этот метод можно применять при написании важного письма, планировании работы, при поиске выхода из непростой ситуации.

Еще удобнее и эффективнее метод шести шляп работает при коллективном обсуждении какого-либо вопроса, при разрешении конфликтов и споров, при оценке идеи, а также в процессе обучения. Многие крупные западные корпорации давно используют метод коллективного мышления, который создал Эдвард Де Боно.

Плюсы метода шести шляп мышления

1. Шляпы Де Боно делают процесс мышления увлекательным. Структурированный подход к проблеме облегчает принятие решения.
2. позволяет всесторонне рассмотреть проблему, причем как с точки зрения логики, так и с точки зрения эмоций.
3. Он помогает преодолеть инерционность и стандартизированность мышления, открывая дверь всему новому и выходящему за привычные рамки.
4. Шляпы мышления упрощают коллективное мышление и помогают каждому высказать свои мысли, в том числе людям стеснительным: ведь сейчас они выступают не от своего лица, а как одна из шляп.
5. Метод шести шляп отсекает пустую болтовню и делает процесс мышления концентрированным и плодотворным.
6. Этот метод позволяет мирно сосуществовать полярным точкам зрения, и не только сосуществовать, но и совместно порождать новые идеи и решения.
7. Шесть шляп мышления учат управлять своим вниманием.

Минусы и сложности метода шести шляп Де Боно

1. Главная сложность заключается в освоении методики, что требует времени и определенных усилий, особенно при коллективном применении.
2. Использование метода Де Боно в коллективе требует личной вовлеченности всех участников, чего непросто достичь.
3. Нередко участники отказываются воспринимать этот метод всерьез, считая это чем-то вроде детской игры.

Правила применения метода шести шляп мышления в коллективе

Использование метода, который разработал Эдвард Де Боно, в коллективе подразумевает обязательное наличие модератора (синяя шляпа), который руководит всем процессом мышления и не позволяет ему выходить за рамки метода.

В начале работы модератор знакомит коллектив с тем, что из себя представляет метод шести шляп , и обозначает стоящую перед ним задачу. Затем все присутствующие надевают шляпу одного из цветов (разумеется, наличие реальных шляп необязательно) и обсуждают вопрос в соответствующем ключе. В ходе дискуссии модератор записывает все высказывания.

Очередность примерки шляп не имеет принципиального значения, однако начинать лучше с белой шляпы, то есть с рассмотрения имеющихся фактов. Дальнейший порядок может быть любым, однако есть несколько устоявшихся правил. Так, красную шляпу одевают на очень короткое время, обычно на полминуты, чтобы дать выплеснуться эмоциям, и делать это нужно несколько раз за время обсуждения. Также рекомендуется каждую новую идею последовательно обсуждать в желтой и черной шляпах. Таким образом в процессе работы все шляпы примеряются не по одному разу. Одна из задач модератора - следить за тем, чтобы участники не надевали сразу несколько шляп, чтобы сохранить четкость мышления. В завершение сеанса модератор подводит итоги коллективной работы.

Другой вариант коллективного использования метода шляп мышления состоит в том, что каждый из участников изначально надевает шляпу опредленного цвета и выступает только от ее имени. В этом случае будет лучше, если шляпы не будут соответствовать типажу человека, то есть оптимист должен примерить черную шляпу, а пессимист - желтую. Такой способ помогает раскрыть потенциал каждого участника мозгового штурма.

Используя метод Эдвард Де Боно - шесть шляп мышления , вы сможете увеличить продуктивность личного и коллективного мышления и успешно справляться с самыми сложными задачами.

Сегодня я расскажу вам, как увеличить продуктивность соей мыслительной деятельности, развить гибкость ума и научиться принимать наиболее верные решения при помощи методики, которая получила название Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно . Вы узнаете, что представляет собой метод 6 шляп, в чем он может помочь, и как его можно применять для повышения личной эффективности и . Обо всем этом далее по порядку.

Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно.

Метод 6 шляп был разработан и описан в книге “Шесть думающих шляп” английским автором – психологом, специализирующимся на исследовании процессов творческого мышления, Эдвардом де Боно ближе к концу прошлого века. Впоследствии книга стала очень популярной, была переведена на разные языки и разошлась большими тиражами по всему миру.

Метод шести шляп мышления интересен тем, что он:

– Способствует развитию умственных способностей, креативности, творческого мышления;

– Помогает выйти из творческого кризиса;

– Помогает найти лучшее решение проблемы;

– Помогает точно направлять свои мысли для достижения ;

– Активизирует мыслительный процесс в целом.

Метод шести шляп может применяться как для единоличного обдумывания какого-либо вопроса, так и для коллективного обсуждения методом мозгового штурма. Его можно использовать как для решения каких-то конкретных задач, так и просто для общего развития своих умственных способностей и мыслительной деятельности.

К слову сказать, метод 6 шляп преподается студентам многих ведущих ВУЗов мира, и используется на практике ведущими мировыми корпорациями IBM, PepsiCo и др.

В контексте тематики сайта Финансовый гений метод 6 шляп будет особенно полезен при разработке и анализе бизнес-идей, принятии инвестиционных и финансовых решений, постановке финансовых целей и следовании к их достижению.

Метод 6 шляп мышления Эдварда де Боно позволяет наиболее объективно рассмотреть любую ситуацию со всех сторон, с разных точек зрения, сопоставить все положительные и отрицательные аспекты для выработки лучшего решения.

Суть метода 6 шляп.

Всем, наверное, известно выражение “В споре рождается истина”. Это действительно так: только анализируя разные, даже диаметрально противоположные мнения, принципы и подходы, рассматривая проблему с разных точек зрения, дискутируя и полемизируя, можно прийти к принятию оптимального решения. Однако, здесь есть и существенный недостаток: зачастую в споре человек принимает не то решение, которое действительно было бы оптимальным, а то, которое наиболее грамотно успешно продвигалось в дискуссии.

Метод шести шляп мышления Эдварда же Бого исключает этот недостаток. Он основан на концепции параллельного мышления, при которой разные идеи, мнения и взгляды не противопоставляются друг-другу, а сосуществуют параллельно, что является более конструктивным.

Использование метода шести шляп на практике помогает побороть трех главных врагов человека при принятии решения:

1. Эмоции и чувства. Очень часто люди принимают решения, руководствуясь эмоциями, а не здравым смыслом, что совершенно недопустимо.

2. Неуверенность и сомнения. Когда человек сталкивается с решением сложной или новой для него задачи, он всегда испытывает неуверенность и сомнения, которые мешают ему принять верное решение.

3. Путаница в голове. Анализируя огромный поток информации, рассматривая проблему с разных сторон, человек путается в своих мыслях, в результате не может быть конструктивным.

Суть метода 6 шляп заключается в том, что он позволяет разделить сложный мыслительный процесс на 6 разноплановых простых режимов. Эдвард де Боно представил эти режимы в виде шляп разных цветов. Примеряя на себя эти шляпы, человек как бы входит в разные роли, рассматривая проблему с точки зрения разных людей:

– Ученого;

– Художника;

– Оптимиста;

– Критика;

– Креативщика;

– Руководителя.

Примеряя эти “шесть думающих шляп”, тем самым, входя в роль разных по образу мышления людей, можно сосредотачивать свои мысли по очереди на каждом из аспектов, чтобы в результате добиться максимальной конструктивности и оптимального решения.

Шесть думающих шляп.

Итак, рассмотрим все 6 думающих шляп Эдварда де Боно по очереди.

1. Белая шляпа (Ученый). Надевая шляпу ученого, вы должны сфокусировать свои мысли на проблеме исключительно с научной точки зрения. То есть, анализировать только имеющиеся факты и цифры, а также искать информацию, которой вам не хватает для полного научного анализа. Будучи в шляпе ученого, ответьте себе на следующие вопросы:

– Что вам известно об этом вопросе?

– На какую информацию (цифры, исследования, статистика и т.д.) опирается ваше мнение?

– Какой информации вам не хватает для полноты анализа? Где ее можно раздобыть?

Оценка ситуации с позиции ученого должна быть абсолютно беспристрастной, основанной только на точных фактах! Никаких предположений или эмоций!

2. Красная шляпа (Художник). Надевая шляпу художника, вы должны дать полную волю своим чувствам, ощущениям и эмоциям. То есть, проанализировать именно то, что вы ощущаете, без какого-либо фактического подтверждения. Ответьте себе на вопросы:

– Какие переживания вы испытываете?

– Какие догадки строите?

– Что подсказывает ваша интуиция?

– Какие сомнения вас терзают?

Примеряя красную шляпу, будьте максимально честными с самим собой и с окружающими (если это коллективное обсуждение). И не пытайтесь как-то обосновать свои эмоции: принимайте во внимание только то, что чувствуете, безо всяких обоснований.

3. Желтая шляпа (Оптимист). Шляпа оптимиста в методе шести шляп Эдварда де Боно означает анализ только положительных сторон проблемы. Поразмышляйте над выгодами и перспективами, которые вам может принести обсуждаемый вопрос:

– Какие здесь есть положительные стороны?

– В чем заключаются преимущества и достоинства обсуждаемой проблемы?

– Каков наиболее благоприятный исход событий?

– Почему стоит это сделать?

Примеряя шляпу оптимиста, акцентируйте свое внимание только на плюсах обсуждаемого вопроса. Даже если их там, на первый взгляд, нет – обязательно попытайтесь их найти! Никакого негатива, только позитив!

4. Черная шляпа (Критик). В методе 6 шляп черная шляпа представляет собой полную противоположность желтой. Надевая ее, попробуйте оценить проблему с позиции критика, выявить в ней все недостатки и отрицательные моменты. Ответьте себе на вопросы:

– Что здесь может пойти не так?

– Почему не стоит это делать?

– Какие подводные камни здесь подстерегают?

– Каков самый неблагоприятный исход событий?

Надевая черную шляпу критика, постарайтесь максимально раскритиковать идею, выявить в ней весь негатив, который она в себе несет, который может случиться в будущем при ее реализации. Будьте крайним пессимистом!

5. Зеленая шляпа (Креативщик). Среди шести думающих шляп эта представляет наибольший интерес. Примеряя ее, попробуйте взглянуть на проблему как-то нестандартно, рассмотреть альтернативные варианты ее решения, сгенерировать новые идеи, даже самые сумасшедшие и провокационные. Ответьте себе на вопросы:

– Какие есть альтернативные пути решения проблемы?

– Как можно связать этот вопрос с инновационными идеями?

– Как эту проблему не решал еще никто?

– Какой метод решения проблемы вам кажется наиболее безумным?

Будучи креативщиком, старайтесь разрушить стереотипы, мыслить нестандартно, искать новые, нетрадиционные и провокационные методы решения вопроса.

6. Синяя шляпа (Руководитель). И, наконец, последняя и очень важная шляпа в методе 6 шляп мышления Эдварда де Боно – шляпа руководителя. Она отличается от всех предыдущих тем, что используется не для обсуждения вопроса, а для руководства этим обсуждением, для управления всем процессом. Эту шляпу целесообразно надевать дважды: сначала самой первой, чтобы сформулировать перед остальными “участниками” цели и задачи, а затем самой последней, чтобы подвести итоги и принять решение. Надевая, шляпу руководителя:

– Возьмите на себя управление всем мыслительным процессом и остальными “шляпами”;

– Поставьте перед ними задачу: что нужно делать?

– Контролируйте их работу, ее качество, собирайте и анализируйте результаты;

– В конце обдумайте отчеты других “участников” и примите решение.

Именно от действий руководителя будет зависеть весь процесс и его конечный результат. Поэтому будьте мудрым руководителем и примите верное решение.

Теперь вы знаете, что представляет собой метод шести шляп мышления Эдварда де Боно. Попробуйте применить его при обдумывании какого-то ближайшего решения – вот увидите, будет интересно! Я надеюсь, что метод 6 шляп поможет вам принять правильное решение и во всех начинаниях!

Оставайтесь на – здесь вы найдете множество другой интересной и полезной информации. До новых встреч!

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  1. Эмоциями . Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью . Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей . Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

ПЛЮСЫ:

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением - фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло . К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

МИНУСЫ:

— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

— Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

— Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп играмотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью - «Правила составления ментальных карт«).

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: