Про заболевания ЖКТ

Думаете, огромные спортивные комплексы с бассейнами, тренажёрными залами и кафе – исключительное достояние современности? Отнюдь. Почти два тысячелетия назад в Риме появились термы Каракаллы, обычные общественные бани, которые по праву могут считаться одним из прообразов сегодняшних спортивно-развлекательных центров.

Вопросам личной гигиены в античном Риме уделялось особое внимание. Это древние греки просто доказывали, что водные процедуры полезны для здоровья, римляне же возвели купание в ранг особого искусства. Мытьё стало источником наслаждения. Строительство общественных бань наряду с военными достижениями было одним из первоочередных занятий консулов и самих императоров. Во времена могущественной империи существовала даже отдельная наука, обучающая обустройству купален. Одним из лучших и весьма неплохо сохранившихся комплексов той эпохи являются термы Каракаллы в Риме, иначе именуемые Антониановыми, расположившиеся между Целием и Авентином.

Термы Каракаллы. Страницы истории

Грандиозный купальный комплекс возвели в ранг одного уз чудес столицы практически сразу после падения Римской империи в V веке. Это сегодня термы императора Каракаллы считаются одним из главных достояний Рима, а в 216 году они почти разорили казну и оставили армию без средств к существованию. Но обо всём по порядку…

Назван банный комплекс в честь императора Каракаллы, завершившего строительство. Появление «общественных бань» было инициировано его отцом и соправителем Септимием Севером, который в 206 году отдал приказ о начале строительных работ. Однако военные действия в Британии, обострение болезней и последовавшая за этим кончина Люция Септимия Севера в феврале 211 года временно приостановила процесс.

Продолжилось строительство уже в 212 году после того, как Каракалла стал единоличным правителем в Риме. Будучи алчным и крайне трусливым от природы, жаждущий власти Бассиан Каракалла уже в декабре 211 года убил соправителя и брата Гета прямо на глазах у матери. Опасаясь гнева народа и войска, Каракалла отдал собранные отцом сокровища на разграбление солдатам. В надежде обрести в лице армии защиту, император всячески угождал военным, назначая высокое жалование и щедро одаривая легионеров. Как оказалось, напрасно. Уже в апреле 217 года военные сыграли далеко не последнюю роль в успешной реализации заговора и убийстве последнего из рода Северов.

По большому счёту политика Каракаллы была направлена на завоевание расположения римского плебса (плебеев). Наделив всех свободных жителей города гражданскими правами, император ликвидировал существовавшие различия между гражданами и не гражданами империи. В те времена главным развлечением плебса был поход на состязания в , купания и посещение общественных мест типа . Так что, открытие огромных терм должно было увеличить популярность Каракаллы среди народа.

Специально для снабжения бань водой было произведено ответвление от одного из крупнейших акведуков в античном Риме. Правда, нашествие готов в 537 году привело к разрушению водопровода и выведению терм «из строя». Но даже тогда бани Каракаллы считались одним из чудес империи. А в XVIвеке здесь начались археологические раскопки, приведшие к обнаружению многих предметов искусства и подземного храма Митры.

Термы Каракаллы в древности

Стремление увековечить своё имя в гигантском сооружении не прошло мимо Императора Каракаллы. В итоге комплекс купален занял 11 га, а за годы строительства был истрачен весь бюджет империи, предназначавшийся на зарплату служащим, содержание армии и раздачу хлеба беднякам. Но это, действительно, было грандиозное сооружение: его внутренний дворик представлял собой квадрат со стороной 400 метров, а центральный комплекс имел размер 200 на 150 метров. Одновременно термы могли вместить около 1500 человек.

Главное здание «банного корпуса» располагалось в парке, окружённом разными дополнительными строениями. Бронзовые переплёты окон главного зала украшали полупрозрачные пластины из камня цвета слоновой кости, создававшие золотистое освещение внутри. Стены из полированного мрамора упирались в высокий свод. Цельные стены из камня и бетона снаружи также были облицованы мрамором. По обе стороны от главного входа были сооружены две глубокие полукруглые ниши эскедры, напротив которых располагались гимнастические залы (палестры).

Два просторных зала, которые, как считают учёные, были библиотекой, находились напротив главного входа в дальней части сада. В этих помещениях вдоль трёх стены были оборудованы низкие ступени, ведущие к нишам со свитками. А между двумя библиотечными залами располагались ряды сидений амфитеатра. Перед немного закруглёнными на концах рядами скамеек располагался стадион, сцена которого была видна даже из дальних комнат комплекса.

Сразу четыре входа вели в римские термы Каракаллы. С двух сторон фригидария без крыши (большого неотапливаемого помещения с бассейном для охлаждения) находилось два центральных входа. Оба они вели в крытые залы. Большой кальдарий (бассейн с тёплой водой) окружали маленькие комнаты, в которых мылись поодиночке. Вокруг были оборудованы комнаты для собраний.

Следует отметить, что во времена Римской империи общественные термы не только всячески украшали, покрывая полы мозаиками и облицовывая стены мрамором. При многих императорах в термах устанавливали произведения искусства. Так, в термах Каракаллы «побывали» Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры. Общественные термы были местом отдыха, что особо важным было для бедняков, находивших баню, гимнастический зал, сад, стадион, библиотеку и театр одновременно.

Термы Каракаллы в наши дни

Сегодня руины терм императора Каракаллы – одна из ежедневно открытая для посещений. И это не просто развалины некогда славной эпохи, громадные руины нынче превратились в сцену оперного театра. Полторы тысячи метров площади бывшего тепидария (тёплой сухой комнаты) переоборудованы в зрительный зал на 8000 (после реконструкции – на 20000) зрителей. А сцена театра является самой большой в мире: её длина – 22 метра. Первый оперный сезон стартовал здесь в 1937 году оперой Доницетти, а в июле 1990 года в термах состоялся концерт трёх легендарных теноров Доминго, Паваротти и Каррераса, событие достойное войти в анналы.

Да и Септимий Бассиан Каракалла вошёл в историю Рима не только как трус и братоубийца, а и как император, построивший воистину монументальный «развлекательный комплекс» для жителей империи. Прошло почти два миллениума, а термы Каракаллы всё так же привлекают римлян и гостей города. И пусть решить вопрос личной гигиены здесь сегодня не удастся, отдохнуть душой и телом во время концерта под звёздным итальянским небом ничто не помешает.

Дополнение. Видеозапись знаменитого выступления трёх теноров в стенах терм Каракаллы.
Рекомендуем смотреть обе части подряд.

Для времен заката великой Римской империи были характерны огромные, масштабные сооружения. Термы, построенные императором Каракаллой с необычайным размахом для своего народа, служили римлянам баней, спортивным комплексом, библиотекой, концертным залом, местом для встреч, увеселений и философских споров. В наши дни, руины, оставшиеся от Терм Каракаллы, — не только свидетельство вкусов цивилизации античного Рима, но и одна из современных площадок для зрелищных спектаклей современности.

История

Термы, или бани, были широко распространены в Римской империи. Строительство этих терм началось в 206 году, во время властвования императора Септимия Севера. В 217-м, уже после его смерти, они открылись для посетителей. В это время у власти находился жестокий и деспотичный император Каракалла.

Население Рима становилось все более изнеженным и требовательным, ценность труда падала. Для избежания волнений император регулярно совершал щедрые даяния населению в виде хлеба, гладиаторских боев и прочих увеселений. Одним из таких масштабных «развлекательных комплексов» для народа Рима стали грандиозные Термы императора Каракалла.

Еще в V-м веке Термы считались одним из чудес Рима, но уже в 537 году они существенно пострадали от готов и впоследствии пришли в запустение. Христианство, укрепляющее свои позиции в Риме, пренебрежительно относилось к этому храму языческих удовольствий, поэтому на протяжении многих веков здание не охранялось властями.

С XVI века Термы стали предметом интереса археологов и историков. Здесь было найдено множество античных скульптур, а в 1938-м году в руинах терм был найден крупнейший в Риме митраистский храм.

Особенности архитектуры

Термы представляли собой внушительное здание площадью примерно 400 на 400 м. По грандиозности эта постройка сопоставима с такими сооружениями как Колизей или мавзолей Адриана, и является характерной для этого периода римской истории.

Посетитель входил в термы через огромную арку главного входа, облицованную мрамором и бронзой. Рабы принимали у него одежду и он попадал в обширное помещение, заканчивающееся открытым бассейном величиной с пруд.

В составе стен использовался римский бетон. Для этого сначала выстраивалась форма из камня и кирпичей, в которую заливался состав. Благодаря этому приему стены становились очень прочными.

Изнутри стены здания были облицованы мрамором. Над помещением парил свод, поддерживаемый колоннами такого диаметра, что одну из них не смогли бы обхватить пять человек, взявшись за руки.

Колонны лишь производили эффект поддержки купола, они не смогли бы выдержать тяжесть свода. На самом деле его вес распределялся по стенам, но архитектор искусно скрыл это. Через круглое отверстие в куполе уходил пар. Оттуда же спускался свет и, подобно прожектору, перемещался по залу по мере движения солнца.

Внутри здания, в основном помещении, было несколько бассейнов с водой разной температуры: теплой, средней теплоты и прохладной.

Римляне считали, что купание в закрытом бассейне с прохладной водой приносит вред здоровью. Поэтому такие бассейны строили только на открытом воздухе.

В специальных помещениях посетители могли насладиться массажем, спортивными играми, публичными представлениями и общением между собой. Отдельная комната была отведена под библиотеку.

Помещение было богато украшено скульптурами и другими произведениями искусства. Особенно впечатляющими были две статуи отдыхающего Геракла, статуя Флоры, а также знаменитый Фарнезский бык.

Скульптура была обнаружена лишь в 1546 году и была восстановлена под наблюдением самого Микеланджело. В настоящее время она, вместе с рядом других достопримечательностей Терм, находится в Археологическом музее Неаполя.

В стенах залы находились большие окна, застекленные матовым материалом, по цвету похожему на слоновью кость. Стены украшала цветная мозаика, повествующая об истории Рима, о сражениях и о мифических существах.

Под залами располагались хозяйственные отделы, в которых происходило отопление полов и стен залов. Двойные покрытия предохраняли полы от перегрева. Благодаря этой системе отопления, в банях постоянно поддерживалась комфортная температура.

Современный облик

В наши дни некогда оживленные Термы выглядят как скопление руин, в которых едва угадываются обширные залы, переходы и колонны. Издалека они выглядят как часть природного пейзажа, притягивая взгляд своей архаичностью и размахом.

Без специальных пояснительных табличек или подписей к фото сейчас невозможно узнать, где находились те или иные помещения, а о исходном назначении памятника догадаться может только хорошо знающий историю человек. Некогда, это здание могло вместить более 1600 посетителей, но сейчас его постоянными обитателями стали лишь кошки и ящеры.

В начале XX столетия здесь появилась площадка для представлений римской оперы. Сцена позволяла проводить масштабные концерты. Одна из постановок, опера Дж. Верди «Аида» запомнилась тем, что во время спектакля на сцене появлялись верблюды, кони и даже слоны.

В 1995 году, в целях поддержания сохранности сооружения, театральная площадка была закрыта. В наши дни опера вновь возвращается в здание легендарных Терм, используя их как интерьер для премьер и классических постановок.

Среди последних концертов, проводимых на этой площадке: Мадам Баттерфляй, Богема, балетный спектакль по мотивам творчества Pink Floyd и выступление Элтона Джона.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Viale delle Terme di Caracalla. Roma, Италия.

Время работы: с 09:00 до 18:15 , в понедельник - до 14:00 .

Часы могут меняться в зависимости от сезона. Телефон администрации: +39 06 3996 7700

Цена посещения — 6 евро , а аудиогида - 5 евро .

Также Термы Каракалла входят в стоимость объединенного билета на 3 исторические достопримечательности по цене 7,5 евро.

Цена на оперный концерт может колебаться от 20 до 100 евро . На представления с участием звезд цена билета может достигать 250 евро .

Как добраться?

Доехать можно на метро : линия B, станция Circo Massimo. Подходят автобусы № 118, 160, 628, 671, 714

Вконтакте

Термы в Древнем Риме были не столько баней, сколько развлекательным центром. Так императоры боролись со скукой своих малоимущих граждан. Впадая в беспросветную печаль и меланхолию, римляне даже пытались устроить революцию, чтобы хоть как-то развлечься. Императоры знали об этой проблеме и старались разнообразить общественную жизнь столицы самыми разными зрелищами и удовольствиями.

От некогда великолепных, поражающих воображение граждан терм императора Каракаллы остались лишь руины, но и сегодня они передают атмосферу былого величия и роскоши.

На карте любого римского путеводителя Термы Каракаллы обозначены, как одна из основных достопримечательностей «вечного города». Добраться до руин «банно-развлекательного» комплекса можно на метро (остановка Circo Massimo , линия В), или на автобусах 118, 160 и 628.

Входной билет стоимостью в 6 евро даёт право на осмотр ещё двух римских достопримечательностей - вилла Квинтиле и мавзолей Цецилии Метеллы . Дети до 17 лет допускаются бесплатно.

Комплекс Терм Каракаллы открыт для посещения круглый год с 9 часов утра по 18:30 часов (по понедельникам до 14:00 часов).

В кассе посетителям предлагают аудиогид (5 евро). Экскурсовода придётся оплачивать отдельно - желающих просветить вас хоть отбавляй. Перед тем, как согласиться на услуги (просят от 10 до 20 евро) частного гида, попросите предъявить сертификат.

Теперь пора окунуться в древнюю историю «банного дела» в Древнем Риме.

Каракалла - коварный, трусливый, но щедрый

Отец Каракаллы Септимий Север завещал своим наследникам жить в дружбе, заботиться о развлечении пролетариев и щедро одаривать легионеров. Первое наставление строитель терм выполнил странным образом - уничтожил всех своих конкурентов и друзей: отца отравил, брата зарезал, остальные сами перестали «дружить» с жестоким владыкой. Остальные пункты поучения выполнял неукоснительно. Солдатам платил щедро, хлеб неимущим раздавал часто, бои и состязания устраивал регулярно. Боясь, что всех благодетельств недостаточно (он всю жизнь этого боялся), решил построить грандиозные термы.

Строительство продолжалось пять лет. Римляне приходили посмотреть на стройку, подобный размах и для них был удивителен.

Открытие в 217 году проходило уже без Каракаллы. Его успели зарезать бывшие друзья, недовольные скверным характером императора. А вот банно-развлекательный комплекс до сих пор считается самым щедрым подарком императора народу Рима.

Термы: баня, клуб, салон красоты, концертный зал, стадион

Далеко не все римляне могли себе позволить личную виллу с бассейном. Для большинства жителей имперской столицы единственной возможностью почувствовать все преимущества римского гражданства было посещение терм. Здесь можно было провести весь день, провести насыщенно и интересно.

К услугам посетителей были открытый бассейн с прохладной водой, горячие ванны, ложе для отдыха, залы для философских бесед, площадки для гимнастических упражнений и «тихих игр», богатая библиотека. Обслуживала посетителей армия специально обученных рабов. Они раздевали, одевали, делали массаж, умащивали пахучими маслами, инструктировали желающих заняться спортом, служили библиотекарями и консультантами для спорщиков (это чаще всего были рабы-греки с энциклопедическими знаниями).

На одной из открытых площадок терм выступали артисты, гимнасты, жонглеры. Их выступления были совершенно бесплатными, но в случае успеха в банях, им была гарантирована безбедная жизнь в Риме, приглашения на частные вечеринки и государственные праздники. Творческие люди со всей Европы стремились выступить именно здесь, чтобы получить «путевку в жизнь».

Внутренняя отделка терм была изысканной и монументальной: специально для главного зала из Греции были доставлены статуи Геракла, отдыхающего после подвигов. Полы и стены украшали мозаики, вместо окон - тончайшие пластины из полупрозрачного камня. Свет, проникающий через эти окна, окрашивал стены и полы в золотистый цвет, что делало обстановку в термах еще шикарнее.

Римская баня - это смесь из собственно бани, дома культуры, клуба по интересам, фитнесс-центра и салона красоты. В период расцвета заведения здесь проводили время до 1300 римлян одновременно.

Термы Каракаллы в Риме снискали жестокому и вероломному императору добрую славу и благодарность горожан. Более трёх веков служили они имперской столице, пока варвары не перекрыли акведуки, по которым сюда поступала чистейшая вода из горных источников. Термы Каракаллы медленно, но верно разрушались.

Остатки былой роскоши

Современное состояние Терм Каракаллы - могучие руины. Монументальность развалин, в которых угадывается имперский размах и неограниченные финансовые возможности, заставляют туристов засомневаться в искусственном происхождении постройки. Многие даже не воспринимают это как архитектуру.

В каждом зале, у каждой стены или опоры есть таблички с пояснениями. Сохранились фрагменты внутренней отделки и мозаичных полов. Бродить самостоятельно, без сопровождения гида, особого удовольствия не доставит. Вся прелесть этого места «оживает» только в сопровождении рассказа профессионального гида , который украсит свой рассказ легендами, преданиями и забавными фактами.

Аудиогид поможет в том случае, если английский (немецкий, французский и т.д.) для вас не проблема.

Термы Каракаллы (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Баня, явление для нашего человека вовсе даже не чуждое, была весьма популярной и в Древнем Риме. Однако назвались древнеримские бани-сауны иначе - термы. Сюда приходили погреться, помыться, а между делом и пообщаться, обсудить деловые вопросы, найти хороших партнеров для своего древнеримского бизнеса.

Термы были построены в начале 3 века нашей эры при императоре, правившем под именем Септимия Бассиана, но более известном, как это часто случается с римскими императорами, по сохраненному историками прозвищу Каракалла.

Удивительно, что обширное, величественное и роскошное здание терм Каракаллы по назначению своему было «всего-навсего» общественными банями, сулившими посетителю, впрочем, многие часы разнообразного досуга, не только банно-купального, но и спортивного, а также интеллектуального. Это было гигантское общественное здание, поражающее своими размерами и богатством отделки. Можно утверждать, что термы Каракаллы столь же грандиозны и монументальны, что и Колизей или мавзолей Адриана.

Термы Каракаллы столь же грандиозны и монументальны, что и Колизей или мавзолей Адриана.

В помещении терм, имеющем размеры 337 на 328 метров, одновременно могли находиться более 1500 человек. В 537 году варвары перекрыли римские акведуки, и многие термы, в том числе и термы Каракаллы, стали приходить в упадок.

Период забвения длился до 14 века, когда папа Павел III Фарнезе начал проводить раскопки на месте бывших терм, возжелав добыть строительный материал для постройки нового дворца. Именно тогда были найдены две статуи Геракла, две ванны из порфира, одна из которых сегодня выполняет функции чаши фонтана на площади Фарнезе, а другая хранится в Ватикане. Еще на поверхность была поднята гранитная колонна, которая впоследствии была подарена герцогам Медичи. Тогда же зафиксировано источниками и периодическое использование терм Каракаллы в качестве места проведения фешенебельных концертов Рима - дань уважения, которую во второй половине ушедшего столетия платили в основном более ясным, более сохранным и более «правильным» памятникам.

Сегодня, оказавшись в термах Каракаллы, путешественник вряд ли испытает жалость к этим руинам или желание хотя бы мысленно вернуть зданию первоначальное благообразие. Развалины Каракалловых терм совершенно не вызывают жалости - слишком уж велик их масштаб, слишком очевидно величие того, что от них осталось. Именно поэтому они воспринимаются как природный, ландшафтный объект, как естественная гора (хотя рукотворность никогда не забывается).

Термы Каракаллы не кажутся архитектурой - для этого они слишком разрушены. Но они не кажутся и природой - для этого они слишком выстроены. Это не улица - ты входишь внутрь них. Но это и не интерьер - они слишком грандиозны для интерьера. Это вообще непонятно что. Иной мир.

Как первоначальное оформление интерьеров терм, так и мудреные системы водоснабжения и отопления ныне можно только воображать, здания и переходы, опоры и пролеты едва угадаешь, однако впечатление грандиозности и удивление от прозаической банной роли этой горы (а мы-то и не думали, что бани бывают такими!) гарантированно.

Так что об уровне развития цивилизации можно судить не только по военным победам и философским трактатам, но и по тому, какие бани эта самая цивилизация после себя оставила. И тут Древний Рим остается для нас примером.

Остаётся лишь добавить, что сегодня в термы Каракаллы приходят не только ощутить грандиозность и величие Империи, посмотреть руины огромнейшей в истории человечества бани, но и послушать музыку, ведь термы давно стали концертной площадкой, на сцене которой выступают оперные и эстрадные певцы и коллективы.

Адрес: Via delle Terme di Caracalla, 52, Roma

Построенные по приказу императора Каракалла термы в Риме являлись грандиозным сооружением для того времени и предназначались для купания граждан. Термы Каракаллы вполне могут считаться прообразом современных спортивно-развлекательных центров с бассейнами и саунами.

Септимий Бассиан Каракалла - путь к власти

Септимий Бассиан (186-217) — изначальное имя римского императора, которого позднее прозвали Каракалла за то, что он ввел в обиход в Риме широкий галльский плащ-каракаллу, вернувшись из похода против германцев в 213 г. Он был старшим сыном римского полководца, а затем императора Септимия Севера (родился в Африке) и Юлии Домны (родилась в Сирии). Получив хорошее образование и знания в греческой литературе, впоследствии стал военным и с презрением относился ко всем ученым.

Его отец Север, став императором в 196 г., провозгласил себя приемным сыном Марка Аврелия, и тогда его сына Септимия стали именовать Марком Аврелием Антонином как наследника. Еще юношей он поочередно получил все звания и почетные римские титулы: в 196 г. — цезарь, в 198 г. — август.

После смерти отца Септимий и его брат Гета совместно унаследовали власть. Однако спустя год Каракалла обманом заманил брата для переговоров к матери и убил его на ее глазах. Септимий Бассиан был очень жестоким человеком, идущим к своей цели — стать императором — через трупы всех своих родственников: жены и ее родных, брата и 20 тысяч его сторонников. Из-за этого римского императора иногда представляют психически неуравновешенным, однако другие сведения отмечают его незаурядные умственные способности и талант оратора.

Каракалла — римский император (211-217 гг.)

Начало своего правления император Каракалла отметил в 212 г. провозглашением эдикта, объявлявшим всех жителей Римской империи свободными. Однако тут же ввел налоги на граждан, необходимые для снабжения армии.

Одним из исторических сооружений, благодаря которым император оставил память о себе, стали воздвигнутые под его руководством и названные именем Каракалла термы (общественные бани). Их строительство было начато в 206 г.

Император провел несколько военных походов: в 213 г. в Германию и Рецию, где победил алеманов и хаттов и построил оборонительные сооружения на границе Римской империи, в 214 г. — на Средний Дунай. Лелея тщеславные помыслы завоевания Парфянского царства по примеру Александра Македонского, начал готовить поход, во время которого в 217 г. был убит при заговоре преторианского префекта Оппелия Макрина и его сподвижников. Мраморный бюст императора Каракаллы хранится в Пергамон-музее (Берлин, Германия).

История строительства терм

Вопросам мытья и личной гигиены в Римской империи граждане уделяли большое внимание, находя в этом источник наслаждения. Во времена расцвета империи существовала даже наука об устройстве купален и проведении всех процедур в них.

Строительные работы по возведению терм были начаты в 206 г. по приказу императора Септимия Севера, а затем продолжены его сыном Каракаллой.

Одно из важнейших сооружений и достояний Рима, которым ознаменовалась эпоха Каракаллы, — термы Антониниана, которые были достроены к 216 году. Стены терм укладывали из кирпича и тщательно бетонировали, для отделки был использован мрамор (всего 6,3 тыс. кубометров). В работе участвовали более 10 тыс. рабочих и почти 2 тыс. мастеров работали над отделкой всех сооружений. Своим долгим строительством термы нанесли значительный урон государственной казне Рима.

Как политик римский император пытался завоевать расположение народа Рима, у которого в те времена главными развлечениями были состязания в Колизее и купание в банях. В городе насчитывалось почти 80 общественных бань.

Даже после разрушения термы считались одним из чудес света Римской империи и получили свое историческое название - термы Каракаллы.

Термы Каракаллы в Риме: описание

Огромное здание терм по назначению являлось общественными банями, в которых римские граждане получали не только банно-купальные услуги, но и некоторые развлечения, спортивные и интеллектуальные. Это общественное здание поражало размерами, богатством архитектуры и декоративной отделкой.

Размеры всего сооружения составляли 337х328 м, высота его - 38,5 м. В нем могли одновременно находиться 1,5 тыс. человек. По подсчетам современников, ежесуточно в термах купались 6-8 тыс. жителей города. Здание располагалось посреди парка, а вокруг размещались дополнительные постройки. Стены сооружения были выполнены из полированного мрамора и упирались вверху в высокий свод. Как выглядели термы Каракаллы в Риме, фото ниже наглядно демонстрирует.

По заключению ученых-историков, в термах были две библиотеки — просторные залы, находившиеся напротив центрального входа - в отдалении, в парковой зоне. В них располагались ниши со свитками на латинском и греческом языках, к которым подходили небольшие ступени.

Между библиотечными залами установили ряды амфитеатра с сидениями. Перед рядами скамеек был сделан стадион, который просматривался даже из отдаленных комнат термального комплекса.

Просторный парк окружал все сооружения терм, в нем было множество мест для отдыха и философствования. Также на территории располагались художественная галерея, рестораны и магазины.

На территории терм стояло 64 цистерны для воды, приходящей по акведуку. Внизу, в подвалах здания, проходили еще 2 уровня водоснабжения. В первом подогревали воду, во втором был сделан сток для уже использованной. Длина подземных сооружений составляла 4 км.

Устройство терм и внутреннее оформление

Главное здание терм имело размеры 228х116 м и включало 3 помещения для купания:

  • фригидарий — большое неотапливаемое помещение и бассейн с холодной водой;
  • тепидарий (теплый бассейн);
  • кальдарий (бассейн с горячей водой).

В двух последних помещениях стены и пол прогревались с помощью подачи горячего воздуха по специальным пустотам и проемам.

В императора Каракалла термы существовало 4 входа: два из них — с обеих сторон фригидария и два вели в крытые залы. Вокруг широкого кальдария располагались небольшие комнаты для индивидуального мытья. Рядом — большие помещения для общественных собраний.

Все полы были украшены красивой мозаикой, а стены облицованы мрамором. Также внутри термального комплекса стояло множество скульптур: в разное время там находились Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры.

По сторонам от главного входа располагались полукругом глубокие ниши-экседры, напротив каждой был гимнастический зал (палестра). Здесь проводились конкурсы, тренировки и игры.

Термы были общественным и культурным центром Рима, в который приходили и бедные люди, и богатые патриции для отдыха и спортивно-познавательного досуга. Здесь были гимнастический зал и стадион для спортивных состязаний, красивый парк, библиотека и театр.

Как купались римляне в термах

При входе в банный корпус посетителей обслуживали рабы, которые их раздевали. Через проемы в большом зале можно было зайти в спортивный зал и сауну. После приема банных процедур римляне проходили во фригидарий с бассейном под открытым небом. Отсюда можно было пройти по лестнице в главный зал, вверху которого был огромный купол. Свод поддерживали 8 больших красных колонн.

В главном зале на полукруглых окнах для украшения были вделаны полупрозрачные пластины из камня, с помощью которых внутри создавалось необычное золотистое освещение. Как выглядели тогда термы Каракаллы? Фото реконструкции главного зала смотрите ниже.

Кальдарий был круглой формы (35 м в диаметре), по его периметру стояли лежанки, на которых можно было отдохнуть или получить сеанс массажа от специально обученных рабов с использованием ароматических масел. Посередине располагался горячий бассейн, вокруг зала - комнаты для индивидуального мытья.

Затем следовали тепидарий и фригидарий — такой план водных процедур (постепенное снижение температуры) был рекомендован древними докторами.

Раскопки терм Каракаллы

Первые археологические раскопки начались по указанию папы Павла Третьего Фарнезе еще в XIV веке: тогда были обнаружены многие произведения искусства, а также подземный храм Митры. Целью раскопок была добыча строительного материала для нового папского дворца.

В результате первых работ были найдены 2 статуи Геракла и 2 порфировые ванны, одну из которых преобразовали в чашу фонтана на площади Форнезе, а другую перевезли в Ватикан. Из земли была выкопана гранитная колонна и затем подарена герцогам Медичи.

По записям в исторических источниках, императора Каракалла термы еще в древние времена периодически использовались для проведения концертов, что было данью уважения исторической памяти этого архитектурного сооружения.

Подземные туннели в термах

В процессе проведения раскопок в подземной части территории, где расположены термы императора Каракаллы, были обнаружены тоннели и Митреум — храм культа Митры, который является самым большим в Риме. Его реставрация стоимостью 400 тыс. евро, во время которой были реконструированы фрагментами своды и пол с мозаикой, длилась несколько лет. Были также восстановлены подземные переходы и соседние помещения.

Митреумы, храмы индоиранского божества договора и согласия, были популярны в Риме в III в., строили их всегда под землей, посередине храма располагался священный зал с ямой для жертвоприношений. Храм Митры в термах Каракаллы был обнаружен в 1912 г.

Сейчас эти подземные переходы и храм открыты для посетителей, но только 2 месяца в году (из-за продолжения реставрационных работ) туда запускают туристов группами по 25 человек.

Что осталось сейчас от знаменитых терм

Термы Каракаллы в Риме действовали более 300 лет и даже прошли реконструкцию. Однако в 537 г. готы разрушили акведук, через который поступала вода, и работа терм была остановлена.

Время, несколько случившихся за эти столетия землетрясений, а также халатность и мародерство некоторых жителей и туристов превратили здания терм в руины.

Но сейчас это не просто развалины эпохи римской империи, которые посещают ежедневно толпы туристов. Начиная с 1937 года, огромные развалины превратились в сцену оперного театра длиной 22 м. В качестве премьеры там была исполнена опера Доницетти.

Самый знаменитый концерт состоялся в 1990 г., выступили три известных оперных тенора: Доминго, Паваротти и Каррерас.

В зрительном зале, под который используют бывший тепидарий, могут находиться после реконструкции 20 тыс. зрителей.

Современное возрождение терм Каракаллы

В память о знаменитом банном комплексе в Италии запущена профессиональная линия косметических средств, называемые Terme Di Caracalla (термы Каракаллы). Косметика для ухода за кожей лица и тела предназначена для использования в спа-салонах и спа-центрах. Женщинам в возрасте она рекомендуется для насыщения кожи витаминами и минералами с добавлением антиоксидантной защиты. Скрабы и гоммажи для тела позволяют освободить дерму от грязи и старых клеток. Очищающая линия «Розовый грейпфрут» способствует регуляции жироотделения кожных клеток. Антицеллюлитные грязи с натуральными составляющими тонизируют ткани с высокой эффективностью.

Воспользовавшись косметикой с таким древним названием, любая женщина почувствует себя особой, приближенной к римскому императору, или представит, как она отдыхает на итальянском курорте.

Как добраться к термам, время работы

Императора Каракалла термы расположены в центральной части Рима по адресу: Via delle Terme di Caracalla, 52. Ближайшая станция метро — CIRCO MASSIMO (линия В), также рядом проходят маршруты автобусов № 160, 188, 628, 671, 714.

Туристов, которые хотят посетить Рим (термы Каракаллы), время работы музея очень заинтересует: открывается он всегда в 9.00, а вот время закрытия зависит от времени года. В апреле-августе — до 19.15, в осенне-зимний период — до 16.30 и 17.00, по понедельникам работает до 14.00. Цена входного билета — 6 евро.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: