Про заболевания ЖКТ

Село Троице-Лыково получило свое название по фамилии его владельца боярина Б. М. Лыкова, известного военачальника Смутного времени. Он выстроил в усадьбе деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. После смерти Лыкова село было передано боярам Нарышкиным. Им владели по очереди три брата, при последнем из них, Льве Кирилловиче, был выстроен каменный трехглавый храм Живоначальной Троицы (1698-1702) - образец «нарышкинского барокко». Храм украшен богатой резьбой по камню. В 1834 г. Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н.А. Бутурлин, принадлежавший к старинному дворянскому роду. При нем в 1852 г. был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы.

В 1876 г. усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-ой гильдии И.И. Карзинкин. Последняя из владельцев, Юлия Михайловна Карзинкина, в 1903 г. пристроила к Успенскому храму два придела и колокольню. Она также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню. Эта богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 г. Но существовал этот монастырь очень недолго - он был закрыт в 1923 г.

В советское время в Успенской церкви находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. Постройки усадьбы (дом Карзинкиных, школа, богадельня), лишенные ухода и присмотра, полностью разрушились.

Троицкая церковь в 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры и поэтому избежала существенных повреждений.

30 марта 1989 г. в Успенской церкви возобновились богослужения. За 12 лет расчищена территория усадьбы, выстроено здание богадельни (ныне приходской дом), установлена ограда, устроены ремонтные мастерские, склад и трапезная. Проложена пешеходная трасса со стороны ул. Твардовского. Прихрамовая территория заасфальтирована, по усадьбе проложены дорожки. Успенский храм восстанавливается в его первоначальном облике.



Построена в 1694-97 гг., по другим источникам 1691-95 гг. (зодчий Яков Г. Бухвостов с товарищами М. Тимофеевым и М. Семеновым) на западе Москвы, на правом, высоком берегу реки Москва, напротив Серебряного бора, рядом (на севере) — Строгино, на средства и в усадьбе стольника М. К. Нарышкина. Село Троицкое название по храму, а Лыково — по владельцам князьям Лыковым. Они coopудили здесь первый деревянный храм Успения Божией Матери (начало XVII в.; сожжён в 1936 г.). Участником устройства храма был Петр I, посещавший в Троице-Лыкове своих родственников. Освящен в 1708 г.

В стиле «московского барокко», однопрестольный, летний. На невысоком подклете — гульбище, обнесённое балюстрадой с тремя широкими лестницами. Четырехугольный, с востока и запада обрамлён симметричными полукружиями алтаря и придела. На нём три восьмигранных яруса. К четырехугольному зданию с запада и востока примыкают притворы, каждый из которых завершён двумя декоративными восьмигранными ярусами с одной главой. Храм — «иже под колоколы» (здание завершает колокольня) с луковичной главой. Пышный белокаменный декор (резные колонки порталов и наличников окон первого яруса, витые колонки восьмигранных ярусов и обрамления восьмигранных окон северного и южного фасадов, волюты и раковины, фигурные фронтоны). Внутри был резной девятиярусный иконостас (не сохранился, предпринимаются попытки восстановить его по оставшимся деталям). Трапезная, алтарь и храм отделены арками. Между двумя стенами, с трех сторон идут двойные хоры.

В 1917 г. в Троице-Лыково создана Свято-Троицкая женская община. Около 1930 г. закрыт. Использовался под склад. До 1978 г. в усадьбе находилась школа военных музыкантов-суворовцев. С 1970 г. реставрировался (арх. И.В. Ильенко). Возвращен РПЦ. Ведутся работы по воссозданию внутреннего убранства.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=315



Сергия, мученика, и мученицы Иулии над усыпальницей Карзинкиных часовня (Одинцовская улица, дом № 24).

На кладбище Троицкой церкви в Троице-Лыкове (Строгино), вблизи алтаря находится часовня над могилами семьи купцов и известных благотворителей Карзинкиных, последних владельцев усадьбы Троице-Лыково. В часовне, над склепом, в котором упокоились Сергей Иванович Карзинкин, умерший в 1886 г., и его супруга Юлия Матвеевна Карзинкина, умершая в 1915 г., находились семейные иконы мученика Сергия и мученицы Иулии. Ю.М. Карзинкина основала в Троице-Лыкове Свято-Троицкую обитель, насельницы которой и сохраняли память об основательнице общины. По ее завещанию, в котором она передала усадьбу для устройства женской обители, дети Юлии Матвеевны и Сергея Ивановича Карзинкиных и члены их семей имели право быть погребенными в семейном склепе. Часовня была сделана из цветного стекла, богато украшалась цветами. После закрытия храмов усадьбы могилы и сама часовня были уничтожены.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Своё название Троице-Лыково получило по имени возведённой в нём Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца - князя Лыкова-Оболенского. Село Троицкое известно по историческим документам с ХVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище "Лыко". Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в числе которых был и боярин Лыков. В Смутное время совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрий II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые безчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где ещё в 1594 году был основан монастырь Нилова Пустынь, который своей известностью обязан преподобному Нилу Столобенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребён в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. В конце ХVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Натальи Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время "стрелецкого бунта", он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, возглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный храм Покрова Богородицы.

В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал-фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины Великой. Во второй половине ХIХ века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в ХIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лыково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почётному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребён в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина. К концу ХIХ века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным "дворянским гнездом": барский дом в русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Центральное место занимали храмы.

На территории усадьбы Троице-Лыково в разное время было построено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своём вотчинном селе ещё князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной. Главным украшением парка и всей усадьбы - каменный храм во имя Живоначальной Троицы - изумительный по красоте вотчинный храм ХVII века "иже под колоколы" (когда здание церкви вверху завершается колокольней). На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле "московского барокко" (синтез западного барокко и древнерусского русского стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой.

Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов - известный зодчий того времени. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нём много писали, им восхищались. Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золочёной резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочёными ажурными крестами была так прекрасна, что её сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на своё отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм ещё называли "Белым лебедем". Он был освящён в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма - классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, "восьмерик на четверике". На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нём установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окружённый изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, здесь видна замечательная отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место - фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идёт ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принёс Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французких солдат в селе в конец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс. Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 год - Сергей Иванович, затем до 1910 года - Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, оштукатуренная церковь побелена. До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: "Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день". Храм Троицы закрыли вторым (после тёплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания "в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь". К счастью варварский замысел осуществить не удалось.

В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учёт Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасён от разрушения. Зимой 1941 года Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. Вблизи шла война. В Лыково командировали знатока "нарышкинского" барокко Василия Николаевича Подключникова, который блестяще справился с этой работой. Результатом её стал замечательный, прекрасно иллюстрированный, несмотря на военное время, альбом "Три памятника ХVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком", вышедший в свет в 1945 году, уже после смерти автора. Эти высокопрофессиональные обмеры впоследствии явились основой для реставрации здания. Ближе к нашему времени шедевр древнерусского зодчества оказался совершенно бесхозным.

Красавица-церковь отнюдь не перестала вызывать интерес - посмотреть на неё приезжали тысячи любителей старины. Однако к началу 1970-х годов в интерьере храма остались лишь жалкие фрагменты. Да и снаружи в нижнем ярусе сбили несколько резных колонн. Министерству культуры всё же удалось выделить на его реставрацию самые минимальные средства. Предполагалось открыть в его стенах, как и в церкви Покрова в Филях, филиал Государственного музея древнерусской живописи им. Андрея Рублёва. Более десяти лет здесь вела работы архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного отдела Министерства Культуры СССР, заслуженный работник культуры Ирина Валентиновна Ильенко. Началось воссоздание утраченных элементов наружного убранства и деревянной резьбы в интерьере. Но финансирование прекратилось, и работы не были закончены. В середине 1980-х годов о создании нового музея не могло быть и речи, и памятник так и не обрёл пользователя. Лишь в октябре 1989 года оба храма в Троице-Лыково были возвращены Православной Церкви. В апреле 2013 года храмовый комплекс преобразован в подворье Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы г. Москвы.

Материал взят из брошюры "Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря"



Село Троицкое с деревнею Черевковою, на реке Москве, в XVI ст. Московского уезда, в Сетунском стане, пожалованная вотчина при царе Василии Шуйском князю Борису Михайловичу Лыкову, «за его службу из прежнего его же поместья». Князь Лыков построил в деревне Черевкове деревянную церковь во имя Св. Троицы и назвал деревню селом Ново-Троицким, а крестьянские дворы из деревни Черевковой перенес в «старое село Троицкое и назвал деревнею Новая Черевкова».

В писцовых книгах 1627 г. значится: «в селе Новом Троицком церковь Живоначальной Троицы, да предел Николы чудотворца, да придел Флора и Лавра, древяна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинниково - князя Бориса Михайловича Лыкова, а у церкви на церковной земле во дворе поп Микифор Кириллов, да с ним церковный дьячок, брат его, Панкратко Кириллов, в селе двор вотчинников, а в нем живут деловые люди, и 5 дворов людских, в них 5 человек; в деревне Новой Черевковой, на пруде, что было село Старое Троицкое, 17 дворов крестьянских и 5 дворов бобыльских». В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. написано: «церковь Живоначальной Троицы в вотчине боярина князя Бориса Михайловича Лыкова, в селе Троицком; дани 8 денег, по наказу гривна». Под 1642 г. при Троицкой церкви упоминаются приделы Николая чудотворца, Флора и Лавра; дани по окладу 12 алтын 5 денег, десятильничих и заезда гривна».

В 1646 г. в селе Ново-Троицком с принадлежащими к нему деревнями Черевкова, Рублево и Луково - владении князя Б. М. Лыкова, находилось 2 двора боярских, 16 дворов задворных, людей в них 27 человек, 47 дворов крестьянских и двор бобыльский, в них 118 человек. При Троицкой церкви был священник Степан Лукьянов, которому выдавалось жалование в год по 6 руб. и хлеба 14 четвертей.

В 1690 г. село Троицкое с деревнями пожаловано Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину и за ним утверждено в том же году отказною книгою, в которой упоминается «в селе церковь деревянная, рублена клетцки вверх, во имя Живоначальной Троицы, да два придела Николая чудотворца и Флора и Лавра не освящена». В приходной книге Патриаршего казенного приказа 1693 г. под статьею о Троицкой церкви отмечено: «сию церковь впредь писать в вотчине за боярином Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным, а преж сего было то село дворцовое, дани 12 алтын 5 денег, заезда гривна».

В 1698 г., по именному указу, село Троицкое с деревнями отдано во владение боярину Льву Кирилловичу Нарышкину с его матерью вдовою боярыней Анною Леонтьевною (мать царицы Натальи Кирилловны). В переписных книгах 1704 г. записано: «за боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным село Троицкое, на Москве реке, а в селе церковь каменная во имя Живоначальной Троицы, да другая церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы; да в селе двор боярский, двор приказчика, двор конюшенный, двор скотный, двор птичий, людей в них 19 человек, и 33 двора крестьянских, в них 105 человек».

По смерти Льва Кирилловича село Троицкое в 1732 г. досталось его сыну Ивану по разделу с его родным братом Александром Львовичем, а от Ивана Львовича в 1749 г. перешло к его дочери Екатерине Ивановне, жене графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а в 1784 г. - их сыну графу Андрею Кирилловичу Разумовскому.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

  • Полное название: храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково.
  • Краткие названия в народе: Успенский храм, Успенская церковь, храм Успения Богородицы.
  • Относится к Покровскому ставропигиальному женскому монастырю у Покровской заставы.
  • Настоятельница обители: игумения Феофания (Мискина Ольга Дмитриевна).
  • Ближайшее метро: «Строгино».
  • В храме принимают записки об упокоении. Здесь также можно заказать требы - отпевание (не в монастыре), панихиду, сорокоуст.

Одноглавый трёхпрестольный храм в классическом стиле был построен во второй половине XIX века. Приделы освящены в честь Великомученицы Екатерины и Николая Чудотворца. В 1902 г. была проверена существенная реконструкция. В 1930-х годах храм закрыли, частично демонтированное здание использовали как клуб, репетиционный зал, столовую. В 1989 г. началось восстановление храма, в 2013 г. он стал монастырским подворьем.

Адрес храма при Троице-Лыковском кладбище:

Месяц назад прогулялись с Ольгой и подругой в новом, вернее, хорошо забытом для нас месте. По усадьбе Троице-Лыково.

Мы когда-то, всего один раз были там ночью НА РОЛИКАХ. Катались тогда часто «в ночные», ездили и по МКАДу, и за МКАД, встречали рассвет в Коломенском, купались, жарили сосиски. Вот было время. И как-то раз заехали в Строгино. Помню, как это было чуднО - совершенно деревенская улица внутри МКАДа, тем более, что потом мы выехали по Таллинской улице, через МКАД и куда-то покатили себе дальше.

И вот теперь, спустя столько лет, зашли туда днем, погулять.

История Троице-Лыкова связана с самыми знаменитыми фамилиями России. Свое название село и усадьба получили по имени Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца, князя Лыкова-Оболенского.

Село Троицкое известно по историческим документам еще с XVI века. При царе Василии Шуйском село было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Он был пожалован в бояре в 1606 году, был членом «семибоярщины», и до нее (при Шуйском) и после, уже при первых Романовых, тоже не бедствовал.

Кстати, совершенно по делу не бедствовал - отлично сражался в Смутное время, «в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрия II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые бесчинствовали под Москвой»

И все как-то вместе, в кучку. И народу тогда было немного, и освоенных мест. Женат он был на Анастасии Никитичне Романовой, сестре патриарха Филарета, поэтому приходился дядей царю Михаилу Федоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати. А еще ему принадлежали земли у озера Селигер и остров Столбный, где еще в 1594 году был основан монастырь Нилова пустынь. Прожил Лыков долго, умер своей смертью и похоронен в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.

В конце XVII века Троицкое переходит к Нарышкиным. Иван Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. После него селом владели его братья - Мартемьян Кириллович, а после его смерти Лев Кириллович Нарышкин.

После хозяевами усадьбы был и блистательный Кирилл Григорьевич Разумовский, и генерал-майор Николай Александрович Бутурлин. Последние владельцы усадьбы уже из купцов – Иван Иванович Карзинкин, его сын Сергей Иванович и вдова последнего, Юлия Матвеевна Карзинкина.

К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой – барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Сейчас не осталось ничего. У усадьбы в ХХ века судьба была сложная, гореть и разрушаться начало все еще в конце 20-х годов. Так что сейчас восстановленная усадьба - это православная гимназия

А вот церквям повезло больше. В большом селе всегда было две церкви – Троицкая и Успенская. Сначала деревянные, потом появились каменные.

Первым «белый лебедь», каменный храм во имя Живоначальной Троицы, изумительный по красоте вотчинный храм XVII века «иже под колоколы» (когда здание церкви вверху завершается колокольней).


На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай – городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.

Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы – реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице – Лыково навестить своих родственников. Ссылка

Судьба храма после революции была печальной. Храм Троицы закрыли в 1933 году, собирались открыть в нем выставку народного хозяйства Туркменской ССР, но обошлось.


В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО.


Вторая каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково была построена во второй половине XIX века Н.А. Бутурлиным. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда «русско-византийского» стиля.


Нелегкая судьба выпала и Успенской церкви, памятнику XIX века. С 1943 по 1979 год здесь был репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в ней устраивались изба – читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания – Институт атомной энергии им. Курчатова – устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1998 здесь произошел взрыв, уничтоживший остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой.


В 1990-м году началось возрождение Троице-Лыково.


Сейчас восстановлены оба храма, в бывшей усадьбе работает православная гимназия. Единственно, все это (возрождение духовности) делается эээ как всегда. Возникало уже несколько скандалов с закрытием территории для всех желающих, запретом фотосъемки на улице вообще.

По территории усадьбы водят экскурсии, но там тоже все странно


Нашли очень интересный могильный камень - верхняя часть «Псаломник московской Троицкой в Кожевниках церкви Иван Павлович Троицкий», а снизу второе имя «Артемий Иванович Писарев, служил в сем храме с 10 июля 1812 года по 9 января 1951 года»

Очень красивые церкви, хорошее место. Еще бы гулять там невозбранно, без боязни окрика и запретов.

На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшегоя пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай-городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.

Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга.

Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принес Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французских солдат в селе вконец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс.

Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 годы – Сергей Иванович, затем до 1910 года – Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов – Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, отштукатуренная церковь побелена.

До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: «Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при его сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день».

Храм Троицы закрыли вторым (после теплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания «в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь». К счастью, варварский замысел осуществить не удалось. В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасен от разрушения.

В 1834 году Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н. А. Бутурлин. При нём в 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, на средства, собранные под началом генерал-майора согласно завещанию его матери, Екатерины. В честь храмоздателей были устроены приделы великомученицы Екатерины (освящен в 1851 году) и святителя Николая Чудотворца (освящен в 1856 году). Центральный престол, Успенский, был освящен в 1852 году.

В 1876 году усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-й гильдии И. И. Карзинкин. При нем в том же году при церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году - лечебница для бедных.

В начале 1900-х, при последней владелице, Юлии Михайловне Карзинкиной, храм был перестроен по проекту архитектора Семена Кулагина. Тогда была возведена колокольня, устроены двухэтажная трапезная (в 1903 году) и приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Серафима Саровского, а наружные объемы храма украшены фризами и кокошниками. Ю. М. Карзинкина также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню.

Богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 года. В ведение обители вошёл и Успенский храм. Однако, уже в 1923 году монастырь был вынужден закрыться. После этого община, переименованная в коммуну, просуществовала до 1929 года.

В октябре 1930 года храм был закрыт. После этого здесь находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии им И. Курчатова как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. В 1980-х годах в храме случился пожар, и он сгорел изнутри.

В 1989 году в Успенской церкви возобновились богослужения, пошли восстановительные работы. В 1999 году на территории храма открылась православная гимназия. Сложилась приходская община, на основе которой в 2003 году было образовано Православное Сестричество Живоначальной Троицы для воссоздания женской благотворительной общины. К началу 2010-х годов храм был почти полностью восстановлен, регулярно совершались богослужения. На приходе действовала воскресная школа для разных возрастных групп. 30 октября 2011 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма и возглавил здесь архиерейскую хиротонию владыки Феофана (Кима).

Храм выполнен в русско-византийском стиле. Прямоугольное здание храма увенчано луковичной главой с крестом. Наружные фризы и кокошники датируются началом XX века. Колокольня была возведена в конце XX-начале XXI века.

Если есть места где в такую весеннюю солнечную погоду хочется пить этот воздух и также впитывать восхитительные визуальные впечатления - это как раз Троице-Лыково. И ключевое слово здесь, "благодатное". Я много раз бывал в Строгино, но как-то не доводилось добраться до Троице-Лыково. Теперь же Это свершилось. В субботний день искрящийся весенним солнечным светом мы с durasik переместились из Хорошёво, после осмотра Храма Живоначальной Троицы в Хорошёве (Хорошёво недалеко от Троице-Лыкова, в западной же части Москвы). Этот удивительный шедевр храмового зодчества "нарышкинского стиля" в 1935 году был признан Лигой Наций памятником архитектуры мирового значения. И мне давно уже хотелось его увидеть воочию.

Субъективно еще наверное порыв приехать сюда сдерживали множество негативных (в нелицеприятных деталях) отзывов в сети о неприемлемо-отвязанном отношении охранников подворья к посетителям с фотокамерой, когда тебя в ультимативно-грубой форме понуждают прекратить или изначально запретить съемку шедевра мировой культуры зеркальной фотокамерой и в снисходительно-брезгливой разрешают снимать на камеру смартфона. Эта проблема довольно болезненна для фотолюбителя, человека увлекающегося и изучающего нашу богатую культуру. Предстояло проверить ко всему прочему, так ли это и что происходит на Подворье сейчас!? И хотя с помощью квадрокоптера можно вполне себе подлететь издали и отснять с высоты птичьего полета все эти достопримечательности, но это все равно уже будет как в собственных глазах, так и в глазах зрителя и читателя чем-то неполноценным, как будто урванным тайком и даже снято "воровски" беспокойно оглядываясь)

Мы осмотрим Подворье Покровского женского монастыря в Троице-Лыково, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, а главное Церковь Троицы Живоначальной. Как всегда будет подробный визуальный фото ряд. Так что этот материал для тех кто захочет в деталях рассмотреть достопримечательности Троице-Лыкова, прогуляться, не торопясь осмотреть архитектурные памятники, отдохнуть, получить порцию весеннего солнца, вдохнуть прозрачного и бодрящего воздуха все равно как глотка радости и благодати из святого источника.

Троице-Лыково расположено на западе Москвы (район Строгино), на правом, высоком берегу Москвы реки. История Троице-Лыкова и его храмов неразрывно связана с судьбами владельцев усадьбы, отразившими все драматические события русской истории XVI-XX вв. Свое название Троице-Лыково получило по имени возведенной в нем Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца - князя Лыкова-Оболенского.
02.



Село Троицкое (старинное название Троице-Лыково) известно по историческим документам с XVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище "Лыко". Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского (в период междуцарствия) к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в том числе которых был и боярин Лыков.
03.



В смутное время он совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрия II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые бесчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Федоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где еще в 1594 году был основан монастырь Нилова пустынь, который известностью обязан преподобному Нилу Столбенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывапл монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребен в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.
04.



В конце XVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Наталии Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время "стрелецкого бунта", он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу, а после его смерти по именному указу было передано во владение, пожалуй, самому известному родственнику царя - боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, воглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный Храм Покрова Богородицы в Филях .
05.



В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал - фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины II.
06.


Во второй половине XIX века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в XIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почетному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребен в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма имения. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина.

К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным "дворянским гнездом": барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями.
07.


Троицкое-Лыково. Усадебный дом Карзинкиных. 1897 год. Источник:М.Ю.Коробко.

Архитектор В.В. Барков построил в усадьбе в 1880-е - 1900-е гг. несколько деревянных "теремообразных" зданий. Это Главный и Летний господские дома; Воскресная школа; Женская богадельня; Конный двор; Скотник; Кухня; Жилой дом для прислуги. К 2011 году осталось только два из них, в руинированном состоянии.

08.


Руины господского дома Карзинкиных. 1990 год.

Центральное место усадьбы занимали храмы. На территории Троице-Лыково в разное время было посторено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своем вотчинном селе еще князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной.

В переписных книгах за 1698-1704 годы есть запись о деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, заказчиком которой был, надо полагать, владевший тогда имением Лев Кириллович Нарышкин. Этот Успенский храм считался редким памятником русского деревянного зодчества XVII века, о котором написано большое количество исследований. Простояв два века, он пришел в крайнюю ветхость. Вступив во владение имением, Карзинкины приняли все меры по сохранению этого древнего храма, на свои средства отреставрировали и обновили его. Успенский храм оставался действующим, пока его не сожгли в 1936 году. Это был преднамеренный поджог, и преступник хорошо известен. Спалил церковь заведующий клубом, устроенным в каменном Успенском Храме, которого приводило в ярость отсутствие народа в его заведении и огромное количество прихожан, едва помещавшихся в храме.
09.

Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. 1900 год.


Для начала осмотрим Успенскую церковь поскольку она предстает перед нами сразу по мере вступления на землю Подворья Покровского женского монастыря в Троице-Лыково. Кстати это тот самый Покровский монастырь на Таганке где находятся мощи святой Матроны. В свое время я там столкнулся с абсолютно бескомпроиссным и отвязанным запретом на фотографирование о чем даже отдельно упомянул в моем материале об этом монастыре. Очевидно раз хозяин один значит и порядки все те же. Это я о массовых жалобах на запреты фотографирования в Троице-Лыково. Как только мы появились на территории подворья нас тут же стал опекать странного и неприятного вида охранник подозрительно косившийся на мой еще даже не расчехленный фоторюкзак. Первые фото Успенской церкви в результате пришлось делать украдкой и часть фотографировать на камеру смартфона. Так что качество некоторых снимков, а точнее баланса белого будут не совсем совершенными)

Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине XIX века владевшиий тогда имением Н.А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда "русско-византийского" стиля. В 1851 году освятили придел великомученицы Екатерины.

10.



Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила храм Успения. По проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней.
11.



Благочестивые владельцы имения строили на свои деньги храмы и украшали их, а также делали вклады в монастыри и разные богоугодные заведения, помогали малоимущим. Купцы Карзинкины в 1876 году построили богадельню, а в 1891 г. в сосновом парке имения открыли больницу, в которой бесплатно лечились все нуждающиеся.
12.


По духовному завещанию Ю.М. Карзинкиной в Троице-Лыково в феврале 1917 года была учреждена Свято-Троицкая женская община, которая занималась делами милосердия. По завещанию вся усадьба, все земли и строения должны были принадлежать святой обители. Однако монастырь просуществовал недолго.
13.


Мозаичный образ святителя Николая Чудотворца на южной стороне фасада храма.
14.


15.


16.


Вид на Успенскую церковь с юго-востока.
17.



Это фасад церкви с северной стороны.
18.


Мозаичная икона святой Екатерины Великомученицы на северной стороне Екатерининского придела.
19.


Раз уж мы здесь оказались обходя храм посмотрим и на трапезную для паломников. Она как раз находится напротив северного фасада Успенской церкви. По сути это приличная по размером столовая с большой кухней и соответственно выбором разных блюд. Готовят вкусно, но по ценам не совсем бюджетно)
20.



Еще при самом первом появлении на территории мы обратили внимание на постоянное присутствие в воздухе около Успенской церкви какого-то странного печного запаха более всего похожего на запах отработанных паровозных угольных дымов. Оказалось что все так и есть. В том смысле, что котельная подворья и пищеблока очевидно топится либо углем либо угольными брикетами. За северной стеной подворья где мы запускали коптер женщина "с зеленым пакетом" в руках (на фото ниже) пожаловалась нам на этот постоянный тошнотворный запах и сообщила что все "близкоживущие" местные жители постоянно возмущается этим обстоятельством, а на их жалобы Покровское подворье никак не реагирует)
21.


Рядом с воротами Подворья построен вот этот деревянный терем очевидно административного назначения.
Довольно приличный по своей стоимости как мне кажется)
22.



Храм Успения Пресвятой Богородицы.
23.


Карзинкины были благотворителями - большими поклонниками искусства. Их дом всегда был полон гостей. В усадьбу часто приезжали братья художники Аполлинарий и Виктор Васнецовы, собиратели картин Третьяковы, семья Шаляпиных. Известно, что храмы Троице-Лыково посещал преподобный Серафим Саровский, который останавливался в усадьбе по дороге в Саров. В 1920-х годах здесь совершил одно из своих последних богослужений Святейший Патриарх Тихон.

24.


После революции 1917 года Троице-Лыково постигла участь тысяч российских усадеб - церковные и художественные ценности вывезли, кресты и колокола сняли, а в зданиях усадьбы и храмах разместили разные учреждения. За десятилетия советской власти все в Троице-Лыкове разрушалось и ветшало. В 1923 г. усадьба была разделена на части и ее существование как единого целого закончилось. В 1924 году советские власти вывезли группу детей из Туркмении и устроили здесь называемый Туркменский дом просвещения и интернат. Бывшую домовую церковь Карзинкиных использовали под лекторий, кинотеатр и клуб. Юные граждане советской Туркмении работали на пасеке, в огороде, в яблоневом саду - хозяйство интерната было во многом натуральным.

В Успенской церкви, памятнике XIX века с 1943 по 1979 год был устроен репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в нем устраивались изба-читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания - Институт атомной энергии им. Курчатова - устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1998 здесь произошел взрыв и случился пожар уничтожившие остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. В октябре 1989 года обезглавленный, полуразрушенный храм Успения в Троице-Лыково был возвращен Православной Церкви.

Сейчас мы направляемся в сторону Церкви Троицы Живоначальной.

25.



Слева от парковой дорожки территория бывшего Господского дома.



Сейчас здесь частное учреждение - общеобразовательная организация "Православная гимназия в Троице-Лыкове" г. Москвы.
Так и вертится на языке слово "элитная" от его дорогого помпезного внешнего вида)
28.



Однако наша главная цель - Церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове - главное украшение парка и всей усадьбы - изумительный по красоте каменный вотчинный храм XVII века "иже под колоколы" (когда здание церкви в верхней его части завершается колокольней).
29.



На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году.
30.



Храм построен в стиле "московского барокко" (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. ,



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: