Про заболевания ЖКТ

1957 г.

Во имя Отца и Сына и Св. Духа!

Поклоняясь ныне предлежащему и возносимому изображению Честнаго и Животворящего Креста Господня, каждый истинно верующий православный христианин не только изъявляет свое благоговение в отношении орудия нашего спасения, но и устремляется мыслью и сердцем к самой тайне искупления.

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах; и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную « ().

Грехопадение человека представляет собой тайну для богословствующего ума. Хотя наличие в раю искусителя и способствует частичному объяснению возможности преслушания заповеди Божией и Евой при наличии у человека свободной воли, однако остается непостижимым, изумительным, как мог человек, имевший «своим храмом и ризою Бога», испытывавший сладость богообщения, живший в лучах Божественной любви, – как мог он стать нарушителем даже легчайшей заповеди, богоотступником и изменником!

Тайне беззакония неминуемо должна была противостать тайна искупления. Несказанная дерзость вела к столь тяжкой виновности, что по суду Правды Божией смыть вину прародителей не могло никакое раскаяние, никакая жертва со стороны человека или даже всего человечества. Требовалась такая жертва, которая обладала бы божественными качествами, божественной силой и в то же время была бы принесена от человеческого естества. Недомыслимая Премудрость Божия нашла путь, открывавший возможность принесения такой жертвы, а Божественная Любовь превратила эту возможность в действительность. Жертвой, спасающей человека от проклятия и осуждения, дающей право не только на прощение, но и на усыновление Богу, стал Богочеловек – Господь наш Иисус Христос, единосущный Богу Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству. Средством очищения и освящения стала драгоценная Кровь Божественного Агнца, а орудием искупления и символом победы над диаволом, смертью, грехом – Животворящий Крест Господень.

До Христа-Спасителя никто не восходил на небо. Величайшие праведники ветхозаветного времени по смерти пребывали хотя и на «лоне Авраамовом », но вне врат Царстия Небесного. Христос крестом Своим открыл эти врата и ввел с Собою в рай покаявшегося благоразумного разбойника.

Путь в Царство Небесное открыт теперь каждому верующему во Христа, конечно, верующему искренне и не только на словах, но на деле, т. е. имеющему веру «любовию споспешествуему». Как израильтяне спасались некогда от «угрызений змиев», взирая на медного змия, сделанного Моисеем по повелению Божию, так каждый жаждущий спасения может быть ныне спасен от гибели, причиняемой смертоносным ядом греха, если он с твердым упованием взирает на Крест Господень, взирает не пассивно, а желая бороться с грехом и побеждать его в себе при благодатной помощи Искупителя.

Отсюда понятно, что спасение человека, приобретенное для него Господом Иисусом Христом на Кресте, действительно совершается лишь в процессе личного подвига или «крестоношения», главная цель которого состоит в достижении всецелого послушания Богу.

Крест Христов напоминает человеку о необходимости принести себя самого в жертву послушания Тому, Кто «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя "...

"Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него " ().

Так было в первое пришествие Господа на землю. Так продолжается и теперь. Пока Господь терпит и принимает нас такими, каковы мы есть. Сколько раз он прощал нам тяжкие грехи ради одной покаянной слезы нашей, сколько раз исполнял наши просьбы, давая просимое »просто и без упреков « (). Но будет и такой момент, когда Господь придет уже не спасать, а судить мир. И тогда Он спросит у нас не только, как мы каялись, но и как мы жили, исправлялись, как несли свой жизненный крест, чем можем доказать нашу любовь к Нему. Крест Христов – и орудие нашего спасения, и наша надежда, но, в то же время, он и грозное для недостойных »знамение Сына Человеческого «, которое некогда узрит все человечество перед вторым, славным пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа.

Вспоминая событие праздника Воздвижения Креста Господня, будем, возлюбленные, стремиться к тому, чтобы вещественный образ – возношение Креста пред очами верующих – подвиг нас к духовному стремлению «горе». Пусть Крест Господень, это дивное оружие победы и спасения, неотступно будет предноситься нашему духовному взору и напоминать о жертвенности Любви Божией к нам, побеждая и нас крестоношением ответить на эту неисповедимую любовь.

Чудо же воскрешения мертвеца и исцеления болящей от прикосновения Креста Господня да будет нам напоминанием о том, что Спаситель наш, хотящий всем спастися, силен и нас возродить к чистой и богоугодной жизни, если только мы устремимся к Нему всем сердцем, одушевленные несомненной верой, верой кровоточивой женщины, которая говорила в себе: «если прикоснусь, то буду здорова ". Аминь.

1 Коринфянам, гл. 1, ст. 18-24

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

От Иоанна, гл. 19, ст. 6-11, 13-20, 25-35

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
...
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-- еврейски, по-гречески, по-римски.
...
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, -- ибо та суббота была день великий, -- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот великий церковный праздник читается удивительное апостольское послание. Апостол Павел говорит нам: “Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть” (1 Кор.1.18.). Как это понять? Почему рассказ о распятии на Кресте Бога – безумие для погибающих? Что такое юродство, то есть глупость, – отношении к Кресту?

Есть люди, именующие себя христианами, которые не почитают Крест Христов. Они обвиняют нас, православных, в том, что мы поклоняемся орудию казни. “Это всё равно, – говорят они, – что поклоняться виселице, ружью, пушке, топору палача. Как можно покланяться кресту, который есть орудие смерти?”

Отвергающие поклонение Кресту на самом деле отвергают самого Господа Нашего Иисуса Христа, потому что Господь наш воистину умер на Кресте за грехи наши. Умер для того, чтобы таким образом открыть нам дорогу в Царство Небесное.

Да, Господь наш умер, но Он и воскрес! Если бы Он не воскрес, если бы Он не был Бог, Его смерть на Кресте не стала бы поразительным, уникальным событием мировой истории, а была бы, конечно, очень страшным, очень жестоким, но всё же вполне рутинным происшествием, какие не однажды случались на громадных пространствах империи римлян. Наш Господь воскрес, и в свете этого воскресения стала осмысленной и непостижимо великой крестная Голгофская Жертва Сына Божия. Поэтому не орудию казни поклоняемся мы, но Богом установленному средству нашего спасения. Мы спасаемся, мы побеждаем наш собственный грех Крестом Спасителя Нашего.

Святая равноапостольная царица Елена отправилась в дальний путь из Константинополя в Иерусалим для того, чтобы обрести Честной и Животворящий Крест Господень. Она предприняла исследования и археологические раскопки для того, чтобы найти Крест. И Господь увенчал успехом её труды. Она нашла Древо Креста. А святитель Макарий, патриарх Иерусалимский, воздвиг Честной Крест, для того чтобы все могли видеть это Священное Древо.

Мы поклоняемся не дереву, не материалу. Мы поклоняемся не форме, не соотношению перекладин. Мы поклоняемся орудию нашего спасения. Реальная возможность вечно жить для каждого человека оплачена Кровью Господа, вечная наша жизнь совершена Жизнью Господа. А мы об этом – забываем, когда совершаем крестное знамение небрежно, как бы отмахиваясь от докучных насекомых, или когда носим нательный крест в качестве украшения, поверх одежды, для того, чтобы все видели: вот какой у меня крест красивый!..

Но ещё важнее помнить вот о чём. Мы с вами называемся христианами не только потому, что мы – Христовы, а ещё и потому, что нам надлежит пройти Христовым путём, нам надлежит, по слову апостола, “распять плоть со страстями и похотями” (Гал.5.24.) на Кресте! Нам предстоит вслед за Спасителем нашим умереть на этом Кресте! Вот что значит – нести свой крест...

Где ещё в мире есть религия, которая говорит: радуйся страданию, благословляй несчастья твои? Эти страдания, эти несчастья – твой личный Крест. Безропотным несением их ты уподобляешься Христу. Не ропщи, но радуйся!

А многие из нас приходят в церковь, чтобы освободиться от Креста. И часто священники слышат: “Пожалуйста, сделайте так, чтобы у меня не было проблем дома, в семье; чтобы я выздоровел; чтобы родственники мои меня любили и уважали, чтобы я никакого ущерба не потерпел...” Нельзя сказать, что эти желания незаконны и греховны. Вовсе нет! Только надо бы нам при этом ясно сознавать, что несение Креста, терпение скорбей – задача жизни христианской.

Давайте задумаемся об этом, давайте подумаем о подвиге царицы Елены, которая обрела Крест Христов и тем самым как бы приняла Его на себя. Давайте возьмём свой крест так, как Господь нас призывает: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”.(Мф.16.24.) Бог зовёт нас взять свой крест, то есть наши скорби, болезни, тяготы греховные, несчастья, – взять и нести их, не отказываясь от этой ноши и не оглядываясь завистливо по сторонам: “А у него-то полегче будет, а у неё-то и вовсе никакого креста нет, это я один так страдаю!” Это – единственный способ спасения: взять крест и следовать за Господом!

И вот, с благоговением взирая сегодня на Крест Господень, вспомним, что мы благословляем не только Тот Крест, Который предлежит нам на аналое, но прежде всего – свой собственный крест. Вот мы сейчас собрались в храме и этим как бы говорим Господу: “Господи, всё, что Ты посылаешь нам, всё нам во спасение: и радость, и горе, и болезнь, и обида, и счастье, и оскорбления ближних, и изобилие плодов земных, и насмешка, – всё это нам во спасение. Всё это может стать способом нашего спасения. Дай нам только сил правильно понять это, дай нам сил не отказаться от креста, дай нам сил принять Крест Твой, чтобы прославиться с Тобою во Царствии Твоём”. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

ПРОПОВЕДЬ

НА ВОЗДВИЖЕНИЕ

КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Святая равноапостольная Елена, мать царя Константина, чудом Божиим нашла в святой Земле Жи­вотворящий Крест Христов. Патриарх Иерусалим­ский Макарий найденный Крест поднимал вверх, чтобы люди могли видеть его и молитвенно к нему прикасаться. С того времени Церковь празднует Воз­движение Креста Господня. С того времени звучит в Православной Церкви песнь: «Кресту Твоему покло­няемся, Владыко, и святое Воскресение Твое сла­вим».

Как тогда в городе Иерусалиме, а позже в Царьграде, так и теперь во всех православных храмах в день Воздвижения Креста Господня поднимается и износится на поклонение верующим людям святой Крест. И богобоязненные христиане с благоговени­ем, со слезами и умилением, преклоняя колена сво­их сердец, лобызают Животворящий Крест, воздают благодарение на нем распятому Господу нашему Ии­сусу за Его любовь и за совершенное Им на Кресте спасение! Льется повсеместно в этот день песнь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Чем же для нас, христиан, является святой Крест Христов? Почему мы воздаем ему поклонение? Почему благочестиво, трепетно лобызаем его и призываем на себя его животворящую спасительную силу?

Для нас, верующих людей, Крест - это прежде все­го знамя нашей жизни. Войско имеет свое знамя. Это знамя является символом, объединяющим всех воинов. Каждый полк бережет как святыню, свое знамя, хранит его до последней капли крови последнего сол­дата. Нет большего позора и бесчестия, чем потерять знамя своего полка! Для нас, верующих христиан, знаменем христианской правды является Крест Христов. Так определил Сам Спаситель: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следу за Мной» (Мк.8,34). Верующие люди берут крест в момент святого Крещения. Крестом христиане ос­вящают свои мысли, чувства; крестом освящаются движения ума и сердца; крестом освящается вся наша жизнь, наши труды, наши победы и поражения, наши радости и скорби, наши болезни и земное благополучие. Крест святой предшествует каждой цер­ковной процессии. Крест святой венчает храмы Бо­жий. Крестом святым Церковь многократно благос­ловляет верных во время богослужений. Крестом ос­вящаются вещи и предметы Крест дается в руки по­койнику как символ победы и знамя христианской верности. Крестом осеняется последний путь «всея земли». Крест венчает могилы верующих людей в ознаменование того, что здесь лежит последователь Христов.

Крест Христов является для нас утешением в борьбе и терпении. В момент, когда нас обуревают грех, зло, досада, осуждение, зависть, ревность или другие непотребства, необходимо посмотреть на Крест и вспомнить слова на нем Распятого: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11,29). Кто делает так, тот всегда выйдет победителем в борьбе со всяким искушением и грехом.

Если наш жизненный крест бывает подчас слиш­ком тяжелым, если мы изнемогаем, - в силе Креста наша сила. Сила Креста Христова в любых житейс­ких трудностях есть верная наша помощь. Каким бы крест земной у человека ни был, учат преподобные отцы, нужно помнить, что его несет в первую очередь Спаситель, а потом уже ты, человек. Поэтому верь и надейся - сила Господня всегда будет с тобой. При такой уверенности не погибнешь, а будешь иметь жизнь вечную.

Крест Христов является для нас знаменем наших побед, и временных, и вечных. Им мы побеждаем врага. Враг нашего спасения, по учению святой Церкви, боится креста и трепещет, не смея взирать на силу его. Знамение Креста явится на небе в послед­ний день, когда Христос придет судить живых и мер­твых. Огненный Крест на небосклоне будет знамени­ем вечной славы Христа и Его победы. Тогда все, представшие пред Лицом вечной Правды - и почитав­шие в земной жизни Крест, и не почитавшие - будут судимы силою Креста, знамением вечной правды и вечной победы. Блаженны тогда будут почитавшие Крест Христов, ибо они получат «мзду многу на небесех», подобно апостолу Павлу, который любил повторять: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6,14). Крест есть знамя нашей жизни, утешение в борьбе и терпении, знамя наших побед. Это размышление пусть укрепит нас в глубоком почитании Животворя­щего Креста. Ибо если мы с Крестом родились, то, естественно, -с Крестом нам жить и умирать. А если с Крестом будем жить и умирать, тогда и победим с Крестом. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим. Аминь.

27 сентября 2016 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Архангела Михаила в деревне Белоусово Троицкого административного округа (Новая Москва) и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, и всё богослужение, все песнопения и молитвы, которые произносятся в храме, имеют в центре спасительный Крест, на котором распят был Сын Человеческий и Божий Сын, Господь наш Иисус Христос.

Очень многое сказано о Кресте. Святые отцы посвящали ему целые трактаты. Множество замечательных мыслей запечатлено в наших церковных песнопениях и молитвословиях. Но из всего обилия определений того, что есть Крест и каково его значение для человека, я хотел бы привести сегодня лишь одно, которое мы находим у святителя Иоанна Златоуста: «Крест — это свобода наша».

Удивительные слова открывают самую суть того, что произошло на Кресте и что Господь принес людям. Достаточно вспомнить, что до пришествия в мир Спасителя грех действовал в мире с непреодолимой силой — можно сказать, он был включен в основу всех отношений между людьми, общественных отношений, государственных систем. Никакой свободы у человека не было: приходя в мир, он словно вставал на рельсы, которые вели его к духовной погибели.

Да, мы знаем: были великие гении духа, великие герои и подвижники, ветхозаветные пророки, которые, несмотря на непреодолимую силу греха, свидетельствовали о Божией правде. Но к их словам мало кто прислушивался, разве что самые близкие ученики, — но даже среди них порой оказывались те, кто присоединялся к гонителям пророков.

И вот Господь на Кресте побеждает зло. Зло было причиной этой страшной несправедливой казни. Зло торжествовало над Тем, Кто поражал людей Своей чудодейственной силой. Казалось бы, кто может восстать на Иисуса из Назарета, Сына Божиего и Сына Человеческого? Ведь Он бурю останавливает, тысячи людей кормит пятью хлебами, исцеляет глухих, хромых, прокаженных, Лазаря Четверодневного выводит из гроба… Доныне некоторые, слушая о Христе, возражают: «Как во все это можно поверить? Где Бог, мы же Его не видим? А вот если бы Он совершил чудо сейчас, я бы поверил». Это лукавые слова, и, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что и самые великие, потрясающие сознание чудеса, совершенные Спасителем, не остановили непреодолимую, дьявольскую силу зла. Она умертвила Иисуса, Господа и Спасителя нашего, на Кресте, но последовавшее затем Воскресение подвело окончательную черту, свидетельствуя, что непреодолимой силе греха в мире приходит конец.

Что же, зло вообще ушло из мира? Совсем нет, и каждый из нас об этом знает по опыту собственной жизни. Но вместе со злом существует добро, вместе с ложью — Божия правда. Так что же дал нам Крест? А Крест дал нам свободу, о которой с такой силой сказал Иоанн Златоуст, — свободу выбирать между добром и злом, между ложью и правдой, становиться рядом со Христом или с Его гонителями, со светом или с тьмой. Мы свободны, чего не было у наших далеких предков, которые жили в условиях непреодолимости зла.

Эта свобода выбора запечатлена в нашей русской иконографии Креста. Наш русский православный Крест — восьмиконечный. Помимо центральной перекладины, к которой были пригвожден Спаситель, изображается дощечка, которую Пилат повелел прибить наперекор иудеям, свидетельствуя о том, что Распятый есть Царь Иудейский. А нижняя перекладина возносится правой стороной кверху, а левой книзу, потому что справа висел разбойник, который исповедовал Господа и получил спасение, а слева — тот, кто отверг Его и ушел навечно в гибель. Вот это и есть символ нашей свободы, и мы совершаем выбор между добром и злом каждый день.

Никто не может сказать: «Я принужден совершать зло». Даже тех, кто живет в условиях диктатуры, в условиях рабства, никто не может принудить творить зло, — всегда должно хватать ума, воли и сил совершать добро. Но ведь чаще всего никто и не принуждает — мы и без того с легкостью поддаемся соблазну. Хотим жить лучше? Трудись, и то, что тебе приносит твой труд, используй во благо. Но этого кажется мало, человеку хочется иметь как можно больше, и он переступает черту и начинает добывать деньги нечестным способом, хотя никакого счастья они не приносят. Или, например, никто не принуждает нас говорить неправду, а мы все равно говорим, опасаясь за свою карьеру или желая понравиться большинству. Мы боимся сказать правду и лжем. Или мы изменяем своим принципам, предаем близкого человека, проявляем коварство — опять-таки свободно, не по принуждению. И хотя мы всегда находим оправдание, мы сами сознаем, что могли поступить иначе.

Эту великую силу свободы нам даровал Христос. После Воскресения Христова свобода человеческого выбора сохраняется даже там, где узаконено рабство. Раб, если и получал свободу, мог грешить или не грешить, говорить правду или ложь, пресмыкаться или сохранять свое Богом данное достоинство. Крест дал нам свободу, а значит, обострил, подчеркнул нашу личную ответственность пред Богом за то, как мы этой свободой распоряжаемся.

Поэтому, молясь перед крестом и прося Господа защитить нас от всякого зла, будем просить Его, чтобы Он давал нам силы всегда, когда только мы можем и даже когда не можем, оставаться на стороне добра и правды. А так может произойти только в том случае, если мы свои ум и сердце отдадим Господу, и тогда сила Креста будет ограждать нас от искушений, соблазнов и укреплять нас в делании правды Божией.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа и совершилось усердием святой царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина. Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, и еще несравненно долее продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Господь принес Себя в жертву за наши грехи.

Спаситель мира уже был на Небе, а орудие спасения содержалось в недрах земли; уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о Древе Креста никто не знал и в тех местах, которые были смежны с самою Голгофой. Но вот мир начал убеждаться, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых - сила Божия (1 Кор. 1, 18), и Древу Креста нужно было явиться миру для его радости, для торжества и украшения Церкви. Константин Великий, сам неоднократно испытавший силу Креста, вознамерился найти самое то Древо, на котором был распят наш Спаситель.

Священный труд этот приняла на себя достохвальная мать его, императрица Елена. Дух Святый внушил этой равноапостольной царице, чтобы она употребила усилие и усердие на взыскание Креста. Но как найти это сокровище? По совету Патриарха Иерусалимского Макария созваны были старейшие по годам иудеи, и на вопрос, где утаили предки их Крест Христов, они указали на некоего Иуду, который, приведши царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, сказал им: "На сем месте, где стоит капище Венеры, вы найдете Крест вашего Христа". Капище срыли и после долгих трудов - так как Крест был завален мусором и землей - Крест Спасителя - а вместе с ним и кресты распятых с Господом разбойников - был найден. Еще до обретения их ощущалось исходившее из земли благоухание. Но поскольку найдено было три креста, чтобы определить, какой из них есть Крест Господень, Патриарх Макарий повелел приложить к крестам лежавшую на смертном одре болящую благочестивую женщину. Когда была приложена она к первым двум крестам, то они не произвели никакого действия и перемены в состоянии страждущей, но прикосновение к третьему не только восставило ее с одра болезни, но и даровало ей большие силы, нежели какими она обладала прежде. После этого, воздавая славу Богу, все единодушно признали чудотворный крест Крестом Господним.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Но этого было еще мало. Промыслу Божию было угодно еще более прославить силу Креста, чтобы уверовали в него и враги его. Мимо того дома, где лежала больная, проносили на погребение мертвеца. И вот Патриарх снова возлагает на мертвого три креста, один после другого. Когда был возложен Крест Спасителя, то произошло чудо: мертвый воскрес, так что уверовали даже сами враги Христовой Церкви из числа иудеев. Каждый из присутствовавших желал повергнуться перед Крестом и облобызать его, но теснота места при многочисленном стечении народа не позволяла этого. Тогда народ стал просить, чтобы ему хотя бы было показано Древо Креста.

Святой Макарий, встав на возвышенном месте, воздвиг Честное Древо, а народ, объятый благоговейной радостью восклицал: "Господи, помилуй!". Поэтому воспоминание о сем славном событии и получило в нашей Церкви наименование Воздвижения Честного Креста Господня. Иуда, который подсказал, где найти Крест, уверовал в распятого Господа, принял Крещение с именем Кириака, впоследствии был Патриархом Иерусалимским и скончался мученической смертью.

Сила Животворящего Креста Господня подает величайшую помощь тем, кто ограждает себя знамением его. "Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки", - так говорит о Кресте святой Иоанн Златоуст. Это знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недейственным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо если оно отверзло врата адовы, отворило дверь небесную, вновь открыло вход в рай, сокрушило крепость диавола, то что удивительного, если побеждает оно силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобного?

Действительно, великую силу имеет знамение Креста. Так некогда в городе Бостре, в Аравии, был епископ Иулиан, из иноков. Некоторые жители этого города, враги Христовы, хотели отравить его ядом. Подкупили юношу-слугу, чтобы тот, когда будет подавать Иулиану питье, подмешал в чашу яд. Как научили его, так он и сделал. Он подал чашу с ядом святому Иулиану. Иулиан узнал коварство и, приняв чашу, поставил ее перед собой, ничего не сказав юноше. Потом созвал всех граждан города, в числе которых были и злоумышленники, и, не желая обличать их, говорит всем: если вы думаете отравить смиренного Иулиана ядом, то вот перед вами пью его. Осенив стакан троекратным знамением Креста со словами: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа пью этот стакан" - и выпив его пред всеми, остался невредим. Увидели это злоумышленники, пали на землю и просили прощения.

При виде многочисленных чудес, в которых проявляется сила Креста Христова, святой Димитрий Ростовский говорит в своем слове на Воздвижение: "Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов наших; поэтому достойно всякого почитания это Древо благословенное. Если в большом почете хранилось в храме Соломоновом то оружие, которым Давид обезглавил Голиафа, то тем б!ольшего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос не человека, но диавола, этого адского Голиафа, со всем его воинством победил. До Христова пришествия бес имел силу, потому что у людей не было оружия противиться ему, а теперь есть Крест Христов; только положи на себя крестное знамение - и он тотчас убежит от тебя. Он связан крестною силою, а если связан, то как может тебе повредить? Если же вредит, ты сам свяжи его, то есть положи на себе знамение Креста Господня - и он будет связан. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем - и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем - и он удалится от тебя. Понуждает твой язык разглагольствовать? Крестом прогони. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради свой слух Крестом Христовым". Это советует нам и святой Иоанн Дамаскин, который говорит: "Крест дан нам в знамение на челе, так же как Израилю было дано обрезание. Крестом отличаемся мы, верные, от неверных, крестом знаменуемся, крест есть щит, оружие и одоление на диавола; это печать, чтобы не мог прикоснуться к нам погубитель".

Дорогие братия и сестры, совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в распятого Господа. Распятый на Кресте Иисус Христос - наш Спаситель и Бог, Крест - это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому. Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня слова Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32).

Дорогие братия и сестры, зная силу Животворящего Креста и то, что Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды, постараемся жить благочестиво, в правде Божией, иначе мы подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за попрание Крови Сына Божия. Да не будет этого с нами. Напротив, преисполнимся чувством благодарности к Господу и с истинной сыновней преданностью и любовью припадем к этому Кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим !


27 Сентября 2018

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: