Про заболевания ЖКТ

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Биология

Тема: Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки

Чудинова Любовь Евгеньевна преподаватель ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»

Описание:
В теме представлено 2 уровня заданий. Обучающийся может произвольно выбрать любой уровень.
Выполняя задания по теме, следует учитывать, что два задания являются обязательными:
1. Составить словарь темы – выписать из учебника содержание предложенных понятий.
2. Любое задание, предполагающее самостоятельную работу с различными источниками информации (учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет).
Для того, чтобы получить оценку «удовлетворительно» - 3 надо выполнить
три задания (на выбор из оставшихся); оценку «хорошо» - 4 четыре задания (на выбор из оставшихся); оценку «отлично» - 5 все задания.
Если какое-либо задание уровня окажется непонятным или сложным, можете заменить его на * задание № 6.
Назначение: для обучающихся первого курса технического профиля общеобразовательной подготовки (в образовательных организациях СПО и НПО).
Цель: контроль качества усвоения материала темы «Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки» обучающимися первого курса технического профиля общеобразовательной подготовки (в образовательных организациях СПО и НПО).
Задачи:
- содействовать формированию общеучебных навыков (ОУН) через разные виды учебной деятельности;
- развивать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения заданий;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения заданий;

Результаты освоения материала темы:
У 1. объяснять:
-единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
У 4 сравнивать биологические объекты:
-химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных.
У 7. находить:
- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках,справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
З 1. -основные положения биологических теорий и закономерностей.
З 2. -строение и функционирование биологических объектов: клетки.
З 5. -биологическую терминологию и символику.

1 уровень

Задание № 1
Составь словарь темы – выпиши из учебника содержание предложенных понятий:
цитология, клеточная теория (положения пронумеровать), химический элемент, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, буферные системы, углеводы, липиды, белки, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белков, денатурация, нуклеиновая кислота.
Задание № 2
Нарисуй схему «Строение воды»

Задание № 3
Заполни таблицу «Неорганические вещества клетки»

Скачать Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Биология тема Клетка-элементарная живая система. Химическая организация клетки

1. Головоломка “Расшифруйте фразу”

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.

2. Монограмма “Клетка”

Монограммой называют запись слов буквами, нарисованными в геометрических фигурах одна в другой.

Для прочтения монограммы необходимо найти все нарисованные в ней буквы и составить из них слово или целую фразу.

Ответ: клетка.

3. Монограммы “Вещества клетки”

Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.

Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.

4. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.

Ответ: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядра, кожица, Линней (клетка).

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.

Ответ: углеводы, белки, жиры - органические вещества.

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология ).

Ответ: 1. Цитоплазма. 2. Объектив. 3. Тубус. 4. Оболочка. 5. Окуляр. 6. Вакуоль. 7. Гук. 8. Штатив. 9. Ядро.

7. Лабиринт

Найдите начало лабиринта и прочитайте одно из главных положений биологии.

Ответ: передача клетками наследственных свойств связана с хромосомами.

Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.

Ответ: 1. Пора. 2. Ядро. 3. Цитоплазма. 4. Лейкопласты. 5. Хромопласты. 6. Хлоропласты.

По горизонтали: 5. Пространство между клетками. 7. Важнейший процесс жизнедеятельности клеток и всего организма. 10. Пластида клетки, окрашенная в оранжевый цвет. 11. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. 12. Небольшое плотное тельце, расположенное в ядре клетки. 15. Оптическая часть микроскопа, направляемая на препарат. 17. Зрительная труба микроскопа. 19. Оптическая часть микроскопа, в которую смотрят. 20. Вещество, входящее в состав клеточной стенки. 22. Бесцветное вязкое внутриклеточное содержимое. 23. Более тонкие участки клеточной оболочки.

По вертикали: 1. Оптический увеличительный прибор. 2. Процесс, приводящий к увеличению числа клеток. 3. Небольшое плотное тельце в цитоплазме клетки. 4. Голландский ученый, усовершенствовавший микроскоп Янсенов. 6. Увеличительное стекло в оправе. 8. Цилиндрической формы тельца, передающие наследственные признаки от клетки к клетке. 9. Пластида зеленого цвета. 13. Процесс, приводящий к увеличению размеров клетки. 14. Часть клетки. 16. Органические вещества, входящие в состав клетки. 18. Оптическая часть микроскопа. 21. Вещество, на долю которого приходится 80-95% массы растения.

Ответ: По горизонтали: 5. Межклетник. 7. Дыхание. 10. Хромопласт. 11. Вакуоль. 12. Ядрышко. 15. Объектив. 17. Тубус. 19. Окуляр. 20. Целлюлоза. 22. Цитоплазма. 23. Пора. По вертикали: 1. Микроскоп. 2. Деление. 3. Ядро. 4. Левенгук. 6. Лупа. 8. Хромосомы. 9. Хлоропласт. 13. Рост. 14. Оболочка. 16. Белки. 18. Зеркало. 21. Вода.

При подготовке к игре учащимся предлагается прочитать:

  1. Бутенко Р.Г. Жизнь клетки вне организма. М.: Знание, 1975.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Сады и парки мира. - Путешествие с домашними растениями. Л.: Детская литература, 1964, 1970.
  3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973.
  4. Жизнь растений / Под ред. А.А.nbsp;Федорова. М.: Просвещение, 1974-1982. Т.1.
  5. Ивченко С.И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия, 1972.
  6. Тимирязев К.А. Жизнь растений. Л.: Молодая гвардия, 1950.
  7. Травкин М.Н. Занимательные опыты с растениями. М.: Учпедгиз, 1960.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Клетка Задания

Укажите формулировку одного из положений клеточной теории. 1) Оболочка грибной клетки состоит из углеводов 2) В клетках животных отсутствует клеточная стенка 3) Клетки всех организмов содержат ядро 4) Клетки организмов сходны по химическому составу 5) Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки 4, 5

Установите соответствие Характеристика органоидов Органоид клетки А) система канальцев, пронизывающих цитоплазму Б) система уплощенных мембранных полостей полостей и пузырьков В) обеспечивает накопление и хранение веществ в клетке Г) на мембранах могут размещаться рибосомы Д) участвует в формировании лизосом Комплекс Гольджи Эндоплазматическая сеть

Какие методы исследования используют в цитологии 1) центрифугирование 2) культура ткани 3) хроматография 4) генеалогический 5) гибридологический 1, 3

Установите соответствие Характеристика Тип клетки А) отсутствие мембранных органоидов Б) запасающее вещество – крахмал В) способность к хемосинтезу

Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию. 1) ядро 2) лизосомы 3) аппарат Гольджи 4) рибосомы 5) митохондрии 6) хлоропласты

Выберите структуры, характерные только для растительной клетки. 1) митохондрии 2) хлоропласты 3) клеточная стенка 4) рибосомы 5) вакуоли с клеточным соком 6) аппарат Гольджи

Сходное строение клеток растений и животных - доказательство 1) их родства 2) общности происхождения организмов всех царств 3) происхождения растений от животных 4) усложнения организмов в процессе эволюции 5) единства органического мира 6) многообразия организмов

Какие функции выполняет комплекс Гольджи? 1) синтезирует органические вещества из неорганических 2) расщепляет биополимеры до мономеров 3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке 4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки 5) окисляет органические вещества до неорганических 6) участвует в образовании лизосом

Какие из перечисленных органоидов являются мембранными? 1) лизосомы 2) центриоли 3) рибосомы 4) микротрубочки 5) вакуоли 6) лейкопласты

Какие вещества входят в состав клеточной мембраны? 1) липиды 2) хлорофилл 3) РНК 4) углеводы 5) белки 6) ДНК

Какие положения содержит клеточная теория? 1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки. 2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом. 3) Клетки сходны по химическому составу. 4) Клетка - единица развития всех организмов. 5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению. 6) Все клетки содержат молекулы ДНК.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Клеточный цикл

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. О пределите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка в анафазе мейоза I и конце телофазы мейоза I . Объясните все полученные результаты.

Наборы хромосом и количество ДНК в клетке Мейоз I Интерфаза I Профаза I Метафаза I Анафаза I Телофаза I Количество хромосом (n) 2n 2n 2n 2n 1 n Количество молекул ДНК (с) 2с 4с 4с 4с 2с Мейоз II Интерфаза II Профаза II Метафаза II Анафаза II Телофаза II Количество хромосом (n) 1n 1n 1n 2 n 1n Количество молекул ДНК (с) 2с 2с 2с 2с 1 с

Фазы мейоза

Ответ 1. в анафазе мейоза I число хромосом – 28, число молекул ДНК – 56; 2. в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы, но число хромосом и число молекул ДНК не меняются; 3. в телофазе мейоза I число хромосом – 14, число молекул ДНК – 28; 4. происходит редукционное деление, образуются две клетки с гаплоидным набором хромосом, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах в пресинтетический период интерфазы одной соматической клетки человека составляет около 6*10 -9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при овогенезе в конце телофазы мейоза I и мейоза II . Объясните полученные результаты.

Ответ 1) в телофазе мейоза I масса молекул ДНК равна: 12*10-9 /2=6*10-9 2) перед делением молекулы ДНК удваиваются, а мейоз I – редукционное деление, поэтому число и масса молекул ДНК становятся в 2 раза меньше; 3) в телофазе мейоза II масса молекул ДНК равна: 6*10-9/2=3*10-9 мг; 4) после мейоза II ядро каждой клетки содержит гаплоидный набор хромосом, состоящих из одной молекулы ДНК, поэтому масса ДНК уменьшается

Хромосомный набор соматических клеток дрозофилы равен 8. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК при овогенезе в ядре после телофазы мейоза I и в анафазе мейоза II . Объясните все полученные результаты.

Ответ 1) в телофазе после мейоза I число хромосом – 4, число молекул ДНК – 8; 2) мейоз I – редукционное деление; число хромосом и число молекул ДНК уменьшаются в 2 раза; 3) в анафазе мейоза II число хромосом – 8, число молекул ДНК – 8; 4) в анафазе мейоза II к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы, хромосомы однохроматидные, поэтому число молекул ДНК равно числу хромосом

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n) , число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Ответ 1) метафаза митоза, так как гомологичные хромосомы расположены в одной плоскости экватора; сформировано веретено деления; 2) в клетке диплоидный (2n) набор хромосом, так как имеются гомологичные хромосомы; 3) число молекул ДНК – 4с, так как каждая хромосома двухроматидная и состоит из двух молекул ДНК

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Ответ 1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток – n 2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путем митоза при прорастании гаплоидной споры; 3) хромосомный набор спермиев – n ; 4) спермии образуются из генеративной клетки путем митоза

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Клетка Жизнедеятельность

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения процессов световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка 1) фотолиз воды 2) восстановление углекислого газа до глюкозы 3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света 4) образование молекулярного кислорода 5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

Найдите ошибки в тексте 1. Митохондрии и пластиды представляют собой двумембранные органоиды. 2. На внутренней мембране митохондрий и пластид располагаются фоточувствительные пигменты. 3. В отличие от пластид, митохондрии содержат собственную кольцевую молекулу н уклеиновой кислоты. 4. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза. 5. Основная функция митохондрий заключается в синтезе липидов клетки.

Ответ 2 – на внутренне мембране пластид располагаются фоточувствительные пигменты 3 – пластиды и митохондрии содержат собственную кольцевую молекулу нуклеиновой кислоты 5 – основная функция митохондрий заключается в синтезе молекул АТФ

Установите соответствие ПРОЦЕСС ОРГАНОИД А) восстановление углекислого газа до глюкозы Б) синтез АТФ в процессе дыхания В) первичный синтез органических веществ Г) превращение световой энергии в химическую Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды Митохондрия Хлоропласт

Найдите ошибки, исправьте их 1. В ходе энергетического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, принимает участие кислород. 4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 5. Последний этап энергетического обмена протекает на мембранах пластид.

Ответ 2 – в результате первого этапа энергия рассеивается в виде тепла 3 – на втором этапе гликолиза в эукариотической клетке протекают без участия кислорода 5 – последний этап энергетического обмена происходит в митохондриях

Установите соответствие ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАП ОБМЕНА А) происходит в цитоплазме Б) происходит в лизосомах В) вся освобождаемая энергия рассеивается в виде тепла Г) за счет освобождаемой энергии синтезируется 2 молекулы АТФ Д) расщепляются биополимеры до мономеров Е) расщепляется глюкоза до пировиноградной кислоты Подготовительный Гликолиз

Проанализируйте таблицу Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза А Возбуждение хлорофилла Световая Строма хлоропласта Б Темновая Мембраны тилакоидов Синтез АТФ В Список терминов и понятий Мембраны тилакоидов Световая фаза Фиксация неорганического углерода Фотосинтез воды Темновая фаза Цитоплазма клетки

Установите последовательность процессов в биосинтезе белка 1) синтез иРНК на ДНК 2) доставка аминокислоты к рибосоме 3) образование пептидной связи между аминокислотами 4) присоединение аминокислоты к тРНК 5) соединение иРНК с двумя субъединицами рибосомы

Объясните физиологические механизмы газообмена, который происходит между атмосферой и листьями цветкового растения

Ответ 1) в мякоти клеток листа на свету осуществляется процесс фотосинтеза, который идет с поглощением углекислого газа и выделением кислорода 2)живые клетки листа дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ 3) смесь газов скапливается в межклетниках листа, связь с атмосферой обеспечивается работой замыкающих клеток устьиц, расположенных в кожице листа

Найдите ошибки в приведенном тексте 1. К органическим веществам клетки относят белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. 2. Белки – полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 3. Изменение структуры и потеря белком его природных свойств – редупликация. 4. Глюкозу, сахарозу, рибозу относят к моносахаридам. 5. Фосфолипиды образуют в мембране билипидный слой.

Ответ 2 – белки – полимеры, мономерами которых являются аминокислоты; 3 – изменение структуры и потеря белком его природных свойств – денатурация; 4 – глюкоза, рибоза – моносахариды, сахароза – дисахарид

Установите соответствие ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ А) окисление органических Б) образование полимеров из мономеров В) расщепление АТФ Г) запасание энергии в клетке Д) репликация ДНК Е) окислительное фосфорилирование Пластический Энергетический


Задания по теме «Клетки и ткани растений». Задание № Верны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все живые клетки растений имеют вакуоли. Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро. 1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны Задание № Клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, образуют 1)органы 2)системы органов 3)внутреннюю среду 4)ткани Задание № Верны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все клетки растений содержат хлоропласты. Б. Все клетки растений имеют клеточную оболочку. 1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны Задание № Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета – (А). Молекулы (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из (Г). Она выполняет важные функции. 1)хромопласт 2)вакуоль 3)хлоропласт 4)хлорофилл 5)митохондрия 6)целлюлоза 7)гликоген 8)глюкоза Задание № Рост стебля в толщину осуществляется за счёт тканей 1)древесины 2)сердцевины 3)луба 4)камбия Задание № К неорганическим веществам клетки относят 1)жиры 2)витамины 3)воду 4)углеводы Задание № Проводящая ткань растений, по клеткам которой осуществляется передвижение органических веществ, состоит из 1)сосудов 2)ситовидных трубок 3)волокон 4)клеток с волосками Задание № Установите соответствие между характеристикой ткани растения и её видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ А)состоит из клеток, содержащих хлоропласты Б)образована клетками с толстыми прочными стенками В)выполняет роль каркаса Г)выполняет функцию образования органических веществ из неорганических на свету Д)служит опорой для растения Е)придает растению постоянную форму ВИД ТКАНИ 1)механическая 2)Фотосинтезирующая Задание № Какая ткань обеспечивает рост растения? 1)образовательная 2)запасающая 3)проводящая 4)Покровная Задание № Старая растительная клетка отличается от молодой тем, что она 1)имеет более крупное ядро 2)содержит большую вакуоль 3)заполнена цитоплазмой 4)включает хлоропласты Задание № Клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, образуют 1)органы 3)внутреннюю среду 2)системы органов 4)Ткани Задание № Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПЛАСТИДЫ В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – (А) – обеспечивают процесс (Б) за счёт наличия в их составе пигмента (В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют (Г). 1)хромопласт 5)вакуоль 2)хлорофилл 6)дыхание 3)лейкопласт 7)хлоропласт 4)фотосинтез 8)каротин Задание № Какую функцию не выполняет мякоть листа? 1)газообмен 2)удаление излишков воды 3)придание листу прочности 4)фотосинтез



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: